• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Исследовательская работа "ИЛЛЮЗИИ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА"

Опубликовано Дмитриченко Ольга Аркадьевна вкл 17.06.2024 - 16:47
Дмитриченко Ольга Аркадьевна
Автор: 
Белянцева Ева, Гибайдуллин Радель

Однажды мне в руки попал лист с геометрическими фигурами, где нужно было определить местоположение отдельного фрагмента. Каково было моё удивление, когда я поняла, что, несмотря на разный оттенок каждого ряда листа, данный фрагмент подошёл к каждому ряду! Как такое может быть?! Что это: фокус или обман зрения?! Оказывается, это называется иллюзия! Мне захотелось разобраться в этом вопросе, и я предложила своему другу Раделю поработать над темой «Иллюзии в жизни человека». В этой работе рассматриваем, что такое иллюзия, её виды и использование человеком в своей жизни.        

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Исследовательская работа367 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА  НЯГАНИ  «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1»

 

 

ИЛЛЮЗИИ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

исследовательская работа

                                                              Выполнили

                                                              ученики 3г класса:

                                   Белянцева Ева,

                                            Гибайдуллин Радель

                                           

                              Руководитель:

                                                             Дмитриченко Ольга Аркадьевна

Нягань, 2023

Оглавление:

Введение ……………………………………………………………………..с.3    

  1. Что такое оптическая иллюзия ………………………………………с.4  
  2. Виды оптических иллюзий……………………………………………с.6
  3. Эксперимент по восприятию иллюзий учениками 3г класса………с.10      
  4. Иллюзии в жизни человека ………………………………………….с.12  
  5. Иллюзия – польза или вред? ………………………………………...с.14 
  6. Практическая работа по созданию фотографий с оптическими иллюзиями……………………………………………………………с.15    
  7.  Заключение ………………………………………………………….с.16  

Литература…………………………………………………………..………с.17  

 

        

Введение

Однажды мне в руки попал лист с геометрическими фигурами, где нужно было определить местоположение отдельного фрагмента. Каково было моё удивление, когда я поняла, что, несмотря на разный оттенок каждого ряда листа, данный фрагмент подошёл к каждому ряду! Как такое может быть?! Что это: фокус или обман зрения?! Оказывается, это называется иллюзия! Мне захотелось разобраться в этом вопросе, и я предложила своему другу Раделю поработать над темой «Иллюзии в жизни человека»       

Цель: выявить, где в нашей жизни применяются иллюзии, и какую пользу приносят человеку.

Задачи:

- Изучить материал о видах оптических иллюзий.

- Узнать в каких профессиях используются иллюзии.

- Определить количество   учащихся нашего класса, поддающихся иллюзиям.

- Создать фотографии с использованием оптических иллюзий.

- Выяснить приносит ли пользу человеку оптическая иллюзия.  

Гипотеза: если существуют иллюзии, то они находят применение в жизни человека.

Объект исследования: оптические иллюзии.

Предмет исследования: применение иллюзий в жизни человека.

В своей работе мы использовали следующие методы:

  • Работа с книгами, журналами, энциклопедиями, Интернетом.
  • Наблюдение.
  • Эксперименты и опыты.
  • Анализ полученных данных.

Что такое оптическая иллюзия

Всем известно, что человек воспринимает большую часть информации об окружающем мире благодаря зрению.  

 Оказывается, когда мы смотрим на картинку, то изображение на сетчатке глаза перевернуто.

Зрительный аппарат человека – это сложная  система куда входят: глаза, нервные клетки, по которым сигнал передается от глаза к мозгу, и часть мозга, которая отвечает за наше зрительное восприятие.

В словаре С.Ожегова мы узнали, что одно из значений слова "иллюзия" - обман чувств, то есть что-то видимое (или слышимое, осязаемое) нами не соответствует действительности. 

Оптическая иллюзия — это неправильное восприятие глазами определенных картинок или окружающих предметов. В этом случае глаза видят изображение немного иначе, чем подсказывает им мозг.

Основные причины возникновения иллюзии:

1) наши глаза так воспринимают идущий от предмета свет, что в мозг приходит ошибочная информация;

2) мозг не всегда правильно реагирует на сигналы, приходящие от глаз;

3) глаз моргает приблизительно 15 раз в минуту, а это значит, что изображение через каждые 5-6 секунд перестает проецироваться на сетчатку.  В ходе передачи сигналов по нервам происходят сбои, что приводит к ошибочному восприятию предмета.

Вывод: оптическая иллюзия — это неправильное восприятие глазами определенных картинок или окружающих предметов.

Виды оптических иллюзий

  Изучив литературу, мы узнали, что есть разные виды зрительных иллюзий.

1) Двойственные – это картины, на которых можно увидеть не один предмет, а несколько.

На картинке можно увидеть девушку, старичка и бабушку.

2)  Зрительное искажение – когда предметы кажутся не такими, какие они на самом деле.

На картине кажется, что прямые линии непараллельные, но на самом деле, это не так.

Секрет изображения в том, что черточки на линиях изображены в разные стороны и именно поэтому кажется, что линии совершенно не параллельны.

Две равные линии, ограниченные на концах в одном случае сходящимися, а в другом — расходящимися углами, воспринимаются как неодинаковые по величине.      

3) Иллюзии цвета – когда на картинке начинают «всплывать»  цвета, которых самом деле нет.

Если смотреть только на крест в центре листа, то через какое-то время, лиловые кружки будут зелёного цвета!  

4) Восприятие размера – когда кажется что предметы разной величины, а на самом деле они одинаковые.

Посмотрите на картинку и попытайтесь отгадать какое мороженое больше, а какое меньше. Не можете? Они одинаковые.

5)  Восприятие  глубины.

Мы привыкли, что объём предмета легко передать на бумаге с помощью света и тени. Однако и некоторые контурные рисунки, причем очень неожиданным образом, создают нам впечатление объемности изображения, его глубины. 
А во многих случаях возникает рисунок - загадка! 

6) Кажущиеся фигуры – когда фигуры, которых на самом деле нет, видны.

Куда направлены стрелки: во внутрь или наружу?

Черный и белый цвета — абсолютно противоположны. Когда смотрим на такую картинку, то наш глаз «сомневается» на какой из цветов обратить главное внимание и именно поэтому получается так, что картинки «танцуют», «плывут», «движутся» и даже появляются в пространстве.

7) Перевертыши.

Перевёртыши – картины, которые при переворачивании «превращаются» в другие изображения.

Такая иллюзия помогает нам понять, что изображено на картинке: старуха или принцесса. При рассматривании «перевёртышей» человек  анализирует все внешние черты и запоминает и пытается зрительно перевернуть образ, что тренирует наше внимание.

8) Распознавание образа – когда в обычной картине можно увидеть другие образы.

Попытайтесь угадать, что здесь нарисовано!  

Данное изображение позволяет развивать мышление: на предложенной картинке можно увидеть простое ветвистое дерево. Но если правильно прочитать контуры, то мы увидим образ новорожденного ребенка.

9) Возникающие фигуры.

Когда смотрим на эту картинку, то видим белый треугольник, на самом же деле его нет, он нам только кажется.

10) Соотношение фигур и фона.

Распознайте что здесь? На первом рисунке - саксофонист и лицо женщины. На втором рисунке ваза и два профиля человека.

Эти изображения позволяют нам разглядеть два образа в одной картинке, потому что рисунки построены по принципу противоположных цветов: чёрного и белого.

11) Иллюзии движения.

Иллюзия движения – в этом случае вроде бы неподвижное изображение как бы оживает и начинает двигаться.

Контрастные цвета и не чёткие границы рисунка позволяют изображению буквально двигаться в тот, момент, когда мы на него смотрим и оставаться неподвижным тогда, когда мы переводим взгляд на что-то другое.

Эффект усиливается, если попеременно приближать или удалять картинки, проводить взглядом справа налево и наоборот.

Добиться оптической иллюзии на картинке помогают выбранный фон, глубина и геометрические фигуры, расположенные в определенной последовательности.

Все эти маленькие хитрости мешают глазам правильно сканировать изображение, и в итоге мозг заставляет человека видеть искаженную картинку.

Вывод: существует много разных видов иллюзий, рассматривание которых помогает развитию воображения и внимания.

Эксперимент по восприятию иллюзий учениками 3г класса 

Рассмотрев виды иллюзий, мы решили провести эксперимент среди ребят нашего класса и проверить, что увидят они на картинках.  Для этого мы отобрали картинки разных видов иллюзий и попросили детей ответить на вопросы.

В эксперименте приняли участие 22 человека  нашего   класса.

  1. Двигаются ли точки в центре?
  2. Сколько ног  у слона?
  3.  Что ты видишь на рисунке?
  4. Какая девушка стройнее?
  5. Сравни по размеру красные круги? Какой больше?

Вывод: проанализировав ответы детей, мы определили, что  73% детей нашего класса подвержены  иллюзиям.

Иллюзии в жизни человека.

Уже давно люди разных профессий  научились использовать свойства иллюзий в жизни, о чём мы и не подозревали.

  1. В цирке иллюзионисты проводят распиливание человека.
  2. Дизайнеры используют в интерьере помещения – горизонтальные полосы, зеркала, светлые цвета зрительно расширяют пространство, а вертикальные  полосы увеличивают высоту.
  3. Конструкторы-технологи - придумали занимательные игрушки для детей – калейдоскоп,  юла-волчок.
  4. Визажисты пользуются иллюзиями для создания макияжа и причёсок, чтобы скрыть мелкие дефекты кожи, удлинить лицо…     
  5. Использование иллюзий в дизайне одежды позволяет модельерам подчеркнуть достоинства фигуры и скрыть недостатки. Например, вертикальные полосы на одежде зрительно придают фигуре стройность, а горизонтальные - расширяют.
  6. Современные технологии позволяют создавать облицовочную плитку с использованием иллюзии объёма в формате 3D - "живые" стены, полы.

 

Кроме того, с  иллюзиями   мы уже встречались  в  своей жизни, когда едем в поезде, то глядя из окна,  кажется, что не поезд движется, а движутся дома, деревья, поля.

Вывод: в жизни достаточно примеров, когда люди сталкиваются с иллюзиями. Есть ряд профессий, в которых применяются оптические иллюзии.

Иллюзия – польза или вред?

Рассматривая разные виды иллюзий, мы узнали, что некоторые из них помогают расширять воображение, развивают нашу память и внимание.

В рабочей тетради первоклассников по внеурочной деятельности «Мир моих интересов» (стр.12) по теме «Органы чувств» мы увидели картинки – иллюзии, что подтверждает вышесказанное.

Из беседы с врачом офтальмологом Гибайдуллиным А.Р. (папа Раделя) окружной поликлиники (г.Ханты-Мансийск), мы узнали, что подобные изображения очень часто используются для тренировки глаз при лечении патологий зрения. Если человек будет хотя бы по несколько минут в день смотреть на подобные картинки, то мышцы глаз будут правильно расслабляться.

Вывод: рассматривание картинок – иллюзий помогает расслабляться мышцам глаз, что ведёт к сохранению зрения, а так же помогают расширять воображение, развивают нашу память и внимание.

 Практическая работа по созданию фотографий с оптическими иллюзиями

Мы решили тоже попробовать свои силы в создании фотографий с оптическими иллюзиями.

Совместно с родителями мы провели фотосессию и создали ряд фотографий с оптическими иллюзиями. Сначала мы придумали разные сюжеты, затем выбрали место для съёмки и запечатлели! Вот что у нас получилось: 

Просмотрев семейные фотоальбомы, мы тоже нашли фотографии с использованием иллюзии.  

    Вывод: если есть фотоаппарат и воображение, то каждому под силу снять кадры, используя оптические иллюзии.

Заключение

Цель работы достигнута, задачи выполнены. Наша работа подтвердила выдвинутую гипотезу: иллюзии существуют и они находят применение в жизни человека: есть ряд профессий, в которых применяются оптические иллюзии.

В ходе работы мы узнали:

- что такое иллюзии;

- рассмотрели виды оптических иллюзий;

- узнали о пользе таких картинок для детского организма;

- узнали о профессиях, где используются оптический обман зрения;

- провели эксперимент и выступили перед одноклассниками;

- научились самостоятельно создавать зрительные иллюзии с помощью фотографии.

Мы поняли, что в жизни не всегда следует ограничиваться только оценкой на глаз, а следует подключать логику, проводить измерения, чтобы избежать  «ловушек» со зрительными обманами.  

Литература

  1. Ф.Ола и др. Занимательные эксперименты и опыты. – М.: Айрис-пресс, 2012. – 128с.: цв.ил. – (Внимание: дети!)
  2. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова «Толковый словарь русского языка». Москва, «АЗЪ», 1993
  3. Е.В.Селезнева Я познаю мир: Детская энциклопедия: Психология. – М.: ООО «Издательство АСТ»; ООО «Издательство Астрель», 2000 – 432с.: ил.
  4. С.У.Уразбаевой, А.В.Алеутдиновой и др. Необычное в обычном. Рабочая тетрадь по программе «Мир моих интересов». 1 класс.– Томск: Открытый молодёжный университет, 2017. – 42 с.
  5. Что такое? Кто такой? Москва, «Педагогика», 1990  
  6. Национальный и международный бестселлер «Новое измерение чтобы поверить, надо увидеть собственными глазами!», ООО Издательство «АСТ», 2002

Интернет – ресурсы:

          https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/68721  Академик

http://babyben.ru/sovety/zritelnye-opticheskie-illyuzii-obman-zreniya-kartinki-s-poyasneniem-dlya-vzroslyh-i-detej-slozhnye-3d-stereokartinki-dvizhushhiesya-kartinki-smotret-dlya-trenirovki-glaz-opticheskie-illyuzii-vos.html  BabyBen.Ru

http://illjuzija.ru/zritelnye-iskazheniya/opticheskie-illyuzii-s-vodoj.html Мир оптических иллюзий  

http://ktotak.ru/blog/obman_zrenija_kartinki_illjuzii_s_pojasnenijami/2015-07-21-57 Смотри-читай


Поделиться:

Машенька - ветреные косы

Без сердца что поймём?

Компас своими руками

Северное сияние

Бородино. М.Ю. Лермонтов