• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум

Вход на сайт

  • Регистрация
  • Забыли пароль?
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Исследовательская работа

Опубликовано Тюлюш Анай-Хаак Владимировна вкл 21.01.2025 - 13:05
Автор: 
Монгуш Р.

Исследовательская работа ученицы о сравнении национальных женских костюмов жителей Республики Тыва и Якутии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon Презентация2.37 МБ
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №14 г. Кызыла Проект «Слава культурному наследию России!» в рамках Года культурного наследия народов России и года новых решений в Туве Выполнил(а): Монгуш Ригзенма Тема: Национальная одежда (женская) жителей Тувы и Якутии

Слайд 2

Цели: знакомство с традиционными национальными костюмами жителей Тувы и Якутии; показать, как изменилось представление о национальной одежде в настоящее время и какие носят одежды современные представители этих народов; провести параллель между традиционной национальной одеждой и стилизованной современной; способствовать воспитанию патриотических качеств, чувства гордости за талант своего народа, который дарит познание красоты и добра; В соответствии с поставленной целью предстоит решить следующие задачи : раскрыть и изучить элементы народной одежды жителей Тувы и Якутии, провести между ними параллель; изучить тенденции современной моды в одежде; Цели и задачи работы

Слайд 3

Объект нашего исследования – женская национальная одежда народов Тувы и Якутии. Актуальность данной работы заключается в том, что каждый народ чтит свои традиции и обычаи, сохраняют национальный колорит, защищают костюмы, несмотря на современные трансформации.

Слайд 4

Национальный костюм – традиционный комплекс одежды, характерный для определенной местности, который использовался людьми в повседневном и праздничном обиходе. Отличается особенностями кроя, фактурой и колоритом ткани, характером декора (мотивами и техникой выполнения орнамента), а также составом костюма и способом ношения различных его частей.

Слайд 5

Традиционные костюмы жителей Тувы и Якутии имели много разновидностей : по половому признаку (мужские/женские), по сезону (летние/осенне-весенние/зимние), по случаю ношения (праздничные/ повседневные/свадебные). Зимой как тувинцы так и якуты свои костюмы создавали из мехов и шкур разных животных, потому что зимой было холодно. Самое главное – тепло (полярный климат Якутии) и удобство (кочевая форма быта тувинцев). Крой женских костюмов был схож с мужскими, отличаются только декоративными элементами.

Слайд 6

Традиционный тувинский халат (тон женский) Термином "ТОН" тувинцы называют верхнюю халатообразную одежду. Разновидности по сезонам: К зимним относятся: 1. " Аскыр негей тон "- шили из шкур четырехгодовалых баранов с ворсом 8-10 см, носили самые сильные мужчины. 2. " Негей тон "- шили из шкур годовалых баранов, коз с ворсом 4-5 см. 3. " Додарлыг тон "- из овчины шили, он крылся тканью. К весенне-осенним тонам относятся: 1. " Ой тон "- шили из шкур стриженных осенью баранов; 2. " Сесиирге хураган кежи тон "- шили из шкур 5-6-месячных ягнят,крытых тканью. 3. " Хурбе хураган кежи тон "- шили из шкур умерших при рождении ягнят, крытых тканью; 4. « Тарбаган кежи тон »- шили из шкур сурков. 5. « Шекпен тон »- шили из прессованной грубой шерсти ручной работы или войлока. 6. « Хевенек тон »- шили из телячьей шкуры. К летним тонам относятся: « Хаш тон » или « элик кежи тон »- шили из тонкой кожи оленей, косули. 2. « Чирик тон »- шили из ткани с вырезом сбоку. « Терлик тон » или « эдектиг тон »- шили из ткани с подкладкой.

Слайд 7

Знаки и символы тувинской одежды Белый цвет - самый символ чистоты, благородства, благополучия, добра, почета. Высокое положение занимает белая пища, скотина белой масти, юрта, человек с белой душой, белая одежда. Черный цвет в контексте тувинской символики он олицетворяет разные понятия. С одной стороны – это зло, несчастье, сокрушающая сила, нищета, с другой стороны – несметные богатства, неисчислимое множество скота, чистота природных явлений. В одежде этот цвет использовали, чтобы призвать силу и богатство и выразить принадлежность хозяина одежды к Северной стороне. Символизировали: красный цвет – радость, благополучие, синий – удачу, победу, золотой или желтый святость, божественность, высшую исключительность, серый – нищету, обездоленность. Тувинцы придавали большое значение не только цвету, но и буддийским символам , которых включали в качестве священных и могучих знаках в женские и мужские головные уборы, украшения и подвески. Буддийские знаки имеют значение, а именно: Нить счастья – бесконечная любовь и сострадание ко всем живым существам; Сосуд – долгая жизнь; Колесо Учения – Учение Будды Шакьямуни; Золотые рыбы – гармония; Лотос – чистота; Чинтамани – исполнение желаний; Три драгоценности – Будда, Учение Будды, Сангха.

Слайд 8

Традиционный якутский костюм (женский) Женские и мужские костюмы имели одинаковый крой. Они отличались только декоративной отделкой. Гардероб якутки обязательно включал аннах . Он представлял собой кусок ткани, которым дамы прикрывали лицо. Виды якутских костюмов: Повседневный – для работы, охоты, поездки. Ритуально-обрядовый – шаманский, свадебный. Нарядный – для праздников и гостевых посещений.

Слайд 9

Цветовая палитра и узоры, нанесенные на национальные женские якутские платья, несут смысловую нагрузку, связанную с исторически сложившимся мировоззрением. Традиционная одежда дает возможность полной интеграции в окружающую среду. Принципы использования цвета: Белый . Представляет собой символ солнца и дня. Эквивалентен молоку, роль которого отведена традиционному жизнеутверждающему началу. Белый цвет использовался для подчеркивания святости, зарождения новой жизни и природных сил. Синий . Его оттенки в якутской и чукотской культуре указывают на вечность и постоянную верность сложившимся традициям. В мифологии голубое небо приобретает смысл прародителя всех живых существ. Подобные одеяния используются для национальных праздников. Черный . Характеризует зло, смерть, но также и жизнеутверждающее начало. До сих пор в ряде ситуаций из темной ткани изготавливаются ритуальные наряды. Основные образы – природы(деревья, огонь, солнце, снежинки) Знаки и символы якутской одежды

Слайд 10

Общие выводы по традиционной одежде Таким образом, имея представление о традиционных национальных женских костюмах жителей Тувы и Якутии, можно сделать вывод, что характерным признаком по изготовлению одежды является удобство и климатические особенности. Не менее главным является еще и символика цвета, знаков. Главные образы вышивки на одежде : узоры, орнаменты, буддийские символы, образы природы (огонь, река, горы, солнце)(у тувинцев); - орнаменты, мозаики из меха, образы природы (огонь, ель, снежинка) (у якут);

Слайд 11

Современная стилизованная национальная одежда Современные тувинские и якутские костюмы в 21 веке отличаются более ярким оформлением. Используются национальные орнаменты и довольно смелые формы. В то же время, традиционная специфика не была утрачена. Новая интерпретация идей предлагает интересные образцы, способствующие формированию молодежной моды. Авангардный стиль отвечает мировоззрению нового поколения народностей Якутии и Тувы. Традиционные одеяния используются только в дни праздников. На сегодняшний день в Туве и в Якутии развиваются модельные агенства, где создают стилизованные национальные костюмы. Участвуют в различных модных показах и получают призовые места. Модельеры стараются использовать обширный спектр тканей и разнообразных красочных фасонов. Несмотря на активное слияние исторических тенденций с новыми веяниями моды, до сих пор можно наблюдать прежние элементы костюма. Это особенно присуще платьям для свадебных церемоний и головным уборам.

Слайд 12

Тувинка Якутка В стилизованных национальных костюмах используются орнаменты, узоры, образы (солнце, снежинка). Украшают мехами (лисьи, норки, соболя), но это только для придания красоты. Эти костюмы более легкие.

Слайд 13

Вывод Таким образом, изучая и сравнивая традиционные и современные национальные костюмы жителей Тувы и Якутии, можно сделать следующие выводы: традиционные костюмы более сдержаны и символичны. Была очень удобной для кочевого образа жизни, отвечают климатическим условиям (способствовала сохранению здоровья). современные стилизованные костюмы несут яркие цвета. Имеют назначение больше на показ зрителям, ежели на ношение в повседневной жизни. Современные костюмы несут в себе определенный смысл точно так же как традиционные костюмы, для создания модельеры часто обращаются истокам.

Поделиться:

Рисуем акварельное мороженое

Сказка "12 месяцев". История и современность

Заповеди детства и юности

Рисуем гуашью: "Кружка горячего какао у зимнего окна"

По морям вокруг Земли