Целью исследовательского проекта являются изучение истории родного села и определение уровня знаний учащихся об истории родного села.
Гипотеза: исследование основано на предположении о том, что данная работа поможет сохранить в памяти жителей села Татарское Маклаково историю родного края, пробудить интерес населения к возрождению села, воспитать у подрастающего поколения чувство любви к малой родине.
Объектом исследования является село Татарское Маклаково.
Предмет исследования – история развития села Татарское Маклаково.
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 208.69 КБ |
МБОУ «Татаромаклаковская СШ»
Научно-практическая конференция младших школьников
«Первый шаг в науку»
«История моего села»
Автор: Хусяинов Динар Илдарович,
ученик 4 класса МБОУ
«Татаромаклаковская СШ»
Наставник: Измайлова Равиля
Фатеховна, учитель начальных классов МБОУ «Татаромаклаковская СШ»
с. Татарское Маклаково
2024г
Оглавление
Введение ……………………………………………………………………….....3
1.1. Местоположение села ………………………………………………..…4
1.2. Историческое прошлое села Татарское Маклаково …………………..4
1.3. История мусульманских общин села Татарское Маклаково………….5
1.3. Татарское Маклаково и Великая Отечественная война…………….....7
1.4. Знаменитые выходцы из села Татарское Маклаково……………….....7
2. Практическая часть
2.1 Анкетирование «История села Татарское Маклаково» ……………….8
2.2. Анализ результатов анкетирования…………………………………….9
3. Заключение…………………………………………………………………….10
4. Список использованной литературы…………………………………………11
Приложение………………………………………………………………………12
Введение
Родина. Для каждого человека это слово имеет определенный смысл. Для меня это, прежде всего, село, в котором я родился и живу. Пройдет еще немного времени и многие события из жизни нашего села будут безвозвратно потеряны, поскольку не останется людей, которые могли бы рассказать нам о том времени, в котором они родились и жили. Поэтому я решил изучить историю моего родного села Татарское Маклаково.
Целью исследовательского проекта являются изучение истории родного села и определение уровня знаний учащихся об истории родного села.
Гипотеза: исследование основано на предположении о том, что данная работа поможет сохранить в памяти жителей села Татарское Маклаково историю родного края, пробудить интерес населения к возрождению села, воспитать у подрастающего поколения чувство любви к малой родине.
Объектом исследования является село Татарское Маклаково.
Предмет исследования – история развития села Татарское Маклаково.
Задачи исследования:
Методы исследования:
Местоположение села
Татарское Маклаково — село в Спасском округе Нижегородской области. Административный центр Маклаковского сельсовета. Село расположено на юго-востоке региона в лесостепном Правобережье, на реке Чёрная, возле села Русское Маклаково.
Историческое прошлое села Татарское Маклаково
Татарское Маклаково – самый северный татарский населенный пункт области.
Расселение предков современных татар на юго-востоке нижегородских земель происходило во второй половине ХVI- первой половине XVII века, когда здесь стали получать поместья служилые татары, принявшие подданство русского царя. Этнически они относились к группе татар-мишарей. Эта группа начала формироваться в районе города Кадома (совр. Мордовия). Татары-мишари, осевшие на территории Нижегородчины, впоследствии, стали именоваться сергачскими татарами, так как основным районом их расселения тут стала территория вокруг города Сергача.
Первоначально, в 70-е годы XVI века татары-мишари получили поместья в Арзамасском уезде. В период Смуты начала XVII века несколько групп кадомских татар под предводительством Богдана Кудаева и Алтыша Алышева переселились из Арзамаса в Курмышский уезд, заняв пустующие земли вдоль речек Моклоковка, Черная, Мигина, Уронга. Ранее эти угодья принадлежали семи детям боярским, среди которых была семья Василия Моклокова. В Актах нижегородского Печерского монастыря упоминается выпись (сентябрь 1612- август 1613) из отказных книг о передаче моклоковских земель татарам.
Таким образом, 1612-1613 годы ориентировочно можно считать отправной точкой отсчета истории появления служилых татар на маклаковских землях.
Сама же деревня Моклоково на Черной речке впервые упоминается в 1621 году, когда здесь было произведено распределение земель между прежними и вновь прибывшими группами служилых татар. Всего же на этих землях было размещено более 100 служилых татар. По мнению А.М. Орлова, такой группировки служилых татар в одном месте не было ни в Арзамасском, ни в Алаторском уездах.
К середине следующего десятилетия здесь по соседству располагались две татарские деревни – Большое Моклоково по обе стороны Черной речки и Меньшое Моклоково на речке Моклоковке, вероятно, у ее впадения в Черную. В 1636 году в Большом Моклокове насчитывалось 109, а в Меньшом Моклокове – 18 жилых и пустых крестьянских и бобыльских (безнадельных) дворов.
Впоследствии отдельные татарские селения слились в одну большую деревню Моклоково (см. Приложение 1). В XVII веке так же все чаще стало называться и соседнее русское село Коропово, тоже расположенное на речке Моклоковке. Из-за чего у названий обоих населенных пунктов появились уточняющие прилагательные – Татарское Моклоково и Русское Моклоково.
Татары-мишари с момента перехода в подданство российских государей охраняли стратегически важные пути, служили на засечных чертах на восточных и южных рубежах страны, а также участвовали в военных действиях с сопредельными государствами. Одним словом, несли государеву службу. За что и назывались служилыми татарами.
Неслучайно и само географическое расположение татарских деревень. Татарское Маклаково находилось на Курмышско-Московском тракте (Большой Курмышской, маклаковской, Московской дороге). Анда, Андреевка, Тукай, Базлово, Ишеево вытянулись цепочкой вдоль дороги из Сергача в Васильсурск. Возможно, такая раздача земель произошла с целью создания более удобных условий охраны данных путей.
В 1718 году служилые татары были приписаны к ведомству Казанской казеной адмиралтейской конторы. Вместо боевой службы они стали привлекаться к заготовке и доставке на верфи корабельной древесины по Волге, Суре и Каме. Отчего и стали называться лашманами (лашман – в переводе с немецкого человек, обрабатывающий дерево, лесоруб).
По юридическому статусу жители татарских деревень приравнивались к государственным крестьянам и оставались лично свободными, крепостное право на них не распространялось. До 1727 года они даже освобождались от налогов, хотя и за труд на лесозаготовках ничего не получали. Впоследствии взимание налогов возобновилось, а за работу в лесу стали платить. Работа лашманов была не из легких. От этой повинности татары были освобождены лишь в 1859 году.
Между тем, с ростом населения в Татарском Маклакове все более ощущалась нехватка пригодных к обработке земель. В 1779 году число жителей деревни было 742, а в 1859 уже 2550 человек. Некоторые татары кроме земледелия стали заниматься пчеловодством и салотопенным производством. Но для большей части местного населения дополнительным, а то и основным источником существования стал отхожий помысел. Отход от родного дома на несколько месяцев для татар был привычным. Первоначально это обуславливалось необходимостью несения военной службы, потом в связи с лашманной повинностью.
Во второй половине XIХ – начале ХХ века Татарское Маклаково разрослось еще больше – в 1897 году в нем проживало 3760, а в 1916 году – уже 5513 человек. Число дворов – около одной тысячи. Огромное село жило в основном за счет отхожих заработков.
Маклаковцев можно было встретить среди сторожей, грузчиков и других работников на Нижегородской ярмарке, пристанях в Нижнем Новгороде, Ярославле и в других поволжских городах. Писатель П.И. Мельников-Печерский в романе «На горах» отметил, что «на ярмарке обыкновенно в караульщики нанимают сергачских и васильских татар. Это народ честный и трезвый. Чернорабочие, крючники, перевозчики – тоже больше из татар».
Некоторые из жителей села, по примеру соседей – сергачан, кормились вождением медведей, обученным различным премудростям. Ходили с «генералом Топтыгиным» по ярмаркам и селам Нижегородской и других губерний. В конце XIХ века этот промысел запретили.
В 1910 году в Татарском Маклакове начала действовать первая ссудо-сберегательная касса.
История мусульманских общин села Татарское Маклаково
Традиционной религией татар-мишарей стал ислам. Однако Русская православная церковь при поддержке государства стремилась распространить на них свою духовную власть. Началась политика христианизации неславянского населения Поволжья. Татары, перешедшие в православие, стали называться новокрещенами, а оставшиеся верными исламу – некрещенами. Результаты такой политики в целом остались незначительными. В конце ХVIII века самая большая община новокрещенов в Нижегородской губернии существовала в Татарском Маклакове – 41 двор с 255 жителями – четверть всех дворов и около трети населения деревни. Отношения между двумя группами татар не всегда были добрососедскими.
В начале 1860-х годов в Татарском Маклакове насчитывалось уже 500 новокрещенов (примерно половина всех татар-новокрещенов в Нижегородской губернии). Хотя их доля в общем населении деревни сократилась до 20%. Однако ревностным исполнением православных обрядов новокрещены не отличались. Крещеные татары Татарского Маклакова были приписаны к приходской Спасо-Преображенской церкви соседнего Русского Маклакова, но посещали ее от случая к случаю. По словам местного благочинного, новокрещены бывали в православном храме «только при крещении младенцев, отпевании умерших и венчании браков, живя среди магометан, во многом следуют их обычаям и содержание Русской Христианской Веры считают для себя тяжким бременем, даже наказанием».
Таким образом, несмотря на политики христианизации, большинство татар не отвернулось от своей традиционной религии.
В середине XVII века мусульмане Татарского Маклаково сами без какого-либо указания «сверху» поставили первую в истории села мечеть. Это была скромная деревянная постройка, в которой прихожане собирались на молитвы.
Татарское Маклаково росло и богатело. В XVIII в. оно было одним из самых крупных сел мусульманского юга Нижегородчины. В 1799 г. в нем было уже две мечети. Причем в них появились первые «указные» имамы: Теймус Сейфуллов и Аббяс Абдряхимов.
В 1806 г. община насчитывала более 800 человек. Всего было 145 дворов. Шел медленный процесс имущественного разделения, постепенно выделялся более зажиточный слой. Косвенно это подтверждается переходом части новокрещен села в купеческое сословие. Так, в начале века (1803 г.), «скопив торговым промыслом» капитал в 2005 рублей, маклаковцы — татары-новокрещены братья Евстифеевы из крестьянского перешли в купеческое сословие.
Община увеличилась по количеству верующих с 1029 человек в 1812 г. до 1492 человек в 1829 г.
Позднее у жителей Татарского Маклаково появляются возможность и желание создать фонд строительства еще одной мечети, что и было сделано в 70-е гг.
В 1878 г. зафиксировано функционирование трех мечетей. Тогда в общине насчитывалось 2503 человека. Их религиозными лидерами были: мулла первой соборной мечети Мухамят Алим Аббясов— скорее всего сын предыдущего муллы Аббяса Абдряхимова, а во второй и третьей соборных мечетях осуществляли религиозные обряды такие священнослужители, как Рязан Салимжафяров, Ярмухамет Феткуллин, Ильяс Байгулов, Юнис Ильясов. Все они, ничего не получая от казны, имели от общины до 50 рублей в год. Кроме мечетей, в их ведении находилось три учебных мусульманских заведения, с числом учащихся в 180 человек. В 1880 году была построена еще одна, четвертая, мечеть , а затем, в сентябре 1895 года, была поставлена пятая соборная мечеть.
К концу XIX века в селе жило 4530 человек, а действующих мечетей было уже семь. По-прежнему функционировали исламские учебные заведения, в которых обучалось более 600 детей. Учебным процессом руководили девять учителей.
Закрытие мечетей в селе начинается в 1929 г. Были закрыты три мечети, о чем, якобы, ходатайствовали сами мусульмане. Одна мечеть была переоборудована под школу, вторая — под медицинский пункт, а третья — под клуб. В 1934 г. было закрыто еще две мечети. И президиум Спасского райисполкома вынес решение две (шестую и седьмую) «снести с последующим использованием материала на строительство школьных учреждении».
К 1935 г. относится ликвидация еще одной мечети села (первой соборной).
К моменту современной регистрации в июне 1990 г. не сохранилось ни одной из семи мечетей. Жители села молились в частных домах.
В настоящее время действуют две мечети.
Татарское Маклаково и Великая Отечественная война
Татаромаклаковцы, как и весь советский народ, с первых дней Великой
Отечественной войны отважно сражались с врагом, отстаивая каждую пядь
родной земли. 900 сыновей моего села ушли на фронт, многие из них отдали
свои жизни за свободу и независимость Родины. Об этом свидетельствует
«Книга памяти» нижегородцев, павших в Великой Отечественной войне 1941-
1945 годов, том 11, изданная в 1995 году редакционной коллегией Нижегородской области. В ней есть поименный список моих односельчан, погибших и пропавших без вести в годы Великой Отечественной войны. Всего их 467 человек.
Благодарные потомки отдают дань уважения старшему поколению, совершившему беспримерный подвиг на фронтах, постоянно чтят память тех, кто навсегда остался на полях сражений.
К сожалению, на сегодняшний день не осталось ни одного ветерана.
В нашем селе есть два памятных места, связанных с Великой Отечественной войной. Первое место - Парк Победы, который заложен в канун 40-летия Победы над фашисткой Германией на центральной усадьбе колхоза имени Чапаева на площади полтора гектара. В его создании приняли активное участие ветераны войны и труда, руководство села и колхоза, сельская молодежь, учителя и учащиеся школы. Ими посажено 565 молодых берез, которые принялись и превратились сейчас в красавиц.
Второе место - мемориальный комплекс, установленный в центре Татарского Маклакова в дань уважения участникам Великой Отечественной войны. Его составляют горизонтальная стела в виде раскрытой книги с именами погибших и вернувшихся с фронтов живыми воинов, обелиск, скульптура в виде воина с оружием, памятник труженикам тыла и детям войны.
Каждый год в День Победы около мемориала проходит торжественный митинг.
Знаменитые выходцы из села Татарское Маклаково
Родной край каждого человека богат на знаменитых людей, которые своими достижениями и талантами прославили его на весь мир. В нашем селе Татарское Маклаково есть много известных личностей, которые внесли огромный вклад в развитие науки, культуры и спорта. Одним из таких людей является Абызов Сабит Салахутдинович.
Абызов Сабит Салахутдинович родился в 1928 в селе Татарское Маклаково Спасского района. В 1952 г. окончил биологический факультет Горьковского государственного университета, в 1956 г. аспирантуру Ленинградского всесоюзного института сельскохозяйственной микробиологии.
В 1956 г. работал на станциях «Северный полюс–4» и «Северный полюс–5».
1957–59гг. – участие в экспедиции на борту научно-исследовательского корабля «Витязь» в акватории Тихого океана, в экспедициях от Арктики до Антарктиды, в Норвежском море.
В 1961–65 гг. принимал участие в работах по стерилизации аппаратов, доставляемых на поверхность Луны, Марса, Венеры. В период с 1974 по 1989 г. участвовал в семи экспедициях на станцию «Восток» Антарктиды.
В 2001–02 гг. преподавал в Институте полярных исследований в Японии. Член Комитета РФ по исследованию Арктики и Антарктики при Российской АН РФ, Рабочей группы по биологическим исследованиям космического пространства (КОСПАР), Международной комиссии по изучению озера Восток Антарктиды.
Награжден орденом «Знак Почета», медалями.
Кроме того, в моем родном крае есть знаменитые спортсмены, которые стали легендами своего вида спорта. Они выступали на международных соревнованиях и завоевывали множество золотых медалей, прославляя свой родной край. Одним из таких спортсменов является Умяров Зяки Ахмярович.
Умяров Зяки Ахмярович - известный самбист, легенда советского спорта, чемпион мира, обладатель Кубков СССР и мира, Заслуженный мастер спорта СССР, родился 6 февраля 1952 года в селе Татарское Маклаково.
В 1982 году окончил Государственный ордена Ленина и ордена Красного Знамени институт физической культуры им.П.Ф.Лесгафта.
В 1984-1987 гг являлся директором детско-юношеской спортивной школы самбо и дзюдо «Органик». С 1987 году -директор стадиона «Химик».
Депутат Городской думы, член общественного фонда содействия ветеранам спорта им.Умярова.
Также в моем селе были знаменитые врачи, одной из которых являлась Иксанова Сания Хусаиновна. Она родилась в 1937 году в селе Татарское Маклаково в семье колхозника.
В 1960 году окончила лечебный факультет Горьковского медицинского института.
Работала акушером-гинекологом в Спасской районной больнице. С 1962 года работает главным врачом Татаромаклаковской участковой больницы.
В 1985 году удостоена почетного звания «Заслуженный врач РСФСР».
Все эти знаменитые люди родного края являются гордостью и вдохновением для всех жителей. Они доказывают, что сильная воля, талант и упорство могут привести к большим достижениям и успехам в жизни.
Анкетирование «История села Татарское Маклаково»
Чтобы выяснить, насколько хорошо ученики МБОУ «Татаромаклаковская СШ» владеют элементарной информацией относительно прошлого и настоящего села Татарское Маклаково, я провел анкетирование. В опросе приняли участие 34 ученика. Анкета состояла из следующих вопросов.
В течение одной недели мы провели с учениками это анкетирование и получили следующие результаты.
Анализ анкетирования
67% опрошенных знают дату образования села.
70% опрошенных знакомы с достопримечательностями села.
92% опрошенных являются коренными жителями села.
52% ответили, что помощь оказывали учителя, руководители школьного музея и Татаромаклаковского краеведческого музея, а также родители и бабушки.
59% опрошенных знают знаменитых людей Татарского Маклакова.
Вывод: Проведя анкетирование, можно точно утверждать, что учащиеся школы, большинство которых являются коренными жителями, недостаточно хорошо знают историю села: не знают дату основания, достопримечательности, известных людей.
Заключение
Познание истории родного края, района, посёлка даёт возможность понять, кто мы есть, кто наши предки, что они нам завещали, лучше оценить прошлое, понять настоящее, заглянуть в будущее, помочь духовному возрождению народа. Знание способов решения проблем в прошлом способно подсказать нам пути преодоления наших современных трудностей или хотя бы удержать от принятия неверных решений.
Я всегда интересовался вопросами, которые были затронуты в моей работе: происхождение села, обычаи и быт народа. В ходе исследования выяснилось, что дети и взрослые в недостаточной степени ознакомлены с историей места, где проживают. Поэтому я надеюсь, что моя работа заставит их задуматься об уровне своей информированности, и, тем самым пробудить в них интерес к истории своей малой родины.
Я могу с уверенностью сделать вывод, что изучение истории села Татарское Маклаково помогло обогатить и систематизировать свои знания о родном селе, заинтересовать и приобщить других учеников школы к исследованию истории и культуры родного села.
Список использованной литературы
Приложение 1

Рис.1. Карта Нижегородской губернии 1800 года

Сочные помидорки

Четыре художника. Осень

Стрижонок Скрип. В.П. Астафьев

Одеяльце

Ломтик арбуза. Рисуем акварелью