• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Проект

Опубликовано Немкова Анастасия Андреевна вкл 23.02.2025 - 16:52
Автор: 
АнастасияАндрееевна Немкова Андреевна

Тема: «Дети и участники Великой Отечественной войны!»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon deti_i_uchastniki_vov.doc323 КБ

Предварительный просмотр:

              Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Новотрёминская общеобразовательная школа

Тайшетского района Иркутской области

Научно-практическая конференция

«Шаг в будущее»

секция «Филология»

Тема: «Дети и участники Великой Отечественной войны!»

Выполнил ученик 4класса

МКОУ Новотрёминской СОШ

Ханаев Ярослав

Руководитель:  Немкова А.А.

учитель немецкого языка

п. Новотрёмино, 2025

Кто не знает о тяготах войны,
тот никогда не оценит
в какое замечательное время он живёт.

Введение

Актуальность выбранной темы. Самый светлый праздник на Земле тот, который дал нам свободу, мир - это День Победы.

Празднование 80-летия Великой отечественной войны - всенародный праздник, дань памяти всем, кто страну заслонил собой. Уходят из жизни ветераны, которые пережили тяжелейшие годы нашей страны. Вместе с ними уходят и бесценные реликвии: документы, фотографии, письма. Существует угроза утраты исторической памяти о великом подвиге защитников нашей Родины. Великая Отечественная война – для нас история. Но ее должен знать каждый уважающий себя человек, потому что это история нашей Родины, наших родных и близких. И мы захотели узнать, коснулась ли она наших семей? Мы обратились за помощью к своим родителям, бабушкам и дедушкам.

Актуальность исследования: Почему нужно помнить о Великой Отечественной войне?

В каждом городе, поселке, в каждой семье есть свои герои, которые прославили нашу Родину. Не только взрослые, но и мальчишки и девчонки на своих неокрепших плечах вынесли все тяготы тяжёлого военного и послевоенного времени.

Что мы знаем о том, как жилось «Детям Великой Отечественной войны» в то далекое, страшное время?

Понять и оценить настоящее, можно только сравнив его с прошлым. С каждым годом всё дальше и дальше вглубь истории уходят события Великой Отечественной войны, а память вновь и вновь возвращает нас к грозным событиям 1941г.

Сравнивая нашу жизнь с жизнью детей военной поры, мы хотим показать, что война – это страшное зло, прошедшее не только по жизням взрослых, но и лишившее детства самых маленьких жителей страны.

О чем мечтали дети, которых война лишила всего? К чему в те далекие сороковые стремились наши сверстники и кем хотели стать?
Они, также, как и мы, учились в школе, посещали разные кружки, пели, танцевали. Дети любили жизнь. Ребята еще не знали, какое испытание их ждет впереди. Дети волей войны оказались в пекле страданий и невзгод и осилили, вынесли то, что, казалось бы, и взрослому преодолеть не всегда под силу.

Война отбирает у мальчиков и девочек детство – настоящее, солнечное, с книгами и тетрадями, играми и праздниками.

Сейчас где-то тоже рвутся бомбы, свистят пули, рассыпаются от снарядов на крошки дома и горят детские кроватки. Как сохранить планету людей, чтобы детство было мирным?

Вот поэтому мы и хотим поговорить о детях Великой Отечественной войны, рассказать о своих исследованиях в этой области. Хотелось больше узнать о военном времени, о людях, внесших свой бесценный вклад в Победу над фашизмом. О людях, которые живут рядом с нами, об их судьбах, о жизни в довоенные и военные годы.

Цель исследования: Доказать на примере жизни детей, переживших войну, что наши военные сверстники так и не узнали настоящего детства, что страшнее слова война нет ничего на свете.

Хотим сравнить наше детство с детством наших бабушек, прабабушек и дедушек, прадедушек.

Гипотеза работы: жизнь детей в годы войны была очень тяжелой. Даже спустя десятилетия людям больно вспоминать об этом.

Задачи:

  • Изучить архивные материалы, художественную литературу периода Великой Отечественной войны;
  • Изучить документы и фотографии семейных архивов, с целью сбора материала;
  • Записать воспоминания родственников о Великой Отечественной войне, которые в то время были детьми;
  • Провести интервью с людьми, рождёнными войной, об их трудном детстве;
  • Систематизировать полученные данные.
  • Сохранять  и развивать чувства гордости за свое страну и народ;
  • Воспитывать чувство долга перед Родиной, чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;
  • Подготовиться  к достойной встрече Дня Победы;

Объект исследования: События Великой Отечественной войны и послевоенного времени.

Предмет исследования: Условия жизни детей в годы Великой Отечественной войны и в послевоенное время.

Хронологические рамки: период Отечественной войны и послевоенное время  с 1941 по 1950 годы.

Основная часть

«Мы родом из войны, когда легче было умереть, чем выжить»,- говорят люди, чьё детство пришлось на тяжелые военные годы.

Только задумайтесь…

По известной статистике Великая Отечественная война унесла около 27 млн. жизней граждан Советского Союза. Из них около 10 млн. – солдаты, остальные – старики, женщины, дети. Но статистика молчит о том, сколько детей погибло в годы Великой Отечественной войны. Таких данных просто нет. Война искалечила тысячи детских судеб, отняла светлое и радостное детство.

Дети на войне. На первый взгляд в этих словах есть что-то несовместимое.

Они уже седые, эти мальчишки и девчонки, выросшие и уцелевшие в военное лихолетье Великой Отечественной. И послевоенная пора была у них суровой, а подчас и жестокой.

Из осколков памяти мы увидим другую войну, войну которую видел маленький человек.

Мы сегодня расскажем, как жили:

  • Дети на оккупированной территории.
  • Дети в блокадном Ленинграде.
  • Дети в тылу.
  • «Дети Великой Отечественной войны» - наши близкие.

Жизнь на оккупированной территории

Можно спросить:

  • Что героического в том, чтобы в пять, десять или двенадцать лет пройти через войну?
  • Что могли понять, увидеть, запомнить дети?

Многое! Вслушайтесь в воспоминания детей войны:

 «Было мирное время.
Мы бегали, играли и не было у нас забот.
Папа был рядом.
Мама была рядом.
У нас было веселое детство.
И мы не знали, что нас ждет…
Война! 22 июня 1941года»

У целого поколения, рождённого с 1928 по 1945 год, украли детство. Детей воспитала война. Дети войны, чьи детские судьбы пересеклись с войной напрямую. Многие из них были настоящими героями. Дети, попавшие на фронт, или воевавшие в партизанских отрядах. Таких мальчишек-подростков называли «сыновьями полков». Они воевали наравне со взрослыми воинами и даже совершали подвиги. Маленькие герои большой войны. Они сражались рядом со старшими. Сражались повсюду. Пионерами-героями названы 56 человек. Среди них высшего звания Героя Советского Союза были посмертно удостоены четверо:

  • Валя Котик,
  • Зина Портнова,
  • Лёня Голиков,
  • Марат Казей.

Валя Котик.

https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2021/01/29/k_601442123e2f1/571819_4.jpeg

Он родился 11 февраля 1930 года в селе Хмелевка Шепетовского района Хмельницкой области. Учился в школе №4 города Шепетовки, был признанным вожаком пионеров, своих ровесников. [ 8,с. 37]

Когда в Шепетовку ворвались фашисты, Валя Котик вместе с друзьями решил бороться с врагом. Ребята собрали на месте боев оружие, которое потом партизаны на возу с сеном переправили в отряд.

Присмотревшись к мальчику, коммунисты доверили Вале быть связным и разведчиком в своей подпольной организации. Он узнавал расположение вражеских постов, порядок смены караула.

Фашисты наметили карательную операцию против партизан, а Валя, выследив гитлеровского офицера, возглавлявшего карателей, убил его...Когда в городе начались аресты, Валя вместе с мамой и братом Виктором ушел к партизанам. Пионер, которому только-только исполнилось четырнадцать лет, сражался плечом к плечу со взрослыми, освобождая родную землю. На его счету - шесть вражеских эшелонов, взорванных на пути к фронту. Валя Котик был награжден орденом отечественной войны 1 степени, медалью «Партизану Отечественной войны» 2 степени.

    Валя Котик погиб как герой, и Родина посмертно удостоила его званием    Героя Советского Союза. Перед школой, в которой учился этот отважный пионер, поставлен ему памятник.

Зина Портнова.

https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2021/01/29/k_601442123e2f1/571819_5.jpeg

Война застала ленинградскую пионерку Зину Портнову в деревне Зуя, куда она приехала на каникулы, - это неподалеку от станции Оболь Витебской области. В Оболи была создана подпольная комсомольско-молодежная организация «Юные мстители», и Зину избрали членом ее комитета. Она участвовала в дерзких операциях против врага, в диверсиях, распространяла листовки, по заданию партизанского отряда вела разведку. [ 3,с. 49]

Стоял декабрь 1943 года. Зина возвращалась с задания. В деревне Мостище ее выдал предатель. Фашисты схватили юную партизанку, пытали. Ответом врагу было молчание Зины, ее презрение и ненависть, решимость бороться до конца. Во время одного из допросов, выбрав момент, Зина схватила со стола пистолет и в упор выстрела в гестаповца.

Вбежавший на выстрел офицер был также убит наповал. Зина пыталась бежать, но фашисты настигли ее...Отважная юная пионерка была зверски замучена, но до последней минуты оставалась стойкой, мужественной, несгибаемой. И Родина посмертно отметила ее подвиг высшим своим званием - званием Героя Советского Союза.

Леня Голиков.

https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2021/01/29/k_601442123e2f1/571819_3.jpeg

Рос в деревне Лукино, на берегу реки Поло, что впадает в легендарное Ильмень-озеро. Когда его родное село захватил враг, мальчик ушел к партизанам. [ 5,с. 44]

Не раз он ходил в разведку, приносил важные сведения в партизанский отряд. И летели под откос вражеские поезда, машины, рушились мосты, горели вражеские склады...

Был в его жизни бой, который Леня вел один на один с фашистским генералом. Граната, брошенная мальчиком, подбила машину. Из нее выбрался гитлеровец с портфелем в руках и, отстреливаясь, бросился бежать. Леня - за ним. Почти километр преследовал он врага и, наконец, убил его. В портфеле оказались очень важные документы. Штаб партизан немедленно переправил их самолетом в Москву.

Немало было еще боев в его недолгой жизни! И ни разу не дрогнул юный герой, сражавшийся плечом к плечу со взрослыми. Он погиб под селом Острая Лука зимой 1943 года, когда особенно лютовал враг, почувствовав, что горит под ногами у него земля, что не будет ему пощады...

2 апреля 1944 года был опубликован указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении пионеру-партизану Лене Голикову звания Героя Советского Союза.

Марат Казей

C:\Users\№1\Desktop\пионеры герои\1369405383_72.jpg

...Война обрушилась на белорусскую землю. В деревню, где жил Марат с мамой, ворвались фашисты. Осенью Марату уже не пришлось идти в школу в пятый класс. Школьное здание фашисты превратили в свою казарму. 
   За связь с партизанами была схвачена мама Марата, и вскоре мальчик узнал, что маму повесили в Минске. Гневом и ненавистью к врагу наполнилось сердце мальчика. Вместе с сестрой он ушел к партизанам. Он стал разведчиком в штабе партизанской бригады. Проникал во вражеские гарнизоны и доставлял командованию ценные сведения. Используя эти данные, партизаны разработали  операцию и разгромили фашистов в городе Дзержинске...
   Марат участвовал в боях и проявлял отвагу, бесстрашие, вместе с опытными подрывниками минировал железную дорогу.
   Марат погиб в бою. Сражался до последнего патрона, а когда у него осталась лишь одна граната, подпустил врагов поближе и взорвал их... и себя.
   За мужество и отвагу пионер Марат Казей был удостоен звания
 Героя Советского Союза. В городе Минске поставлен памятник юному герою

     Эти имена хорошо известны людям старшего поколения. Погибшим героям, кроме Лёни Голикова, было всего 13-14 лет. Десятки тысяч детей были награждены орденами и медалями за различные боевые заслуги.

Дети в блокадном Ленинграде

   Дети могут гордиться тем, что они отстояли Ленинград вместе со своими отцами, матерями, старшими братьями и сестрами.
Когда началась блокада, в Ленинграде, помимо взрослого населения, оставалось 400 тысяч детей.
Ленинградские дети и взрослые гибли от бомбёжек и артобстрелов, от холода и голода. 900 дней и ночей город на Неве был оторван от Большой земли — он находился в блокаде. На жителей обрушился жесточайший голод. Единственным продуктом питания был хлеб. Чёрный, наполовину из отрубей, иногда даже с примесью опилок, но и его не хватало. Суточная норма в декабре 1941 года составляла
250 граммов для рабочих, всем остальным — 125 граммов.

Детям в блокаду было намного хуже, чем взрослым. Как объяснить малышам, почему так страшно изменилась их жизнь?

Почему завывает сирена и надо бежать в бомбоубежище? Почему нет еды? Почему всесильные взрослые ничего не могут исправить?

Блокадные мальчики и девочки были достойными помощниками взрослым.

Они занимались расчисткой чердаков, тушили «зажигалки» и пожары, ухаживали за ранеными, выращивали овощи и картофель, работали на заводах и фабриках.

Сотни юных ленинградцев были награждены орденами, тысячи — медалями «За оборону Ленинграда».

У большинства блокадных детей родители умирали на их глазах. Эти ребята привыкли к артобстрелам, а вид умирающих на улицах людей был для них обычной картиной. Но все они мечтали о будущем, о будущем без войны.

Дети в тылу

В тылу страны нелёгким было детство,
Одежды не хватало и еды,
Страдали от войны все повсеместно,
Хватило детям горя и беды.

Война исковеркала судьбы не только оказавшихся на фронте детей, но и тех, кто был в тылу. Вместо беззаботного счастливого детства с веселыми играми и забавами маленькие дети по 10-12 часов работали на станках, помогая взрослым изготавливать оружие для победы над врагом.

Повсюду в тылу создавались производства, выпускающие оборонную продукцию.

«Ребятишки, плохо одетые, опухшие от голода, никогда не высыпавшиеся, они работали наравне со взрослыми. У меня, начальника цеха, сердце сжималось, когда видел их, греющихся у печки или прикорнувших у станка»

Так вспоминал ветеран военного завода в подмосковном Королеве В.Д.Ковальский.

Школьники как могли, поднимали фронтовикам боевой дух, вселяли веру в победу, одобряли добрым словом. Они выступали с концертами в госпитале, писали письма бойцам, собирали для них посылки, шили и вышивали кисеты для табака, вязали теплые варежки, носки, шарфы.

Довольно массовым явлением армейской жизни было «усыновление» мальчишек и девчонок военными госпиталями.

Медицинского персонала хронически не хватало: врачи и медсестры зачастую работали сутками без отдыха; и помощь детских рук здесь была востребована чрезвычайно. Детям по силам было обеспечивать быт раненых бойцов:

  • дежурить у их постелей,
  • делать перевязки,
  • кормить с ложечки,
  • да и хотя бы просто почитать свежие газеты и приходящие письма.

Дети хорошо справлялись с этой нелёгкой работой.

Дети, отправленные в глубокий тыл, продолжали учиться в школах. В школьных помещениях было так холодно, что в чернильницах замерзали чернила, ребятишки сидели на уроках в пальто и шапках. В школах ученикам выдавали по 50 граммов ржаного хлеба.

«Самым ярким воспоминаниям тех лет был хлебный запах», - вспоминал Анатолий Михайлов. Ему исполнилось семь лет, когда началась война и его отца взяли на фронт. Мать осталась с тремя детьми. «Время идти в школу, но я остался дома – не в чем было ходить: у нас на двоих с братом была одна пара обуви».

Военное детство близких людей

«У каждого из нас своя военная судьба, но подвиг общий - это подвиг всего нашего поколения. Мы - дети войны, детство которых закончилось 22 июня 1941 года», - говорят сейчас наши ветераны Великой Отечественной войны.

Мы новое поколение, не знающее войны, собираем по крупицам информацию о поколении наших предков, о поколении «детей войны». Живут рядом с нами пожилые, ничем с виду неприметные люди. Но когда начинаешь с ними беседовать, узнаешь много интересного. А война осталась в воспоминаниях этих людей с самой горькой стороны.

 Проходит время, все дальше и дальше, вглубь времен уходит Победа. Но память о ней нужна и нынешнему, и будущим поколениям,  как яркий пример беззаветного служения народа своему Отечеству, среди которого были наши отцы и матери, дедушки и бабушки, прадедушки и прабабушки, наши соседи. Помнить о защитниках Отечества хотя бы на их Малой Родине -  наш нравственный долг.

  Я родился в счастливое, мирное время, но я много слышал о войне, ведь горе и беда не обошли стороной моих близких.

Много времени прошло с тех пор, как отгремели последние залпы Великой Отечественной  войны. Мужество и героизм, стойкость и отвага были проявлены в этой ожесточённой борьбе. Память людская то и дело возвращается к теме войны. Внезапное начало войны поразило страну, не оставив ни одного равнодушного человека.

Я хочу рассказать про своего прадеда по линии отца  Тузова Василия Сергеевича,  который родился в 1917 году в городе Мичуринске.

C:\Users\User\Desktop\Шаг в будущее НПК\IMG-20250219-WA0003.jpg

 В 1941 году ушёл на фронт. Служил в составе 44-ой стрелковой бригады, получил звание младшего лейтенанта. Был командиром взвода разведки. За боевые заслуги имеет награды; орден «Красной Звезды», орден второй степени Великой Отечественной Войны, «Медаль за отвагу». В связи с 30-летием празднования Победы над фашисткой Германией получил медаль. В 1943 г получил ранение и вернулся в д.Тремино.

Те солдаты, которым посчастливилось вернуться домой живыми, в течение всей жизни помнили тот ужас.  Но при  воспоминаниях о войне, его глаза наполнялись слезами, лицо было полное скорби, он вспоминал о сослуживцах, не вернувшихся домой.

Василий Сергеевич всю свою трудовую жизнь провел в леспромхозе. Где бы, не трудился мой прадедушка, он всю работу выполнял добросовестно и вкладывал в нее  свою душу.  Мой прадедушка прожил долгую счастливую жизнь, вместе с моей прабабушкой Любовью Алексеевной воспитали девять детей.

Эта маленькие истории моих родственников – крупицы на брошенных страницах  Книги Памяти великой страны. Ведь из таких судеб складывается большая картина подвига солдата и тернистый путь к Победе. И эти  великие страницы книги будут читаемы и чтимы многими поколениями, т.к. произносимы устами Юности.

Я горжусь, что мой прадедушка внёс свой вклад в Победу в Великой Отечественной войне. Спасибо им – детям войны, за то, что они поделились с нами своими горестными воспоминаниями далекого военного детства.    Конечно, непросто вспоминать о пережитом, но нам, современным детям очень важно осмыслить уроки Великой Отечественной войны, получить тот бесценный героический опыт, который приобрёл народ в ходе тех ужасных лет. Только память народа связывает прошлое с будущим. Вспоминая события минувших лет, слушая свидетельства людей, переживших войну в детском возрасте, начинаешь осознавать меру добра и высокой нравственности, которая была присуща русским людям. Это олицетворение народного характера, мужества, выносливости, человечности и отзывчивости к чужому горю. Дети войны, как могли, приближали Победу

Заключение

Война и дети… Нет ничего страшнее, чем эти два слова, поставленные рядом. Потому что дети рождаются для жизни, а не для смерти. Война «украла» детство у тысяч мальчишек и девчонок. Дети жили в страхе и голоде. Они мечтали, чтобы скорее закончилась война. Они отдавали все силы, а порой и свою жизнь во имя победы! Дети не могли представить себе такой жизни, как наша. У ребят не было игрушек, компьютеров, сладостей, им некогда было отдыхать. Поэтому у мальчишек и девчонок не было детства, такого беззаботного и счастливого…

Не было детства у моего прадедушки и у моей прабабушки, у наших Василия Сергеевича и  Любови Алексеевны. Мы узнали в ходе этой работы много нового из жизни целого поколения. Нам захотелось окружить их ещё большей заботой и теплотой, которую они не получили в детстве. Ведь мы у них в долгу. Они подарили нам жизнь!

Мы – правнуки детей войны, тех, кто подарил нам мирное небо над головой, должны помнить и чтить память дорогих нам людей.

На сегодняшний день в живых остаётся всё меньше и меньше участников Великой Отечественной войны.

Мы считаем, что современным школьникам нужно больше знать о Великой Отечественной войне, о военном прошлом своих семей, никогда не забывать о том, какою ценой завоёвана Победа. Примером тому, является, как  юный патриот в Курской области Сережа Боев каждый день встречает и провожает  наших бойцов.

Заветной мечтой каждого из нас, любого ребёнка является мир на земле.

Но 9 мая 1945 года эти рано повзрослевшие дети были по - настоящему счастливы, потому что пришла Победа, которую они приближали своим трудом, страданиями и верой. Для них это был праздник единства с Великой страной, с Великим народом, одолевшим страшного врага

В ходе проекта была подтверждена гипотеза: дети военного времени, где бы они ни жили: в глубоком тылу, на оккупированных территориях были лишены детства в современном понимании этого слова.

Очень страшно становиться, если

Слышишь жуткое слово «война».

Над планетой, над целым миром

Тянет чёрные руки она.

Разве нужно кому – то,

Чтоб горели огнём города,

Чтобы дети прятались в страхе

И забыли про свет навсегда.

Я хочу, чтоб сияло солнце,

Но не только над нашей страной,

Чтобы дети на всей планете

Улыбались вместе со мной,

Чтобы утром они просыпались

И видели солнце в окне,

А не чёрный дым пожарищ,

Проползающий по земле.

Пусть во сне не приснится такое,

А приснится лишь мама моя

Или солнышко золотое,

День весенний, родные края!

Список литературы и источники в сети Интернет

  1. Дети и подростки-герои Великой Отечественной войны.
  2. «Война и дети» http://www.pomnivoinu.ru/home/tag/24/  
  3. Непридуманные рассказы о войне http://www.world-war.ru/category/deti-na-vojne/
  4. Я родом не из детства – из войны.  http://zmt001.ucoz.ru/index/spisok_detej_geroev_velikoj_otechestvennoj_vojny/0-17
  5. Подростки – герои Великой Отечественной войны   http://www.realisti.ru/main/strong_men?id=246
  6. http://www.rg.ru/2013/06/20/blokada.html
  7. http://www.liveinternet.ru    
  8.  Дети блокадного Ленинграда. 
  9. Труженики тыла Великой Отечественной войны
  10. http://fb.ru/article/146093/trujeniki-tyila-trujeniki-tyila-velikoy-otechestvennoyvoynyi
  11. http://www.blokadamus.ru/cgi-bin/blokadamus.cgi
  12. «Детство военное, трудное, в памяти ты навсегда»
  13. http://пильна-музей.рф/novosti/2019-04-24/detstvo-voennoe-trudnoe-v-pamyati-ty-navsegda
  14. Большая книга для чтения «Победа будет за нами» Стихи и рассказы о Великой Отечественной войне. Москва, «Оникс», 2010.
  15. Серия книг «Пионеры-герои», Москва: Малыш, 1980.
  16. Сухачев М. Дети блокады: – М.: Детская литература, 2013.


Поделиться:

Рисуем "Осенний дождь"

Лавовая лампа

Швейня

Валентин Берестов. Аист и соловей

Человек несгибаем. В.А. Сухомлинский