• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Научно-исследовательская работа по теме: «Сказка как средство обучения и воспитания детей»

Опубликовано Ворожцова Елена Сергеевна вкл 07.05.2025 - 17:32
Ворожцова Елена Сергеевна
Автор: 
Бондаренко Варвара, Демельханова Ясмина, Аллагулова Дарина

С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому уже с самого младшего возраста необходимо знакомить с художественными произведениями, учить понимать их содержание, анализировать нравственную и духовную суть поступков героев. Таким нравственным категориям, как добро и зло, хорошо и плохо, целесообразно обучать как своим примером, так и с помощью сказок.

Поэтому нами была выбрана весьма актуальная тема: «Сказка как средство обучения и воспитания детей».

Методы исследования:

- изучение и анализ литературы;

- систематизация информации;

- описание;

- опрос;

- анализ результатов опроса.

Научно-исследовательная работа была направлена на изучение истории появления жанра «сказка», видов сказок и их особенностей, роли влияния на развитие детей. Была проведена работа по созданию авторских сказок и их экранизации, изучено мнение родителей об образовательном и воспитательном потенциалах созданных мультфильмов.

Мультимедийный продукт будет использоваться в  рамках внеурочной деятельности для учащихся младших классов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_6_g_skazka_kak_sredstvo_obucheniya_i_vospitaniya_detey.doc121 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 13

С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ПРЕДМЕТОВ

ЭСТЕТИЧЕСКОГО ЦИКЛА»  

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НОЯБРЬСК

Муниципальный этап окружного соревнования юных исследователей

«Ступень в будущее. Юниор»

Научно-исследовательская работа по теме:

«Сказка как средство обучения и воспитания детей»

Научное направление: социально-гуманитарные науки,

литература и искусство, эстетика

Авторы – учащиеся 6 «Г» класса

МБОУ «СОШ № 13 с УИП

эстетического цикла»:

Бондаренко Варвара,

Демельханова Ясмина,

Аллагулова Дарина

Руководитель:

Ворожцова Елена Сергеевна,

учитель русского языка и литературы

г. Ноябрьск, 2025 г.

Аннотация

С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому уже с самого младшего возраста необходимо знакомить с художественными произведениями, учить понимать их содержание, анализировать нравственную и духовную суть поступков героев. Таким нравственным категориям, как добро и зло, хорошо и плохо, целесообразно обучать как своим примером, так и с помощью сказок.

Поэтому нами была выбрана весьма актуальная тема: «Сказка как средство обучения и воспитания детей».

Методы исследования:

- изучение и анализ литературы;

- систематизация информации;

- описание;

- опрос;

- анализ результатов опроса.

Научно-исследовательная работа была направлена на изучение истории появления жанра «сказка», видов сказок и их особенностей, роли влияния на развитие детей. Была проведена работа по созданию авторских сказок и их экранизации, изучено мнение родителей об образовательном и воспитательном потенциалах созданных мультфильмов.

Мультимедийный продукт будет использоваться в  рамках внеурочной деятельности для учащихся младших классов.

Содержание

Введение……………………………………………………………

4

Глава 1. Теоретическая часть

1.1.

История появления жанра «сказка» ……………………………..

5

1.2.

Виды сказок в литературе и их особенности……………………..

6

1.3.

Роль сказки в развитии ребенка .…………………………………

9

Глава 2. Практическая часть

2.1.

Авторские сказки учащихся 6 класса ……………………………

12

Заключение ………………………………………………………..

13

Список литературы………………………………………………..

14

Приложения ……………………………………………………….

15


Введение

С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому уже с самого младшего возраста необходимо знакомить с художественными произведениями, учить понимать их содержание, анализировать нравственную и духовную суть поступков героев. Таким нравственным категориям, как добро и зло, хорошо и плохо, целесообразно обучать как своим примером, так и с помощью сказок.

Поэтому нами была выбрана весьма актуальная тема: «Сказка как средство обучения и воспитания детей».

Проблема.

Организация нравственного, духовного воспитания и обучения детей требует поиска эффективных средств или переосмысления уже известных.

Цель: создать сказки, способствующие обучению и воспитанию учащихся начальной школы.

В качестве гипотезы мы предполагаем, что сказки, созданные учащимися школы, несут в себе воспитательный потенциал и образовательный.

Научная новизна нашей работы заключается в создании авторских сказок с учетом национально-регионального компонента для младших школьников.

Задачи:

- изучить историю появления сказки, ее виды;

- выяснить роль влияния сказки на развитие детей;

- создать две авторские сказки;

- создать два мультфильма по тексту авторских сказок;

- провести анализ воспитательного и образовательного потенциалов на младших школьников посредством опроса родителей.

Предмет исследования: созданные авторские сказки как средство обучения и воспитания.

Методы исследования:

- изучение и анализ литературы;

- систематизация информации;

- описание;

- опрос;

- анализ результатов опроса.

Теоретическая значимость проведенной работы состоит в том, что расширяет представление о сказке и о ее образовательном и воспитательном значении как для  младших школьников, так и для авторов проекта.

Практическая значимость:

1. работа по созданию сказок расширяет кругозор, заставляет шире смотреть на язык как на средство воздействия при обучении и воспитании детей;

2.  созданные сказки-мультфильмы можно использовать в школе в рамках внеурочной деятельности.

Глава 1. Теоретическая часть.

1.1. История появления жанра «сказка»

История сказок достаточно древняя, и определить время их появления практически невозможно. Если говорить о русском народном эпосе, то роль создателей и рассказчиков, скорее всего, играли крестьяне.

Сказку как отдельный жанр начали выделять не раньше XVII века. До этого границы между эпическими жанрами были стерты, под сказкой можно подразумевать любой устный рассказ, основанный на вымышленных или полувымышленных событиях.

В древние времена такие произведения были главным инструментом передачи информации. Через мифы, былины, легенды, сказания, люди передавали свое видение мира, объясняли явления, которые не могли изучить и понять.При передаче из уст в уста рассказов о совершенно обычных событиях и явлениях, они постепенно обрастали сверхъестественными подробностями, приобретая новый магический смысл.

Со временем у человечества появлялось больше способов изучить окружающий мир. Сказка утратила свою первоначальную функцию, стала исключительно художественной единицей. Вымышленные истории использовали для развлечения и назидания, рассказывали их преимущественно детям.

Люди определенно всегда верили в чудеса. Поэтому хотя героями сказок и были чаще всего похожие на человека существа, они наделялись какими-то магическими силами и могли проходить сквозь стены, видеть будущее, превращаться в птиц или зверей и совершать другие чудеса. Такие истории представляли собой своеобразное руководство на основе накопленного опыта, помогающее достойно выйти из сложных ситуаций, преодолеть испытания, победить собственный страх.

Сказки передавались из поколения в поколение, они обрастали новыми деталями. Поэтому у большинства сказок есть несколько вариантов, но основной сюжет и мудрость, которую требуется донести, всегда одинаковы.

С появлением письменности их стали записывать и классифицировать. Позднее стали появляться литературные сказки – авторские произведения[1].

1.2. Виды сказок в литературе и их особенности

Классификация народных сказок — задача непростая. Ей посвящено множество исследований. Все истории не похожи друг на друга, в каждой — своя мораль и способ решения конфликта.

Чаще всего в литературе встречается разделение жанра на три группы:

  • волшебные сказки;
  • сказки о животных;
  • бытовые сказки.

В чем их отличительные особенности? Рассмотрим на примерах.

Волшебная сказка.

Волшебная сказка повествует о необычных событиях, в которых участвуют фантастические персонажи — Морозко, Снегурочка, Водяной, Солнце, Месяц, Ветер, Кощей Бессмертный, Баба Яга и пр.

Как отмечает литературовед Елена Ковтун, в основе сюжета — противоборство добра и зла, хороших героев и плохих. Главный герой волшебной сказки — персонаж положительный. Он сталкивается с проблемой — тяжелой утратой, угрозой какой-либо беды. Поиски утраченного или недостающего становятся основным двигателем сюжета.

В пути герою приходят на помощь волшебные помощники:

  • животные, умеющие разговаривать (конь, серый волк);
  • предметы, наделенные чудесными свойствами (зеркальце, молодильные яблоки);
  • стихии.

У такой сказки есть и стилистические особенности:

  • особые поэтические формулы («ни в сказке сказать, ни пером описать», «за тридевять земель»);
  • троичность (три испытания, три сына, три дороги).

В русском фольклоре волшебными считаются сказки «Царевна-лягушка», «Крошечка-Хаврошечка», «Гуси-лебеди», «Иван-царевич и Серый Волк». В казахском сказочном эпосе — «Савраска», «Заговоренная девушка», «Три брата и прекрасная Айлу», «Каражай» и пр.

Сказка о животных.

В этих сказках главные персонажи — звери, птицы, рыбы, иногда растения, предметы и явления природы. Человек в сюжете играет второстепенную или вовсе незначительную роль.

В сказках у животных характеры людей. Каждое животное зачастую воплощает одно или несколько человеческих качеств: жадность, хитрость, жестокость, трусость и пр. То, что люди соотносили себя с определенными животными, отобразилось в некоторых именах сказочных персонажей: Михаил Потапович, Лиса Патрикеевна и т. д.

В русском эпосе сказки о животных можно представить такими примерами:

  • «Лиса и Волк»;
  • «Волк и козлята»;
  • «Звери в яме».

Бытовая сказка.

Бытовая сказка — это история, которая происходит с обычными людьми в повседневной жизни. Здесь нет волшебства и чудес, фантастических локаций и героев. В основе бытовой сказки история человека, который попадает в нетипичную ситуацию, выходит из нее и получает за свой поступок вознаграждение или наказание.

В бытовых сказках присутствует ирония и даже сатира. Их сюжет строится на противопоставлении хороших людей плохим: чаще всего бедных, находчивых и добрых сравнивают с богатыми, скупыми и заносчивыми. Иногда врагами главных героев становятся персонифицированные образы Судьбы, Горя, Хвори и т. д.

Например, в казахской сказке «Щедрый и Скупой» человек, который поделился пищей и водой со спутником, вознаграждается богатством и новыми умениями, а скупой человек наказывается. В сказке «Раб конюх» награждается честный конюх и карается коварный и завистливый визирь.

В русском народном творчестве бытовыми считаются сказки:

  • «Каша из топора»;
  • «Ямщик и купец»;
  • «Шел солдат домой» и пр.

На практике одно произведение может объединять в себе элементы каждого вида, особенно если говорить о литературной (авторской) сказке.

Сказка — это не просто удивительный вымышленный мир. Здесь ребенок знакомится с мирозданием, формирует первое представление о людях, своем народе и самих себе[2].

1.3. Роль сказки в развитии ребенка

Почему же сказка так эффективна при работе с детьми?

Духовно-нравственное воспитание и обучение – это формирование ценного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоничное развитие человека, включая в себя воспитания чувства долга, справедливости, ответственности. Любое общество заинтересовано в сохранении и передаче накопленного опыта. Сохранение этого опыта во многом зависит от системы образования и воспитания. Проблемы духовно-нравственного воспитания детей всегда находились в центре внимания выдающихся педагогов, таких как В. А Сухомлинского, Я.А. Каменского, Н. С Карпинской, Л. Н Стрелковой и др. Они занимались поиском наиболее эффективных путей и средств осуществления обучения и воспитания детей. Мы считаем, что  одним из средств создания положительных духовных и нравственных представлений у детей, установления более тесных контактов между взрослыми и детьми в семье, в школе и  интеллектуального развития, является сказка. Период  детства наиболее благоприятен для обучения и воспитания ребенка, ведь впечатления детства человек проносит через всю жизнь.

В современном мире дети сталкиваются с огромным потоком информации, который не всегда имеет положительное воздействие на их развитие. Однако, сказки остаются важным элементом обучения и воспитания ребенка, помогают ему стать уверенным и успешным в жизни. Еще в далекие времена дети вместе с волшебными историями впитывали основы жизненной мудрости, семейные ценности, умение отличать хорошее от плохого. И в настоящее время сказки играют важную роль в жизни ребенка и оказывают влияние на различные сферы: 

•    Развитие воображения

Сказки содержат в себе не только красивые иллюстрации и занимательную сюжетную линию, но и уникальные персонажи, которых не найти в реальной жизни. Малыш, читая или слушая сказки, начинает задумываться о том, как выглядят эти герои, какие у них характеры, как они взаимодействуют друг с другом. В  младшем школьном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка, что позволяет ему свободно мечтать и фантазировать.

•    Формирование речи и расширение словарного запаса
Сказки — мощный помощник в развитии речи ребенка. Чтение приучает к регулярному общению и пополнению словарного запаса. Сказочные персонажи имеют уникальный язык и говор, который отличается от обычного. Малыш, слушая или читая сказки, запоминает новые слова и фразы, улучшает навыки произношения.

•    Нравственное воспитание

Сказки – это учебник жизни. Они содержат в себе множество уроков и моральных ценностей, которые помогают ребенку стать лучше: учат терпению, дружбе, формируют основные принципы межличностного общения, способы решения конфликтов и привычки, необходимые для успешной жизни.

В сказке черпаются первые представления о справедливости и несправедливости. Сказка активизирует воображение ребенка, заставляет его сопереживать и внутренне содействовать персонажам. В результате этого сопереживания у ребенка появляются не только новые знания, но и новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям.

•    Адаптация к жизни

Одним из важных аспектов воспитания является помощь в адаптации к обществу и будущей жизни. Сказки учат детей, как сохранять оптимизм, доброту, мужество и самостоятельность в жизни. Они могут помочь ребенку научиться действовать в сложных ситуациях.

Воспринимая сказку, ребенок с одной стороны сравнивает себя со сказочным героем, и это позволяет ему почувствовать и понять, что не у него одного есть такие проблемы и переживания. С другой стороны, посредством сказочных образов ребенку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути разрешения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. При этом ребенок отождествляет себя с положительным героем.

Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Сказки позволяют детям впервые испытать храбрость и стойкость, увидеть добро и зло, быть чутким к чужим бедам и радостям. Ведь сказка для ребёнка - это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность мира чувств. Слушая сказки, дети глубоко сочувствуют персонажам, у них появляется внутренний импульс к содействию, к помощи, к защите.

Как правило, сказки несут в себе многовековую народную мудрость. Они очень доступно и доходчиво объясняют детям те или иные аспекты жизни человека, отделяют добро от зла.

Именно поэтому сказки – это неотъемлемая составляющая детского воспитания. Читая сказки, родители формируют у ребенка основы общения и поведения. У него развивается воображение, и повышаются творческие возможности. Известно, что дети, которым постоянно читались сказки, намного быстрее учатся говорить и правильно формулировать свои мысли.
Хочется обратить внимание на то, что сказку нужно не читать, а рассказывать. Этим у детей воспитывается умение слушать и понимать монологическую речь. Чтобы первое знакомство не только заинтересовало детей, но и нашло отражение в их чувствах и эмоциях, нужно выразительно преподнести текст. Эмоциональную окраску речи дети начинают ощущать с усвоением речи вообще. Особенно доступна им выразительность интонации. После рассказывания сказки необходимо рассмотреть вместе с детьми иллюстрации, провести беседу, которая поможет ребятам лучше понять содержание, правильно оценить некоторые эпизоды сказочной истории. Желательно задавать вопросы, помогающие формированию лексико-грамматических представлений детей, а также побуждающие их анализировать, рассуждать, делать выводы. Одни вопросы помогают выяснить, насколько дети поняли сюжет, другие помогают точнее охарактеризовать героев сказки, третьи – обратить внимание на отдельные слова, поступки, эпизоды, почувствовать главную идею произведения.
Русская народная сказка – это сокровище народной мудрости. Ее отличает глубина идей, богатство содержания, поэтичный язык и высокая воспитательная направленность.

Сказки являются неотъемлемым атрибутом народного фольклора, частью языковой культуры, являются объектом пристального внимания и исследования[3].

Глава 2. Практическая часть.

2.1. Авторские сказки учащихся 6 класса.

Поскольку сказка является эффективным средством нравственного, духовного воспитания и обучения детей, мы решили создать свои авторские сказки и проверить посредством опроса родителей несут ли они воспитательный и образовательный потенциалы.

Нами была проведена следующая работа:

1. отобран материал, отражающий национальное, природное и географическое своеобразие округа

2. придуманы две сказки с опорой на национально-региональный компонент

3. доработка сказок, корректировка

4. подготовка реквизита для съемки мультфильма

5. распределение ролей для съемки мультфильма

6. съемка мультфильма (видеоряд)

7. работа по озвучиванию (звуковая дорожка)

8. монтирование мультфильма

9. демонстрация мультфильма детям и родителям (направлена ссылка для просмотра)

10. проведение опроса родителей о воспитательном и образовательном потенциалах созданных мультфильмов, о том, чему они учат.

11. анализ проведеннного опроса

12. подведение итогов, выводы по работе

По итогам опроса 84 родителей были сделаны следующие выводы:

  • 84 родителя считают, что созданные нами два мультфильма имеют воспитательный потенциал, что составляет 100 %;
  • 84 родителя считают, что созданные нами два мультфильма имеют образовательный потенциал, что составляет 100 %.

Также родители ответили, что эти мультфильмы учат:

  • быть добрым
  • быть осторожным
  • быть настойчивым
  • любить свой округ
  • играть, да не заигрываться
  • всегда быть начеку
  • знакомят с повадками животных
  • быть внимательным к окружающим
  • эмпатии (сопереживанию)
  • взаимовыручке

Заключение

Воспитание детей опирается на множество факторов, и одним из самых эффективных методов является использование сказок — мир волшебства открывает перед ребенком невероятные возможности для развития. Родители понимают важное значение сказки, что это не только красочные и интересные истории, но и мощное средство воспитания и обучения, удивительный способ пробудить детское воображение и развивать важные навыки.

  Сказка является одним из важнейших социально-педагогических средств формирования личности ребенка, помощником в его обучении и воспитании.

Поскольку по итогам изучения мнения родителей созданные сказки несут воспитательный и образовательный потенциалы, было принято решение о показе данных мультфильмов младшим школьникам в рамках внеурочной деятельности, изучения их мнения после просмотра.

Также в работе у нас имеется еще одна сказка, над которой ведется работа по аналогичному сценарию.

Список литературы

1.  

https://fishki.net/2993353-skazka-ja-v-tebja-verju-ili-pochemu-i-kak-pojavilisy-skazki.html

2. https://inforing73.ru/chto-znachit-svoeobrazie-skazok/

3. https://infourok.ru/proektnaya-deyatelnostv-mire-skazok-3810125.html

Приложение 1

Авторская сказка

Сказка «Мышка и лиса»

Жила в тундре маленькая мышка. Однажды стало ей скучно в своей норке, и позвала она лису играть.

Пришла лиса к мышке. Мышка сказала:

— Добрый день, лиса!

— Здравствуй, мышка!

Мышка говорит лисе:

— Давай книжки почитаем!

А лиса:

— Нет, давай играть, я это очень люблю!

Спорили, спорили, лиса рассердилась и хотела уходить. Мышка испугалась, что лиса уйдёт, и согласилась.

— Как мы будем играть? — спросила мышка. — Давай прыгать через палочки, кто выше.

Прыгали они, прыгали. А лиса всегда побеждает и побеждает. Не любит мышка, да и не умеет проигрывать.

— Давай бороться! — сказала мышка. Боролись они, боролись. Придавила лиса мышку.

- Ааааа, - закричала мышка. Не понравилась ей эта игра.

Стали они спорить — кто кого победил? Спорили-спорили, так ничего и не решили. Мышка говорит:

— Давай играть в прятки — кто кого найдёт, тот и победитель!

Долго спорили — кто будет первым прятаться. Решили, что лиса будет первая прятаться.

Спряталась лиса. Быстро нашла мышка ее по пушистому хвосту, который снаружи она оставила. Вытащила мышка лису за хвост. Потом мышка спряталась. Лиса полдня искала её, не нашла и сказала мышке:

— Ты хоть голос подай мне!

Мышка сейчас же ответила:

— Я здесь!

Лиса кинулась на голос, а мышки там уже нет. Так мышка кричала: «Я здесь!» — и перебегала с одного места на другое, а лиса гонялась за мышкой ещё полдня, пока не упала без сил.

— Выходи, ты победила! — сказала лиса мышке.

Мышка вышла, а лиса хвать ее и чуть не съела. Мышка шустрой оказалась. Из лап лисы вырвалась, шмыг и в норку.

С тех пор так и повелось, что не играют вместе лиса и мышка. Боится мышка, что съест ее лиса и сразу прячется в свою норку.

Авторская сказка

Сказка «Ненец и олень»

В далекие времена где-то на Ямале жил ненец в своем уютном чуме. Всего у него было вдоволь: рыбы, ягоды. Радовался он каждому дню.

Но вот как-то раз на рассвете он увидел одинокого гордого оленя, который пасся в тундре. Ненец подумал: «Какой красивый олень! Эх, было бы замечательно, если бы он был мой. Может со временем появится у меня и стадо». Поймал взгляд ненца олень и подумал: «Наверное, хороший, смотрю на его семью издалека, всегда веселые, радостные… Но свобода мне милее»

Так и ходил недалеко от чума олень, присматриваясь и чувствуя рядом с ненцем себя в безопасности. А ненец времени не терял даром. Однажды он дождался, когда олень подойдет близко-близко, и поймал его хореем.

Взмолился гордый олень:

- Отпусти меня … пожалей.

Ненец ему в ответ:

- Не бойся, другом будешь, не обижу.

С тех пор и живут ненец и олень друг другу в помощь.


Поделиться:

Астрономический календарь. Март, 2019

Рисуем лыжника

Стрижонок Скрип. В.П. Астафьев

Как Снегурочке раскатать тесто?

Наводнение