• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Исследовательская работа на тему: «В символах Россию открываю, в символах Россию познаю»

Опубликовано Юлия Леонидовна Колмакова вкл 19.06.2024 - 19:57
Юлия Леонидовна Колмакова
Автор: 
Мозжалова Мария

Я люблю свою страну. Просторы моей Родины бескрайни. Можно всю жизнь путешествовать по городам и поселкам, можно сутками рассказывать и описывать красоту, но у каждого свое понимание по этому поводу и, то, что родное и красивое для меня – может быть чужим и безразличным кому-то другому. Если посмотреть с одной стороны то все вокруг одинаково, а с другой – все такое разное. Но есть одно, что объединяет всех  нас - наша история.

Родина, Отчизна, Отечество. Эти слова мы произносим с гордостью. Это дорога во времени.   Она вобрала в себя традиции нашей национальной  культуры.

Уважать символику своего государства – гражданский долг каждого человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mozzhalova_mariya.docx993.87 КБ

Предварительный просмотр:

                                                               

Исследовательская работа на тему:

«В символах Россию открываю, в символах Россию познаю»

                                                      Мозжалова  Мария, ученица 5 б класса

                                                           МБОУ СШ № 12 с кадетскими классами

                        им. А.И.Сорокина

Руководитель: Колмакова Юлия Леонидовна

учитель истории и обществознания

Оглавление

№

Содержание

Страница

1.

Введение:  актуальность проекта, цель и задачи, методы и приемы работы

3-6

2

Глава 1. История создания и использование герба России

7-12

3

Глава 2.  История и значение флага России.

13-16

4

Глава  3. Гимн. Его история

17 -20

5

Социологическое исследование и его результаты

21-23

6

Заключение

24

7

Список литературы

25

8

Приложение

26 - 32

                                                        Введение

В 5 классе  у нас появился новый предмет – ОДНКНР (основы духовно-нравственной культуры народов России). И первый урок был «Наш дом Россия». Я люблю свою страну. Просторы моей Родины бескрайни. Можно всю жизнь путешествовать по городам и поселкам, можно сутками рассказывать и описывать красоту, но у каждого свое понимание по этому поводу и, то, что родное и красивое для меня – может быть чужим и безразличным кому-то другому. Если посмотреть с одной стороны то все вокруг одинаково, а с другой – все такое разное. Но есть одно, что объединяет всех  нас - наша история. 

Родина, Отчизна, Отечество. Эти слова мы произносим с гордостью. Это дорога во времени.   Она вобрала в себя традиции нашей национальной  культуры.

Уважать символику своего государства – гражданский долг каждого человека.

Что такое символы? Это условные знаки. Символы вызывают у нас представление. Так символом Парижа является Эйфелева башня; небоскребы, статуя Свободы – символы США.  У  России  символов много – это и Кремль, и Знамя Победы, и березы. Но есть такое понятие, как государственная символика.

Инициативный всероссийский опрос "ВЦИОМ-Спутник" проведенный 17 августа 2022 г. показал, что 75% граждан полагают, что нынешний государственный флаг - бело-сине-красный - больше всего подходит современной России, а 68%  и 63 %  участникам опроса  нравятся наш герб и гимн. В опросе  приняли участие 1,6 тысячи россиян в возрасте от 18 лет. Метод опроса - телефонное интервью.

 Проблема:

Я поймала себя на мысли, что историю возникновения символики своей страны я не знаю. А мои одноклассники?

 Провела опрос в классе: 

  • Знаете ли вы, как и когда, появились современные герб, флаг и гимн РФ?  Ответ был отрицательным.

Тогда я и решила провести свое мини - исследование  на тему «В символах Россию открываю, в символах Россию познаю». Лично для меня данное исследование носит характер открытия. Необходимо расширить свой кругозор, получив новые знания. Я постараюсь научиться из большого количества материала выбирать то существенное, которое необходимо для раскрытия темы.

Исследование проводилось по узкому направлению – история создания и изменений герба, гимна и флага,  с октября по ноябрь 2022 г.

Краткий обзор литературы по данной теме.

1.Голованова, М. П.   Герб, флаг, гимн России  М. П. Голованова.- М.: РОСМЭН-ПРЕСС, 2003

Автор данной книги рассказывает о символике Российского государства, истории возникновения и изменениях, произошедших с ними на протяжении всего существования вплоть до наших дней.

  2.Кузнецов, А. П.   Школьнику о символах Отечества  Пособие для учащихся/ А. П. Кузнецов.- М.: Просвещение, 2005.

Почему древнерусские знамена называли стягами? Когда в нашей стране появился первый  гимн? Когда в нашей стране отмечается день Государственного флага Российской Федерации? После каждой главы имеются вопросы и задания по закреплению материала.

 3. Голованова, М. П. Государственные символы России М.П. Голованова, В.С. Шергин; ил. Р. И. Маланичева, О.К. Позиненко. – М.: РОСМЭН- ПРЕСС, 2004.        В книге рассказывается об истории герба, флага и гимна России, приводятся общие сведения о геральдике — науке о геральдических знаках и порядке их использования.

На страницах книги раскрывается широкая панорама важнейших исторических событий, когда-либо происходивших в России и соседних с ней государствах. Особое внимание авторы обратили на то, что связывает отдельного человека и символы того государства, гражданином которого он является.

4.  Хорошкевич, А. Л. Герб, флаг и гимн. Из истории государственных символов Руси и России М.: Время, 2008

     Книга посвящена государственной символике Руси и России. Эта тема в условиях строительства современной России приобретает особую актуальность.

Актуальность исследования: каждый понедельник в школах проходит церемония поднятия флага России. Играет гимн. Это очень важно, потому что мы учимся уважать и почитать свои государственные символы. И начинается это уважение со знания истории создания этих символов.

Цель исследования: проследить историю  возникновения символов России – герба, флага и гимна.

Задачи исследования:

  • извлечь как можно больше полезной информации из исследуемых источников; 
  •  пополнить свои знания об истории возникновения государственных символов.
  • постараться донести эти знания до своих одноклассников.

Гипотеза исследования:

  • пополнить свои знания об истории возникновения и значения государственных символов в жизни страны,  возможно при условии

заинтересованности в получении знаний?

Объект исследования: Государственная символика Российской Федерации: герб, флаг, гимн.

 Источники исследования:

  • анкетирование учащихся 5 классов;
  •  игра – викторина «Символы государства Российского»
  • Интернет-ресурсы;
  • обобщение собранного материала

Методы исследования:

  • анкетирование, опросы
  • изучение литературы,
  • анализ собранной информации

 Ожидаемый результат: 

  • полученные результаты исследования могут быть использованы на классных часах (организуя игры и викторины на данную тематику), а также на внеклассных занятиях «Разговоры о важном»

Глава 1. История создания и использование герба России

         Государственный герб – это опознавательный знак государства. Он обозначает страну, отличает ее от других стран. Герб, как и другие государственные и военные символы России, имеет глубокие исторические корни. Они уходят в эпоху зарождения княжеской власти.

      Герб России - двуглавый орел - является государственной эмблемой нашей страны уже более полутысячи лет (утвержден в 1497 году).

Иоанн III Васильевич. 1497 г

Ивану III удалось окончательно ликвидировать зависимость от Золотой Орды. В состав Великого княжества Московского вошли ярославские, новгородские, тверские, пермские земли. Страна стала активно развивать связи с другими государствами Европы.      Именно в это время гербом России стал двуглавый орел.

Эпоха правления  Ивана Грозного

(1533- 1584)

Могущество Русского государства отражено на его гербе:

двуглавый орел увенчан одной короной с восьмиконечным православным крестом над ней.

В 1613 г. на царство был избран Михаил Романов. Его избрание положило конец Смуте.

Орел на гербе этого периода расправляет крылья, что означает новую эру в истории нашей страны, которая в это время становится единым государством.

В период царствования Алексея Михайловича герб получил скипетр и державу

Правление Петра I (1682- 1725)

Россия стала одной из ведущих мировых держав. Изменился цвет орла, на крыльях его впервые стали размещать щиты с гербами Великих княжеств и Царств.

Правление Павла I (1796-1801)

Так как император был членом Мальтийского ордена и поэтому модифицировал наш герб.

Правление Николая I(1825-1855)

Правление Николая I 

характеризуется твердостью и решительностью. Именно при нем с 1830 гербовой орел стал окончательно изображаться с поднятыми крыльями, что стало его неотъемлемой признаком до 1917 года. В этом скрыт некий смысл, который символизировал окончательное становление России.

Правление Александра III

11 апреля 1857 года по указу императора введен Большой государственный герб Российской империи. Отражает в себе символ единства и могущества России. В нем отражена древняя традиция изображать вокруг двуглавого орла гербы территорий, входящих в состав русского государства. Это сходно с идеей объединений русских княжеств вокруг Москвы.

После возникновения СССР стандартный вариант герба с двуглавым орлом был отринут, И с 1918 года

по 1993 год использовался другой символ, который постепенно дорабатывался и видоизменялся.

12 маховых перьев на каждом из крыльев отображают союз и равенство субъектов Федерации. 3 ряда перьев воплощают Добро, Истину и Красоту. Красный щит ассоциируется с отвагой, героизмом, золотой цвет орла – с достоинством, славой и вечностью. Скипетр является символом суверенитета, держава – могущества и целостности. Три короны нынче трактуют, как единство законодательной, исполнительной и судебной власти.

Герб Нижегородской области

Олень в геральдике символизирует величие, мудрость, благородство и справедливость. Серебряное поле герба символизирует чистоту и совершенство. Червленый (красный) цвет – символ мужества и силы, энергии и красоты. Черный цвет – символ мудрости, благоразумия, смирения, скромности, честности.

Герб г. Арзамаса

Наш герб связан  с именем  Ивана Грозного,  с  его военного  похода на Казань.  Красное и зеленое стропила, обращенные друг к другу, означают боевую схватку. При этом их цвета выбраны не случайно: красное стропило олицетворяет московское (русское) войско, а зеленое – мусульманскую орду (зеленый – традиционный цвет исламской религии). Победившая сторона в этой битве изображена на гербе сверху.  Некоторые исследователи считают, что на гербе изображены четыре важных торговых тракта, сходящиеся в одной точке – Арзамасе. 

Символика нашей школы

     

С 2005 года в нашей школе реализуется кадетское образование. Ребята занимаются  танцами, изучают  специальные предметы. Это позволяет самоопределиться в жизни. Я тоже кадет и с большой гордостью ношу  этот шеврон на своем кителе.

Вывод:          

  • я узнала, что исследователи высказывают предположения, что двуглавый орел был известен и древнеегипетской, и ассирийской, и древнеперсидской культуре и государству Птолемеев, и служил он знаком царской власти, символом вечной жизни, неусыпной зоркости, всезнания и бдительности.
  • современный герб Российской Федерации – это уникальный символ, который позволяет любому иностранцу понять, насколько сильна наша держава, насколько непоколебим народ. В гербе России воплощен  символ великой державы.
  • А еще у субъектов федерации и городов  тоже есть свои символы, но они не являются официальными, а просто отражают местные традиции и особенности.

Глава 2.  История и значение флага России

   Государственный флаг – это опознавательный знак государства, его официальный символ. Он исполнят те же функции, что и государственный герб, государственный гимн и название страны -  обозначает свою страну, отличает ее от других стран. Гербы помещают на бланках, печатях, документах, вывесках, различных предметах, указывая на то, какой стране они принадлежат. Но когда необходимо указать на то, что стране принадлежит крупный объект – морское судно, территория, сооружение, когда указание на государственную принадлежность должно быть видно с большего  расстоянии, то герб не может справиться с этой функцией и выполнить ее может только флаг. Каждый гражданин, если он желает подчеркнуть свою принадлежность к стране, может воспользоваться для этого флагом: поднять его над своим домом, выйти на улицу с флагом, украсить себя лентами цветов государственного флага.

История появления флага России

До XVII века Россия не имела единого государственного флага. Различные варианты возникновения флага можно проследить только со времён царя Алексея Михайловича, когда в 1668 году был построен первый русский военный корабль «Орел».

Тогдашний флаг,  в подражание голландскому,  состоял из трёх горизонтальных   полос: белой, синей и красной». 

 Для своего сына, Петра, Алексей Михайлович повелел шить трёхполосные бело-сине-красные  флаги.

         В 1699—1700 годах Петр I ввел новый штандарт.

 В 1699 году корабль  «Крепость» отправился в  Константинополь. Пётр I в инструкции русскому посланнику Емельяну Украинцеву нарисовал трёхполостный флаг с пересекающим его косым крестом.

     Трёхполосный флаг использовался и на военных кораблях до 1712 года. Затем как военно-морской был утверждён Андреевский флаг. Бело-сине-красный флаг становится коммерческим флагом - флагом гражданских судов. Флаг использовался как военно-полевой в подразделениях русской армии: во время сражения при Нарве русские полки шли в бой под бело-сине-красным флагом с золотыми двуглавыми орлами, а бело-сине-красные шарфы стали частью офицерской формы в 1700—1732 годах.      

     Символическо-торжественные чёрно-жёлто-белые флаги на домах начали вывешивать в России в праздничные дни после окончания Отечественной войны 1812 г.

             

 Император Александр III во время коронации обратил внимание на факт: Кремль украшен, и вся процессия одета в чёрно-жёлто-белое, а в городе преобладали бело-сине-красные цвета. Он назначил комиссию под председательством генерал-адъютанта адмирала К. Н. Посьета.

Она вынесла следующее решение: «Бело-сине-красный флаг, учреждённый императором Петром Великим, имеет за собой почти 200-летнюю давность.

С другой стороны, бело-жёлто-чёрный цвета ни исторических, ни геральдических основ за собой не имеют. Последний российский император Николай II в 1896 году окончательно закрепил за бело-сине-красным флагом статус единственного государственного флага Российской империи. А бело-желто-черный стал штандартом дома  Романовых.

В Советском Союзе же в 1924-1991 гг. официальным считался красный флаг с серпом и молотом. РСФСР параллельно имела собственный опознавательный знак.  

 

      День Государственного Флага Российской Федерации   отмечается 22 августа каждого года. Он был утверждён в 1994 году указом президента Российской Федерации.

А это наше школьное знамя. Его выносят на самых торжественных школьных мероприятиях.

Вывод:

  • Есть предположения о том, что цвета российского флага связаны с такими понятиями, как вера, надежда и любовь.
  • Роль флага России чрезвычайно важна для жизни современного государства и его будущего развития.
  • Флаг  является символом патриотизма. Недаром каждый понедельник в любом  образовательном учреждении осуществляется церемония поднятия флага РФ, играет гимн. Это такой волнующий  момент!  Сердце замирает.

  • Флаг имеет магическую власть над человеком. Он олицетворяет государство, народ. За него погибают, с ним побеждают и празднуют.

                                              3. Гимн Российской Федерации

Государственный гимн так же, как герб и флаг, является официальным символом любой суверенной страны.                                                                                                                                                      Гимн – хвалебная песнь, музыкальное произведение торжественного характера.  Слова патриотичны, прославляют державу или правителя

   История гимна России  полна неожиданностей. Есть мнение, что первым гимном на Руси можно считать боевой кличь  «За Русь». Первые мелодии и песни, подобные государственному гимну стали возникать в России в XVIII веке.

В царствование Петра I (1682–1725 гг.) неизвестным композитором был создан «Преображенский марш». Он очень часто исполнялся на различных церемониях и ассоциировался у иностранцев именно с Россией

В царствование императрицы Екатерины II композитором О.А. Козловским на стихи Г.Р. Державина был написан полонез «Гром победы, раздавайся», впервые исполненный  в 1791 года в Петербурге на торжествах в честь взятия крепости Измаил.

Впечатление было столь велико, что его решили повторять в важнейшие моменты государственных церемоний.

 

Первым же государственным гимном России можно назвать

«Коль славен наш господь в Сионе», Музыка Д.С. Бортнянского,

стихи М.М. Хераскова. Император Павел I повелел написать его

для церемоний всех уровней. Важнейшим моментом церемоний было

 присутствие на них императора. Появление монарха говорило о том, что

 происходят события государственной важности и этому появлению

 предшествовала торжественная музыка. Данный гимн исполнялся с 1797 г

  до 1816 года.

      Николай I, как сторонник всего

русского, поручил создание нового

гимна. А.Ф. Львов написал музыку и

попросил В.А. Жуковского написать

стихи. Стихи «Молитва русского

народа» были написаны, и в ноябре

1833 года гимн  впервые исполнен.

 31 декабря 1833 года Николай I отдал

 приказ, которым «Молитва русского

народа» под названием «Боже, царя

храни!»  официально утверждалась в

качестве государственного

 гимна.  Ему  была уготована жизнь в

83  года. 

В феврале 1917 года Николай II

отрекся от престола, а 1 марта 1917

года Временным правительством

гимн был отменен. 2 марта Временным правительством

утвержден новый гимн. Им стала «Марсельеза», музыка Руже де Лиля, слова П.Л. Лаврова. Гимн назывался «Русская Марсельеза»

 

  С 10 января 1918 года гимном стал «Интернационал»: слова французского поэта Эжена Потье и музыка бельгийского композитора Пьера Дегейтера. Данный гимн исполнялся до марта 1944 года, причем в 1922 году он был утвержден как гимн СССР. 

   С 15 марта 1944 года официально

Государственным гимном утвержден

текст С.В. Михалкова и Г.А. Эль-

Регистана, музыка А.В. Александрова.

Данный гимн был исполнен в ночь с 31

 декабря 1943 года на 1 января 1944

года, а «Интернационал» остался

гимном коммунистической партии.

  С 23 ноября 1991 года до конца

2000 года Россия жила с гимном без

слов, музыка М.И. Глинки

«Патриотическая песня». 
        С 23 декабря 2000 года

переутвержден старый, новый гимн.

Музыка А.В. Александрова и

переписанные слова С.В. Михалкова.

 

Вывод:

  • В словах гимна отражаются могущество и величие нашей Родины, ее необъятные просторы, богатая история.
  • Стихи гимна объединяют людей всех национальностей, всех, кто любит свою страну, гордится ею и желает ей процветания.  
  • Красивая, величественная и торжественная музыка рождает в сердце каждого россиянина чувство гордости за свою Родину. Ее знают во всем мире. Вместе с легко запоминающимися словами она ярко представляет нашу широкую Русь с ее бескрайними полями, лесами, реками и озерами, городами и деревнями

                                                 Заключение.

  • В результате проведенного исследования  я получила много полезной информации о нашей государственной символике.
  • Проведенное социологическое исследование  подтверждает выдвинутую мною гипотезу о том, пополнить свои знания об истории возникновения и значения государственных символов в жизни страны,  возможно при условии заинтересованности в получении знаний.

Нам необходимо больше интересоваться  историей  нашей культуры (смотреть кинофильмы, читать книги, готовить сообщения на историческую тематику). Мне нравятся и «Разговоры о важном»

  • История символов не заканчивается в наши дни. Они изменяются вместе с государством, сохраняя при этом опору на традиции, чтобы новые поколения ощущали связь с прошлым, гордились им.
  • Проведя исследование по теме «Государственные символы России»  я выявила некоторые интересные факты. В частности, когда государство было в расцвете, во всей силе и мощи, принимался герб, на котором двуглавый орел изображался с крыльями поднятыми вверх.  А  если государство находилось в упадке, крылья орла были опущены.
  • В нашей школе с кадетскими классами  есть стенды с государственной символикой  Российской Федерации и родного города Арзамаса. На учительском столе у нас в классе всегда стоит небольшой флаг РФ. Есть своя кадетская символика.
  • Пренебрежительное отношение к государственным символам, как и к памяти предков абсолютно недопустимо.

Литература:

1. 1. Конституция Российской Федерации.- 2021.

2. Алексеев Ю.А.  Моя Родина – Россия.: Москва – 2002. С.64

3.  Голованова, М. П.   Герб, флаг, гимн России М.: РОСМЭН-ПРЕСС, 2003       4. Голованова, М. П. Государственные символы России М.П. Голованова, В.С. Шергин; ил. Р. И. Маланичева, О.К. Позиненко. – М.: РОСМЭН- ПРЕСС, 2004.        

5. Кузнецов, А. П.   Школьнику о символах Отечества  [Текст]: пособие для учащихся/ А. П. Кузнецов.- М.: Просвещение, 2005.

6.  Хорошкевич, А. Л. Герб, флаг и гимн. Из истории государственных символов Руси и России М.: Время, 2008.         

7. www.statesymbol.ru

8. www.gov.ru

9. www.flag.kremlin.ru


Поделиться:

Самый богатый воробей на свете

Ель

Прекрасное далёко

Сказка "Узнай-зеркала"

Две снежинки