В данной исследовательской работе рассматривается содержание витамина С в соках и компотах, приготовленных в разных условиях, но из одних и тех же компонентов. Работа посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме - правильному употреблению продуктов, содержащих витамины. Работа представлена с экспертным анализом.
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 715.75 КБ |
Автор: Сигаева Полина Артуровна
Класс: 9
Город: Сургут, ХМАО -Югра
МБОУ СОШ №15
Научный руководитель: Мерк Татьяна Михайловна
Тема: Определение содержания витамина C в соках, приобретенных в магазине, и компотах, приготовленных в домашних условиях.
Оглавление.
Аннотация.
В данной исследовательской работе рассматривается содержание витамина С в соках и компотах, приготовленных в разных условиях, но из одних и тех же компонентов. Работа посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме - правильному употреблению продуктов, содержащих витамины.
Для решения исследовательской задачи автором был использован метод аскорбинометрии и сделана попытка оценить содержание изучаемого витамина в напитках, употребляемых человеком. Используемый метод оказался эффективным. На основании используемого метода исследования, а также привлечения дополнительных источников информации установлено, что в большем количестве витамин С содержится в компотах, приготовленных в домашних условиях.
Результаты данного исследования расширяют знания о пользе витаминов для организма человека.
Введение
Организм человека – сложная многофункциональная система, работа которой зависит от слаженных действий всех органов. Одно из главных мест в этой системе принадлежит иммунной системе, которая защищает нас от воздействия внешних неблагоприятных факторов, это своего рода "пограничники, стерегущие границу своего государства" против отрицательного действия разных заболеваний, вызванных вирусами, бактериями, грибками и так далее. Правильная работа иммунной системы зависит от ряда факторов, к которым относятся и витамины.
Витамины (от латинского vita — «жизнь») – группа органических соединений разнообразной химической природы, необходимых живым организмам для нормальной работы физиологических процессов. Оказывают действие в малых количествах [2, с.153].
Витамины – органические вещества, поступающие с пищей в микроколичествах, необходимые для нормального обмена веществ и жизнедеятельности; не синтезируются организмом самостоятельно [4, с.291].
Сколько бы ни было определений витаминов, все они несут один смысл: органические вещества, необходимые человеку в очень малых количествах.
В настоящее время известно около 80 витаминов, абсолютная необходимость которых для человека не вызывает сомнений. Это витамин С, или аскорбиновая кислота, витамины группы В: В1 (тиамин), В2 (рибофлавин), В6 (пиридоксин), В12 (кобаламин), РР (ниацин, включающий никотиновую кислоту и никотинамид), фолиевая кислота (фолацин), пантотеновая кислота, биотин (витамин Н) и жирорастворимые витамины, А, D, Е и К, но особое место отводится «жизненно необходимым» (А,В,С,Д,Е) [2,электронный ресурс].
Несмотря на свой микроколичественный состав, витамины играют важнейшую роль в жизни человека. Они активно влияют на обмен веществ, рост и развитие организма, его сопротивляемость к заболеваниям.
Меня заинтересовал витамин, знакомый всем нам с детства – С. Мы часто слышим: «Употребляйте в пищу больше витамина C», особенно актуальным становится этот призыв-совет с наступлением периода простудных и вирусных заболеваний.
Актуальность работы:
Уникальность человеческого организма требует особого отношения и ухода. Для того чтобы жить здоровой и полноценной жизнью, людям просто необходимы витамины. В этом нам и помогает их разнообразие. Как при недостатке, так и при избытке витаминов у людей наблюдается ухудшение здоровья, иногда приводящее к необратимым последствиям. В подобных ситуациях становится незаменимым именно витамин C, который повышает иммунитет организма человека. Поэтому каждый человек должен помнить, что для поддержания здорового состояния организма необходимо употреблять витамины в определенном количестве, в зависимости от индивидуальных потребностей каждого организма и возрастной категории.
Новизна данной работы заключается в том, что многие мои одноклассники не знают о том, что количество витамина C больше в компотах, приготовленных в домашних условиях, чем в соках, купленных в магазине.
Цель моей работы:
Определить содержание витамина C в консервированных соках, приобретенных в магазине, и компотах, приготовленных в домашних условиях.
Задачи:
Гипотеза: Содержание витамина С в компотах домашнего приготовления выше, чем в
соках, приобретенных в магазинах.
Объект исследования - соки и компоты.
Предмет исследования - витамин C.
Методы исследования:
Теоретические: анализ литературы
Эмпирические: наблюдение, сравнение, опыт.
Мониторинговые: оценка состояния и прогноз.
Практический метод: - аскорбинометрия.
Анализ введения: Тема исследовательской работы является достаточно актуальной для настоящего времени и соответствует возрасту ученицы. Кратко, но понятно и четко дано определение ключевого термина «витамины». Приведены примеры витаминов, с указанием их функций. В полной мере раскрыта актуальность и новизна темы. В ходе работы предметом исследования явился только витамин С, что дает возможность более детально и качественно провести исследование. Работа была проведена самостоятельно. Объем введения краткий с правильной формулировкой цели и вытекающих из нее задач работы. Верно, выдвинута гипотеза. Отмечены используемые методы в работе.
Основная часть.
Витамины – это органические вещества, содержащиеся в пище, необходимые для образования ферментов и других биологически активных веществ [1, с.153].
Началом истории витаминов можно условно назвать открытия моряков XVIII века.
В прошлом люди, не имея представления о сбалансированном питании, считали, что самые необходимые вещества содержатся только в хлебе и мясе, которые они употребляли постоянно. Людей, долгое время проводящих в открытом океане, подстерегала ужасная болезнь – цинга, так как их организм испытывал недостаток в особых ферментах. Почти за два века этот недуг унес больше жизней людей, чем все морские сражения за этот же период.
Впервые витaмины упоминаютcя в рaботе Ху Сыхуэйя «Вaжные принципы пищи и нaпитков» в 1330 году. Китaйcкий медик cиcтематизировал извеcтные нaуке знания о роли питaния и о вaжноcти рaзнообразия рациона питания.
Только в 1747 году шотландский врач Джеймс Линд начал изучение витамина C, которое напрямую связано с профилактикой болезни всех матросов – цинги. Но его открытия были признаны не сразу. Практически одновременно с этим, Джеймс Кук на практике доказал роль растительной пищи в предотвращении цинги. Также интересно то, что Петр I, узнав, что английские моряки обязательно употребляли в пищу лаймы и лимоны, учел этот факт и ввел кислые продукты в рацион российских мореплавателей [1, электронный ресурс].
В 1881 году основание учения о витаминах заложил российский ученый Николай Иванович Лунин, проводивший опыты на мышах, помещая их в одинаковые условия, но давая разную пищу. Одним он давал натуральное молоко; другим - искусственную смесь, в которой содержались все необходимые вещества (белки, жиры, углеводы, минеральные соли), причем в том же соотношении, что и в молоке. Вскоре мыши второй группы начали терять в весе и погибать [5, с.194].
В 1911 году – польский ученый Казимир Функу получил из рисовых отрубей вещество, которое излечивало oт паралича голубей, питавшихся очищенным (полированным) рисoм. Он и дал ему название витамин (от латинского «виталис» - животворящий) [5, с.194].
В 1970 Лайнус Полинг, дважды лауреат Нобелевской премии, потряс медицинский мир своей первой книгой «Витамин C, обычная простуда и грипп», в которой документально засвидетельствовал факт эффективности витамина С. С тех пор «аскорбинка» остается наиболее известным, популярным и незаменимым витамином в нашей пoвседневной жизни. Исследовано и описано свыше 300 биологических функций витамина. Главное, что в отличие от животных, человек не может сам вырабатывать витамин C и поэтому его запас необходимо пополнять ежедневно [3, электронный ресурс].
Почему нам необходим витамин C?
Витамин C, (аскорбиновая кислота) С6Н8О6, водорастворимый витамин. Он синтезируется растениями (из галактозы) и животными (из глюкозы), за исключением человека, приматов и некоторых других животных, которые получают аскорбиновую кислоту с пищей.
Когда человек не получал отдельные виды пищи, состояние его здоровья заметно ухудшалось. Витамин C – или аскорбиновая кислота – предохраняет наш организм от цинги, а также поддерживает иммунитет. Витамин C образуется в зеленых листьях, корнях, стеблях и почках развивающихся растений. Содержится в свежих овощах, фруктах. Особенно много его в шиповнике, лимонах, черной смородине, капусте.
Интересно, что у всех млекопитающих печень вырабатывает витамин C, исключениями являются человек, обезьяны и морские свинки. [3, с.194].
При недостатке витамина С (а это чаще всего бывает зимой и ранней весной) у людей уменьшается сопротивляемость к инфекциям, появляется слабость, повышается утомляемость. Полное отсутствие витамина C в пище приводит к тяжелому заболеванию –цинге, или скорбуту. Признаками данной болезни является общая слабость, развивается отдышка, десны начинают кровоточить, в коже и мышцах появляется кровоизлияния, выпадают зубы.
Определим «десятку» фруктов и ягод по содержанию витамина C (таблица 1).
таблица 1
«Содержание витамина C во фруктах и ягодах»
№ п/п | Продукт | Витамин C, мг/100 г |
Шиповник | 1200 | |
Облепиха | 200 | |
Смородина чёрная | 200 | |
Киви | 80 | |
Рябина красная | 70 | |
Папайя | 61,8 | |
Апельсин | 61,8 | |
Клубника | 60 | |
Грейпфрут | 60 | |
Лимон | 50 |
В настоящее время мы можем увидеть большое разнообразие различных продуктов питания, содержащих витамин C и среди них соки и компоты. Зачем же людям пить соки и компоты?
Еще древние люди употребляли в пищу соки фруктов и овощей. Они отлично усваиваются в нашем организме, и при этом затрачивается минимум энергии. С развитием науки появились разные добавки и стимуляторы, которые включаются почти во все продукты, продающиеся в магазине. Поэтому в наше время употребление хороших соков становится затруднительным по причине разных добавлений в их состав. Но на замену возвращаются «изобретения» наших бабушек – компоты. Сейчас они являются намного полезнее тех соков, которые мы видим на прилавках. И пусть при термической обработке некоторые полезные свойства фруктов и овощей пропадают, при правильном приготовлении этого можно с легкостью избежать.
Компот (фр. compote) - десертный напиток из фруктов или ягод, либо отвар фруктов в сиропе, а также смесь сухофруктов или сушеных ягод и фруктов, либо фруктовые или ягодные консервы.
Сок — это жидкий пищевой продукт, полученный в результате отжима съедобных спелых плодов овощных или фруктовых культур [4, электронный ресурс].
Доказано, что соки и компоты являются источником минералов, антиоксидантов, витаминов, ферментов и других, важных для человека соединений, которые в своей совокупности обладают противоаллергическими, противовоспалительными, и противораковыми свойствами. Они также снижают риск возникновения некоторых болезней: ожирение, гипертония, диабет, улучшают общее состояние здоровья. Способствуют очищению организма от нежелательных веществ, взамен насыщают его здоровыми компонентами, и улучшают работу иммунной системы.
Методика определения витамина С.
Для определения содержания витамина C в соках и компотах мы используем один из методов анализа, который носит название аскорбинометрии.
Аскорбиноме́трия - это метод количественного анализа с применением титрированного раствора аскорбиновой кислоты в качестве основного реагента.
Оборудование: пробирки, штативы для пробирок, пипетки, мерный стакан (250 мл), мензурка, пол-литровые банки.
Используемые вещества: вода, йодный раствор, аскорбиновая кислота, крахмал.
Для этого нам понадобится: крахмальный клейстер, раствор витамина C (раствор аскорбиновой кислоты), раствор для наглядного примера изменения цвета.
Чтобы приготовить клейстер, в 100 г. воды нужно добавить половину чайной ложки крахмала и размешать. После этого долить стакан кипятка и снова перемешать. Оставить на 2-3 минуты для полной реакции (фото 1).
Для его приготовления отмерим 500 г. воды и поместим в её пол-литровую банку, добавим 0,5 г. аскорбиновой кислоты (фото 2).
Для начала отмерим 150 г воды и поместим в пол-литровую банку. Затем с помощью мерного стакана отмерим 35 мл. уже приготовленного раствора аскорбиновой кислоты и добавим в отмеренную воду. В получившийся раствор необходимо добавить клейстер – одну чайную ложку (фото 3).
Пипеткой, считая капли, добавляем йодный раствор, приготовленный в пропорции с дистиллированной водой 1/40, в наглядный раствор, который мы используем в качестве визуального примера, и периодически размешиваем до однородного цвета. Как только раствор окрасится в синий цвет, опыт можно считать оконченным (фото 4,5,6,7).
Для проделывания следующих опытов и представления результатов и выводов необходимо знать, что большее количество витамина C содержится в том растворе, для окраски которого было использовано большее количество капель йодного раствора [5, электронный ресурс]
Результаты исследования
Таблица 2
«Содержание витамина C в ягодах и фруктах»
Сок/компот | Количество капель | Вкусовой анализ |
Шиповник + Яблоко - Д | 36 | Не кислый (слабокислый) |
Шиповник + Яблоко - М | 19 | Кислый вкус |
Чёрная смородина + Яблоко - Д | 15 | Слабокислый вкус |
Чёрная смородина + Яблоко - М | 12 | Кислый вкус |
Клубника - Д | 16 | Слабокислый |
Клубника - М | 10 | Кислый |
Лимон - Д | 10 | Сильнокислый |
Лимон - М | 8 | Сильнокислый |
Клюква + Брусника - Д | 15 | Слабокислый |
Апельсин - М | 13 | Кислый |
(Д – компот домашнего приготовления, М – сок, купленный в магазине)
Сравнительный анализ результатов показывает, что наибольшее количество витамина С находится в соках и компотах, приготовленных в домашних условиях, нежели в соках, купленных в магазине. Зная, что витамин C подвергается быстрому распаду, я вспомнила из курса 8 класса, что компоты лучше всего готовить в эмалированной посуде под закрытой крышкой.
По количественному содержанию витамина C, лидируют также фрукты и ягоды, занимающие первые места в Топ -10 – шиповник, черная смородина, клубника (таблица 1).
Рассмотрим состав купленных в магазине соков и приготовленных в домашних условиях компотах.
Таблица 3
«Состав соков и компотов»
Сок/компот | Состав сока/ компотов |
Чёрная смородина + яблоко - М | Концентрированные яблочный сок и сок чёрной смородины |
Чёрная смородина + яблоко - Д | Вода, замороженная чёрная смородина, яблоко свежее |
Шиповник + яблоко - М | Концентрированный сок шиповника и яблочный сок |
Шиповник + яблоко - Д | Вода, шиповник сушенный, яблоко свежее |
Цитрусовый микс - М | Апельсиновый сок, грейпфрутовый сок, мандариновый сок, сок лимона, сок лайма, сахар, регулятор кислотности – лимонная кислота, вода |
Лимон – Д | Вода, лимон свежий, сахар |
Клубника - М | Клубничный сок, сахар или сахар и глюкозно-фруктозный сироп, регулятор кислотности – лимонная кислота, вода |
Клубника – Д | Вода, клубника замороженная, сахар |
Апельсин - М | Апельсиновый сок, сахар или сахар и глюкозно-фруктозный сироп, регулятор кислотности – лимонная кислота, вода |
Клюква + брусника - Д | Вода, клюква замороженная, брусника замороженная, сахар |
(Д – компот, приготовленный дома, М – сок, купленный в магазине)
Анализируя состав соков и компотов, отмечаем, что компоты содержат натуральные вещества, в основном это вода, замороженные ягоды, фрукты и в некоторых случаях сахар. Тогда как в основе изготовления соков использованы концентрированные соки, регуляторы кислотности – лимонная кислота, глюкозно-фруктовые сиропы.
Анализ основной части: автор хорошо поработала с дополнительной литературой, вышла за рамки школьного учебника. Представила интересные факты об истории появления учений о витаминах и именах ученых, открывших их. Провела статистическое исследование по информационной таблицей. Определила «десятку» фруктов и ягод по содержанию витамина C.
Доступно и подробно описан метод аскорбинометрии, используемый для определения содержания витамина C в соках и компотах. Содержание витамина С исследовано в 10 объектах. Хорошо представлены результаты исследования, отображенные графически в виде таблиц, размещенных непосредственно в тексте, что способствует более удобному сравнению всех данных. Таблицы выполнены в едином стиле, что говорит об эстетичности работы. Каждая таблица имеет свой номер, на который ссылается автор в своей работе. Все таблицы имею краткое, лаконичное название. Информация в таблицах краткая, отражающая основные моменты исследования.
В своем исследовании автор проводит анализ показателей, отраженных в таблицах. Фотографии, подтверждающие ход выполнения работы подписаны и размещены в приложении. В тексте имеются ссылки на источники информации и фотографии.
Заключение.
По результатам выполненной работы можно сделать следующие выводы:
Считаю, что цель работы достигнута, а задачи выполнены в полном объеме.
При выполнении практической части было очень интересно наблюдать, как изменяет цвет исследуемый объект под воздействием каждой новой капли йодного раствора.
Хочется отметить, что данное исследование имеет и практическую значимость: современные подростки предпочитают употреблять соки, приобретенные в магазинах, не зная или забывая о полезности домашних компотов. Особенно важно не забывать принимать витамины в период повышения заболеваний – это весной и осенью, когда наш организм нуждается в более активной поддержке, чем в остальное время года.
Анализ заключения:
Заключение содержит основные выводы, к которым автор пришёл в процессе своего исследования. Выводы самостоятельны, отвечают поставленным задачам в полном объеме. В них автор особое внимание отводит практическому значению работы.
Общий анализ: работа Сигаевой П.А. является самостоятельной, включающей информационный обзор научной литературы и проведение химического эксперимента по данной проблеме. В работе четко обозначены теоретические и практические достижения автора. Проблема, затронутая в работе, отличается оригинальностью. Работа выполнена в соответствии с выдвигаемыми критериями к оформлению работы. Строго разграничены разделы: введение, основная часть, заключение. В заключении представлены выводы в полной мере решающие поставленные задачи. Список литературы представлен по алфавиту с указанием всех данных. К сожалению, не в полной мере, дана информация об интернет ресурсах. В целом работа заслуживает положительной оценки, так как, на мой взгляд, является хорошо продуманной исследовательской работой.
Список литературы
Список книг
[1] Драгомилов А.Г. Биология: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. –М.: Вентана –Граф, 2013. –с.153
[2] Кошель П. Биология. Энциклопедический словарь школьника. –М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000.- с.153.
[3] Ликум А, Энциклопедия «Всё обо всём», Компания «Ключ-С», Филологическое общество «Слово», - М.: 1995 год; перевод с английского: В.Е. Винокурцева, В.И. Малахов, Г.П. Шалаева, В.Е. Мельников, Н.В. Шамова.
[4] Скворцов П.М., Никишов А.И., Рохлов В.С. Биология. Универсальное учебное пособие. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2000. – С.291
[5] Сонин Н.И. Биология: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. –М.: Дрофа, 2008. – с.287
Электронный ресурс
[1] - http://fb.ru/article/188936/istoriya-otkryitiya-vitaminov-i-ih-izuchenie
[2] http://www.valetek.ru/products/encyclopedia/osnovnie-fakti-o-vitaminah
[3] https://studwood.ru/1603251/meditsina/istoriya_otkrytiya_vitaminov
[4] https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D0%BA
Приложение.
Фото 1. Приготовление крахмального клейстера
Фото 2. Приготовим раствор аскорбиновой кислоты
Фото 3. Приготовление раствора для исследования
Титрование.
Фото 4. Фото 5.
Фото 6. Фото 7.
Лист Мёбиуса
Л. Нечаев. Про желтые груши и красные уши
Барсучья кладовая. Александр Барков
Сказка про Серого Зайку
Как нарисовать небо акварелью