Цель исследования : рассмотреть зарождение и распространение культуры чаепития у англичан, русских старообрядцев (семейских) и бурят, выявить особенности культуры чаепития данных народов, провести сравнительно- сопоставительный анализ традиций чаепития , нашедших отражение в пословицах и поговорках, передаваемых из поколения в поколение.
Вложение | Размер |
---|---|
vsya_rabota_24.docx | 343.05 КБ |
prezentatsiya_k_nr_o_chae.pptx | 1.7 МБ |
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
Районное управление образованием МО «Бичурский район»
МБОУ Бичурская средняя общеобразовательная школа №2
Секция «Страноведение»
Сравнение традиций чаепития англичан, русских старообрядцев (семейских) и бурят
(доклад)
Выполнила: Санжиева Дари,
9 кл, МБОУ БСОШ №2.
Научн. руководитель: Полякова Л.И.,
учитель английского языка.
2024
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………………………3
Глава I. Зарождение и распространение культуры чаепития в Британии и России………..4
1.3.1.Трудный путь старообрядцев («семейских») к чаепитию………………………...5
1.3.2.Чай в жизни бурят…………………………………………………………………….6
Глава II. Сравнительно- сопоставительный анализ культурных традиций чаепития
англичан, старообрядцев и бурят………………………………………………………….7
2.1. Сравнение чайных традиций чаепития …………………………………………………7
2.2. Отражение чайных традиций в пословицах и поговорках……………………………...9
Заключение…………………………………………………………………………………….10
Список использованной литературы и интернетисточников………………………………11
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Введение
Есть много хороших напитков: прохладительных, питательных, целебных. Но с напитком «чай» не может сравниться никакой другой: его пьют во всякое время года, днем и ночью, как лакомство и лекарство, за рабочим столом и за дружеской беседой. Чай дает заряд бодрости, бережет наше здоровье, помогает жить. Известно, чай - это величайший символ Британии. Чай в Англии – больше, чем чай. Традиции его пития соблюдает и королевская семья, и простые британцы. Чай давно стал повседневным напитком русских людей. Но так было не всегда. Чай принимали с трудом, особенно в старообрядческой среде, где в чае видели бесовскую сущность. Бурятская культура имеет свои особенности в чаепитии. Буряты, проживающие в Бурятии и соседних регионах, высоко ценят чай и относятся к нему с особым почтением. В нашей работе нам представляется интересным исследовать, каким образом чай - продукт не английского и не русского и не бурятского происхождения завоевал любовь миллионов людей, как начала складываться культура чаепития, какие особенности культуры чаепития характерны для англичан, русских (на примере культуры чаепития строобрядцев ) и бурят.
Темой нашего исследования является история появления чая в жизни британцев, русских старообрядцев (семейских), а также сравнение традиций, связанных с культурой чаепития.
Цель исследования : рассмотреть зарождение и распространение культуры чаепития у англичан, русских старообрядцев (семейских) и бурят, выявить особенности культуры чаепития данных народов, провести сравнительно- сопоставительный анализ традиций чаепития , нашедших отражение в пословицах и поговорках, передаваемых из поколения в поколение.
Задачи: 1. Изучить и проанализировать литературу по теме 2. Выявить истоки и традиции чаепития. 3. Сравнить культурные традиции чаепития англичан, старообрядцев и бурят
4. Подобрать пословицы и поговорки, связанные с культурой чаепития. 5.Сделать выводы в соответствии с проведенным анализом.
Объектом нашего исследования является чай - продукт не английского, не русского и не бурятского происхождения. Предметом исследования – английские, русские (старообрядческие) и бурятские чайные традиции.
В работе использовались методы: исследовательский, сопоставительного анализа, описательного анализа, прием техники сплошной выборки пословиц и поговорок. Практическая значимость нашего исследования заключается в том, что ее результаты могут быть использованы на уроках страноведения, а также на уроках английского языка.
Глава I. Зарождение и распространение культуры чаепития в Британии и России
1.1. Чужое, ставшее своим: китайский чай
Как нам стало известно из источников, чай появился в Китае почти 5000 лет [3]. Китайцы первыми начали использовать листья дикорастущего чайного кустарника, причем сначала применяли его как лекарство. Древние китайцы подметили, что напиток, приготовленный из сухой смеси чайных листьев, бодрил тело, ум, улучшал пищеварение, усиливал деятельность сердца и почек. В III–II веках до н. э. чай начали специально выращивать на территории южных провинций Китая: Юньнань, Сычуань и Гуйчжоу. К VII веку до н.э. культура чаепития распространяется по всему Китаю. Чай из целебного средства превращается в повседневный напиток [11]. В отличие от нынешнего времени, в те времена чай не заваривали, а варили. Мода заваривать чайные листья целиком появилась намного позже – в эпоху династии Юань в XIII–XIV веках. Лишь в начале XVI века до Китая добрались португальские мореплаватели, которые и привезли чай в Европу . С того времени чай начинает экспортироваться в соседние страны. Китай долгое время оставался монополистом в поставках чая на мировые рынки и держал технологии его производства в секрете [12].
1.2.История английского чая
Как удалось выяснить в ходе исследования, англичане не были первыми европейцами, открывшими для себя чай [4,5, 14]. Благодаря голландским и португальским торговцам, на континенте он был известен ещё в 16 веке.
Выяснилось, что вместе с кораблями, прибывшими из Китая, чай появился на берегах Туманного Альбиона в середине XVII века и поначалу продавался в аптеках в качестве лекарства, тонизирующего китайского снадобья. Сегодня английскому чаю три с половиной века, но вряд ли другая чайная культура сравнится с ней в богатстве традиций и знаменитых исторических личностей. Ведь культура английского чаепития неразрывно связана с историей британской короны.
Моде пить чай не как лекарство, а для удовольствия Англия обязана жене Чарльза Второго, португальской принцессе Катерине Брагансской. В качестве приданого она привезла в Англию огромные сундуки с чаем и приучила королевский двор к чаепитию, как светскому времяпрепровождению. [10].
Но реальным английским изобретением по праву считается именитый five-o'clock tea. В 1851году вышел именитый закон о файф-о-клоке, гласивший, что все рабочие, служащие и матросы ровно в 17:00 должны делать перерыв на пятнадцать минут, чтоб попить чай. [11] .Таким образом, традиция стала не только приятной, но и обязательной.
1.3. История чая в России
Началом истории чая в России можно считать 1638 год, когда российский посол Василий Старков привёз чай в подарок от западномонгольского Алтын-хана. Восточный сосед буквально навязал 64 кг чая в обмен на соболиные шкурки [4.]. Царь Михаил Федорович пригласил бояр на дегустацию «сушеных листьев» - все сидевшие за столом были очарованы ароматным бодрящим напитком. Государю снадобье полюбилось и вскоре был заключен специальный торговый договор о закупках сушеной китайской травки. Торговля шла по знаменитому Великому чайному пути – караванному маршруту XVI – XIX вв. между Азией и Европой, по которому из Китая в Россию доставляли чай.
В 1728 г на российской границе построилась торговая слобода Кяхта, а в 1730 уже на китайской стороне – «Маймачен» (по-китайски «торговое поселение»). Около века именно Кяхта снабжала чаем всю Россию [9]. С начала XIX века начинается массовое распространение чая по Российской империи [3]. Как видно из вышеизложенного, чай - продукт иностранного происхождения, очень быстро завоевал популярность как в России, так и в Британии.
1.3.1. Трудный путь старообрядцев («семейских») к чаю
Семейские — это русские старообрядцы разных староверческих толков. Известно, что середине 17 века в русской православной церкви произошел раскол. Часть населения не приняли так называемого «нововведения» патриарха Никона, продолжая соблюдать старые обряды и молиться по неисправленным церковным книгам [6]. В 60-е годы XVIII века правительство Екатерины II с помощью военной силы переселило старообрядцев из польских пределов в Сибирь. Тут они были поселены, как уже было отмечено, семьями, почему за ними закрепился этноним «семейские»[1] .
Нам удалось выявить в рукописях XVIII—XX вв. около десятка старообрядческих статей, в которых так или иначе затрагивается тема отношения старообрядцев к чаю. В старообрядческих письменных источниках с 18 по 20 век чай расценивается как напиток дьявола[7]. Неприемлемым для старообрядцев было и «басурманское» происхождение этого растения: чай не произрастает в православных странах, но привозится от «нечистых» народов. Как утверждает старообрядческий автор, «чай имеет расти и собираем быти во стране нечистой и бусаръмайстей и ядущей всякую нечистоту…» [7]. Употребление чая, по старообрядческим воззрениям, есть грех; не случайно вопрос о чаепитии мог включаться в чин исповедания: «не пивал ли чаю. по небрежности, а наипаче по бестрашию Божию?». За чаепитие была предусмотрена суровая епитимья «30 лет по три тысячи поклонов на день». Подозрительное отношение к чаю вызывало и само созвучие этого слова с названием одного из тягчайших грехов — «отчаяния»: «Аще кто от православных християн дерзнет пити чай, сей отчается самого Господа Бога и да будет предан 3-жды анафеме» [7].
В ходе дальнейшего исследования материалов[1,6 ,7], нам удалось выяснить, что со временем строжайшие запреты на употребление чая стали постепенно ослабевать. В рукописях XVIII—XX вв. чаепитие было отнесено к разряду «излишеств» и признано грехом «небольшим». В советское время повседневные контакты старообрядцев с соседствующими с ними русскими и бурятами позволили быстро приобщиться к ежедневному употреблению чая, позаимствовав традиции чаепитию . Сегодня мало кто помнит о тех серьезных запретах, которые относились к чаю, как к напитку дьявола. Сейчас чай является неотъемлемой частью жизни каждого русского человека, в том числе старообрядцев нашего села, со всеми присущими чаепитию традициями и обычаями [см.Опрос Приложение 2].
1.3.2.Чай в жизни бурят
Для бурятов чай не просто напиток, а настоящий обряд, который имеет свои особенности и традиции. Употребление чая у бурятов имеет долгую и богатую историю, которая начинается с приходом чая из Китая в Сибирь [2]. Ведь путь чайных караванов, идущих из Китая через Монголию, лежал сквозь бурятские степи. Впервые напиток из чайных листьев был введен в бурятскую культуру в XVII веке и быстро стал популярным среди местного населения. Бурятам чай был необходим, т.к. их питание было обеднено растительной пищей, а данный напиток нормализовал их жирный белковый рацион[13 ].
На протяжении четырех веков жители Бурятии употребляли зеленый чай грубого помола, в который добавляли молоко и масло, которые придают чаю приятный мягкий вкус, соль (для восстановления солевого баланса в организме, нарушавшегося из-за сухого климата), поджаренную муку, курдючное сало, измельченное вяленое мясо. Этот энергетический напиток давал силу и сытость и служил не только пищей, но и лекарством от множества болезней [13 ] Известно, что буряты издавна отдавали предпочтение именно зеленому чаю, так называемому прессованному, или “брусковому”.. Бурятский чай невозможно перепутать ни с одним другим напитком. Он не только необычен по вкусу, но и обладает высокой пользой с учетом суровых погодных условий Бурятии[13].
Из всего вышеизложенного в Главе 1 можно сделать вывод, что чай - продукт не английского, не русского и не бурятского происхождения, по праву занял место одного из узнаваемых, почитаемых и всеми любимых напитков. В мировой истории чай – это единственный продукт, описание которого охватывает почти пять тысяч лет непрерывного развития.
Глава II. Сравнительно- сопоставительный анализ культурных традиций чаепития англичан, старообрядцев и бурят
2.1. Сравнение культуры чаепития
Нам представляется интересным сравнить традиции чаепития у исследуемых народов. Как известно, в каждой стране существуют свои культурные традиции, связанные с чаепитием. Культуру чаепития старообрядцев «семейских» мы будем рассматривать на рубеже XХ века, когда не было уже строгого запрета на употребление чая , и большинство старообрядцев (но не все), пили чай повсеместно. Культура чаепития имела много сходных черт с русскими и бурятами благодаря взаимопроникновению культур. Сравнение мы будем проводить по категориям: [Приложение 1]Для описания мы выберем некоторые категории: процесс приготовления чая, из чего пьют чай, что подают к чаю.Как нам стало известно в ходе исследования, процесс приготовления чая во многом отличается. До середины 70- х годов практически в каждой семье семейских Бичуры был самовар. Для русского человека самовар был нечто больше, чем просто предмет домашней утвари. Самовар – символ семейного очага, уюта, дружеского общения занимал почетное место в каждом жилище, будь то купеческий дом или крестьянская изба. И отношение к нему было особое [7]. Недаром говорили в народе - «печка- матушка, да самовар- батюшка». Вода кипятилась в большом ведерном самоваре, отламывали в глиняный или фарфоровый чайник определенную норму заварки чай заваривался отдельно в чайник очень крепко, а потом разбавлялся кипятком Это было основной особенностью русского чаепития. Через несколько минут настоявшийся ароматный напиток разливали по стаканам . Молока в стакан добавляли немного, чтобы не перебивать вкус чая. У бурят для приготовления чая использовался специальный металлический чайник «хутагша»., выполненный в виде коня. Вначале в чайник кладется достаточное количество чайных листов, после чего добавляется кипяток [13]. Затем чай жарится в течение нескольких минут над огнем и оставляется настаиваться. Англичане выбранный чай заваривают в ополоснутом кипятком личном чайнике. Заварка, независимо от сорта, должна настояться 3 - 5 минут, по-иному чай не раскроет всех своих достоинств. Пока чай заваривается, подают молоко, сахар и отдельный чайник с кипятком - для разбавления чая. Многие знают, что традиционным английским чаем является «белый чай»,чай с молоком или сливками. В чашку наливают сначала сливки или молоко, а затем крепко заваренный чай. Чай в Британии подается особым образом: чай в чашки гостей наливается непосредственно за столом. Не принято подавать отдельно заварку и кипяток; их предварительно смешивают в соотношении 1:2. [10, 16].Мы отметили интересную деталь: в отличие и русских круглых пузатых чайников, в английской чайной посуде преобладают вытянутые вверх формы, а чашки стоят на короткой ножке. У англичан к чаепитию используется посуда из единого сервиза – чайные пары, чайник для чая, кувшин для кипятка, молочник, тарелочки для десерта, вилки, ножи и чайные ложечки, ситечко с подставкой, сахарница (с рафинадом), щипцы, а также шерстяной чехол для заварника (tea-cosy) [4, 8]. Русские чай традиционно пили из стаканов в серебряном подстаканнике , а «семейские» предпочитали пить чай в стаканах без ручки. Чай чаще всего пили из блюдцев. Интересно отметить, что при бурятском чаепитии особо привлекались декорированные чайные наборы, выполненные в традиционном бурятском стиле. Эти наборы изготовляли из ценных пород дерева и украшали вырезками и резьбой. Чай пили только из пиалы, по бурятски «аяга». Пиалы изготавливаются из керамики и имеют специфическую форму. Держать пиалу нужно всеми пятью пальцами, что имеет практическое значение: кончики пальцев, соприкасаясь с горячей пиалой, равномерно согревали человека (Приложение 3).Также, перед тем как начать пить чай, буряты обычно принимают «первый глоток» — небольшую порцию чая, которую они выливают на землю в знак благодарности и почитания природы. Заслуживают особого внимания традиции угощения гостя. Как нам стало известно, буряты сопровождают этот процесс особыми жестами и словами: пиалы с чаем передаются справа налево, что символизирует передачу добра и счастья. При этом говорят «Аршаан!», что означает «Пей!» на бурятском языке. У семейских стакан с чаем принято было передавать двумя руками с приветливой улыбкой и пожеланием: «На здоровье!» Принимая чай, полагалось отвечать: «СпасиБог вас» или «Благо дарю вам» [13].
Русская чайная церемония всегда была богата разносолами. К чаю можно было подавать практически все: бутерброды и пироги с разными начинками, растягаи, варенья и соленья, сладкие и соленые печенья, кексы, изделия из сдобного теста, шоколадные конфеты, лимон, мед. Исключительно русской является традиция пить чай с вареньем. Как стало известно из источников, в Англии «Русским чаем» называют чай с лимоном. Однако, население Бичуры крайне редко употребляли чай с лимоном, поскольку предпочитали чай с молоком .( Приложение 2. Из Воспоминаний жителей села). Для сравнения типичные английские закуски к чаю – это традиционная выпечка, тонкие треугольные, сэндвичи, различные сладости. Печенье, кексы, закуски подаются на тонких тарелочках для десертов, причем вкус пирожных не должен заглушать вкус чая. Чайная традиция бурят предусматривает подачу к столу различных закусок и сладостей, таких как печенье, пироги и национальные сладости – бурятские баурсы.
Как мы видим из вышеизложенного сравнивая чайные традиции по категориям : процесс приготовления чая, из чего пьют чай, что подают к чаю мы увидели, что чайные традиции во многом отличаются у исследуемых народов. Однако нам удалось выявить одну закономерность, присущую всем : пить чай у англичан, русских , семейских, бурят – это не только утолить жажду, но и насладиться моментом, находясь в кругу близких людей. Они верят, что чай обладает особыми целительными свойствами и способен принести радость и умиротворение
2.2. Отражение чайных традиций в пословицах и поговорках.
В ходе исследования нам удалось выявить большое количество пословиц и поговорок, отражающих чайные традиции. (см. Приложение 3)В русских пословицах и поговорках чай ассоциируется с долголетием (Чай пить – долго жить), почтением и уважением(Коль чаем угощают, значит уважают), отдыхом и удовольствием (Чай пить – не дрова рубить, Пей чай – удовольствие получай, Чай пить – приятно жить, Чаем на Руси никто не подавился) [17]. Выражение атмосферы чаепития есть в русской пословице « Чай крепче, ес ли он с добрым другом разделен». Бурятские традиции чаепития подтверждают пословицы: « Аяга сай эдеэнэй дээжэ «а» узэг эрдэмэй дээжэ- Чашка чаю – угощению начало, Буква «А» - к учению пролог» . В Англии существуют пословицы со словом “tea”.A storm in a teacup - Буря в стакане воды, I wouldn't do it for all the tea in China (Я этого не сделаю ни за какие коврижки (см.Приложение 3).У старообрядцев 18-19 в чай был под большим запретом, что подтверждается пословицами: «Кто пьет чай, отчаивается от Бога», «Кто пьет чай, тот спасения не чай» Лишь в советское время семейские, проживая рядом с местным населением, приобщились к чаепитию, до сих пор сохраняют традиции чаепития. Из их уст мы часто слышим пословицы «Чай не пьешь - откуда силу возьмешь?»,«Чай пить - долго ж.ить.»«Чай пить — не дрова рубить». Традиции питья чая у русских старообрядцев передаются из поколения в поколение. Это важная часть культуры, которая помогает им сохранять свою идентичность и укреплять семейные и дружеские связи. Чайная церемония у бурят — это возможность не только выпить чашку чая, но и встретиться с друзьями и родственниками, поделиться новостями и событиями. Она является символом единства и гостеприимств, и для бурят чайная посиделка — это одно из самых приятных и важных событий. Англичане- истинные любители чая Чай в Англии заслуживает самой высокой оценки. Здесь его до сих пор умеют готовить и пить, смакуя, наслаждаясь процессом чаепития в кругу самых близких людей.
Заключение
Чай – напиток простой, всем знакомый и привычный чай – природный источник долголетия, здоровья и крепкой нервной системы.
Для Англии чашка чая – это символ уюта, тепла и неколебимости традиций. Меняется все вокруг — сам человек, среда общения, только чаепитие всегда сопутствовало, и по-прежнему будет сопровождать жизнь человека. Британцы часто шутят: «Легче представить Британию без королевы, чем без чая». Современная Англия живет совершенно на других скоростях, чем Англия викторианская, и, тем не менее, посиделки за чашкой чая остаются важным аккордом в заполненном делами, планами и обязательствами дне жителей Туманного Альбиона. Подводя итог о традициях чаепития в Англии, хотелось бы отметить, что, несмотря на современный темп жизни, в которой все меньше места остается национальным традициям, без чашки отличного чая в сырой холодной Англии просто не обойтись. Англия считаются самой чаепьющей нацией в мире — в среднем на одного человека приходится более 4 кг чая в год (вчетверо больше, чем в России). Для русских людей чай – это не просто настой из листьев, привезенный из Стран Востока, не только возможность утолить голод и побороть чувство слабости, возникающей в течении трудового дня. Чай – это возможность встреч с друзьями, или возможность показать гостеприимство в своём доме, показать своё доброе отношение к человеку. Чай – это средство от жизненных невзгод, доступный всем слоям населения практически в любой момент времени. Он оказывает если не медицинское, то, несомненно, психологическое воздействие в стрессовых ситуациях, вызывая чувство комфорта и душевного равновесия.
Традиции чаепития у бурят сохранились и по сей день и имеют очень важное значение даже в повседневной жизни. Чаепитие в Бурятии считается важным обрядом, символизирующим дружбу и гармонию. Оно является одним из способов сближения людей и поддержания традиций и обычаев бурятского народа. Ритуалы и традиции чаепития передаются из поколения в поколение и являются неотъемлемой частью культуры бурятского народа. Русские старообрядцы, проживающие на территории Бурятии знают и любят «бурятский чай». Это следствие слияния, взаимопроникновения, взаимообогащения культур. Всем ходом своего исследования мы попытались достичь цели исследования. Знание традиций страны изучаемого языка, родного языка наиболее ярко отражающих национальные особенности культуры народа-носителя языка, представляется важным в связи со стремлением к адекватному пониманию ментальности представителей данного народа .
Список использованной литературы и интернет-источников
1.Болонев Ф. Ф. Старообрядцы Забайкалья в XVIII– XX вв. Новосибирск, 1994
2. Буряты: Традиции и культура. Сост. Г.Башкуева-У-Удэ-Соел-Паблишерс -1994.
3.Зуев А. С. Сибирь: вехи историиXVI–XIX вв.; Учеб. пособие для ст. классов общеобр. учреждений.– Новосибирск: Инфолио-пресс, 1999. 368 с.
4. Колесниченко Л. В. Чайные традиции и церемонии в разных странах мира. – Донецк ., 2004
5. Павловская А.В. Англия и англичане. – М.: БАО-ПРЕСС , 2004
6. Петрова Е.В. Забайкальские старообрядцы ( «Семейские») // Русские в Бурятии: история и современность / Отв. ред. В.И. Затеев. — Улан-Удэ, 2002. — С. 124-148.
7. Пигин А. В. Сочинения о чае и самоваре в старообрядческой письменности XVIII – XX вв. // Живая старина. М.: Гос. республикан. центр рус. фольклора. 2014. № 4 С. 34–37.
8. Похлебкин В. В. Чай, его типы, свойства, употребление. – М., 2007.
9. Путешествие архимандрита Софрония Грибовского от Пекина до Кяхты в 1808 г. // Сибирский вестник,издаваемый Г. Спасским. 1823 год. Ч. 1. СПб.: Типография Департамента народного просвещения, 1823.
10. Сатина В.Ф.Читаем и говорим о Британии и британцах. Минск, 1997
11. http://www.harneytea.ru/main/articles/history/?ysclid=ls1pu09qjh648741264
12.https://lenta.com/recepty/stati/rodina-chaya/?ysclid=ls1pmwev4m412349240
https://statusquo.su/faq/kakoi-cai-pyut-buryaty
13. http://Sayings.ru/world/buryat...
14. http.://www.wikipedia.org/wiki/british_ciltural_icons.
15. http.://www.icons/org/uk.
16. http.://www. vestnik.tspu.ru/files/PDF/articles/merzlyakova eo.40
17. http://lib-quotes.com/citaty-pro-chay-1.php
Приложение 1
Сходство и различие чайных традиций в Британии и России
Сравнительные характеристики | Британия | Россия | Старообрядцы (семейские) | Буряты | |
До начала XX века | XX, XXI век | ||||
Первое появление чая | в середине XVII века | 1638 | 17 век | в XVII веке | |
Негативное отношение к чаепитию | - | - | + | - | - |
Использование чая как лекарства | + | + | - | + | + |
Сорт чая | В Англии пьют черные чаи, в основном индийские и цейлонские, и лишь небольшое количество людей пьют зеленый чай. | Черный чай | Не пили | Черный, байховый, зеленый | Улаажаргын сай(бурятский чай) Зеленый чай, молочный чай с солью |
Употребление чая в зависимости от социального слоя | Вначале чай был привилегией богачей, затем в историю английского чая вошел , чай стали пить люди низших сословий | В России существовали субкультуры чаепития: дворянская, купеческо-помещичья, мещанская и простонародная. . | Запрет на употребление чая | Простые люди предпочитали «кирпичный чай», байховый -«мяконький» пили по праздникам, часто пили зеленый плиточный, «бурятский» чай | Чай был роскошью и символом социального статуса. Со временем чай стал доступным для каждого и приобрел статус обыденного напитка. |
Процесс заваривания чая | В чашку наливают сначала сливки или молоко (четверть чашки), а уже потом – крепко заваренный чай. | Вода подогревается в самоваре, чай заваривается в большом чайнике, который ставится на корону (верхнюю часть) самовара.Чай заваривается очень крепко, а потом разбавляется кипятком в чашке. Добавляется молоко, сахар или лимон. Это было основной особенностью русского чаепития | - | Вода кипятится в большом самоваре, чай заваривается отдельно в чайник, чай наливается в стакан, затем добавляется молоко | Специальный металлический чайник «хутагша», выполненный в виде коня. Вначале в чайник кладется достаточное количество чайных листов, после чего добавляется кипяток. Затем чай жарится в течение нескольких минут над огнем и оставляется настаиваться. |
Подача чая | Чай в чашки гостей наливается непосредственно за столом. Не принято подавать отдельно заварку и кипяток; их предварительно смешивают в соотношении 1:2 | Чашку принято было передавать двумя руками с приветливой улыбкой и пожеланием: «На здоровье!» Принимая чай, полагалось отвечать: «Спаси Бог вас» или «Благо дарю вам». | - | Чай был редким угощением, поэтому его подавали лишь почетным гостям перед началом и за- вершением трапезы | Поднося гостю чай, хозяйка в знак уважения подает пиалу двумя руками. Чашки передаются справа налево, что символизирует передачу добра и счастья. При этом говорят «Аршаан!», что означает «Пей!» на бурятском языке.Гость должен принять ее также обеими руками - этим он показывает уважение дому. |
Из чего пили чай | Посуда из единого сервиза – чайные пары, чайник для чая, кувшин для кипятка, молочник, тарелочки для десерта, вилки, ножи и чайные ложечки, ситечко с подставкой, сахарница (с рафинадом), щипцы, а также шерстяной чехол для заварника (tea-cosy). | Самовар, стаканы, блюдца, стаканы в серебряном подстаканнике | - | Самовар, стаканы, блюдца | Металлический чайник «хутагша».Чай пили только из пиалы, по бурятски «аяга» |
Что подавали к чаю | Печенье, кексы, закуски подаются на тонких тарелочках для десертов, причем вкус пирожных не должен заглушать вкус чая. | Русская чайная церемония всегда была богата разносолами. К чаю можно подавать практически все: бутерброды и пирожки с разными начинками, сладкие и соленые печенья, кексы, изделия из сдобного теста, шоколадные конфеты, лимон, мед. Исключительно русской является традиция пить чай с вареньем обязательно большое количество сладостей и еды. Из сладостей использовали сахар, мед, варенье, из еды – пироги с разнообразной начинкой (овощи, грибы, ягоды, творог, рыба и мясо), пряники, калачи, бублики. | - | Семейские славятся гостеприимством, всегда припасены сладости, на стол ставят пироги с капустой, калачи, самые лучшие угощения берегут для гостей. | К столу могут подаваться различные закуски и сладости, такие как печенье, пироги и национальные сладости – бурятские баурсы. |
Ритуалы | Для британцев большое значение имеет церемония чаепития; прежде всего важен стиль, обстановка дома во время чайных церемоний. Когда чай пьют за обеденным столом, то приподнимают только чашку, оставляя блюдце на столе. Если же гости сидят на диване и в креслах, то чайную пару держат на уровне груди. Чай следует пить не спеша, маленькими глотками. Недопустимо пить, отдуваясь, громко втягивая его вместе с воздухом, причмокивать | Чай достоин того, чтобы собрать вокруг себя для задушевной беседы любую семью, компанию друзей и просто знакомых. Много есть о чем по говорить за чашкой душистого, крепкого чая, к тому же –в доброй компании. | Отказаться от чашки чая, предложенной в юрте, то же самое, что нанести оскорбление хозяину этой юрты. Наливая чай, буряты всегда отсыпают первую ложку на землю как жертву предкам. Перед тем как начать пить чай, буряты обычно принимают «первый глоток» — небольшую порцию чая, которую они выливают на землю в знак благодарности и почитания природы. | ||
Приметы | Держать чашку, оттопыривая мизинец, считается дурным тоном. Когда вы пьете чай, взгляд должен быть устремлен в чашку, а не поверх нее. | Пить этот чудесный напиток надо было медленно, чтобы получить наслаждение и освободиться от дурных мыслей, болезней и забот. Если во время чаепития корешок чая окажется в блюдце, в чае – это верный знак, к новости или письму», «Если чаинка попадает в стакан, чашку и будет плавать – к гостям», «Нечаянно разлить чай – к удивлению», «Кто пьет чай, не мывши чашек, – богат не будет» | Кто пьет чай – тот отчаянный; кто пьет чай, тот спасения не чай; чай видишь – нечаянный Отрицательное отношение к чаю вызывало и само созвучие этого слова с одним из тяжких грехов – отчаянием. | Чая не стоит наливать сразу в полную чашку, так как это будет означать, что хозяин ждет, пока гости выпьют все чаю. Для этого стоит налить первоначально небольшую порцию, поэтому гости должны пить чай медленно и наслаждаться им, чтобы хозяин мог следить за уровнем чаю в чашке и вовремя подлить новую порцию гостю не принято подавать треснувшую или пощербленую чашку | |
Главное в чаепитии | Англичане пьют исключительно горячий чай. Умение сервировать стол, заварить чай по всем правилам и разлить его по чашкам, умение презентовать себя с нужной стороны, способность вести непринужденную беседу – искусно, естественно и стильно. В центре английского чаепития находятся не столько люди и угощение, но и дом в целом. | Чай в России с давних пор был поводом для долгой неторопливой и добродушной беседы, способом примирения и решения деловых вопросов Много чая, угощений и приятная компания – вот составные части чая по-русски. | Чай- символ гостеприимства, семейных традиций | Существо чаепития – общение. Буряты собираются с семьей или друзьями в традиционной юрте или другом уютном месте и наслаждаются чаем в спокойной обстановке. Часто такие встречи сопровождаются традиционной музыкой, песнями и танцами |
Приложение 2
Записи бесед с жителями села Бичуры
Вопрос: Что Вы можете рассказать об отношении к чаю старообрядцев (семейских)
Слепнева Мария Петровна (78 лет, с Бичура)
Мои родители были семейскими, их предки были переселены в Бурятию. Насколько я помню, моя бабушка рассказывала, что они были верующими людьми, сохраняли традиции. Принято было носить сарафан, запан, кичку, монисты. В старину, как сказывали, в Бичуре было много старообрядческих церквей. Люди были сильно набожными, молились и в церкви и дома, утром и вечером. Как мне помнится, чай у нас пили всегда. У нас было два самовара, мы считались богатыми (смеется), один, из которого пили в будни, а второй – кипятили по великим праздникам. Заваривали в отдельный чайник чай (любой, какой был), пили чай весь день. Мы – семейские, всегда были хлебосольными людьми, любой человек, который заходил к нам, никогда не уходил без чая. По праздникам выпивали по нескольку самоваров.
Я сама всегда пью чай с молоком, не люблю другие напитки. Сохраняю наши традиции - говор, одежду, песни. Пою в семейском ансамбле, все участницы нашего ансамбля, примерно моего возраста и даже старше, тоже большие любительницы чая. Мы часто собираемся вместе за чашкой чая, ведем беседы, поем. Правда, уже не за угольным самоваром, и электрические редко у кого, а за чайником. Жалко, традиции некоторые теряются, надо сохранять. Мы, старые люди, стараемся передавать молодежи, а когда мы уйдем, кто это будет делать (сокрушается).
Григорьева Надежда Матвеевна (учитель, 1963г.р)
Я по роду считаюсь семейской, все предки были старообрядцами. Хорошо помню свою прабабушку, она носила семейскую одежду и посещала церковь. Даже тогда, когда в советское время церкви были разрушены, они собирались по праздникам, например, накануне Пасхи или Рождества, в доме у кого-нибудь из старообрядцев и читали молитвы. В сам праздник собирались, пели песни, частушки , плясали. Вообще, семейские очень трудолюбивые люди, умели хорошо работать и хорошо отдыхать.
Собирались родней за самоваром, долго пили чай, выпивали несколько самоваров, разговаривали, пели и ели, стол, даже в плохие годы, был заполнен выпечкой, соленьями, вареньями. Мое отношение к чаю отличное я знаю толк в хорошем чае и соблюдаю традиции чаепития.
Ткачева Надежда Романовна(74 года, с Бичура)
Моя свекровь, Ткачева Наталья Трофимовна (1908 г.р), была из семьи старообрядцев. Насколько я помню из ее рассказов, она сильно верила в Бога, часто молилась. Она никогда не пила чай, а только воду, говорила, что чай – это «греховный напиток», ее дочь Татьяна до сих пор не пьет чай.
Леонова Антонида Кирилловна (1932 г.р)
В нашей семье чай пили. У нас был большой медный самовар, внутрь закладывали угли и разжигали их. Чай заварили в заварник плиточный, чай «белочку» заваривали по праздникам, байховый чай тоже был редкостью. Наливали в стаканы, белили молоком, пили из блюдцев. Сахар кололи из большого куска и ели вприкуску. Всегда на столе был хлеб, но это уже после войны. В войну жили бедно, ни чая, ни сахара вдоволь не было.
Симонова Галина Ильинична (87 лет, с. Окино-Ключи)
В нашей семье пьют и пили чай всегда. Я родилась в с. М -Куналей, это не старообрядческое село, но моя мама (1900 г.р.) была большой любительницей чая, пила любой чай – байховый, черный, зеленый. Особенно она любила зеленый из плитки(называла его «бурятский»), печку затопит, в чайнике напарит чай, и в печении дня пьет, разбавляя водой и молоком. И нас приучила пить чай. У нас был большой угольный самовар, маме он был подарен в качестве приданного на свадьбу. Я вышла замуж в старообрядческое село Окино-Ключи, еще была жива бабушка мужа(1887г.р). Свекровь и бабушка даже в будние дни носили семейскую одежду, усердно молились. Не помню, чтобы они говорили о запрете чая, хотя сестра моего свекра чай не пила, а только воду Они были старообрядцы- беспоповцы. Насколько я помню, в нашей семье все с удовольствием пили чай-утром, в обед, в полдник и вечером. Был большой угольный самовар, чай заваривали и пили всегда с молоком. Говорили, что кроме чая, ничего не надо. Когда выезжали летом на сенокос или зимой на заготовку дров, всегда там варили чай на костре, чай согревал и утолял жажду. Самовар, как говорила свекровь, считался богатством, у наших было три. На праздник выставляли начищенный до блеска самовар. Пили из стаканов обязательно с блюдцами. Сахар кололи из большого куска и ели вприкуску к чаю. Я сама пью густой чай с молоком
Нарыжная (Полякова) Татьяна Ивановна (1938г.р) г.Улан-Удэ
Я в детстве жила в семье староверов. Мой дедушка Агафон был уставщиком, у него было очень много больших церковных книг. Насколько я помню, нам он не запрещал пить чай, хотя сам не всегда пил его, в основном, пил воду и молоко. С тоже часто хожу в древлеправославную церковь, старообрядческую, участвую в службах. Чай пить люблю, пью часто зеленый, с молоком. Он более полезный.
Семья Санжиевых- Баир Петрович, Татьяна Николаевна, дочь Дари (16 лет)
Баир П: У нас интернациональная семья, но отношение к чаю у всех положительное. Мои родственники проживают в бурятском селе. Традиции чаепития соблюдают, конечно.
Раньше, помню, дедушка рассказывал, что он ездил везде со своей пиалой. Если он приезжал в гости к родне, обязательно готовили чай. Я запомнил, что он говорил про обычай правильно подать чай. Ему всегда подавали чай с правой руки, а если он был с сестрой или женой, им подавали с левой руки.
У нас есть также и другие традиции, их соблюдают, например, на Сагаалган: первую чашку нужно отдать бурхану, выйдя на улицу и побрызгав во все стороны. Чай также считается «белой» пищей на праздновании.
Татьяна Н. : Я русская, но традиции бурятские знаю. Например, я часто наблюдала, как родственники, передавая чай, или другой напиток, всегда поддерживают ту руку под локоть, в которой держат чай. В родительской семье мы всегда пили чай с молоком или с сахаром, но чай пьем всегда.
Дари: Я знаю такой факт из истории чаепития- раньше по чаю судили,
насколько это была обеспеченная семья. Если чай подавали с молоком, значит, хозяин считался богатым, если чай был без молока-то бедным. Я чай пью не всегда, могу заменить его соком или компотом
Традиции , связанные с чаем у бурят
Пиалой чая встречают и провожают гостей:
Приложение 3
Отражение чайных традиций в пословицах
английские | русские | старообрядческие | бурятские |
A storm in a teacup - Буря в стакане воды | Береги в доме добро, в чае - тепло. В городе чай – гостям угощение, в деревне – себе наслаждение | «Кто пьет чай, тот спасения не чай | Аяга сай эдеэнэй дээжэ «а» узэг эрдэмэй дээжэ Чашка чаю – угощению начало, Буква «А» - к учению пролог. |
not somebody’s cup of tea — не по душе; It's not my cup of tea (Это мне не по вкусу) | В хорошей посуде и чай вкуснее. Выпей чайку — забудешь тоску. За чаем не скучаем — по семь чашек выпиваем. | «Кто пьет чай, отчаивается от Бога» | Аяга сай дээрэ арба хубилта – за чашкой чая десять раз измениться |
I wouldn't do it for all the tea in China (Я этого не сделаю ни за какие коврижки | Коль чаем угощают, значит уважают. Не спеши пить чай – язык обожжёшь. Пей чай – удовольствие получай. | Кто пьет чай, налагает ков на Христа». | Адхарhап аяга дуурэдэггуй – что пролито из чашки, не пополнишь, пролитое из чашки –не подберешь |
It's as good as a chocolate teapot (От этого толку как от козла молока) | Пей чай, не вдавайся в печаль. Приходите на чай, не обеднеем, чай. | «Кто пьет чай, тот отчаянный», | Улаан аягагуй аад лэ утаhап вээтэй – не имеет и хорошей чашки, имеет кушак шелковый |
it was after tea-time – время вечернего чая уже прошло | Самовар кипит - уходить не велит. Свежий чай - это лекарство, старый чай - яд. | «Китайская стрела в Россию вошла, в христианские сердца — сгубила всех до конца»(о чае) | Аузэг эрдэмэй дээжэ, алга сай эдеэнэй дээжэ – Буква А- начатки ученья, а первое в пище чаю стакан |
arrange tea-parties on the ceiling – устраивать вечеринки на потолке | Утром чай, в обед чаек, вечером чаище. Чаем на Руси никто не подавился! Чай крепче, если он с добрым другом разделен. Чай не пил – какая сила, чай попил – совсем пропал | Аягааа гараhан дахин аягадаа дуурхэгуй – Вылившееся из чашки, снова чашку не наполнит | |
Read the tea leaves-гадать на кофейной гуще | Чай не пьешь - откуда силу возьмешь? Чай пить - долго жить. Чай пить — не дрова рубить. | ||
If you are hot, Tea will cool you off, if you are cold,it will warm you up- если тебе жарко, чай остудит тебя, если ты замерз, он согреет тебя. | Чай пить - приятно жить. Чай пьёшь - до ста лет проживёшь. | ||
Tea must be strong, .Hot and sweet like womans kiss – чай должен быть крепким, горчим и сладким как поцелуй женщины | Чай у нас китайский, сахарок хозяйский. |
Слайд 1
Секция «Страноведение» Сравнение традиций чаепития англичан, русских старообрядцев ( семейских ) и бурят Выполнила: Санжиева Дари, МБОУ « Бичурская СОШ №2» , 9 класс Научн.руководитель : Полякова Л.И.Слайд 2
Знание традиций страны изучаемого языка, родного языка наиболее ярко отражающих национальные особенности культуры народа-носителя языка, представляется важным в связи со стремлением к адекватному пониманию ментальности представителей данного народа . Актуальность работы
Слайд 3
рассмотреть зарождение и распространение культуры чаепития у англичан, русских старообрядцев ( семейских ) и бурят изучить чайные традиции ,выявить особенности культуры чаепития данных народов, провести сравнительно- сопоставительный анализ традиций чаепития, передаваемых из поколения в поколение Цель работы
Слайд 4
Изучить и проанализировать литературу по теме ,выявить истоки и традиции чаепития. Сравнить культурные традиции чаепития англичан, русских старообрядцев и бурят, выявить характерные особенности, дать описание. Сделать выводы в соответствии с проведенным анализом. Основные методы исследования исследовательский, сравнительно-сопоставительного анализа, описательного анализа, метод анкетирования и интервью, прием техники сплошной выборки пословиц Задачи
Слайд 5
Объектом нашего исследования являются чай – напиток не английского, не русского и не бурятского происхождения. Предметом исследования – английские, русские (старообрядческие) и бурятские чайные традиции . Гипотеза:– Е сли я найду и нформацию о чайных традициях данных народов, п одготовлю презентацию и представлю ученикам нашей школы, я думаю, у них изменится отношение к своей культуре, культуре страны изучаемого языка, предмету и появится мотивация изучать английский язык.
Слайд 6
Чужое, ставшее своим : Чай появился в Китае почти 5000 лет Чай появился в Англиив середине XVII века из Китая Началом истории чая в России можно считать 1638 год, российский посол Василий Старков привёз чай в подарок от западно-монгольского Алтын-хана Путь чайных караванов, идущих из Китая через Монголию, лежал сквозь бурятские степи. Впервые напиток из чайных листьев был введен в бурятскую культуру в XVII веке Зарождение и распространение культуры чаепития в Британии и России
Слайд 7
Трудный путь старообрядцев (« семейских ») к чаю В старообрядческих письменных источниках с 18 по 20 век чай расценивается как «напиток дьявола». Неприемлемым для старообрядцев было и «басурманское» происхождение этого растения. Употребление чая, по старообрядческим воззрениям, есть грех. В XVIII—XX вв чаепитие было отнесено к разряду «излишеств» и признано грехом «небольшим». Повседневные контакты старообрядцев с соседствующими с ними русскими и бурятами позволили им быстро приобщиться к ежедневному употреблению чая, позаимствовав традиции чаепития.
Слайд 8
Сравнение традиций чаепития
Слайд 9
Сравнительная таблица традиций чаепития Сравнительные характеристики Британия Россия Старообрядцы До начала XX века Старообрядцы XX , XXI век Буряты Первое появление чая в середине XVII века 1638 17 век в XVII веке Негативное отношение к чаепитию - - + - - Использование чая как лекарства + + - + + Употребление чая в зависимости от социального слоя Вначале чай был привилегией богачей, затем в историю английского чая вошел , чай стали пить люди низших сословий В России существовали субкультуры чаепития: дворянская, купеческо-помещичья, мещанская и простонародная. . Запрет на употребление чая Простые люди предпочитали «кирпичный чай», байховый -«мяконький» пили по праздникам, часто пили зеленый плиточный, «бурятский» чай Чай был роскошью и символом социального статуса. Со временем чай стал доступным для каждого и приобрел статус обыденного напитка.
Слайд 10
Сравнительные характеристики Британия Россия Старообрядцы До начала XX века Старообрядцы XX , XXI век Буряты Подача чая Чай в чашки гостей наливается непосредственно за столом. Не принято подавать отдельно заварку и кипяток; их предварительно смешивают в соотношении 1:2 Чашку принято было передавать двумя руками с приветливой улыбкой и пожеланием: «На здоровье!» Принимая чай, полагалось отвечать: «Спаси Бог вас» или «Благо дарю вам». - Чай был редким угощением, поэтому его подавали лишь почетным гостям перед началом и за- вершением трапезы Поднося гостю чай, хозяйка в знак уважения подает пиалу двумя руками. Чашки передаются справа налево, что символизирует передачу добра и счастья. При этом говорят « Аршаан !», что означает «Пей!» на бурятском языке . Гость должен принять ее также обеими руками - этим он показывает уважение дому.
Слайд 11
Сравнительные характеристики Британия Россия Старообрядцы До начала XX века Старообрядцы XX , XXI век Буряты Из чего пили чай Посуда из единого сервиза – чайные пары, чайник для чая, кувшин для кипятка, молочник, ситечко с подставкой, сахарница также шерстяной чехол для заварника ( tea-cosy ). Самовар, стаканы, блюдца, стаканы в серебряном подстаканнике - Самовар, стаканы, блюдца Металлический чайник « хутагша ». Чай пили только из пиалы, по бурятски « аяга » Главное в чаепитии Англичане пьют исключительно горячий чай. Умение сервировать стол, заварить чай по всем правилам и разлить его по чашкам, умение вести непринужденную беседу – искусно, естественно и стильно. В центре английского чаепития находятся не столько люди и угощение, но и дом в целом. Чай в России с давних пор был поводом для долгой неторопливой и добродушной беседы, способом примирения и решения деловых вопросов Много чая, угощений и приятная компания – вот составные части чая по-русски. Чай- символ гостеприимства, семейных традиций Существо чаепития – общение. Буряты собираются с семьей или друзьями в традиционной юрте или другом уютном месте и наслаждаются чаем в спокойной обстановке. Часто такие встречи сопровождаются традиционной музыкой, песнями и танцами
Слайд 12
Беседы с жителями села Слепнева Мария Петровна (78 лет, с Бичура) … родители были семейскими , их предки были переселены в Бурятию. В старину, как сказывали, в Бичуре было много старообрядческих церквей. Люди были сильно набожными, молились и в церкви и дома, утром и вечером. Как мне помнится, чай у нас пили всегда. У нас было два самовара, мы считались богатыми (смеется), один, из которого пили в будни, а второй – кипятили по великим праздникам. Заваривали в отдельный чайник чай (любой, какой был), пили чай весь день. Мы – семейские , всегда были хлебосольными людьми, любой человек, который заходил к нам, никогда не уходил без чая. По праздникам выпивали по нескольку самоваров … ...
Слайд 13
Анкетирование
Слайд 14
Чай – это удивительный напиток. Нет ни одного другого, который бы прошел таким победным маршем по большинству стран и континентов, находя везде своих приверженцев и любителей. Чай в Англии заслуживает самой высокой оценки. Здесь его до сих пор умеют готовить и пить, смакуя, а не так, как пьем сейчас чай мы, русские, отправляя в рот, не глядя, содержимое чашки. Поэтому важно напоминать о сути чайных церемоний как о возможности пообщаться с семьей, отдохнуть в компании близких и друзей Традиции чаепития у бурят сохранились и по сей день и имеют очень важное значение даже в повседневной жизни. Русские, проживающие на территории Бурятии знают и любят «бурятский чай». Это следствие слияния, взаимопроникновения, взаимообогащения культур. Заключение
Слайд 15
Список использованной литературы и интернет-источников 1.Болонев Ф. Ф. Старообрядцы Забайкалья в XVIII– XX вв. Новосибирск, 1994 2. Буряты: Традиции и культура. Сост. Г.Башкуева-У-Удэ-Соел-Паблишерс -1994. 3.Зуев А. С. Сибирь: вехи историиXVI –XIX вв.; Учеб. пособие для ст. классов общеобр . учреждений.– Новосибирск: Инфолио-пресс , 1999. 368 с. 4. Колесниченко Л. В. Чайные традиции и церемонии в разных странах мира. – Донецк ., 2004 5. Павловская А.В. Англия и англичане. – М.: БАО-ПРЕСС , 2004 6. Петрова Е.В. Забайкальские старообрядцы ( « Семейские ») // Русские в Бурятии: история и современность / Отв. ред. В.И. Затеев. — Улан-Удэ, 2002. — С. 124-148. 7. Пигин А. В. Сочинения о чае и самоваре в старообрядческой письменности XVIII – XX вв. // Живая старина. М.: Гос . республикан . центр рус. фольклора. 2014. № 4 С. 34–37. 8. Похлебкин В. В. Чай, его типы, свойства, употребление. – М., 2007. 9. Путешествие архимандрита Софрония Грибовского от Пекина до Кяхты в 1808 г. // Сибирский вестник,издаваемый Г. Спасским. 1823 год. Ч. 1. СПб.: Типография Департамента народного просвещения, 1823. 10. Сатина В.Ф.Читаем и говорим о Британии и британцах. Минск, 1997 11 . http://www.harneytea.ru/main/articles/history/?ysclid=ls1pu09qjh648741264 12. https://lenta.com/recepty/stati/rodina-chaya/?ysclid=ls1pmwev4m412349240 13.https://statusquo.su/faq/kakoi-cai-pyut-buryaty 14. http :// Sayings . ru / world / buryat ... 15. http .:// www . wikipedia . org / wiki / british _ ciltural _ icons . 16. http .:// www . icons / org / uk . 1 7 . http.://www. vestnik.tspu.ru/files/PDF/articles/ merzlyakova eo.40 18. http://lib-quotes.com/citaty-pro-chay-1.php
Владимир Высоцкий. "Песня о друге" из кинофильма "Вертикаль"
Снежный всадник
Рисуем ветку берёзы сухой пастелью
В Китае испытали "автобус будущего"
Две снежинки