Научно-практическая конференция "Шаг в будущее". Тема проекта: "Дети и участники Великой Отечетственной войны ", посвящена празднованию 80-летию Великой Отечественное войны. Выполнил ученик 4класса МКОУ Новотрёминской СОШ Ханаев Ярослав Руководитель: Немкова А.А. учитель немецкого языка
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 323 КБ |
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Новотрёминская общеобразовательная школа
Тайшетского района Иркутской области
Научно-практическая конференция
«Шаг в будущее»
секция «Филология»
Тема: «Дети и участники Великой Отечественной войны!»
Выполнил ученик 4класса
МКОУ Новотрёминской СОШ
Ханаев Ярослав
Руководитель: Немкова А.А.
учитель немецкого языка
п. Новотрёмино, 2025
Кто не знает о тяготах войны,
тот никогда не оценит
в какое замечательное время он живёт.
Введение
Актуальность выбранной темы. Самый светлый праздник на Земле тот, который дал нам свободу, мир - это День Победы.
Празднование 80-летия Великой отечественной войны - всенародный праздник, дань памяти всем, кто страну заслонил собой. Уходят из жизни ветераны, которые пережили тяжелейшие годы нашей страны. Вместе с ними уходят и бесценные реликвии: документы, фотографии, письма. Существует угроза утраты исторической памяти о великом подвиге защитников нашей Родины. Великая Отечественная война – для нас история. Но ее должен знать каждый уважающий себя человек, потому что это история нашей Родины, наших родных и близких. И мы захотели узнать, коснулась ли она наших семей? Мы обратились за помощью к своим родителям, бабушкам и дедушкам.
Актуальность исследования: Почему нужно помнить о Великой Отечественной войне?
В каждом городе, поселке, в каждой семье есть свои герои, которые прославили нашу Родину. Не только взрослые, но и мальчишки и девчонки на своих неокрепших плечах вынесли все тяготы тяжёлого военного и послевоенного времени.
Что мы знаем о том, как жилось «Детям Великой Отечественной войны» в то далекое, страшное время?
Понять и оценить настоящее, можно только сравнив его с прошлым. С каждым годом всё дальше и дальше вглубь истории уходят события Великой Отечественной войны, а память вновь и вновь возвращает нас к грозным событиям 1941г.
Сравнивая нашу жизнь с жизнью детей военной поры, мы хотим показать, что война – это страшное зло, прошедшее не только по жизням взрослых, но и лишившее детства самых маленьких жителей страны.
О чем мечтали дети, которых война лишила всего? К чему в те далекие сороковые стремились наши сверстники и кем хотели стать?
Они, также, как и мы, учились в школе, посещали разные кружки, пели, танцевали. Дети любили жизнь. Ребята еще не знали, какое испытание их ждет впереди. Дети волей войны оказались в пекле страданий и невзгод и осилили, вынесли то, что, казалось бы, и взрослому преодолеть не всегда под силу.
Война отбирает у мальчиков и девочек детство – настоящее, солнечное, с книгами и тетрадями, играми и праздниками.
Сейчас где-то тоже рвутся бомбы, свистят пули, рассыпаются от снарядов на крошки дома и горят детские кроватки. Как сохранить планету людей, чтобы детство было мирным?
Вот поэтому мы и хотим поговорить о детях Великой Отечественной войны, рассказать о своих исследованиях в этой области. Хотелось больше узнать о военном времени, о людях, внесших свой бесценный вклад в Победу над фашизмом. О людях, которые живут рядом с нами, об их судьбах, о жизни в довоенные и военные годы.
Цель исследования: Доказать на примере жизни детей, переживших войну, что наши военные сверстники так и не узнали настоящего детства, что страшнее слова война нет ничего на свете.
Хотим сравнить наше детство с детством наших бабушек, прабабушек и дедушек, прадедушек.
Гипотеза работы: жизнь детей в годы войны была очень тяжелой. Даже спустя десятилетия людям больно вспоминать об этом.
Задачи:
Объект исследования: События Великой Отечественной войны и послевоенного времени.
Предмет исследования: Условия жизни детей в годы Великой Отечественной войны и в послевоенное время.
Хронологические рамки: период Отечественной войны и послевоенное время с 1941 по 1950 годы.
Основная часть
«Мы родом из войны, когда легче было умереть, чем выжить»,- говорят люди, чьё детство пришлось на тяжелые военные годы.
Только задумайтесь…
По известной статистике Великая Отечественная война унесла около 27 млн. жизней граждан Советского Союза. Из них около 10 млн. – солдаты, остальные – старики, женщины, дети. Но статистика молчит о том, сколько детей погибло в годы Великой Отечественной войны. Таких данных просто нет. Война искалечила тысячи детских судеб, отняла светлое и радостное детство.
Дети на войне. На первый взгляд в этих словах есть что-то несовместимое.
Они уже седые, эти мальчишки и девчонки, выросшие и уцелевшие в военное лихолетье Великой Отечественной. И послевоенная пора была у них суровой, а подчас и жестокой.
Из осколков памяти мы увидим другую войну, войну которую видел маленький человек.
Мы сегодня расскажем, как жили:
Жизнь на оккупированной территории
Можно спросить:
Многое! Вслушайтесь в воспоминания детей войны:
«Было мирное время.
Мы бегали, играли и не было у нас забот.
Папа был рядом.
Мама была рядом.
У нас было веселое детство.
И мы не знали, что нас ждет…
Война! 22 июня 1941года»
У целого поколения, рождённого с 1928 по 1945 год, украли детство. Детей воспитала война. Дети войны, чьи детские судьбы пересеклись с войной напрямую. Многие из них были настоящими героями. Дети, попавшие на фронт, или воевавшие в партизанских отрядах. Таких мальчишек-подростков называли «сыновьями полков». Они воевали наравне со взрослыми воинами и даже совершали подвиги. Маленькие герои большой войны. Они сражались рядом со старшими. Сражались повсюду. Пионерами-героями названы 56 человек. Среди них высшего звания Героя Советского Союза были посмертно удостоены четверо:
Валя Котик.
Он родился 11 февраля 1930 года в селе Хмелевка Шепетовского района Хмельницкой области. Учился в школе №4 города Шепетовки, был признанным вожаком пионеров, своих ровесников. [ 8,с. 37]
Когда в Шепетовку ворвались фашисты, Валя Котик вместе с друзьями решил бороться с врагом. Ребята собрали на месте боев оружие, которое потом партизаны на возу с сеном переправили в отряд.
Присмотревшись к мальчику, коммунисты доверили Вале быть связным и разведчиком в своей подпольной организации. Он узнавал расположение вражеских постов, порядок смены караула.
Фашисты наметили карательную операцию против партизан, а Валя, выследив гитлеровского офицера, возглавлявшего карателей, убил его...Когда в городе начались аресты, Валя вместе с мамой и братом Виктором ушел к партизанам. Пионер, которому только-только исполнилось четырнадцать лет, сражался плечом к плечу со взрослыми, освобождая родную землю. На его счету - шесть вражеских эшелонов, взорванных на пути к фронту. Валя Котик был награжден орденом отечественной войны 1 степени, медалью «Партизану Отечественной войны» 2 степени.
Валя Котик погиб как герой, и Родина посмертно удостоила его званием Героя Советского Союза. Перед школой, в которой учился этот отважный пионер, поставлен ему памятник.
Зина Портнова.
Война застала ленинградскую пионерку Зину Портнову в деревне Зуя, куда она приехала на каникулы, - это неподалеку от станции Оболь Витебской области. В Оболи была создана подпольная комсомольско-молодежная организация «Юные мстители», и Зину избрали членом ее комитета. Она участвовала в дерзких операциях против врага, в диверсиях, распространяла листовки, по заданию партизанского отряда вела разведку. [ 3,с. 49]
Стоял декабрь 1943 года. Зина возвращалась с задания. В деревне Мостище ее выдал предатель. Фашисты схватили юную партизанку, пытали. Ответом врагу было молчание Зины, ее презрение и ненависть, решимость бороться до конца. Во время одного из допросов, выбрав момент, Зина схватила со стола пистолет и в упор выстрела в гестаповца.
Вбежавший на выстрел офицер был также убит наповал. Зина пыталась бежать, но фашисты настигли ее...Отважная юная пионерка была зверски замучена, но до последней минуты оставалась стойкой, мужественной, несгибаемой. И Родина посмертно отметила ее подвиг высшим своим званием - званием Героя Советского Союза.
Леня Голиков.
Рос в деревне Лукино, на берегу реки Поло, что впадает в легендарное Ильмень-озеро. Когда его родное село захватил враг, мальчик ушел к партизанам. [ 5,с. 44]
Не раз он ходил в разведку, приносил важные сведения в партизанский отряд. И летели под откос вражеские поезда, машины, рушились мосты, горели вражеские склады...
Был в его жизни бой, который Леня вел один на один с фашистским генералом. Граната, брошенная мальчиком, подбила машину. Из нее выбрался гитлеровец с портфелем в руках и, отстреливаясь, бросился бежать. Леня - за ним. Почти километр преследовал он врага и, наконец, убил его. В портфеле оказались очень важные документы. Штаб партизан немедленно переправил их самолетом в Москву.
Немало было еще боев в его недолгой жизни! И ни разу не дрогнул юный герой, сражавшийся плечом к плечу со взрослыми. Он погиб под селом Острая Лука зимой 1943 года, когда особенно лютовал враг, почувствовав, что горит под ногами у него земля, что не будет ему пощады...
2 апреля 1944 года был опубликован указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении пионеру-партизану Лене Голикову звания Героя Советского Союза.
Марат Казей
...Война обрушилась на белорусскую землю. В деревню, где жил Марат с мамой, ворвались фашисты. Осенью Марату уже не пришлось идти в школу в пятый класс. Школьное здание фашисты превратили в свою казарму.
За связь с партизанами была схвачена мама Марата, и вскоре мальчик узнал, что маму повесили в Минске. Гневом и ненавистью к врагу наполнилось сердце мальчика. Вместе с сестрой он ушел к партизанам. Он стал разведчиком в штабе партизанской бригады. Проникал во вражеские гарнизоны и доставлял командованию ценные сведения. Используя эти данные, партизаны разработали операцию и разгромили фашистов в городе Дзержинске...
Марат участвовал в боях и проявлял отвагу, бесстрашие, вместе с опытными подрывниками минировал железную дорогу.
Марат погиб в бою. Сражался до последнего патрона, а когда у него осталась лишь одна граната, подпустил врагов поближе и взорвал их... и себя.
За мужество и отвагу пионер Марат Казей был удостоен звания Героя Советского Союза. В городе Минске поставлен памятник юному герою
Эти имена хорошо известны людям старшего поколения. Погибшим героям, кроме Лёни Голикова, было всего 13-14 лет. Десятки тысяч детей были награждены орденами и медалями за различные боевые заслуги.
Дети в блокадном Ленинграде
Дети могут гордиться тем, что они отстояли Ленинград вместе со своими отцами, матерями, старшими братьями и сестрами.
Когда началась блокада, в Ленинграде, помимо взрослого населения, оставалось 400 тысяч детей.
Ленинградские дети и взрослые гибли от бомбёжек и артобстрелов, от холода и голода. 900 дней и ночей город на Неве был оторван от Большой земли — он находился в блокаде. На жителей обрушился жесточайший голод. Единственным продуктом питания был хлеб. Чёрный, наполовину из отрубей, иногда даже с примесью опилок, но и его не хватало. Суточная норма в декабре 1941 года составляла 250 граммов для рабочих, всем остальным — 125 граммов.
Детям в блокаду было намного хуже, чем взрослым. Как объяснить малышам, почему так страшно изменилась их жизнь?
Почему завывает сирена и надо бежать в бомбоубежище? Почему нет еды? Почему всесильные взрослые ничего не могут исправить?
Блокадные мальчики и девочки были достойными помощниками взрослым.
Они занимались расчисткой чердаков, тушили «зажигалки» и пожары, ухаживали за ранеными, выращивали овощи и картофель, работали на заводах и фабриках.
Сотни юных ленинградцев были награждены орденами, тысячи — медалями «За оборону Ленинграда».
У большинства блокадных детей родители умирали на их глазах. Эти ребята привыкли к артобстрелам, а вид умирающих на улицах людей был для них обычной картиной. Но все они мечтали о будущем, о будущем без войны.
Дети в тылу
В тылу страны нелёгким было детство,
Одежды не хватало и еды,
Страдали от войны все повсеместно,
Хватило детям горя и беды.
Война исковеркала судьбы не только оказавшихся на фронте детей, но и тех, кто был в тылу. Вместо беззаботного счастливого детства с веселыми играми и забавами маленькие дети по 10-12 часов работали на станках, помогая взрослым изготавливать оружие для победы над врагом.
Повсюду в тылу создавались производства, выпускающие оборонную продукцию.
«Ребятишки, плохо одетые, опухшие от голода, никогда не высыпавшиеся, они работали наравне со взрослыми. У меня, начальника цеха, сердце сжималось, когда видел их, греющихся у печки или прикорнувших у станка»
Так вспоминал ветеран военного завода в подмосковном Королеве В.Д.Ковальский.
Школьники как могли, поднимали фронтовикам боевой дух, вселяли веру в победу, одобряли добрым словом. Они выступали с концертами в госпитале, писали письма бойцам, собирали для них посылки, шили и вышивали кисеты для табака, вязали теплые варежки, носки, шарфы.
Довольно массовым явлением армейской жизни было «усыновление» мальчишек и девчонок военными госпиталями.
Медицинского персонала хронически не хватало: врачи и медсестры зачастую работали сутками без отдыха; и помощь детских рук здесь была востребована чрезвычайно. Детям по силам было обеспечивать быт раненых бойцов:
Дети хорошо справлялись с этой нелёгкой работой.
Дети, отправленные в глубокий тыл, продолжали учиться в школах. В школьных помещениях было так холодно, что в чернильницах замерзали чернила, ребятишки сидели на уроках в пальто и шапках. В школах ученикам выдавали по 50 граммов ржаного хлеба.
«Самым ярким воспоминаниям тех лет был хлебный запах», - вспоминал Анатолий Михайлов. Ему исполнилось семь лет, когда началась война и его отца взяли на фронт. Мать осталась с тремя детьми. «Время идти в школу, но я остался дома – не в чем было ходить: у нас на двоих с братом была одна пара обуви».
Военное детство близких людей
«У каждого из нас своя военная судьба, но подвиг общий - это подвиг всего нашего поколения. Мы - дети войны, детство которых закончилось 22 июня 1941 года», - говорят сейчас наши ветераны Великой Отечественной войны.
Мы новое поколение, не знающее войны, собираем по крупицам информацию о поколении наших предков, о поколении «детей войны». Живут рядом с нами пожилые, ничем с виду неприметные люди. Но когда начинаешь с ними беседовать, узнаешь много интересного. А война осталась в воспоминаниях этих людей с самой горькой стороны.
Проходит время, все дальше и дальше, вглубь времен уходит Победа. Но память о ней нужна и нынешнему, и будущим поколениям, как яркий пример беззаветного служения народа своему Отечеству, среди которого были наши отцы и матери, дедушки и бабушки, прадедушки и прабабушки, наши соседи. Помнить о защитниках Отечества хотя бы на их Малой Родине - наш нравственный долг.
Я родился в счастливое, мирное время, но я много слышал о войне, ведь горе и беда не обошли стороной моих близких.
Много времени прошло с тех пор, как отгремели последние залпы Великой Отечественной войны. Мужество и героизм, стойкость и отвага были проявлены в этой ожесточённой борьбе. Память людская то и дело возвращается к теме войны. Внезапное начало войны поразило страну, не оставив ни одного равнодушного человека.
Я хочу рассказать про своего прадеда по линии отца Тузова Василия Сергеевича, который родился в 1917 году в городе Мичуринске.
В 1941 году ушёл на фронт. Служил в составе 44-ой стрелковой бригады, получил звание младшего лейтенанта. Был командиром взвода разведки. За боевые заслуги имеет награды; орден «Красной Звезды», орден второй степени Великой Отечественной Войны, «Медаль за отвагу». В связи с 30-летием празднования Победы над фашисткой Германией получил медаль. В 1943 г получил ранение и вернулся в д.Тремино.
Те солдаты, которым посчастливилось вернуться домой живыми, в течение всей жизни помнили тот ужас. Но при воспоминаниях о войне, его глаза наполнялись слезами, лицо было полное скорби, он вспоминал о сослуживцах, не вернувшихся домой.
Василий Сергеевич всю свою трудовую жизнь провел в леспромхозе. Где бы, не трудился мой прадедушка, он всю работу выполнял добросовестно и вкладывал в нее свою душу. Мой прадедушка прожил долгую счастливую жизнь, вместе с моей прабабушкой Любовью Алексеевной воспитали девять детей.
Эта маленькие истории моих родственников – крупицы на брошенных страницах Книги Памяти великой страны. Ведь из таких судеб складывается большая картина подвига солдата и тернистый путь к Победе. И эти великие страницы книги будут читаемы и чтимы многими поколениями, т.к. произносимы устами Юности.
Я горжусь, что мой прадедушка внёс свой вклад в Победу в Великой Отечественной войне. Спасибо им – детям войны, за то, что они поделились с нами своими горестными воспоминаниями далекого военного детства. Конечно, непросто вспоминать о пережитом, но нам, современным детям очень важно осмыслить уроки Великой Отечественной войны, получить тот бесценный героический опыт, который приобрёл народ в ходе тех ужасных лет. Только память народа связывает прошлое с будущим. Вспоминая события минувших лет, слушая свидетельства людей, переживших войну в детском возрасте, начинаешь осознавать меру добра и высокой нравственности, которая была присуща русским людям. Это олицетворение народного характера, мужества, выносливости, человечности и отзывчивости к чужому горю. Дети войны, как могли, приближали Победу
Заключение
Война и дети… Нет ничего страшнее, чем эти два слова, поставленные рядом. Потому что дети рождаются для жизни, а не для смерти. Война «украла» детство у тысяч мальчишек и девчонок. Дети жили в страхе и голоде. Они мечтали, чтобы скорее закончилась война. Они отдавали все силы, а порой и свою жизнь во имя победы! Дети не могли представить себе такой жизни, как наша. У ребят не было игрушек, компьютеров, сладостей, им некогда было отдыхать. Поэтому у мальчишек и девчонок не было детства, такого беззаботного и счастливого…
Не было детства у моего прадедушки и у моей прабабушки, у наших Василия Сергеевича и Любови Алексеевны. Мы узнали в ходе этой работы много нового из жизни целого поколения. Нам захотелось окружить их ещё большей заботой и теплотой, которую они не получили в детстве. Ведь мы у них в долгу. Они подарили нам жизнь!
Мы – правнуки детей войны, тех, кто подарил нам мирное небо над головой, должны помнить и чтить память дорогих нам людей.
На сегодняшний день в живых остаётся всё меньше и меньше участников Великой Отечественной войны.
Мы считаем, что современным школьникам нужно больше знать о Великой Отечественной войне, о военном прошлом своих семей, никогда не забывать о том, какою ценой завоёвана Победа. Примером тому, является, как юный патриот в Курской области Сережа Боев каждый день встречает и провожает наших бойцов.
Заветной мечтой каждого из нас, любого ребёнка является мир на земле.
Но 9 мая 1945 года эти рано повзрослевшие дети были по - настоящему счастливы, потому что пришла Победа, которую они приближали своим трудом, страданиями и верой. Для них это был праздник единства с Великой страной, с Великим народом, одолевшим страшного врага
В ходе проекта была подтверждена гипотеза: дети военного времени, где бы они ни жили: в глубоком тылу, на оккупированных территориях были лишены детства в современном понимании этого слова.
Очень страшно становиться, если
Слышишь жуткое слово «война».
Над планетой, над целым миром
Тянет чёрные руки она.
Разве нужно кому – то,
Чтоб горели огнём города,
Чтобы дети прятались в страхе
И забыли про свет навсегда.
Я хочу, чтоб сияло солнце,
Но не только над нашей страной,
Чтобы дети на всей планете
Улыбались вместе со мной,
Чтобы утром они просыпались
И видели солнце в окне,
А не чёрный дым пожарищ,
Проползающий по земле.
Пусть во сне не приснится такое,
А приснится лишь мама моя
Или солнышко золотое,
День весенний, родные края!
Список литературы и источники в сети Интернет
Астрономический календарь. Октябрь, 2018
Прекрасное далёко
За еду птицы готовы собирать мусор
Три загадки Солнца
Рисуем подснежники гуашью