Цель исследовательской работы: подготовить задания для одноклассников о Байкале на уроках математики.
Задачи:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 596.47 КБ | |
| 802.55 КБ |
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
КОМИТЕТА ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ И КУЛЬТУРЕ
АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ИРКУТСКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА ИРКУТСКА СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 7
(МБОУ г. Иркутска СОШ № 7)
664013, г. Иркутск, ул. Ледовского, д. 17, тел./факс 8(3952) 47-93-03,
e-mail: school7_irk@mail.ru; http://www.school7.irk.ru
ОКПО: 46698359; ОГРН: 1023801427869; ИНН/КПП: 3810023548/381001001
Тема исследования
«Знания о Байкале на уроках математики»
Автор: ученица 5 В класса
МБОУ г. Иркутска СОШ № 7
Скобина Ева
Руководитель: учитель
МБОУ г. Иркутска СОШ № 7
Москвина Н.А.
Иркутск, 2025
Содержание
Цель исследования…………………………………………………………. 3
Задачи ………………………………………………………………………...3
Введение ……………………………………………………………….……...3
Обсуждение результатов ………………………………………………….....4
Заключение ……………………………………………………………….….5
Список литературы ……………………………………………………….…6
Приложения …………………………………………………………….…….7
Цель исследовательской работы: подготовить задания для одноклассников о Байкале на уроках математики.
Задачи:
Введение
Байкал – это уникальное озеро, которое расположено в центре материка Евразия. Байкал можно легко увидеть на любой карте мира, и трудно поверить, что это озеро, а не настоящее море. Байкал содержит 20 % всех запасов пресной воды на планете.
Самое глубокое озеро на Земле – именно Байкал. Глубина озера составляет 1642 метра. Это равняется примерно пяти Эйфелевым башням, поставленным друг на друга [1].
Природа Прибайкалья настолько разнообразна и уникальна, что в окрестностях озера было создано множество охраняемых территорий: три заповедника, два национальных парка и несколько заказников.
Расположение
Озеро имеет форму полумесяца, растянутого с Северо-Востока на Юго-Запад. Располагается оно на юге Восточной Сибири. Озеро находится на границе Республики Бурятия и Иркутской области. Возраст определяют приблизительно в 30-35 млн. лет.
Свойства
Ширина озера составляет 80 км.
Средняя глубина составляет 48 км.
Длина береговой линии больше 2 000 км.
В озеро Байкал впадает 336 рек. Самыми крупными притоками являются Селенга, Верхняя Ангара, Баргузин, Турка и еще около 5-6 рек. Вытекает из озера только одна река – Ангара [3].
Водная температура
В открытом Байкале температура поверхности воды изменяется от +15°C (август) до 0°C (январь). В прибрежных участках летом вода прогревается до +17°C. В заливах и мелководьях до +23°C [2].
Обсуждение результатов
В начальной школе на уроках курса памятники природы озера Байкал мы знакомились с флорой и фауной озера, эндемиками, заповедниками. На таких уроках мы проявляли себя творчески через различные виды деятельности (ИЗО, аппликация, бумажная пластика, лепка, театрализация).
Мне стало интересно, как можно совместить знания о Байкале с математикой, потому что меня очень заинтересовали факты об озере и мой любимый предмет в школе – математика.
Изучив научную литературу и вспомнив знания курса ППБ, мы приступили к разработке заданий.
Сначала, мы решили потренироваться и провести графический диктант вначале урока. Я диктовала, сколько клеточек нужно отступить, провести для получения рисунка. И вот, что у нас вышло (Прил.1).
Далее мы предложили одноклассникам информационную справку о температурном режиме воды в озере Байкал. Исходя из данной информации им предстояло построить и определить по графику, на сколько градусов нагревается вода с июля по август (Прил.2).
Для третьего задания мы придумали задачу про водолаза.
Я задала одноклассникам наводящие вопросы: - Кто спускается часто под воду? На какую глубину спускаются водолазы (разрешенная глубина погружения - при применении для дыхания воздуха максимальная рабочая глубина составляет 60 метров, а при аварийных ситуациях — 80 метров).
Задача представлена на слайде и в приложении 3.
Водолаз начал работы на глубине 5м, затем он изменял глубину погружения следующим образом: вниз 8м, вверх 2м, вниз 7м, вверх 1м, и затем опустился на 13м и оказался на максимальной глубине. Чему она равна? - Какова средняя скорость передвижения водолаза под водой, если он весь путь преодолел за 12 минут?
И крайним заданием одноклассникам предлагается, используя числовые данные текста, построить график численности соболя (Прил. 4).
Заключение
Таким образом, мы можем сделать вывод: что на уроках математики можно и даже нужно применять знания о Байкале. Это развивает не только интерес к учебному предмету, но и к национальному достоянию России – озеру Байкал.
Мне было интересно придумывать, составлять математические задания про Байкал, а моим одноклассникам понравилось, что на уроке математики можно не только решать привычные задания, но и такие необычные.
На этом мы не собираемся останавливаться. Теперь меня заинтересовало то, как можно применять знания о Байкале на разных уроках.
Цель работы была реализована, задачи достигнуты. Спасибо за внимание. Готова ответить на ваши вопросы.
Список литературы
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Задание 1.
Графический диктант
«Нерпа»
Отступите 10 клеточек сверху и 2 слева. Поставьте точку.
Начинаем.
2 клетки вниз, 18 клеток вправо, 1 клетка вниз, 2 вправо, 1 вверх, 1 влево, 1 вверх, 1 вправо, 1 вверх, 2 влево, 1 вниз, 2 влево, 1 вверх, 1 влево, 1 вверх, 1 влево, 1 вверх, 1 влево, 1 вверх, 1 влево, 1 вверх, 9 клеток влево, 1 вниз, 2 влево, 3 вниз, 1 влево.
Нарисуйте своей нерпе мордочку.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Задание 2.
Вам предложена заготовка для графика. Прочитайте карточку «Температурный режим воды в озере Байкал». На горизонтальной линии показаны месяцы, на вертикальной – температуры воды, измеряемая при помощи специального ртутного глубоководного термометра. Построй график, отметив на нем точки и соединив их, а затем ответь на вопросы:
_________________________________________________________
Карточка:
Температурный режим воды в озере Байкал
В открытом Байкале температура поверхности воды изменяется от +15°C (август) до 0°C (январь). В прибрежных участках летом вода прогревается до +17°C. В заливах и мелководьях до +23°C.
В июне вода прогревается на 2 °C, в июле на 8 °C, в августе – 14 °C, в сентябре – 12 °C, в октябре – 6 °C, в ноябре – 2 °C, в декабре – 0 °C.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Задание 3.
Решите задачу:
Водолаз начал работы на глубине 5м, затем он изменял глубину погружения следующим образом: вниз 8м, вверх 2м, вниз 7м, вверх 1м, и затем опустился на 13м и оказался на максимальной глубине. Чему она равна?
ОТВЕТ: 5+8-2+7-1+13=30 м.
- Какова средняя скорость передвижения водолаза под водой, если он весь путь преодолел за 12 минут?
ОТВЕТ: 5+8+2+7+1+13=36 м; 36:12=3 м/мин.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Задание 4.
Используя числовые данные текста на карточке, постройте график численности соболя.
Карточка:
Интересно, что Соболиная экспедиция 1914 года под руководством Г.Г. Доппельмаира насчитала в Баргузинском заповеднике не более, чем 30 особей соболя. В те годы баргузинский соболь как вид находился на грани полного истребления.
Свою первостепенную задачу – сохранение и восстановление популяции соболя – заповедник завершил уже к 30-м годам, после чего перешел в категорию комплексных заповедников.
В 1997 году насчитали 1200 особей баргузинского соболя, а в 2019 году численность соболя составила 2500 особей.
В 2021 году численность «главного» зверька – баргузинского соболя, символа «Заповедного Подлеморья», составила 2630 особей.
4 113 соболей насчитали государственные инспекторы и научные сотрудники на зимнем маршрутном учёте 2022 года.


Про пингвинов

Позвольте, я вам помогу

Весенние чудеса

Злая мать и добрая тётя

Прощание с летом