Художественно-творческий проект "Кукольный театр в школе"
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 29.43 КБ |
![]() | 2.39 МБ |
МО «Прибайкальский район»
МОУ «Мостовская ООШ»
IV районный Фестиваль ученических проектов
«Мой край родной»,
посвященный 100 - летию образования Республики Бурятия
Направление проектной деятельности: художественно-творческий
«Кукольный театр в школе»
Автор: Абросов Матвей, 4 класс
МОУ «Мостовская ООШ»
Руководитель: Красикова О.В.,
учитель начальных классов
2023год
Содержание:
Введение………………………………………………………..……………........2
Глава 1. История развития театра кукол ……….………………....................…5
1.2 Петрушка – первый персонаж русских народных кукольных театров..6
1.3 История развития кукольного театра на примере Бурятского республиканского театра кукол «Ульгэр»…..…...……………….…………8
Глава 2. Создание школьного театра ……………………………………..…....10
Заключение ………………………………………………………………......….14
Литература …………………………...………………………………………….15
Введение
Тема: Кукольный театр в школе.
Цель данной работы: создание кукольного театра и постановка спектакля.
Объект исследования: кукольный театр
Предмет исследования: театральные куклы
Задачи:
Методы:
Актуальность:
Я очень люблю театр. Посещаю театральную студию «АртЭмон». Сыграл и озвучил сказочных героев: дедушку, Незнайку, петуха, Будамшуу и других. Мне всегда нравился кукольный театр. Он привлекает внимание своей яркостью, красочностью, живостью, тем самым дает большой потенциал и возможность для всестороннего развития.
Играя в школьном театре, мне захотелось стать сценаристом, актером кукольного театра и мастером по изготовлению кукол. В кукольном театре различные художественные образы-персонажи, оформление, слово и музыка – все это вместе взятое помогает зрителю легче, ярче и правильнее понять содержание литературного произведения, влияет на развитие его художественного вкуса. Кукла, играющая на сцене, живет как реальность, как ожившая сказка.
Эмоционально пережитый спектакль помогает определить отношение детей к происходящему, к действующим лицам и их поступкам, вызывает желание подражать положительным героям и быть непохожими на отрицательных.
А что дает человеку театр? Востребован ли сейчас театр? Знают ли современные дети, что такое кукольный театр и какие бывают куклы? Что несет в себе их образ? Как эти куклы могут привлечь юного зрителя?
Исходя из вышесказанного, можно сказать, что тема достаточно актуальна и на данный момент недостаточно изучена.
Глава 1
Глава 1 История развития театра кукол
1.1Кукла, ее роль в жизни человека
История простой народной куклы исчисляется тысячелетиями. Во все времена она занимала важное место в жизни человека, была проводником между миром людей и миром духов. На Руси она ведет начало от богини судьбы и плодородия Макоши. Главное предназначение древнерусской куклы, кроме забав, оберегать ребенка от нечисти, сглаза и порчи. Кукла – оберег внешне чем-то похожа на обычную, хоть ее и изготавливали из сена, свежескошенной травы, ветоши и дерева.
Главная черта русских народных кукол – чистый лик, без носа, рта и глаз. Потому что по старинным поверьям считалось, что если не нарисуешь лицо, то не вселится нечистая сила и не принесёт ни ребёнку, ни взрослому вреда. Одна и та же кукла могла выполнять различные роли в играх детей тех времен. В какой-то степени куклы всегда были артистами, ведь они «выступали» во время обрядов и праздников. Люди не могли брать на себя роль божества и эту роль играли куклы – на Руси куклы Коляда, Купала, Масленица участвовали в праздниках, связанных со сменой времен года. В средние века суть религиозных действий с куклами постепенно исчезала, как и сами древние обряды, а формы продолжали жить, переходя в другие жанры, стили, направления. Куклы вышли на площади, ярмарки, приняли активное участие в публичных представлениях.
Итак, нашим предкам куклы нужны были для выполнения обрядов, ритуалов, как символ плодородия, для защиты от нечистой силы, и для развлечения детей. Для ребёнка куклы играют важную роль в формировании представления о мире и жизни, для развития фантазии и воображения.
1.2 Петрушка – первый персонаж русских народных кукольных театров.
Что же такое театр кукол?
Очень часто первым театром каждого ребёнка становится театр кукол. Там, где игрушки оживают, превращаясь в сказки, оказывают большое эмоциональное воздействие на нас – детей. Театр кукол, олицетворяя доброту, волшебство даёт реальное представление о том, «что такое хорошо и что такое плохо».
В энциклопедическом словаре записано: «театр кукол – особый вид театральных представлений, в которых действуют куклы (объёмные и плоские), приводимые в движение актёрами – кукловодами, чаще всего скрытыми от зрителей (ширмой).
Первым героем русского народного театра кукол был Петрушка. Он пользовался популярностью и у взрослых и у малышей. Следовательно, Петрушка возник еще в те времена, когда театра у нас не существовало и о театральном искусстве русские люди имели только смутное представление по слухам, рассказам бывалых людей да небольшому количеству описаний западноевропейских театральных постановок, которые стали появляться у нас, уже с XV в.
Первое театральное представление в России для русских было давно, т.е. более чем на полвека позже появления петрушки. Как кукольный театр, так и некукольный на Руси заимствованы. Наряду с достижениями своей военной и промышленной техники иноземцы заносили на Русь и свои обычаи, навыки, свою науку, литературу и искусство театра, до сих пор неизвестного в России. Знакомством нашим с театром и кукольным и не кукольным мы обязаны немцам. В памятный день 17 октября 1672 г. была поставлена немецкая пьеса на немецком языке. Актерами были дети служилых и торговых иноземцев Немецкой слободы, режиссер – паспорт московской лютеранской церкви Иоганн – Готфрид Грегори.
С кукольным театром вначале в. XVII в. нас ознакомили, немецкие бродячие скоморохи – шпильманы. Русские странствующие скоморохи – веселые люди, в древности единственные представители у нас светского искусства, потомки византийских скоморохов. Заимствовав у шпильманов нехитрое устройство их кукольного театра, русифицировав их репертуар, скоморохи разнесли его по всем уголкам Московии. Возник театр петрушки.
Театр кукол «Ульгэр» – единственный в Бурятии театр для детей и юношества. Его история берет начало в апреле 1936 года, когда был открыт Кукольный театр при Улан-Удэнском городском отделе народного образования. Художественным руководителем театра был назначен С. В. Красный. Собственной площадки у театра на тот момент не было и первые спектакли играли на майских детских утренниках в «Динамо». После проводились выездные спектакли в детских садах, школах, на народных гуляниях.
В октябре 1936 г. театру было отведено помещение в созданном тогда же Доме пионеров. Директором стал Ф. Ветлужский. В репертуаре театра были спектакли: «Сказ про бабий галдеж и скота падеж», «Тришка и шеф», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Страшный сон», «Мальчишки-глупышки».
В 1941 году, еще до начала войны, учреждения искусств Бурятии создали концертные бригады для выступления в частях Красной Армии.
ТЮЗ выезжал в районы республики для участия в широкой агитационной работе, которая велась в первые месяцы войны. Спектакли военного периода: «Приказ по фронту», «Слава», «Бедность не порок», «Ревизор», «Единая боевая», «Белеет парус одинокий», «Тимур и его команда», «Партизаны уходят в лес», «По щучьему велению», «Кот в сапогах». «Илья Муромец».
На сегодняшний день в репертуаре театра кукол Ульгэр произведения русских , зарубежных авторов и спектакли по пьесам бурятских драматургов Ц. Шагжина, Ц-Б. Бадмаева, М. Батоина, Ж. Зимина и других. Театр ставит спектакли, как на русском, так и на бурятском языках, приобщая юных зрителей к своим корням, прививая любовь к родному бурятскому языку.
Ульгэр — так называются монгольские былины и сказки. У бурят — улигер. Поэтому иначе театр кукол, о котором идет речь, можно назвать "Сказкой". В сказку попадает каждый, кто входит в небольшое здание театра, расположенное на улице Ленина, по соседству с Музеем природы Республики Бурятия. Гостей — и больших, и маленьких, - встречают куклы — добрые и милые, хитрые и коварные. Разные, но одинаково любимые всем коллективом театра.
Артисты убеждены — чтобы спектакль удался и ребенок (и взрослый) поверил в то, что кукла живая, ее нужно полюбить.
В театре имеется художественная мастерская, где создают и реставрируют куклы. Все многочисленные куклы в "Ульгэре" в очень хорошем состоянии, несмотря на солидный возраст (куклы хранятся десятки лет). Раньше кукол изготавливали с помощью масляных красок и скипидара. Сегодня на смену им пришли современные материалы.
В мастерскую часто приходят дети. Им интересно — смотреть, как рождается кукла. Может даже более интересно, чем смотреть спектакль.
В нашем школьном театре появились две куклы, созданные мастерами театра «Ульгэр» : Дангина и Будамшуу.
В этом учебном году я принял участие в районном конкурсе «Юный Будамшуу – 2022» и занял второе место. Чтобы победить в конкурсе я познакомился с традициями, обычаями бурятского народа. Выучил стихотворение «Песня о родной земле» бурятского поэта Дамбы Жалсараева. Познакомился с народными сказками и преданиями. Образ Будамшуу для меня стал родным, мне не составило труда озвучить куклу, созданную мастерами театра «Ульгэр».
Мне стало интересно, как мои друзья относятся к театру, часто ли смотрят театральные постановки, как проводят своё свободное время.
Глава 2
Глава 2 Создание школьного театра и постановка спектакля
2.1 Результаты анкетирования
В ходе исследования было проведено анкетирование среди учеников начальной школы, целью которого стало изучение досуга детей, а также востребованности кукольного театра среди младших школьников. (Приложение 1)
На вопрос «Как Вы проводите свое свободное время?» ребята отвечали так: 57% проводят время с друзьями, на втором месте компьютерные игры – 33%, посещают кинотеатр 5%, театр – 5%. (Приложение 2. Диаграмма 1)
На вопрос «Ходите ли Вы в театр?» ответы были следующие: часто – 5%, иногда – 15%, никогда не был(а) – 55%. (Приложение 3. Диаграмма 2)
О кукольном театре слышали все 100% опрошенных. Посещали Бурятский республиканский театр кукок «Ульгэр» 10%, не посещали 90%. Хотели бы участвовать в качестве кукловода в кукольном представлении – 85%, нет – 7%, не знают – 8%. (Приложение 4. Диаграмма 3)
Таким образом, можно сделать вывод о том, что младшие школьники слышали о кукольном театре и, даже, хотели бы выступать в качестве кукловода. Но театр не посещают, а предпочитают гулять с друзьями и играть в компьютерные игры.
2.2 Создание школьного кукольного театра
Поскольку целью нашего исследования стало изучение особенностей кукольного театра, посредством создания перчаточного кукольного театра, мы выделили главные составляющие перчаточного кукольного театра. Чтобы основать любой театр, нужны, прежде всего, сцена (театральная ширма), актеры и декорации, так же необходимо выбрать сценарий.
Во-первых, составили последовательность работы над школьным кукольным театром:
1 этап Организационно-подготовительный, сюда входит:
2 этап Технологический:
3 этап Заключительный
На первом этапе, нами был взят сценарий сказки о добре, взаимопомощи и дружбе «Как колобок за ёлочкой ходил». (Приложение 5) Далее мы распределили роли среди детей-актеров. На этом этапе основной работой было чтение по ролям, где мы прорабатывали дикцию, работали над постановкой речи и актерским мастерством.
На втором этапе проходило творческое создание кукол и декораций.
Из чего делать куклы? На этот вопрос ответить просто - кукол можно делать из всего, что под руками: из бумаги, ткани, дерева, меха, кожи, фанеры, пенопласта, папье-маше, фетра, кожи и даже из овощей и фруктов. Их можно вязать, шить, плести, клеить, выпиливать, вырезать и т.д. А еще куклы можно сделать из разных предметов и вещей.
Среди всего широкого многообразия в кукольном театре особое место занимают перчаточные куклы: куклы-варежки, куклы с открывающимися ртами, перчаточные куклы с резиновыми или пластмассовыми головами. В нашей мастерской имелись запасы готовых кукол, а недостающие мы изготовили из подручных материалов.
Для изготовления кукол могут понадобиться следующие инструменты и материалы: лист бумаги, поделенный на клетки для копирования выкроек; картон; карандаш; линейка; портновский мелок или кусочек мыла для обводки выкроек на ткани; цветная пряжа; плотная ткань или фетр; иголки; ножницы; наперсток; пинцет, который может быть полезен при работе с такими мелкими деталями, как глаза, нос; цветные нитки; швейная машина; клей ПВА для наклеивания фетра (деталей лица). (Приложение 6. Таблица 1)
На заключительном этапе дети-актеры познакомились с куклами – это обязательный момент, потому что таким путем происходит тесное сближение актера с куклой и активное вживание в роль. (Приложение 7. Рисунок 4)
После регулярных репетиций, одноклассникам был показан новогодний спектакль «Как колобок за ёлочкой ходил». (Приложение 8. Рисунок5)
У актёров и зрителей нашего спектакля было много положительных эмоций. Все мои одноклассники оказались очень талантливыми актёрами. Они сдружились со своими кукольными персонажами, полюбили их и даже нашли сходство в характерах. Застенчивая и тихая Полина, которую редко слышу на уроках, оказалась хитрой лисой, а мой друг Гена, самым активным Зайцем. Всех покорил Колобок. Я играл роль деда.
Зрителей из-за ширмы я не видел. В зале была тишина, значит, всем было интересно. Когда спектакль закончился, все нам аплодировали, и как настоящие актёры мы вышли перед ширмой и кланялись , а зрители ещё долго не хотели нас отпускать.
Я считаю, что в каждой школе необходим кукольный театр. В театре можно проявить себя, развить артистические способности. Научиться работать в команде, выразительно читать, учиться через игру, приобретать навыки человечности, видеть результат работы. Герои кукольного театра не только участвуют в спектаклях, но и приходят на уроки.
Заключение
Литература
Что есть на свете красота?
Щелкунчик
Самарские ученые разработали наноспутник, который поможет в освоении Арктики
Центральная часть Млечного пути приоткрывает свои тайны
Можно от Солнца уйти...