• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Оценка состояния здоровья школьников посредством экспресс-диагностических методов

Опубликовано Васильева Алла Алексеевна вкл 23.12.2024 - 22:47
Автор: 
Мутовин Дмитрий

Индивидуальный ученический проект ученика 9 класса. В работе отображены наиболее простые и доступные способы определения здоровья (экспресс - диагностические методы оценки здоровья), которые значительно расширяют диапазон контролируемых и оцениваемых показателей жизнедеятельности организма, предоставляют большие возможности для самооценивания физического здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_mutovin.docx164.34 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Дедовичская средняя школа №1»

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ

по физической культуре

«Оценка состояния здоровья  школьников посредством экспресс-диагностических методов»

        Выполнил:                                                                                                                            

                                                                                                               ученик 9 «б»класса

        Мутовин Дмитрий Игоревич

        Руководитель:        

                                                                                                                  учитель физической культуры

Васильева Алла Алексеевна                                                                                                                  

2023-2024учебный год

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение……………………………………………………………………3-4

ГЛАВА 1

  1. Понятие термина «здоровье». Факторы, влияющие на здоровье…..5-6

1.2Характеристика экспресс – диагностических методов……….............6-9

ГЛАВА 2

  1. Состояние здоровья школьников………………………………………10

2.2Описание методики исследования……………………………………..10

2.3Результаты исследования………………………………………........11-13

Заключение…………………………………………………………………..14

Литература ………………..…………………………………………………15

Приложение 1 ……………………………………………………………….16

Приложение 2 ……………………………………………………………….17

ВВЕДЕНИЕ

   В детском возрасте не задумываешься о своём здоровье, но, понимая важность его сохранения и укрепления надо говорить о здоровом образе жизни уже сейчас. Прививать устойчивые навыки сбережения здоровья, так как состояние здоровья подрастающего поколения вызывает большую тревогу.                 

Физически здоровых детей в школу приходит с каждым годом меньше. Поэтому поиску оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья: физического, психического и социального, созданию наиболее благоприятных условий по формированию у школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении своего успеха необходимо уделять значительное внимание. В наше время нет универсального критерия оценки здоровья, поэтому в своей работе мы попытались найти наиболее простые и доступные способы определения здоровья (экспресс - диагностические методы оценки здоровья), которые значительно расширяют диапазон контролируемых и оцениваемых показателей жизнедеятельности организма, предоставляют большие возможности для самооценивания физического здоровья. Их преимущество – это ускоренная диагностика, основанная на нормативном подходе к оценке здоровья. Именно это обусловило актуальность и выбор темы исследования.

Цель  работы - изучение наиболее доступных способов (экспресс - диагностических методов) оценки состояния здоровья, для того, чтобы учащиеся могли объективно оценить свое индивидуальное здоровье и внести коррективы в свой образ жизни с целью его сохранения и укрепления.

Объект исследования – состояние здоровья школьника, предмет исследования:  наиболее доступные способы определения состояния здоровья.

Цель и предмет исследования обусловили необходимость решения следующих задач:

  1.  Проанализировать состояние здоровья учащихся  9 «б» МБОУ «Дедовичская СШ № 1».
  2. Провести анкетирование учащихся с целью выяснения соблюдения правил здорового образа жизни.
  3. Изучить, проанализировать и выбрать оптимальные способы (экспресс – диагностические методы) оценки здоровья учащихся.
  4. Определить состояние здоровья учащихся посредством выбранных способов оценки.
  5. На основе полученных результатов сделать выводы и разработать рекомендации для учащихся.

Основу гипотезы составило следующее предположение: знание основ здорового образа жизни и умение оценить состояние своего здоровья формирует здоровую личность, способствует стремлению сохранить и укрепить свое здоровье.

В процессе исследования использовались следующие методы: анкетирование, анализ литературы, объяснительно-иллюстративный метод, метод практических действий, индивидуальная и групповая работа.

В содержательной части работы описаны проведённые исследования, в приложении имеется дополнительный материал по пропаганде здорового образа жизни.

В работе использовались образовательные технологии: мультимедийные, исследования, развитие познавательных интересов, коллективного и группового обучения.

Ожидаемые результаты: овладение учащимися экспресс – диагностическими методами оценки здоровья, умение оценивать состояние своего здоровья для его сохранения и укрепления.

Практическая значимость исследования: объективная оценка здоровья учащихся; рекомендации школьникам по сохранению и укреплению здоровья.

ГЛАВА 1

  1.  Понятие термина "здоровье". Факторы, влияющие на здоровье

         Здоровье – это «состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов» (из Устава Всемирной организации здравоохранения, 1949). Определение здоровья с позиции ВОЗ ориентирует на идеальный случай, что по своей сути недостижимо. Всегда имеются объективные причины для того, чтобы в одной, а то и в двух-трех перечисленных сферах имелись какие-либо проблемы. Здоровье человека не может сводиться лишь к констатации отсутствия болезней, недомогания, дискомфорта, оно – состояние, которое позволяет человеку вести нестесненную в своей свободе жизнь, полноценно выполнять свойственные человеку функции, прежде всего трудовые, вести здоровый образ жизни, т.е. испытывать душевное, физическое и социальное благополучие. По оценкам экспертов ВОЗ факторы, определяющие здоровье отдельного индивида и общества в целом, имеют следующее соотношение: 50 % и более – здоровье обусловлено образом жизни; на 20-25 % - состоянием внешней среды; на 20 % - генетическими факторами; на 8-10 % - состоянием здравоохранения.

Как видно из вышесказанного, основная роль в поддержании здоровья отводится здоровому образу жизни. Здоровый образ жизни – это совокупность сознательно сформированных привычек человека, направленных на поддержание и укрепления здоровья и творческого долголетия. Потому необходимо с раннего возраста формировать у себя привычки укрепления здоровья, чтобы они стали неотъемлемой сущностью нашей жизни и не вызывали никакого эмоционального дискомфорта.

        Системный подход к любой проблеме требует объективной оценки параметров, которые существенно влияют на ее решение. Если не отличать то, что формирует здоровье, от того, что его характеризует, не удастся решить проблему управления здоровьем.

        В течение всей жизни на человека оказывают влияние самые разнообразные факторы внешней и внутренней среды. Все факторы можно ранжировать в порядке их значимости для здоровья не только отдельного человека, но и человечества в целом. Такая попытка была сделана Всемирной организацией здравоохранения (здравоохранение – система общественных и государственных социально – экономических и медицинских мероприятий, направленных на сохранение и улучшение здоровья населения) несколько лет назад.

       В результате было выделено более 200 факторов, которые оказывают самое значительное, существенное влияние на современного человека.     Особого внимания заслуживает упоминание четырёх факторов:

1.Гиподинамия (недостаток движения);

2.Неправильное питание (прежде всего избыточный вес);

3.Вредные привычки (употребление алкоголя, никотина, наркотиков и других химических веществ);

4.Экология.

        Формирование здоровья должно стать одной из важнейших целей каждого человека. В школе необходимо заложить фундамент здоровья каждого ученика и для этого научить его создавать внутренние резервы жизнедеятельности, жизнеспособности, накапливать и разумно расходовать их независимо от состояния окружающей среды. Каждому человеку важно научиться оценивать и постоянно контролировать состояние своего здоровья – заниматься его мониторингом. Овладение экспресс - диагностическими методами позволяет достаточно объективно оценить состояние своего здоровья.

1.2 Характеристика экспресс – диагностических методов

Для оценки состояния здоровья из всего многообразия существующих диагностических методов мы выбрали наиболее простые в использовании, не требующие специальной медицинской подготовки, специального оборудования и много времени - комплексную программа (КП) экспресс - оценки уровня физического здоровья школьников, разработанную Федерацией спортивной медицины и НИИ педиатрии РАМИ.

         Комплексная программа включает в себя 5 морфофункциональных индексов (Кетле, Робинсона, Скибинского, Шаповаловой, Руфье), имеющих взаимосвязь с уровнем адапционно-энергитического потенциала организма.

         Необходимо было получить 8 простых показателей, результаты которых входят в эти индексы и доступны любому пользователю, не требующих значительных временных затрат.

Индекс  Кетле

          Для оценки физического развития человека используется ряд методов. В последние годы широко применяется метод нахождения индекса Кетле (весоростового показателя) – ИК.

          Для определения весоростового показателя, необходимо вес разделить на квадрат роста.

ИК = М (кг) / Р2 (м)

где М – масса тела в килограммах, а Р – рост в метрах.

          Должная величина индекса Кетле составляет:

● для детей 6-8 лет обоего пола – 16;

● для детей 9-10 лет обоего пола – 17;

● для детей 11 лет обоего пола – 18;

● для детей 12 лет обоего пола – 19;

● для детей 13-16 лет (мальчики) – 20;

● для детей 17 лет (мальчики) – 21;

● для детей 13-14 лет (девочки) – 20;

● для детей 15-17 лет (девочки) – 21.

     Верхняя граница нормы, т.е. величина, с которой вес считается избыточным, определяется путем прибавления к должной величине 2-х единиц, что составляет примерно 10% от приведенных возрастно-половых норм. Так, избыток массы тела для 6-летних детей начинается с 18 (16 + 2), для детей 9-10-летних – с 19 (17 + 2) и т.д. снижение индекса на 2 единицы свидетельствует о дефиците массы тела.

Алгоритм действий:

1. Указать школу, в которой проводится исследование.

2. Измерить массу тела ребенка (с указанием возраста, а для детей с 13 лет – и с указанием пола).

3. Измерить рост ребенка (с указанием возраста, а для детей с 13 лет – и с указанием пола).

4.  Рассчитать значение индекса Кетле по формуле, приведенной выше.

Оценка индекса Кетле

Результат

Оценка

Менее 20

Дефицит массы тела, пониженное питание

20–24,9

Норма, нормальное питание

25–25,9

Избыток, повышенное питание

30–39,9

Ожирение

Более 40

Риск велик, ожирение IV степени

Индекс Робинсона

     Этот индекс характеризует состояние регуляции сердечнососудистой системы.

    Для того чтобы посчитать индекс Робинсона для организма, необходимы данные о частоте сердечных сокращений и систолическое артериальное давление ("верхнее").

 1. После 5-минутного отдыха в положении стоя определите частоту сердечных сокращений (пульс) за 1 минуту.

 2. Измерить давление и записать его "верхнее" значение (систолическое).

Расчет индекса производится по формуле:

ЧСС (уд. в мин) х АД (сист.)

=

-----------------------------------

                     100

Индекс Скибинского

Этот тест отражает функциональные резервы дыхательной и сердечно-сосудистой систем:

•   после 5-минутного отдыха в положении стоя определите ЧСС (по пульсу), ЖЕЛ (в мл);

•    через 5 мин после этого задержите дыхание после спокойного вдоха (ЗД);

•    индекс рассчитайте по формуле:

ЖЕЛ (мл) х время задержанного дыхания на вдохе (сек.)

=

----------------------------------------------------------------------

                               ЧСС (уд. в мин.)

Оценка индекса Скибинского для учащихся

Результат

Оценка

Более 60

Отлично

60–31

Хорошо

30–11

Удовлетворительно

10–5

Неудовлетворительно

Менее 5

Очень плохо

Индекс Шаповаловой

Проба  заключается в расчете развития силы, быстроты и скоростной выносливости мышц спины и брюшного пресса. Методика состоит в подсчёте числа подъёмов туловища в сек без помощи рук из положения лёжа на спине. Обследуемый лежит на мате или кушетке, ноги слегка согнуты в коленях, напарник удерживает стопы. Регистрируется полное число посадок из положения лёжа за 60 секунд. Задача обследуемого  - совершить как можно больше количество подъёмов

Индекс мощности Шаповаловой рассчитывается по формуле:

вес тела (г)

   количество наклонов за 1 минуту

=

-----------------

x

-------------------------------------------

  рост (см)

                              60

Индекс Руфье

 Проба Руфье заключается в том, что у испытуемого, находящегося в положении лёжа на спине, в течение 5 минут определяют частоту сердечных сокращений (ЧСС) за 15 секунд (Р1). Затем испытуемый выполняет 30 приседаний за 45 секунд. После окончания нагрузки испытуемый ложится на спину и у него вновь подсчитывают ЧСС за первые 15 секунд (Р2) и последние 15 секунд (Р3) первой минуты периода восстановления. Индекс Руфье (ИР), который характеризует физическую работоспособность сердца, вычисляют по формуле:

4 (Р1 + Р2 + Р3) - 200

=

-----------------------------

                10

Результаты оценивают по таблице:

Оценка индекса Руфье

Величина ИР

Характеристика работоспособности сердца

0-3

Высокая

4-6

Хорошая

7-9

Средняя

10-14

Удовлетворительная

15 и выше

Плохая

        

     

          Так, низкая оценка индекса Кетле может свидетельствовать о недостаточном питании школьника или способом развития мышц, либо, наоборот, об угрозе ожирения. Низкая оценка индекса Робинсона свидетельствует о нарушении регуляции деятельности сердечно – сосудистой системы. При низкой оценки индекса Скибинского можно говорить о недостаточных функциональных возможностях органов дыхания и кровообращения сниженной устойчивости организма к гипоксии. Низкая оценка индекса мощности В.А. Шаповаловой, кроме слабого развития двигательных качеств - силы, быстроты и выносливости, свидетельствует о недостаточных возможностях кардио-респираторной системы. Низкие оценки Руфье определённо говорят о недостаточном уровне адаптационных резервов сердечнососудистой и дыхательной систем, что лимитирует физические возможности организма школьника

ГЛАВА 2

2.1 Состояние здоровья школьников

Состояние здоровья учащихся 9 б класса анализировалось по медицинским справкам, предоставленным в начале учебного года для посещения уроков физической культуры.

Таблица 1. Состояние здоровья учащихся 9 Б класса  МБОУ «Дедовичская СШ №1»

(по группам здоровья)  2023/24 г.

Пол

Всего

 Группа здоровья

1-я

2-я

3-я

4-я

Кол-во

В %

Кол-во

В %

Кол-во

В %

Кол-во

В %

Мальчики

7

5

70

2

50

0

0

0

0

Девочки

4

2

30

2

50

0

0

0

0

ИТОГО

11

7

100

4

100

0

0

0

0

Анализ  состояния здоровья (по группам здоровья) позволяет сделать вывод, что в нашем классе  здоровых детей больше. То есть, нет учащиеся, относящиеся к третьей и четвертой   группе.

2.2 Описание методики исследования

Исследование проводилось в три этапа.

         На первом этапе изучили проблему, определили цель и задачи теоретической и экспериментальной работы, отобрали наиболее оптимальные экспресс - диагностические способы оценки здоровья. Перед началом эксперимента мы изучили состояние здоровья учащихся испытуемых классов по медицинским показаниям и уровень физической подготовленности по результатам тестирования.

         На втором этапе исследования провели  анкетирование и эксперимент, обработали данные экспериментальной работы, обобщили результаты исследования.

        На третьем этапе  оформили результаты исследования.

         Исследование проводилось на уроках физической культуры и во внеурочное время  в 9 классе.  С учащимися было проведено анкетирование (приложение 1) с целью выяснения насколько учащиеся  придерживаются здорового образа жизни. Как видно из ответов ребят, 5 % из них курят; 3 % - употребляют спиртные напитки; питаются правильно – 62 %, спят достаточно – 61 %, режим дня соблюдают лишь 23% учащихся, только половина регулярно занимаются физической культурой и спортом, 2 % - занимаются закаливанием, 63% учащихся достаточно проводят времени на свежем воздухе.

       Проанализировав результаты анкетирования, мы пришли к выводу, что учащиеся не придерживаются здорового образа жизни, а это не способствует сохранению и укреплению здоровья. Затем была проведена оценка состояния здоровья с помощью экспресс – диагностических методов и анализ полученных результатов.

2.3  Результаты исследования

Таблица 4. Результаты степени гармоничности физического развития и телосложения  (индекс Кетле)

№

Показатель

Количество (чел)

В % отношении

1.

Норма

5

46 %

2.

Ниже нормы

4

36 %

3

Избыток массы тела

1

9 %

4.

Ожирение

1

9  %

       По  индексу массы тела (индекс Кетле)  вес ниже нормы имеют 4 (36 %) человек; нормальный вес – 5 (36%); избыток массы тела  - 1 (9 %), ожирение (первой степени)   – 1 (9 %) человек.

Таблица 5. Результаты состояния энергопотенциала организма

 (индекс Робинсона)

№

Показатель

Количество (чел)

В % отношении

1.

Норма

5

50 %

2.

Выше нормы

3

25 %

3.

Ниже нормы

3

25 %

      Анализ полученных данных показал, что показатели состояния сердечно - сосудистой системы испытуемых средние. Частота сердечных сокращений (ЧСС) в состоянии покоя у 7 (60%)  испытуемых из 11 выше 85 уд./Мин, что говорит о нарушениях в работе сердечнососудистой системе. И у 4 учащихся ( 40%) показатель – хорошо (реже 80 уд./Мин).

Таблица 6. Результаты оценки функциональных возможностей системы дыхания, устойчивости организма к гипоксии и волевые качества

(Индекс Скибинского)

№

Показатель задержки дыхания (с)

Количество (чел)

В % отношении

1.

Отлично (больше 60)

1

9 %

2.

Хорошо (30-60)

7

64%

3.

Среднее  (10-30)

3

27%

4.

Плохое (5-10)

0

5.

Очень плохое  (меньше 5)

0

      Состояние дыхательной системы у основной массы испытуемых удовлетворительное: задержка дыхания соответствует норме у 7 (почти 65 %) человек; ниже нормы  (плохое и очень плохое значение) отсутствует. И только 1 учащийся  имеет отличные показатели.

Таблица 7. Показатели развития силы, быстроты и скоростной выносливости

мышц спины и брюшного пресса (индекс Шаповаловой)

№

Показатель

Количество (чел)

В % отношении

1.

Низкий

1

9 %

2.

Ниже среднего

1

9 %

3.

Средний

5

46 %

4.

Выше среднего

2

18 %

5.

Высокий

2

18 %

         У учащихся 9 класса сила, быстрота и скоростная выносливость мышц спины и брюшного пресса развиты  хорошо – у 9 (82 %) человек, и только у 2 (18 %) ниже нормы.

         

Таблица 8. Результаты выраженности реакции сердечнососудистой системы

 на стандартную физическую нагрузку (Индекс Руфье)

№

Показатель

Количество (чел)

В % отношении

1.

Отлично

3

27 %

2.

Хорошо

4

37 %

3.

Удовлетворительно

3

27 %

4.

Плохо

1

9 %

      У 4 человек (37%) плохая реакция сердечнососудистой системы на физическую нагрузку, у остального  количества учащихся – хорошая.

Выводы:

  1. В результате исследования было выявлено, что в 9 классе  из 11 учащихся нашлись практически здоровые дети, показатели которых соответствуют  общепринятым нормам в оценке здоровья это 3 человека (25%)
  • ЧСС выше нормы  (3 человека)– 25 %;
  • Показатели состояния дыхательной системы ниже нормы отсутствуют;
  • Вес выше нормы – у 1 учащегося(8%) ; ниже нормы – у 4(37 %); ожирение – у 1 (8%);
  • У учащихся сила, быстрота и скоростная выносливость мышц спины и брюшного пресса развиты хорошо;
  • Уровень физического здоровья преобладает выше среднего  и средний;
  • Телосложение у девятиклассников гармоничное. Это можно объяснить возрастными особенностями.
  • У всех испытуемых учащихся средние и низкие показатели энергопотенциала  организма и реакции сердечнососудистой системы  на стандартную физическую нагрузку. Это говорит о малой двигательной активности. Кроме того, из результатов анкет видно, что учащиеся нарушают правила ЗОЖ.
  1. Овладение экспресс – диагностическими методами позволяет объективно оценить состояние своего здоровья и внести коррективы в свой образ жизни (избавиться от вредных привычек, рационально питаться, соблюдать режим дня, заниматься физической культурой и спортом и т.д.).
  2. Использование экспресс методов повышают интерес учащихся к состоянию своего здоровья, мотивирует их на его сохранение и укрепление.

         

Заключение

        В сохранении и укреплении здоровья определяющая роль принадлежит самому человеку. Для этого крайне необходимо уметь его оценивать. Точность самооценки здоровья зависит от знания:

  • строения человеческого организма и особенностей его функционирования;
  • наиболее слабых мест своего организма, в первую очередь, подверженных заболеваниям;
  • о перенесенных заболеваниях, прививках, показателях кровяного давления, группе крови, норме веса, лекарствах, которые вам противопоказаны;
  • наиболее опасных для вас факторов риска;
  • своей наследственности и тех болезней, развитие которых наиболее вероятно по этой линии;
  • о своем телосложении, поскольку некоторые заболевания присущи определенным типам телосложения.

Каждому человеку важно научиться оценивать и постоянно контролировать состояние своего здоровья – заниматься его мониторингом.

      Здоровьеформирующая деятельность может быть по-настоящему творческой, позволяющей человеку находить собственные пути укрепления здоровья и формирования здорового образа жизни на базе сформированной культуры здоровья.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Амосов Н.М. Раздумья о здоровье / Н.М.Амосов.-М.: Физкультура и здоровье, 1987.
  2. Анисимов В.В. Экспресс – диагностические методы оценки здоровья /ОБЖ. Основы безопасности жизни/ ежемесячный научно-методический и информационный журнал № 7 (157), июль 2009, 8-13 с.
  3. Базарный В.Ф. Здоровье и развитие ребенка: экспресс-контроль в школе и дома / В.Ф.Базарный.- М.:Аркти,2005.
  4. Залыгин В.Е. О моделях определения здоровья в медицине и валеологии / ОБЖ. Основы безопасности жизни/ ежемесячный научно-методический и информационный журнал № 1 (163)  январь 2010, 41-43 с.
  5. Лисицкая Т.С. Что такое ЗОЖ. Привести себя в норму/ Физическая культура в школе/ ежемесячный научно-методический журнал № 3/2007, 50-52 с.
  6. Николаев В.Р. Тренироваться и быть здоровым/ Физическая культура в школе/ ежемесячный научно-методический журнал № 5/2007, 75-79 с.
  7. http://www.who.int/governance/eb/constitution/ru/ Устав ВОЗ.
  8.  http://www.medn.ru/statyi/diagnostika/indeks-skibinskoy.html

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

Анкетирование

№

Вопросы

1.

Курите ли вы?

2.

Употребляете ли вы спиртные напитки, в том числе и пиво?

3.

Правильно ли вы питаетесь по вашему мнению?

4.

Достаточно ли вы спите?

5.

Соблюдаете ли вы режим дня?

6.

Занимаетесь ли вы регулярно физкультурой и спортом?

7.

Достаточно времени вы проводите на свежем воздухе?

8.

Занимаетесь ли вы закаливанием?

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

C:\Users\win10\Downloads\CQLkve3wAtc.jpg


Поделиться:

Новогодняя задача на смекалку. Что подарил Дед Мороз?

Как нарисовать черёмуху

10 зимних мастер-классов для детей по рисованию

Философские стихи Кристины Россетти

Ель