• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Русская Лапландия

Опубликовано Погосян Наталия Анатольевна вкл 17.02.2025 - 20:21
Погосян Наталия Анатольевна
Автор: 
Фионов Дмитрий

Работа посвящена жителям русского Севера- Саамы (лопари).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkaya_laplandiya_fionov_5-8_kl.pptx2.12 МБ
Файл russkaya_laplandiya_fionov_5-8_kl.docx16.51 КБ
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Русская Лапландия» Выполнил: ученик 8 б класса МАОУ «СОШ п Красный Текстильщик МО г Саратов» Фионов Дмитрий Научный руководитель: учитель географии Погосян Наталия Анатольевна

Слайд 2

Объект исследования Цель исследования Саамы –северный народ изучение уникальной культуры саамского народа, их традиций и обычаев, нравственно-эстетических ценностей

Слайд 3

Задачи исследования Методы исследования: Познакомиться с историей происхождения народа саамы, особенностями его языка. Изучить культурные и духовные традиции и обряды саамов. Выяснить, как сохраняется и проявляется национальная самобытность народа в быту, семье, народных промыслах. Развитие интереса к проблемам малых народов Севера. . поисковый, статистический, аналитический.

Слайд 4

Гипотеза Практическая значимость знания о культуре являются ключом к пониманию традиций народа. В современном мире у всех народов утеряно много традиций, теряется и преемственность поколений, а это в свою очередь влияет на уровень культуры результаты исследования могут быть использованы в проведении классного часа, уроков географии, выступление на различных конференциях.

Слайд 5

1.Кто такие лопари Саамы России — один из коренных малочисленных народов Российской Федерации ; часть саамского народа , проживающая на территории России. Наряду с названием «саамы», используется слово «саами»; устаревшее русское название этого народа — лопари . До 1930 года в паспортах российских саамов их национальность записывалась как «лопарь», а с 1930 года — как «саами».

Слайд 6

2.Ранняя история саамов Основу этнической общности составили первые люди, заселившие побережье Фенноскандии в конце VIII тысячелетия до н. э. с началом таяния ледника. Они были носителями анбургской археологической культуры и продвигались с запада. Затем с ними смешались несколько волн мигрантов с юга и востока. Самой значительной из таких волн, повлиявших на формирование саами был приход финно-угров на рубеже II—I тысячелетия до н. э.

Слайд 7

3.Занятия и промыслы Россия – на Кольском полуострове, в Мурманской области с неофициально признанной столицей Ловозеро, ведя оседлый образ жизни и добывая пропитания охотой, рыбалкой и оленеводством. Кольские поселения саамов пришли к оседлому образу жизни с течением времени. Однако, их предки, так же, как и шведы, с древности кочевали с места на место. Основными занятиями саамов в зависимости от территории обитания той или иной группы и природных условий являлись оленеводство, рыболовство, морская и сухопутная охота. Именно этот образ жизни давал им и пищу, и одежду, и строительный материал для жилищ, и средство для передвижения.

Слайд 8

3.Занятия и промыслы Мужским занятием саамов была охота на пушного зверя (песец, лиса, куница), на крупных (лось, волк, дикий олень) и мелких животных, морских животных (в основном кольчатая нерпа), птиц. Основным занятием саамов издавна также было рыболовство: многочисленные озёра и реки, изобилие рыбы давали большие возможности заниматься рыбным промыслом. Раньше это было женской работой. Женщины зимой плели сети, длина такой сети достигала 20 метров, a высота была 3 метра. Сегодня используют готовые сети.

Слайд 9

4.Национальный быт Суровые климатические условия заставили этот упорный народ приспособиться и слиться с природой. Кочевники строили временные летние шалаши из веток между двух деревьев или сооружения пирамидальной формы из жердей, внешне схожие с чумом. Для сохранения тепла их накрывали шкурами убитых оленей и разводили посередине костер. У оседлых саамов традиционные места проживания представляли собой деревянные строения, форма которых могла быть квадратной или прямоугольной. Однако, всегда дверь выходила на южную сторону. Из камня посередине комнаты возводили очаг, дым от которого выходил в потолочную дыру. Сегодня деревня современных саамов представляет собой поселение из деревянных домов, построенных по русской или ненецкой технологии.

Слайд 10

Традиции и культура саамов Чтобы выжить в суровом климате Севера и преодолеть лишения, одним из традиционных занятий малочисленного народа саамов было поклонение духам, которые считались хозяевами рыболовства, оленеводства и охоты. Люди поклонялись им, просили помощи и приносили жертвы. Также за помощью в промысловой деятельности обращались они и к предкам с помощью проводимых обрядов у священных камней, под названием Сейды.

Слайд 11

Питание и одежда Питается северный народ рыбой, оленьим мясом и молоком, а также блюдами, приготовленными на их основе. Одним из распространенных мифов у большинства саамов является то, что мясо медведя считается нечистым. Охота на зверя ведется, чаще всего, из-за ценной шкуры, тогда как мясо остается на месте охоты. Некоторые представители народности не так категорично относятся к медвежьему мясу, употребляя его в пищу. Традиционная одежда мужчин саамов состоит из суконной, прямого кроя рубахи, подпоясанной кожаным ремнем. На него крепятся предметы, необходимые для успешной охоты – нож, огниво, всевозможные амулеты, защищающие в момент опасности. Рубаха украшается лоскутами из разноцветных тканей и вышивкой бисером. Штаны носят не только мужчины, но и женщины. Зимой поверх надевают теплые штаны из оленьих шкур, в которых невозможно замерзнуть даже при критически низких температурах. Праздничной одеждой девушек является украшенный бисером сарафан и повязка на голову, а замужние украшают голову кокошником.

Слайд 12

Саамский футбол Женский футбол хоть и преуспел в последнее время, но с мужским футболом сравниться по популярности не может. Нигде. Ну или почти нигде. Все же есть одно место на земле, где, во-первых, в футбол играют только женщины, во-вторых, он невероятно зрелищен и популярен, а в-третьих, играть в него дамы начали задолго до английских джентльменов. Правила простые. Дамы в ярких длинных сарафанах — это обязательно — гоняют по полю сшитый из оленьей кожи и набитый мехом мяч. Перед игрой мяч вымачивают в воде, и его вес может доходить до пяти килограммов. Подол сарафана приходится постоянно поддерживать, иначе по мячу не попасть.

Слайд 13

Заключение На основе изученной литературы, информационных источников (Интернет), фотоматериалов, мы смогли подтвердить нашу гипотезу о том, что знания о культуре – это ключ к пониманию традиций народа. В современном мире у всех народов утеряно много традиций, теряется и преемственность поколений, а это в свою очередь влияет на уровень культуры. Отсюда можно сделать вывод - у каждого народа есть свои традиции, обычаи, своя культура, которая складывалась столетиями и вносила свой уклад, определенную «палитру» в жизни людей, которые живут на территории Российской Федерации в настоящее время, сохраняя все то, что было передано нам от предков.

Слайд 14

Список используемых источников Большакова Н.П. Жизнь, обычаи и мифы кольских саамов в прошлом и настоящем. – Мурманск, 2005. Гурина Н.Н. История Культуры древнего населения Кольского полуострова. – СПб, 1997. Керт Г.М. Прибалтийско-финские народы России. – М.:Наука , 2003. Кольские саамы в меняющемся мире. Коллективная монография. – М.: Институт Наследия, ИЛ « АрктАн-С , 2008. Лукьянченко Т.В. Саамы. Традиционные хозяйственные занятия. М.:Наука , 2003. https://arctic-children.com https://fb.ru https://www.garshin.ru https://p-syutkin.livejournal.com https://www.vottovaara.ru

Предварительный просмотр:

Русская Лапландия

Выполнил ученик 8 «б» класса МАОУ «СОШ п. Красный Текстильщик МО г. Саратов» Фионов Дмитрий, руководитель учитель географии Погосян Наталия Анатольевна

Россия – огромная, многонациональная страна. На ее территории проживают представители более 200 национальностей. Среди больших и малых народов, населяющих нашу страну, особое место занимают малочисленные народы Севера. Эти народы проживают на территории расселения своих предков, сохраняют традиционный образ жизни, хозяйствование и промыслы. Одним из таких народов являются саамы – коренные жители Кольского полуострова.

Саамы России — один из коренных малочисленных народов Российской Федерации; часть саамского народа, проживающая на территории России. Наряду с названием «саамы», используется слово «саами»; устаревшее русское название этого народа — лопари. До 1930 года в паспортах российских саамов их национальность записывалась как «лопарь», а с 1930 года — как «саами».

Численность российских саамов — менее двух тысяч человек. Саамское население современной России занимается как традиционными промыслами (разведением оленей, рыбной ловлей, охотой), так и современными видами деятельности. Где живет народ – саамы? Здесь стоит уточнить, что заселяют они арктическую западно -европейскую часть на территории следующих стран:
Швеция – в горной местности, ведя кочевой образ жизни, главным промыслом у которых является горное оленеводство;
 Финляндия – в лесу, занимаясь охотой и оленеводством; Норвегия – на побережье, ведя оседлый образ жизни и занимаясь, в основном, рыболовством; Россия – на Кольском полуострове, в Мурманской области с  неофициально признанной столицей Ловозеро, ведя оседлый образ жизни и добывая пропитания охотой, рыбалкой и оленеводством. Кольские поселения саамов пришли к оседлому образу жизни с течением времени. Однако, их предки, так же, как и шведы, с древности кочевали с места на место.

Основными занятиями саамов в зависимости от территории обитания той или иной группы и природных условий являлись оленеводство, рыболовство, морская и сухопутная охота. Именно этот образ жизни давал им и пищу, и одежду, и строительный материал для жилищ, и средство для передвижения. Образ жизни саамов, в основном, сохранился и сегодня. Не требовать от природы больше, чем нужно для потребности семьи – вот главный принцип отношения саамов к природе. Они никогда не охотились или ловили рыбу просто так, редко делали большие запасы пищи, не трогали зверей и птиц с детёнышами.

Чтобы выжить в суровом климате Севера и преодолеть лишения, одним из традиционных занятий малочисленного народа саамов было поклонение духам, которые считались хозяевами рыболовства, оленеводства и охоты. Люди поклонялись им, просили помощи и приносили жертвы. Также за помощью в промысловой деятельности обращались они и к предкам с помощью проводимых обрядов у священных камней, под названием Сейды. Однако, не каждый житель Севера мог заручиться поддержкой предков или духов для успеха в промысле. Поэтому, чаще обращались к нойдам – своеобразным знахарям и жрецам, которые могли лечить, изменять события, влиять на основные стихии и находить пропажу. В настоящее время нойдов осталось очень мало, но до сих пор они охраняют саамов, поддерживая и укрепляя дух, связываясь с предками и повелевая ветрами.
Даже сегодня, в век современных технологий, народ саамы поддерживает традиции, задабривая духов-хозяев для хорошего промысла. Так, прежде чем отправиться на рыбалку, принято кидать в воду монетку из меди, прося морского духа о помощи. Кто знает – слышит он рыбаков или нет? Однако, саамы никогда не возвращаются домой без улова

На основе изученной литературы, информационных источников (Интернет), фотоматериалов, мы смогли подтвердить нашу гипотезу о том, что знания о культуре – это ключ к пониманию традиций народа. В современном мире у всех народов утеряно много традиций, теряется и преемственность поколений, а это в свою очередь влияет на уровень культуры.

Отсюда можно сделать вывод - у каждого народа есть свои традиции, обычаи, своя культура, которая складывалась столетиями и вносила свой уклад, определенную «палитру» в жизни людей, которые живут на территории Российской Федерации в настоящее время, сохраняя все то, что было передано нам от предков.

Надеюсь, что этот проект поможет повысить интерес к культуре малых самобытных народов. Он может быть использован для расширения знаний у обучающихся на уроках истории, географии,  классных часах и во внеурочных  мероприятиях.


Поделиться:

Вода может клеить?

Пятёрки

Астрономический календарь. Декабрь, 2018

Две лягушки

Чайковский П.И. "Детский альбом"