Доклад на исследовательскую работу "Биологические методы борьбы щитовки на комнатных растениях"
БИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ БОРЬБЫ С ЩИТОВКОЙ НА КОМНАТНЫХ РАСТЕНИЯХ.
Салихов Э.Р. ,учащийся 8 класса
МБОУ СОШ с.Давлетово,
Абзелиловский район
Султанова А.М., научный руководитель,
учитель химии и биологии
МБОУ СОШ с.Давлетово,
Абзелиловский район.
Человек и природа связаны между собой, растения играют важную роль в жизни каждого из нас. Они выполняют ряд функций: вырабатывают кислород, служат источником питания, очищают воздух, некоторые уничтожают вредоносных микроорганизмов. Высоки лекарственные свойства растений, а также их эстетическая роль и удивительная способность украшать окружающий мир человека.
В школе, где я учусь, мы сделали обход по комнатным растениям, которые растут у нас, и выявили несколько растений, которые были поражены щитовкой. Эти растения имели липкий и блестящий налет, а на листьях и стеблях находились насекомые - щитовки.
Целью работы является, выявление причин заболеваний растений и способов и определение мер борьбы с щитовкой и применение полученных навыков на практике.
Для достижения вышеуказанной цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать литературу по теме исследования;
2. Провести обследование растений Шеффлеры (Schefflera), Спатифиллум (Spatifillum).
3. Определить биологические методы борьбы с вредителем;
4. Выявить наиболее эффективные методы борьбы с щитовкой и применить их на больных растениях.
Актуальностью работы является, проявляемый интерес подрастающего поколения к окружающему пространству в школе и дома. Я заметил, что людям для их нормальной жизнедеятельности необходимо проявлять заботу о состоянии своего здоровья, заботиться о домашних животных, растениях. А биологический метод борьбы сохранит здоровье людей и растений.
Мы решили провести исследовательскую работу и выяснить, из-за чего заболело растение и избавиться от паразитов биологическими методами. В ходе исследования, было выявлено, что причиной болезни является насекомое-вредитель щитовки (Diaspididae).
Это мелкие насекомые, питающиеся соками растений. В молодом возрасте они очень подвижны; эту стадию развития щитовок называют бродяжками. Расползаясь по растению, они плотно присасываются к листьям и стеблям, где и остаются сидеть постоянно. Их тело покрывается сверху и часто снизу восковидным щитком, легко отделяющимся от листа.
На листьях, где есть щитовка, появляются желтые пятна, побеги усыхают, растение начинает хиреть, плохо растет, не цветет и, если не принять срочных мер по защите от вредителя, - погибает.
Этим и было обусловлен выбор нашей темы исследования: «Биологические методы борьбы с щитовкой на комнатных растениях».
Комнатные растения находятся в замкнутом пространстве, они чаще других растений подвергаются заболеваниям вызываемых вредителями. Поэтому болезни комнатных цветов требуют скорого лечения, так как могут поразить все растения вокруг.
В условиях школы мы не можем применять ядохимикаты, но можно использовать биологические средства борьбы. Они так же не вредят экологическому состоянию окружающей среды.
Мы отобрали растения, которые были поражены щитовкой в отдельный кабинет, провели наблюдения. На протяжении 3 месяцев растения лечили, применяя различные биологические методы (народные средства) – настой золы березовой, настой чеснока, подсолнечное масло, раствор дегтярного мыла. (таблица 1).
Для исследовательской работы я взял растение два растения шеффлеры и два растения спатифиллума.
Затем провел визуальное обследование и под микроскопом листовой пластинки растений. Увидел насекомого - паразита и определил его название в соответствии с научной литературой[3].
Детально изучил образ жизни паразита и методы борьбы с ним.
Подробно изучил болезненное состояние растения: появление липкого налёта, появление желтоватых пятен на листьях, и наличие коричневых чешуек.
Выбрал оптимальные и не токсичные способы борьбы с вредителем Щитовки.
Опыт №1 (Приложение 2)
Первым применил настой золы березовой. Для приготовления настоя я взял 3-4 столовых ложек сухой березовой золы, смешал с 1 литром воды, и довел до кипения. На следующий день остывшим настой был готов для опрыскивания.
Результатом я доволен, потому что после второго опрыскивания все щитовки погибли. Этот настой дает на листьях белый осадок поэтому, после каждого опрыскивания спустя сутки растение опрыскивали водой и протирали листья.
Опыт №2(Приложение № 3)
Вторым методом обработки применил подсолнечное масло – после механической обработки ватными дисками и водой, листья протер тонким слоем масла. Листья протирали 1 раз в 2-3 недели, подсолнечное масло хорошо держалось и придавало растению дополнительный здоровый блеск. Слой масла является своим образом защитным слоем от щитовки. После нанесения масла больше не появлялись эти паразиты. Хотя спустя некоторое время были видны маленькие новые личинки щитовок. Мы предположили, что они появились из почвы.
Опыт №3
А народный метод, обработка растения раствором дегтярного мыла дал менее положительную динамику. И он является более эффективным и безопасным для применения на комнатных цветочных культурах.
Опыт №4(Приложение №4)
Настой чесночный не дал результатов, личинки щитовок не погибли.
Значит этот метод не следует использовать при борьбе с щитовкой у комнатных растений.
На основании проведенного исследования эффективности биологическихметодов в комнатных условиях на Шеффлере и на Спатифиллуме позволило сделать следующие выводы:
2. Растения в начале были покрыты липким налетом, насекомыми щитовки, имели не здоровый вид. После лечения растений биологическими методами, растения стали выглядеть лучше: исчезла вялось, появился блеск и новые побеги.
3. Методы биологической обработки комнатных растений: механическая обработка ватными дисками листьев и стеблей; опрыскивание настоями из чеснока, березовой золы и раствором дегтярного мыла; смазывание подсолнечным маслом для образования защитного слоя от щитовки.
4. Из большого количества всевозможных биологических методов, наиболее эффективным является настой золы березовой.
Данные знания о борьбе с насекомыми-вредителями можно применять как для комнатных растений дома, так и в образовательных учреждениях. Также презентовать на открытом уроке биологии. Полученными знаниями поделиться с одноклассниками.
Помимо непосредственного лечения уже заболевших культур, необходимо обязательно проводить профилактические мероприятия, чтобы и в дальнейшем защитить растения от различных вредителей и болезней.
Дальнейшее мое научное исследование хотелось бы продолжить на тему биологических методов борьбы с вредителями с использованием насекомыми-энтомофагами. На примере божье коробки или муравьев, которые питаются щитовкой и тлей, которые являются злостными вредителями растений.
Слайд 1
Биологические методы борьбы с щитовкой на комнатных растениях Научно-исследовательская работа Ф.И.О. автора: Салихов Эльдар Ученик 8 «Б» класса МБОУ СОШ с . Давлетово , Абзелиловский район. Руководитель: учитель химии и биологии Султанова Айгуль МавлитовнаСлайд 2
Целью работы является, выявление причин заболеваний и способов определения мер борьбы с щитовкой, и применение полученных навыков на практике.
Слайд 3
Для достижения вышеуказанной цели были поставлены следующие задачи: 1 . Изучить и проанализировать литературу по теме исследования; 2. Провести обследование растений Шеффлеры ( Schefflera ), Спатифиллум ( Spatifillum ). 3. Определить биологические методы борьбы с вредителем; 4. Выявить наиболее эффективные методы борьбы с щитовкой и применить их на больных растениях.
Слайд 4
Приготовление настоев и растворов и их применение на растениях
Слайд 5
Результаты обработок на растениях Растения Обработка Результат Шефлера №1 Настой золы березовой Настой эффективен, после двух опрыскиваний настоем погибли все щитовки Шефлера №2 Подсолнечное масло масло является своим образом защитным слоем для растения от паразитов, действительно после нанесения масла щитовок больше не увидели Спатифиллум №1 Настой чеснока настой оказался не эффективным, паразиты не погибли Спатифиллум №2 Раствор дегтярного мыла Раствор малоэффективен, не все щитовки погибли.
Слайд 6
Вид растений в начале опытов Шефлера 1. Опрыскивание настоем березовой золы Шефлера 2. Обработка подсолнечным маслом. Спатифуллум 1. Опрыскивание настоем чеснока. 4. Спатифиллум 2. Опрыскивание раствором дегтярного мыла.
Слайд 7
Вид растений после опытов Шефлера 1. Появились новые побеги. Появился здоровый вид у растения. Шефлера 2. Появились новые побеги. Здоровый вид у растения. Спатифиллум 1. Растение приобрело здоровый вид немного. Спатифиллум 2. Растение не изменилось, не стало лучше.

Два морехода

Девочка-Снегурочка

Сказка "12 месяцев". История и современность

Человек несгибаем. В.А. Сухомлинский

Весенняя гроза