• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Исследовательская работа "Подростковое одиночество"

Опубликовано Подоксенова Ирина Владимировна вкл 05.06.2024 - 18:40
Подоксенова Ирина Владимировна
Автор: 
Михиенко Милена

Исследовательская работа "Подростковое одиночество"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podrostkovoe_odinochestvo_mihienko_milena_11a.docx71.61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия

 г. Советский

Исследовательская работа

ПОДРОСТКОВОЕ ОДИНОЧЕСТВО

Выполнила: Михиенко Милена Владимировна, 11а

Руководитель: Подоксенова Ирина Владимировна,

педагог-психолог

г. Советский,

2023-2024 г.


ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ        3

ГЛАВА 1. ОДИНОЧЕСТВО КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА        5

1.1. Понятие и виды одиночества        5

1.2. Причины подросткового одиночества        6

1.3. Положительное и отрицательное влияние одиночества на подростка        7

1.3.1. Положительное влияние одиночества        7

1.3.2. Отрицательное влияние одиночества        8

ГЛАВА 2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ ОДИНОЧЕСТВА СРЕДИ ПОДРОСТКОВ И АНАЛИЗ МЕТОДОВ ЕГО КОРРЕКЦИИ        10

2.1. Определение уровня одиночества среди подростков        10

2.2. Сравнительный анализ методов коррекции одиночества        .11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ        15

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ        17

ПРИЛОЖЕНИЕ А        18

ПРИЛОЖЕНИЕ Б ……………………………………………………………….21

ПРИЛОЖЕНИЕ В ……………………………………………………………….22

ПРИЛОЖЕНИЕ Г ……………………………………………………………….23

ПРИЛОЖЕНИЕ Д ……………………………………………………………….24

ПРИЛОЖЕНИЕ Е ……………………………………………………………….26


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Тема моего исследовательского проекта интересная и актуальная, так как во все времена дети подросткового возраста часто сталкиваются с переживанием чувства одиночества, которое является возрастным новообразованием, появляющимся впервые в результате развития познавательной и эмоциональной сферы личности и перехода подростка на новый уровень самосознания.

Изучением данного вопроса занимались многие психологи – И. С. Кон, И. В. Дубровина, С. В. Кривцова и другие. Причем большинство авторов подчеркивают двойственность характера переживания одиночества и его влияния на подростка: с одной стороны, оно обогащает внутренний мир, позволяя почувствовать уникальность своего существования, с другой – может привести к поведенческим отклонениям, депрессии и даже к суициду. Почему же одиночество для одних подростков становится ступенькой в личностном росте, а других ведет в пропасть отчаяния? Чтобы ответить на поставленный вопрос, необходимо разобраться в том, что же такое одиночество, каким образом оно возникает и каков механизм его влияния на подростка.

Проблема: многие родители и подростки не знают, как справиться с подростковым одиночеством.

С целью изучения особенностей характера переживаний чувства одиночества подростками я решила провести исследование на учащихся подросткового возраста нашей школы. И это является новизной моей работы.

Исходя из поставленной цели, была выдвинута гипотеза: подростки нашей школы остро переживают одиночество.

Для достижения цели и подтверждения гипотезы были поставлены следующие задачи:

- проанализировать психологическую литературу по проблеме одиночества;

- провести диагностическое обследование среди учащихся подросткового возраста с целью определения уровня одиночества;

- провести качественный анализ результатов тестирования, сделать выводы;

- проанализировать методы коррекции подросткового одиночества и определить наиболее эффективные;

- разработать рекомендации для родителей и подростков по преодолению чувства одиночества.

Объектом исследования является подростковое одиночество.

Предметом исследования: особенности переживания одиночества в подростковом возрасте.

В своей работе я использовала такие методы исследования как анализ психологической литературы, тестирование, анализ полученных данных, метод математической статистики.

Теоретическая значимость моей работы заключается в том, что, зная особенности переживания одиночества подростков, можно привлечь к этой проблеме внимание педагогов и родителей.

Моя работа помимо теоретической имеет и практическую значимость, потому что материалы работы могут использоваться педагогом-психологом при проведении родительских собраний по проблеме подросткового одиночества, а разработанные рекомендации помогут родителям сработать на профилактику данной проблемы, а подросткам преодолеть данное чувство (Приложения Д, Е).


ГЛАВА 1. ОДИНОЧЕСТВО КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

1.1. Понятие и виды одиночества

        Ещё в древние времена, когда люди начали задумываться о смысле жизни и месте человека в мире, появилось понятие одиночества. Одиночество – это эмоциональное состояние человека, которое характеризуется чувством изоляции, обособленности и нехватки общения с другими людьми [10].

На данный момент психологи выделяют следующие виды одиночества:

1) Космическое одиночество – отдалённость человека от причастия ко всему возможному [7]. Данный вид является самым необычным, поскольку люди, которые к нему относятся, не испытывают трудностей в связи с нехваткой общения с другими. Они больше переживают из-за своей «непричастности» к истории, природе, космосу, богу и т.д. Такие люди думают, что они не смогли как-то реализовать свою личность в обществе.

2) Культурное одиночество – душевное состояние, подразумевающее избегание контакта с людьми из какой-либо культурной среды [6]. При переезде или переориентации общества на другие ценности для человека меняется культурная среда, к которой не так уж легко быстро привыкнуть. Из-за этого некоторые самостоятельно принимают решение об изоляции от общества. Мотивом такого поступка может стать личная неприязнь к новым ценностям.

3) Межличностное одиночество – недостаток духовной связи с какой-либо конкретной личностью. В жизни каждого из нас есть самый близкий человек. Если мы чувствуем недостаточное количество общения с ним в результате ссоры, гибели и т.д., то обретаем межличностное одиночество.

4) Социальное одиночество – исключение из какой-либо социальной группы [5]. Каждый человек исконно должен принадлежать к какой-либо компании. Допустим, если вы школьник, то ваше место в группе одноклассников, а если где-то работаете, то вашей компанией является рабочий коллектив. Бывает так, что человека не принимают в такой круг общения, в результате чего он испытывает чувство одиночества и изоляции.

1.2. Причины подросткового одиночества

Подростковый возраст – самый сложный период в жизни любого человека. Ребёнок сталкивается с огромным множеством изменений, которые в процессе привыкания влияют на него не только положительно, но и отрицательно. Например, подросток может стать заложником одиночества, что в современном мире является довольно распространённой проблемой для многих [10]. Психологи выделяют несколько причин, сопутствующих этому:

        1) Отсутствие опыта самопознания. В подростковый период каждый ребёнок начинает невольно задумываться о собственной значимости [8]. Из-за недостатка опыта в данном деле, подростки не могут оценить свой внутренний мир. В результате они приобретают неуверенность, которая отталкивает их от общения со сверстниками и родителями.

2) Непринятие в основную социальную группу. Все подростки учатся в школе, где по стандарту есть сформировавшийся коллектив. В результате каких-либо конфликтов, ссор, издевательств и социальных отличий ребёнка могут не принять сверстники [4]. При отсутствии основной социальной группы, подросток закрывается в себе и не стремится к какому-либо другому общению.

3) Плохой пример общения в семье. Если подросток на протяжении всей своей жизни наблюдал за ненормальными отношениями между родственниками, то он не захочет принимать участие в общении с кем-либо из-за страха.

        4) Гиперопека со стороны родителей. Каждый взрослый старается всеми силами обезопасить своего ребёнка, но некоторые родители делают это слишком настойчиво [8]. Из-за этого у подростка могут появиться повышенные требования к другим людям, которые мешают какому-либо взаимодействию.

        5) Неправильные представления о различных социальных контактах. Подростки в меру своего опыта вынуждены самостоятельно просчитывать результат какого-либо общения [4]. Чаще всего они придумывают что-то нереалистичное, из-за чего в дальнейшем рушатся их представления. Появляется нежелание когда-либо с кем-либо общаться.

1.3. Положительное и отрицательное влияние одиночества на подростка

1.3.1. Положительное влияние одиночества

Многие взрослые ошибочно считают, что одиночество оказывает исключительно отрицательное влияние на подростка. На самом деле это не так, поскольку исследователи определили следующее положительное воздействие:

1) Концентрация на саморазвитии. Одиночество чаще всего подразумевает полную изоляцию от влияния других людей, позволяющую уделять большее количество времени себе и своим целям. Для подростков это очень важно, поскольку они только учатся самостоятельно добывать знания [1].

2) Развитие креативности. Одинокие подростки имеют огромное количество свободного времени, которое чаще всего отдают творческой деятельности. Среди известных писателей, художников, скульпторов и т.д. нередко можно встретить тех, кто провёл свои школьные годы в изоляции от общества.

3) Отдых и восстановление. Подростковый возраст – один из самых сложных периодов в жизни любого человека, поскольку он предполагает огромное количество различной деятельности [10]. Ребята проводят много времени в школе, выполняют домашние обязанности, помогают старшим и младшим в семье [3]. Из-за этого они не всегда могут хорошо отдохнуть, особенно, если у них есть какой-то круг общения, которому тоже следует уделять время. Одиночество в таких ситуациях является хорошим спасением.

4) Качественное самопознание. В прошлом пункте мы рассматривали причины подросткового одиночества, одной из которых являлось отсутствие опыта самопознания [8]. Дело в том, что обособленность ребёнка невольно заставляет его изучать самого себя, свои сильные и слабые стороны. Одинокие подростки начинают осознавать свои потребности и цели [3].

1.3.2. Отрицательное влияние одиночества

Исследователи выделили следующие основные пункты отрицательного влияния одиночества на подростка:

1) Ухудшение физического здоровья. Подростки при обособленности от общества испытывают очень много стресса, что сказывается на здоровье. Например, они предрасположены к возникновению различных вредных привычек и недостатку физической активности, что прямо влияет на организм.  

2) Снижение коммуникационных навыков. Изоляция от общества подразумевает малое взаимодействие с людьми [10]. Если подросток не будет общаться с кем-либо, то его коммуникативные навыки будут снижаться. В результате это приведёт ребёнка к неумению разговаривать с людьми [2].

3) Изменение качества жизни. Уровень счастья в жизни любого человека прямо зависит от взаимодействия с обществом, это доказано множеством социальных экспериментов [9]. Подростки, не получающие достаточного количества социальной поддержки, чувствуют неудовлетворённость жизнью.

4) Возникновение психических расстройств. Подростковый возраст характеризуется эмоциональной нестабильностью, которая в паре с одиночеством может привести к развитию различных психических расстройств [9]. Неоднократные обращения родителей к специалистам чаще всего связаны именно с последствиями подросткового одиночества.

5) Развитие уровня недоверия к людям. Считается, что в подростковом возрасте дети только начинают изучать мир с точки зрения взрослого человека. Если в этот момент жизни школьники не привыкнут к общению с людьми, то в дальнейшем не смогут им доверять. Естественно, это не приведёт к чему-либо хорошему, поскольку доверие является основой общества [2].


ГЛАВА 2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ ОДИНОЧЕСТВА СРЕДИ ПОДРОСТКОВ И АНАЛИЗ МЕТОДОВ ЕГО КОРРЕКЦИИ

2.1. Определение уровня одиночества подростков

        Экспериментальная часть работы проводилась на базе МАОУ гимназии г. Советский. В диагностическом исследовании принимали участие 25 обучающихся в возрасте 14-17 лет, из них 8 юношей и 17 девушек.

 С целью определения уровня одиночества у подростков был проведен диагностический опросник «Одиночество» С. Г. Корчагиной (Приложение А), результаты которого рассчитывались с помощью ключа (Приложение Б).

Качественный анализ ответов на предложенный опросник показал, что:

- 20% испытуемых считают, что они не находят понимания среди близких и друзей, 24% отмечают, что такие мысли возникают часто, 32% респондентов иногда так думают, и только 24% не чувствуют ничего такого;

- у 12% опрошенных возникают мысли, что они никому не нужны, 16% учащихся часто подвергаются таким мыслям, 24% испытуемых редко думают об этом и 48% -  никогда не чувствовали такого;

- постоянным ощущением заброшенности страдают 12% учащихся, остальные подростки не испытывают таких ощущений вообще;

- недостаток дружеского общения прослеживается у 48% подростков, у остальных почти не прослеживается или не прослеживается вообще;

- наличие приступов печали по чему-то безвозвратно ушедшему отмечается у многих опрошенных в разной степени (80%), только 20% учащихся не страдают этим;

- большая половина подростков чувствуют перегруженность поверхностными социальными контактами в той или иной степени (76%);

- постоянное или частое чувство собственной зависимости от других людей присутствует у меньшей половины опрошенных (36%);

- сопереживание горю другого человека ярко испытывают 72% респондентов, остальные – таких чувств никогда не испытывают;

- у 44% опрошенных есть способность выражать свое сопереживание другим всегда, 24% учащихся не могут вообще сопереживать другому человеку, остальные 32% -  могут, но не всегда;

- для большинства опрошенных (72%) успех или везение другого человека в той или иной степени вызывает чувство своей ущемленности, и всего 12% учащихся не чувствуют такого;

- 60% подростков считают, что проявляют свою самостоятельность в решении сложных жизненных ситуаций;

- большинство опрошенных (72%) считают, что чувствуют в себе достаточный резерв возможностей для того, чтобы самостоятельно решать жизненные задачи в той или иной степени, остальные обучающиеся не могут самостоятельно справляться с жизненными трудностями.

Исходя из полученных данных (Приложение В), можно сделать вывод, что 44% испытуемых не чувствуют себя одинокими, у 32% подростков отмечается неглубокое переживание одиночества, а 24% школьников (6 человек) чувствуют себя очень одинокими. 

2.2. Сравнительный анализ методов коррекции одиночества

        После проведения диагностического исследования, направленного на определение уровня одиночества среди подростков, я решила изучить какие же методы коррекции одиночества существуют и сравнить их.

        Результаты анализа основываются на информации из проверенных источников и собственных предположений.

Способ №1 – Чтение литературы по развитию коммуникативных навыков

Книги имеют невероятно положительное влияние на человека и обеспечивают множество выгод и преимуществ для самосовершенствования.

        Суть метода: подросток на протяжении некоторого количества времени читает специальные книги по развитию коммуникативных навыков.

        Сложность применения: современные школьники не любят читать, поэтому заставить их делать это будет достаточно сложно. Также не стоит забывать о том, что чтение – затратное по времени действие, а у многих подростков его попросту нет из-за школы и других видов деятельности.

        Оценка эффективности: к большому сожалению, чтение книг по развитию коммуникативных навыков никак не поможет преодолеть подростковое одиночество, поскольку знание теории – это одно, а применение в действии – совершенно другое. Такой метод был бы не плохим в качестве дополнения к какому-либо другому, но никак иначе. Допустим, подросток уже постепенно начинает общаться со сверстниками и ещё не знает, как правильно взаимодействовать с другими людьми.

Способ №2 – Принятие собственных чувств

Чувства играют важную роль в жизни человека, они помогают нам взаимодействовать с собой, окружающим миром и другими людьми.

        Суть метода: ребёнку необходимо признать своё одиночество и больше не думать о нем, как о проблеме. Некоторые специалисты считают, что принятие своих чувств приведёт к улучшению общего состояния, а также в дальнейшем поможет наладить взаимодействие с окружающими.

        Сложность применения: принятие собственных чувств – довольно сложное действие, которое требует не только время, но и опыт. Вряд ли у подростка, который только начинает познавать себя, это получится.

        Оценка эффективности: я считаю, что данный метод совершенно неэффективен, поскольку проблемы нужно решать, а не свыкаться с ними. Если подросток примет одиночество, это никак ему не поможет от него избавиться.

Способ №3 – Посещение различных мероприятий и участие в активностях

Мероприятия и активности являются важным компонентом жизни любого человека. Они помогают наслаждаться и получать удовольствие от разнообразных возможностей, а также способствуют общему развитию.

        Суть метода: подросток старается принимать участие в различных интересных активностях, а также посещает интересные мероприятия.

        Сложность применения: каждый школьник может найти себе мероприятие по душе, поскольку в нашей стране множество сил направлено на развитие подрастающего поколения, именно поэтому проблем с поиском не возникнет. Единственное, подростку с одиночеством будет довольно сложно переступить через себя и самостоятельно пойти в многолюдное место.

        Оценка эффективности: посещение различных мероприятий и участие в активностях подразумевает взаимодействие с людьми и работу в команде. Даже самый одинокий человек сможет найти там себе компанию, потому что общее дело всегда укрепляет отношения между людьми.

Способ №4 – Работа со специалистом

Специалисты – это люди, обладающие специфическими знаниями, навыками и опытом в определённой области. Они прошли обучение и получили специализированное образование, что позволяет им выполнять определённые задачи и предоставлять профессиональные услуги.

        Суть метода: подросток прорабатывает свою проблему чувства одиночества вместе со специалистом, который помогает найти решение.

        Сложность применения: бывает так, что в некоторых городах совершенно нет специалистов, работающих с данной проблемой. Также не стоит забывать о том, что данная услуга стоит денег, а у некоторых семей их нет. Именно поэтому данный метод считается не слишком доступным.  

        Оценка эффективности: специалист – профессионал своего дела, который точно знает, как помочь подростку. Данный метод является самым эффективным, но к сожалению – не самым доступным для многих семей.

Проанализировав самые популярные методы борьбы против подросткового одиночества (Приложение Г), я сделала вывод, что некоторые способы не являются эффективными. Чтение книг по улучшению навыков коммуникации и принятие собственных чувств никак не помогут школьникам справиться с одиночеством, поэтому я не рекомендую их использовать.

Лучше направить все свои силы на два других метода: посещение различных мероприятий и работа со специалистом. Они более эффективны, но, к сожалению, с их реализацией могут возникнуть незначительные трудности.

Выбирать способ должны не только родители, но и сами подростки непосредственно. Допустим, ребёнок боится посещать мероприятия и категорически против этого, а родители настаивают именно на этом способе. Естественно, такой подход не доведёт до желаемого результата. Здесь важно уметь договариваться и не опускать руки.

К большому сожалению, некоторые из взрослых совершенно не знают, как обезопасить подростков от одиночества. Именно поэтому я подготовила пакет рекомендаций для родителей (Приложения Д) и подростков (Приложение Е). 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате выполнения исследовательской работы была достигнута главная цель – изучение особенностей характера переживаний чувства одиночества старшеклассниками.

Для достижения данной цели были полностью решены задачи:

- проанализирована психологическая литература по проблеме одиночества;

- проведено диагностическое обследование среди учащихся подросткового возраста с целью определения уровня одиночества;

- проведен качественный анализ результатов тестирования, сделаны выводы;

- проанализированы методы коррекции подросткового одиночества и определены наиболее эффективные;

- разработаны рекомендации для родителей и подростков по преодолению чувства одиночества.

На основе анализа теоретических источников я узнала, что одиночество – это не просто переживание, а тяжёлое психическое состояние, обычно сопровождающееся плохим настроением и тягостными эмоциональными переживаниями, которое впервые наиболее остро осознается в подростковом возрасте. Познакомилась с особенностями переживания чувства одиночества подростками, его видами, причинами, а также рассмотрела, насколько положительно и отрицательно влияет одиночество на подростка.

В ходе экспериментальной части проекта был выявлен уровень одиночества у учащихся 14-17 лет нашей образовательной организации, проанализированы наиболее эффективные методы коррекции подросткового одиночества.

Исходя из результатов обследования, можно сделать вывод, что что 44% испытуемых не чувствуют себя одинокими, у 32% подростков отмечается неглубокое переживание одиночества, а 24% школьников (6 человек) чувствуют себя очень одинокими. 

        Таким образом, выдвинутая гипотеза – подростки нашей школы остро переживают одиночество – подтвердилась частично, так как только 24% испытуемых глубоко одиноки.

Проанализировав самые популярные методы борьбы против подросткового одиночества в психологической литературе, я сделала вывод, что не все способы являются эффективными. Чтение книг по улучшению навыков коммуникации и принятие собственных чувств никак не помогут школьникам справиться с одиночеством, а вот посещение различных мероприятий и работа со специалистом по коррекции одиночества и развитию коммуникативных навыков являются наиболее эффективными методами.

Считаю, что практическая значимость моего исследовательского проекта заключается в том, что материалы работы могут использоваться педагогом-психологом при проведении родительских собраний по проблеме подросткового одиночества, а разработанные рекомендации помогут родителям сработать на профилактику данной проблемы, а подросткам преодолеть данное чувство.

В перспективе было бы интересно изучить проблему одиночества в юношеском возрасте.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бабицкая Л. А. Одиночество подростков как социально-педагогическая проблема // Межведомственный подход к сопровождению личности, оказавшейся в трудной жизненной ситуации: теория и лучшие практики. – 2022. – С. 11-16.
  2. Грязнова О. В. Эмпирический опыт исследования взаимозависимости между девиантным поведением и состоянием одиночества в подростковом возрасте // Наука и образование: сохраняя прошлое, создаём будущее. – 2020. – С. 134-143.
  3. Дворникова И. Н., Смирнова Н. Б. Состояние одиночества и девиантное поведение подростка // Проблемы профилактики социально опасного поведения. – 2019. – С. 181.
  4. Дедов Н. П., Комиссарова О. А. Социально-психологические особенности одиночества у современных подростков // Вестник университета. – 2020. – №. 1. – С. 177-181.
  5. Коркия Э. Д. Социальное одиночество как атрибут урбанистических практик в контексте самоизоляции // Социология. – 2021. – №. 2. – С. 81-86.
  6. Кочеткова Т. Н. Противоречивая сущность концепта «одиночество» // Russian Journal of Education. – 2015. – №. 9 (53). – С. 534-542.
  7. Лященко М. Н. К проблеме определения и типологии одиночества // Ценности и смыслы. – 2017. – №. 2. – С. 60-72.
  8. Самаль Е. В., Стволыгин К. В. Особенности переживания одиночества лицами подросткового возраста в конце прошлого столетия // Психология человека в образовании. – 2020. – Т. 2. – №. 2. – С. 166-173.
  9. Сухарева Н. Ф., Алаева М. В., Михалкина С. А. Переживание одиночества современными подростками // International Journalof Medicineand Psychology. – 2022. – Т. 5. – №. 4. – С. 71.
  10. Усманова М. Н. Одиночество как психологический феномен в подростковом возрасте // Психология XXI столетия. – 2017. – С. 407-411.

Приложение А

Диагностический опросник «Одиночество» (С. Г. Корчагина)

Фамилия, имя _____________________________________ Класс __________

1.Бывает ли так, что Вы не находите понимания у близких, друзей?

□ Всегда

□ Часто

□ Иногда

□ Никогда

2.Возникают ли у Вас мысли, что по-настоящему Вы никому не нужны?

□ Всегда

□ Часто

□ Иногда

□ Никогда

3. Бывает ли у Вас ощущение собственной заброшенности, покинутости в мире?

□ Всегда

□ Часто

□ Иногда

□ Никогда

4. Испытываете ли Вы недостаток в дружеском общении?

□ Всегда

□ Часто

□ Иногда

□ Никогда

5.Бывает ли у Вас чувство острой тоски по чему-то безвозвратно ушедшему, потерянному навсегда?

□ Всегда

□ Часто

□ Иногда

□ Никогда

6. Чувствуете ли Вы перегруженность поверхностными социальными контактами, не дающими возможность истинного человеческого общения?

□ Всегда

□ Часто

□ Иногда

□ Никогда

7. Присутствует ли у Вас ощущение собственной зависимости от других людей?

□ Всегда

□ Часто

□ Иногда

□ Никогда

8. Способны ли Вы сейчас к истинному сопереживанию горя другого человека?

□ Всегда

□ Часто

□ Иногда

□ Никогда

9. Можете ли Вы выразить человеку свое сопереживание, понимание, сочувствие?

□ Всегда

□ Часто

□ Иногда

□ Никогда

10. Бывает ли так, что успех или везение другого человека вызывает у Вас чувство своей ущемленности, сожаление по поводу собственных неудач?

□ Всегда

□ Часто

□ Иногда

□ Никогда

11. Проявляете ли Вы свою самостоятельность в решении сложных жизненных ситуаций?

□ Всегда

□ Часто

□ Иногда

□ Никогда

12. Чувствуете ли Вы в себе достаточный резерв возможностей для того, чтобы самостоятельно решать жизненные задачи?

□ Всегда

□ Часто

□ Иногда

□ Никогда

Спасибо за участие в опросе!


Приложение Б

Ключ к диагностическому опроснику С. Г. Корчагиной

 «Одиночество»

№

Количество баллов

1

Всегда – 4 балла

Часто – 3 балла

Иногда – 2 балла

Никогда – 1 балл

2

Всегда – 4 балла

Часто – 3 балла

Иногда – 2 балла

Никогда – 1 балл

3

Всегда – 4 балла

Часто – 3 балла

Иногда – 2 балла

Никогда – 1 балл

4

Всегда – 4 балла

Часто – 3 балла

Иногда – 2 балла

Никогда – 1 балл

5

Всегда – 4 балла

Часто – 3 балла

Иногда – 2 балла

Никогда – 1 балл

6

Всегда – 4 балла

Часто – 3 балла

Иногда – 2 балла

Никогда – 1 балл

7

Всегда – 4 балла

Часто – 3 балла

Иногда – 2 балла

Никогда – 1 балл

8

Всегда – 4 балла

Часто – 3 балла

Иногда – 2 балла

Никогда – 1 балл

9

Всегда – 4 балла

Часто – 3 балла

Иногда – 2 балла

Никогда – 1 балл

10

Всегда – 4 балла

Часто – 3 балла

Иногда – 2 балла

Никогда – 1 балл

11

Всегда – 4 балла

Часто – 3 балла

Иногда – 2 балла

Никогда – 1 балл

12

Всегда – 4 балла

Часто – 3 балла

Иногда – 2 балла

Никогда – 1 балл

Интерпретация результатов:

12-16 баллов

Сейчас человек не переживает одиночество.

17-27 баллов

Сейчас человек неглубоко переживает одиночество

28-38 баллов

Сейчас человек глубоко переживает одиночество

39-48 баллов

Сейчас человек глубоко переживает одиночество, погружен в это состояние.


Приложение В

Результаты исследование уровня одиночества среди подростков

Приложение Г

Сравнительный анализ методов коррекции подросткового одиночества

Метод

Суть

Сложность

Эффективность

Чтение книг

Развитие коммуникативных навыков

Высокая

Низкая

Принятие чувств

Осознание
одиночества

Средняя

Низкая

Мероприятия
и активности

Участие
в групповой
деятельности

Средняя

Высокая

Работа со
специалистом

Индивидуальная
помощь

Высокая

Высокая


Приложение Д

Рекомендации для родителей по профилактике

подросткового одиночества

1) Больше общайтесь со своим ребёнком. Проводите время с подростком, обсуждая интересы, мысли и чувства. Это поможет укрепить эмоциональную связь и даст подростку возможность делиться своими переживаниями.

2) Внимательно слушайте своего ребёнка. Всегда выслушивайте, когда подросток делится мыслями и чувствами. Избегайте критики или советов, если они не просят об этом, демонстрируя тем самым уважение к их переживаниям.

3) Поддерживайте подростка во всех начинаниях. Поощряйте увлечения и интересы подростка. Именно поддержка родителей на первых порах может помочь найти друзей с похожими интересами и расширить свой круг общения.

4) Принимайте участие в жизни подростка. Участвуйте в мероприятиях, которые важны для подростков, показывая вашу поддержку и интерес.

5) Создавайте комфортную атмосферу для ребёнка. Убедитесь, что дом – это место, где подросток чувствует себя в безопасности и спокойствии, чтобы делиться своими переживаниями.

6) Вовлеките подростка в волонтёрские проекты. Например, работа в приюте для животных или участие в экологических инициативах. Такие виды деятельности помогут подростку почувствовать свою значимость и вовлеченность в важные дела. Да и единомышленников среди волонтёров найти легко.

7) Предложите подростку создать свой блог или влог. Ведение блога о своих увлечениях или интересах поможет выразить себя и найти поддержку среди аудитории с похожими интересами.

8) Организуйте тематические вечера в семье или с друзьями. Например, вечер кино, кулинарный вечер или костюмированная вечеринка. Это способствует социальному взаимодействию в более комфортной обстановке.

9) Не бойтесь обращаться к специалистам. Если вы заметили, что ваш ребёнок испытывает чувство одиночества, и вы никак не можете ему помочь, то обращайтесь к специалисту.


Приложение Е

Рекомендации для подростков «Как справиться с одиночеством?»

1) Исследуйте новые хобби и узнавайте свои интересы. Попробуйте что-то, что всегда казалось интересным, будь то рисование, танцы, программирование, музыка, спорт и т.д. Новые увлечения открывают двери к новым дружеским связям.

2) Создайте личный проект о своей жизни. Это может быть блог, YouTube-канал, подкаст, видео в Tik Tok или что-то ещё, что позволяет выразить себя и делиться интересами с другими.

3) Участвуйте в волонтёрских инициативах. Волонтёрская деятельность не только приносит пользу обществу, но и предоставляет возможность встретить людей с похожими интересами.

4) Практикуйте саморефлексию. Ведите дневник или занимайтесь медитацией. Это помогает понять свои чувства и научиться справляться с ними.

5) Обсудите переживания с близкими или профессионалами. Не бойтесь обратиться за поддержкой к родителям, друзьям или психологу.

6) Чаще путешествуйте. Если возможно, отправляйтесь в путешествие самостоятельно или с программой обмена. Исследование новых мест помогает лучше понять себя и встретить разных людей.

7) Обучайтесь на групповых онлайн-курсах. Присоединяйтесь к онлайн-курсам по интересующим вас темам. Так вы не только обучитесь новому, но и сможете общаться с людьми, разделяющими ваши интересы.

8) Участвуйте в городских культурных мероприятиях. Посещение музеев, выставок, концертов или театров расширяет кругозор и помогает встретить интересных людей.

9) Берите на себя инициативу в отношениях с окружающими. Инициируйте знакомства и предлагайте встречи. Не ждите, что другие сделают первый шаг, проявляйте интерес к людям первыми.


Поделиться:

Павел Петрович Бажов. Хрупкая веточка

Северное сияние

Хризантема и Луковица

Астрономический календарь. Декабрь, 2018

Басня "Море и река"