• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Исследование изменения состояния почвы под действием полива грунтовыми водами

Опубликовано Лисюра Татьяна Николаевна вкл 11.03.2025 - 0:06
Лисюра Татьяна Николаевна
Автор: 
Самохина Виктория

Исследование изменения состава почвы под действием полива грунтовыми водами

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_samohina_9n.docx420.23 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гвардейская школа-гимназия №2»

Симферопольского района Республики Крым

(МБОУ «Гвардейская школа-гимназия №2»)

Республиканская научно-практическая конференция учащихся «Проблемы охраны окружающей среды»

Номинация: «Агроэкология и экологическая химия»

ПРОЕКТ

«Исследование изменения состояния почвы под действием полива грунтовыми водами, использование соленых камней в качестве дренажа как борьбы с засолением почвы»

Выполнила:Самохина Виктория Александровна

Учащаяся 9Н класса

Руководитель: Лисюра Т.Н.

 

п. Гвардейское

2025 г.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ        4

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ        5

1. Засоленность почвы        5

1.1.1 Что такое засоленность почвы        5

1.1.2. Причины засоления почвы        6

1.1.3. Последствия сильной засоленности        7

1.2.Способы очищения почвы        8

1.2.1.Гипсование почвы        8

1.2.2.Промывка почвы        9

2.ПРАКТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ        10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ        13

СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ        14

ПРИЛОЖЕНИЯ        15

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность: Я живу на полуострове Крым, окруженном морями, что порой негативно влияет на почву. Одна из проблем - высокая соленость почвы, из-за этого растения могут хуже расти. В своем проекте я попытаюсь очистить почву от лишней соли и тем самым попытаюсь повысить урожай

Цель работы: Очистить небольшое количество земли от лишней соли

Задачи:

  1. Изучить влияние солености почвы.
  2. Найти способы очищения почвы.
  3. Очистить почву.
  4. Убедиться в том, что соленость влияет на плодородие.

Гипотеза: я думаю, соленость почвы влияет на ее плодородие.  

Объект исследования: почва

Практическая значимость: для разведения сельского хозяйства нужно знать подходящую информацию и иметь наглядный пример.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

1. Засоленность почвы

1.1.1 Что такое засоленность почвы

 Засоление почвы — процесс накопления в почвенном профиле легкорастворимых солей, который не компенсируется их выносом. В результате засоления формируются солевые горизонты и солевой профиль почвы. 

Засоление может быть первичным (природным) и вторичным: 

 Первичное - связано с наличием разнообразных источников солей, их аккумуляцией и последующей миграцией в ландшафтах. 

 Вторичное - следствие ошибок человека при использовании водных и земельных ресурсов. Создаются условия для усиленного испарения солоноватых грунтовых вод, приводящее к засолению почв и потере ими плодородия

 Засоление почвы сильно истощает её. Соли меняют химические и физические свойства грунта и ускоряют минерализацию гумуса, связывают влагу. В результате растения не получают достаточное количество воды, ухудшается клеточное дыхание, замедляется синтез сахаров. Нарушается круговорот элементов, и это угнетает жизнедеятельность не только растений, но и всех организмов. 

1.1.2. Причины засоления почвы

 Засоление почв происходит при задержании растворимых солей в земле. Это происходит либо естественным образом, либо в результате неправильной антропогенной деятельности, в частности агротехники. Кроме того, некоторые земли изначально засолены из-за слабого растворения и выноса солей.

  • чрезмерное внесение минеральных удобрений. Все удобрения – это растворимые соли. Если при их внесении человек следует инструкции и не превышает рекомендуемую дозу, то все полезные вещества усваиваются растениями и идут на формирование урожая. Если же внести чрезмерно высокую дозу, то растение сможет усвоить только часть удобрения. Остаток же останется в почве и приведет к тому, что концентрация соли в почвенном растворе увеличится – начнется засоление почвы.
  • Частый поверхностный полив приводит к тому, что вода быстро испаряется с поверхности грунта, а соли остаются в пахотном слое, постепенно снижая его урожайность. К засолению почвы приводит и неумеренное орошение. В этом случае поливная вода соединяется с грунтовыми водами, притягивая по капиллярам к поверхности почвы их соли. В результате концентрация солей в верхнем слое увеличивается.

1.1.3. Последствия сильной засоленности

  • Нарушение водообмена растения
  • Риск отравленности растения
  • Нарушение азотного обмена
  • Замедление синтеза белков
  • Замедление роста и плодотворности растений
  • Уничтожение вредителей и полезных микроорганизмов
  • Многие соли могут отравить и убить растение

1.2.Способы очищения почвы

1.2.1.Гипсование почвы

 Одним из самых действенных и легких способов понижения уровня солености почвы можно считать гипсование почвы. Для проведения процедуры надо подготовить гипс с учетом 200г на 1м2 и равномерно распределить по рыхлой почве. Гипс впитает лишнюю соль.

 Необходимо помнить, что гипс немного подкисляет почву в отличие от доломитовой муки и других известковых удобрений, поэтому на кислых почвах гипсование лучше всего совместить с известкованием. Необходимо смешать двести грамм доломитовой муки, мела, извести или золы и двести грамм гипса и таким образом внести в почву. Таким образом, мы скомпенсируем небольшое подкисление почвы.

1.2.2.Промывка почвы

 Рассмотрим другой способ очистки почвы.

На 1 кв. метр засоленного участка выливают до 150 л воды. Процедуру лучше проводить в конце лета или осенью. Для промывания используют дождевую воду с низкой минерализацией, отстоявшуюся воду на протяжении 2–3 дней или воду, которая была пропущена через фильтр очистки. Лишняя соль выходит вместе с водой

2.ПРАКТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

Для практической части я решила провести 2 эксперимента: в 1 я проверю, влияет ли соленость почвы на растение, во втором я рассмотрю два способа промывки почвы и узнаю самый действенный.

Рассмотрим первый эксперимент. Для него я взяла почву, не содержащую никаких стимуляторов роста и специально внесенных витамин и удобрений, семена редиса и салата, соляные камни, дождевую и подсоленную воды, 8 прозрачных стаканов, для того чтобы было лучше видно соляной дренаж и развитие редиса.

В первые 4 стакана я насыпала на дно небольшое количество соляных камней (примерно 3-4 см) и оставшееся место насыпала землю. Остальные 4 стакана я заполнила только землей.

Для редиса и салата будут даны 4 условия жизни:

  1. Есть соляной дренаж + полив дождевой водой;
  2. Есть соляной дренаж + полив подсоленной водой;
  3. Нет дренажа, полив дождевой водой;
  4. Нет дренажа, полив подсоленной водой;

29 октября я посадила редис и салат, и начала наблюдения.

Приложение1

31 октября у меня начали всходить ростки редиса во всех 4 стаканах.

3 ноября у меня взошли семена салата.

С момента высадки семян я поливала растения и ухаживала за ними по установленной системе:

  • 1 стакан - соленая вода (есть дренаж);
  • 2 стакан - дождевая вода (нет дренажа);
  • 3 стакан - соленая вода (нет дренажа);
  • 4 стакан – дождевая вода (есть дренаж)

В ходе эксперимента  было замечено, что растения, в которых есть соляной дренаж или полив соленой водой начали гибнуть.

Приложение 2

Первыми погибли растения в стаканах под номером 1, далее под номером 3, растения в стакане 4 завяли, а в стакане 2 продолжают расти.

Для того, чтобы проверить соленость земли я взяла пробы почвы и сделала анализ ES и PH в лаборатории.

Для начала я ознакомилась с техникой безопасности и надела белый халат. Под наблюдением лаборанта я начала анализ на ES.

  1. Пересыпала подписанные пробы почвы на подписанные чашки петри

Приложение 3

2)Отмерили нужное количество почвы в мерный стакан и залили дистиллированной водой по отмеренный уровень.

3)Взболтали на шейкере до однородной жидкости

Приложение 4

4) Измерили ES на кондуктометре и записали результат

Приложение 5

Далее измерили PH-метром

Приложение 6

Рассмотрим результаты:

Приложение 7

Приложение 8

1 стакан- ES: 20 мСм/см; PH: 7,74 моль/л;

2 стакан- ES: 9,6 мСм/см; PH: 7,42 моль/л;

3 стакан- ES: 9,8 мСм/см; PH: 7,61 моль/л;

4 стакан- ES: 16 мСм/см; PH: 8 моль/л.

Рассмотрим второй эксперимент.  В нем я выявлю самый действенный из двух способов очистки земли от лишней соли.

Для первого нам понадобится: соленая почва, дождевая или фильтрованная вода. Так как я буду очищать небольшое количество земли, то я проводила очистку в емкости. Чтобы очистить землю нужно попустить через нее большое количество чистой воды, в которую растворятся лишние растворимые соли и выйдут через отверстие для воды.

Данный способ показал, что в почве после промывки содержится : 1,4 мСм/см. Для второго нам понадобится: соленая почва, гипс. Действия опять будут проходить в небольшой емкости. Для очистки нужно равномерно внести в землю гипс или известняк. В них впитается лишняя соль, она останется в почве, но не будет нести ей вред.

Данный способ показал, что соленость почвы:2.0 мСм/см.

Подытожим эксперименты тем, что самый действенный способ - это фильтрование дождевой водой.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе работы я справилась со всеми поставленными задачами, проверила и подтвердила гипотезу о том, что соленость почвы влияет на ее плодородие, выявила самый действенный из рассмотренных способ очищения почвы от лишней соли. Узнала много интересной и новой информации и справилась со всеми возникшими трудностями.

СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ

https://bigenc.ru/c/gipsovanie-pochv-192436

https://ru.wikipedia.org/wiki/Гипсование_почв

https://proza.ru/2013/02/07/312

https://www.ogorod.ru/ru/now/soil/18532/Zasolennaya-pochva-kak-opredelit-i-    borotsya.htm

https://blog.rostselmash.com/pochva/zasolenie-vidy-problemy-resheniya/

https://direct.farm/

https://ecoportal.info/

http://cawater-info.net/bk/4-2-1-10.htm 

  https://www.baioni.it/ru/промывка-загрязненных-почв/

https://azovsky.ru/interesnoe-o-kryme/klimat-kryma/

А.И.Тищенко, А.В.Касаткин  «Минералы и минеральные комплексы Крыма»

А.А. Плешаков «От земли до неба»

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1.

аа.jpg

Приложение 2

уу.jpg

Приложение3

ииу.jpg

Приложение 4

иииу.jpg 

Приложение 5

ее.jpg

Приложение 6

юю.jpg


Поделиться:

Сказочные цветы за 15 минут

Рисуем одуванчики гуашью (картина за 3 минуты)

Учимся ткать миленький коврик

Чайковский П.И. "Детский альбом"

Человек несгибаем. В.А. Сухомлинский