• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

История школы

Опубликовано Дмитриева Алия Радиковна вкл 03.05.2025 - 9:19
Дмитриева Алия Радиковна
Автор: 
Шершень Анастасия

История моей школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sohranim_istoriyu_shkoly.docx707.12 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Башкортостан

Республиканский конкурс научно-исследовательских работ и проектов

Муниципальный этап конкурса научно-исследовательских работ и проектов

Номинация: «Диалог культур»

Тема: Сохраним историю школы

Подготовила:

Шершень Анастасия Максимовна

учащаяся 9 класса

МОБУ СОШ с. Алатана

Руководитель:

Дмитриева Алия Радиковна

Учитель истории МОБУ СОШ с. Алатана

с. Забельское, ул. Школьная, д. 2

2025

ОГЛАВЛЕНИЕ

ГЛАВА 1. ВВЕДЕНИЕ        2

ГЛАВА 2. ИСТОРИЯ ШКОЛЫ        3

2.1. О ШКОЛЕ        3

2.2 ПИОНЕРСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ        4

2.3 ВОСПОМИНАНИЯ О АЛАТАНИНСКОЙ ШКОЛЫ ШКОЛЕ        5

2.4 ШКОЛА ГЛАЗАМИ МОИХ ОДНОКЛАССНИКОВ        7

ГЛАВА 3. ИЗВЕСТНЫЕ ВЫПУСКНИКИ НАШЕЙ ШКОЛЫ        7

3.1 ШАЯХМЕТОВА ЛЮЦИЯ ФАИКОВНА        8

3.2 ПРОЗОРОВ АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ        8

4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ        9

5. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ        10

6. ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………….11


ГЛАВА 1. ВВЕДЕНИЕ

Школа. Какое огромное значение имеет это слово для людей. Впервые в школу человек приходит, будучи ребенком. Здесь для него открывается мир знаний, ребенок формируется как личность. Много школ в нашей огромной стране, но у каждого есть своя, родная. Для меня таковой является наша Алатанинская школа. Я с большой радостью хожу в неё, потому что мне нравится учиться, здесь мои друзья и любимые учителя.

Для каждого из нас школа является источником знаний и частью жизни. В 2019 году нашей школе исполнилось 100 лет. А в 2021 году новому зданию исполнилось 30 лет. И мне стало интересно узнать, какой была наша школа, какие учителя работали, каких успехов достигли выпускники. Чтобы ответить на эти и другие вопросы, я решила написать исследовательскую работу на тему «Сохраним историю школы». Актуальность данного исследования заключается в том, что изучая прошлое нашей школы, мы поднимаем свое сознание на более высокий уровень, приобщаясь к духовному опыту человечества. Исследование рассматривает историю школы, а она – начало сознательной истории личности, а история личности – историю района, страны.

Проблема: не изученность истории, разрозненность имеющихся данных по истории школы.

Цель работы: исследование истории становления и развития родной школы в фактах, лицах, документах.

Задачи исследования:

- познакомиться с историей своей школы;

- развить в себе исследовательские умения;

- научиться работать с архивным материалом.

- использовать собранный материал на уроках истории, классных часах, внешкольных мероприятиях и при создании музейного фонда школы.

Методы: беседы с выпускниками школы; беседа с учителями пенсионерами; интервью, опрос, анкетирование, информационно-справочная работа c архивными документами школ.

Предмет исследования: история развития Алатанинской школы, её выпускников, учителей, директоров в разные годы, работавших в школе.

ГЛАВА 2. ИСТОРИЯ ШКОЛЫ

2.1. О ШКОЛЕ

          История Алатанинской школы сплетается из нитей судеб ее учеников и учителей, и вплетается в историю нашего села, района, республики и всей страны. В 1919 году в деревне Алатана открылась начальная школа. Первым учителем в ней был Махмуд. В 1941 году многие мужчины, в том числе и выпускники, ушли на войну защищать Родину. В 1949 году открылась семилетняя школа в здании клуба. В 1963 году после пожара был построен деревянный одноэтажный корпус. В 1966-1967 году на базе школы открылся филиал Михайловской средней школы, который затем получил статус самостоятельной средней школы. С этого момента школа стала называться Алатанинской средней школой. В 1973 году было построено двухэтажное деревянное здание школы. В 1986 году было построено двухэтажное кирпичное здание на 192 ученических места[1].

За всю историю школы в разное время ею руководили замечательные люди. Именно они отдавали все свои силы, ум, энергию и любовь своей родной школе. Наши директора преодолевали все трудности и во все времена вели школьную бригантину правильным курсом. Директорами были:

Шарипов Асхат Нагимович (1957-1959гг.)

Касимов Шайхетдин Гидиятович (1959 -1978гг.)[2]

Ризванов Марат Иншарович (1978-1980гг.)

Сафуганов Ринат Султанович (1980-1990гг.)[3]

Куликова Александра Васильевна (1990-1992гг.)

Тимофеев Александр Анатольевич (1992-1999гг.)

Рамазанова Гульнур Шавкатовна (1999-2019гг.)

Сафуганов Айрат Ринатович (2019- 2023гг.)

Сафуганова Ольга Николаевна (2023-2024 гг.)

Давлетов Рустам Хамитович  (с 2024 по настоящее время)

В нашей школе работали и замечательные учителя, и одна из них – Ложкина Евдокия Евгеньевна – родилась в деревне Алатана, окончила педагогическое училище г. Стерлитамак. Была направлена в Зигановскую начальную школу.

В годы войны работала в трудармии на восстановлении г. Стерлитамака. После победы работала в Карасевской начальной школе учителем начальных классов.

С 1956 года работала директором Юрактауской начальной школе до 1970 года. В 1970-х годах была переведена учителем начальных классов в Алатанинскую среднюю школу, где проработала вплоть до 1980 года.

2.2 ПИОНЕРСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

Создание пионерской организации в с. Алатана относится к 1928-1929гг. Одним из первых организаторов был председатель колхоза Рахматуллин Нажми абый.

В 1960 году пионерская организация нашей школы стала называться по имени советского летчика Николая Гастелло, героя Великой Отечественной войны. Анализируя архивные документы школы, не удалось выяснить, кто был в числе первых пионервожатых нашей школы, так как сохранились документы лишь с 1949 года. В 1950 г. старшей пионервожатой в книге приказов школы значится учительница начальных классов Мария Андреевна Овчинникова. Далее в истории пионерской организации школы отмечены следующие пионервожатые: Шаяхметова Л.Ф., Линник Л. И, Солодова Т.А.., Вахитова В.М. Бессменной пионервожатой с 1976 г. являлась Кузьмина Татьяна Николаевна[4].

В 1990-е годы в школе функционировала новая детская организация под названием «Пчелка». Красные пионерские галстуки сменились галстуками, цвета которых символизировали флаг Башкирии с эмблемой пчелки.  За вклад в пионерское движение Кузьмина Т.Н. награждена почетной грамотой РФ.

2.3 ВОСПОМИНАНИЯ О АЛАТАНИНСКОЙ ШКОЛЫ ШКОЛЕ

Из воспоминаний выпускника (1992г) Кузьмина А.Н.

         «Нашу школу я вспоминаю с любовью. Я помню, как вошел туда первого сентября. Мне показались все очень важными, высокими. Стены были светлых тонов, как дома. Из года в года учась в школе я знакомился с новыми друзьями, так как в это время к нам приезжали целыми семьями. Больше всего я запомнил уроки физической культуры, они мне давались легко. Мы много занимались в различных кружках. Я, конечно же, в спортивном кружке. Мы были как одна семья, участвовали в соревнованиях, после устраивали пикники, разводили костры. Я горжусь тем, что учился здесь, и получил хорошие знания, которые пригодились мне в жизни».

Из воспоминаний моей учительницы, выпускницы нашей школы:

«В школе была другая атмосфера, у нас были другие идеалы и ценности, нежели у нынешних.  Хоть в школе в это время было немного детей, нам всегда было весело. Моя мама всегда забирала меня из школы со слезами. После уроков проходили различные кружки. К нам приезжали проводить уроки фортепиано из музыкальной школы. В стенах школы начались красивые истории дружбы, любви, которые длятся до сих пор. Как же хочется снова вернуться в это прекрасное время! В школе работали мастера своего дела, которых мы уважали. Они были для нас примером человека, на которого мы хотели равняться.  После уроков ходили на спортивные секции, кружки. В коридорах начинались истории дружбы, любви между старшеклассниками.  В школе работали опытные, уважаемые, маститые учителя, которые были для нас примером для подражания. Каждый педагог - яркая, неординарная личность со своей «изюминкой». Экзамены сдавали в своей школе под жестким контролем экзаменационной комиссии. Были письменные и устные экзамены. Были и ссоры, и обиды, но все равно хочется сказать, что это были самые лучшие годы – школьные годы».

Из воспоминаний выпускницы 1999 года Ефановой О.Н., ныне учитель школы

«Моя жизнь в школе была интересной, в классах было по 10-15 учеников. Проходили постоянные смотры, конкурсы, соревнования. Наш класс был очень дружным, и мы вместе посещали секции художественной самодеятельности и спорта. Организовывали вечера, встречи с интересными людьми, проводили дискотеки, устраивали школьные балы, сами шили бальные платья. Были костры на 19 мая – день Пионерии. Было очень весело. Тогдашние ребята были более активными, ответственными и самостоятельными. Конечно же, у нас были самые хорошие наставники - наши учителя. Учителя с большой буквы, с искрой в глазах, с любовью в сердце. Не было ни одного равнодушного педагога.

Хочу выразить чувства искренней любви и благодарности за особые уроки своим учителям. Уроки, которые научили меня умению владеть собой, вести себя целесообразно в ситуации, учитывать, прежде всего, интересы людей, выстраивать взаимоотношения, ценить традиции».

2.4 ШКОЛА ГЛАЗАМИ МОИХ ОДНОКЛАССНИКОВ

Школа – это второй дом, это место, где дети проводят большую часть своего времени; место, где тебя поддержат, помогут решить проблемы. В школе каждый ребенок может почувствовать свою значимость, свою нужность.

Я решила узнать у своих одноклассников, что для них значит школа, и провела опрос. Каждый постарался ответить максимально честно.

Кузьмина Алёна:

«В школе я себя чувствую, как дома. Мы собираемся вместе, делаем уроки, играем, готовимся к мероприятиям, а потом дружно все вместе идем домой. И мне очень важно, где учиться, школа для меня - это важная часть жизни».

Рафиков Идель:

«У нас очень дружная атмосфера в школе. Каждый учитель старается заинтересовать своим предметом, а не просто проводит уроки. Директор, очень уважаемый человек, многое делает для школы. Я очень люблю проводить здесь свое время».

Ляпаев Владислав:

«Каждый класс в нашей школе очень красивый, светлый. В школе всегда приятно находится, нас вкусно и сытно кормят. После уроков мы играем в волейбол. Это мое самое любимое занятие».

ГЛАВА 3. ИЗВЕСТНЫЕ ВЫПУСКНИКИ НАШЕЙ ШКОЛЫ

У каждой школы есть достойные выпускники, на которых должно равняться подрастающее поколение. У всех выпускников судьбы сложились по-разному. Выбраны разные пути. Среди наших выпускников есть и врачи, строители, учителя, руководящие работники и многие другие.

3.1 ШАЯХМЕТОВА ЛЮЦИЯ ФАИКОВНА

Родилась 24 июля 1950 года в деревне Алатана Стерлитамакского района Башкирской АССР.

В 1987 году окончила Башкирский государственный университет, по специальности правоведение, юрист. В 1967 г. стала учителем начальных классов Юрактауской начальной школы. Также с 1967 года по 1973 гг. была старшей пионервожатой Алатанинской средней школы. После стала председателем исполкома до 1977 года. С 1977 года заведующая общим отделом, исполком Стерлитамакского райсовета Башкирской АССР. Через 10 лет стала инспектором Стерлитамакского районного комитета народного контроля.

В 1990 году стала заведующей отделом социального обеспечения, исполком Стерлитамакского райсовета. С 2003 года по 2005 год была секретарем Стерлитамакского районного совета Республики Башкортостан. С 2006 года - секретарь совета муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан. 18 лет Люция Фаиковна возглавляет женсовет района.

Шаяхметова Люция Фаиковна получила немало признаний от общественных организаций: почётные грамоты Союза женщин Российской Федерации, регионального отделения партии «Единая Россия». Также получила звание «Почётный гражданин Стерлитамакского района». 18 лет Люция Фаиковна возглавляет женсовет района[5].

3.2 ПРОЗОРОВ АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ

Родился 25 октября 1954 года в д. Николаевка. Закончил школу с. Алатана. Заслуженный экономист Республики Башкортостан. В 1977 году закончил Башкирский хозяйственный институт. Трудовую деятельность начал в 1971 года. С 1971 по 1982 гг. работал главным бухгалтером, председателем колхоза «Зенит». С 1982 года работал главным экономистом, заместителем начальника управления сельского хозяйства Стерлитамакского райисполка, заведующим финансовым отделом администрации Стерлитамакского района. С 1997 по 2005 гг. работал начальником финансового управления.

С 2006 года начальник территориального финансового управления Министерства финансов РБ Стерлитамакского района[6].

4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучив архивные данные, материалы музея, беседуя с выпускниками и учителями, я узнала много нового и интересного о моей родной школе. Можно сделать вывод о том, что цель, поставленная в работе, была достигнута. В ходе написания исследовательской работы мне удалось пополнить информацию о моей родной школе. Я изучила историю становления и развития школы от ее появления и до наших дней, насколько это было возможно. Во-первых, был собран и проанализирован материал школьного архива; во-вторых, познакомилась, собрала воспоминания преподавателей и выпускников, мне удалось узнать, как жил педагогический коллектив и ученики в разное время. Провела опрос одноклассников. Также смогла установить хронологический порядок директоров школы. Я считаю, что тема моей работы актуальна и должна быть продолжена. Ведь история школы неразрывно связана с историей малой родины, и каждый должен знать, где он учится, кто его учит и воспитывает. И самое главное - необходимо передавать эти знания из поколения в поколение. Я думаю, что данное исследование может заинтересовать не только моих одноклассников, но и всех учащихся школы, и может быть использовано в работе созданного в школе музея.

5. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Архивные материалы МОБУ СОШ с. Алатана;
  2. Воспоминания выпускников, учителей;
  3. Материалы школьного музея МОБУ СОШ с. Алатана;
  4. МБУ «ЦБС Стерлитамакского района»: https://str-cbs.ru/.

6. ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1. Открытие нового кирпичного здания. 1986 г.

Приложение 2. Касимов Ш.Г. с учениками 10 класса. 1973 г.

Приложение 3. Сафуганов Ринат Султанович

Приложение 4. Ложкина Евдокия Евгеньевна

Приложение 5. 1 сентября в старом здании школы


[1] Приложение 1. Открытие нового кирпичного здания школы. 1986 год

[2] Приложение 2. Касимов Шайхетдин Гидиятович

[3] Приложение 3 Сафуганов Ринат Султанович

[4] Из истории деревни Алатана. Архив школьного музея

[5] МБУ «ЦБС Стерлитамакского района»: https://str-cbs.ru/ 

[6] Из материалов школьного музея МОБУ СОШ с. Алатана


Поделиться:

Крутильный маятник своими руками

Ночная стрельба

Как готовятся к полетам на Луну

Ворона

Круговорот воды в пакете