• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

РАЗВИТИЕ ВОЛОНТЕРСКОГО ДВИЖЕНИЯ В РОССИИ

Опубликовано Прокофьева Светлана Ивановна вкл 13.06.2024 - 23:41
Прокофьева Светлана Ивановна
Автор: 
Шульга Артем

волонтерство

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_volonterskogo_dvizheniya_v_rossii.docx270.17 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ВОЛОНТЕРСКОГО ДВИЖЕНИЯ В РОССИИ

Шульга Артем,

студент 4 курса

ГБПОУ ВО «Бутурлиновский механико-технологический  колледж»,

г. Бутурлиновка, Воронежской обл.

Руководитель: Прокофьева С.И., преподаватель

Миллионы людей на всей планете добровольно делают добро. Их называют добровольцами или волонтёрами. Они легки на подъем и мобильны. Они оказываются всегда там, где действительно нужна их помощь. В основе волонтерского движения лежит старый принцип: хочешь почувствовать себя человеком — помоги тем, кто нуждается в твоей помощи, безвозмездно и бескорыстно.

Понятие «волонтер» произошло о тфранцузского слова “volontaire”, которое берет корни именно от латинского слова “voluntarius”, что в буквальном переводе означает «доброволец, желающий».

Волонтерское движение — это совсем не новое понятие, которое существует несколько лет. Это издавна сформировавшаяся часть нашего общества, которое играет, несомненно, важную роль в современном мире.

Так кто же такой волонтер? Волонтер — это прежде всего человек, который абсолютно бесплатно участвует в различных социально-значимых акциях и общественных компаниях. Его деятельность состоит из безвозмездной помощи, распространении важной информации, подготовке и проведении различных общественных и социально-значимых мероприятий. В первую очередь деятельность волонтера направленна на помощь остронуждающимся.

Официальной датой основания международного волонтерского движения принято считать 1920 год. Именно в это время сразу после Первой мировой войны во Франции был осуществлен первый волонтерский проект с участием группы добровольцев из Англии, Германии, Швеции, Австрии.

В России одно из самых ранних официальных упоминаний волонтерской деятельности относится к 1894 году, а история волонтерского движения изначально связана с деятельностью православной церкви, позднее – с инициативой первых некоммерческих общественных объединений – земств, учителя и врачи которых много делали для русского крестьянства. В России в это время возникло и первое женское волонтерское движение – сестры милосердия, которые во время русско-турецкой войны добровольно отправились на фронт, чтобы помогать раненым солдатам.

В 1840-х в России появились первые сестры милосердия. Тогда были созданы Свято-Троицкая и Никольская общины. В эти организации вступали женщины с хорошей медицинской подготовкой, они работали в больницах и приютах. Во время Крымской войны, в 1853–1856 годах, первые сестры милосердия отправились на фронт — помогать раненым. Хирург Николай Пирогов писал: «Горжусь тем, что руководил их благословенной деятельностью».

При Александре II было организовано Российское общество Красного Креста. В него входили представители императорской семьи, аристократы, священнослужители. В военное время его члены помогали раненым на фронтах, в мирное — поддерживали инвалидов, семьи погибших солдат, помогали пострадавшим от стихийных бедствий, голода и эпидемий. В Российское общество Красного Креста входили и общины сестер милосердия. К концу XIX века это звание стало почетным. К кандидаткам предъявляли строгие требования. Вступить в общину могла женщина в возрасте от 18 до 40 лет, грамотная, с хорошим здоровьем. Сначала она должна была два года учиться, а затем сдать экзамен.

В годы Первой мировой войны сестрами милосердия стали члены царской семьи - императрица Александра Федоровна и четыре ее дочери. В госпиталь превратился даже Зимний дворец. Александра Федоровна писала: «Слава Богу за то, что мы по крайней мере имеем возможность принести некоторое облегчение страждущим и можем им дать чувство домашнего уюта в их одиночестве. Так хочется согреть и поддержать этих храбрецов и заменить им их близких, не имеющих возможности находиться около них!» Всего же в Первой мировой участвовало более 40 тысяч сестер милосердия.

Многие дореволюционные благотворительные организации и общества добровольцев после 1917 года прекратили свое существование. Однако в стране сохранилось Российское общество Красного Креста. В 1923 году оно было реорганизовано в Союз обществ Красного Креста и Красного Полумесяца. Его члены боролись с эпидемиями, в годы Великой Отечественной войны готовили медсестер, а в 1950-х — организовали движение безвозмездных доноров крови.

В СССР слово «волонтёр» употреблялось довольно редко, ему предпочитали слова «доброволец» и «ополченец».

В то же время идея добровольного труда на благо общества стала одной из основных в коммунистической идеологии. Уже весной 1919 года прошли первые субботники — так называли бесплатный труд на благо общества в выходные. Их устроили сотрудники Московско-Казанской железной дороги. Один из организаторов, Иван Бураков, вспоминал: «Работали беспрерывно до 6 часов утра (десять часов)… Работа шла дружно и спорилась так, как никогда прежде. В 6 часов утра мы собрались в служебном вагоне, где, отдохнув и попив чаю, стали обсуждать текущий момент и решили нашу ночную работу — с субботы на воскресенье, продолжать еженедельно — «до полной победы над Колчаком». Затем пропели «Интернационал» и стали расходиться…» В 1930-е годы субботники стали массовыми и обязательными. Их регулярно проводили во всех советских организациях до самого распада СССР. Сотрудники в выходные либо просто работали, как в обычные дни, либо занимались ремонтом и уборкой.

Добровольческие движения активно развивались в СССР среди школьников и студентов. В 1940 году Аркадий Гайдар написал повесть «Тимур и его команда». Главный герой произведения — мальчик Тимур — вместе со своими друзьями помогал семьям военных, которые отправились на фронт. Книга стала очень популярной, и дети начали подражать персонажам повести. Так в СССР зародилось тимуровское движение. Во время Великой Отечественной войны в нем участвовали более трех миллионов школьников. А после 1945 года тимуровцы помогали семьям раненых и погибших, ухаживали за могилами солдат, организовывали в школах музеи, занимались благоустройством своих родных городов и деревень.

Студенты в СССР объединялись в добровольческие отряды. Они трудились на стройках, работали в больницах, детских домах. Многие присоединялись к экологическим обществам. В 1960 году на биологическом факультете МГУ появилась дружина охраны природы, ее члены боролись с лесными пожарами и загрязнением окружающей среды, проводили уроки в школах.

Как и многие другие советские добровольческие общества, дружина сохранилась до наших дней. В то же время в 2000-х годах в России возникло множество некоммерческих, общественных, благотворительных организаций. Сегодня в стране проходят добровольческие акции — Всемирный день молодежного служения, Весенняя неделя добра.

С распадом СССР произошел роспуск перечисленных организаций в стране образовался временный социальный вакуум. Низкий уровень жизни обусловил вынужденный перерыв в развитии волонтёрских принципов и организаций в России. Стали появляться первые волонтёрские ассоциации, точечно существование которых не позволяет говорить о массовости данной деятельности.

В июле 2010 года, благодаря инициативе оргкомитета «Сочи 2014», законодательно было закреплено понятие «волонтер» (Федеральный закон № 329 «О добровольчестве (волонтерстве)». Введение в действие данного закона позволило регулировать административные вопросы, связанные с работой российских добровольцев на крупных международных мероприятиях (страхование, организация питания и проезда, привлечение иностранных волонтеров).

Так, в соответствии с данным законом, волонтёры – это физические лица, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг. На данный момент, волонтерство условно делится на 2 категории: событийное и социальное. И если в первом случае, деятельность сводится к обслуживанию мероприятий разного плана, то второй – это точечная адресная помощь социально незащищенной категории граждан. Волонтёры событийные работают ради приобретения опыта, специальных навыков и знаний, установления личных контактов, самореализации, духовного роста и самосовершенствования.  Необходимо четко разделять понятия волонтер и доброволец, в силу социального назначения последнего.

Самыми популярными в России являются 5 направлений волонтерства, которые представлены на рис. 1. Однако, есть также и другие направления волонтерства: медиа, корпоративное, общественной безопасности, донорство

Рисунок 1 – Популярные направления волонтерства в России

Роль волонтерства в современном мире трудно переоценить. Благодаря усилиям тех, кто готов бескорыстно отдавать свои время и энергию на решение социально значимых проблем, наше общество становится более сплоченным и справедливым.

По данным ВЦИОМ ассоциации россиян со словом «волонтерство» преимущественно положительные. Оно ассоциируется прежде всего с помощью, участием и заботой (42%), с позитивным восприятием в целом (18%), со свободной и бескорыстной деятельностью, которая основана на альтруизме (11%), с искренностью, заботой, любовью, милосердием (10%), а сами волонтеры и их труд вызывают уважение, гордость и восхищение (7%), идея добровольной помощи связывается с инициативой и самоотверженностью (6%). В настоящее время 5% связывают волонтерскую деятельность с СВО, помощью мобилизованным. Полученный ассоциативный ряд указывает на то, что волонтерство воспринимается как деятельность, основанная на добровольном желании помогать другим, проявлять заботу и ответственность, приносить пользу обществу.

Рост волонтерской активности в обществе может быть связан с ростом уровня информированности и образованности граждан, то есть идти изнутри, а может быть обусловлен внешними, как правило, кризисными ситуациями, мобилизующими общественный ресурс. Сегодня восемь из десяти россиян отмечают, что люди стали заниматься волонтерской деятельностью больше, чем 10-15 лет назад (81%).  Но заметный рост пришелся на последние два года, с 2022 г. (72%) показатель вырос на 9 пунктов. Можно предположить, что причина — рост солидарности и активизация гражданской активности в российском обществе на фоне СВО. Только 5% россиян считают, что люди стали меньше вовлекаться в волонтерский труд (−6 п.п. к 2018 г.). Еще 9% отметили, что ничего не изменилось.

Современное общество все больше нуждается в осознании необходимости и значимости волонтерских движений. Проблемой развития волонтерства в нашей стране озабочено как государство, так и граждане. Все чаще в посланиях Президента России Федеральному собранию звучит значимость развития волонтерства.

Развитие волонтерской деятельности является важным как для общества в целом, так и отдельных его секторов, а также самих волонтеров. Для отдельного человека участие в волонтерской деятельности способствует самореализации и самосовершенствованию, дает возможность получить новые знания и опыт, что, безусловно, является важным особенно для молодых людей, а также возможность почувствовать себя социально значимым и социально полезным. Государству волонтерский труд помогает эффективнее решать задачи, стоящие перед ним и обществом. Развитие волонтерства способствует становлению гражданского общества, служит повышению роли некоммерческих и общественных организаций.

Волонтерство положительно влияет на социальное и экономическое развитие страны в целом, помогая решить социально значимые проблемы. Корпоративное волонтерство является одним из важнейших способов проявления социальной ответственности бизнеса.

Волонтерство также положительно влияет и на систему образования, т.к. вовлечение школьников и студентов в данный вид деятельности способствует формированию у молодежи активной жизненной позиции, развивает их навыки, повышает знания, поддерживает патриотический дух.

Волонтерство сегодня — это, прежде всего, любимое занятие, досуговое занятие, перетекающее в образ жизни. Волонтерство — это также технология нравственного воспитания людей, это путь к воспитанию самодисциплины, самоорганизации, саморазвитию и самовыражению. Волонтерская деятельность способна изменить мировоззрение людей, нуждающихся в помощи, почувствовать заботу о себе, и волонтеров, служащих людям.

Литература

  1. Роль и значение волонтерства в современной жизни в россии. Вестник института мировых цивилизаций. Том 10 № 2(23) 2019
  2. Что такое волонтерство. — URL: http://www.poznaysebia.com/2015/ 03/07/chto-takoe-e-volonterstvo/ (18.05.2019).
  3. Жукова Е.А., Фардзинова З.А. История и развитие волонтерского движения в России // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 7 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/07/70379 (дата обращения: 18.05.2024).
  4. Сайт «Официальная Россия», Проект ФЗ «О филантропии, меценатстве и волонтерстве» [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: http://gov.cap.ru/hierarhy.asp?page=./16/530/74317/114172/114183/114301 (дата обращения: 26.04.2024).
  5. Бодренкова Г.П. Системное развитее добровольчества//АНО «СПО «СОТИС», 2010. – № 4. – С. 15.
  6. http://www.pravmir.ru/proekt-federalnogo-zakona-o-dobrovolchestve-11-01-2013/

Трансформация семейных ценностей молодежи

в современном обществе

Шульга Артем,

студент 4 курса

ГБПОУ ВО «Бутурлиновский механико-технологический  колледж»,

г. Бутурлиновка, Воронежской обл.

Руководитель: Прокофьева С.И., преподаватель

Достаточно большое количество исследований посвящено изучению семьи. С одной стороны, семья позиционируется как простое для понимания социологическое понятие, а с другой — отмечается постоянная трансформация семьи, что приводит к усложнению процесса ее изучения. В. С. Торохтий рассматривает семью как активную социальную систему. С этой точки зрения под семьей понимается малая социальная группа, которая преимущественно адекватно реагирует на социальный опыт и со временем по мере реализации своих потенциальных возможностей превращается в воспитывающий коллектив, ориентированный на процессы, происходящие в социуме [3]. С точки зрения А. Г. Харчева, семья — это малая социальная группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, и социальная необходимость, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения [3]. Общепринятая тенденция изучение семьи основывается на том, что семья выступает первостепенным источником социализации подрастающего поколения, но на сегодняшний день отмечаются изменения в восприятии семьи, при этом данные изменения прослеживаются в представлении современного молодого поколения. Традиционная семья представляет собой социальный институт, в рамках которого человек реализует определенные социальные роли (супруга, родителя, ребенка). Также отмечается рассмотрение семьи как формы организации жизни, основанной на материальных и духовных процессах. Исследователи подчеркивают необходимость сохранения традиционных представлений о семье в современном обществе. Невзирая на тенденцию укрепления авторитета семьи, современная молодежь воспринимает и трактует данное понятие уже в более современном формате. Понятие «молодежь» в различных энциклопедиях и словарях представлено по-разному. Так, в Российской социологической энциклопедии под молодежью подразумевается большая общественная группа, имеющая специфические социальные и психологические черты, наличие которых определяется как возрастными особенностями молодых людей, так и социально-экономическим и общественно-политическим положением [5, с. 212]. В большом словаре по социологии молодежь характеризуется как социально демографическая группа, переживающая период становления социальной и психофизиологической зрелости [1]. Проанализировав указанные определения, под молодежью будем понимать большую социальную группу, которая обладает различными социальными характеристиками, ценностными ориентирами, определенным видом деятельности. На процесс трансформации представлений о семье у современной молодежи оказывают влияние различные факторы социального, культурного, материального характера. Так, например, М. Мид говорит о том, что современное общество перешло от постфигуративной культуры, для которой был характерен традиционный взгляд на семью, к кофигуративной и префигуративной культурам общества [2]. Традиционная модель понимания семьи базируется на таких характерных особенностях как: многодетность, расширенные связи между поколениями. Современная интерпретация семьи у молодежи основывается на динамичности и изменчивости указанной модели, что выражается в изменении необходимости узаконивания связей, ориентации на малодетность или бездетность, нуклеарность. К. Н. Поливанова и Е. Стрельник считают, что потеря традиционной модели семьи приводит к разрыву между поколениями: молодые, современные родители все реже испытывают потребность поинтересоваться у своих родителей особенностями воспитания детей и все больше не хотят воспитывать своих детей так, как воспитали их. Соответственно, претерпевает изменения и отношение к родительству [6, с. 310]. Исходя из изменений в восприятии и понимании семьи, происходит трансформация семейных ценностей. Многие исследователи отмечают, что для современной молодежи семья и дети не являются ценностными приоритетами, при этом создание семьи выступает основой для дальнейшего профессионального роста и материальной стабильности [4, с. 165]. Для более детального анализа представлений современной молодежи о семье обратимся к результатам проведенного социологического исследования. Исследование проводилось методом онлайн — анкетирования среди молодежи Оренбурга и Оренбургской области. Основной массив респондентов составил 300 человек. Квотируемым признаком являлся факт совместного проживания и ведения домашнего хозяйства.



Литература:

  1. Большой словарь по социологии, проект. — Текст: электронный //: [сайт]. — URL: www.rusword.com.ua (дата обращения: 22.01.2022).
  2. Витковский, Е. Ю. Современное отношение молодежи к семье и браку / Е. Ю. Витковский, Кузнецова О. З. — Текст: электронный // Электронный научно–методический журнал Омского ГАУ: [сайт]. — URL: e–journal.omgau.ru/images/issues/2019/S06/ 00661.pdf (дата обращения: 22.01.2022).
  3. Зайкова, С. А. К вопросу типологии современной семьи / С. А. Зайкова. — Текст: электронный // Современные проблемы науки и образования: [сайт]. — URL: https://science–education.ru/ru/article/view?id=7806 (дата обращения: 22.01.2022).
  4. Нечаева, Н. А. Гендерные идеалы молодежи (1999–2014 гг.) / Н. А. Нечаева. — Текст: непосредственный // Петербургская социология сегодня. — Выпуск 8, 2017. — С. 160–178.
  5. Осипова, Г. В. Российская социологическая энциклопедия / Г. В. Осипова. — Москва: М, 1998. — 458 c. — Текст: непосредственный.
  6. Щетинина, Е. С. Представления о семье у современной молодежи / Е. С. Щетинина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 3 (398). — С. 392-395. — URL: https://moluch.ru/archive/398/88190/ (дата обращения: 25.05.2024).

Поделиться:

Хризантема и Луковица

У меня в портфеле

Астрономический календарь. Март, 2019

Флейта и Ветер

Свадьба в Малиновке