Проектная работа содержит элементы исследования причин употребления подростками слов-паразитов, приведены примеры слов-паразитов, наиболее часто используемые в устной речи старшеклассниками города Новокузнецка. Автор предлагает несколько способов снижения слов-паразитов в устной речи, как детей, так взрослых.
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 134.5 КБ |
Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 102»
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА
«СЛОВА-ПАРАЗИТЫ» В РЕЧИ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА
Выполнила:
Костромина Юлия,
учащаяся 9 класса
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 102»
Научные руководители:
Горбунова Яна Сергеевна,
учитель русского языка и литературы;
Лапина Татьяна Петровна,
педагог дополнительного образования
МБУ ДО «Станция юных натуралистов»
Новокузнецкий городской округ, 2024
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………... 3
ГЛАВА 1. «СЛОВА-ПАРАЗИТЫ» В РЕЧИ СОВРЕМЕННОГО
ЧЕЛОВЕКА …………………….….………..…………………………………… 5
ГЛАВА 2. РЕЗУЛЬТАТЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОПРОСА ....………...... 8
ГЛАВА 3. ПРАВИЛА БОРЬБЫ СО СЛОВАМИ-ПАРАЗИТАМИ ………… 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …...…………………………………………………………… 11
ЛИТЕРАТУРА …………………………………………………………………. 12
ВВЕДЕНИЕ
Проблема. В речи человека, как в зеркале, отражается его культура, воспитанность и словарный запас. Недостаточно развитая речевая культура снижает социальный статус любого человека, каким бы делом он ни занимался. Проблема «чистоты» русского языка в последние годы приобрела острый характер и стала одной из важнейших в обществе. «Наш язык − это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем имеем дело…» − писал академик Дмитрий Сергеевич Лихачев.
Умение грамотно вести беседу, правильно отвечать на вопросы, точно доносить информацию до собеседника становится социальной необходимостью каждого человека. В настоящее время в речи подростков и взрослых людей наблюдается появление лишних слов, не несущих смысловой нагрузки, это «слова-паразиты». Такое явление наблюдается в связи с низкой речевой культурой говорящего.
Современная речь школьников изобилует «словами-паразитами», что мешает восприятию передаваемой информации, портит общее впечатление о собеседнике. Чаще всего «слова-паразита» начинают появляться для заполнения пауз в монологах и диалогах, когда человек пытается подобрать нужное слово.
Слова-паразиты наносят речи большой смысловой урон. Проблема состоит в том, что обычно человек, употребляющий «слова-паразиты», не замечает этого или не придает этому большого значения.
Целевая аудитория проекта: учащиеся девятых классов нашей школы.
Цель работы: привлечение внимания к проблеме чистоты русской речи у школьников, выявление с помощью социологического опроса типичных «слов-паразитов» учащихся девятых классов, разработка памятки по развитию культуры русской речи.
Задачи работы:
Методы исследования: социологический опрос с фиксацией «слов-паразитов» среди учащихся девятых классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 102», город Новокузнецк Кемеровской области РФ.
ГЛАВА 1. «СЛОВА-ПАРАЗИТЫ» В РЕЧИ
СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА
Проблема «чистоты» русского языка в последние годы приобрела острый характер и стала одной из важнейших в обществе. Чистая речь – это речь, в которой нет языковых элементов, чуждых литературному языку, а также отвергаемых нормами нравственности слов и словесных оборотов. Чистота речи предполагает соблюдение не только языковых, в первую очередь, стилистических норм в области произношения и словоупотребления, но и этических норм.
Чистота речи предполагает стилистически оправданное употребление литературных языковых единиц: иноязычных слов и выражений, речевых штампов, а также слов и выражений, не несущих никакой смысловой нагрузки в речи и в силу этого превращающихся в сорняки. Слова-сорняки, или слова-паразиты, засоряют речь. В роли слов-паразитов могут быть обычные вводные слова. частицы, местоимения, междометия, служащие для выражения разнообразных оттенков смысла высказывания.
Слова-паразиты – это слова-связки, накрепко закрепившиеся в лексиконе человека, намертво вошедшие в его разговорную речь, ставшие привычкой.
Слова-паразиты – языковое явление, которое выражается в употреблении лишних слов для данного контекста. Слова-паразиты – это слова, которые люди употребляют часто, но при этом не вкладывают в них никакого значения, заполняют ими паузы.
Согласно общепринятому мнению носитель этих слов – человек, употребляющий их от бедности словарного запаса. И во многих случаях так оно и есть. Тем не менее, есть несколько причин, побуждающих людей к их употреблению. Одна из них − логофобия, боязнь выступать на публике или говорить с незнакомыми людьми. Она присуща людям с низкой самооценкой, которые не уверены в себе и опасаются негативной реакции окружающих на свои слова. Слова-паразиты помогают им выиграть время, чтобы обдумать следующую фразу. К употреблению таких слов прибегают и люди с низкой скоростью мышления. Порой употребление популярного слова-паразита, аналога матерному, носит прагматический характер. Например, вставляя слово «блин», человек намеренно с его помощью создает атмосферу близости среди присутствующих – «своих людей», в компании которых можно это себе позволить.
Слова-паразиты «как бы» и «типа» часто употребляются тогда, когда говорящий хочет смягчить смысл произносимой им фразы. Порой вместо «типа» собеседник говорит «типо», тем самым подчеркивая несерьезное отношение к тому, что он сейчас произнесет. Психологи считают, что с их помощью можно даже узнать характер человека. К примеру, «кстати» любят говорить интроверты, «так сказать» – любители поболтать, у которых речь опережает мысли. Слово «вот» вставляют тогда, когда разговор хочется продолжить, но подходящая тема не найдена. Получается, что «в умелых руках» слова-паразиты играют определенную роль.
К современный словам-паразитам у детей школьного возраста относятся: «ща», «как бы», «чё», «реально», «просто», «типа», «короче», «на самом деле», «практически», «так сказать», «вообще-то», «кстати», «ну», «вот», «блин», «прикинь» и другие.
Большинством лингвистов считается, что «слова-паразиты» используются из-за бедности словарного запаса и связанных с этим регулярных заминок. В разговорной речи не всегда удается найти самое подходящее слово, поэтому многие слова-паразиты у педагогов («вроде», «как бы») произносятся по причине, что нужное в этот момент слово в голову не приходит. Очень часто данные слова используются как слова-связки. Иногда человек хочет протянуть время. Он не может ответить на заданный вопрос, поэтому произносит: «Видите ли», «ну как вам сказать», «понимаете» и другие слова-паразиты, выигрывая для себя время.
Бывают случаи, когда человек волнуется, забывает произносимый текст, тогда появляются слова-паразиты. Это получается неосознанно.
Есть и другая причина появления этих слов в речи. На эти слова возникает мода. Например, слово «чёткий», очень популярно в речи молодёжи. Поэтому «словами-паразитами» могут пользоваться и люди, которые не имеют проблем с речью.
Наблюдая за употреблением слов-паразитов в речи школьников, замечено, что одна группа слов употребляется для эмоциональной окраски речи: «блин», «капец». Другие слова служат для замещения пауз: «ну», «вот». Многие люди имеют привычку, подбирая нужное слово, тянуть «э-э-э», «а-а-а» или «м-м-м». Слова, которые служат для ускорения речи: «короче», «так сказать». Слова, которые употребляются, когда говорящий не может найти подходящее слово: «типа», «типа того», «как бы», «вроде как».
Таблица 1. Лингвистическая классификация слов-паразитов
№ | Лингвистическая группа | Слова-паразиты |
1 | Звуки. | «А-а-а», «э-э-э», «м-м-м» |
2 | Частицы. | «Ну», «вот», «так», «просто», «прямо», «как бы» |
3 | Вводные слова | «В общем-то», «в принципе», «допустим», «значит», «короче», «например», «понимаешь», «собственно говоря», «слушай», «стало быть», «так сказать». |
4 | Местоимения, наречия | «Откуда», «этот», «такой», «тот», «зачем», «там», «здесь». |
5 | Экспрессивная лексика | «Блин», «черт», «капец», «класс», «кайф». |
6 | Модальные слова | «Конечно», «наверное», «вероятно», «кажется», «разумеется», «возможно», «по-видимому», «значит», «правда», «действительно». |
ГЛАВА 2. РЕЗУЛЬТАТЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОПРОСА
В период с 1 января по 1 февраля 2024 года был проведен социологический опрос учащихся девятых классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 102» с целью фиксации наиболее популярных и часто употребляемых в повседневной речи «слов-паразитов».
В опросе приняли участие 28 учащихся, среди них 17 девушек и 11 юношей.
Таблица 2. «Слова-паразиты» учащихся МБОУ «СОШ № 102»
№ | «Слово-паразит» | Функция в разговорной речи |
1 | «Короче» | Желание подвести итог |
2 | «Значит» | |
3 | «В принципе» | |
4 | «Понимаешь» | |
5 | «Прикинь» | |
6 | «Факт» | |
7 | «В натуре» | |
8 | «Во-во» | |
9 | «Вот-вот» | |
10 | «Этот», «этот самый» | Пауза в устной речи |
11 | «Как это» | |
12 | «Как бы» | |
13 | «Типа», «типо» | |
14 | «Просто» | Неуверенность |
15 | «Как сказать-то…» | |
16 | «Эм-м-м» | |
17 | «Ну…» | |
18 | «Если че» | |
19 | «Блин», «Блин-блинский» | Отрицательные эмоции |
20 | «Капец» | |
21 | «Трындец» | |
22 | «Писец» | |
23 | «Треш» | |
24 | «Щас» | |
25 | «Ваще» | |
26 | «На фиг» | |
27 | «Зашибись» | |
28 | «Ешкин кот» | |
29 | «Екарный бабай» | |
30 | «Е-мое» | |
31 | «Черт» | |
32 | «Шиза» | |
33 | «Рил» | |
34 | «О, господи…» | |
35 | «Кайф» | Положительные эмоции |
36 | «Круто» | |
37 | «Отпад» | |
38 | «Обалдеть» | |
39 | «Ни фига себе» | |
40 | «Найс» | |
41 | «Класс» |
Анализ собранной информации позволяет сделать следующие выводы:
ГЛАВА 3.
ПРАВИЛА БОРЬБЫ СО СЛОВАМИ-ПАРАЗИТАМИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Работа над проектом научила меня проводить сбор информации, обрабатывать полученные данные после проведения социологического опроса, делать выводы на основе их анализа.
При работе над докладом я работала со многими информационными источниками: справочниками, статьями, Интернет-ресурсами.
Могу сказать, что работа над проектом проходила трудно, однако в результате по материалам данной работы были проведены занятия и организована дискуссия в творческих объединениях МБУ ДО «Станция юных натуралистов». Дискуссия получилась яркой и запоминающейся. Ребята предложили продолжать проводить исследования на актуальные для подростков и молодежи темы.
ЛИТЕРАТУРА

Рисуют дети водопад

Про пингвинов

Музыка космоса

Швейня

На льдине