• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Исследовательская работа "Влияние киноэффектов на эмоциональное состояние человека"

Опубликовано Подоксенова Ирина Владимировна вкл 05.06.2024 - 18:27
Подоксенова Ирина Владимировна
Автор: 
Постовалова Василиса

Исследовательская работа "Влияние киноэффектов на эмоциональное состояние человека"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vliyanie_kinoeffektov_na_emotsionalnoe_sostoyanie_cheloveka_postovalova_vasilisa_10v.docx868.41 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия г. Советский

Исследовательская работа

ВЛИЯНИЕ КИНОЭФФЕКТОВ НА ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА

Выполнила: Постовалова Василиса Дмитриевна, 10в класс

Руководитель: Подоксенова Ирина Владимировна,

педагог-психолог

г. Советский,

2023-2024 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………………….. 3

ГЛАВА 1. КИНОЭФФЕКТЫ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА………………………………………………………………….…...……………………. 5

1.1. Краткая история возникновения киноэффектов……………………………………………....... 5

1.2. Классификация киноэффектов ………….……….……………...…………………………......... 5

1.3. Визуальная среда в кинематографии …………………………………...………………………. 6

1.4. Звуковое пространство в кинематографии…………………………………………………….. 13

1.5. Приемы и техники для эмоционально-содержательной направленности фильма………….. 16

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ КИНОЭФФЕКТОВ НА ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ПОДРОСТКОВ………………………………………………………………..…….. 17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….………………........ 20

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………………………… 21

ПРИЛОЖЕНИЕ А ………………………………………………………………………………........ 22










ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Киноиндустрия прочно вошла в жизнь современного человека, став одним из основных видов досуга, вытесняя чтение литературных произведений. Поход в кинотеатр или просмотр фильма в кругу друзей дает темы для общения, возможность обсуждения актуальных проблем через призму кинокартин.

Жизнь сегодня быстротечна и стремительна. Для того чтобы хоть на какой-то часок вырваться из серых будней и тяготеющей реальности, абстрагироваться от насущных проблем и просто приятно провести время, мы инициируем просмотр новых продуктов киноиндустрии. Таким образом, в зависимости от настроения и выбранного жанра картины, мы можем управлять своим эмоциональным фоном. За короткий промежуток времени мы можем пережить любовь, радость, ощутить горечь предательства и желание добиться поставленной цели. Мы сочувствуем и переживаем, то есть проживаем те чувства, которые в реальной жизни можем не испытать и за год.

Просмотр фильма – это своего рода расслабление для мозга, поскольку он переключается на другую «волну» и отдыхает от обилия мыслей, которые досаждали ему на протяжении всего дня. Фильмы могут нести самую разнообразную функцию, она может быть образовательной, поучительной, назидательной или развлекательной, все зависит от выбранного сюжета картины. Часто определенное кино становится для нас источником вдохновения и своеобразным «окном» в новую жизнь. У человека может возникнуть желание осуществить свои давние мечты, по примеру героев фильма, добиться больших результатов в карьере или наладить личную жизнь [5].

Меня стало интересно, как и какими способами кино оказывает воздействие на людей. Поэтому я решила провести исследование с целью определения влияния киноэффектов на эмоциональное состояние подростков в возрасте 14-17 лет. Так как это исследование впервые проводится в нашем образовательном учреждении, то в этом и заключается его новизна. 

Исходя из вышеизложенного, была выдвинута гипотеза – киноэффекты оказывают сильное влияние на эмоциональное состояние аудитории в возрасте от 14 до 17 лет.

Для достижения цели и подтверждения гипотезы мной были поставлены задачи:

- проанализировать теоретические источники по данной теме;

- организовать кинопоказ, а по окончанию фильмов провести опрос, направленный на выявление влияния киноэффектов на эмоциональное состояние подростков;

- проанализировать полученные данные и сделать выводы.

Объектом исследования является группа подростков 14-17 лет.

Предметом исследования – влияние различных эффектов кино на ментальное состояние человека.

В ходе работы использовались следующие методы:

- изучение и анализ теоретических источников;

- эксперимент;

- опрос;

- анализ полученных данных.

Практическая значимость моего исследовательского проекта заключается в том, что материалы и результаты работы могут быть использованы студентами кинематографических ВУЗов при написании рефератов и курсовых работ.

ГЛАВА 1. КИНОЭФФЕКТЫ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ЧЕЛОВЕКА

  1. Краткая история возникновения киноэффектов

Кино, родившееся в самый разгар технической революции, всегда зависело от техники, которая влияла не только на качество изображения, но и на сюжеты. Впервые спецэффекты появились в короткометражном фильме «Казнь Марии Шотландской» режиссёра Альфреда Кларка. Премьера ленты состоялась в августе 1895 года. Фильм длился всего 21 секунду и состоял из одной сцены – собственно, казни королевы Марии. Для создания этого эпизода Кларк использовал приём стоп-кадра.

Следующим фильмом, в котором использовали практические эффекты, была основополагающая научно-фантастическая классика Жоржа Мельеса «Путешествие на Луну». Используя декорации, костюмы, реквизит, эффекты дыма и взрыва, он создал полностью правдоподобный научно-фантастический мир, воплотивший в жизнь идеи Герберта Уэллса, чье творчество было популярно в то время. Рассказывая историю об ученых, которые отправились на Луну, где сражались с инопланетянами, Мельес применил монтаж и склейки, показав, что кино было более правдоподобным и естественным местом для практических эффектов, чем театр, где зрители всегда видели уловки постановщиков.

Что касается звука в кино, то 6 июля 1928 года в американский прокат вышли «Огни Нью-Йорка». Крайм-драма Брайана Фоя стала первой стопроцентно звуковой лентой, без немых сцен и интертитров. В то время в США шла активная экспансия звука на территорию кино: техногиганты патентовали все более совершенные системы звукозаписи, студии перекраивали контент-план в пользу «говорящих» фильмов, шло переоснащение кинотеатров, звезды немого периода выходили в тираж.

В итоге рубеж 1920–1930-х перевернул с ног на голову ориентиры Голливуда и навсегда разрушил утопию универсального языка, понятного в любых точках мира. Об этом, в частности, рассказывает недавний «Вавилон» Дэмьена Шазелла, а также староголливудские шедевры вроде «Бульвара Сансет» Билли Уайлдера и «Поющих под дождем» Джина Келли и Стэнли Донена [2].

  1. Классификация киноэффектов

Западные исследователи, когда речь идёт о различных средствах воздействия на человека внешних факторов, в том числе художественных средств произведения, часто используют понятие "телесность", "тело" (англ. body), рассматривая тело как систему, в которой синтетически соединяются зрительные, тактильные, слуховые и обонятельные способы восприятия действительности.

Визуальные эффекты. К визуальным эффектам в кино относится всё, что на стыке реально снятых зрелищных сцен и компьютерной графики. Например, когда вы видите на экране толпу зомби, скорее всего, на площадке было задействовано не больше сотни актеров.

Звуковые эффекты. Звуковые эффекты в кино заключаются в подборе, имитации и наложении на изображение различных фоновых и синхронных шумов, что позволяет оживить и придать реалистичность происходящему

Эмоционально - содержательные эффекты. Эмоционально-содержательные эффекты направлены на то, чтобы вызвать у зрителя определенные эмоции. Эти эмоции связаны с сюжетом, персонажами и другими элементами контента [1].

  1. Визуальная среда в кинематографии

        Существенная доля любой кинокартины – это движения камеры и ракурсы, которые заставляют зрителей чувствовать определенную эмоцию в рамках презентуемого нарратива.

Приемы и техники для создания визуальной среды в кино

Движения камеры:

  • 25-й кадр. 25 кадром называют прием скрытого воздействия на подсознание человека. Суть его состоит в том, что в видеозапись (это может быть художественный фильм или рекламный ролик и т. д.) встраивается кадр, содержащий информацию, которую нужно донести до зрителя незаметно для глаз и, соответственно, для его сознания. Предполагается, что именно 25 кадр «проскакивает» так молниеносно быстро, что его не успевают рассмотреть органы зрения человека. Между тем информация, которую этот скрытый кадр содержит, якобы попадает напрямую в подсознание и оттуда добивается от человека определенных мыслей, поступков – целевых действий.
  • Панорама и наклон. Эффект панорамирования и наклона (слева направо или сверху вниз) чаще всего необходим, чтобы направить наши глаза и внимание на определенный аспект сцены. Часто эти приемы несут «разоблачительный» (открывающий нечто новое) характер, создающий в нас определенное ожидание, когда мы подсознательно спрашиваем себя: «Что сейчас произойдет?».
  • Трекинг, Долли и съемка с крана. Трекинг-съемка означает, что камера обычно перемещается из стороны в сторону, следуя за движением персонажей в сцене. Долли-съемка (на тележке) перемещает камеру вперед и назад, а кадры с крана перемещают камеру вверх и вниз. Эти приемы чаще всего используются для передачи определенного действия в сцене, скажем, шеф-повар идет через свой ресторан на кухню, а затем выходит на улицу, или человек бежит, пытаясь спрятаться от полиции. Они заставляют зрителя чувствовать себя частью сцены и истории вместе с актерами.
  • Приближение. Зум отличается от съемки тележки тем, что тележка физически перемещает камеру к персонажу и от него, что меняет перспективу. Сам кадр «двигается» за счет регулировки фокусного расстояния объектива через длительность кадра. Зум увеличивает то, что находится в фокусе, чаще всего персонажа, без общего изменения перспективы кадра. Однако он сжимает фон, что позволяет еще больше притянуть взгляд к объекту.
  • Высокий и низкий углы. Как правило, персонаж, который является доминирующим или более сильным в сцене, будет снят с низкого ракурса, а персонажи, находящиеся в подчиненном положении, будут сняты с более высокого ракурса. Эффект съемки под более высоким или более низким углом состоит в том, чтобы заставить зрителя буквально смотреть вверх на доминирующего персонажа и смотреть вниз на подчиненного персонажа и тем выработать определенное отношение.
  • Голландский угол. Камера намеренно размещается под нестандартным углом: горизонт отклоняется как минимум на 30 градусов и более. Прием дает очевидное ощущение, что что-то в сцене не так, вызывая у зрителей чувство дискомфорта. Он очень часто используется в триллерах и сценах ужасов, указывая, что нечто ненормальное вот-вот произойдет (или происходит) [7].

Цвет в кино:

Цвет в кино создает настроение и формирует наши эмоции при просмотре. Согласно некоторым исследованиям, цвета влияют на нас даже на физическом уровне. Цвет довольно часто несет в себе очень сильный смысловой подтекст. Через цвет режиссеры могут намекать на настроение главных героев, передавать атмосферу кадра, внушать зрителю чувство тревоги или радости. Ассоциации с каждым цветом могут быть как положительные, так и отрицательные. И кинематографисты этим удачно оперируют и буквально управляют нашими эмоциями по ходу просмотра фильма.

Цветовые гаммы:

  • Монохроматическая цветовая гамма. В этой схеме преобладает один основной цвет. Весь кадр выстраивается в разных оттенках красного, желтого, синего.

Классический, буквально хрестоматийный пример фильма, где используется монохроматическая цветовая схема – «Матрица». Здесь все, что происходит в искусственной реальности Матрицы, окрашено в зеленый – цвет, который у зрителя ассоциируется с изображением кода («цифровой дождь» из изумрудных символов). Но об ассоциациях мы поговорим позже.

Рисунок 1 – Монохроматическая цветовая гамма

  • Аналоговая цветовая гамма. Аналоговая схема подразумевает использование оттенков, которые находятся рядом друг с другом в цветовом колесе – только теплые и только холодные. По сути, эта схема очень близка к предыдущей, но дает большую свободу колористам и не так жестко ограничивает их инструментарий.

Рисунок 2 – Аналоговая цветовая гамма

  • Комплементарная цветовая гамма. В комплементарной цветовой схеме используются оттенки, расположенные в противоположных частях цветового колеса. Например, темно-желтый и синий или красный и зеленый.

     Сочетание противоположных цветов наш глаз воспринимает как гармоничное: теплый и холодный дополняют друг друга. Считается, что это самая простая и распространенная цветовая схема в кинематографе.

Вот как это работает: если основной акцент на переднем плане выполнен в рыжем или оранжевом цвете, то бэкграунд будет в основном синим. В противоположных цветах могут быть также выполнены одни только акценты.

Чаще всего кинематографисты используют именно рыже-синюю схему. Ее можно заметить, например, в фильмах «Безумный Макс» или «Драйв». Классический пример фильма, где создатели прибегли к красно-зеленой схеме – «Амели».

Рисунок 3 – Комплементарная цветовая гамма

  • Сплит-комплементарная цветовая гамма. Вместо двух противоположных цветов один основной (скажем, красный) противопоставляют двум другим, которые находятся на обратной стороне круга рядом друг с другом (синий и зеленый). В этом случае красный будет акцентом, а синий и зеленый – дополняющими.

Рисунок 4 - Сплит-комплементарная цветовая гамма

  • Троичная цветовая гамма. Как несложно догадаться, эта схема тоже подразумевает использование трех цветов. Однако в этом случае они расположены на равном расстоянии друг от друга в цветовом круге. Эту схему часто можно встретить в старом кино. Вот, посмотрите, например, на кадры из фильма «Женщина есть женщина».

Рисунок 5 – Троичная цветовая гамма

Цвет в кино:

  • Зеленый – цвет природы, лета, радости. Зеленый как добрый вестник, символ спокойствия и нравственной чистоты появляется в огромном количестве фильмов. В то же время зеленый довольно часто становится спутником злой магии.           

Рисунок 6 – Зеленый цвет в кино

  • Фиолетовый. Мистику и магию также часто окрашивают в фиолетовый. При этом в такой цветовой гамме волшебство уже не обязательно будет деструктивным. Это вполне может быть могущественная и доброжелательная энергия другого мира.

Рисунок 7 – Фиолетовый цвет в кино

  • Синий довольно часто сопровождает одиноких, оторванных от мира персонажей. Он может изображать как легкую меланхолию, так и полную изоляцию, и потерю почвы под ногами.

Рисунок 8 – Синий цвет в кино

  • Розовый чаще всего воспринимается как «девчачий» цвет, особенно в фильмах девяностых-двухтысячных. Часто этот цвет символизирует невинность и нежность, юношескую влюбленность, инфантильность. Едва ли не чаще этого розовый выступает как прикрытие, маскировка бессердечных и злых персонажей.

Рисунок 9 – Розовый цвет в кино

  • Красный. В красном часто представлены зловещие сцены, где присутствует насилие, страх, жестокость. В других картинах красный может сопровождать любовь – и совсем не обязательно роковую и разрушающую.

Рисунок 10 – Красный цвет в кино

  • Желтый может показывать, как наивность, теплоту и «детскость» главных героев, так и удушливую, тревожную, безумную обстановку.

Рисунок 11 – Желтый цвет в кино

  • Оранжевый может показывать домашний уют, доброе волшебство, теплую и дружескую атмосферу. А может – духоту, одиночество, потерянность.

Рисунок 12 – Оранжевый цвет в кино

  • Белый цвет может нести противоположные по настроению сообщения. У одного режиссера это будет опустошенность, пугающее бездействие, больничная стерильность. А у другого – чистота и невинность ребенка, воспоминания о детстве, мечты и сны [5].

Актерская игра в кино:

Актерское мастерство играет важную роль в создании эмоционально-содержательного контента в кино. Актеры являются ключевыми исполнителями ролей, которые передают эмоции и чувства персонажей зрителям.

Одной из основных задач актера является передача эмоций через свою игру. Он должен быть способен воплотить в жизнь различные эмоциональные состояния, такие как радость, грусть, страх, ярость и т.д., и при этом должен быть убедительным в своей игре, чтобы зритель мог поверить в то, что происходит на экране.

Для достижения высокого уровня актерского мастерства необходимо обладать навыками эмоциональной экспрессии. Актер должен уметь воссоздавать эмоциональные состояния, как собственные, так и вымышленных персонажей, а также контролировать свои эмоции и передавать их в нужный момент.  

Однако актерское мастерство не ограничивается только эмоциональной игрой. Важным аспектом является также умение создавать характер персонажа и передавать его через свою игру. Актер должен понимать мотивы и цели своего персонажа, его внутренний мир и психологию. В профессии актера немаловажным является способность взаимодействовать с другими актерами на сцене и создавать гармоничные эмоциональные «отношения».

В целом, актерское мастерство является неотъемлемой частью создания эмоционально-содержательного контента в кино. Актеры играют ключевую роль в передаче эмоций и чувств персонажей зрителям. Их способность контролировать и передавать эмоции, создавать уникальных персонажей и взаимодействовать с другими актерами является важным фактором успеха фильма и его эмоциональной привлекательности для зрителей.

  1. Звуковое пространство в кинематографии

Любой звук имеет пространственные характеристики. Мы можем ощущать, насколько он близок к нам или далек от нас, исходит ли он слева, справа, снизу или сверху. Поскольку звук имеет волновую природу, то он заполняет воспринимаемое нами пространство и непосредственно контактирует с нашим органом слуха.

Хотелось бы обратить внимание ещё на один аспект, связанный с восприятием экранного звука, независимо от технологии его создания, - по сравнению с восприятием киноизображения, воспроизводимый звук даёт гораздо более сильное ощущение реальности, что объясняется во многом пространственностью звука и нашей долговременной памятью, сохраняющей в нашем сознании огромное количество различных звуков. Именно звук в кино заставляет нас поверить в двухмерную картинку.

В наши дни и экранное изображение, и экранный звук всё чаще создаются на компьютере. С одной стороны, виртуозно имитируется звуковая реальность, а с другой, - создаются откровенно фантастические, вымышленные образы и звуки. Наряду с "диегетическим", то есть напрямую связанным с экранной историей (нарративом) звуком, сегодня всё чаще встречаются так называемые "семидиегетические" звуки, непосредственно связанные с тем, что происходит в конкретной сцене, и в то же время имеющие отношение к иному пространственно-временному континууму; звуки метафорического характера или создающие определённый эмоциональный настрой ("недиегетические" или "экстрадиегетические"), а также звуки, передающие восприятие героя и его эмоциональное состояние ("метадиегетические").

Поскольку зритель идентифицирует как зрительные, так и звуковые образы, исходя из своего жизненного опыта, то опытные режиссёры и звукорежиссёры постоянно учитывают соотношение звуков, так или иначе узнаваемых зрителем, и звуков, совершенно для него новых. Как показывает практика, если в сложной фонограмме зритель легко угадывает знакомые ему реальные звуки, то он легко воспринимает и любые дополнительные обертоны, усиливающие эмоциональность звука или придающие звуковому образу метафорическое наполнение. В том же случае, если при сочетании звуков, идентифицируемых зрителем, со звуками, ему не знакомыми, на первый план выходят непонятные, неизвестные звуки, то реципиент невольно начинает испытывать дискомфорт, напряжённое ожидание и даже страх, что часто используется звукорежиссёрами в хоррор-фильмах, фильмах-сказках и фильмах-фэнтези.

Но какую бы задачу не ставили перед собой режиссёры и звукорежиссёры, в конечном итоге они должны создать "убедительное художественное пространство", в котором звук играет далеко не последнюю роль, поскольку он "замещает" пространство, условно создаваемое изображением, так как слух втягивает в пространство, а зрение, наоборот, создаёт дистанцию. Это придаёт современному изображению новое, материальное ощущение веса, плотности, детальности и масштаба.

Сегодня без знания технологии создания звуковой партитуры, а также основ зрительского восприятия изображения и звука невозможно создание полноценного аудиовизуального произведения. Звуковые доминанты; контрапунктное использование голоса, музыки, шумов и закадрового текста; звуковые контрасты и микшированный переход от одного звука к другому; использование звукового рефрена и лейтмотива; различные виды трансформации звукового материала и т. п., — все эти технологические приёмы способны создать сложную звуковую партитуру, чтобы получить в итоге полифоническое звучание всего многообразия звуковых элементов.

Приемы и техники для создания звукового пространства в кинематографии:

  • Звукоряд Шепарда. Данная иллюзия представляет собой бесконечно повышающуюся последовательность тонов. Создается она путем наложения двух синусоидальных волн, которые разделены октавой, то есть отличаются друг от друга по частоте в два раза. Для достижения эффекта необходимо, чтобы громкость звуков верхней октавы по мере движения вверх постепенно уменьшалась, а нижней – повышалась. Нижняя октава таким образом незаметно подменяет собой верхнюю, после чего верхняя октава перемещается вниз и продолжает свое восходящее движение, медленно нарастая в громкости. При постоянном повторении эта последовательность воспринимается слушателем как бесконечный подъем высоты тона. По аналогичному принципу возможно создать и иллюзию бесконечно понижающегося тона. Это один из звуковых эффектов, который создает предчувствие, которое превращается в эффект призраков, создавая ожидание и беспокойство.
  • Эффект Доплера. Самый простой способ воззвать к человеческой защитной реакции – создать иллюзию приближения. Это не только звук автомобиля или чего-то узнаваемого. Гораздо чаще эффект «вшит» внутри композиции: резкое нарастание звука, усиление звучания отдельных групп инструментов (чаще скрипок) и другие маскирующие приемы. Это заостряет наше внимание на короткой дистанции, но не погружает в состояние тревоги.
  • Реверберация. Акустический эффект, возникающий при отражении звуковых волн от поверхности помещения, вызывая тем самым ещё большее количество отражений. Интервал между отражениями настолько короткий, что человеческий слух попросту не способен опознать каждое колебание – мы слышим все отзвуки сразу, а не по отдельности. При этом, чем больше само помещение, тем интенсивнее проявляется реверберация. Даже после того, как источник сигнала умолкает, звук всё ещё отражается от поверхностей на своём пути (этот эффект используется в кинотеатрах).
  • Саундтреки в кинематографе. Саундтреки стали отправной точкой для изучения воздействия музыки на восприятие фильмов.

Роль музыки в кинематографе наглядно демонстрирует саундтрек Джона Уильямса к фильму «Звездные войны». Ведь именно с ним ассоциируется легендарное текстовое вступление к целой серии фильмов. Композиция точно передает настроение киноэпопеи – дух приключений и отваги. А если смотреть сагу в кинотеатре, то с самых первых кадров создается впечатление, что находишься в центре событий.

Создание нужного настроения и атмосферности – далеко не последняя роль музыки в кино. Чтобы более тонко передать сюжетный посыл, оказать воздействие на зрителя, важно правильно подобрать звуковой ряд. С этой целью для каждого жанра звукорежиссеры используют определенные приемы:

  • При создании озвучки для хорроров и фильмов ужасов нередко используют редкие и самобытные инструменты. Например, яйбахар, вотерфон создают своеобразное, ни на что непохожее эхо. С помощью таких инструментов можно вызвать у зрителя страх или дрожь, создать в кадре напряженную или тревожную атмосферу.
  • В динамичных экшенах и боевиках используют звуки электрогитар, ударных. Отлично дополняет такие ленты мужской или женский вокал — все зависит от замысла режиссера и особенностей сюжета, которые нужно подчеркнуть. Классический пример — George Thorogood & the Destroyers, Bad to the Bone, звучащая в фильме «Терминатор-2: Судный день».
  • Комедии и семейные киноленты чаще всего сопровождаются легкими позитивными мелодиями. Это знаменитый The Rembrandts с песней I’ll be there for you, которая известна всем по сериалу «Друзья».
  • Для мелодрам характерны неспешные мелодии с легким налетом минорности. Преобладают звуки скрипки, виолончели и других струнных. Спокойные композиции призваны вызвать у зрителя чувство легкой грусти, а местами и тоски по отношению к героям ленты.

Исследования Дэниела Абрамса из Стенфордского университета показали, что мозги всех испытуемых идентично реагировали на прозвучавшую мелодию – он активировал области мозга, которые участвуют в движении, планировании, внимании и памяти. Музыка более значима для нашего мозга, она повторяющаяся, мелодичная, организованная. Чисто ассоциативно, отлично подобранный саундтрек поможет зрителю зафиксировать кинофрагмент в своей памяти.

Музыкальное сопровождение фильма может: показать, положительного персонажа и отрицательного, усилить героический момент, передать муки трудного выбора, указать на серьезность ситуации. С этой стороны, саундтрек выступает в роли повествовательной линзы для зрителя, направляя людей через историю и предупреждая о различных эмоциональных воздействиях каждого персонажа, действия и выбора [3].

  1. Приемы и техники для передачи эмоционально-содержательной направленности фильма

Основная цель эмоционально-содержательной части фильма – вызвать у зрителя определенные эмоции, такие как радость, грусть, страх, восторг и т.д. Эти эмоции могут быть связаны с сюжетом, персонажами, визуальными эффектами, музыкальным сопровождением и другими элементами контента. Он помогает передать идеи, эмоции и ценности, а также создает сильное впечатление на аудиторию [4].

Эмоционально-содержательный контент имеет свои особенности:

  • Аутентичность: он должен быть искренним и истинным, чтобы вызвать реальные эмоции у зрителя или читателя.
  • Эмоциональная связь: он должен устанавливать эмоциональную связь между создателем контента и аудиторией, чтобы зритель или читатель мог почувствовать и понять передаваемые эмоции.
  • Глубина: он может иметь глубокий смысл или сообщение, которое может вызывать размышления и рефлексию у аудитории.
  • Универсальность: он может быть понятным и актуальным для широкой аудитории, независимо от их культурных или социальных различий [8].

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ КИНОЭФФЕКТОВ НА ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ПОДРОСТКОВ

        Экспериментальная часть работы проводилась на базе МАОУ гимназии г. Советский на группе подростков от 14 до 17 лет. В диагностическом исследовании принимали участие 20 обучающихся среднего (14-15) и старшего школьного возраста (16-17 лет), из них 8 юношей и 12 девушек.

          Целью данного исследования является определение влияния киноэффектов на эмоциональное состояние подростков. 

           Респондентам было показано два популярных фильма: «Титаник» Джеймса Кэмерона и «Последний богатырь: Корень зла» Дмитрия Дьяченко, после просмотра, которых был проведен опрос, направленный на определение влияния киноэффектов на эмоциональное состояние подростков, а также определение их отношения к просмотрам кинолент в целом (Приложение А).

          Исходя из ответов учащихся на вопросы анкеты, были получены следующие результаты:

по фильму «Последний богатырь: Корень зла»:

- большинство опрошенных (65%) отмечают, что больше всего им понравился фильм «Последний богатырь: Корень зла», чем «Титаник»;

- причинами, по которым данный фильм оказался более привлекательным, являются:

  • любимый жанр кино - фэнтези (50%);
  • захватывающий сюжет (30%);
  • понравилась атмосфера, переданная в ленте (10%);
  • присутствуют любимые актеры (5%);
  • читал(а) книгу, по которой снят фильм (5%);

- 45% респондентов во время просмотра были удивлены сюжетом, 25% испытывали трепет, у 25% фильм вызвал радость, сострадание к героям  и только один учащийся (5%) испытывал чувство страха;

- наиболее запомнившиеся моменты фильма, которые выделяют испытуемые:

  •  Иван делает Василисе предложение(55%);
  • Момент, в котором сказочные персонажи попадают в современную Москву (25%);
  • Герои попадают в мир мертвых  (15%);
  • Знакомство Финиста и Ивана (5%);

- только 45% аудитории отмечают, что музыкальное сопровождение фильма погрузило в атмосферу, что свидетельствует о недостаточно хорошо подобранном звуковом ряде, который не придал нужную атмосферность;

- 65% опрошенных отметили этот фильм как визуально наполненный, т.к. присутствует огромное количество спецэффектов в попытке показать всю «сказочность». «Графика сделана красиво, качественно, где надо – лаконично, где надо – обширно». «Весь окружающий антураж притягивает своей возможность окунуться во времена богатырей».

        Средняя оценка сюжета фильма: 8,5.

        Средняя оценка актерской игры: 8,3.

по фильму «Титаник»:

- причинами, по которым данный фильм оказался более интересным, являются:

  • идея истории, сюжет, замысел режиссера, сценарий (40%);
  • понравилась любовная линия в фильме (30%);
  • присутствуют любимые актеры (25%);
  • атмосфера, переданная в фильме (5%);

- эмоции, которые аудитория испытала во время просмотра:

  • грусть (45%);
  • ужас (30%);
  • радость (10%);
  • страх (10%);
  • злость (5%);

- наиболее ярко-выраженными моментами фильма являются:

  • «Титаник» уходит под воду (45%);
  • Роуз и Джек стоят у носа корабля (35%);
  • пожилая Роуз сбрасывает в океан ожерелье «Сердце океана» (10%);
  • Роуз отпускает тело Джека (10%);
  • первая встреча Роуз и Джека (5%);

- музыкальное сопровождение фильма понравилось 70% опрошенных, т. к. «оно очень органично вписывается в сюжет фильма и превращает всю окружающую обстановку в кабинет, наполненный зловещей и одновременно радостной атмосферой»; «живая музыка в фильме восхитительна»;

- 55% опрошенных отметили этот фильм как визуально наполненный. Благодаря компьютерной анимации и используемым спецэффектам, тонущий на экране корабль, выглядит невероятно реалистично.

        Средняя оценка сюжета фильма: 7,8.

        Средняя оценка актерской игры: 8,2.

- 85% респондентов считают, что просмотр фильмов полезен, т.к. отображаемая в кино реальность дает возможность зрителю уловить определенное неявное чувственное и смысловое содержание, прожить множество жизней, зарядиться эмоциями, а также помогает человеку стремиться к саморазвитию на примере главных героев;

- учащиеся предпочитают такие жанры кино, как:

  • Комедия (35%)
  • Ужасы (30%)
  • Фэнтези (45%)
  • Триллер (5%)
  • Мелодрама (10%)
  • Драма (10%)
  • Фантастика (10%)
  • Боевик (15%)
  • Документальное (10%)

        

        Выводы: исходя из результатов опроса, можно сделать выводы, что киноэффекты действительно оказывают сильное влияние на эмоциональное состояние аудитории за счёт визуальной, звуковой и эмоционально-содержательной составляющих кинофильма.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате выполнения исследовательской работы была достигнута главная цель – определение влияния киноэффектов на эмоциональное состояние подростков в возрасте от 14 до 17 лет. 

Для достижения данной цели были полностью решены задачи: проанализированы теоретические источники по данной теме; организован кинопоказ фильмов, а после просмотра проведен опрос, направленный на выявление влияния киноэффектов на эмоциональное состояние подростков; проанализированы полученные данные и сделаны выводы.

        На основе анализа теоретических источников я познакомилась с историей развития киноэффектов, их классификацией, а также изучила приемы и техники, которые используются для создания визуальной среды, звукового пространства и передачи эмоционально-содержательной направленности фильмов.

Исходя из результатов экспериментальной части проекта, направленной на определение влияния киноэффектов на эмоциональное состояние человека, можно сделать выводы, что киноэффекты действительно оказывают сильное влияние на эмоциональное состояние аудитории за счёт визуальной, звуковой и эмоционально-содержательной составляющих кинофильма.

Таким образом, выдвинутая гипотеза подтвердилась – киноэффекты действительно оказывают сильное влияние на эмоциональное состояние.

Считаю, что практическая значимость моего исследовательского проекта заключается в том, что материалы и результаты работы могут быть использованы студентами кинематографических ВУЗов при написании рефератов и курсовых работ.

В перспективе было бы интересно изучить, что сильнее: литература или кинематограф.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Звуковые эффекты, история и технология создания // Электронный научный журнал «Медамузыка». [Электронный ресурс]. URL: http://mediamusic-journal.com/Issues/8_1.html 
  2. От истоков до экрана: как возникает и влияет эмоционально-содержательный контент в современном кино // Справочный «Научныестатьи.ру».  [Электронный ресурс]. URL: https://nauchniestati.ru/spravka/genezis-emoczionalno-soderzhatelnogo-kontenta-sovremennoj-kinoindustrii/?ysclid=lttrw0mjxf350766367
  3. Почему люди любят смотреть фильмы // Деловая электронная газета «Бизнес Online». [Электронный ресурс]. URL: https://m.business-gazeta.ru/article/316125
  4. Роль музыки в кинематографе // Блог «Звук». [Электронный ресурс]. URL: https://blog.zvuk.com/article/1f500560-ff89-4e2e-bbb5-e35a942671cb
  5. Цвет в кино: как кинематографисты управляют нашим настроением // Блог «Movavi». [Электронный ресурс]. URL: https://wwURw.movavi.io/ru/color-in-film-ru/

6. Что объединяет плащ Бэтмена и водопады Ваканды? // Медиа «Кинопоиск». [Электронный ресурс]. URL: https://www.kinopoisk.ru/news/4007625/

7. Что такое 25-й кадр: рассматриваем с точки зрения психологии // «Национальная академия дополнительного профессионального образования». [Электронный ресурс]. URL: https://nadpo.ru/academy/blog/25-j-kadr-s-tochki-zreniya-psihologii/

8. Эмоциональное воздействие на зрителя // Журнал «Медиалингвистика». [Электронный ресурс]. URL: https://medialing.ru/yazyk-ehmocij-v-filme/

Приложение А

Опрос «Влияние киноэффектов на человека»

1. Какой из двух фильмов вам понравился больше всего и почему? _________________________ ___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

2. Какие эмоции вы испытали во время просмотра фильмов? ______________________________

___________________________________________________________________________________

3. Какие моменты вам запомнились больше всего? _______________________________________

___________________________________________________________________________________

4. Какое впечатление произвело на вас музыкальное сопровождение фильма? ________________

___________________________________________________________________________________

5. Какой, по вашему мнению, фильм является визуально наполненным? _____________________

___________________________________________________________________________________

6. Насколько вы оцениваете сюжет каждого из фильмов (по десятибалльной шкале)? __________

7. Насколько вы оцениваете актерскую игру (по десятибалльной шкале)? ____________________

8. Как вы считаете, просмотр фильмов полезен/ вреден и почему? __________________________

___________________________________________________________________________________

9. Какие жанры кино вы предпочитаете? _______________________________________________

___________________________________________________________________________________


Поделиться:

Прекрасное далёко

Несчастный Андрей

Лавовая лампа

Снегири и коты

Полярные сияния: о явлении с научной точки зрения