• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Психологическое сопровождение профессионального самоопределения студентов аграрного вуза 2024 г

Опубликовано ЦЫГАНКОВА ЕЛЕНА ВАСИЛЬЕВНА вкл 01.12.2024 - 20:51
ЦЫГАНКОВА ЕЛЕНА ВАСИЛЬЕВНА
Автор: 
Кудинова Анастасия

Психологическое сопровождение профессионального самоопределения студентов аграрного вуза

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_kudinova_a.docx14.95 КБ
PDF icon vyvod_otcheta_antiplagiat.pdf361.17 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 63

Психологическое сопровождение профессионального самоопределения студентов аграрного вуза

Кудинова А.С, студент, ivanov_i.i.@mail.ru,

Руководитель: Цыганкова Е.В.

Аннотация. В статье рассмотрены исследования особенностей профессионального самоопределения студентов. Выделены ключевые аспекты психологической  поддержки учащихся.  Названы методы реализации программы  психологического сопровождения профессионального определения студентов. 

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, выбор профессии

Psychological support of professional self-determination of students of an agricultural university

Kudinova A.S., student ivanov_i.i.@mail.ru,

Петров И.И., доктор с.-х. наук, профессор, petrov_i.i.@mail.ru, Курский

ГАУ, Россия

Annotation. The article examines the research of the peculiarities of professional self-determination of students . The key aspects of psychological support for students are highlighted. The methods of implementing the program of psychological support for the professional determination of students are named.

Keywords: professional self-determination, choice of profession

Психологическое сопровождение профессионального самоопределения студентов аграрного вуза

В процессе обучения в вузе, на наш взгляд, важно обеспечить психолого-педагогическое сопровождение личностно-профессионального самоопределения студентов.

Каждый студент уникален и имеет свои жизненные проблемы и возможности для развития.

Цель психолого-педагогического сопровождения в вузе — актуализация и развитие индивидуально-психологического потенциала студентов, а также удовлетворение их потребностей в социальном и профессиональном самоопределении. Это способствует формированию социально-профессиональных установок, мотивов, отношений и ценностных ориентаций, которые стимулируют процессы саморазвития будущих специалистов.

Одним из направлений психологического сопровождения является организация эффективной работы по развитию профессионального образа мира студентов агроинженерного вуза.

Условия для этого — индивидуальный подход к студентам и использование подходящих методов диагностики и коррекции их образа мира.

Психолого-педагогическое сопровождение в вузе — это комплексная технология, которая включает в себя как психологические, так и педагогические аспекты.

Развивающая среда вуза играет важную роль в позитивном личностном и профессиональном самоопределении студентов.

Развивающая среда — это, с одной стороны, комплекс условий, способствующих социализации, а также носитель особого системного качества. Она представляет собой образовательное пространство, которое обеспечивает максимальное раскрытие личности и предоставляет оптимальные условия для её развития.

С другой стороны, развивающая среда — это система, которая реализует образовательный процесс как целостный, непрерывный и комплексный. Она объединяет знания из разных областей науки в единое, целостное и системное знание о мире и формирует навыки практического применения этих знаний.

Понятие развивающей среды лежит в основе личностно-ориентированных систем образования, которые направлены на формирование и развитие личности в процессе обучения.

Основная цель системы формирования развивающей среды в вузе — это развитие самосознания, деятельности и общения студента. Для этого необходимо изменить условия, в которых происходит становление личности, подобрать индивидуальную среду развития и социализации, адаптировать её к индивидуальным особенностям студента и создать «поле возможностей» для развития. Это среда индивидуального и социального пространства, которая помогает раскрыть скрытые возможности студента с учётом его возраста и индивидуальных отличий.

Идентификация себя с профессионалом происходит наилучшим образом, когда студент находится в эмоционально положительной атмосфере отношений с преподавателями и другими студентами. Это создаёт предпосылки для того, чтобы студент воспринимал учёбу как профессиональную подготовку, а не как средство получения диплома. Смысл учёбы видится не в успешной сдаче экзаменов, а в постоянном соотнесении получаемых знаний с требованиями будущей профессии.

В современных условиях становится всё более очевидным, что преподаватель не только готовит студентов к профессиональной деятельности, но и помогает им в личностном самоопределении.

Психолого-педагогические знания становятся необходимыми для формирования всесторонней подготовленности студентов к успешной профессиональной деятельности, для помощи им в профессиональном самоопределении и обеспечения высокого педагогического уровня их обучения и воспитания.

Условия обучения должны быть ориентированы на обеспечение самоопределения личности и создание условий для её самореализации.

Одной из важных задач образовательной системы становится создание благоприятных условий для того, чтобы студент стал субъектом своей деятельности (учебной, будущей профессиональной и других), то есть самоопределился.

Н. С. Пряжников выделяет ключевые аспекты психологической поддержки учащихся в процессе выбора профессии:

— содействие адаптации учащихся к реальным социально-экономическим условиям;

— развитие навыков самостоятельного ориентирования в условиях постоянных изменений;

— формирование внутренней опоры для самоопределения;

— развитие готовности к внутренним компромиссам в процессе профессионального становления;

— формирование ценностно-смысловой основы самоопределения;

— подготовка учащихся к конструктивному поведению в ситуациях нестандартных жизненных и профессиональных кризисов.

Все аспекты психологической поддержки, которым уделяется внимание, направлены на развитие у студентов мотивации и ценностных ориентиров, связанных с будущей профессиональной деятельностью. Это включает в себя осознание и принятие профессиональных целей, мотивов и ценностей, а также формирование смысловой составляющей профессионального самоопределения и развития в процессе обучения в университете.

В процессе психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения студентов ключевыми становятся те аспекты работы психологической службы вуза, которые способствуют их профессиональному росту: профориентация и помощь в успешном выборе профессии, психологическая диагностика и мониторинг профессионального развития студентов, а также психологическое просвещение и развитие обучающихся.

В рамках этой работы проводятся тренинги личностного и профессионального роста, саморазвития, повышения самоэффективности, осознанного принятия решений, самоуправления и саморегуляции. Также предоставляется психологическое консультирование по вопросам личностно-профессионального развития

В рамках реализации программы психологического сопровождения применяются различные методы и инструменты, включая:

-создание информационного банка данных, содержащего психологические характеристики профессиональной деятельности специалистов, ключевые профессиональные качества и компетенции;

 -изучение процесса профессионального становления и адаптации студентов в течение всего периода обучения;

-проведение психологической диагностики и консультаций;
оказание помощи в преодолении дезадаптации, включая кризисы профессионального развития, через групповые и индивидуальные занятия;

-проведение тренингов, направленных на развитие мотивации и ценностных ориентаций в профессиональной деятельности студентов, а также на развитие коммуникативных навыков;

-организация профессионально ориентированных мероприятий, таких как «Презентация профессий» для первокурсников, конкурс профессионального мастерства «Ступени профессионализма» для студентов второго курса и профессионально ориентированные конкурсы в рамках фестиваля «Экватор» для студентов третьего курса;

-проведение консультаций для преподавателей по вопросам психологических аспектов обучения, воспитания и общения со студентами, а также по уточнению знаний о психологических особенностях студентов.

С первых дней обучения в учебном заведении профессионального образования и даже раньше должно начинаться психолого-педагогическое сопровождение студентов.

Деятельность психологической службы начинается ещё на этапе выбора направления обучения и специальности. В этот момент выбор будущей профессии становится осознанным и аргументированным, учитывает интересы, склонности и возможности личности, а также меняющиеся потребности рынка труда.

Профессиональная ориентация важна как на этапе выбора профессии, так и на этапе планирования профессиональной карьеры.

Основная цель профориентационной работы в учебном заведении профессионального образования — привлечь специалистов, преподавателей и студентов к активному участию в научно обоснованной системе мер по профессиональной ориентации потенциальных абитуриентов.

Основываясь на вышеизложенном, можно сделать следующие заключения:

  • В связи с актуальными тенденциями в развитии современного студенчества и проблемами, с которыми оно сталкивается, становится всё более важным психолого-педагогическое сопровождение процесса профессионального самоопределения и становления студентов в вузе. Это способствует подготовке высококвалифицированных специалистов.
  • Система психологической поддержки профессионального развития включает в себя диагностику, прогнозирование и содействие в оптимизации профессионального роста студентов. Структура и содержание психологической поддержки включают в себя профессиональную ориентацию и психолого-педагогическое сопровождение студентов в период обучения в вузе (бакалавриат, магистратура).
  • Система психолого-педагогического сопровождения профессионального становления должна быть неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса в вузе.

Список использованных источников 

  • 1. Об утверждении типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования РФ: постановление Правительства РФ № 264, от 05.04.2001г. // СПС КонсультантПлюс. М., 2011.
  • 2. Чермит К.Д., Левченко В.Г. Высшее образование: реалии и перспективы. Майкоп, 2001. 202 с.
  • 3. Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение в исторической перспективе // Вопросы психологии. 1996. № 1. С. 34-51.
  • 4. Демидова Т.П. Психологическое сопровождение профессионального самоопределения специалиста // Специалист. 2001. №. 3. С. 14-16.
  • 5. Крутых Е.В. Субъектность в профессиональном становлении студентов // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Педагогика и психология. Майкоп: Изд-во АГУ. 2010. Вып. 4. С. 74-79.


Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Поделиться:

Ночная стрельба

Как выглядело бы наше небо, если вместо Луны были планеты Солнечной Системы?

Хрюк на ёлке

Туманность "Пузырь" в созвездии Кассиопея

Круговорот воды в пакете