• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

разработка контекстной задачи в рамках регионального конкурса "Бирюзовое кольцо России"

Опубликовано Шляхова Татьяна Сергеевна вкл 05.01.2025 - 14:25
Шляхова Татьяна Сергеевна
Автор: 
Макеева Оксана, Жильцова Анна, Платонова Арина

В данном документе представлена разработанная контекстная математическая задача с полным разбором и ходом решения. Также представлен паспорт задачи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilozhenie_3_kontekstnaya_zadacha_didakticheskiy_material.docx182.62 КБ

Предварительный просмотр:

Задача.

По территории Орловской области протекает более 2000 рек, где возможна ловля рыбы. Одной из наиболее известных является Ока - главная река области.  Это крупнейший правый приток Волги. Ока берёт своё начало на юге Орловской области, в деревне Александровка Глазуновского района. Длина главной реки в регионе составляет 1498,6 км – это чуть больше, чем расстояние от Орла до Сочи (1452,5 км).  С давних времен люди занимались рыболовством. Данный вид работы сохранился и по сегодняшний день. Туристы решили провести эксперимент и отправились в путешествие по реке, в направлении к Калужской области от д. Жилина. Сначала они прошли вниз по реке 42 км, а затем 27 км против течения, затратив на весь путь 15 часов. Вопрос, стоящий перед ними: какова скорость течения, если скорость лодки, на которой они совершали путешествие в стоячей воде равна 5 км/ч.

Решение.

х (км/ч) – скорость течения реки.

 (5+х) км/ч скорость моторной лодки по течению реки

 (5-х) км/ч скорость моторной лодки против течения. Известно, что моторная лодка прошла по течению реки 42 км, а значит, затратила на это расстояние 

   42    

(5+х) ч.  – время, затраченное на движение по течению реки.

   27

(5-х) ч. -время, затраченное на движение против течения реки.

   42              27

 (5+х)    +   (5-х) – время, затраченное на весь путь, что по условию задачи равно 15 ч.

      42              27

  (5+х)    +      (5-х)   = 15       ОДЗ: 5+х≠0       5-х≠0

                                                            х≠-5          х≠5

42 (5-х) + 27 ( 5+х) = 15 (5-х) (5+х)

210 – 42 х+135+ 27х=375 -15х²

 15х²-15х-30=0 ( разделим все на 15)

х²-х-2=0

1 способ:

 D= (-1)² -  4 *1*(-2)=9easyinformatics.ru/wp-content/uploads/2019/09/disk...

Х1=(1+3)/2=2

Х2= (1-3)/2=-1  - не является решением.

Ответ: 2 км /ч

2 способ:

х1+х2 = 1

х1*х2 = -2

Следовательно: х1=-1, х2=2

Ответ: 2 км /ч

       

                              Вопросы к задаче:

  1. О чем идет речь в задаче?
  2. О каком виде движения говорится в данной задаче?
  3. Какие данные необходимо знать для того, что успешно решить задачу?
  4. С чего начинаем решать задачу? Что неизвестно?
  5. Как найти скорость по течению и скорость против течения реки?
  6. Зная каждую из скоростей и расстояния, пройденные в том или ином направлении, что можно найти?
  7. Зная время, затраченное на движение по течению реки, и время, затраченное на движение против течения реки, с учетом общего время движения, возможно ли составить уравнение, которое будет являться конечным, для ответа на вопрос задачи?

Паспорт контекстной задачи

Тип контекстной задачи

Предметная

Место контекстной задачи в образовательном процессе

  1. класс

8 класс

  1. Рекомендуемое время на решение задачи

10-15 минут

  1. На каком уроке можно использовать задачу, по какой теме

Данную задачу возможно предлагать для решения на втором уроке по изучаемой теме : «Решение задач с помощью дробно- рациональных уравнений»

Дидактические цели

Вид функциональной грамотности

Математическая грамотность

  1. Формируемые компетенции и умения

формирование умений применять дробные рациональные уравнения при решении задач с последующей проверкой найденных решений на соответствие условию задачи; научить в процессе реальной ситуации использовать определения следующих понятий: «равенство», «верное и неверное равенство», «уравнение», «рациональное уравнение», «корень уравнения».

  1. Метапредметные результаты

умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения

умение устанавливать причинно-следственные связи; строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;

умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни.

Методический паспорт к контекстной задаче

Название контекстной задачи

Место задания  в образовательном процессе

  1. Предмет

Алгебра

  1. Класс

8 класс

  1. Тема урока, на котором можно предложить данное задание

Решение задач с помощью дробно – рациональных уравнений

  1. Этап возможного использования на уроке

Этап актуализации знаний

  1. Вид функциональной грамотности, на формирование которого направлено задание

Математическая грамотность

Характеристика контекстной задачи

  1. Характеристика задания, направленного на формирование математической грамотности.

Контекст

общественный

Содержательная часть

Изменение и зависимости между величинами

Формируемые математические компетенции

Умение формулировать, рассуждать, применять

Уровень сложности

средний

Критерии оценивания

2 балла – приведены все необходимые рассуждения, которые позволили составить верно уравнение, решить и его и получить верный ответ.

1 балл -Правильно составлено уравнение, но при его решении допущена вычислительная ошибка, с её учётом решение доведено до ответа

0 баллов  - Другие случаи, не соответствующие указанным критериям

Формат ответа

Развернутый ответ, который требует доказательства выбранных действий с опорой на ранее изученный материал

Дидактический материал

  1. Как найти дискриминант? 🤔 Формулы, примеры решений ...

навътре Бързо като светкавица сергия задачи от движение по река формули До  Моля те Обикновено

Решение дробных рациональных уравнений. 8 класс - презентация онлайн


Поделиться:

Огонь фламенко

Сочинение

Бенгальские огни

На берегу Байкала

Как нарисовать китайскую розу