• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

«Неправильные глаголы. Игра без пра-вил?»

Опубликовано Глушенкова Татьяна Викторовна вкл 26.03.2025 - 1:21
Автор: 
Алиев Глеб

Что в действительности мы знаем о языке? Известно, что значения бывают лексические и грамматические. Лексическое значение слова – это его значение; то, к какой составляющей мира оно нас отсылает. Грамматическое значение – это обобщенное значение, у которого есть в языке регулярное выражение. Это то, что связано с отношениями слов в предложении. Пользуясь языком как основным средством общения постоянно, мы, однако, не так часто задумываемся о том, как и почему возникли те или иные слова и словоформы, что скрыто за их «внешней оболочкой».  Почему для обозначения конкретного понятия мы используем совершенно определенное слово? Какие механизмы превращают набор морфем в язык, который может быть воспринят и как родной, и как не родной?

              Предлагаемая работа – попытка осмыслить и объяснить грамматическое значение так называемых неправильных глаголов в английском языке, выяснить их происхождение и установить связи с родственными словами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon project1text_1.doc84.5 КБ

Предварительный просмотр:

                

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Центр образования №83

имени кавалера ордена Мужества Е.Е.Табакова и А.Н.Кощеева»

Исследовательская работа

«Неправильные глаголы. Игра без правил?»

Автор:

ученик 5 класса

Алиев Глеб Евгеньевич

Руководитель проекта:

учитель английского языка

Глушенкова Татьяна Викторовна

.

г. Ногинск, 2025г

Оглавление

Оглавление        2

Введение        3

Глава 1. Коротко об этимологии        4

Что такое этимология? Из истории о науке, изучающей происхождение слов        4

Глава 2. Исследование группы неправильных глаголов современного английского языка        5

Тестирование        5

Исследование неправильных глаголов (этимологический анализ, установление закономерностей формообразования)        6

Заключение        8

Список литературы        9

                

                

Введение

                Что в действительности мы знаем о языке? Известно, что значения бывают лексические и грамматические. Лексическое значение слова – это его значение; то, к какой составляющей мира оно нас отсылает. Грамматическое значение – это обобщенное значение, у которого есть в языке регулярное выражение. Это то, что связано с отношениями слов в предложении. Пользуясь языком как основным средством общения постоянно, мы, однако, не так часто задумываемся о том, как и почему возникли те или иные слова и словоформы, что скрыто за их «внешней оболочкой».  Почему для обозначения конкретного понятия мы используем совершенно определенное слово? Какие механизмы превращают набор морфем в язык, который может быть воспринят и как родной, и как не родной?

                Предлагаемая работа – попытка осмыслить и объяснить грамматическое значение так называемых неправильных глаголов в английском языке, выяснить их происхождение и установить связи с родственными словами.

                По существу, наш проект – это исследование неправильных глаголов с учетом этимологических и морфологических данных языка.

                  Выбор неправильных глаголов в качестве объекта исследования представляется актуальным, ведь это одни из самых часто употребляемых глаголов английского языка. Формы прошедшего времени у них образуются не по общим законам, действующим в языке, а, значит, требуют запоминания. И поэтому, конечно, эта тема связана с большим количеством ошибок в письменной и устной речи у учащихся.

                Анализ происхождения слов расширяет кругозор, развивает чувство языка и пробуждает интерес к слову.

                Целью нашей работы было пополнить и систематизировать знания о происхождении неправильных глаголов в английском языке, придумать способ их классификации и написать компьютерную игру-тренажер для более эффективного усвоения соответствующей грамматической темы.

                Для достижения поставленной цели нами были определены следующие задачи:

- выяснить, что представляет собой наука этимология, чем она занимается;

- составить и провести тест среди учащихся 5-6 классов школы №83 по теме работы, проанализировать его результаты;

- исследовать группу неправильных глаголов современного английского языка;

- подготовить игру-тренажер по теме проекта.

                

Глава 1. Коротко об этимологии

Что такое этимология? Из истории о науке, изучающей происхождение слов

                

                Слова не возникают «из ниоткуда». Изучением происхождения слов занимается наука этимология, основоположниками которой были древнегреческие философы. Именно в их трудах и появился термин etymologia, образованный из слов etymon («истина») и logos («наука»). Первоначально этим термином обозначали «науку об истине» или об истинном значении слов. За время существования этимологии как науки понимание ее целей менялось, еще большим изменениям подвергалась методика этимологических исследований. [1]

                Этимология проясняет первичную форму и значение слова, которые в процессе исторического развития языка нередко оказываются затемненными и потому непонятными для носителей языка. Она объясняет, когда, в каком языке, по какой словообразовательной модели возникло слово, каково было его первоначальное значение, какие исторические изменения оно претерпело. [2] 

                Вопросы, связанные с происхождением слов, в разное время волновали не только выдающихся философов (Гераклит Эфесский, Платон, Вольтер) и языковедов (Р. Раск, А. Потт, А. Х. Востоков), но и известных писателей (Л. В. Успенский, К. И. Чуковский).

                Сведения о первоначальном значении слова, о его морфемном строении и развитии можно найти в этимологических словарях. Среди этимологических словарей русского языка отметим «Из истории русских слов: словарь-пособие» А. Е. Аникина, «История слов» В. В. Виноградова, «Школьный этимологический словарь русского языка» Н. М. Шанского, «Этимологический словарь русского языка» М. Фасмера.

Глава 2. Исследование группы неправильных глаголов современного английского языка

Тестирование

                В ходе работы над проектом нами была составлен тест для учащихся 5 – 6 классов с целью определить, известны ли вообще школьникам исследуемые глаголы, усматривают ли они какие-то закономерности при образовании форм прошедшего времени неправильных глаголов, вызывают ли они у них трудности.

  1. Знаете ли вы что-то о неправильных глаголах английского языка?

При ответе на первый вопрос абсолютное большинство учащихся ответили утвердительно (лишь пятеро из 49 школьников дали ответ «нет»), и это подтверждает наше утверждение о чрезвычайно высокой частотности использования неправильных глаголов в языке.  

  1. Укажите 5 самых распространенных неправильных глаголов английского языка.

Отметим, что, отвечая на второй вопрос, ребята вспомнили всего 47 различных неправильных глаголов английского языка (из примерно 100 регулярно употребляемых в речи), что вновь указывает на популярность слов данной группы. Разумеется, чаще всего учащиеся упоминали глагол to be (его вспомнили 29 человек). Также школьники часто называли глаголы: to do (18 учеников), to eat (18 учеников), to go (16 учеников), to come (12 учеников), to have (10 учеников).

  1. Существуют ли какие-то правила/ закономерности при образовании форм прошедшего времени неправильных глаголов английского языка?

На третий вопрос большинство ребят ответили утвердительно, что говорит о стремлении (быть может, даже интуитивном и неосознанном) классифицировать неправильные глаголы по какому-то принципу, объединить их в группы.  

  1. Укажите формы прошедшего времени следующих глаголов: be, have, can, do, go.

Отметим, что большинство учащихся (более 60%) ответили на последний вопрос правильно (при том, что глаголы были выбраны так, чтобы формы прошедшего времени у них образовывались по-разному).

 

Исследование неправильных глаголов (этимологический анализ, установление закономерностей формообразования)

В современном английском языке насчитывается около 200 неправильных глаголов. В речи регулярно используется менее 100.

Разумеется, самый распространенный неправильный глагол – это глагол to be. Интересна история его развития. В древнеанглийский период глагол to be существовал в двух разных по значению вариантах: beon и wasen. Формы настоящего и прошедшего времени у глагола образовывались от разных корней. И современные формы прошедшего времени произошли от глагола wasen, а форма причастия – от глагола beon. Глагол to be входил в группу так называемых «аномальных глаголов», которые имели особую форму спряжения. Помимо глагола to be, туда входили глаголы will, do и go. Don и willan (современные do и will) отличались чередованием гласных в корне и наличием суффикса. А современный глагол to go, как и упомянутый ранее глагол to be, образовывал формы и настоящего, и прошедшего времени от разных корней: gan – eode – eodone.

Итак, почему формы прошедшего времени и причастий у глаголов be, go, will и do образуются не по правилам, понятно. Откуда же взялись остальные неправильные глаголы? Причины их существования опять же кроются в истории языка. В древнем английском языке существовало деление глаголов на сильные и слабые.  Слабые глаголы образовывались от других слов при помощи суффикса. В сильных же разным изменениям подвергались гласные в зависимости от позиций (так называемый «аблаут»). Так вот, у большинства современных неправильных глаголов сохранилось это правило изменения гласного в форме прошедшего времени и причастия прошедшего времени (например, swim – swam – swum). После нормандского завоевания в 1066 году произошел переход от древнеанглийского к среднеанглийскому. И в это время язык избавился от большинства грамматических сложностей, в том числе поменялась система глаголов с чередованием гласного в корне. Многие глаголы это чередование утратили. Например, глагол to work (работать). Форма прошедшего времени у него образовывалась так же, как, например, у глагола to buy (bought) (покупать – купил). То есть – wrought (работал). Однако сегодня такая форма не используется. В современном английском языке форма прошедшего времени у глагола to work образуется путем добавления суффикса -ed.

Одной из целей нашей работы было придумать вариант классификации современных неправильных глаголов. Исследуемые глаголы мы разделили на группы с целью облегчить их запоминание учащимися. Нами было выделено 10 групп. Главным критерием для определения в группу стало созвучие. Далее глаголы каждой группы были использованы как материал для уровней игры-тренажера. Для перехода на следующий уровень игры нужно правильно ввести глаголы предыдущего уровня, уложившись в заданное время. Кратко скажем о музыкальном оформлении игры. Как известно, английский язык – язык международного общения. И нам хотелось выбрать музыку, соответствующую духу космополитизма. Один из лучших ее образцов – это «Картинки с выставки» М. П. Мусоргского, который объединил в своем фортепианном цикле польское быдло, римские катакомбы, французский рынок, еврейское местечко, русский перезвон. Эта музыка и стала аккомпанементом для нашей игры-тренажера.

Заключение

                Работа над проектом помогла нам понять, как важно изучать историю языка, обращать внимание на происхождение слов и словоформ. Порой достаточно выяснить, что является языковым источником, чтобы понять особенности написания слов, формо- и словообразования. Изучая морфологию и этимологию, человек повышает свою грамотность, учится находить объяснения тому, что казалось необъяснимым ранее.

                Как писал академик Л. В. Щерба, «Привычка вдумываться в язык и в его выразительные средства абсолютно необходима, чтобы научиться писать грамотно в широком смысле слова, т.е. строить фразы и подбирать такие слова, которые наилучшим образом выражают данную мысль».

                Наш проект может служить отправной точкой для дальнейшего изучения неправильных глаголов и пополнения базы игры-тренажера за счет причастий. Результаты исследования могут использоваться в качестве практического пособия на уроках английского языка, а также справочного материала для составления и решения задач по языкознанию.  

Список литературы

  1. Soanes Catherine, Patrick Hanks. Oxford Dictionary of English: second edition, revised. – Oxford. Oxford University Press, 2005. – 2089 p.
  2. Вендина Т. И. Введение в языкознание: учебное пособие для педагогических вузов. – М.: Высшая школа, 2001. – 288 с.
  3. Аракин В. Д. История английского языка: Учеб. Пособие. – М.: ФИЗМАТЛИТ, 2003. – 272 с.
  4. Иванова И. П., Чахоян Л. П., Беляева Т. М. История английского языка. Учебник. Хрестоматия. Словарь. – СПб.: Издательство «Лань», 1999. – 512 с.
  5. Успенский Л. В. Почему не иначе? Этимологический словарь школьника. – М. Зебра- Е, 2017. – 464 с.

Интернет источники:

  1. www.gramota.ru   
  2. https://edu.sirius.online/ 
  3. www.ruslang.ru
  4. www.uchi.ru
  5. www.etymonline.com 


[1] http://gramota.ru/biblio/magazines/gramota/28_124 

[2] Вендина Т. И. Введение в языкознание: учебное пособие для педагогических вузов. – М.: Высшая школа, 2001. – С. 113.


Поделиться:

Рисуем акварелью: "Романтика старого окна"

Самый богатый воробей на свете

"Морская болезнь" у космонавтов

5 зимних аудиосказок

Мальчик и колокольчики ландышей