исследовательский проект
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 63.13 КБ |
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ
на тему:
«Виды деятельности человека и их особенности»
Подготовила:
ученица 9 «Б» класса
Муслимова Мата Увайсовна
Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретический аспект деятельности и их особенностей в обществоведческом курсе 5
Понятие деятельность в обществоведческом курсе 5
Виды деятельности и их особенности 7
Глава 1. Исследование основных видов деятельности в подростков возрасте 11
Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста 11
Организация исследования 13
Анализ результатов 14
Заключение 16
Список использованной литературы 17
Введение
Понятие деятельности является одним из базовых понятий в обществоведческом курсе. Деятельность и активность не отделить от самой категории психики, понимания проблем возникновения и эволюции психики, трактовки понятия личности и анализа всех составляющих ее психического облика. Однако есть необходимость в более подробном описании деятельности как таковой, как особой психологической реальности.
Современное психологическое представление о деятельности не следует считать законченным, по также недопустимо и молчаливое забвение достигнутых результатов. Наиболее завершенная психологическая концепция (теория) деятельности принадлежит А. Н. Леонтьеву, который разрабатывал ее с середины 1940-х гг., дополняя, уточняя и преобразовывая. Ему принадлежит большинство различных толкований деятельности. Вот одно из них. Деятельность – это система активных процессов, которые отвечают определенной потребности, подчиняются мотиву и реализуют самостоятельное отношение человека к миру. Но деятельность – это не всякая человеческая активность, понятие которой А. Н. Леонтьев подчеркнуто, отличал от деятельности, а только целеустремленная активность, существующая в психологических связях личности, потребности, мотива, цели и задачи. Отсюда вытекает возможность осуществления, психологического выражения в деятельности самостоятельного отношения личности к миру.
Деятельность – это активное взаимодействие человека со средой, в котором он достигает сознательно поставленной цели, возникшей в результате появления у него определенной потребности, мотива. Мотивы и цели могут не совпадать. То, почему человек действует определенным образом, часто не совпадает с тем, для чего он действует. Когда мы имеем дело с активностью, в которой отсутствует осознаваемая цель, то здесь нет и деятельности в человеческом смысле слова, а имеет место импульсивное поведение, которое управляется непосредственно потребностями и эмоциями. Поступок – действие, выполняя которое, человек осознает его значение для других людей, т. е. его социальный смысл. Действие — каждый относительно законченный элемент деятельности, направленный на выполнение одной простой текущей задачи. Выполнение движения контролируется и корректируется сопоставлением его результатов с конечной целью действия. Выполнение предметного действия не ограничивается осуществлением определенной системы движений.
Предмет исследования – виды деятельности и их особенности.
Объект исследования – деятельность и ее значение в обществоведческом курсе.
Цель исследования – изучение понятия деятельности, ее видов и их особенностей в обществоведческом курсе.
Задачи исследования:
- изучить понятие деятельности;
- рассмотреть виды деятельности и их особенности;
- изучить основную деятельность в подростковом возрасте.
Методы исследования – анализ и синтез информации по теме, наблюдение и опрос.
Исследовательский проект состоит из введения, двух частей, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретический аспект деятельности и их особенностей в обществоведческом курсе
Понятие деятельность в обществоведческом курсе
Психика людей познается и проявляется в их деятельности. Человек выступает в жизни прежде всего как деятель, творец и созидатель, независимо от того, каким видом труда он занимается. В деятельности раскрывается богатство духовного и психического мира личности: глубина ума и переживаний, сила воображения и воли, способности и черты характера. психика деятельность личность труд
Деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. В деятельности человек создает предметы материальной и духовной культуры, преобразует свои способности, сохраняет и совершенствует природу, строит общество, создает то, что без его активности не существовало в природе. Творческий характер человеческой деятельности проявляется в том, что благодаря ей он выходит за пределы своей природной ограниченности, т.е. превосходит свои же генотипически обусловленные возможности. Вследствие продуктивного, творческого характера своей деятельности человек создал знаковые системы, орудия воздействия на себя и природу. Пользуясь этими орудиями, он построил современное общество, города, машины, с их помощью произвел на свет новые предметы потребления, материальную и духовную культуру и в конечном счете преобразовал самого себя. Исторический прогресс, имевший место за последние несколько десятков тысяч лет, обязан своим происхождением именно деятельности, а не совершенствованию биологической природы людей.
Так же нужно отметить, что деятельность человека носит продуктивный, а не только потребительский характер.
Человек больше создает, чем потребляет. Если бы его деятельность носила в основном потребительский характер, то нескольким десяткам поколений людей не удалось бы за исторически сравнительно короткий срок достигнуть такого прогресса, создать грандиозный мир духовной и материальной культуры. Все это - благодаря деятельностному характеру человеческой активности.
Перечислим еще некоторые особенности деятельности человека:
Деятельность носит продуктивный, творческий, созидательный характер.
Деятельность связана с предметами материальной и духовной культуры, которые используются им или в качестве инструментов, или в качестве предметов удовлетворения потребностей, или в качестве средств собственного развития.
Деятельность человека преобразует его самого, его способности, потребности, условия жизни.
Человеческая деятельность в ее разнообразных формах и средствах реализации есть продукт истории.
Предметная деятельность людей с рождения им не дана. Она "задана" в культурном предназначении и способе использования окружающих предметов. Такую деятельность необходимо формировать и развивать в обучении и воспитании. То же относится к внутренним, нейрофизиологическим и психологическим структурам, управляющим внешней стороной практической деятельности.
Теперь стоит упомянуть и о структуре деятельности. Итак, структура деятельности – это целостное единство компонентов и их всесторонних связей, реализующих деятельность.
В структуре деятельности прежде всего выделяют цели и мотивы.
Мотивы человеческой деятельности могут быть самыми различными: органическими, функциональными, материальными, социальными, духовными. Органические мотивы направлены на удовлетворение естественных потребностей. Функциональные мотивы удовлетворяются с помощью разного рода культурных форм активности, например игр и занятий спортом. Материальные мотивы побуждают человека к деятельности, направленной на создание предметов домашнего обихода, различных вещей и инструментов, непосредственно в виде продуктов, обслуживающих естественные потребности. Социальные мотивы порождают различные виды деятельности, направленные на то, чтобы занять определенное место в обществе, получить признание и уважение со стороны окружающих людей. Духовные мотивы лежат в основе тех видов деятельности, которые связаны с самосовершенствованием человека.
В качестве цели деятельности выступает ее продукт. Он может представлять собой реальный физический предмет, создаваемый человеком, определенные знания, умения и навыки, приобретаемые в ходе деятельности, творческий результат (мысль, идея, теория, произведение искусства).
Так же выделяют действия и операции как основные составляющие деятельности.
Действием называют часть деятельности, имеющую вполне самостоятельную, осознанную человеком цель. Например, действием, включенным в структуру познавательной деятельности, можно назвать получение книги, ее чтение; действиями, входящими в состав трудовой деятельности, можно считать знакомство с задачей, поиск необходимых инструментов и материалов, разработку проекта, технологии изготовления предмета и т.п.; действиями, связанными с творчеством, являются формулировка замысла, поэтапная его реализация в продукте творческой работы.
Операцией называют способ осуществления действия. Сколько есть различных способов выполнения действия, столько можно выделить различных операций. Характер операции зависит от условий выполнения действия, от имеющихся у человека умений и навыков, от наличных инструментов и средств осуществления действия.
Виды деятельности и их особенности
У современного человека имеется множество различных видов деятельности, число которых примерно соответствует количеству имеющихся потребностей. Для того чтобы представить и описать все эти виды деятельности, необходимо перечислить наиболее важные для данного человека потребности. Но такая задача на практике представляется непростой, так как число разнообразных потребностей велико и они индивидуально варьируют.
Поэтому, чтобы представить виды деятельности в более простом для понимания виде, обычно рассматривают 4 основных, которые можно обнаружить практически у всех без исключения людей, а точнее - видам социальной человеческой активности, в которые неизбежно включается каждый человек в процессе своего индивидуального развития. Это - общение, игра, учение и труд.
Общение - первый вид деятельности, возникающий в процессе индивидуального развития человека, за ним следуют игра, учение и труд. Все эти виды деятельности носят развивающий характер, т.е. при включении и активном участии в них ребенка происходит его интеллектуальное и личностное развитие.
Общение рассматривается как вид деятельности, направленной на обмен информацией между общающимися людьми. Оно также преследует цели установления взаимопонимания, добрых личных и деловых отношений, оказания взаимопомощи и учебно-воспитательного влияния людей друг на друга.
Игра - это такой вид деятельности, результатом которого не становится производство какого-либо материального или идеального продукта. Игры часто имеют характер развлечения, преследуют цель получения отдыха.
В игре начинается формирование человека как субъекта деятельности, и в этом ее огромное, непреходящее значение. Обучение является непосредственной подготовкой личности к труду, развивает ее умственно, физически, эстетически и лишь на конечном этапе освоения профессии связано с созданием материальных и культурных ценностей.
Учение выступает как вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков. Учение может быть организованным и осуществляться в специальных образовательных учреждениях. Оно может быть неорганизованным и происходить попутно, в других видах деятельности как их побочный, дополнительный результат. У взрослых людей учение может приобретать характер самообразования. Особенности учебной деятельности состоят в том, что она прямо служит средством психологического развития индивида.
Особое место в системе человеческой деятельности занимает труд. Именно благодаря труду человек построил современное общество, создал предметы материальной и духовной культуры, преобразовал условия своей жизни таким образом, что открыл для себя перспективы дальнейшего, практически неограниченного развития. С трудом прежде всего связано создание и совершенствование орудий труда. Они в свою очередь явились фактором повышения производительности труда, развития науки, промышленного производства, технического и художественного творчества.
Традиционно принято считать, что основным и психологически главным разделением деятельности на ее типы является дифференциация деятельности на трудовую, учебную и игровую.
Трудовая деятельность отличается от двух других типов тем, что предполагает получение какого-либо общественно значимого продукта, результата. Для игровой и учебной деятельности этот результат является не общественно, а индивидуально значимым и состоит в освоении субъектом социально выработанного опыта, знаний и т. д. Наконец, ярчайшим специфическим признаком игровой деятельности является то, что в отличие от учения и труда главным ее мотивом выступает сам процесс деятельности, а не ее результат. Указанные виды деятельности сменяют друг друга в онтогенезе и обозначаются понятием «ведущий вид» деятельности для каждого из основных возрастных этапов.
Ведущая – это такая деятельность, выполнение которой определяет возникновение и формирование основных психологических новообразований человека на какой-либо ступени его развития. Столь же фундаментальным и общим является разделение индивидуальной и совместной деятельности. Совместная деятельность реализуется в отличие от индивидуальной так называемым коллективным субъектом, т. е. двумя или более людьми, имеющими общий мотив и общую цель. Другими важнейшими признаками совместной деятельности являются пространственное и временное присутствие участников деятельности, ролевая и инструментальная дифференциация участников на тех или иных ее задачах, наличие управляющего (организующего) компонента – либо лидера, либо руководителя. Совместная деятельность также внутренне неоднородна и подразделяется на подтипы: например, на непосредственно-совместную – «деятельность вместе» и опосредствованно-совместную – «деятельность рядом». Наиболее традиционной является, видимо, классификация видов деятельности по их предметной сфере, т. е. по профессиональной принадлежности. В результате выделяются все те профессии, которые существуют сегодня, а также специализации внутри этих профессий.
Производной от предыдущей, но значительно более обобщенной является классификация профессий, разработанная Е.А. Климовым, в целях организации профориентационной работы. Согласно данной классификации, выделяется пять основных типов профессиональной деятельности: «человек – техника», «человек – человек», «человек – природа», «человек – знак», «человек – художественный образ». Предельно общим является дихотомическое разделение видов деятельности на внешнюю и внутреннюю. При этом под внешней деятельностью понимают все виды, типы и процессы деятельности которые сопровождаются эксплицированными, т. е. объективированными, проявлениями ее исполнительских компонентов – движениями, действиями, экспрессией, коммуникациями и пр. Внутренняя деятельность развертывается в интрапсихическом плане, а в качестве ее синонима часто используется термин «психическая деятельность», что, однако, не вполне корректно. Принято считать также, что между внешней и внутренней деятельностями существует генетическая связь, поскольку вторая формируется в процессе онтогенеза на основе первой посредством механизма интериоризации. Все большее значение придается сегодня еще одной – общей дифференциации деятельности на два типа – субъект-объектный и субъект-субъектный.
Важность такого разделения обусловлена тем, что оно осуществляется по основному признаку деятельности – ее предмету. В субъект-объектном типе деятельностей предметом выступает неодушевленный объект, а в субъект-субъектном типе им является «другой человек» (социальный объект, согласно определению Дж. Брунера), т. е. личность, субъект, точнее, ряд субъектов (например, деятельность руководителя, педагога и др.). Деятельность принято разделять также на исполнительскую и управленческую (организационную). Первая характеризуется тем, что субъект труда непосредственно воздействует на его предмет, хотя и контактирует при этом с другими субъектами. Вторая же (управленческая) обычно не предусматривает такого прямого воздействия. Она, однако, обязательно предполагает организацию одним субъектом деятельности других людей, а также иерархичность их соподчинения.
Управленческая деятельность обозначается понятием «метадеятельность» – это «деятельность с деятельностями». С практической точки зрения целесообразно дифференцировать деятельность в зависимости от условий ее выполнения. По данному основанию различают деятельность в комфортных, нормальных (допустимых), параэкстремальных и экстремальных условиях. В зависимости от изменения условий существенно меняется так называемая психофизиологическая цена деятельности, ее напряженность, а также результативные параметры.
В прикладном отношении важным является также разделение деятельности на непосредственную и опосредствованную. В первом случае субъект труда непосредственно воздействует на предмет и столь же непосредственно получает информацию о его состоянии. Во втором случае нет ни того, ни другого: информация о предмете труда представляется человеку через опосредствующие звенья – чаще всего в знаковом виде на табло, пультах, индикационных устройствах.
Свои воздействия на предмет труда человек также осуществляет не прямо, а путем определенных органов управления. Наиболее типичным примером опосредствованных – дистанционных деятельностей является деятельность операторского типа. Традиционно использующимся, но достаточно устаревшим и условным является разделение деятельности на «умственную» (интеллектуальную) и «физическую». Суть этого разделения понятна без комментариев; отметим лишь, что наряду с двумя указанными существует обширный класс разновидностей деятельности, включающих и физический, и интеллектуальный компоненты одновременно, хотя и в разной пропорции. Наряду с отмеченными существуют и многочисленные иные способы систематизации видов деятельности. Например, ее разделение на «творческие» и «репродуктивные» (рутинные) виды; дифференциация на так называемые добровольную (инициативную) и навязанную (принудительную) деятельность; разделение деятельности по характеру итогового продукта – «парциальная» (частичная) и «полная» деятельность [10].
Важным следствием принципа множественности описаний и классификаций видов деятельности является то, что любая отдельно взятая деятельность может и должна быть охарактеризована набором, точнее, симптомокомплексом ведущих параметров, каждый из которых конкретизирует по отношению к ней то или иное рассмотренное выше основание классификации. Например, деятельность руководителя – это одновременно и трудовая, и интеллектуальная, и «субъект-субъектная», и прежде всего индивидуальная деятельность
Подведя итог, скажем, что деятельность человека — это весьма сложное и многообразное явление. В осуществлении деятельности задействованы все компоненты иерархической структуры человека: физиологический, психический и социальный.
Глава 1. Исследование основных видов деятельности в подростков возрасте
Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста
Ведущим видом деятельности в подростковый период становится общение со сверстниками.
Психологические задачи подросткового возраста – это задачи самоопределения подростка в разных сферах жизни.
Физиологические перемены.
Заметно меняются пропорции всего тела. Замедлившийся было рост вновь вступает в свои права, причем большее увеличение падает не только на длину туловища, но и конечностей (особенно рук). Благодаря этому фигура подростка получает неуклюжий, нескладный вид. Отдельные части тела кажутся недостаточно точно пригнанными друг к другу. Отсюда и движения являются также недостаточно правильно координированными.
Увеличивается рост мускульной силы.
Из-за усиленной затраты энергии для роста тела организм подростка быстро утомляется.
Сердце увеличивается примерно в 2 раза, диаметр же артерий дает значительно меньший прирост; соответственно этому усиливается кровяное давление.
Мозг, достигший уже достаточного веса, подвергается дальнейшему качественному улучшению: начинается усиленная деятельность ассоциационных волокон. Т.е. подросток реально становится готов к полноценной психической саморегуляции («тормозит корой подкорковые импульсы»)
Самыми значительными, однако, являются изменения в сфере желез внутренней секреции, и в частности, половых желез. Их усиленная деятельность обусловливает ряд внешних перемен, легко подмечаемых самим подростком. У подростка проявляется прямой интерес к собственному физическому Я.
Потребности, влияющие на реализацию психологических задач подростка.
физиологические потребности, дающие импульс активности подростка;
потребность в безопасности, которую подросток находит в принадлежности к группе;
потребность в независимости и эмансипации от семьи;
потребность в привязанности (дружбе, любви);
потребность в успехе, в проверке своих возможностей;
потребность в самореализации и развитии собственного «Я».
Развитие познавательных процессов у подростков
Достижение познавательными процессами высшего уровня их развития (произвольность внимания, памяти) - произвольности и речевой опосредованности;
Становление теоретического интеллекта (развитие абстрактно-логического мышления);
Совершенствование практического мышления;
Развитие общих и специальных способностей.
Основные характеристики формирования личности подростков
Формирование системы личностных ценностей, которые определяют содержание деятельности подростка, сферу его общения, избирательность отношений к людям, оценку этих людей;
Главные мотивы поведения подростков связаны с активным стремлением к личностному самосовершенствованию: самопознанию, самовыражению, самоутверждению;
Развитие новой формы самосознания - возникновение у подростков представлений и мыслей о свойствах собственной личности и их оценки;
Формируется более дифференцированная социальная ориентация и социальная перцепция. У подростков дружеские отношения формируют чуткость, отзывчивость, сопереживание, сочувствие, проникновение во внутренний мир друга. При отсутствии положительного опыта формируются отрицательные качества;
Формируются волевые качества личности (целеустремленность, упорство, ответственность за свои действия), идет становление (развитие) характера;
Развиваются деловые качества личности, организаторские способности;
Развиваются познавательные и творческие интересы. В этом возрасте появляются новые мотивы учения, которые связаны с расширением знаний, с формированием нужных умений и навыков, позволяющих заниматься интересным делом, самостоятельным творческим трудом.
Психологические новообразования
Психологические причины конфликтов между подростками и взрослыми
У взрослых сохраняется отношение к подростку еще как к ребенку;
Противоречия у подростка между представлениями о степени собственной взрослости и его претензиями на новые права;
Расхождения представлений взрослых и подростков о характере прав и мере самостоятельности подростка;
У взрослых остается привычка направлять и контролировать подростка (которую ломать трудно, даже при сознании необходимости);
У подростков сохраняются, особенно в начале подросткового возраста, детские черты в облике и поведении, иногда наблюдается отсутствие потребности действовать самостоятельно.
Подросток был и остается воспитанником, учеником (объектом, а не субъектом обучения-воспитания);
Подросток полностью материально зависит от родителей (а в условиях лицея-интерната обеспечение многих жизненно важных потребностей подростков зависит от воспитателей)
Очевидное физическое взросление меняет взгляды ребенка на жизнь, его ценностные ориентиры. Однако семья для подростка не менее важна, чем в раннем детстве. Ему, как никогда, необходимо внимание родителей, тепло и забота, понимание и доверие.
Организация исследования
Исследование проводилось с целью выяснения, какие виды деятельности задействованы наиболее активно в подростковом возрасте. В исследовании принимали участие учащиеся 10-11 класса, в количестве 40 учащихся, 20 юношей и 20 девушек.
Респондентам были представлены листки с небольшим опросником, в составе которого были 5 вопросов. Перечислим их:
#1054;хотнее всего Вам нравится учиться, обучаться, ходить на уроки и дополнительные занятия, а также дома чаще всего занимаетесь чтением и учебой?
#1042;ам легче заняться уборкой или другими делами по дому или по работе, чем совершать другие действия
#1041;ольше всего времени у Вас уходит на общение, так как у вас много друзей и вы вообще общительный человек
#1052;не не интересно ничего другое, кроме игр, все в свое свободное время я посвящаю играм, потому что мне это нравится
5. Я люблю сочетать все, во всех видах деятельности я нахожу творческий подход и везде успеваю
По итогам анализа ответов были составлен отчет.
Анализ результатов
В соответствии с нашим опросником и половозростными признаками респондентов, мы проанализировали ответы и подвели итоги, в соответствии с которым, основная масса отметила, что общение является их наиболее частой деятельности за день. Что свойственно подросткам в своем психофизическом состоянии.
Так, наглядно анализ можно увидеть на диаграмме 1.
Рис.1. Диаграмма 1 «Моя деятельность»
Так мы видим, что 42% относится к общению, это 17 учащихся. Далее учеба на втором месте, так как респонденты готовятся к экзаменам это соответствует действительности, 20 % от 100%.
Самой малоиспользуемой деятельность оказался труд. Ребята не заинтересованы в труде и, вероятнее всего, физически не успевают с учетом того, что большое время уходит на учебу и общение.
Рис.2. Диаграмма 2 «Деятельность юношей и девушек»
Как мы видим из второй диаграммы, юноши охотнее всего уделяют внимание общению и играм, девушки также отметили, что преимущественно общение занимается большую часть дня, также они занимаются учебой и творчеством.
Заключение
Деятельность — сознательная активность человека, в ходе которой он изменяет мир вокруг себя и меняется сам. От активности, присущей животным, деятельность человека отличается тем, что она сознательная, продуктивная, преобразующая и общественная.
Структуру деятельности составляют субъект и объект, а также цель, методы, средства и результат деятельности. Цель деятельности формируется на основе потребностей и мотивов человека.
К основным видам деятельности принято относить игру, учёбу, труд и общение. Помимо этого деятельность можно классифицировать по различным основаниям, например по количеству субъектов (на индивидуальную и коллективную), по отношению к окружающему миру (на практическую и духовную).
С понятием деятельности тесно связаны понятия свободы, необходимости и ответственности, «встраивающие» деятельность конкретного человека в общество. Это необходимо для того, чтобы человек в процессе своей деятельности не нарушал права и свободы других людей, выполнял предписанные законом и нормами морали действия, отвечал за свои поступки.
Список использованной литературы

Нора Аргунова. Щенята

ГЛАВА ТРЕТЬЯ, в которой Пух и Пятачок отправились на охоту и чуть-чуть не поймали Буку

Астрономический календарь. Ноябрь, 2018

Украшаем стену пушистыми кисточками и помпончиками

Как зима кончилась