Индивидуальный проект по теме "Математика и спорт"
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 68.06 КБ |
Содержание
Введение……………………………………………………………..……………3
Глава 1. Теоретическая часть……………………………………………...…..5
1.1. Математика и спорт: точки соприкосновения………………………...……5
1.2. Математика и танцы……………………………………………………..…...6
1.3. Математика и конный спорт…………………………………………………6
1.4. Математика на уроках физической культуры…………………………….....9
Глава 2. Практическая часть…………………………………………………12
Заключение……………………………………………………………………...14
Список использованной литературы ………………..……………………....15
Приложение ……………………….....................................................................16
Введение
Я с детства занимаюсь спортом. Ещё когда ходила в детский сад, всё своё свободное время я проводила на спортивной площадке. Потом, когда стала учиться в школе, моя любовь к спорту не прошла, а только усиливалась – сначала я стала посещать секцию танцев, а потом пошла и на конный спорт.
Но всё-таки основным видом моей деятельности является учёба. Среди всех школьных предметов мне больше всего нравится заниматься математикой. Я решила взять тему «Математика и спорт» чтобы разобраться, присутствует ли математика в спорте и насколько это важно.
Занятие спортом положительно влияет на умственную деятельность и психическое состояние человека, а также укрепляет его волю. Это может быть одной из причин выдающейся творческой активности у математиков и физиков.
Многие крупные ученые, такие как Бруно Максимович Понтекорво, Джон Идензор Литлвуд и Рэймонд Пэли, сочетали свою научную деятельность со спортом. Альберт Эйнштейн увлекался вождением яхт. Чарли Чаплин, в минуты трудностей, играл в ракетку, чтобы успокоиться и очистить мысли.
В школе каждый ученик занимается математикой, а вне школы многие из них занимаются спортом. Несмотря на то, что математика дает новые изобретения, а спорт – нет, есть связь между этими двумя областями. Раздумья о том, что заниматься математикой и спортом несовместимо, недостаточно обоснованы.
Актуальность данной работы состоит в том, что мы предлагаем рассмотреть взаимосвязь между двумя разными науками – математикой и спортом. Моими увлечениями с детства стали танцы и конный спорт, поэтому мне было интересно найти взаимосвязь двух направлений с математикой.
Целью своей работы считаю: выяснить как взаимосвязаны между собой математика и спорт, найти точки соприкосновения.
Задачи:
«О, Спорт – ты мир!» - всем знакомое изречение, каждый может сказать, что спорт несет мир всем. Разнообразные виды спорта находят поклонников среди всех возрастов. Зафиксировать, сравнить и записать результат возможно только при помощи математики! И так, что же такое математика?
Математика – это наука, которая изучает величины, количественные отношения и пространственные формы. Математика царица всех наук. Математика невозможна без цифр. Мы повсюду видим использование натуральных чисел в любых видах спорта. В каждом соревновании ведется счет на время. Без счёта нет и игры. В математике жизнь спорта. Давайте рассмотрим некоторые примеры:
Любой вид соревнований на скорость (бег, плавание, автогонки и др.) подразумевают подсчет результата в часах, минутах, секундах, а время у нас записывается ЦИФРАМИ! Разница между результатами - это простейшие арифметические действия! В игровых видах спорта (футбол, баскетбол, теннис, водное поло и др.) счет идет на очки. В баскетболе, например, заброс мяча в корзину со штрафного даёт 1 очко, с игры из-под кольца- 2 очка, с 6-метровой линии-3очка. А очки – это тоже ЦИФРЫ! Разница между очками есть математическое вычисление. В таких видах спорта как гимнастика, фигурное катание, прыжки в воду подсчет результата ведется с помощью баллов. Баллы даются судьями за выполнение того или другого элемента. И опять кто набрал больше баллов, помогает определить математика!
При помощи математического инструментария немало интересных закономерностей математики обнаружили в спорте. В числе прочего математики объяснили, почему левши имеют преимущество при игре в бейсбол.
Арифметика - начало математики и танца – первая точка соприкосновения математики и танца.
Арифметика - наука о числах, дробях и действиях над ними. Счет - важное понятие, без которого трудно разобрать танец на составные части. Взрослые и школьники любят вальс, а при счете 1, 2, 3, 1, 2, 3 вспоминают этот танец. Танцы любят счет! На конкурсе бальных танцев воздух наполняется музыкой, зрители замирают в предвкушении праздника, нарядные пары начинают свое кружение по паркету.
Графики и танцевальные движения.
График функций - понятие в математике, которое даёт представление о геометрическом образе функции. Красивый танец - это красивый график, который можно записать математической формулой. Если проанализировать базовую позицию, когда руки находятся над головой, можно заметить, что в ней заложены две кривые – одна справа, другая слева. Существуют различные виды графиков функций и их представления в танце, приведем несколько примеров. Часто, когда танцоры разводят в разные стороны руки или даже ноги, то получается – прямая. А когда они встают в круг, то получается окружность. Если в классическом танце занять третью раскрытую позицию рук, то получится парабола. Если скрестить пары рук партнеров и совершить волновые движения, то непроизвольным образом получим знак бесконечности.
Математика в конном спорте. И не говорите, что ее нет – она есть и затрагивает почти все разделы. Если просто посмотреть на манежные фигуры, то можно заметить, что это – геометрия в чистом виде! И этот вечный "перпендикуляр" при заходе на препятствие. Выделяют два основных направления в конном спорте и сейчас я раскрою их связь с математикой.
Конкур – это вид конного спорта, в котором всадник на лошади должен преодолеть некоторое количество препятствий в определенном порядке, как можно за меньшее время без разрушений.
Между препятствиями должно быть правильное расстояние, чтобы лошадь могла приземлиться, сделать определенное количество темпов между препятствиями и прыгнуть следующее. Для этого специально измеряют расстояние между препятствиями.
Задача 1
Расчет веса лошади
В очень многих ситуациях бывает необходимо узнать вес лошади, а когда специальных весов нет, нам поможет математика.
Вес лошади можно узнать по данной формуле:
В = с*6-620
где В - это вес лошади в кг,
С – обхват груди лошади
Например:
Обхват груди - С=175,
тогда В=175*6-620
В=430
430кг - вес лошади
Ответ: 430кг
Задача 2
Расчет нормы сена в день
Н=В*2%
где В - это вес лошади в кг,
Н- норма сена в кг. Например:
Вес лошади - В=600кг,
тогда Н=600*2%
Н=12
12кг норма сена в день
Ответ:12кг
Задача 3
Расчет нормы воды в день
Н=В*10%
где В - это вес лошади в кг,
Н- норма воды в литрах
Например:
Вес лошади-В,
В=600кг, тогда
Н=60010%
Н=60
60л - норма воды в день
Ответ: 60л
Выездка – это вид конного спорта, в котором всадник верхом на лошади в манеже выполняет разные элементы
Выездка прежде всего связана с геометрией. Сейчас мы это рассмотрим:
В выездке есть отдельная оценка за положение всадника. Чтобы получить хорошую оценку, всадник обязан правильно и красиво сидеть, и в этом ему помогает геометрия.
Движения лошади:
Прежде всего, выездка оценивает красоту и грациозность движений лошади.
Любая выездка начинается с приветствия судей. Всадник должен выехать на среднюю линию манежа и остановиться, при этом лошадь должна поставить ровно все 4 ноги и не менять положения головы.
Вольт – это ровная окружность, она может быть любого диаметра. Главное – вольт должен быть ровным и соответствовать размерам.
Полувольт – ровная парабола, в езде выполняется сразу два полувольта в разные стороны последовательно.
1.3 Математика на уроках физической культуры
Многие спортсмены думают, что спорт связан с математикой. Чтобы это доказать, можно привести следующие доказательства:
Первое доказательство – это измерение пульса. Есть два способа измерения пульса: клиностатический (измерение стоя) и ортостатический (измерение лежа).
Состояние нервной регуляции сердечно-сосудистой системы позволяют оценить пробы с переменой положения тела (ортостатическая и клиностатическая пробы).
Ортостатическая проба. В положении лежа подсчитывается пульс за 10 секунд и умножается на 6. Затем нужно спокойно встать и подсчитать пульс в положении стоя. В норме превышение его не составляет 10-14 ударов в минуту. Учащение до 20 ударов расценивается как удовлетворительная реакция, свыше 20 – неудовлетворительная. Большая разница в частоте сердечных сокращений при переходе их положения в положении стоя говорит об утомлении или недостаточном восстановлении после физической нагрузки.
Клиностатическая проба. Выполняется в обратном порядке: при переходе из положения стоя в положение лежа. В норме пульс уменьшается на 4-10 ударов в мин. Большое замедление – признак тренированности.
Второе доказательство – это измерение дыхания. При физической нагрузке потребление кислорода и продукция углерода возрастают в среднем в 15—20 раз. Одновременно усиливается вентиляция и ткани организма получают необходимое количество кислорода, а из организма выводится углерод.
Каждый человек имеет индивидуальные показатели внешнего дыхания. В норме частота дыхания варьирует от 16 до 25 в минуту, а дыхательный объем — от 2,5 до 0,5 литров. При мышечной нагрузке разной мощности легочная вентиляция, как правило, пропорциональна интенсивности выполняемой работы и потреблению кислорода тканями организма.
Таким образом, даже на уроках физической культуры возможно использование математики. Посчитать, сколько ударов в минуту до и после совершения двигательных действий – является математическим действием.
Алгоритм – это точное предписание исполнителю совершить определенную последовательность действий достижения поставленной цели за конечное число шагов. Алгоритмы применяются в математике и информатике. Создание алгоритма, пусть даже самого простого, - процесс творческий. В математике, как и в спорте, важно знать правила для составления алгоритмов. В математике и спорте их не мало. Спортсмены, которые занимаются конкретным видом спорта, отмечают, что знания математики им помогают: во-первых, в построении тактики, во-вторых, при расчете физической нагрузки. Спортсмены так же однозначно отмечают, что каждому из них необходимо выстраивать алгоритм действий выполнения физических заданий.
В ходе написания проектной работы, мной было проведено анкетирование среди учащихся 10-х классов нашей школы (вопросы анкеты приведены в приложении). В анкетировании приняло участие 25 человек.
На первый вопрос «Занимаетесь ли вы спортом вне уроков физической культуры?» мы получили такие результаты:
На второй вопрос «Следишь ли ты за спортивными событиями страны?» такие результаты:
На третий «Связаны ли спорт и математика?» 63% опрошенных ответили отрицательно, и только 37% - думают, что «ДА»:
Ученики участвующие в анкетировании считают что математика связана с такими видами спорта: 
Из результатов анкетирования, можно сделать следующий вывод: многие дети занимаются спортом и помимо уроков физической культуры, это очень полезно для их здоровья. За спортивными событиями следят уже не так много людей, а взаимосвязь математики и спорта видят всего 36%. Это мало, так как благодаря этому проекту я доказала, что связь между двумя этими направлениями все-таки есть.
Заключение
В ходе написания проектной работы, я нашла и обобщила знания о взаимосвязи математики и спорта. Привела примеры взаимосвязи математики и спорта. Показала актуальность этой взаимосвязи. И так же разработала информационный буклет о взаимосвязи математики и спорта.
Многие ребята думают, что математика и спорт не совместимы, но и также многие видят совместимость во всех видах спорта. Если правильно применять знания математики, то можно достичь высоких результатов в спорте. Не зря говорят, что математика – это царица наук. Как видим, математика нужна в любом виде спорта. Тренер без математики не вырастит спортсмена-чемпиона.
Список используемой литературы
Интернет-источники
Приложение
Анкета
Занимаетесь ли вы споротом вне уроков физической культуры?
Следите ли вы за спортивными событиями страны?
Связаны ли спорт и математика?
Если вы считаете, что математика имеет связь со спортом приведите несколько примеров с каким именно спортом(баскетбол, волейбол, футбол и тп.)
__________________________________________________________________

Рисуем крокусы акварелью

Ёжикина Радость

Для чего нужна астрономия?

Красочные картины Джастина Геффри

О путнике