• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Проект по теме: "Развитие координации на примере танцев"

Опубликовано Алексеева Мария Геннадьевна вкл 23.04.2025 - 12:52
Автор: 
Алексеева Мария
Развитие координации имеет большое значение для общего здоровья и благополучия человека. Современные условия жизни часто приводят к недостаточной физической активности, что негативно сказывается на состоянии опорно-двигательного аппарата и нервной системы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt10klass.docx42.67 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования города Омска

бюджетное общеобразовательное учреждение города Омска

«Средняя общеобразовательная школа № 36»

Индивидуальный проект

по теме: «Развитие координации на примере танцев»

вид проекта: Исследовательский

Автор:

обучающаяся класса

Алексеева Мария Геннадьевна

________________________

(подпись)

Руководитель:

Учитель физкультуры

Кирилова Анна Васильевна

______________________________

(подпись)

Работа допущена к защите

«____»____________2024 г.

Заместитель директора

Антонова Н.Н.

_______________________

(подпись)

Омск, 2025 год

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………..……………3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КООРДИНАЦИИ И ТАНЦА………………....…………………………………………...……..4

Понятие координации………………….……………..………..4

Влияние танца на развитие координации..……….....………………………………………...………...6

Значение координации в разных танцевальных направлениях…….………….………………………………………….….7

ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ТАНЦА ДЛЯ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИИ……….………………………………………...………10

Предоставление результатов анкетирования среди учащихся «СОШ 36»……………………………………………………………...….10

Разбор результатов анкетирования среди учащихся….......…12

Создание информационного справочника………...…….……13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………..……….……………………...………...….14

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………….….……15

ПРИЛОЖЕНИЯ ...……………………………………………….…..……20

Введение:

Развитие координации имеет большое значение для общего здоровья и благополучия человека. Современные условия жизни часто приводят к недостаточной физической активности, что негативно сказывается на состоянии опорно-двигательного аппарата и нервной системы.

Танец выступает отличным способом тренировки координации, поскольку сочетает эстетическое удовольствие от творчества с физическими нагрузками. Занимаясь танцами, человек учится лучше чувствовать своё тело, контролировать движение конечностей, соблюдать баланс и улучшать пространственную ориентацию. Помимо физических преимуществ, танцы также стимулируют развитие когнитивных функций, повышают самооценку и улучшают самочувствие.

Поэтому включение танцевальной практики в повседневную жизнь станет ценным вкладом в поддержание хорошей физической формы и профилактику заболеваний, связанных с малоподвижностью.

Цель: исследовать влияние танца на развитие координации у занимающихся различными танцевальными направлениями.

Задачи:

  1. изучить влияние танцев на координацию человека;
  2. узнать какие виды/стили танцев лучше всего способствуют развитию координации;
  3. провести анкетирование, обобщить результаты исследования;

Методы:

  1. анализ;
  2. исследование;
  3. анкетирование;

Предполагаемым продуктом проекта является буклет под названием: «Координация в танце»

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КООРДИНАЦИИ И ТАНЦА

  1. Понятие координации

Координационные способности

Под координацией понимают способность человека максимально рационально согласовывать все движения частей тела в процессе решения конкретной двигательной задачи. Данное понятие можно охарактеризовать и несколько иначе. Это возможность человека управлять собственными движениями.

Классификация координационных способностей

Особо тщательному изучению ловкость человека стали подвергать, начиная с шестидесятых годов прошлого века. При этом с каждым годом специалистами выявляются все новые и новые координационные способности. На сегодняшний день среди их видов насчитывается 3 общих, а также 20 специальных, которые проявляются специфически (равновесие, пространственная ориентация и т. Д.). Координационные способности (КС) – это те возможности человека, которые определяют его готовность оптимально управлять двигательными действиями и регулировать их. Многочисленными экспериментальными и теоретическими исследованиями выделено три основных вида КС. Это специальные, специфические, а также общие.

Специальные КС. Эти координационные способности человека, относимые к однородным группам движений, связанные с психофизическими механизмами.

Специальные КС систематизируют по возрастающей сложности. Так, выделяют:

- пространственные движения тела (акробатические, гимнастические);

- перемещение предметов (переноска грузов, подъем тяжестей);

- манипулирование движениями разными частями тела (удар, укол и т.д.);

- циклические и ациклические действия;

- метательные упражнения, выявляющие меткость (жонглирование, городки, теннис);

- защитные и атакующие действия в спортивных и подвижных играх

- баллистические движения (метания мяча, ядра или диска).

К Специфическим КС относят несколько иные координационные способности:

- к ориентированию, то есть к точному определению положения тела;

- к изменению параметров движения в целях получения высокой экономичности и точности работы пространственных и силовых мышц;

- к реагированию, то есть к точному и быстрому выполнению кратковременного целого движения при появлении ранее известного или неизвестного сигнала или его части;

- к перестройке двигательных действий при меняющихся условиях окружающей среды;

- к согласованию или соединению отдельных движений в единую двигательную комбинацию;

- к равновесию, то есть к сохранению устойчивости при статическом или динамическом положении тела;

- к ритму или точному воспроизведению заданного двигательного действия.

Общие КС – это способности третьего вида, которые являются своего рода обобщением специальных и специфических. В процессе физического воспитания педагог нередко наблюдает воспитанников, которые хорошо выполняют различные задания на равновесие и ориентирование, ритм, реагирование и т.д. Другими словами, у этих детей хорошо развиты общие координационные способности. Однако чаще всего встречаются иные случаи. Например, ребенок обладает высокими КС к циклическим движениям, показывая низкий уровень ловкости в спортивных играх. К общим координационным способностям относят потенциальные, а также реализованные возможности индивида, которые определяют его готовность к оптимальной регуляции и управлению разнообразными по смыслу и по происхождению двигательными действиями. Нередко случается так, что координационные способности существуют в скрытом виде до начала движения. В таком случае они являются потенциальными. Реализованные или актуальные КС проявляются в данный конкретный момент времени. Также координационные способности классифицируются на элементарные и сложные. К первым из них относится возможность человека к точному воспроизведению пространственных параметров движений. Сложные координационные способности это возможность индивида к быстрой перестройке двигательных действий при внезапно изменяющихся условиях.

Факторы, влияющие на координационные способности

Координационные способности человека выражаются в его возможностях, зависящих от:

- точного анализа своих движений;

- деятельности различных анализаторов, в том числе и двигательных

- решительности и смелости;

- сложности двигательного задания;

- возраста;

- уровня развития иных двигательных способностей;

- степени общей подготовленности.

Для того чтобы повысить степень возможностей человека при решении двигательных программ, необходимо использовать физические упражнения, которые:

- направлены на преодоление координационных трудностей;

- требуют от человека быстроты и правильности, а также рациональности движений;

- новы и необычны для исполнителя;

- в случае повторения выполняются с изменением условий или двигательных действий. Если предлагаемые упражнения удовлетворяют пусть даже одному из вышеперечисленных требований, то их уже можно назвать координационными. В настоящее время разработано большое количество подобных комплексов.

  1. Влияние танца на развитие координации

Танец оказывает значительное положительное влияние на развитие координации движений.

Ключевые аспекты влияния танцевальных занятий на координационные способности:

1. Улучшение двигательной памяти

При изучении новых шагов и комбинаций тело запоминает последовательности движений, что способствует развитию мышечной памяти и улучшает способность тела быстро реагировать на команды мозга.

2. Развитие пространственной ориентации

Во время танца человек учится ориентироваться в пространстве относительно себя и окружающих объектов, партнеров или зрителей. Это развивает чувство пространства и улучшает баланс.

3. Повышение гибкости и ловкости

Регулярные занятия танцами способствуют улучшению подвижности суставов, растяжке мышц и повышению общей физической подготовки, что положительно сказывается на координации движений.

4. Укрепление нервной системы

Координация тесно связана с работой центральной нервной системы. Танцы стимулируют нервные окончания, улучшая передачу сигналов от мозга к мышцам, что делает движения плавнее и точнее.

5. Формирование чувства ритма

Следование музыкальному ритму помогает развивать внутреннюю синхронизацию движений, повышая точность исполнения и улучшая общую согласованность действий различных частей тела.

Таким образом, танец является отличным инструментом для развития координации, поскольку включает комплекс физических упражнений, направленных на улучшение баланса, реакции, ориентирования в пространстве и точности движений.

  1. Значение координации в разных танцевальных направлениях

Классический балет

Особенности:

– Апломб (устойчивость) — основа техники. Танцовщик сохраняет равновесие в статике и динамике, например, в позах arabesque или relevé.

– Сложная координация рук, ног и корпуса: одновременное выполнение port de bras (движений рук) и battement tendu (вытягивание ноги) требует точного мышечного контроля.

– Музыкально-ритмическая синхронизация: движения строго соответствуют метроритму (например, в adagio и allegro).

Пример: Комбинация fouetté в «Лебедином озере» — вращения на пуантах с одновременным движением рук, что невозможно без развитой опорно-двигательной и ритмической координации.

Современный танец (модерн, контемпорари)

Особенности:

– Импровизация и нестандартная механика: падения, спирали, контракции требуют перестройки двигательных навыков в реальном времени.

– Работа с партнёром: синхронизация в дуэтах (например, в контактной импровизации) основана на взаимном ощущении веса и пространства.

– Мультифокусность: одновременное выполнение движений в разных плоскостях (например, руки в одной ритмической фазе, ноги — в другой).

Пример: В постановках Пины Бауш сочетаются речь, эмоциональная экспрессия и сложные двигательные паттерны, где координация становится инструментом художественного высказывания.

Народный танец (русский, ирландский степ)

Особенности:

– Ритмическая точность: в ирландском степе быстрые удары ног (jigs, reels) требуют микроскоординации мышц стопы и голеностопа.

– Работа с предметами: в русских танцах использование платков, шапок или ложек добавляет элемент манипуляции, повышающий сложность.

– Групповая синхронность: хороводы или линейные построения (кадриль) основаны на едином темпе и ориентации в пространстве.

Пример: «Яблочко» в матросском танце — сочетание присядок, хлопков и резких остановок, где координация обеспечивает резкость и чёткость линий.

Уличные стили (хип-хоп, брейк-данс)

Особенности:

– Изоляция тела: одновременное движение отдельных частей (например, волна руками при фиксированном корпусе).

– Power moves: вращения на голове (headspin) или спине (backspin) требуют баланса и точного распределения веса.

– Фриз (замирание): резкий переход из динамики в статику задействует мгновенную мышечную перестройку.

Пример: В брейкинге элемент windmill — перекаты через спину с разведёнными ногами — невозможен без согласования работы рук, корпуса и инерции.

Бальные танцы (ча-ча-ча, венский вальс)

Особенности:

– Парное взаимодействие: ведение и следование в латине или стандарте требуют невербальной синхронизации через тактильный контакт.

– Геометрия движений: в вальсе вращения пары по залу подчинены строгой траектории, что развивает пространственную ориентацию.

– Динамические переходы: резкие смены темпа (например, в самбе) тренируют способность к моторной адаптации.

Пример: В ча-ча-ча синкопированные шаги на счёт «4 и 1» сочетаются с движением бёдер, что требует разделения внимания между ритмом и изоляцией.

Методы развития координации в танце

Усложнение упражнений

– Пространственные изменения: добавление поворотов, смещение оси движения (например, вращения в народных танцах с удержанием платка). В классическом балете усложняют комбинации за счёт одновременной работы рук и ног (поза arabesque с динамичным port de bras).

– Ритмические вариации: смена темпа (резкие переходы от adagio к allegro в модерне) или синкопированные акценты (как в ча-ча-ча на счёт «4 и 1»).

– Работа с предметами: использование гимнастических палок для контроля амплитуды движений, конусов для точности шагов в хип-хопе, платков/шапок в русских танцах.

– Динамические параметры: упражнения на подвижной опоре (например, баланс на полусфере в контемпорари) или с изменением площади опоры.

Импровизационные задания

– Спонтанная смена направлений: задания на резкое изменение траектории под музыкальные акценты (например, в джаз-модерне).

– Контроль скорости: замедление/ускорение движений в рамках одного такта (применяется в бальных танцах для адаптации к партнёру).

– Эмоциональная импровизация: связь движений с невербальным повествованием (методика Пины Бауш), где координация становится инструментом экспрессии.

– Зеркальные упражнения: синхронное повторение движений партнёра в контактной импровизации с закрытыми глазами для развития тактильной чувствительности.

Кросс-тренинг

– Смешение стилей:

Балет + хип-хоп: изоляция корпуса (хип-хоп) в сочетании с выворотностью ног (балет) для развития многозадачности

Народный танец + акробатика: добавление перекатов/кувырков в казачьи присядки для тренировки вестибулярного аппарата.

– Использование спортивных методик:

Упражнения из синхронного плавания (работа в команде с пространственной ориентацией).

Элементы паркура для отработки точности прыжков в брейк-дансе.

– Музыкальный кроссовер: выполнение балетных плие под электронную музыку или степ-комбинаций под классические ритмы

ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ТАНЦА ДЛЯ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИИ

Предоставление результатов анкетирования среди учащихся «СОШ 36»

Занимались ли вы танцами?

  1. Да, и до сих пор занимаюсь – 24,2%
  2. Нет, но раньше занимался(ась) – 39,4%
  3. Нет, и не планирую – 21,2%
  4. Нет, но хотел(а) бы – 15,2%

Какими вы танцами занимались?

  1. Классические танцы – 34,5%
  2. Народные танцы – 24,1%
  3. Современная хореография – 58,6%
  4. Джаз, хип-хоп – 3,4%
  5. Эстрадные танцы – 3,4%
  6. Восточные танцы – 3,4%

Посещаете (посещали) ли Вы массовые мероприятия или фестивали, посвящённые танцам?

  1. Да – 60,6%
  2. Нет – 39,4%

Знаете ли вы что такое координация?

  1. Да – 84,8%
  2. Нет – 15,2%

Испытываете ли трудности с выполнением простых физических упражнений, требующих координации?

  1. Да – 15,2%
  2. Нет – 84,8%

Часто ли приходится тратить дополнительное время на изучение сложных хореографических комбинаций из-за недостаточной координации?

  1. Да – 21,9%
  2. Нет, вообще не приходится – 31,3%
  3. Лишь иногда, но приходится – 46,9%

Рассматриваете ли танцы как один из способов эффективного развития собственной координации и общего физического состояния?

  1. Да – 87,9%
  2. Нет – 12,1%

Согласились бы Вы пройти дополнительные уроки или мастер-классы по улучшению координации?

  1. Да – 51,5%
  2. Нет – 21,2%
  3. Не знаю – 27,3%

Разбор результатов анкетирования среди учащихся

Вопрос №1 — Занятие танцами

- Около четверти опрошенных (24,2%) продолжают заниматься танцами регулярно.

- Треть опрошенных (39,4%) прекратили занятия танцами, но имеют опыт участия в прошлом.

- Пятая часть (21,2%) утверждает, что не занималась и не планирует заниматься танцами.

- Небольшое количество (15,2%) выражают желание начать заниматься танцами.

Танцы воспринимаются как привлекательная деятельность, даже несмотря на отсутствие текущего опыта. Высокий процент бывших танцоров свидетельствует о популярности танцевального искусства в разные периоды жизни.

Вопрос №2 — Направления танцев

Наиболее популярным направлением является современная хореография (58,6%), далее следуют классические танцы (34,5%) и народные танцы (24,1%). Другие направления менее популярны (менее 10%).

Современные формы танцев пользуются наибольшим спросом, вероятно, благодаря своей доступности и современному характеру.

Вопрос №3 — Посещение мероприятий

Большинство респондентов (60,6%) посещают или посещали массовые мероприятия и фестивали, посвящённые танцам.

Участники высоко ценят возможность активного общения и погружения в атмосферу массовых танцевальных событий.

Вопрос №4 — Координация

Почти три четверти опрошенных (84,8%) знают термин "координация", что подчёркивает осведомлённость аудитории относительно базовых понятий физиологии движения.

Понимание важности координации широко распространено среди данной группы.

Вопрос №5 — Трудности с физическими упражнениями**

Только небольшая доля (15,2%) испытывает проблемы с простыми физическими движениями, что указывает на общую хорошую физическую подготовку и чувство баланса у большинства участников.

У подавляющего числа участников хорошая физическая форма и достаточная степень владения телом.

Вопрос №6 — Изучение сложных комбинаций

Почти половина (46,9%) сталкиваются лишь периодически с трудностями при изучении новых хореографических элементов, что показывает средний уровень сложности восприятия нового материала.

Для многих изучающих танец основной проблемой становится необходимость дополнительного времени для освоения сложносоставных шагов и связок.

Вопрос №7 — Эффективность танцев для развития координации

Подавляющее большинство (87,9%) признают танцы эффективным способом улучшения общей физической формы и координации.

Среди тех, кто занимается или пробовал заниматься танцами, преобладает уверенность в положительном влиянии занятий на физическое состояние организма.

Вопрос №8 — Дополнительные занятия

Более половины (51,5%) готовы посещать специальные курсы и мастер-классы для повышения уровня координации и техники исполнения.

Люди заинтересованы в углублении своего понимания предмета и развитии способностей посредством специализированного образования.

  1. Создание информационного справочника


Поделиться:

Вокруг света за 80 дней

Как готовятся к полетам на Луну

Бенгальские огни

Тупое - острое

Снежный всадник