• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Исследовательская работа по географии на тему «Демографический портрет школы»

Опубликовано Сарыглар Саида Калдар-ооловна вкл 03.02.2025 - 10:25
Сарыглар Саида Калдар-ооловна
Автор: 
Сарыглар Айнаа Сылдысовна

Цель проекта:   Проследить демографические изменение и составить демографический портрет  школы .

Исходя из поставленной цели, своей работе мы составили следующие задачи:
1. Изучить терминологию по вопросу  демографии;
2. Формировать навык работы с различными источниками географической и статистической информации;
3.  Составить анкету по проведению анализа демографической ситуации в нашей школе;
4. Собрать и обработать  собранную  информацию;
5. Проанализировать и сделать выводы по анкетированию.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon demograficheskiy_portret_shkoly_.doc261.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №3 г.Чадана Дзун-Хемчикского района

Республика Тыва

Исследовательская работа

по географии

на тему:


 «Демографический портрет школы»




Выполнила:  ученица 11 класса

Сарыглар Айнаа Сылдысовна

Руководитель: учитель географии

Сарыглар Саида Калдар-ооловна



г. Чадан   2024 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

I.Введение ______________________________________________________3

II. Основная часть

  1. Основные демографические понятия___________________________4
  2. Демографические ситуация в школе:

2.1.Динамика численности  учащихся за последние 10  лет;________5

          2. 2. Половой состав учащихся;________________________________8

          2. 3. Этническийский и религиозный состав учащихся.____________9

2.4. Занятость обучающихся __________________________________10

2.4. Трудоустройство  учащихся_______________________________10

3.  И еще некоторые подробности о нас:

           3.1.  Увлечения обучающихся.________________________________11

III. Заключение _________________________________________________12

IV.  Список литературы ___________________________________________13

 V. Приложения __________________________________________________14

I. ВВЕДЕНИЕ

             С 2019 года в нашей стране активно работают федеральные национальные проекты, которые направлены на достижение национальных целей развития Российской Федерации в разных направлениях. Моя работа касается одного из направлений национальных проектов  - «Демография», которая направлена на увеличение ожидаемой продолжительности здоровой жизни, увеличение суммарного коэффициента рождаемости и увеличение доли граждан, ведущих здоровый образ жизни и граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом. Тема моей исследовательской работы – это «Демографический портрет школы № 3 г. Чадана Республики Тыва».

    Актуальность работы заключается в том, что демографическая проблема  - одна из важных проблем, которая может привести к глобальным проблемам, неизбежно затронувшим все сферы жизни общества. Таким образом, моя работа более узкая и направлена на исследование демографического портрета школы, чтобы выявить особенности демографической ситуации  школа № 3 г.Чадана  Республики Тыва.

       Данная работа  носит исследовательский характер и посвящена выявлению особенностей демографическую ситуации  МБОУ СОШ № 3 г.Чадана Дзун-Хемчикского кожууна Республики Тыва.

Объект исследования: Обучающиеся  8-11 кл  МБОУ СОШ № 3 г.Чадана Республики Тыва.

Предмет исследования: Динамика численности учащихся

Гипотез: школа является зеркалом современных демографических процессов.
Цель проекта:   Проследить демографические изменение и составить демографический портрет  школы .

Исходя из поставленной цели, своей работе мы составили следующие задачи:
1. Изучить терминологию по вопросу  демографии;
2. Формировать навык работы с различными источниками географической и статистической информации;
3.  Составить анкету по проведению анализа демографической ситуации в нашей школе;
4. Собрать и обработать  собранную  информацию;
5. Проанализировать и сделать выводы по анкетированию.

Методы исследования:

  1. анализ литературных  источников матеиалов новостей Интернета;
  2. анкетирование
  3. систематизация и обобщение;
  4. сравнение и сопоставление.

 

Теоретическая значимость.    На первом этапе  провели  работу по сбору материалов на тему:  «Население России, мира», «Демография »; и оформления найденного материала.
Практическая значимость.На втором, практическом этапе, провели  учебно–исследовательскую работу; провели  предметное  исследование; оценку результатов предметного исследования и оформление собственной исследовательской деятельности в виде таблиц, графиков и диаграмм.

 В ходе работы  использовали школьную документацию: классные журналы, книгу движения учащихся;  отчеты по успеваемости; приказы по школе, материалы отчетов и статистических данных  школы.

II.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

1.Основные демографические понятия.

         Наука, изучающая население, его численность, состав и размещение, называется демографией. Основными характеристиками, которыми в своей работе пользуются демографы, являются: численность населения, рождаемость, смертность и естественный прирост. [Е.М Домогацких География 9 кл, с 60]. 

        Демогра́фия (др.-греч. demos  — народ, др.-греч. graph— пишу) — наука о закономерностях воспроизводства населения, о зависимости его характера от социально-экономических и природных условий, миграции, изучающая численность, территориальное размещение и состав населения, их изменения, причины и следствия этих изменений и дающая рекомендации по их улучшению (https://investments.academic.ru/866/Демография).

         Демографический кризис-  это период существенного и резкого движения численности населения. [Е.М Домогацких География 9 кл, с 63]. 

           Демографическая ситуация -  это характеристика демографических процессов рождаемости, смертности, миграции, заключения браков и оформления разводов  (Демографический энциклопедический словарь).

           Демографическая политика — это целенаправленная деятельность государственных органов и иных социальных институтов в сфере регулирования воспроизводства населения, призванная сохранить или изменить тенденции динамики его численности и структуры.

Иными словами, это политика, воздействующая на процессы рождаемости, брачности, разводимости, смертности, на возрастную структуру населения.

 (В.П. Максаковский.) 

   2. Демографические ситуации  в школе.  Численность населения   России постоянно меняется, только перепись населения дает точные данные о численности населения.

    В процессе работы над  исследовательским проектом ознакомила одноклассников с демографическим портретом школы, а также проанализировала и нашла возможные пути решения описанных проблем. Чтобы раскрыть тему работы обратилась к директору школы Людмиле Октек-ооловне  Сегленмей. (Видео)

       

                  Таблица 1

Годы

2014-2015

2015-2016

2016-2017

2017- 2018

2018- 2019

2019-2020

2020-2021

2021-2022

2022- 2023

2023- 2024

Всего:

562

570

563

582

558

563

571

583

606

609

 

        Наглядно показывает динамику изменения численности учащихся школы график «Изменение численности и состава учащихся в нашей школе». Для его построения проанализировали  все классные журналы (с 2014 г. по 2024г.) и составили  таблицу о численности и составе учащихся школы, в которой отразили  всего учащихся в школе за каждый год  с 2014 по 2024. На основании данной таблице  построили  диаграмму.

 Рис1. Изменение численности и состава учащихся в нашей

Анализ статистических  отчетов  позволяет сделать вывод: что численность обучающихся в период 2014-2024 учебном году менялась. В  последние три  года наблюдается небольшое увеличение  обучающихся школы.         В текущем учебном году количество численности учащихся  составляет 609 человек.

Естественный прирост в нашей школе

         Одним из основных факторов, влияющих на увеличение численности населения, является увеличение естественного прироста населения. Естественный прирост – это разность между числом, родившимся  и  умершим за год. Эти показатели постоянно меняются, а связаны они с типом воспроизводства населения. По анализу таблицы   нашли  доказательства перехода от традиционного типа воспроизводства с высокой, не регулируемой рождаемостью. И высокой смертностью, с планированием числа детей в семье (низким показателем рождаемости) и практически с нулевым приростом населения.
     Следующий этап работы – определение естественного прироста учащихся МБОУ СОШ №3 г.Чадана. Под естественным приростом учащихся подразумевается разность между поступившими в школу детьми (первоклассниками) и закончившими школу (выпускниками). Если число учащихся, поступивших в школу, превышает число закончивших ее, то естественный прирост положительный, а если число поступивших в школу меньше числа закончивших ее, то естественный прирост отрицательный. Для сбора данных статистических материалов выписали данные из Книги приказов по школе.

Год

Поступило в школу первоклассников

Закончили школу
выпускники 9 класс

Закончили школу
выпускники 11 класс

    Прирост

2014-2015

60

39-14=25

27

8

2015-2016

75

42 -16=26

34

15

2016-2017

76

52-21=31

14

31

2017-2018

49

55-20=35

16

-2

2018-2019

56

60-20=40

21

  -5

2019-2020

63

40-13=27

20

16

2020-2021

69

61-23=38

20

11

2021-2022

57

47-15=32

13

12

2022-2023

72

66 – 28=38

23

11

2023-2024

65

71

15

         

Рис 2. Естественный прирост учащихся

               В последние  годы наблюдается небольшое увеличение обучающихся  школы. Это увеличение количества родившихся в последние годы, мы считаем, что объясняется проведением демографической политики как на государственном, так и региональном уровнях:ипотека, помочь молодым семьям, различные виды пособий, беременным женщинам, детям в возрасте до 3-х лет, бесплатное обеспечение детским питанием, единовременные выплаты семьям при рождении ребенка,  «материнский капитал» и т.д.
        Социальное положение семей Владимиром Владимировичем Путиным 2024 год объявлен в стране годом  семьи, чтобы сохранить и защитить семейные ценности, а также поддержать семей с детьми.

Провела беседу с социальным педагогом  школы  Монгуш Светланой Олеговной с целью определения ситуации в микрорайоне школы.

Проанализировав эти данные,  сделали вывод, что всего семей в школе -  413,   в том числе семей с  одним ребенком – 106, с двумя детьми – 114   семей ,с тремя и более детьми – 193. Самое большое количество детей в семье  Кууларов  – 6, Сатов-  5.      

Собрав сведения по рождаемости в наших семьях и проанализировав их,  нашли  полное подтверждение тому, что рождаемость увеличивалась из года в год. Одним из негативных факторов, оказывающих влияние на число детей в семье, является неполный состав семьи. Неполная семья – проблема очень серьезная.  В стране распад семьи приводит к уменьшению числа детей в семьях.В нашей школе  в настоящее время    99  неполных семей, в которых  живут 124 детей.  

 

2.2. Половой состав.

Половой состав учащихся
          Соотношение численности мужского и женского населения в России выглядит так: мальчиков рождается больше, чем девочек (на 100 девочек – 106 мальчиков). В дальнейшем примерно к 30 годам эта пропорция выравнивается. А с сорокалетнего возраста женщины начинают преобладать. Происходит это из-за более высокой смертности мужчин, связанной с участием в военных конфликтах, опасными профессиями, увлечением экстремальными видами спорта и т.п  [4]

Годы

2020

2021

2022

2023

2024

Мальчики

283

290

287

292

291

Девочки

280

281

296

314

318

Всего:

563

571

583

606

609

Анализ половозрастной пирамиды

Мы  составили половозрастную диаграмму, на которой отражается изменение соотношения мальчиков и девочек.  Таким образом девочки больше чем мальчиков.

2.3.Этнический, языковой и религиозный состав населения.

Этнический и религиозный состав учащихся 

Проанализировали свидетельства о рождении учащихся нашей школы за последние 10 лет и получилось   такой результат. В нашей школе все учащиеся по национальности тувинцы.    

Религиозный состав учащихся нашей школы – буддисты  100%.

Механическое движение населения – миграция.

   Нам  было очень интересно работать над исследовательской работой, собрали много  материалов по движению наших школьников. Сделали выборку из Книги движения учащихся за 10 лет школы, кто, откуда прибыл в нашу школу и кто, куда выбыл из нее.

В нашу школу прибывают в основном дети из школ республики, в меньшем количестве приезжают из других регионов страны. А выбывают в  город Кызыл и в школы республики, есть дети. В последние годы увеличилось количество детей, уезжающих на учебу за пределами Республики по семейным обстоятельствам.   Отразилось несколько типов миграции: трудовая миграция, связанная с переменой места жительства в связи с переменой места работы родителей.

2.4.  Занятость обучающихся.
       Главное богатство каждой школы – дети. А главный труд детей – учеба. Поэтому  этот вопрос волнует нас и подвели  итоги успеваемости за последнее три года и первое полугодие нового учебного 2020– 2024 года.

ДИНАМИКА КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ

2020-2021

2021-2022

2022-2023

2023-2024

1 полугодие

Начальная школа

57%

54%

57%

53%

Средняя школа

34%

36%

38%

39%

Старшяя школа

52%

58%

65

73%

                  Итого:

47%

49%

47%

46%

Рис.5. Динамика качества обучения

Когда  мы  познакомились  с графиком «Динамика качества обучения», убедились, что  результаты учебных четвертей имеют положительную динамику.

2.4. Трудоустройство учащихся

      Были проанализированы трудоустройство выпускников 11-х классов, 2020-2021, 2021-2022, 2022-2023  учебных годов. За три учебных года школу окончили:

2020-2021

2021-2022

2022-2023

Всего выпускников 11 класса

20

13

23

 получивших аттестат

19 (95%)

13 (100%)

23(100%)

не получивших аттестат

1 (5%)

Поступили в ВУЗы

10 (50%)

6 (46%)

15 (65%)

Поступили в учреждения СПО

10  (50%)  

7 (54%)

8 (35%)

Все выпускникники получили аттестаты и большинство поступили на ВУЗы.

  1. И еще некоторые подробности о нас.

       Для более глубокого изучения учащихся нашей школы   провели социологические опросы и выяснили (см.Приложение)

     Увлечения обучающихся.

    В свободное от учебы время обучающиеся занимаются разными видами деятельности  по своим интересам: интеллектуальное направление, художественное творчество, физкультура и спорт, «Движение Первых». Для занятий во внеурочное время предлагают свои услуги детская музыкальная школа  искусств имени К.Ч. Тамдына,физкультурно-оздоровительный комплекс им Сергея Кужугетовича Шойгу,  спортивная школа олимпийских резерв  им МонгушаЧечен-оола Алексеевича, РДК имени «Мерген-ХерелаМонгуша», центральная районная библиотека и т.д.

Много лет ведет спортивную футбольную секцию СШОР имени «МонгушаЧечен-оола Алексеевича» руководитель   секции   ДоскаарОолакМонгун-оолович, который подготовил призеров регионального уровня за последние 3 года подряд.  

На протяжении всего учебного года проводится огромное количество мероприятий для обучающихся и их родителей, главными героями которых являются сами ребята. Независимо от возраста они активно принимают участие во всех мероприятиях.

Это подтверждается  высокими результатами учащихся нашей школы на районных и региональных спортивных соревнованиях,  конкурсах и фестивалях художественной самодеятельности.

III.ЗАКЛЮЧЕНИЕ

По результатам работы  выявлено, чтошкола является ключевым показателем успешной реализации национального проекта «Демография».Человек – это высшая ценность на Земле. Президент России неоднократно заявлял, что в России сложилась крайне сложная ситуация с демографией.

Собранные материалы могут быть использованы администрацией школы при анализе и планировании работы на будущее.

А практические значение работы состоит в том, что данные можно использовать на уроках географии при изучении темы «Население». На основании полученных данных можно сделать вывод о том, что наша школа будет успешно работать и в будущем, так как количество учащихся будет увеличиваться в связи с проведением демографической политики Правительством нашей страны.

        Таким образом, за несколько лет в стране идет долгожданный прирост населения.

Список литературы

  1. Домогацких  Е.М  География. Население и хозяйство России, М.:ООО «Русское слово» - учебник, 2016
  2. Классные журналы
  3. Статитические отчеты
  4. Методические рекомендации по участию общеобразовательных учреждений России в проекте «Детская перепись».- М., 2006.-48с.
  5. Крылова О.Н. Перепись населения в школе. Еженедельник «География» -М..2005
  6. Маскаковский В.П.  Экономическая и социальная  география мира, 10 класс – М., : Просвещение, 2009
  7.  Городское население Тувинской АССР. Издательство «Наука», 1981
  8. Социологические характеристики городского населения Тувинской АССР. Издательство «Наука»., 1982
  9. Демографическое развитие Дзун-Хемчикского кожууна. Информационное – аналитическое издание/ ГБУ- Кызыл, 2015
  10. Интернет –ресурсы.

  1. Приложение

Вопросы анкеты « Что мы хотим узнать о себе».

1. Ваш пол  муж:   жен  (подчеркнуть)

2. Сколько вам лет?

3. Сколько человек в семье?

4. Ваша национальность?

5. Любимый школьный предмет?

7. Твое хобби (любимое занятие) ?

8. Нравится ли тебе учиться в школе?

   


Поделиться:

Подарок

Философские стихи Кристины Россетти

В какой день недели родился Юрий Гагарин?

Туманность "Пузырь" в созвездии Кассиопея

Ребята и утята