ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЛЕКСОВ УПРАЖНЕНИЙ С НАБИВНЫМ МЯЧОМ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ УЧАЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Вложение | Размер |
---|---|
nou_shuvalova_mariya.docx | 94.39 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа 117»
Сормовского района г. Нижнего Новгорода
Научное общество учащихся
ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЛЕКСОВ УПРАЖНЕНИЙ С НАБИВНЫМ МЯЧОМ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ УЧАЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Выполнила ученица: «9 Д» класса
Научный руководитель: Власова А.Е.
Учитель физической культуры
Нижний Новгород
2023 год
Введение 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПО ИССЛЕДУЕМОЙ ПРОБЛЕМЕ…5
1.1. Быстрота и методы ее развития……………..……………..……………..………………5
1.2. Сила и методы ее развития……………..……………..……………..………………….8
1.3. Ловкость и методы ее развития……………..……………..…………………………..11
1.4. Гибкость и методы ее развития……………..……………..……………..……………..13
1.5. Выносливость и методы ее развития……………..……………..……………………16
1.6. Особенности развития детей среднего школьного возраста……………..20
1.7. Развитие двигательных качеств у детей среднего школьного возраста……………..……………..……………..……………..……………..……………..……………………...23ГЛАВА II. ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ……………..……………………....26
2.1. Организация исследования……………..……………..……………..…………………...26
2.2. Методы исследования……………..……………..……………..……………..………….…26
2.3. Задачи исследования……………..……………..……………..……………..………….…..26
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ………..27
3.1Результаты тестирования после эксперимента……………………….. ……..27
3.2 Итоговые результаты исследования после эксперимента…………………………..34
ВЫВОДЫ ………….35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………....36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………….37
ПРИЛОЖЕНИЕ ………….40
Актуальность работы может представлять интерес, как для широкого круга общественности, так и для специалистов в области физической культуры и спорта. Так как развитие физических качеств человека делает его более подготовленным к различным физическим нагрузкам, а так же ведет к уменьшению травматизма и более углубленному физиологическому воздействию на мышцы.
Многочисленными исследованиями показано, что применение специальных средств обучения имеет большую ценность для развития физических качеств, помогает быстрее осваивать новые элементы, способствует повышению сознательности обучения и тренировки, создает условия для повышения моторной плотности тренировочных занятий.
Упражнения с набивным мячом могут влиять положительно на все группы мышц организма человека. С помощью них можно развивать все физических качества, научиться управлять своим телом. За счет увеличения темпа движений можно увеличивать скорость и ловкость, за счет увеличения количества повторений выносливость. Выполнений упражнений с максимальной амплитудой улучшают гибкость и подвижность в суставах.
Упражнения с набивным мячом можно использовать и в тренировочном периоде, как для общего развития, так и для повышения уровня подготовленности отдельных физических качеств. Наибольшее влияние можно оказывать на развитие силы и быстроты.
Методы, организация занятий и способы выполнения задания зависят от задач тренировочного периода и конкретного занятия, возраста и уровня подготовленности занимающихся.
Цель исследования: Разработать и экспериментально проверить эффективность комплекса упражнений с набивным мячом для детей среднего школьного возраста.
Задачи исследования:
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПО ИССЛЕДУЕМОЙ ПРОБЛЕМЕ
Быстрота - это комплекс функциональных свойств человека, которые в основном определяют скоростные возможности двигательного действия, а так же время двигательной реакции.
К ней относят:
- возможность быстро реагировать на непредвиденную ситуацию.
- протекание внутриорганизменных процессов, от которых зависит быстрота выполняемых движений.
Первую способность условно принято называть «быстротой двигательных реакций», вторую - «быстротой движений».
Быстрота имеет не одну форму проявления и высокую специфичность., поэтому этот термин иногда заменяют понятием « скоростные способности».
Скоростные способности – это способность организма человека выполнять двигательное действие за минимальный промежуток времени в данных условиях. Под быстротой понимают систему функциональных свойств человека, непосредственно и по преимуществу определяющих скоростные характеристики движений, а также двигательной реакции [21].
Быстрота - это специфическая двигательная способность человека к непредвиденным и неожиданным двигательным реакциям и наибольшей скорости движений, выполняемых при отсутствии значительного внешнего сопротивления, сложной координации работы мышц, не требующих больших затрат [18].
Различают элементарные и комплексные формы проявления скоростных способностей. К элементарным формам относятся:
Скорость выполнение целостного двигательного действия имеет наибольшее значение для практики. Но эта скорость не полностью описывает быстроту человека. Она характеризуется не только планкой развития быстроты, но и еще несколькими составляющими, в частности техникой выполняемого задания, координационными способностями, мотивацией, волевыми качествами.
К комплексным формам проявления скоростных способностей относятся:
1. Проявление максимальной скорости в начале двигательного действия (старта) – стартовый разгон в спринтерском беге. Рывки в баскетболе. В среднем это время составляет 5-6 с;
2. Способность к поддержанию высокой скорости на дистанции называют скоростной выносливостью (в циклических локомоциях);
3. Быстрое переключение с одного двигательного действия на другое, регулировка в организме процессов торможения и возбуждения, в ситуациях где нужно быстро остановится и выполнять дальнейшее движение в другом направлении (например, в футболе).
Уровень развития и появления скоростных способностей зависит от ряда факторов:
1. Подвижность нервных процессов, т.е. скорости перехода нервных центров из состояния возбуждения в состояние торможения и обратно;
2. Соотношение различных мышечных волокон, т.е. соотношение быстрых и медленных волокон, их эластичность и растяжимость;
3. Силы мышц;
4. Способности мышц переходить из напряженного состояния в расслабленное;
5. Энергетического запаса в мышце, от АТФ и КТФ, скорости её расщепления и восстановления;
6. Амплитуды движений, т.е. от степени подвижности в суставах;
7.Способности к координации движений при скоростной работе;
8. Биологического ритма жизнедеятельности организма, максимальная скорость движений наблюдается при t = +22 градуса;
9. Возраста и пола;
10. Скоростных природных способностей человека [8].
Специфичность скоростных способностей заключается в том, что человек может быстро выполнять одни движения быстро, другие медленнее, иметь высокую скорость на старте, но сравнительно невысокую на дистанции, и наоборот. Так при подборе упражнений для футболистов необходимо уделять внимание стартовым ускорениям из разных положений и быстрым изменениям направлениям движения. Нет единой причины, определяющей максимальную скорость абсолютно во всех двигательных действиях. Об этом нам говорит относительная независимость между отдельными формами скоростных способностей [26].
Для развития скоростных способностей необходимо решить следующие задачи:
1. Сочетание разностороннего развития скоростных способностей с приобретением двигательных умений и навыков, которые осваивают дети за время обучения. Нельзя опускать средний школьный возраст, в период которого особенно благоприятно развиваются скоростные способности.
2. В видах спорта, где быстрота движений и скорость ответной реакции играет большую роль, необходимо максимально развивать скоростные способности.
3. Достижение высоких результатов в определенном виде спорта зависит от совершенствования скоростных способностей.
В процессе спортивной тренировки повышение скорости движений достигается не только воздействием на собственно скоростные способности, но и иным путём – через воспитание силовых и скоростно-силовых способностей, скоростной выносливости, совершенствование техники движения.
Различают пять основных методов развития быстроты:
1.Повторный метод. Заключается в выполнении двигательного задания с наибольшей, предельной скоростью. Здесь нужно выполнять упражнения на быстроту отдельных двигательных движений. Продолжительность выполнения задания примерно от 5 до 10 секунд, при поддержании максимальной скорости, интервалы отдыха зависят от физической готовности человека и характера двигательного действия (30 сек. - 5 мин). Должны обеспечивать готовность к работе.
2.Сопряженный метод. Например, выполнение ударного движения при нападающем ударе с отягощением на кисти, перемещения с отягощением и т.п.
3.Метод круговой тренировки. Упражнения должны подбираться на крупные группы мышц и суставов, при этом чередоваться в системе тренировки. Обязателен отдых между сериями.
4.Игровой метод. Упражнения, связанные с быстрым перемещением в подвижных играх и специальных эстафетах.
5.Соревновательный метод. Выполнение упражнения с максимальной быстротой в соперничестве с другими [3].
1.2 Сила и методы ее развития
Скоростно-силовые способности проявляются в действиях, в которых наряду со значительной силой требуется и существенная скорость движения. При этом, чем выше величина отягощения, тем больше действие приобретает силовой характер, чем меньше отягощение, тем больше действие становится скоростным.
Формы проявления скоростно-силовых способностей во многом зависит от характера напряжения мышц в том или ином движении, который выражается в различных движениях скоростью развития силового напряжения, его величины и длительностью.
Важной разновидностью скоростно-силовых способностей является "взрывная" сила - способность проявлять большую величину силы в наименьшее время. "Взрывная" сила имеет существенное значение на старте в спринтерском беге, в прыжках, ударных действиях в боксе и т.д.
Различают соревновательные и повторные методы, как с переменными, так и постоянными нагрузками.
Повторный метод с постоянными нагрузками – берется основной тренировочный вес, или количество подходов. За один поход упражнение повторяют 2-4 раза (при следующих подходах не изменяется).
В зависимости от веса отягощения повторные методы классифицируются по интенсивности:
1) метод с большими нагрузками (вес отягощения – 85–95 % от предельного, 2–6 повторений в одном подходе) преимущественно развивает медленную силу;
2) метод со средними нагрузками (вес отягощения – 75–85 %, 6–10 повторений) развивает силу, силовую выносливость, создает достаточно благоприятные условия для роста мышечной массы;
3) метод с малыми нагрузками (вес отягощений меньше 75 %, повторений более 10) развивает скоростно-силовые качества, при большом числе повторений – локальную силовую выносливость [4].
Что бы обеспечить условия близкие к соревновательному во время занятий должен использоваться соревновательный метод с постоянными нагрузками. По одному разу выполняется классическое упражнение с одним и тем же весом.
С применением средних нагрузок –снаряд обычного тренировочного веса медленно опускают вниз.
Статические (изометрические) методы развития силы.
При выполнение изометрических упражнений должно использоваться максимальное усилие в течение 6-12 секунд на противодействие сопротивлению того или иного объекта. Именно это отличает изометрические упражнения, при которых сокращение мышцы вызывает лишь ее напряжение, от изотонических, в ходе которых из-за сокращения мышцы меняется ее длина.
Смешанные методы развития силы мышц (комбинированный метод).
Упражнения такого метода, включают в себя сочетание уступающего, удерживающего и преодолевающего режимов мышечной деятельности. При создании условий для относительно меньшей адаптации организма к раздражителю, комбинация различных режимов мышечной деятельности и периодичность их применения с биологической точки зрения, оправдываются. При работе мышц в нескольких режимах, применяемые раздражители в большинстве случаев будут достаточно сильны, в связи с этими ответная реакция организма на них более выражена.
Ударный метод развития силы мышц.
Суть этого метода в интенсивном растягивании мышц путем выполнения двигательного действия в уступающем и преодолевающем режимами . Возникающая при свободном падении инерционная сила оказывает воздействие на мышцы, а не вес отягощения. На физиологические механизмы оказывает сильное воздействие принудительное растягивание напряженных мышц, ответственные за экстренную мобилизацию моторного ресурса, и обладает высоким тренирующим эффектом при развитии «взрывной силы». Вырабатывается способность мышц быстро переключаться от уступающей к преодолевающей работе. Для развития силы мышц ног ударным методом не требуется специального оборудования.
Метод принудительного растягивания мышц.
Срочный эффект в повышении функциональных способностей скелетной мускулатуры, мышечной силы, быстроты и мощности мышечного сокращения вызывается принудительным растяжением мышц.
Упражнения этого метода развития силы проводят не только на специальном станке, но и со штангой (например, наклоны со штангой за головой), с гирями, с партнером. Соскок вниз с высоты или прыжок в глубину является одним из полезных методов развития силы мышц ног. Эффект связан с быстрым растяжением напряженных мышц, что позволяет развить в них очень большое усилие – намного больше максимального статического.
Для повышения работоспособности так же можно использовать принудительное растягивание мышц. Применять его можно как в основной части тренировки, так и в разминке.
Безнагрузочный метод развития силы мышц.
Развитие силы мышц происходит при одновременном согласованном напряжении мышц – антагонистов без внешней нагрузки. «Безнагрузочные» напряжения не могут заменить тренировки с отягощениями, но они будут полезны в утренней зарядке и в занятиях для поддержания тонуса мышц. [25]
Под ловкостью понимается способность человека правильно быстро и целесообразно среагировать на возникшую двигательную задачу. Так же под ловкостью понимается и координация движений связанная с необходимой амплитудой движения. В соответствии с поставленной задачей ловкий человек выполнит ее правильно, точнее, с наименьшей затратой усилий. Сравнивая младший школьный возраст и средних школьников можно сделать вывод, что у первых движения нерациональны, тело напряжено, координация нарушена в отличие от вторых, которые, уже изучив технику движений и выполняя данные упражнения раньше, справляются с заданиями точнее и спокойнее, прилагая меньше усилий. В физиологической основе ловкости лежат координационные свойства центральной нервной системы и ее пластичность. Свойства периферических органов и систем организма играют значимую роль в проявлении ловкости. Проявление высоких результатов ловкостных способностей осуществляется путем развития других физических качеств и овладения разнообразными двигательными навыками.
Мерилом ловкости считается сложность двигательных действий; точность движений в пространстве и времени. Способность управлять своими движениями в пространственно-временном поле и есть ЛОВКОСТЬ. Она выражается в способности человека быстро овладевать новыми движениями и перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки. Координационные способности представляют собой специфические сенсомоторные свойства организма, обеспечивающие ему возможность тонко регулировать свои взаимоотношения с внешним миром посредством двигательной деятельности. [25]
В.Н. Платонов (1997), выделяет следующие относительно самостоятельные виды координационных способностей.
1. Способность к оценке длительных и пространственно-временных параметров движений;
2. Способность к сохранению устойчивости позы (равновесию);
3. Чувство ритма
4. Способность к ориентированию в пространстве;
5. Способность к произвольному расслаблению мышц;
6. Координированность движений.
В реальной тренировочной и соревновательной деятельности, а также других видах двигательной деятельности все указанные способы проявляются не в чистом виде, а в сложном взаимодействии обусловленной степенью развития чувствительности человека, восприятия и анализ собственных движений, наличие образов, развитием органов равновесия, способностью к напряжению и расслаблению мышц (внутримышечной и межмышечной координацией).
Ловкостные способности близко связаны с другими физическими качествами: с быстротой, где в минимальное количество времени нужно решать заданную двигательную задачу в условиях дефицита времени; скоростно-силовыми качествами, когда необходимо ударить по мячу, прыгнуть в заданную точку; выносливостью, когда требуется длительное время осуществлять сложную по координации двигательную деятельность.
При развитии ловкости необходимо учитывать возрастные особенности учащихся. Развитие координационных способностей, возможность воспроизведения сложных двигательных действий довольно легко развивается в среднем школьном возрасте. В дальнейшем в связи с наступлением периода полового созревания происходит либо замедление, либо даже ухудшение показателей, характеризующих это качество. Главное требование, которое должен соблюдать учитель физкультуры при развитии точности движений, - это предельно четкое и правильное воспроизведение заданных параметров движений по амплитуде, направлению, траектории, длительности, темпу и другим характеристикам. В управлении на точность следует столько раз повторять движения или заданное положение, сколько необходимо, чтобы все ученики класса правильно выполнили задание. [27]
Методика развития ловкости заключается в овладении новыми упражнениями. Оптимизация развития координационных способностей является основной задачей в совершенствовании ловкостных способностей. Для этого могут использоваться любые упражнения, но с элементами нового, неизученного.
- Увеличение координационной сложности упражнений.
- Борьба с нерациональной мышечной напряженностью, так как проявление ловкости во многом зависит от умения расслаблять мышцы в необходимый момент.
- Повышение способности поддерживать равновесие тела. Для этого используют упражнения на ограниченной опоре и упражнения в действиях с прямолинейными и угловыми ускорениями (например, в кувырках с различными направлениями).
1.4 Гибкость и методы ее развития
Гибкость это способность человека выполнять двигательные действия с наибольшей амплитудой. Она определяется подвижностью связок и суставов опорно-двигательного аппарата. Гибкость зависит от формы суставных поверхностей, подвижности костных соединений, эластичности связок, сухожилий и мышц, а также от центрально-нервных факторов обуславливающих тонус мышц и координацию их деятельности. За счет повышения температуры мышц, температуры внешней среды, создание эмоционального возбуждения мышц ( соревнование) ,можно увеличить подвижность в суставах.
Выделяют активную и пассивную формы гибкости
Активная гибкость проявляется при движениях самого человека, пассивная – при пассивных движениях, совершаемых под воздействием внешних сил (например, усилий партнера). Под влиянием утомления активная подвижность в суставах уменьшается (за счет снижения способности мышц к полному расслаблению), а пассивная увеличивается (за счет меньшего противодействия растяжению тонуса мышц). Средством для развития гибкости являются упражнения, развивающие пассивную или активную гибкость. Пассивная гибкость развивается при использовании различных отягощений (гантели, амортизаторы, эспандеры), собственной силы (притягиванием туловища к ногам, ног к груди, сгибание кисти одной руки к другой и т.п.) или собственной массы тела. Активную гибкость развивают упражнения, выполняемые как без отягощений, так и с отягощениями. Это различные маховые и пружинные движения, рывки и наклоны. Применение отягощений (гантели, набивные мячи, и т.п) повышают эффективность упражнений вследствие увеличения амплитуды движений за счет использования инерции. Упражнения, направленные на развитие гибкости чаще планируют в комплексных занятиях, в которых наряду с развитием гибкости проводится и силовая подготовка, но так - же могут использоваться и в отдельных занятиях. При проведении занятия на развитие гибкости следует учитывать, что активная гибкость развивается в 1,5 – 2 раза медленнее пассивной. На развитие подвижности в суставах следует уделять разное время. Быстрее повышается подвижность в небольших суставах (локтевой, лучезапястный), медленнее в крупных (тазобедренный). Работу над развитием гибкости можно разделить на следующие этапы: 1) увеличение подвижности в суставах; 2) поддержание подвижности в суставах на достигнутом уровне. На первом этапе, где необходимо увеличивать подвижность в суставах работа над развитием гибкости должна проводиться ежедневно. На этапе поддержания подвижности в суставах на достигнутом уровне – 3-4 раза в неделю. Если работа над развитием гибкости полностью прекращается, то она довольно быстро теряет свой набранный уровень и возвращается к исходному или близкому к нему уровню. Время, которое затрачивается на развитие гибкости каждое занятие должно варьироваться от 20-30 до 45-60 минут, однако следует помнить, что перед выполнением упражнений на растягивание мышц, нужно хорошо их разогреть и приготовить к предстоящей работе. Во время выполнения упражнений на гибкость следует так же использовать упражнения с силовой направленностью. Такое чередование будет способствовать большему приросту результатов в развитии гибкости. В то же время упражнения на гибкость могут чередоваться с упражнениями, требующими проявления ловкости, быстроты. Но чаще всего упражнения на развитие гибкости используются в отдельном занятии после интенсивной разминки. Не менее важна и последовательность выполнения упражнений, развивающих подвижность в суставах. Лишь закончив выполнение упражнений, направленных на развитие подвижности в одном суставе, следует переходить к упражнениям для следующего сустава. Не имеет особого значения, с какого сустава начинать, хотя обычно начинают с упражнений, вовлекающих в работу крупные мышечные группы [22].
Существует несколько правил, которые способствуют оптимальному развитию гибкости:
Плюсом в выполнении упражнений на развитие гибкости является доступность для людей всех возрастов. Они наиболее просты и щадящие к органам и системам организма человека по сравнению с упражнениями для других качеств. Гибкость измеряется в градусах или мерах длины с помощью приборов специальных конструкций путем определения величины углов или размаха движений в отдельных анатомических соединениях. С возрастом ухудшается подвижность во всех связках и суставах. Поэтому у младшего возраста подвижность развивается значительно легче, чем у старшеклассников. В старшем возрасте ставится задача не увеличения подвижности в суставах, а сохранения ее на достигнутом уровне. Прежде всего, подвижность нужно развивать в тех звеньях опорно-двигательного аппарата, которые играют наибольшую роль в жизненно необходимых действиях: плечевые, тазобедренные, голеностопные суставы. В среднем школьном возрасте растягивающие упражнения применяются главным образом в статическом режиме. С увеличением массы мышц и уменьшением деформации связок целесообразно применять пассивные и статические упражнения. Подвижность в суставах у девочек и девушек больше, чем у мальчиков и юношей (примерно на 20 – 30 %), поэтому объем нагрузок для учащихся мужского пола должен быть больше. Развитие подвижности в суставах не должно приводить к нарушению осанки, которое может возникать из-за перерастяжения связок, из-за недостаточного или, наоборот, чрезмерного развития силы отдельных мышечных групп.
1.5. Выносливость и методы ее развития
Под выносливостью понимают способность человека противостоять утомлению. Характеристикой выносливости является предельное время, в период которого человек может выполнять данное задание в одной неизменной интенсивности. Выносливость может оцениваться и по степени сохранения работоспособности при заданной работе. Если рассматривать выносливость с точки зрения физиологии, то можно сказать, что она определяется функциональной устойчивостью нервных центров, возможностью длительное время поддерживать необходимое соотношение между процессами возбуждения и торможения; так же развитие выносливости требует больших энергозатрат и их использование в условиях аэробного обмена. Большая нагрузка выпадает на сердечно сосудистую, дыхательную и других вегетативные системы организма. Различают два вида выносливости: общую и специальную [6].
Под общей выносливостью понимается способность человека выполнять двигательное действие продолжительный период времени, но в умеренной и невысокой интенсивности, включая в работу значительные мышечные группы. Общая выносливость позволяет успешно справляться с длительной нагрузкой. У людей с развитой общей выносливостью реже встречаются заболевания связанные с сердечно - сосудистой системой так, как общую выносливость связывают с резервами физического здоровья человека. Выносливые люди меньше утомляются, бодрее чувствую себя в конце дня. Общая выносливость преимущественно зависит от функциональных возможностей вегетативных систем организма и в первую очередь сердечно – сосудистой и дыхательной (аэробная производительность организма). У спортсменов различных специализаций уровень развития общей выносливости неодинаков. Спортсмены занимающиеся такими видами спорта как лыжные гонки, плавание, легкая атлетика (бег на длинные и сверх длинные дистанции) более выносливы, чем спортсмены занимающиеся фехтованием, тяжелой атлетикой, гимнастикой для которых характерны кратковременные напряжения.
Общая выносливость оказывает благотворное воздействие на повышение как физической, так и умственной работоспособности. Она служит основой для развития многих видов специальной выносливости. Специальная выносливость характеризуются способностью к продолжительной и эффективной двигательной деятельности в основе которой проявляется быстрота, сила, ловкость, а движения выполняются в резко меняющихся условиях. Специальная выносливость включает в себя: скоростную выносливость, силовую выносливость, выносливость к статическим усилиям, координационную выносливость. Специальная выносливость зависит от техники владения двигательным действием, уровня развития физических качеств, возможностей нервно-мышечного аппарата и быстроты расходования ресурсов внутримышечных источников энергии. Скоростная выносливость характеризуется способностью продолжительное время поддерживать высокую скорость и частоту сердечных сокращений. Основной метод развития скоростной выносливости - интервальный[6].
Условия для развития это: 1) повторное преодолевание отрезков дистанции; 2) скорость выполнения упражнения близка и максимальной скорости человека; 3) количество серий повторений для начинающих 2-3, квалифицированных –
4-6 [6].
Силовая выносливость характеризуется способностью длительное время выполнять работу, связанную с большими физическими напряжениями. Необходима силовая выносливость пловцу, гребцу, бегуну на средние дистанции. Проявление высокой степени мышечных усилий длительный промежуток времени, в какой – либо деятельности и есть силовая выносливость. Различают силовую выносливость общую и местную. Максимальные мышечные напряжения не могут длиться долго, они всегда кратковременны. В этом случае существует обратная взаимосвязь между величиной статических усилий и их продолжительностью – чем больше величина мышечных напряжений, тем меньше они могут сохраняться, и наоборот. Координационная выносливость – это способность человека технически верно в продолжительный период времени выполнять трудные по координации двигательные действия. Она развивается с помощью систематических упражнений до утомления в сложных по структуре двигательных действиях. Задания повторяются сериями, каждый день и несколько раз.
Общая выносливость проявляется в тех случаях, когда необходимо переключиться с одного вида и характера действий на другой. Общую выносливость можно развивать с помощью равномерного или интервального метода. Развития общей выносливости на примере равномерного бега:
Равномерный метод развития выносливости общедоступен. Он оказывает благотворное влияние на укрепление здоровья. Рекомендации для развития общей выносливости с использованием интервального бега сводятся к следующему:
длина отрезков должна быть 150-600 м, а скорость бега - почти максимальной ;
задание можно повторять до тех пор, пока после минутного перерыва частота сердечных сокращений доходит до 170 – 140 ударов в минуту [19].
Все это показывает, что основное различие в методике развития общей выносливости с помощью равномерного и интервального упражнения состоит в том, что в первом случае необходимо один раз преодолеть большую дистанцию с незначительной скоростью, а во втором повторно отдельные отрезки дистанции с относительно высокой скоростью и между повторениями отдыхать непродолжительное время. Средства для развития специальной выносливости определяются видом и характером специфической выносливости. При этом методика их применения строится так, чтобы вызвать значительное утомление нервно-мышечного аппарата, обеспечивающего выполнение задания [19].
1.6 Возрастные особенности развития физических качеств
Быстрота
Наиболее успешно быстрота развивается в 10-12 летнем возрасте. Поскольку она зависит от силы мышц, поэтому эти качества развиваются параллельно. Дети среднего школьного возраста очень эмоциональны, функционально неустойчивы. Это объясняется анатомическими сдвигами внутри организма, его взрослением и переходом от детства к юности. Внешне это проявляются в резком ускорении роста в длину, быстрой утомляемостью, раздражительностью [34].
В возрасте от 12-15 лет у детей заканчивается функциональное созревание мышц и начинается процесс бурного развития мышечной силы. В этом возрасте дети обращают внимание на технические свойства двигательных действий, что очень важно при изучении сложных тактических приемов. Согласованность двигательных и вегетативных функций у детей 12-15 лет ещё не достигает своего совершенства. Выполнение упражнений на развитие выносливости и силовых способностей не рекомендованы. Организм средних школьников готов к высоким результатам в упражнениях скоростного характера.
С точки зрения спортивной подготовки, возраст 12-15 лет является решающим. Именно в нём у детей происходит наибольший прирост быстроты, силы, ловкости. Специальное развитие этих качеств должно стать основным содержанием учебно-тренировочной работы. Главный упор необходим на развитие быстроты и ловкости, и особенно быстроты реакции и сообразительности. Упражнения на развитие быстроты лучше проводить с большими паузами отдыха. Повышать нагрузку нужно незаметно для занимающихся [34].
Сила
У учащихся основной школы быстрыми темпами развивается мышечная система организма. С 13 лет отмечается резкий скачок в увеличении общей массы мышц, главным образом за счет увеличения толщины мышечных волокон. Мышечная масса у мальчиков и девочек нарастает неравномерно, у мальчиков 13-14 лет, а у девочек - 11-12 лет. Однако увеличение одних мышц наблюдается при заметном отставании других. Это может привести к искривлению позвоночника, который в этом возрасте еще очень гибок. Развитие мышц груди преобладает над развитием мышц плечевого пояса, поэтому может возникать сутулость [25].
Поэтому задача занятий физической культуры в среднем школьном возрасте - это предупреждение нарушение осанки или исправление ее. Поэтому нужно давать большую нагрузку на отстающие группы мышц. Должны быть предусмотрены дополнительные упражнения для слабой части мышц. Необходимо укреплять мышцы спины и шеи (например, подтягивание широким хватом до касания перекладины затылком), увеличивать подвижность грудной клетки с помощью упражнений, вызывающих потребность в глубоком дыхании, в сочетании с дыхательными упражнениями (например, приседания с отягощением и заведение прямых с гантелями за голову в положении лежа на спине). В подростковом возрасте средствами воспитания силы являются скоростно-силовые упражнения и упражнения с небольшими отягощениями и достаточно большим числом повторений, т.е. применяется метод непредельных усилий с малыми и средними отягощениями. Это позволяет параллельно с силой развивать у подростков и силовую выносливость
Гибкость
Известно, что с возрастом подвижность в суставах и связках ограничивается, уменьшается их эластичность. Поэтому у детей среднего школьного возраста по сравнению с младшими школьниками подвижность в суставах и связках уменьшается. В старшем возрасте ставится задача не увеличения подвижности в суставах, а сохранения ее на достигнутом уровне. При развитии подвижности суставов у детей большее внимание нужно уделять наиболее важным звеньям опорно-двигательного аппарата (плечевому, тазобедренному, голеностопному), ведь именно они наиболее важны для жизнедеятельности человека. В среднем школьном возрасте, с увеличением массы мышц и уменьшением деформации связок целесообразно применять пассивные и статические упражнения. У девочек суставы наиболее подвижные, поэтому нагрузка у них должна быть ниже, чем у мальчиков. Развитие подвижности в суставах не должно приводить к нарушению осанки, которое может возникать из-за перерастяжения связок, из-за недостаточного или, наоборот, чрезмерного развития силы отдельных мышечных групп.
Выносливость
Школьники 15-16 лет характеризуются неустойчивостью нервной системы к сильным раздражителям, Поскольку не могут долго преодолевать утомление. В последующем фаза компенсированного утомления увеличивается за счет повышения способности к волевым усилиям. У средних школьников лучше всего развивать выносливость к работе умеренной и переменной интенсивности. Средством развития выносливости являются подвижные игры с повышенной моторной плотностью, однако игры не позволяют достаточно точно дозировать нагрузку. На уроках физического воспитания применяют упражнения, которые дают возможность оказывать точно дозированное воздействие: для 12 – 13-летних – темповой бег на 200 – 400 м в чередовании с ходьбой; медленный бег продолжительностью до 2 мин для мальчиков и до 1,5 мин для девочек; ходьба на лыжах на 3 – 3,5 км для мальчиков и на 2 – 3 км для девочек; для 14 – 15-летних—темповой бег на 400 – 500 м для мальчиков и на 200 – 369 м для девочек; лыжные гонки на скорость до 2 – 3 км; для 16 – 17-летних – кроссовый бег; гонки на лыжах на 3 – 4 км; переменный и повторный бег.
Ловкость
При развитии ловкости необходимо учитывать возрастные особенности учащихся. Школьники среднего школьного возраста не так легко схватывают технику довольно сложных физических упражнений как младшие в связи с несоответствием роста тела и его массы. В технически сложных видах спорта отмечается ранняя спортивная специализация в раннем возрасте. В младшем и среднем школьном возрасте сравнительно легко развивается способность поддерживать равновесие тела, усиленно развивается точность движений (способность дифференцирования и воспроизведения пространственных, силовых и временных параметров движений). В дальнейшем в связи с наступлением периода полового созревания происходит либо замедление, либо даже ухудшение показателей, характеризующих это качество. На уроках физической культуры учитель, прежде всего, должен обращать внимание на четкое и правильное выполнение двигательных действий по таким характеристикам как амплитуда, направление, траектория, длительность, темп и другим. В получении точности необходим повторный метод выполнения, что бы все учащиеся правильно выполнили задание.
1.7. Развитие двигательных качеств у детей среднего школьного возраста
В процессе физического воспитания ребенок должен получать необходимые умения и знания, которые используются в жизнедеятельности. Они должны научиться правильно выполнять двигательные действия, знать их техническую сторону, необходимую не только при занятиях спортом, но и труде.
При овладении техникой двигательного действия сначала возникает умение его выполнять, затем по мере дальнейшего углубленного изучения и совершенствования, умение перерастает в навык и мастерство. Нервная система играет значительную роль в формировании двигательных навыков. Исследования П.К. Анохина показали, что некоторые действия ребенка запрограммированы и автоматизированы; другие же изменяются в процессе реализации. Дети среднего школьного возраста отличаются пластичностью, подвижностью нервной системы, быстрым образованием условных рефлексов, что благоприятно для изучения и усвоения новых двигательных действий. Двигательные движения и двигательные качества тесно связаны между собой. Прежде чем человек начинает развивать физические качества, например выносливость, естественно, что сначала он должен научиться бегать. Так и в процессе физического воспитания применяют две методики. В первой мы обучаем правильной и рациональной технике двигательного действия, во второй развиваем физические качества. К тому же двигательные способности - это комплекс образования, основой которых являются физические качества, а форма их проявления двигательные умения и навыки [4]. Обучение всегда начинается с появления мотивации учеников. Если требование не выполняется, то изучение не принесет высоких результатов. Любое овладение двигательным действиям начинается с формирования знаний о предназначении двигательной задачи. Это знание складывается из наблюдения примера, которое сопровождается показам, объяснением, рассказом. Таким образом учитель должен выделить особенности двигательного действия от которых зависит успех выполнения задания. При успешном изучении двигательного качества приходит следующий уровень. Это образование двигательных умений и навыков. Особенностью умения является сознательный контроль над выполняемыми действиями, небольшая скорость выполнения, малым процентом запоминания. Двигательные умения требуют от учащегося большой концентрации, высокой исполнительности, самоконтроль, двигательной активности. При дальнейшем изучении двигательного действия, увеличения количества повторений, овладение им будет упрочняться, быстрота действий увеличиваться, устойчивость к смене посторонних факторов повышаться. Все это ведет к следующему высшему этапу – навыку. Двигательный навык – это наивысшая ступень владения двигательным действием, во время которой участие сознания и контроля в выполнении задания минимально, быстрота на высоком уровне, большая стабильности и устойчивость. Первой особенностью навыка является автоматизация выполняемого действия (освобождение действий от сознательного контроля). Второй – быстрота выполняемого действия. Она связана с совершенствованием согласованности мышц, отсутствием ненужных движений. Стабильность результата – третья особенность навыка. Ее стоит рассматривать не как стабильность состава двигательного действия, а как стабильность эффекта решения двигательной задачи, выполняемую в меняющихся условиях. Четверной особенностью навыка является прочность. Она характеризуется такой закрепленностью двигательного действия, при которой даже длительные перерывы не дадут забыть изученного. Пятой особенностью навыка считается надежность. Она позволяется эффективно решать задачу при меняющихся условиях, затрудняющих выполнять двигательное действие [23].
Для успеха в развитии двигательных качеств необходима правильно подобранная методика. Так же важной чертой является понимание учащихся задач упражнения, появлением мотивации и желания научиться. На занятиях учитель должен не только следить за выполнение упражнений, но и исправлять ошибки на начальном этапе изучения упражнения. При специализации в спорте необходимо развивать в большей степени те двигательные качества, которые наиболее нужны для достижения успеха в выбранном виде спорта [4].
ГЛАВА II.Организация, методы и задачи исследования
2.1 Организация исследования
В данном исследовании принимали участие школьники общеобразовательного учреждения Муниципального бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной «Школа № 117» юноши и девушки 2008 года рождения (28 человек)
Исследование проводилось с 3.09 по 30.10. 2022 года. Место проведения исследования МБОУ «Школа № 117»
2.2 Методы исследования.
Для решения поставленных в работе задач были использованы следующие методы исследования:
Уровень физической подготовленности школьников среднего школьного возраста оценивали по данным работы профессора Ю.Н. Вавилова. В исследовании применялись следующие физические тесты:
1) Челночный бег
2) Подтягивание на высокой перекладине (юн); низкой перекладине (дев)
3) Наклон вперед
4) Бег 1000 метров (мин)
5) Бег 60 метров
2.3. Задачи исследования
1. Проанализировать литературные источники по теме исследования.
2. Определить уровень физической подготовленности и познавательной деятельности детей среднего школьного возрасте.
3. Разработать методику применения упражнений с набивным мячом детей среднего школьного возраста.
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
3.1 Результаты тестирования эксперимента
Эксперимент проводился в первой четверти на группе из 28 человек. Тестирование проходило до начала эксперимента и после 14 занятий с набивными мячами на все физические качества. Полученные данные, представлены в таблице 1 и 2, а также в рисунках 1- 10.
Показатели физического состояния школьников (девочки) 12- 15 лет в начале и в конце исследования.
Таблица 1
Фамилия, Имя | Начало четверти | Конец четверти | ||||||||
Челночный бег | Подтягивание на перекладине (низкой) | Бег 1000 м (мин) | Бег 60 метров | Наклон вперед | Челночный бег | Подтягивание на перекладине (низкой) | Бег 1000 м (мин) | Бег 60 метров | Наклон вперед | |
Пугачева К. | 9,5 | 13 | 5,20 | 10,2 | + 18 | 9,4 | 14 | 5,14 | 10,0 | +19 |
Васильева К. | 9,0 | 15 | 4,53 | 9, 3 | +20 | 8,6 | 20 | 4,44 | 9,0 | +24 |
Слаповская К. | 10,1 | 14 | 5,01 | 10,9 | +12 | 9,9 | 16 | 4,57 | 10,6 | +14 |
.Васечкина К. | 9,6 | 10 | 5,04 | 10,0 | +13 | 9,3 | 11 | 5,00 | 9,7 | +16 |
Шабанова А. | 9,6 | 7 | 5,03 | 10,0 | +10 | 9,2 | 11 | 5,00 | 9,4 | +12 |
Макарова Д. | 10,5 | 5 | 5,43 | 11,1 | +10 | 10,2 | 6 | 5,38 | 10,6 | +12 |
Шадымова К. | 9,3 | 13 | 5, 00 | 9,7 | +16 | 9,0 | 16 | 4,57 | 9,3 | +19 |
Александрова Е. | 9,2 | 15 | 5,00 | 9, 5 | +12 | 8,8 | 18 | 4,55 | 9,1 | +13 |
Алипова А. | 9,0 | 16 | 4,45 | 9,4 | +14 | 8,7 | 19 | 4,40 | 9,2 | +16 |
Бутяева Т. | 9,5 | 12 | 5,35 | 10,0 | +10 | 9,3 | 15 | 5,32 | 9,7 | +16 |
Вечеславлева Ю. | 9, 7 | 12 | 5,03 | 10,0 | +6 | 9,5 | 13 | 5,00 | 9,7 | +8 |
Щепетова Т. | 10,0 | 8 | 5,09 | 10,4 | +10 | 9,9 | 10 | 5,07 | 10,3 | +13 |
Харитонова Н. | 9, 6 | 13 | 5,02 | 9,9 | + 13 | 9,4 | 15 | 4, 57 | 9,4 | +14 |
Князева Н. | 9, 8 | 13 | 5,00 | 10,4 | +13 | 9,7 | 15 | 4,53 | 10,0 | +17 |
Среднее значение | 9,6 | 12 | 5,01 | 10,2 | +13 | 9,3 | 14 | 4, 57 | 9,7 | +15 |
Сравнительный анализ
результатов начала и конца первого эксперимента у девочек
Рисунок 1
Рисунок 2
Рисунок 3
Рисунок 4
Рисунок 5
Показатели физического состояния школьников (мальчики) 12- 15 лет в начале и в конце исследования.
Таблица 2
Челночный бег | Подтягивание на перекладине (высокой) | Бег 1000 | Бег 60 метров | Наклон вперед | Челночный бег | Подтягивание на перекладине (высокой) | Бег 1000 м | Бег 60 метров | Наклон вперед | |
Ф.И. | Начало четверти | Конец четверти | ||||||||
Баталов Н. | 8,5 | 9 | 4,40 | 9,4 | -8 | 8,0 | 10 | 4,36 | 9,3 | -7 |
Боженко Р. | 8,4 | 6 | 4,25 | 9,5 | +6 | 8,0 | 7 | 4,20 | 9,3 | +7 |
Кучин И. | 8,3 | 12 | 4,05 | 9,1 | +1 | 7,9 | 15 | 4,02 | 8,9 | +2 |
Поворотов А. | 8,6 | 10 | 4,33 | 9,3 | +4 | 8,4 | 12 | 4,29 | 9,1 | +6 |
Нибудкин К. | 8,1 | 13 | 4,32 | 8,9 | +13 | 7,7 | 14 | 4,30 | 8,7 | +14 |
Ражев А. | 9,4 | 2 | 5,00 | 10,0 | 0 | 9,0 | 3 | 4,58 | 9,7 | +1 |
Половинкин А. | 9,0 | 0 | 4,43 | 9,5 | -5 | 8,9 | 1 | 4,38 | 9,3 | -3 |
Травин Р. | 9,5 | 0 | 5,16 | 10,3 | +9 | 9,1 | 1 | 5,15 | 10,0 | +11 |
Беспарточный А. | 8,4 | 10 | 4,50 | 9,4 | -4 | 8,0 | 12 | 4,45 | 9,1 | -3 |
Баскин Н. | 8,4 | 4 | 4,25 | 9,5 | +3 | 8,0 | 6 | 4,23 | 9,3 | +5 |
Матвеев А. | 8,6 | 5 | 4,34 | 9,7 | +1 | 8,4 | 6 | 4,30 | 9,5 | +3 |
Колесов И. | 8,9 | 11 | 4, 40 | 9, 6 | +12 | 8,6 | 13 | 4, 36 | 9,3 | +13 |
Князев Н. | 8,0 | 3 | 4,12 | 8,8 | +7 | 7,8 | 4 | 4, 08 | 8,7 | +9 |
Горемышников. Ю | 10,0 | 8 | 4,25 | 9,3 | +3 | 9,7 | 10 | 4,22 | 9,0 | +5 |
Среднее значение | 8,7 | 8 | 4,41 | 9,4 | +3 | 8,2 | 9 | 4,37 | 9,2 | +6 |
Сравнительный анализ результатов начала и конца первого эксперимента у мальчиков
Рисунок 6
Рисунок 7
Рисунок 8
Рисунок 9
Рисунок 10
3.2. Итоговые результаты исследования после эксперимента.
Проведен сравнительный анализ средних результатов до начала эксперимента и после него у мальчиков и девочек занимающейся группы. Результаты представлены в таблицах 5,6
Сравнительный анализ среднего значения результатов тестирования у девочек
Таблица 5
Контрольные тесты | До начала эксперимента | После эксперимента. | Разница в показателях |
Челночный бег | 9,6сек | 9,3сек | -0,3сек |
Подтягивание (низкая перекладина) | 12раз | 14раз | +2раза |
Бег 1000 м | 5,01мин | 4,55мин | -0,11мин |
Бег 60 м | 10,2сек | 9,8сек | -0,4сек |
Наклон вперед | 13см | 15см | +2см |
Сравнительный анализ результатов тестирования у мальчиков
Таблица 6
Контрольные тесты | До начала эксперимента | В конце эксперимента. | Разница в показателях |
Челночный бег | 8,7 сек | 8,3сек | -0,4 сек |
Подтягивание (низкая перекладина) | 8 раз | 10раз | +2 раза |
Бег 1000 м | 4,41мин | 4,37мин | -0,14мин |
Бег 60 м | 9,4сек | 9,1сек | -0,3сек |
Наклон вперед | 3см | 6см | +3см |
Таким образом, средние показатели и у мальчиков и у девочек в конце эксперимента выросли по сравнению с началом исследования по всем пяти контрольным упражнениям, а, следовательно, и физическая подготовка по пяти качествам выросла.
Выводы
Сравнивая результаты физической подготовленности детей до занятий упражнениями и после проведенного эксперимента можно сделать вывод о значительном повышении всех физических качеств. Большинство учащихся стали укладываться в школьные нормативы на «хорошо» и «отлично».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате тестирования девочек и мальчиков, был выявлен недостаточный уровень физической подготовленности, согласно табличным данным таблицы 1 и 2 (начало четверти)
В результате исследования девочек и мальчиков в конце эксперимента видно, что показатели физической подготовленности по всем пяти качествам выросли по сравнению с началом этапа.
По итогам контрольного тестирования физической подготовленности школьников 12-15 лет, можно сказать о положительном влиянии занятий с набивными мячами на уровень физической подготовленности, так как по всем показателям проведённых тестов, выявлена положительная динамика полученных результатов.
Повышение результатов говорит о развитии физических качеств: силы, быстроты, развитии координационных способностей, выносливости, гибкости, повышении функциональности отдельных систем и всего организма.
Разработка и экспериментальная проверка эффективности комплекса упражнений с набивным мячом для детей среднего школьного возраста в нашем исследовании позволило решить поставленные задачи:
1. Проведен анализ учебно-методической литературы по теме исследования.
2. Разработаны комплексы упражнений с набивным мячом для детей основной школы.
3. Экспериментально проверена эффективность разработанного комплекса.
Таким образом, цель нашего исследования можно считать достигнутой.
Список литературы
ПРИЛОЖЕНИЯ
Контрольные упражнения с набивными мячами (2 кг)
1 занятие
1) И. п. – ноги на ширине плеч руки вниз, мяч в руках.
1- поднять руки до уровня груди
2- поднять руки вверх
3- опустить руки до уровня плеч
4- и п. (6 раз) .
2)И.п. – о.с. мяч в руках перед грудью
1- руки вперед
2- и.п.
3- руки вверх
4- и.п. (6 раз).
3) И. п. – ноги на ширине плеч, руки вверх, мяч в руках
1-2 наклон туловища вправо
3-4 наклон туловища влево (4 раза) .
4) И. п.- ноги на ширине плеч, руки вверх, мяч в руках
1-4 круговые движения туловищем вправо
5-8 круговые движения туловищем влево (4 раза).
5) И.п.- о. с. мяч в руках
1 подбросить мяч вверх, присев, коснуться пола руками
2 встать, поймать мяч руками (6 раз).
6) И.п – о.с. мяч в руках
1- подбросить мяч вверх, сесть ноги врозь, поймать мяч, сидя на полу
2- подбросить мяч сидя и поймать стоя (6 раз).
7) Пробегание отрезков 20, 30 м с набивным мячом (5 раз).
8) Прыжки на двух ногах вверх с набивным мячом (30 сек).
9) Прыжки через набивные мячи - 10 штук (7 повторений).
10) Бег змейкой с набивным мячом 5 * 20 метров.
2 занятие
1) И.п. – о.с. мяч в руках перед грудью
1- руки вперед
2- и.п.
3- руки вверх
4- и.п. (6 раз).
2) И.п.- о.с руки в стороны, мяч в одно руке.
1- поднять руки вверх, переложить мяч из одной руки в другую
2- опустить руку с мячом в сторону (6 раз) .
3) И. п.- ноги на ширине плеч, руки вверх, мяч в руках
1-4 круговые движения туловищем вправо
5-8 круговые движения туловищем влево (4 раза).
4) И. п. –ноги на ширине плеч, руки вверх, мяч в руках
1- наклон коснуться мячом пола впереди.
2- коснуться мячом пола сзади
3- коснуться мячом пола перед собой
4- и.п. (6 раз)
5) И.п – о.с. мяч в руках
1- подбросить мяч вверх, сесть ноги врозь, поймать мяч, сидя на полу
2- подбросить мяч сидя и поймать стоя (6 раз)
6) И.п. –о.с. мяч зажат стопами ног
1- подпрыгнуть вверх, подбросить мяч ногами
2- поймать мяч руками (4 раза)
7) Бег змейкой с набивным мячом 5 * 20 метров
8) Ускорение с набивным мячом на различные участки (10- 25 м).
9)Прыжки через набивные мячи - 10 штук (7 повторений)
10) Сидя на гимнастической скамейке поднятие и опускание туловища с набивным мячом у груди (1 мин)
3 занятие
1)И.п.- о.с руки в стороны, мяч в одно руке.
1- поднять руки вверх, переложить мяч из одной руки в другую
2- опустить руку с мячом в сторону (6 раз) .
2) И.п – присед, мяч в согнутых руках перед грудью
1- прыжок в приседе в правую сторону
2- и. п.
3- прыжок в приседе в левую сторону
4- и.п. (6раз).
3) И. п. –ноги на ширине плеч, руки вверх, мяч в руках
1- наклон коснуться мячом пола впереди.
2- коснуться мячом пола сзади
3- коснуться мячом пола перед собой
4- и.п. (6 раз).
4)И.п.- ст-ка ноги врозь, мяч в руках
1- наклон вперед, прокатить мяч вокруг левой ноги
2- и.п.
3- наклон вперед, прокатить мяч вокруг правой ноги
4- и.п. (6раз).
5) И.п. –о.с. мяч зажат стопами ног
1- подпрыгнуть вверх, подбросить мяч ногами
2- поймать мяч руками (4 раза).
6) И.п.- о.с, мяч в руках перед собой
1- подбросить мяч
2- хлопок
7) Ускорение с набивным мячом на различные участки (10- 25 м).
8) И.п.- лежа на спине, мяч захватить ногами
1- сгибать ноги поднимать мяч
2- и.п. (6раз).
9) Сидя на гимнастической скамейке поднятие и опускание туловища с набивным мячом у груди (1 мин)
10) И. п.- сед, ночи врозь. Катить мяч партнеру с максимальной скоростью (30 сек).
4 занятие
1) И.п – присед, мяч в согнутых руках перед грудью
1- прыжок в приседе в правую сторону
2- и. п.
3- прыжок в приседе в левую сторону
4- и.п. (6раз).
2) И.п.- сед мяч зажат стопам ног, опора на предплечья
1- поднять ноги вверх
2- и.п. (6раз).
3) И.п.- ст-ка ноги врозь, мяч в руках
1- наклон вперед, прокатить мяч вокруг левой ноги
2- и.п.
3- наклон вперед, прокатить мяч вокруг правой ноги
4- и.п. (6раз).
4) И.п.- лежа на спине, мяч в руках за головой
1- сед, наклон, достать мячом носки ног
2- и.п. (6раз).
5) И.п.- о.с, мяч в руках перед собой
1- подбросить мяч
2- хлопок(6раз).
6) И.п.- полуприсед, мяч перед собой в руках
1- подбросить мяч вверх
2-3- рывок
4- поймать мяч (6раз).
7) И.п.- лежа на спине, мяч захватить ногами
1- сгибать ноги поднимать мяч
2- и.п. (6раз).
8) Бег по кругу с касанием набивных мячей, темп средний (4 мин).
9) И.п- сед, ночи врозь. Катить мяч партнеру с максимальной скоростью (30 сек).
10) В парах, спиной друг к другу.
И.п. –ноги на ширине плеч, мяч в руках
Передача мяча партнеру верхом двумя руками, прием мяча от партнера с наклоном вперед между ногами. Выполнять 1 мин., по 30 сек на передачу и прием в одном направлении.
5 занятие
1) И.п.- сед, мяч зажат стопам ног, опора на предплечья
1- поднять ноги вверх
2- и.п. (6 раз).
2) И.п – сед, мяч зажат стопами ног, опора на предплечья
1- согнуть ноги
2- выпрями ноги вверх
3- согнуть ноги
4- и.п.(6раз).
3) И.п.- лежа на спине, мяч в руках за головой
1- сед, наклон, достать мячом носки ног
2- и.п.
4) И.п.- о.с., мыч в руках у груди
1-2 поворот вправо
3-4 поворот влево (4 раза).
5) И.п.- полуприсед, мяч перед собой в руках
1- подбросить мяч вверх
2-3- рывок
4- поймать мяч (6 раз).
6) И.п.- о.с, мяч в руках перед собой
1- подбросить мяч
2- поймать двумя руками за спиной (6 раз).
7) Бег по кругу с касанием набивных мячей, темп средний (4 мин).
8) Прыжки через набивные мячи с продвижением вперед по кругу, темп средний. (2 круга).
9) В парах, спиной друг к другу.
И.п. –ноги на ширине плеч, мяч в руках
Передача мяча партнеру верхом двумя руками, прием мяча от партнера с наклоном вперед между ногами. Выполнять 1 мин., по 30 сек на передачу и прием в одном направлении.
10) В парах, спиной друг к другу.
И.п.- о.с.
Передача мяча партнеру двумя руками с поворотом туловища в одну и другую сторону, прием мяча от партнера с поворотом в другую сторону ( 1мин).
Занятие 6
1) И.п – сед, мяч зажат стопами ног, опора на предплечья
1- согнуть ноги
2- выпрями ноги вверх
3- согнуть ноги
4- и.п.( 6 раз) .
2) И. п.- стоя на коленях, руки с мячом вниз
1- сед на пятках руки с мячом вверх
2 и.п. (8 раз).
3) И.п.- о.с., мыч в руках у груди
1-2 поворот вправо
3-4 поворот влево(8 раз).
4) И.п.- сед ноги врозь, мяч в руках перед собой
1- наклон к правой ноге
2- наклон вперед
3-наклон к левой ноге
4- и.п.(6 раз).
5) И.п.- о.с, мяч в руках перед собой
1- подбросить мяч
2- поймать двумя руками за спиной (8 раз).
6) И.п.- о.с, мяч в правой руке, руки в стороны
1- подбросить вверх правой рукой
2- поймать левой рукой
3- подбросить вверх левой рукой
4- поймать правой рукой (6 раз).
7) Прыжки через набивные мячи с продвижением вперед по кругу, темп средний. (3 круга)
8) Пробегание отрезков 15, 20 метров с набивным мячом (5 раз).
9) В парах, спиной друг к другу.
И.п.- о.с.
Передача мяча партнеру двумя руками с поворотом туловища в одну и другую сторону, прием мяча от партнера с поворотом в другую сторону ( 1мин).
10) И.п.- лежа на спине, руки вверх.
Один с мячом в руках ноги вплотную друг к другу
1- сед, передача мяча
2- и.п. (6 раз).
Занятие 7
1) И. п.- стоя на коленях, руки с мячом вниз
1- сед на пятках руки с мячом вверх
2 и.п. (6раз).
2) И.п.- лежа на спине, руки с мячом вперед
1- поднять левую ногу, коснуться мяча
2- и .п.
3-поднять правую ногу, коснуться мяча
4- и.п. (6раз).
3) И.п.- сед ноги врозь, мяч в руках перед собой
1- наклон к правой ноге
2- наклон вперед
3-наклон к левой ноге
4- и.п. (6раз)
4) И.п- сед, ноги вместе, мяч в руках, руки вперед
1-3 наклон касаясь
4- и.п. (6раз).
5) 7 И.п.- о.с, мяч в правой руке, руки в стороны
1- подбросить вверх правой рукой
2- поймать левой рукой
3- подбросить вверх левой рукой
4- поймать правой рукой (6раз).
6) И.п.- о.с., мяч в руках
1- подбросить мяч вверх, присесть, коснуться руками пола
2- встать поймать мяч руками (6раз).
7) Пробегание отрезков 15, 20 метров
С перемещением набивного мяча и касанием его пола в заданных точках (3 раза).
8) И.п.- о.с., мяч зажат между голеностопов. Прыжки с подкидыванием мяча вверх и последующей ловлей ( 1мин).
9) 7И.п.- лежа на спине, руки вверх.
Один с мячом в руках ноги вплотную друг к другу
1- сед, передача мяча
2- и.п. (6раз).
10) Бег, с касанием набивных мячей (5* 10 м).
Занятие 8
1)И.п.- лежа на спине, руки с мячом вперед
1- поднять левую ногу, коснуться мяча
2- и .п.
3-поднять правую ногу, коснуться мяча
4- и.п. (6раз).
2) И.п- лежа на животе, мяч между стопами ног
1- поднять ноги вверх
2- и.п. (6раз).
3) И.п- сед, ноги вместе, мяч в руках, руки вперед
1-3 наклон касаясь (6раз).
4- и.п.
4) и.п.- ст-ка ноги врозь, мяч за спиной в руках
1-2 наклон вперед, руки вверх
3-4 прогиб назад(6раз).
5) И.п.- о.с., мяч в руках
1- подбросить мяч вверх, присесть, коснуться руками пола
2- встать поймать мяч руками (6раз).
6) И.п.- о.с., мяч в руках
1- подбросить мяч вверх, поворот на 360 градусов вправо
2- и.п.
3- подбросить мяч вверх, поворот на 360 градусов влево
4- и.п. (6раз)
7) И.п.- о.с., мяч зажат между голеностопов. Прыжки с подкидыванием мяча вверх и последующей ловлей ( 1мин).
8) Челночный бег 10*10 метров.
9) Бег, с касанием набивных мячей (5* 10 м).
10) Подбрасывание и ловля мяча на высоту 1 м с приседом (30 сек).
Занятие 9
1) И.п- лежа на животе, мяч между стопами ног
1- поднять ноги вверх
2- и.п. (6раз).
2) И.п- выпад вперед, мяч в согнутых руках
1- прыжком поменять положение ног
2- и.п (6раз) .
3) И.п.- ст-ка ноги врозь, мяч за спиной в руках
1-2 наклон вперед, руки вверх
3-4 прогиб назад (6раз).
4) И.п.- широкая ст-ка ноги врозь, зажат в руках
1-3 наклон вперед
4- и.п.(6раз).
5) И.п.- о.с., мяч в руках
1- подбросить мяч вверх, поворот на 360 градусов вправо
2- и.п.
3- подбросить мяч вверх, поворот на 360 градусов влево
4- и.п. (6раз).
6) И.п.- о.с.- мяч зажат стопами ног
1- подпрыгивая вверх подбросить мяч
2- поймать мяч обеими руками. (6раз).
7) Челночный бег 10*10 метров
8) Бег приставными шагами по кругу в парах с передачами набивного мяча, интервал 1 метр. (1 мин).
9) Подбрасывание и ловля мяча на высоту 1 м с приседом (30 сек).
10) Прыжки через набивные мячи с продвижением вперед
И.п.- о.с.,
1-прыжок ноги врозь
2- ноги вместе (6раз).
Занятие 10
1) И. п. – ноги на ширине плеч руки вниз, мяч в руках.
1- поднять руки до уровня груди
2- поднять руки вверх
3- опустить руки до уровня плеч
4- и п. (6 раз)
2) И.п- выпад вперед, мяч в согнутых руках
1- прыжком поменять положение ног
2- и.п. (6раз).
3) И. п. – ноги на ширине плеч, руки вверх, мяч в руках
1-2 наклон туловища вправо
3-4 наклон туловища влево (4 раза).
4) И.п.- широкая ст-ка ноги врозь, зажат в руках
1-3 наклон вперед
4- и.п.
5) И.п.- о. с. мяч в руках
1 подбросить мяч вверх, присев, коснуться пола руками
2 встать, поймать мяч руками (6 раз).
6) И.п.- о.с.- мяч зажат стопами ног
1- подпрыгивая вверх подбросить мяч
2- поймать мяч обеими руками. (6раз).
7) Пробегание отрезков 20, 30 м с набивным мячом (5 раз).
8) Бег приставными шагами по кругу в парах с передачами набивного мяча.
9) Прыжки через набивные мячи - 10 штук (7 повторений).
интервал 1 метр. (1 мин).
10) Прыжки через набивные мячи с продвижением вперед
И.п.- о.с.,
1-прыжок ноги врозь
2- ноги вместе (6раз).
Интервью с космонавтом Антоном Шкаплеровым
Лиса Лариска и белка Ленка
Хитрость Дидоны
Паук
Астрономический календарь. Май, 2019