• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

«Знания о Байкале на уроках математики»

Опубликовано Москвина Надежда Алексеевна вкл 31.03.2025 - 7:25
Москвина Надежда Алексеевна
Автор: 
Скобина Ева

Цель исследовательской работы: подготовить задания для одноклассников о Байкале на уроках математики.

Задачи:

  1. Проанализировать научную литературу об озере Байкал.
  2. Разработать математические задания о Байкале для одноклассников.
  3. Провести практическое занятие на уроках математики с использованием составленных заданий.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skobina_eva.docx596.47 КБ
PDF icon _skobina_eva_5kl.pdf802.55 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ

КОМИТЕТА  ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ И КУЛЬТУРЕ

АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ИРКУТСКА


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА ИРКУТСКА СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 7

(МБОУ г. Иркутска СОШ № 7)

664013,  г. Иркутск, ул. Ледовского, д. 17, тел./факс 8(3952) 47-93-03,

e-mail: school7_irk@mail.ru; http://www.school7.irk.ru

ОКПО: 46698359; ОГРН: 1023801427869; ИНН/КПП: 3810023548/381001001

Тема исследования

«Знания о Байкале на уроках математики»

       Автор: ученица 5 В класса

  МБОУ г. Иркутска СОШ № 7

   Скобина Ева

   Руководитель: учитель

   МБОУ г. Иркутска СОШ № 7

   Москвина Н.А.

Иркутск, 2025

Содержание

Цель исследования………………………………………………………….  3

Задачи ………………………………………………………………………...3

Введение ……………………………………………………………….……...3

Обсуждение результатов ………………………………………………….....4

Заключение ……………………………………………………………….….5

Список литературы ……………………………………………………….…6

Приложения …………………………………………………………….…….7

Цель исследовательской работы: подготовить задания для одноклассников о Байкале на уроках математики.

Задачи:

  1. Проанализировать научную литературу об озере Байкал.
  2. Разработать математические задания о Байкале для одноклассников.
  3. Провести практическое занятие на уроках математики с использованием составленных заданий.

Введение

Байкал – это уникальное озеро, которое расположено в центре материка Евразия. Байкал можно легко увидеть на любой карте мира, и трудно поверить, что это озеро, а не настоящее море.  Байкал содержит 20 % всех запасов пресной воды на планете.

Самое глубокое озеро на Земле – именно Байкал. Глубина озера составляет 1642 метра. Это равняется примерно пяти Эйфелевым башням, поставленным друг на друга [1].

Природа Прибайкалья настолько разнообразна и уникальна, что в окрестностях озера было создано множество охраняемых территорий: три заповедника, два национальных парка и несколько заказников.

Расположение

Озеро имеет форму полумесяца, растянутого с Северо-Востока на Юго-Запад. Располагается  оно  на юге Восточной Сибири. Озеро находится на границе Республики Бурятия и Иркутской области. Возраст определяют приблизительно в 30-35 млн. лет.

Свойства

Ширина озера составляет 80 км.

Средняя глубина составляет 48 км.

Длина береговой линии больше 2 000 км.

В озеро Байкал впадает 336 рек. Самыми крупными притоками являются Селенга, Верхняя Ангара, Баргузин, Турка и еще около 5-6 рек. Вытекает из  озера только одна река – Ангара [3].

Водная температура

В открытом Байкале температура поверхности воды  изменяется от +15°C (август) до 0°C (январь). В прибрежных участках летом вода  прогревается до +17°C. В заливах и мелководьях до +23°C [2].

Обсуждение результатов

В начальной школе на уроках курса памятники природы озера Байкал мы знакомились с флорой и фауной озера, эндемиками, заповедниками. На таких уроках мы проявляли себя творчески через различные виды  деятельности (ИЗО, аппликация, бумажная пластика, лепка, театрализация).

Мне стало интересно, как можно совместить знания о Байкале с математикой, потому что меня очень заинтересовали факты об озере и мой любимый предмет в школе – математика.

        Изучив научную литературу и вспомнив знания курса ППБ, мы приступили к разработке заданий.

        Сначала, мы решили потренироваться и провести графический диктант вначале урока. Я диктовала, сколько клеточек нужно отступить, провести для получения рисунка. И вот, что у нас вышло (Прил.1).

        Далее мы предложили одноклассникам информационную справку о температурном режиме воды в озере  Байкал. Исходя из данной информации им предстояло построить и определить по графику, на сколько градусов нагревается вода с июля по август (Прил.2).

        Для третьего задания мы придумали задачу про водолаза.

Я задала одноклассникам наводящие вопросы:  - Кто спускается часто под воду? На какую глубину спускаются водолазы (разрешенная глубина погружения  - при применении для дыхания воздуха максимальная рабочая глубина составляет 60 метров, а при аварийных ситуациях — 80 метров).

Задача представлена на слайде и в приложении 3.

Водолаз начал работы на глубине 5м, затем он изменял глубину погружения следующим образом: вниз 8м, вверх 2м, вниз 7м, вверх 1м, и затем опустился на 13м и оказался на максимальной глубине. Чему она равна? - Какова средняя скорость передвижения водолаза под водой, если он весь путь преодолел за 12 минут?

        И крайним заданием одноклассникам предлагается,  используя числовые данные текста, построить график численности соболя (Прил. 4).

Заключение

Таким образом, мы можем сделать вывод: что на уроках математики можно и даже нужно применять знания о Байкале. Это развивает не только интерес к учебному предмету, но и к национальному достоянию России – озеру Байкал.

Мне было интересно придумывать, составлять математические задания про Байкал, а моим одноклассникам понравилось, что на уроке математики можно не только решать привычные задания, но и такие необычные.

На этом мы не собираемся останавливаться. Теперь меня заинтересовало то, как можно применять знания о Байкале на разных уроках.

Цель работы была реализована, задачи достигнуты. Спасибо за внимание. Готова ответить на ваши вопросы.

Список литературы

  1. Большая российская энциклопедия.Том 2.- М.: Научное издательство «Большая российская энциклопедия», 2005г.
  2. Климат Байкала // Галазий Г. И. Байкал в вопросах и ответах, 1989 г.
  3. Энциклопедия-хрестоматия Иркутской области и Байкала - http://irkipedia.ru/content/klimat_baykala_galaziy_g_i_baykal_v_voprosah_i_otvetah.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Задание 1.

Графический диктант

«Нерпа»

Отступите 10 клеточек сверху и 2 слева. Поставьте точку.

Начинаем.

2 клетки вниз, 18 клеток вправо, 1 клетка вниз, 2 вправо, 1 вверх, 1 влево, 1 вверх, 1 вправо, 1 вверх, 2 влево, 1 вниз, 2 влево, 1 вверх, 1 влево, 1 вверх, 1 влево, 1 вверх, 1 влево, 1 вверх, 1 влево, 1 вверх, 9 клеток влево, 1 вниз, 2 влево, 3 вниз, 1 влево.

Нарисуйте своей нерпе мордочку.

C:\Users\Управление\Downloads\image-19-03-25-09-16.jpeg

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Задание 2.

Вам предложена заготовка для графика. Прочитайте карточку «Температурный режим воды в озере  Байкал». На горизонтальной линии показаны месяцы, на вертикальной – температуры воды, измеряемая при помощи специального ртутного глубоководного термометра. Построй график, отметив на нем точки и соединив их, а затем ответь на вопросы:

  1. Назови месяц, в который вода прогревается больше всего. ____________________________________________________________
  2. Определи по графику, на сколько градусов нагревается вода с июля по август.
  3. Назови температуру воды в октябре.

_________________________________________________________

Карточка:

Температурный режим воды в озере  Байкал

В открытом Байкале температура поверхности воды  изменяется от +15°C (август) до 0°C (январь). В прибрежных участках летом вода  прогревается до +17°C. В заливах и мелководьях до +23°C.

В июне вода прогревается на 2 °C, в июле на 8 °C, в августе – 14 °C, в сентябре – 12 °C, в октябре – 6 °C, в ноябре – 2 °C, в декабре – 0 °C.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Задание 3.

Решите задачу:

Водолаз начал работы на глубине 5м, затем он изменял глубину погружения следующим образом: вниз 8м, вверх 2м, вниз 7м, вверх 1м, и затем опустился на 13м и оказался на максимальной глубине. Чему она равна?

ОТВЕТ: 5+8-2+7-1+13=30 м.

- Какова средняя скорость передвижения водолаза под водой, если он весь путь преодолел за 12 минут?

ОТВЕТ: 5+8+2+7+1+13=36 м;   36:12=3 м/мин.

Picture background

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Задание 4.

Используя числовые данные текста на карточке, постройте график численности соболя.

Карточка:

Интересно, что Соболиная экспедиция 1914 года под руководством                                Г.Г. Доппельмаира насчитала в Баргузинском заповеднике не более, чем 30 особей соболя. В те годы баргузинский соболь как вид находился на грани полного истребления. 

Свою первостепенную задачу – сохранение и восстановление популяции соболя – заповедник завершил уже к 30-м годам, после чего перешел в категорию комплексных заповедников. 

В 1997 году насчитали 1200 особей баргузинского соболя, а в 2019 году численность соболя составила 2500 особей.

В 2021 году численность «главного» зверька – баргузинского соболя, символа «Заповедного Подлеморья», составила 2630 особей.

4 113 соболей насчитали государственные инспекторы и научные сотрудники на зимнем маршрутном учёте 2022 года.


Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Поделиться:

Про пингвинов

Позвольте, я вам помогу

Весенние чудеса

Злая мать и добрая тётя

Прощание с летом