• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Проектная работа "Слова-паразиты в речи современных школьников"

Опубликовано Лапина Татьяна Петровна вкл 29.04.2025 - 10:37
Лапина Татьяна Петровна
Автор: 
Костромина Юлия

Проектная работа содержит элементы исследования причин употребления подростками слов-паразитов, приведены примеры слов-паразитов, наиболее часто используемые в устной речи старшеклассниками города Новокузнецка. Автор предлагает несколько способов снижения слов-паразитов в устной речи, как детей, так взрослых.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kostromina-2024.doc134.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 102»

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА

«СЛОВА-ПАРАЗИТЫ» В РЕЧИ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА

Выполнила:

Костромина Юлия,

учащаяся 9 класса

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 102»

Научные руководители:

Горбунова Яна Сергеевна,

учитель русского языка и литературы;

Лапина Татьяна Петровна,

педагог дополнительного образования

МБУ ДО «Станция юных натуралистов»

Новокузнецкий городской округ, 2024

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………... 3

ГЛАВА 1. «СЛОВА-ПАРАЗИТЫ» В РЕЧИ СОВРЕМЕННОГО

ЧЕЛОВЕКА …………………….….………..…………………………………… 5

ГЛАВА 2. РЕЗУЛЬТАТЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОПРОСА  ....………...... 8

ГЛАВА 3. ПРАВИЛА БОРЬБЫ СО СЛОВАМИ-ПАРАЗИТАМИ ………… 10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …...…………………………………………………………… 11

ЛИТЕРАТУРА …………………………………………………………………. 12

ВВЕДЕНИЕ

Проблема. В речи человека, как в зеркале, отражается его культура, воспитанность и словарный запас. Недостаточно развитая речевая культура снижает социальный статус любого человека, каким бы делом он ни занимался. Проблема «чистоты» русского языка в последние годы приобрела острый характер и стала одной из важнейших в обществе. «Наш язык − это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем имеем дело…» − писал академик Дмитрий Сергеевич Лихачев.

Умение грамотно вести беседу, правильно отвечать на вопросы, точно доносить информацию до собеседника становится социальной необходимостью каждого человека. В настоящее время в речи подростков и взрослых людей наблюдается появление лишних слов, не несущих смысловой нагрузки, это «слова-паразиты». Такое явление наблюдается в связи с низкой речевой культурой говорящего.

Современная речь школьников изобилует «словами-паразитами», что мешает восприятию передаваемой информации, портит общее впечатление о собеседнике. Чаще всего «слова-паразита» начинают появляться для заполнения пауз в монологах и диалогах, когда человек пытается подобрать нужное слово.

Слова-паразиты наносят речи большой смысловой урон. Проблема состоит в том, что обычно человек, употребляющий «слова-паразиты», не замечает этого или не придает этому большого значения.

Целевая аудитория проекта: учащиеся девятых классов нашей школы.

Цель работы: привлечение внимания к проблеме чистоты русской речи у школьников, выявление с помощью социологического опроса типичных «слов-паразитов» учащихся девятых классов, разработка памятки по развитию культуры русской речи.

Задачи работы:

  1. Сбор информации и ее анализ по проблеме проекта.
  2. Проведение социологического опроса среди учащихся девятых классов школы с фиксацией основных слов-паразитов.
  3. Подготовка рекомендаций для учащихся старших классов «Говори красиво и грамотно».
  4. Оформление проектной работы.
  5. Подготовка доклада и презентации к докладу.
  6. Защита проекта.

Методы исследования: социологический опрос с фиксацией «слов-паразитов» среди учащихся девятых классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 102», город Новокузнецк Кемеровской области РФ.

ГЛАВА 1. «СЛОВА-ПАРАЗИТЫ» В РЕЧИ

СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА

Проблема «чистоты» русского языка в последние годы приобрела острый характер и стала одной из важнейших в обществе. Чистая речь – это речь, в которой нет языковых элементов, чуждых литературному языку, а также отвергаемых нормами нравственности слов и словесных оборотов. Чистота речи предполагает соблюдение не только языковых, в первую очередь, стилистических норм в области произношения и словоупотребления, но и этических норм.

Чистота речи предполагает стилистически оправданное употребление литературных языковых единиц: иноязычных слов и выражений, речевых штампов, а также слов и выражений, не несущих никакой смысловой нагрузки в речи и в силу этого превращающихся в сорняки. Слова-сорняки, или слова-паразиты, засоряют речь. В роли слов-паразитов могут быть обычные вводные слова. частицы, местоимения, междометия, служащие для выражения разнообразных оттенков смысла высказывания.

Слова-паразиты – это слова-связки, накрепко закрепившиеся в лексиконе человека, намертво вошедшие в его разговорную речь, ставшие привычкой.

Слова-паразиты – языковое явление, которое выражается в употреблении лишних слов для данного контекста. Слова-паразиты – это слова, которые люди употребляют часто, но при этом не вкладывают в них никакого значения, заполняют ими паузы. 

Согласно общепринятому мнению носитель этих слов – человек, употребляющий их от бедности словарного запаса. И во многих случаях так оно и есть. Тем не менее, есть несколько причин, побуждающих людей к их употреблению. Одна из них − логофобия, боязнь выступать на публике или говорить с незнакомыми людьми. Она присуща людям с низкой самооценкой, которые не уверены в себе и опасаются негативной реакции окружающих на свои слова. Слова-паразиты помогают им выиграть время, чтобы обдумать следующую фразу. К употреблению таких слов прибегают и люди с низкой скоростью мышления. Порой употребление популярного слова-паразита, аналога матерному, носит прагматический характер. Например, вставляя слово «блин», человек намеренно с его помощью создает атмосферу близости среди присутствующих – «своих людей», в компании которых можно это себе позволить.

Слова-паразиты «как бы» и «типа» часто употребляются тогда, когда говорящий хочет смягчить смысл произносимой им фразы. Порой вместо «типа» собеседник говорит «типо», тем самым подчеркивая несерьезное отношение к тому, что он сейчас произнесет. Психологи считают, что с их помощью можно даже узнать характер человека. К примеру, «кстати» любят говорить интроверты, «так сказать» – любители поболтать, у которых речь опережает мысли. Слово «вот» вставляют тогда, когда разговор хочется продолжить, но подходящая тема не найдена. Получается, что «в умелых руках» слова-паразиты играют определенную роль. 

К современный словам-паразитам у детей школьного возраста относятся: «ща», «как бы», «чё», «реально», «просто», «типа», «короче», «на самом деле», «практически», «так сказать», «вообще-то», «кстати», «ну», «вот», «блин», «прикинь» и другие.

Большинством лингвистов считается, что «слова-паразиты» используются из-за бедности словарного запаса и связанных с этим регулярных заминок. В разговорной речи не всегда удается найти самое подходящее слово, поэтому многие слова-паразиты у педагогов («вроде», «как бы») произносятся по причине, что нужное в этот момент слово в голову не приходит. Очень часто данные слова используются как слова-связки. Иногда человек хочет протянуть время. Он не может ответить на заданный вопрос, поэтому произносит: «Видите ли», «ну как вам сказать», «понимаете» и другие слова-паразиты, выигрывая для себя время.

Бывают случаи, когда человек волнуется, забывает произносимый текст, тогда появляются слова-паразиты. Это получается неосознанно.

Есть и другая причина появления этих слов в речи. На эти слова возникает мода. Например, слово «чёткий», очень популярно в речи молодёжи. Поэтому «словами-паразитами» могут пользоваться и люди, которые не имеют проблем с речью.

Наблюдая за употреблением слов-паразитов в речи школьников, замечено, что одна группа слов употребляется для эмоциональной окраски речи: «блин», «капец». Другие слова служат для замещения пауз: «ну», «вот». Многие люди имеют привычку, подбирая нужное слово, тянуть «э-э-э», «а-а-а» или «м-м-м». Слова, которые служат для ускорения речи: «короче», «так сказать». Слова, которые употребляются, когда говорящий не может найти подходящее слово: «типа», «типа того», «как бы», «вроде как».

Таблица 1. Лингвистическая классификация слов-паразитов

№

Лингвистическая группа

Слова-паразиты

1

Звуки.

«А-а-а», «э-э-э», «м-м-м»

2

Частицы.

«Ну», «вот», «так», «просто», «прямо», «как бы»

3

Вводные слова

«В общем-то», «в принципе», «допустим», «значит», «короче», «например», «понимаешь», «собственно говоря», «слушай», «стало быть», «так сказать».

4

Местоимения, наречия

 «Откуда», «этот», «такой», «тот», «зачем», «там», «здесь».

5

Экспрессивная лексика

«Блин», «черт», «капец», «класс», «кайф».

6

Модальные слова

«Конечно», «наверное», «вероятно», «кажется», «разумеется», «возможно», «по-видимому», «значит», «правда», «действительно».

ГЛАВА 2. РЕЗУЛЬТАТЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОПРОСА

В период с 1 января по 1 февраля 2024 года был проведен социологический опрос учащихся девятых классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 102» с целью фиксации наиболее популярных и часто употребляемых в повседневной речи «слов-паразитов».

В опросе приняли участие 28 учащихся, среди них 17 девушек и 11 юношей.

Таблица 2. «Слова-паразиты» учащихся МБОУ «СОШ № 102»

№

«Слово-паразит»

Функция в разговорной речи

1

«Короче»

Желание подвести итог

2

«Значит»

3

«В принципе»

4

«Понимаешь»

5

«Прикинь»

6

«Факт»

7

«В натуре»

8

«Во-во»

9

«Вот-вот»

10

«Этот», «этот самый»

Пауза в устной речи

11

«Как это»

12

«Как бы»

13

«Типа», «типо»

14

«Просто»

Неуверенность

15

«Как сказать-то…»

16

«Эм-м-м»

17

«Ну…»

18

«Если че»

19

«Блин», «Блин-блинский»

Отрицательные эмоции

20

«Капец»

21

«Трындец»

22

«Писец»

23

«Треш»

24

«Щас»

25

«Ваще»

26

«На фиг»

27

«Зашибись»

28

«Ешкин кот»

29

«Екарный бабай»

30

«Е-мое»

31

«Черт»

32

«Шиза»

33

«Рил»

34

«О, господи…»

35

«Кайф»

Положительные эмоции

36

«Круто»

37

«Отпад»

38

«Обалдеть»

39

«Ни фига себе»

40

«Найс»

41

«Класс»

Анализ собранной информации позволяет сделать следующие выводы:

  1. чаще всего «слова-паразиты» учащимися нашей школы употребляются для выражения отрицательных эмоций;
  2. достаточно часто учащиеся используют «слова-паразиты» для подведения итога своей речи, заполнения пауз, при неуверенности в собственных сила;
  3. довольно редко «слова-паразиты» используются для выражения положительных эмоций, положительного отношения к происходящему.

ГЛАВА 3.

ПРАВИЛА БОРЬБЫ СО СЛОВАМИ-ПАРАЗИТАМИ

  • Необходимо усилить контроль за своей и чужой речью.
  • Повышать самооценку, чтобы быть уверенным в своих словах.
  • Как только захотите сказать «эээм», сделайте вдох, пауза лучше, чем ваши слова-паразиты.
  • Зачитайте доклад своему другу, он пусть посчитает, сколько раз вы произнесли «слова-паразиты». Тогда вы поймете, насколько остро стоит проблема.
  • Научитесь делать паузы в речи, делайте ее размеренной. Слушателю куда сложнее слышать бессмысленный поток. На месте запятых делайте небольшие паузы, в конце предложения – долгие.
  • Психологи рекомендуют при употреблении слов-паразитов наказать себя «рублем», ввести денежные штрафы за использование этих слов или ввести некоторые ограничения, например, запретить себе просмотр сериала, любимой передачи, отказаться от десерта.
  • На формирование грамотной красивой речи значительное влияние оказывает чтение классической литературы прошлых веков и нашего времени.
  • На устную речь каждого конкретного человека очень сильно влияет разговорная речь его ближайшего окружения. Если вы грамотный человек и не употребляете в своей речи слова-паразиты, но ваше окружение действует противоположно, то, возможно, что под их натиском вы начнете говорить так же. Это правило может работать и в обратную сторону.  

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работа над проектом научила меня проводить сбор информации, обрабатывать полученные данные после проведения социологического опроса, делать выводы на основе их анализа.

При работе над докладом я работала со многими информационными источниками: справочниками, статьями, Интернет-ресурсами.

Могу сказать, что работа над проектом проходила трудно, однако в результате по материалам данной работы были проведены занятия и организована дискуссия в творческих объединениях МБУ ДО «Станция юных натуралистов». Дискуссия получилась яркой и запоминающейся. Ребята предложили продолжать проводить исследования на актуальные для подростков и молодежи темы.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Катерлин Н. С., Бабикова Е. А. Говорите-говорите: тренажер, который улучшит вашу речь. / Н. С. Катерлин. – М.: Омега-Л, 2022. – 320 с.
  2. Мандель Б. Р. Русский язык и культура речи. История, теория, практика. / Б.Р. Мандель. – М.:  Вузовский учебник, 2020. – 267 с.
  3. Михальская, А. К. Риторика: учебник. / А. К. Михальская. – М.: ИНФРА-М, 2022. – 480 с.
  4. Петрова А. Н. Искусство речи. / А.Н. Петрова. – М.: АСТ, 2023. – 446 с.


Поделиться:

Рисуют дети водопад

Про пингвинов

Музыка космоса

Швейня

На льдине