Работа направлена на изучение экспоната музыкального инструмента Мезея музыки-Шереметевский дворец. Был проведён анализ представленных музеем данных о предмете и получены общие сведения о периоде бытования предмета, происхождении его названия, материале и его предназначении. Выдвинуто предположении о принадлежности данного музыкального инструмента конкретной исторической личности.
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 518.16 КБ |
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №73 «Ломоносовская гимназия»
Выборгского района Санкт-Петербурга
Изучение бытования музейного экспоната «Трость-пошетта»
Выполнил:
Долбенко Иван,
ученик 10.2 класса
Руководитель:
Магарова Валентина Игоревна,
учитель музыки
2022
Содержание
Введение …………………………………………………………………..…….3
Глава I Описание музейного предмета «Трость-пошетта» ………………….4
1.1 Особенности музейного экспоната……………………………..…….4
1.2 Данные, представленные музейным фондом…………………..…….5
Выводы……………………………………………………………….……..6
Глава II Анализ документов и источников………………………………….….8
2.1 Информация об организации, откуда поступил инструмент….…….8
2.1.1 Организация Музпред……………………………………………8
2.1.2 Поиск информации в архиве Музпреда…………………………10
2.2 Систематизация сведений о музыкальном инструменте…….……….11
2.2.1 О происхождении названия инструмента……………………… 11
2.2.2 Конструктивные особенности пошетты ……………….……….12
2.2.3 Звучание и назначение……………………………………………12
2.3 Деятельность танцмейстера………...………………………………….15
2.3.1 Обязанности танцмейстера ……………………………..……….15
2.3.2 Учителя танцев в России в XIX веке………………….……..….15
2.4 Использование трости в обществе в XIX веке ……………………….17
Выводы …………………………………………………………………………..
Заключение……………………………………………………………………….19
Литература………………………………………………………………………
Введение
Актуальность
После посещения нескольких экскурсий в Музее музыки – Шереметевском дворце (адрес: Санкт-Петербург, наб. реки Фонтанки, 34) во время «Детских дней» появилась заинтересованность в некоторых предметах выставки. Научным сотрудником музея было предложено взять на рассмотрение один из самых ярких экспонатов каталога музея, среди которых были пошетты. Самих пошетт в музее представлено довольно большое количество, но два из них выполнены в нестандартной форме в виде трости. Они и привлекли особое внимание автора исследовательской работы. По словам сотрудника об этих экспонатах имеется совсем мало информации даже в архивах музея, что позволяет провести исследование.
Цель: определить бытование данного экспоната.
Задачи:
Методы:
Глава 1 Описание музейного предмета «Трость-пошетта»
1.1 Особенности музейного экспоната
Данный экспонат находится в фондах музея. Он представляет собой одновременно два предмета: трость (Рис. 1)[1] и музыкальный инструмент (Рис. 3,4)[2].
Трость является футляром для музыкального инструмента. Она довольно широкая, устойчивая, заострённая к низу. Имеется металлический наконечник в нижней части.
В разобранном виде данный предмет образует 4 элемента: ручка, металлическое кольцо для соединения, пошетта, защитный чехол основной части изделия. Защитный чехол представляет собой трубку, разрезанную вдоль. Для выполнения функции музыкального инструмента необходимо открутить ручку, снять соединительное кольцо, разделить на две половины основную часть (чехол и пошетту). На рис.3 видно, что наконечник и пошетта представляют собой единый фрагмент.

Рис. 1 Экспонат трость-пошетта в собранном виде

Рис. 2 Разобранный вид экспоната

Рис. 3 Экспонат в форме пошетты
1.2 Данные, представленные музейным фондом
Период создания: начало XIX в.
Материал, техника: дерево, кишечные струны, металл
Размер: 905х170х46 (габариты); дл. корп. 545; шир. корп. 32-46; выс. царг 15/24; дл. струны 330 мм
Место создания: Германия (?)
Номер в Госкаталоге: 5848420
Номер по КП (ГИК): СПбГМТМИ ГИК 16516/970
Инвентарный номер: Х 364
В музей поступило из организации: Музпред
В Госкаталоге Министерства культуры РФ [3] указано следующее описание: «4-струнный смычковый инструмент. Полая внутри трость из красного дерева является корпусом скрипки. Дека из целого куска ели (или сосны). 2 резонаторных отверстия в форме "пламени" и 1 круглое. 4 железных конусных колка на латунном кронштейне. Гриф, порожек и струнодержатель - из чёрного дерева. Смычок вкладывается внутрь корпуса в отверстие под ручкой. Имеются 2 струны: 1 кишечная, 1 навитая».
На портале «ARTEFACT» [8] в дополнении к этому дано более развёрнутое описание: «…Дека из целого куска ели (или сосны). 2 резонаторных отверстия в форме «пламени» и 1 круглое. 4 железных конусных колка на латунном кронштейне. Колковая пластина располагается на кончике трости, то есть там, где у трости низ, у пошетты расположен верх инструмента. Колки этого инструмента регулируются специальным ключиком, который музыкант носил отдельно…. Смычок вкладывается внутрь корпуса в отверстие под ручкой. Название этого инструмента происходит от французского слова «poche» — карман. Есть и другие названия: скрипка танцмейстера, кит, сурдина. Пошетта возникла в XVI в. как ответвление скрипичного семейства. Первоначально представляла собой 3-струнный инструмент, впоследствии стала 4-струнным и приобрела самые разнообразные формы. Миниатюрные формы инструментов делали их удобными в работе учителей танцев, дававших по несколько уроков в разных домах. Танцмейстер наигрывал мелодии, под которые ученики разучивали танцевальные фигуры. Специального репертуара для этих инструментов не существовало. О том, насколько ходовой была профессия учителя танцев, говорит следующий факт: в 1612 г. только в Париже проживало свыше 300 высококвалифицированных танцмейстеров. Следовательно, была необходимость и в изготовлении пошетт. Создателями этих миниатюрных инструментов были известные скрипичные европейские мастера. Их формы и конструкция отличаются большим разнообразием. Существуют пошетты, представляющие собой миниатюрные скрипки, гитары, лодочки. Есть пошетты в виде дамских вееров, тростей. Инструменты богато украшены накладками и вставками из кости, черепахи, перламутра, ценных пород дерева, их головки имеют изысканные фигурные формы. В музейной коллекции насчитывается 35 экспонатов XVII–XIX вв. Инструменты отреставрированы, их звучание можно услышать в музейных концертах».
Выводы по Главе I.
Из представленных Музеем музыки данных, мы можем выделить общую информацию о бытовании музыкального инструмента:
Вместе с этим нет информации о том, кому принадлежал предмет, почему трость выбрана в качестве формы футляра пошетты, как могли играть учителя музыки на таком маленьком инструменте.
Поиск информации о бытовании данного предмета может вестись в двух направлениях:
Глава II Анализ документов и источников
2.1 Информация об организации, откуда поступил инструмент
2.1.1 Организация Музпред
В музейном паспорте указано, что предмет поступил в Музей музыки из Музпреда.
Музпред – краткое название Правления объединенных музыкальных предприятий, образованное в 1922 г. В Музпред входило несколько отделений:
Кроме указанных выше, были и другие подведомственные фабрики Музпреда. Среди них – национализированные с 1917 года фабрики по производству музыкальных инструментов. Эти фабрики, в большинстве своём, изготавливали рояли (К.Шрёдер, Беккер и т.д.). Отдельно стоит отметить фабрику музыкальных инструментов торгового дома "Юлий-Генрих Циммерман[6]".
Ю.Г. Циммерман первый в России свой магазин и нотное издательство открыл в Санкт-Петербурге в 1876 году, а после в Москве и других городах. В Санкт-Петербурге основал мануфактуру по производству струнных, деревянных, медных и щипковых инструментов собственной марки «J.H.Z.». В мастерских Циммермана работали мастера, приглашённые из Маркнойкирхен. В отличие от московской мануфактуры в Петербурге изначально собирались инструменты из привозных деталей (в основном из Германии). С началом первой мировой войны Циммерман уехал в Германию, а торговый дом был передан Лембергу и Лекае и стал именоваться "Лемберг, Лекае и Ко". В 1914 г. фирма в России была объявлена вражеским достоянием и национализирована в 1919 году. В советское время на базе фабрики был создан Ленинградский завод духовых инструментов (сейчас «Санкт-Петербургский Завод духовых музыкальных инструментов»).
В «Прейскуранте музыкальных инструментов, употребляемых в войсковых частях (1900-е)»[7] на одной из страниц указана собственная мастерская струнных инструментов фирмы "Юлий-Генрих Циммерман". Мастерская и склад располагались по адресу: ул. Б.Морская, д. 34 и 40.
Таким образом, поиск необходимой информации можно вести:
2.1.2 Поиск информации в архивах Музпреда
Была сделана подборка фондов архивов, где может содержаться информация.
Фонд Р-1393. ЛЕНИНГРАДСКАЯ КОНТОРА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕСПУБЛИКАНСКОГО ТРЕСТА МУЗЫКАЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ («ГОСМУЗТРЕСТ») НАРОДНОГО КОМИССАРИАТА ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РСФСР. Ленинград. 1922–1935. Описи, ведомости движения имущества подведомственных фабрик, в том числе имени Я. Беккера, Ф. Мюльбаха, Рениша, К.М. Шредера (1924-1925 гг.).
Фонд Р–80. ПЕТРОГРАДСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ПРАВЛЕНИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ («МУЗПРЕД») НАРКОМРОСА РСФСР. ПЕТРОГРАД. 1919–1923. Документы (приказы, протоколы, переписка, удостоверения) за 1922-1923 год.
Фонд № 1549. Фонд № 1549. ФАБРИКА МУЗЫКАЛЬНЫХ ДУХОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ ТОРГОВОГО ДОМА «ЛЕМБЕРГ, ЛЕКАЕ И КО», БЫВШ. «ЮЛИЙ ГЕНРИХ ЦИММЕРМАН»: 1915-1918
Не удалось пока ознакомиться с материалами, т.к. они не оцифрованы и требуется посещение читального зала.
2.2 Систематизация сведений о музыкальном инструменте
2.2.1 О происхождении названия инструмента
Пошетта – это небольшой струнный инструмент смычкового типа, по своему строению и принципу игры похожий на скрипку.
Слово пошетта происходит от французского слова pochette и означает “карман”. Вероятно, данным именованием был наделен инструмент благодаря его главной особенности, малому размеру, позволявшей носить инструмент в собственном кармане. Считается, что Трише[8] описал кожаный футляр для переноски пошетты как poche (карман). Подобным образом Мерсенн[9] писал, что среди игроков на пошетте (например, среди странствующих менестрелей или учителей танцев) было принято носить инструмент в кармане.
Однако в некоторых странах пошетта имеет другое название. Так, например, в Италии можно встретить упоминание их как sordino ("сардино") – возможно такое название дано им из-за схожести их формы с рыбацким судном, которое так и называется сардина и используется до сих пор для ловли мелкой рыбы. Или немецкое название пошетты – Taschengeige, перевод которого более-менее соответствует французскому карманная скрипка.
В Англии инструмент был распространён под именем “Kit”. Данная формулировка могла получиться от сокращения слова “pocket” до “-cket” и впоследствии “kit”. Слово "Kit" впервые было использовано в первой четверти XVI века в Англии, где оно упоминается в "Интерлюдии четырех элементов", около 1517 года. Возможно, что слово "кит" первоначально относилось к маленькому ребеку, который использовался в то время в Англии, но позже, когда пошетты заменили ребек, стало относиться и к ним [18].
2.2.2 Конструктивные особенности пошетты
Главной особенностью пошетты является необычная форма по сравнению с другими смычковыми струнными инструментами: более узкий корпус и более длинная шейка по отношению к своим размерам (с целью сохранения как можно больше мелодического диапазона). Длина инструмента составляет около 350 миллиметров.
Пошетты бывают разных форм, наиболее распространены узкие лодочки (сводчатая и дугообразная спинка), а также грушевидные. Пошетта в форме скрипки называется "наборной скрипкой". Инструмент изготавливался из дерева, покрытого водостойким лаком. Несколько веков назад древесина обрабатывалась различными маслами, придающими прочность и влагостойкость [13]. От остальных скрипичных инструментов пошетта отличается тем, что вырезается, аналогично своему предку ребеку, из цельного куска дерева, а потому не имеет разделения на гриф и деку.
Струны пошетты крепятся на колках. По количеству струн пошетты разделяются на трёхструнные (более ранний период) и четырёхструнные. Колки размещаются на основной головке грифа музыкального инструмента и выглядят в виде небольшой катушки, на которую наматываются струны. Братство изготовителей и реставраторов исторических инструментов высказало мнение, что струны для пошетты не должны быть длиннее десяти дюймов (25 см).
Из-за своего маленького размера, на пошетте нельзя играть, опираясь на подбородок или плечо, как на скрипке, вместо этого ее прижимают к груди или вдоль плеча, играя коротким смычком.
2.2.3 Звучание и назначение
Пошетта обычно настраивается на одну октаву выше скрипки. Натуральный скрипичный строй: соль малой октавы, ре, ля первой октавы, ми второй октавы [6].
Поскольку резонатор у пошетт располагается в корпусе, то звук выходит тише, чем у скрипок.
Клаудио Монтеверди использовал "щебечущий" звук “маленькой скрипки”, чтобы передать птичью песню в арии "Ecco pur ch'a voi ritorno" из оперы "Орфей" 1607 года [9]. В опере они называются violini piccoli alla francese ("маленькие французские скрипки"), но неизвестно точно имел ли он ввиду именно пошетту, так как существует инструмент под названием violino piccolo (с ит. - маленькая скрипка), использующийся в оркестре. Маленькая скрипка была создана для того, чтобы обеспечить технически удобную игру на самых высоких тонах [11].
Пошетта существовала примерно с XV до XIX века, собрав в себе главные особенности двух других струнных – ребека[10] и жиги[11]. Пик её популярности в Европе пришёлся на начало 1800-х годов [7].
Распространенным заблуждением является то, что пошетты предназначались для детей. На самом деле их малые размеры позволяли использовать их там, где большие скрипки были слишком громоздкими.
Карманная скрипка была разработана для использования танцмейстерами при королевских дворах и других знатных местах. Благодаря своим небольшим размерам она позволяла учителям танцев, во время выполнения некоторых танцевальных движений, самостоятельно аккомпанировать себе. Нередко пошетты являлись неотъемлемой частью придворных развлечений и танцев, поэтому часто изготавливались из дорогих материалов, таких как экзотические породы дерева, раковины черепах или слоновая кость, а также украшались искусной резьбой. Также инструмент был распространён среди уличных и странствующих музыкантов оттого, что изготовление такого инструмента не требовало больших затрат, но изготавливался из недорогих сортов дерева.
Известно, что великий лютье Антонио Страдивари за свою карьеру сделал несколько пошетт. Две из них сохранились до наших дней, одна, выставлена в музее Парижской консерватории (Рис. 4) [6].

Рис. 4 Пошетта А.Страдивари
Самый известный шотландский скрипач XVIII века Нил Гоу играл на пошетте и, по слухам, носил его в кармане, когда шел из своего дома в Инвере в замок Блэр, где он работал [6].
Также к известным виртуозам-мастерам пошетты можно причислить известного в начале XX века клоуна-музыканта Грока. Его выступления состояли из номеров, построенных на слиянии юмористических элементов с музыкальными. Антре «Скрипка» начиналось с того, что Грок, доставая свою пошетту из огромного чемодана, начинал играть на ней непростую композицию, при этом его наряд совершенно не соответствовал происходящему. В процессе игры он совершал различные акробатические движения и трюки, развлекая публику [3].
2.3 Деятельность танцмейстера
2.3.1 Обязанности танцмейстера
Мастер танца обязательно присутствовал в домах аристократии в XVII веке, он обучал бальному церемониалу, калистеники (как называли до XIX века телесные упражнения для развития силы и красоты) [15]. Также важной обязанностью танцмейстера было воспитание своих учеников. Мастер обучал молодых светским манерам и считался истинным джентльменом, поэтому с ним часто советовались представители высокой знати в своих делах.
Считалось, что занятия танцами приносят пользу не только телу, но и душе. Так литератор С. Н. Глинка вспоминает, что его первый учитель г. Нодель говорил, что вместе с телом выправляется и душа [14].
Преподавание уроков было только одной частью. Танцмейстеры часто создавали новые танцы и вариации для своих учеников. Их ученики регулярно посещали балы, уставали от одних и тех же фигур, повторяемых каждый раз, и хотели танцевать новые фигуры на следующем балу. В обязанности танцмейстера также входило создание требуемых новых вариаций.
2.3.2 Учителя танцев в России XIX века
Поскольку датирование изготовления данной трости-пошетты определяется началом XIX века, то возможно, что она использовалась танцмейстерами в России именно в этот период (весь XIX век). Экспонат был передан в Музей музыки в Петербурге, а не в Москве, поэтому предполагаем, что его мог использовать в своей работе учитель танца, проживающий в этот период в Петербурге.
Должность танцмейстера как штатная преподавательская единица сохранила силу до конца XIX века в России. По мнению Симаевой Ю.М.[12] аккомпанемент под скрипку, оставался востребованным вплоть до конца ХIХ века (Рис. 5), а некоторые бальные танцы составили официальную дисциплину танцевального искусства в домашнем обучении под чутким руководством учителей танца. В середине XIX века в балетном отделении Петербургской театральной школы (ныне им. Вагановой) среди общих предметов учебной программы указана дисциплина по «элементарном учении на скрипке и фортепиано». Аккомпанемент под фортепиано стал впервые применяться в Москве в конце XIX века.


Рис. 5 Карикатуры братьев С.Г. и Н.Г. Легат на Э.Ц. Чекетти и Х.П. Иогансона[13]
Первые танцмейстеры в России – А. Нестеров, Ф. И. Финцент, И. Ф. Лукс и др. (XVIII век). А. Нестеров последний из танцмейстеров, кто обучал возможных приемников в России, но об их деятельности ничего на сегодняшний день не известно. В качестве учителей танца состоятельные люди Дворянского общества приглашали преподавателей Петербургской театральной школы. Если же требовалось обучить детей только танцевальным движениям популярных бальных танцев, то на роль преподавателей могли приглашаться музыканты, обучающие детей по имеющимся в то время самоучителям танцев[14] и другой методической литературе. Как отмечает Глушковский А.П., чаще всего «это были учителя, которые никогда сами не учились танцевальному искусству, но были музыкантами у хороших танцмейстеров, ездили с ними на уроки, замечали фигуры в танцах и некоторые па и потом сами принимались за преподавание»[15]. Во второй половине XIX – начале XX веков преподавателями, в основном, были обычные танцовщики и педагоги Императорского балета.
В представленной ниже таблице (Табл. 1) перечислены имена самых известных преподавателей танцев балетной школы. Есть сведения о том, что все они подрабатывали обучением салонным танцам в частных домах.
Имя | Годы жизни | Место преподавания | Доп. информация |
Шарль Луи Дидро | 1767 - 1837 | Преподавал в Петербургской балетной школе. | Дидло оставался на русской балетной сцене до 1836 года |
Жан Антуан Петипа | 1787 - 1855 | Санкт-Петербург | Ж. Петипа возглавлял балетное отделение Théâtre-Français Гамбурга. Дочь и внучка его сына М.Пэтипа были артистками балета и в советское время |
Огюст Пуаро | ок. 1780 – 1844 | Санкт – Петербург преподавал в петербургском театре (сейчас Академия им. Вагановой) давал частные уроки в аристократических домах. | Работал в Парижской опере и в Бордо |
Христиан Петрович Иогансон | 1817 - 1903 | Приступил к преподаванию в 1869 году в Санкт-петербургском театральном училище (академии им. Вагановой) | Родился в Гамбурге. Образование получил в театральном училище Стокгольма. В 1841 году Иогансон приехал в Санкт-Петербург. Ученики: Анны Павловой, Тамара Красавину, Гердт, Легат, Кшесинская, Преображенская, Павлова. |
Иван Иванович Эбергардт | 1793 — 1856 | Преподавал в Царскосельском и Александровском лицее | преподавал в Лицее с 1816 года до конца жизни — по 1856 год |
Иван Иванович Вальберх | 1766 - 1819 | В Санкт-Петербурге в театральном училище (Академия им. Вагановой) | Преподавать он начал рано – еще в 1794 году, потом руководил школой. |
Таблица 1 Известные преподаватели петербургских учреждений
2.4 Использование трости в обществе в XIX веке
Уже в XV-XVIII веках ношение трости было весьма популярным в Европе и воспринималось, как важный элемент костюма, свидетельствующий о и социальном статусе владельца [16].
Трости делились на повседневную, для раута, для театра, спортивную, дневную, вечернюю и так далее. Она соответствовала настроению, политическим взглядам, модным течениям.
В XIX веке происходит очередной всплеск популярности тростей. Подтверждением этого факта являются многочисленные модные журналы того времени (Рис. 6), на страницах которых было не принято изображать людей без трости вообще.

Рис. 6 Страница модного журнала середины XIX века
Этот аксессуар получает утонченно-изящную форму. Причем чаще всего её просто-напросто вешали на руку для солидности, а не использовали по своему прямому назначению. Примерно в это же время зафиксирован невероятный скачок патентов на различные виды тростей ручной работы. Иногда в ручки даже встраивали специальные свистки, которые предназначались для освистывания актеров в театрах [17].
До начала XX века трости уже выполняли одновременно несколько важных функций и использовались как:
Трости в России имели не меньшую популярность, чем за границей. Многие русские писатели XIX века имели у себя как минимум одну трость, а некоторые, например Александр Сергеевич Пушкин, имели целую коллекцию. Каждая трость предназначалась для определённых целей. У Льва Толстого была трость-стул, которую он брал с собой, отправляясь на прогулку по парку в Ясной Поляне. А. С. Пушкин гулял с полностью металлической тростью и подбрасывал её вверх, тренируя руку [28].
Выводы
В результате проведённой работы были выполнены все поставленные задачи.
В отношении названия инструмента сделаны дополнения и составлен максимально возможный перечень: пошетта, Kit, sordino, Taschengeige, наборная скрипка, скрипка танцмейстера, карманная скрипка. Выделены основные признаки инструмента: длина инструмента около 350 мм, шейка является продолжением корпуса, а не просто прикреплена к нему, 3 или 4 струны, форма ладьи, груши или маленькой узкой скрипки. Наибольшее распространение инструмент получил в XVIII-XIX веках, т.к. это обусловлено развитием танцевальной бальной культуры (салонных танцев). Инструмент мог использоваться как уличными музыкантами (из недорогих сортов дерева), так и во время придворных развлечений (инкрустация, резьба). Наибольшую востребованность пошетты имели у танцмейстеров (учителей танцев).
В данном случае обоснованием выбора формы этого музыкального инструмента в виде трости является популярность данного аксессуара в XIX веке. Трость определяла социальный статус её владельца и была обязательным дополнением к костюму. Чехол мог защитить инструмент от возможных повреждений и атмосферных осадков при ношении. Кроме этого, фасоны одежды того периода не позволяли переносить данный инструмент в кармане.
Как музыкальный инструмент пошетта была востребована до конца XIX века при обучении салонным (бальным) танцам. При обучении профессии артиста балета (танцовщика) практиковалось аккомпанирование на скрипке. Поэтому обучение музицированию на этом инструменте входило в обязательные предметы театральных училищ. В практике домашнего обучения танцам использовалась пошетта в виду удобства переноса. Востребованность в учителях танца в России в знатных кругах сохранялась до начала XX века, что было обусловлено танцевальной культурой Петербурга, зародившейся при Петре I. Преподавать танцы знатным особам могли балетмейстеры, танцовщики Императорского театра, а также простые музыканты по имеющимся в то время самоучителям и учебникам танцев.
Трость принадлежала человеку знатному, но не слишком богатому, следствием чего может являться скромное оформление вещи. Владелец с большой вероятностью был танцмейстером, но относящимся к числу не профессиональных учителей, поскольку его услуги, не обеспечивавшие ему достаточного дохода, не могли цениться высоко. Этим объясняется и форма предмета: пошетта находится в трости-футляре, что обеспечивает её сохранность при переносе из одного частного дома в другой.
Преподаватели в театральных и балетных императорских училищах и школах нередко совмещали преподавательскую деятельность с частными уроками. Каждый из них мог иметь у себя трость-пошетту, однако не было обнаружено информации, подтверждающей, чтобы кто-либо из них аккомпанировал себе именно на пошетте.
Исследуемый предмет предположительно привезён из Германии. Известно, что Ж.А. Петипа возглавлял балетное отделение Théâtre-Français Гамбурга [26], И.И. Эбергардт родился в Гамбурге и переехал в Россию в начале XIX века. Следовательно, именно эти личности, из перечисленных именитых преподавателей танцев, могли привезти трость в Россию. Немец И. И. Эбергардт, преподавал в лицеях, не связанных с профессиональными танцами, следовательно он мог проводить частные уроки для малообеспеченных семей. Однако любой из музыкантов-скрипачей, преподающих салонные танцы в частных домах, а также другие преподаватели петербургских училищ могли приобрести трость-пошетту, заказав её у немецкого мастера.
В Музпред этот инструмент мог попасть после национализации 1917 года из Александровского лицея (если это И.Эбергардт), из магазина Ю.Циммермана (возможно инструмент был привезён под заказ для преподавателя танцев к. XIX – н. XX века). Вряд его ли приобрёл хозяин дома, куда приглашался учитель музыки, т.к. в этом случае футляр в виде трости был бы не нужен. В Музпред его могла передать после смерти отца Надежда Чижова (артистка балета, дочь М.Петипа), проживающая с ним в Петербурге по адресу Загородный пр., 12 (Доходный дом Х. И. Мейера). Более точную информацию могут дать источники из архивов Музпреда.
Заключение
В работе была поставлена цель установить бытование данного предмета, а также собрать все возможные персонифицированные данные об экспонате.
Для выполнения данной цели было собрано большое количество информации из различных источников. Изначально получена консультация с научным сотрудником музея, которая выявила недостаточность данных об экспонате, имеющихся в самом музее. Работа с электронными источниками информации (анализ статей, оцифрованных документов и т.д.) помогла определить предназначение предмета и его культурологическое значение. Однако отсутствие электронного доступа к архивам отделения музыкальных предприятий XX века (Музпред) не позволило выявить все необходимые факты для определения личности, являвшейся владельцем предмета или хотя бы посредником между личностью, владевшей им, а также предприятием, которому вещь была передана.
Из этого следует, что необходимо продолжить работу, которая будет основана на поиске информации в архивах Музпреда.
Литература
[1] ГОСКАТАЛОГ.РФ – Режим доступа: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=6029363
[2] ARTEFACT – гид по музеям России с технологией дополненной реальности/ Нацпроект «Культура» - Режим доступа: https://artefact.culture.ru/ru/subject/trost-poshetta
[3] https://spbarchives.ru/infres/-/archive/cga/R-1393
[4] Российский государственный архив фонодокументов (РГАФД), 2013–2018 – http://ргафд.рф/nauchno-spravochnyi-apparat/obzor-fondov/rannie-sovetskie-gramzapisi-fond-6-muzpred-narkomata-prosveshcheniya.shtml
[5] (ЦГА СПб. Фонд Р-1393, Справочная информация)
[6] Юлий Генрихович Циммерман (нем. Julius Heinrich Zimmermann; 1851, Мекленбург - 1923, Берлин) - фабрикант музыкальных инструментов и музыкальный издатель немецкого происхождения, долгое время работавший в Российской Империи
[7] 1900-е. Прейскурант музыкальных инструментов, употребляемых в войсковых частях
https://humus.livejournal.com/7819504.html?utm_source=vksharing&utm_medium=social
[8] Пьер Трише (1586 или 1587 - ок. 1644) - юрист парламента Бордо, известный своим кабинетом редкостей и Договором (трактатом) о музыкальных инструментах.
[9] Маре́н Мерсе́нн (устаревшая транслитерация Мари́н Мерсе́нн; фр. Marin Mersenne; 8 сентября 1588 — 1 сентября 1648) — французский математик, физик, философ и богослов, теоретик музыки.
[10] РЕБЕ́К (англ., франц. rebec, нем. Rebec, итал. rebeca, исп. rabel и др.), зап.-европ. струнный смычковый инструмент Средневековья и Возрождения/ Большая российская энциклопедия/
[11] ЖИГА, жиг (франц. gigue), - зап.-европ, cp.-век. струнный смычковый муз. инструмент c резонаторным корпусом, напоминающим очертания окорока/ Музыкальная энциклопедия, 1973-1982/
[12] СИМАЕВА ЮЛИЯ МИХАЙЛОВНА «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ХОРЕОГРАФИИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ РОССИИ (60-Е ГОДЫ ХIХ ВЕКА — 1918 ГОД) по ...» http://diss.seluk.ru/di-pedagogika/722412-3-pedagogicheskoe-obespechenie-prepodavaniya-horeografii-obscheobrazovatelnih-uchebnih-zavedeniyah-rossii-60-e-godi-hih-veka-1918-god.php
[13] Е. Н. Байгузина РУССКИЙ БАЛЕТ В КАРИКАТУРАХ Н. Г. и С. Г. ЛЕГАТОВ (АЛЬБОМ ИЗДАТЕЛЬСТВА «ПРОГРЕСС», С Пб. 1902‒1905 гг.)
[14] Самый первый русский самоучитель танцев – «Танцевальный учитель» И. Кускова, изданный в 1794 году
[15] Глушковский А.П. Воспоминания балетмейстера – M.; Л.., 1940. – 248 с.

Андрей Усачев. Пятно (из книги "Умная собачка Соня")

Рисуем осенние листья

Прыжок (быль). Л.Н.Толстой

Человек несгибаем. В.А. Сухомлинский

Хитрость Дидоны