Исследовательская работа, посвященная изучению демографической ситуации в с.Индерка в 1897 году.
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 59.5 КБ |
Гафарова Иркям,
учащаяся МБОУ СОШ с. Индерка Сосновоборского района
«Индерка в 1897 году» (на основе метрических книг)
Метрические книги являются уникальными и ценнейшими документальными источниками. Они имеют огромное научно-историческое значение как при составлении родословных, так и для изучения истории населенных пунктов. Их информационный потенциал поистине неисчерпаем. Содержащийся в них фактический материал может послужить источниковой базой для многих фундаментальных исследований в самых разных направлениях научных изысканий.
К сожалению, до сих пор этот уникальный исторический источник остается вне поля зрения исследователей. В первую очередь, это объясняется тем, что основная масса мусульманских метрических книг написаны арабской графикой. Вследствие этого многие исследователи не имеют информации как о составе и содержании метрических книг, так и о месте их хранения.
Ценность данной работы заключается в том, что впервые используются метрические книги как источник по изучению истории Индерки. В нахождении и в переводе метрических книг нам помогли участники проекта «Татарская генеалогия».
Цель работы: на основе метрических книг выявить демографическую картину села Индерка в 1897 году. Задачи: выяснить историю появления метрических книг в России, изучить и проанализировать метрические книги 5 мечетей села с.Индерка.
Метри́ческими книгами назывались журналы для официальной записи актов гражданского состояния (рождений, браков и смертей) в России в период с начала XVIII века по 1918 год. Ведение метрических книг в России было возложено на духовные учреждения. Православные метрические книги начали распространяться с 1720-года. Среди исповедующих другие конфессии метрические записи появились намного позже.
Вопрос о введении метрических книг среди мусульман впервые был поднят Оренбургским вице-губернатором Н. Ханыковым в 1827 году. В своем обращении в Оренбургское губернское правление он указал на то, что время рождения магометанских младенцев нигде и никем не записывается и это вызывает неудобства при рассмотрении судебных дел о малолетних преступниках, а также невозможно точно установить возраст мусульманских юношей при наборе в рекруты. Он предложил вменить в обязанность Оренбургскому магометанскому духовному собранию завести и рассылать по всем мечетям такие же метрики, какие ведутся христианскими священниками.
Это предложение одобрил Оренбургский военный губернатор генерал П.К. Эссен. 21 сентября 1828 года последовал Сенатский указ о введении в употребление метрических книг по Оренбургскому духовному магометанскому управлению.
В каждый приход отправлялось по 2 экземпляра метрических книг. За полученные шнуровые книги приходский имам должен был дать расписку о получении, а также выслать за них 50 копеек в Оренбургское магометанское духовное собрание. Собранные таким образом деньги вновь направлялись на изготовление и рассылку метрических книг.
Шнуровая метрическая книга состояла из четырех разделов. В первую часть должны были заноситься сведения о родившихся: «кто родился и какое ему дано имя; число и месяц рождения; сословие отца, имена отца и матери, где родился». Во второй части фиксировались сведения о бракосочетавшихся: «кто именно и с кем вступает в супружество; число и месяц бракосочетания; кто были родители бракосочетавшихся; сколько и кто именно были свидетелями; главные условия бракосочетания; кто из духовных лиц совершил брак». Третья часть предназначалась для регистрации акта «о бракоразводах», где указывалось: «кто именно и с кем разведен; число и месяц; по каким причинам; кто были свидетелями; по чьему решению расторгнут брак». В последней части записывались сведения об умерших: «кто умер (имя умершего); число и месяц; каких лет; от какой болезни или отчего умер; где умер и где погребен».
В указе отмечалось, что имамы пишут метрические книги на татарском языке, если не знают русского. Эта оговорка стала причиной того, что почти все метрики писались исключительно на татарском языке арабскими буквами. Имамы должны были по окончании каждого года один экземпляр отправлять в Оренбургское духовное магометанское собрание. Второй экземпляр оставался в мечетях на хранении на случай если будет надобность выдавать выписки из метрических книг по требованию присутственных мест.
Первые метрические книги были разосланы в начале 1829 года. С этого времени и вплоть до 1937 года регистрация актов о родившихся, сочетавшихся браком, разведшихся и умерших проводилась в мечетях духовными лицами.
Согласно декрету Советской власти «О гражданском браке, о детях и ведении книг актов гражданского состояния» от 18 декабря 1917 г. дело по регистрации актов гражданского состояния было изъято из ведения духовных учреждений и передано в руки органов местной и государственной власти, а акты гражданского состояния, зарегистрированные в метрических книгах мечетей, потеряли свою юридическую силу. Однако мусульманское население по старой привычке продолжало обращаться за регистрацией в мечети и к духовным лицам. С 1924 года название «метрическая книга» было изменено на «семейную тетрадь» («Гаилә дәфтәре»).
Сегодня мусульманские метрические книги хранятся в фондах многих республиканских и областных архивов. Наиболее полный комплект метрических книг сосредоточен в Центральном государственном историческом архиве Республики Башкортостан. Они вошли в состав фонда Оренбургского магометанского духовного собрания (Ф. №-295), где хранится 71128 дел, многие из которых (мусульманские метрические книги) - с 1829 по 1899 год, по некоторым приходам до 1919 года.
Изучив метрические книги 5 мечетей, мы составили таблицу, отражающую демографическую ситуацию в Индерке в 1897 году .В 1897 году в Индерке существовли 5 мечетей.
В 1897 году родились 158 детей. Из них 85 девочек, 72 мальчика. А всего население Индерки (по переписи населения 1897г.) составляло 3061 человек. Т.е. количество людей увеличилось на 5,2%.
Не подтверждается мнение о раннем вступлении в брак девушек. Средний возраст невест составлял, по данным метрических книг, 20-26 лет. Юноши женились в 20-30 лет. Калым (махр) колебался от 10 до 100 рублей. Сумма зависела от того, каким был брак: первый или второй, третий. В первом браке калым был гораздо выше, чем при повторном. Во время никаха невеста не присутствовала, её могли представить отец, дед, брат, родственник или мать. Присутствовали 2 свидетеля, иногда 4. Метрические книги свидетельствуют о том, что многоженство среди индерцев не было распространено. Действительно, часто регистрировались 2, 3 браки, но вступали в них после кончины предыдущего супруга или после развода. Уровень расторжения браков составлял в среднем 12% от числа зарегистрированных браков. Разводились по причине утраты согласия и любви.
Итак, метрики позволяют нарисовать демографическую картину села. Метрическая книга даёт богатый материал для выяснения демографической ситуации (рождаемость, смертность, причины смерти, состояние института семьи и т.д.). Мы пришли к выводу, что мусульмане пользовались в Российской империи свободой применения норм и обычаев шариатского права в части брачно-семейных отношений. Подводя итог, следует отметить, что при всей своей кажущейся простоте и одинаковости метрические книги являют собой ценный источник по истории населённых пунктов.
Руководитель Абдуллина Р.Х.

Интересные факты о мультфильме "Холодное сердце"

Заяц-хваста

Владимир Высоцкий. "Песня о друге" из кинофильма "Вертикаль"

Валентин Берестов. Аист и соловей

Солнечная система. Взгляд со стороны