• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Практико-ориентированный проект "Буклук как средство мотивации читательской деятельности школьников

Опубликовано Никитенко Ирина Александровна вкл 25.03.2025 - 14:41
Никитенко Ирина Александровна
Автор: 
Калугина Маргарита, ученица 7 класса МБОУ "Тамбовская СОШ"

Проектная работа была представлена на муниципальной науно-практической конференции "День науки и творчества 2025"

Презентация содержит цели, задачи и этапы проекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst_proekta.docx104.84 КБ
Файл bukluk_kak_sredstvo_motivatsii_chd.pptx790.43 КБ

Предварительный просмотр:

Научно-практическая конференция

«День науки и творчества»

Практико-ориентированный проект

Тема:

Буклук как средство мотивации читательской деятельности школьников

Область

Филология

Литература

Автор:

Калугина Маргарита, ученица 7 класса

МБОУ «Тамбовская СОШ»

Руководитель:

Никитенко И. А., учитель русского языка и литературы

2025 г.

Оглавление

Введение        3

Основная часть        5

1. Определение буклука        5

2. Функции буклука        6

3. Результаты анкетирования        8

4. Создание композиции        9

5. Этапы создания буклука        11

6. Практическое воплощение        13

Заключение        14

Использованные источники        15

Приложение № 1        16

Приложение № 2        17

Приложение № 3        19

Приложение № 4        20


Введение

Читайте! Пусть не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хотя бы одной страницы из новой книги.

 К. Г. Паустовский

Чтение – это процесс работы с текстом для извлечения информации. Это основа всей учебной деятельности школьников. От того, насколько осмысленно и быстро ученик читает, зависит его успех в освоении школьной программы, а также интеллектуальное и нравственное развитие. Современные требования таковы, что остро стоит вопрос читательской грамотности обучающихся. Школьникам необходимо владеть навыками чтения на высоком уровне.

Но проблема значительно шире и состоит в общем спаде мотивации к чтению. Согласно анализу социологических исследований, проведённых Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ), у населения, с одной стороны, сохраняется интерес к чтению и литературе в целом, с другой стороны, отмечается, что традиционная книжная культура вытесняется средствами массовой коммуникации, телевидением и Интернетом. Существенно изменяются качество и уровень чтения. Есть мнение, что современная ситуация характеризуется как системный кризис читательской культуры, когда взрослые и дети подошли к критическому пределу пренебрежения чтением. Вопрос поднят на государственном уровне. Как сказано в документе «Национальная программа поддержки и развития чтения», «такое положение сопряжено с большим социальным риском, поскольку чтение представляет собой важнейший способ освоения жизненно значимой информации, без него немыслима интеграция личности в многонациональную и многослойную российскую культуру, понимаемую как весь комплекс духовных, материальных, интеллектуальных и эмоциональных черт; образа жизни; основных прав человека; систем мировоззрения, то есть ценностей, норм, традиций, образования, характеризующих общество».

Так, в 2017 году была утверждена Концепция Национальной программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации. В ней сказано, что «приобщение детей к чтению и к письменной культуре есть необходимое условие формирования нового поколения российских граждан, которым предстоит на высоком интеллектуальном уровне ответить на вызовы современности, обеспечить устойчивое развитие страны в ситуации усиливающейся глобальной конкуренции в экономике, политике, образовании, науке, искусстве и в других сферах».

Таким образом, требования современности таковы, что быть грамотным,  культурным и социально активным без способности к чтению нельзя. В связи с этим огромное значение приобретает проблема мотивации к чтению. Как никогда важен поиск способов стимулирования читательского интереса школьников. В русле означенной проблематики актуальность данной проектной работы неоспорима.

Никакие гаджеты не смогут заменить живое и увлекательное общение с книгой. Только чтение способствует развитию речи, пополняет словарный запас и расширяет кругозор, учит анализировать, размышлять, строить рассуждения и фантазировать. Кроме того, общение с книгой – это прекрасная возможность для самовыражения через творчество. Следовательно, стоит искать разные пути и средства мотивации читательской деятельности школьников. В связи с этим тема моей работы востребована, актуальна и обладает новизной подхода.

 Цель моего практико-ориентированного проекта состоит в том, чтобы создать продукт «Буклук-альбом» и доказать его эффективность как средства мотивации читательской деятельности школьников.

Задачи для достижения поставленной цели:

  • Определить понятие «буклук»
  • Изучить его особенности и функции
  • Проанализировать источники по теме
  • Выявить отношение школьников к чтению посредством анкетирования
  • Выстроить этапы работы по созданию буклука
  • Осуществить на практике создание альбома с буклуками
  • Представить продукт одноклассникам для ознакомления
  • Провести опрос
  • Проанализировать результаты

Объектом моей проектной работы является читательская деятельность школьников.

Предметом выступают средства мотивации читательской деятельности, в частности, буклук.

Методы, которые я использовала можно разделить на следующие уровни:

Эмпирический уровень

  • Анкетирование
  • Опрос
  • Составление композиций
  • Фотографирование

Теоретический уровень

  • Изучение и обобщение источников по проблеме

Основная часть

1. Определение буклука

В прошлом учебном году на уроке литературы, когда мы начинали изучение рассказа В. Распутина «Уроки французского», учитель предложила нам картинку, которая поразила меня своей выразительностью и необычностью. Тогда я впервые услышала слово «буклук». Учитель пояснила, что такие композиции – это особый вид интерпретации содержания книги. Я очень заинтересовалась и стала изучать всё, что касается буклука.

Я выяснила, что это понятие заимствовано из английского языка, где «book» означает «книга», а «look» – «взгляд», «вид», «образ». Буклук – это книжный натюрморт, фотопортрет книги, или даже фотосессия для книги. А если точнее, это снятая на фотоаппарат композиция, центральным элементом которой является книга. Каждый буклук – это возможность облечь текстовое произведение в визуальный формат.

Стремление заняться этой темой возникло у меня потому, что я люблю художественное творчество и чтение. Буклук оказался на пересечении моих интересов. Кроме того, мне захотелось понять, сможет ли книжная композиция, выразительная, яркая, отражающая смысл произведения, стать мотиватором к его прочтению.  


2. Функции буклука

Изучая источники, я утвердилась во мнении, что у буклуков много функций. Во-первых, это один из инновационных приёмов по привлечению обучающихся к процессу чтения. Это своеобразная реклама книги, тот эмоциональный зрительный образ-стимул, который привлекает и заставляет взять в руки книгу и начать её читать. Во-вторых, это способ интерпретации содержания. Дополнительные предметы, декор, надписи, даже выбранные цветовые оттенки – не случайны и передают смысл произведения, настраивают на его восприятие и понимание. Иногда, наоборот, может быть намеренное умолчание, своеобразная интрига, лишь «размытое» творческое осмысление литературного источника, никак не раскрывающее содержания книги, но призывающее её прочитать и составить мнение о ней.  В-третьих, составление буклуков – это возможность проявить свои творческие возможности, с одной стороны,  и представить круг своих читательских интересов, с другой.

 В последнее время утвердился термин «клиповое мышление», который подразумевает особый тип работы психики, когда человек оперирует только смыслами фиксированной длины и не может работать со сложными структурами. Внешне это проявляется в том, что человеку трудно длительное время сосредотачиваться на какой-либо информации, и у него снижена способность к анализу. Это влияет на понимание школьниками художественной литературы. Особые затруднения происходят при поисковом и аналитическом  чтении. Создание буклука решает эту проблему: после чтения нескольких страниц произведения учащийся может заняться не отвлечёнными от текста вопросами, а связанной с произведением творческой деятельностью – продумыванием композиции по рассказам, пьесам, повестям или романам. Это позволяет не останавливать познавательную деятельность, а подключать собственный контекст и способность анализировать текст с разных сторон.

Если говорить об ученике, не создающем, а просматривающем буклуки, то книжные композиции также могут помочь ему: они расставляют акценты в восприятии текста, на которые нужно обратить пристальное внимание. Возникает эффект, схожий с повторным чтением произведения, однако сохраняются интрига и исходящее из неё напряжение, которые являются важнейшими элементами, порождающими интерес и управляющими вниманием читателей. Технология буклука, таким образом, может использоваться как для стимулирования читательского интереса, так и для повышения понимания смысла произведений  у школьников в процессе читательской деятельности. Следовательно, важен как процесс создания, так и просмотр буклуков.


3. Результаты анкетирования

Начав свою исследовательскую деятельность, я наметила план и провела анкетирование среди обучающихся нашей школы, с целью узнать, почему падает интерес к чтению и как можно повлиять на этот процесс. (Приложение № 1).

В анкетировании участвовали 30 человек. Результаты анкетирования (Приложение № 2) показали, что «оправданиями» отказа от чтения классической литературы стали «нехватка времени» (40%); «не получается сконцентрироваться» (16,7%); «скучно» (13,3%); «непонимание сюжета или невозможность его запомнить» (10%); «выбор в пользу современной (часто – цифровой) литературы» (20%). Важно отметить, что среди опрошенных по желанию читают только 36,7%, большая же часть (63,3%) мотивирована «внешним принудительным стимулом»: учителем (43,3%), родителем (33,4%) или необходимостью подготовки к ВПР или ГИА (23,3%). На вопрос, как можно активизировать интерес к чтению ответы распределились таким образом: «творческими заданиями» - 23,3%, «ничего» - 26,7% и 50% сказали, что не знают таких способов.

Анализируя данные, я пришла к выводу, что нужно донести ребятам больше информации о буклуке как средстве мотивации к чтению.

Как было подмечено ещё основателем русской научной педагогики К.Д. Ушинским, «ребёнок мыслит формами, красками, звуками, ощущениями». Приём буклука объединяет возможности визуализации и художественной образности, позволяя тем самым воздействовать на восприятие школьников, стимулируя их читательский интерес.


4. Создание композиции

На практике создание буклуков оказалось очень увлекательным творческим процессом, который приносит много пользы для продвижения книги, пробуждает интерес к чтению. По-настоящему действенным, востребованным и актуальным буклук становится в том случае, если он сделан вдумчивым читателем, который отлично знает содержание, понял авторский замысел и идею книги. Если широко подходить к пониманию термина «текст», то буклук – это вторичный текст по произведению, своеобразное визуальное эссе, созданное читателем-творцом.

Для выражения творческого замысла используются самые различные выразительные средства, атрибуты и элементы декора, которые ярко раскрывают содержание книги и побуждают к чтению. На первый взгляд, всё просто: книга, фотоаппарат, фантазия. Придумывай и снимай. Но на деле стоит потрудиться, учитывая многие моменты. В искусстве составления композиции есть свои законы.

Композицией в рисунке и живописи называется система размещения предметов на полотне или другом материале, сочетание их цветов и объёмов, особенности тональной проработки. Хорошая композиция позволяет художнику воплотить задуманное в реальность, передать все свои чувства, привлечь к произведению внимание зрителей. Следует знать, как правильно организовать статичное пространство. В зависимости от художественного замысла можно варьировать мягкие и контрастные цветовые сочетания, ритм линий и углов, экспериментировать со светом и ракурсом. Фигуры, акценты, предметы необходимо располагать в виде полностью завершённого квадрата, круга, создавая единообразие вертикальных или горизонтальных линий. Статичные композиции обладают возможностью передавать взаимосвязь и гармонию того, что изображено. Обычно самые важные объекты помещаются в центр и могут перекрывать друг друга. 

Основа любой композиции – объект, к которому обращаются взоры зрителей, по направлениям, заданным автором. Именно таким способом подчёркиваются важные детали, составляющие основу сюжета. Целостность композиции основана на сюжетном центре, правильном его расположении и подчинении ему всех остальных деталей и объектов.

Надо помнить, что книга в буклуке является главной, основной частью композиции, а всё остальное лишь дополняет картинку, работает на раскрытие образа. Ракурс съёмки, как правило, верхний, что и понятно – книга обязательно должна быть видна хорошо, чтобы все надписи на переплёте и обложке можно было прочесть. Как можно выделить композиционный центр, чтобы привлечь к нему внимание? Конечно же, с помощью контрастов: тональных – светлого и тёмного, цветовых – красных оттенков и зеленых, оранжевых и фиолетовых, ярко освещённых предметов и погружённых в тень.

Надо продумать фон, который бы не отвлекал внимание от создаваемой композиции, подобрать детали и элементы, раскрывающие содержание книги, продумать цветовую гамму и выбрать правильный ракурс и освещение. Можно экспериментировать и делать много вариантов, выбирая те, которые наиболее удачны.

Каким устройством снимать, не так уж важно, вполне подойдёт самый простой фотоаппарат или телефон. При необходимости уже готовое изображение можно загружать в фоторедактор и корректировать.


5. Этапы создания буклука

1. Содержание книги – основа, на которой строится идея композиции и её воплощение. Образы героев, детали сюжета, предметы, наполняющие художественный мир произведения, ключевые фразы и слова – в центре внимания книжной визуализации. Таким образом, на первом этапе, прочитав произведение, создаём мысленную модель буклука и производим отбор материалов и предметов для композиции.  

2. Затем подбираем фон. Залог успешной фотографии – красивый фон. Основой фона может быть бумага для скрапбукинга, тканое полотно, панели, обои и другие материалы. Самое главное, чтобы выбранный задний план не отвлекал внимание от создаваемой композиции. Идеальный белый – это классический фон для фотографии, который удачно подойдет для 80% снимков.  Фанера – очень интересный и лёгкий материал для фона, можно распечатать его на принтере. Крафт-бумага – универсальный фон. Использовать можно её в качестве ровной поверхности или немного помятой.

Даже окружающая среда, природная или бытовая, может стать как композиционным фоном, так и реквизитом. Книга среди живописных ветвей или цветов, на лавочке в уютном парке или на снегу, а возможно, в груде камней – фантазии нет предела, главное, чтобы замысел соответствовал содержанию произведения.

3. Выбираем ракурс съёмки. Меняя позицию фотоаппарата и угол наклона, можно найти именно тот, который будет идеально соответствовать замыслу и настроению.

4. Продумываем сценарий освещения. Можно ограничиться естественным светом от окна, чтобы получить мягкое и спокойное освещение. Интересным и оправданным с точки зрения замысла может быть свет от настольной лампы, свечи, фонарика необычной формы и дизайна. Так можно создать атмосферу таинственности и даже мистическое настроение.

4. Фотографировать исключительно книги может быть не очень интересно. Один из критериев творческих работ – наличие интересных атрибутов и деталей для оформления, использование выразительных средств, соответствующих восприятию автора. Можно добавлять мелкие детали и аксессуары, которые оживят кадр. Это могут быть чашка кофе, засушенные или живые цветы, красивые закладки, старые игрушки, листы рукописи, часы, глобус, пишущая машинка, очки. Вариантов может быть масса. Стоит попробовать переместить предметы, добиваясь идеальной композиции. Можно также создать коллаж с фотоработами. Рекомендовано редактирование (обработка) фотографий с помощью различных фотоэффектов и фильтров, функций цветокоррекции, применение «стикеров» и других возможностей.  Для этого можно воспользоваться бесплатными онлайн фоторедакторами.


6. Практическое воплощение

Я создала серию буклуков по следующим произведениям:

  • А. С. Пушкин «Станционный смотритель»
  • М. Ю. Лермонтов «Молитва»
  • Л. Н. Толстой «После бала»
  • А. П. Чехов «Злоумышленник»
  • М. Горький «Детство»
  • А. С. Грин «Алые паруса»
  • В. П. Астафьев «Фотография, на которой меня нет»
  • А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

Распечатав фотографии, я собрала буклук-альбом. (Приложение № 3) Мотивирующим слоганом для него я выбрала фразу «Смотри! Вдохновляйся! Читай!»

Подводя итог, могу сказать, что создание буклуков оказалось увлекательным видом творчества, который развивает художественный вкус и популяризирует книги и чтение. Оформив альбом буклуков, я предложила их своим одноклассникам для ознакомления и провела опрос. (Приложение №4) Ребята дали ответы на вопрос: «Захотелось ли вам прочитать или перечитать книги, по которым созданы представленные буклуки?» Оказалось, что 90% опрошенных положительно ответили на заданный вопрос. Это подтверждает мою мысль о том, что буклук можно считать средством мотивации читательской деятельности школьников.


Заключение

В ходе выполнения практико-ориентированного проекта мною были достигнуты поставленные цели и задачи. Был изучен материал источников по теме, обобщён опыт по созданию книжной композиции как инновационной формы продвижения книги и чтения. Проведён и проанализирован опрос школьников с целью выяснить интерес к новому способу мотивации чтения. Результаты показали, что буклук-альбом стал своеобразным мотиватором к прочтению литературных произведений.

В итоге можно сделать вывод о том, что буклук, во-первых, является необычным и интересным способом мотивации читательской деятельности школьников, во-вторых, помогает интерпретировать содержание произведения и, в-третьих, развивает творческие способности, фантазию, воображение, художественный вкус. Мне очень понравилось создавать буклуки.

Практическая значимость моей проектной работы заключается в том, что результат в виде альбома с буклуками может быть использован на уроках литературы, в школьной библиотеке, во внеурочной деятельности для стимулирования читательской деятельности школьников.

Перспективы создания буклуков не ограничены, ведь даже на одну книгу может быть создано множество вариантов в зависимости от видения и фантазии автора.


Использованные источники

1. Богданова, Е.С. Мотивация юношеского чтения: проблемы и пути решения /Е.С. Богданова // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. – 2015. – №3. – С. 29–33.

2. Буклук: "Очарование книжного натюрморта"//Панинская ежпоселенческая

Центральная библиотека [Электронный ресурс]–URL: https://panlib.ru/news/bukluk-ocharovanie-knizhnogo-natyurmorta-106486.html

3. Галицких, Е. О. Чтение с увлечением: мастерские жизнетворчества. //Е. О. Галицких - М.: Библиомир, 2016.- 272 с.

4. Мигунова, К.С. Интерактивные способы формирования читательского интереса у подростков / К.С. Мигунова, Д.Д. Веремеенко // StudNet. – 2021. – № 7. – С. 923–931

5. Национальная программа поддержки и развития чтения

6. Семеновских, Т.В. Феномен «клипового мышления» в образовательной

вузовской среде / Т.В. Семеновских // Науковедение: [электронный журнал]. – 2014. – Вып. 5. – URL: https://naukovedenie.ru/PDF/105PVN514.pdf

7. Ушинский, К.Д. Собрание сочинений: в 11 т. Т. 6. Родное слово /К.Д. Ушинский. – Москва; Ленинград: Акад. пед. наук РСФСР, 1949. – 445 с.

8. Шестакова, Э.Г. Медиаслово и медиатекст: взгляд с территории литературоведения // Вопросы журналистики, педагогики, языкознания / Э.Г. Шестакова. – 2016. – № 14. –С. 109–114.

9. Шуников, В.Л. Русская литература в цифровую эпоху / В.Л. Шуников //

Вестник РГГУ. Серия: Литературоведение. Языкознание. Культурология. – 2021. – № 3. – С. 102–104.


Приложение № 1

Анкета

  1. Что, по вашему мнению, может служить причиной отказа от чтения классической литературы?

- нехватка времени

- не получается сконцентрироваться

- скучно

- непонимание сюжета или невозможность его запомнить

- выбор в пользу современной (цифровой) литературы

2. Что является стимулом вашего чтения?

        - моё желание

        - внешний принудительный стимул

3. В чём выражается внешний принудительный стимул?

        - учителя

        - родители

        - необходимостью подготовки к ВПР или ГИА

4. Что, по вашему мнению, может активизировать интерес к чтению?

        - творческие задания

        - ничего

        - возможно, такие способы есть, но я о них не знаю


Приложение № 2


Приложение № 3


Приложение № 4

Опрос

Захотелось ли вам прочитать или перечитать книги, по которым созданы представленные буклуки?


Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

День науки и творчества 2025 МБОУ «Тамбовская СОШ» Практико-ориентированный проект Буклук как средство мотивации читательской деятельности школьников Автор: Калугина Маргарита, ученица 7 класса Научный руководитель: Никитенко Ирина Александровна, учитель русского языка и литературы

Слайд 2

День науки и творчества 2025 Цель проекта – создать продукт « Буклук-альбом » и доказать его эффективность как средства мотивации читательской деятельности школьников

Слайд 3

День науки и творчества 2025 Задачи: Определить понятие « буклук » Изучить его особенности и функции Проанализировать источники по теме Выявить отношение школьников к чтению посредством анкетирования Выстроить этапы работы по созданию буклука Осуществить на практике создание альбома с буклуками Представить продукт одноклассникам для ознакомления Провести опрос Проанализировать результаты

Слайд 4

День науки и творчества 2025 Объектом моей проектной работы является читательская деятельность школьников. Предметом выступают средства мотивации читательской деятельности, в частности, буклук .

Слайд 5

День науки и творчества 2025 Методы: Эмпирический уровень Анкетирование Опрос Составление композиций Фотографирование Теоретический уровень Изучение и обобщение источников по проблеме

Слайд 6

День науки и творчества 2025

Слайд 7

День науки и творчества 2025 Буклук – это книжный натюрморт, фотопортрет книги, или даже фотосессия для книги. Э то снятая на фотоаппарат композиция, центральным элементом которой является книга. Каждый буклук – это возможность облечь текстовое произведение в визуальный формат. Мне захотелось понять, сможет ли книжная композиция, выразительная, яркая, отражающая смысл произведения, стать мотиватором к его прочтению.

Слайд 8

День науки и творчества 2025 Функции буклука один из инновационных приёмов по привлечению обучающихся к процессу чтения способ интерпретации содержания возможность проявить свои творческие возможности, с одной стороны, и представить круг своих читательских интересов, с другой.

Слайд 9

День науки и творчества 2025 Результаты анкетирования

Слайд 10

День науки и творчества 2025

Слайд 11

День науки и творчества 2025

Слайд 12

День науки и творчества 2025

Слайд 13

День науки и творчества 2025 Этапы создания буклука прочитав произведение, создаём мысленную модель буклука и производим отбор материалов и предметов для композиции подбираем фон определяем ракурс съёмки продумываем сценарий освещения редактируем (обрабатываем) фотографии, если это необходимо

Слайд 14

День науки и творчества 2025 Альбом буклуков по следующим произведениям: А. С. Пушкин «Станционный смотритель» М. Ю. Лермонтов «Молитва» Л. Н. Толстой «После бала» А. П. Чехов «Злоумышленник» М. Горький «Детство» А. С. Грин «Алые паруса» В. П. Астафьев «Фотография, на которой меня нет» А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

Слайд 15

День науки и творчества 2025

Слайд 16

День науки и творчества 2025

Слайд 17

День науки и творчества 2025

Слайд 18

День науки и творчества 2025 Опрос одноклассников: «Захотелось ли вам прочитать или перечитать книги, по которым созданы представленные буклуки ?»

Слайд 19

День науки и творчества 2025 Выводы Буклук , во-первых, является необычным и интересным способом мотивации читательской деятельности школьников, во-вторых, помогает интерпретировать содержание произведения и, в-третьих, развивает творческие способности, фантазию, воображение, художественный вкус. Мне очень понравилось создавать буклуки .

Поделиться:

Рисуем "Осенний дождь"

Снег своими руками

Усатый нянь

Лист Мёбиуса

В какой день недели родился Юрий Гагарин?