• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

«История создания и развития пожарной техники».

Опубликовано Алдошина Любовь Сергеевна вкл 24.06.2025 - 16:02
Алдошина Любовь Сергеевна
Автор: 
Николаев Дмитрий

Индивидуальный проект социальной направленности.

   История развития пожарной техники в целом и в России в частности, мало изучена в отечественной истории.

Актуальность рассматриваемой проблемы обусловлена следующими факторами:
1.  пожары и их последствия часто принимают катастрофические последствия как для природных ландшафтов, так и для малых и больших населенных пунктов (сел, городов). Следовательно, особую значимость имеет защита этих мест от пожаров;
2.  В современных условиях, когда уровень развития человека достиг промышленных масштабов, мы сталкиваемся с ещё одной проблемой – тушение пожаров на промышленных, химических, атомных предприятиях. Локализация данных пожаров возможна при постоянном совершенствовании и соответствии завтрашнему дню пожарной техники.
3.  Обобщение исторического опыта развития пожарной техники позволит увидеть специфику и отметить закономерности, присущие решению вопросов формирования пожарного дела в целом.
4.  Уровень развития пожарной техники обеспечивает и увеличивает безопасность жизни людей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл презентация к защите проекта1.87 МБ
Файл Индивидуальный проект50.29 КБ
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Санкт-Петербургское государственное автономное профессиональное Образовательное учреждение «Морская техническая академия имени адмирала Д.Н. Сенявина» ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ По специальности пожарная безопасность ТЕМА: «История создания и развития пожарной техники» . Выполнил: Николаев Д.М. Группа: 178 Руководитель : Алдошина Л.С. Санкт-Петербург 2025

Слайд 2

Паспорт проекта Актуальность исследования История развития пожарной техники в целом и в России в частности, мало изучена в отечественной истории. Цель: Проследить историю развития и совершенствования пожарной техники в мире в целом и в России в частности. Задачи: - Как и главное когда человек придумал первые противопожарные средства? - Как развивалась и совершенствовалась пожарная техника? - Узнать как усовершенствование пожарной техники, в современных условиях помогает сократить или избежать распространения пожаров и очагов возгорания на большие территории. -Сформировать информационную брошюру для мотивации изучения пожарного дела.

Слайд 3

Историческая справка Для тушения пожаров служил построенный в 312 году до нашей эры первый водопровод протяжённостью 16,5 км. 200 год до н.э. Грек Ктесибий изготовил первый двухцилиндровый пожарный насос с всасывающим и напорным клапанами и рычагом-балансиром для ручного привода.

Слайд 4

Историческая справка 1518 год. Изобретение пожарной трубы без воздушного колпака золотых дел мастером Антоном Платнером . В 1670-ых Джон Килинг из Блэкфрайарз строил пожарные насосы в форме поставленной на колеса цистерны, оборудованной ручным насосом, работавшим с помощью двух рычагов с центральной напорной трубой.

Слайд 5

Историческая справка 1777 год. Русским мастером Петром Дальгреном изобретена первая в мире раздвижная лестница, которая понималась на высоту 20 м 1829 год. Первая паровая пожарная машина из когда-либо созданных, была изготовлена в Лондоне Джорджем Брейтуэйтом

Слайд 6

Историческая справка 1858 год. Фирмой « Ковель-Йорск » создается первый паровой пожарный автомобиль внешним видом напоминающий паровоз. 1896 год. Завод Густава Листа выпускает две паровые машины полностью отечественного производства.

Слайд 7

На пути к сегодняшнему дню 1926-1932 года. Первой такой машиной был автонасос АМО-Ф-15, грузоподъемность шасси 1,5 т, мощность двигателя около 30 кВт. 1941-1945 года. В период Великой Отечественной войны выпускались пожарные автомобили упрощенной конструкции с передним расположением насосов ПД-10

Слайд 8

На пути к сегодняшнему дню 1950 год. Стали выпускаться новые пожарные автомобили на шасси ГАЗ-ПМГ-6, 12, 13, 19, 20, 21 и на шасси ЗИЛ-ПМЗ-3, 9м, 10, 15, 16, 17, 18 с закрытыми кабинами для личного состава и насосом ПН-25. 1980 год. Освоен выпуск автомобилей аэродромной службы АА60(7310)160 .

Слайд 9

Современность

Слайд 10

Заключение Я считаю, что изучение истории развития пожарной техники является мотивационным фактором для освоения специальности «Пожарная безопасность», позволяет более широко смотреть на проблему пожаротушения в современном мире.

Слайд 11

Список используемой литературы: 1. История развития пожарной техники [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.pozhmashina.ru/articles/articles-pozharnye-mashiny/istoriya-razvitiya-pozharnojtexniki.html. 2. Пожарные машины [Электронный ресурс] / Справка01.РФ – Первый портал по пожарной безопасности в России. – Режим доступа: http://справка01.net/history.html 3. История пожарной охраны. Курс лекций / Под. ред. Абрамова В.А. – М., 2001. 4. Современная техника и пожарно-техническое вооружение Главного управления МЧС России по г. Москве 4. Каталог «Системы безопасности» - 2009. – Режим доступа: http://www.secuteck.ru/articles2/spectransport/o-dinamik-rynka-sb-i-orientacii-na-otechestvennogoproizvoditelya-v-razgar-finansovogo-krizisa-vse-nachinayut-ekonomit/ . 5. «Пожарная техника». Учебник/ /Автор: Безбородько М. Д.,2004 г., 550 стр., Издание: Академия ГПС МЧС России.

Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургское государственное автономное профессиональное образовательное

учреждение «Морская техническая академия имени адмирала Д.Н. Сенявина»

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

По специальности пожарная безопасность

ТЕМА: «История создания и развития пожарной техники».

  Выполнил     Николаев Д.М.

                                           (Ф.И.О)

  Группа 178

  Руководитель:                                      .            _________                           /Алдошина Л.С./                                            

                                                   подпись                                                              дата                                                   ( фамилия инициалы)

Индивидуальный проект защитника с оценкой  .                                                  .

                   (                                  )

                   Дата защиты  «        »   .                           2025

Санкт-Петербург

2025

Оглавление

Актуальность исследования………………………………………………….…3

Введение……………………………………………………………………….…5

Глава 1 «История развития пожарной техники»………………………………6

Глава 2 «Развитие пожарной техники в современной России»………………12

Глава 3 «Развитие пожарной техники, как экономический фактор процветания страны»……………………………………………………………14

Заключение………………………………………………………………………15

Список используемой литературы……………………………………………..16

Актуальность исследования

 История развития пожарной техники в целом и в России в частности, мало изучена в отечественной истории.
Актуальность рассматриваемой проблемы обусловлена следующими факторами:
1.  пожары и их последствия часто принимают катастрофические последствия как для природных ландшафтов, так и для малых и больших населенных пунктов (сел, городов). Следовательно, особую значимость имеет защита этих мест от пожаров;
2.  В современных условиях, когда уровень развития человека достиг промышленных масштабов, мы сталкиваемся с ещё одной проблемой – тушение пожаров на промышленных, химических, атомных предприятиях. Локализация данных пожаров возможна при постоянном совершенствовании и соответствии завтрашнему дню пожарной техники.
3.  Обобщение исторического опыта развития пожарной техники позволит увидеть специфику и отметить закономерности, присущие решению вопросов формирования пожарного дела в целом.
4.  Уровень развития пожарной техники обеспечивает и увеличивает безопасность жизни людей.
Цель:
Проследить историю развития и совершенствования пожарной техники в мире в целом и в России в частности.
Задачи:
- изучить,  как и главное когда человек придумал первые противопожарные средства?

-узнать,  как развивалась и совершенствовалась пожарная техника?
- Узнать как усовершенствование пожарной техники, в современных условиях помогает сократить или избежать распространения пожаров и очагов возгорания на большие территории.

-Сформировать информационную брошюру для мотивации изучения пожарного дела.

Введение

Пожар - неконтролируемое горение, приводящее к материальному и социальному ущербу. В основе любого горения лежит физико-химическая реакция горения, для возникновения которой необходимо наличие трех обязательных компонентов - горючего вещества, окислителя и источника зажигания, что представляет собой классический «треугольник пожара», вершины которого образованы компонентами, необходимыми для горения, а стороны определяют связи между этими компонентами. Если убрать один из этих компонентов или нарушить связь хотя бы между двумя из них - горение прекратится. На этом принципе основаны все методы тушения пожара.

Когда человек научился использовать огонь он начал осваивать новые территории, научился строить дома не только из камня, но и из дерева, увеличился прирост населения на Земле. Но чем больше разрастались города и поселки, тем чаще вспыхивали в них пожары.

Пожары возникали по разным причинам: от неосторожного обращения с огнем; в результате природных явлений (засуха, удары молнии); вследствие поджогов. При вражеских набегах огонь являлся одним из главных тактических приемов завоевания городов и уничтожения противника.

В процессе эволюции в ходе борьбы с огненной стихией постепенно складывалась пожарная служба, издавались многочисленные противопожарные правила, принимались «Пожарные уставы», а также создавались профессиональные команды и добровольные объединения специалистов пожарного дела. Развитие пожарной техники (ПТ) прошло путь от предотвращения и тушения пожаров к аварийно-спасательным работам при ликвидации крупных аварий, стихийных бедствий, катастроф.

Глава 1 «История развития пожарной техники»

Первые достоверные сведения о борьбе человека с огнём дошли до нас из Древнего Рима. Пожары были бичом древнего города. Для тушения пожаров служил построенный в 312 году до нашей эры первый водопровод протяжённостью 16,5 км.

200 год до н.э. Грек Ктесибий изготовил первый двухцилиндровый пожарный насос с всасывающим и напорным клапанами и рычагом-балансиром для ручного привода. Водометная машина Ктесибия имела все основные конструктивные элементы современного пожарного насоса ручного действия.

150 год до н.э. Ученик Ктесибия Герон Александрийский усовершенствовал насос и изобрел пожарный ствол, что существенно повысило дальнобойность струи. Вплоть до изобретения парового пожарного насоса (1829 г.) ручная пожарная водозаливная труба, снабженная рукавами, оставалась основным техническим средством тушения пожаров.

1439 год. Впервые упоминается об обыкновенных ручных насосах, которые имели форму и теперь применяемых ручных насосов.

1518 год. Изобретение пожарной трубы без воздушного колпака золотых дел мастером Антоном Платнером.

1602 год. Аушгаузеном и его компанией была построена новая труба, которая была предложена для покупки совету города Нюрнберга. Труба была куплена и демонстрировалась как особая редкость.

1655 год. Нюрнбергский кузнец Иоганн Гауч изготовил пожарный насос с горизонтальными поршнями.

1665 год. Кузнец Иоганн Гаутс из Нюрнберга усовершенствовал конструкцию пожарного насоса, что позволило получать непрерывную струю. Приблизительно с этим временем совпадает и снабжение насосов всасывающими медными рукавами. Прислугу этой трубы должны были составлять 28 человек; она помещалась на полозьях и её перевозили три лошади. Она была снабжена поворотной трубой (наконечником) и приводилась в действие горизонтально двигающимися брусьями.

В 1670-ых Джон Килинг из Блэкфрайарз строил пожарные насосы в форме поставленной на колеса цистерны, оборудованной ручным насосом, работавшим с помощью двух рычагов с центральной напорной трубой. Один из таких насосов стоял на дежурстве в Дэнстейбле в 1678 году и использовался до 1841 года.

1672 год. Братьями Ван Дер Хейде в Амстердаме было предложено пожарными рукавами заменить неудобную поворотную шейку. Следовало бы предполагать, что с изобретением рукавов поворотные трубы (шейки, наконечники) должны были бы быть оттенены, однако, они употреблялись до ХIХ столетия. Первые рукава были сделаны из сшитой парусины, позже - из кожи, пока в начале ХIХ века не появились кожаные рукава с заклёпками, заменённые затем ткаными рукавами.

1752 год. Выдающийся механик Михаил Степанов представил перед сенатской комиссией заливную трубу, которая была оценена как «против немецкой и голландской во всякой добрости и исправности». Причем насос Степанова оказался значительно дешевле и надежнее.

1777 год. Русским мастером Петром Дальгреном изобретена первая в мире раздвижная лестница, которая понималась на высоту 20 м.

1829 год. Первая паровая пожарная машина из когда-либо созданных, была изготовлена в Лондоне Джорджем Брейтуэйтом, знаменитым инженером-гидротехником, которому помогал капитан Джон Эрикссон, великий изобретатель, который после этого стал знаменитым в США благодаря проектированию броненосца Monitor.

1858 год. Фирмой «Ковель-Йорск» создается первый паровой пожарный автомобиль внешним видом напоминающий паровоз.

1873 год. В Чикаго создается испытательная пожарная станция.

23 мая 1884 года. Русский инженер Н.П. Зимин заявляет в патентное ведомство автоматический пожаротушитель, в котором сетка для разбрызгивания воды наглухо закрывалась фарфоровым колпаком.

1889 год. В США осуществляется первая попытка использовать автомобиль не только для перевозки собственного насоса, но и пожарных с необходимым инвентарем.

1891 год. К. Ниттенгер получает в России привилегию на спасательный аппарат в виде корзины, рассчитанной на несколько человек.

1896 год. Завод Густава Листа выпускает две паровые машины полностью отечественного производства. Массовый выпуск этих насосов был начат в 1903 г.

1901 год. Журнал «Пожарное дело» сообщил о создании во Франции двух типов пожарных электромобилей.

1902 год. На испытаниях электромобилей, проведенных во французском городе Руане время готовности к работе по прибытии на пожар составило 3-4 минуты (для паровых насосов это время составляло 13-14 минут).

1904 год. В России появился первый пожарный автомобиль, построенный на заводе акционерного общества «Лесснер». Он имел двухцилиндровый двигатель мощностью до 15 л.с., весил 1150 кг и развивал скорость до 25 вёрст в час.

1904 год. По заказу Петербургской пожарной охраны фирма “Фрезе и Ко” построила пожарный автомобиль - линейку на 10 человек.

1913 год. Рижским Балтийским вагонным заводом изготовлен первый отечественный пожарный автомобиль.

Февраль 1914 года. В Москву прибыли первые три пожарных автомобиля «Мерседес-Даймлер». Два из них - автомобили-насосы, третий - автолестница системы инженера Магируса.

1925 год. В Москве специальная автомобильная фирма “Автопромторг” организовала заводское сооружение пожарных автомобилей на старых шасси “Фиат” и “Паккард”. Автомобили оборудовались коловратными насосами и всем необходимым оборудованием.

1925-1926 года. Приступили к сооружению пожарных автомобилей Ленинградский завод «Промет» треста «Тремасс» и Миусский завод № 6, находящийся в системе «ВАТО» в Москве. Автомобили оборудовались на отечественных шасси «АМО-Ф-15», позднее на шасси «Форд А-А».

1926-1932 года. В период социалистической индустриализации и коллективизации сельского хозяйства в стране начато планомерное производство пожарных автонасосов. Первой такой машиной был автонасос АМО-Ф-15, грузоподъемность шасси 1,5 т, мощность двигателя около 30 кВт. Коловратный насос мог подавать 720 - 940 л/мин воды. Ее запас на машине был равен 350 л, боевой расчет составлял 8 чел

1931-1932 года. Вступили в строй Горьковский и Московский автозаводы. Они выпускали автомашины ГАЗ и ЗИС. На их базе было начато проектирование и создание пожарных машин ПМГ (горьковского завода) и ПМЗ (московского завода ЗИС). Началась разработка пожарных машин со специальными средствами тушения.

1932-1937 года. Создана серия пожарных автоцистерн на базе отечественных автомобилей ЯГ-4 и ЯГ-10. Грузоподъемность их равнялась 5 и 10 т, а запас воды составлял соответственно 3400 и 4500 л. Боевой расчет - 4 чел. На автомобиле ЯГ-4 были установлены два двигателя мощностью по 63 кВт. Один двигатель был тяговым и являлся приводом на один насос. Второй двигатель был приводом на второй насос.

1941-1945 года. В период Великой Отечественной войны выпускались пожарные автомобили упрощенной конструкции с передним расположением насосов ПД-10, а также использовались бортовые машины с насосами и местами в кузове для личного состава боевых расчетов.

1946 год. Проводилось техническое перевооружение пожарной охраны страны. В пожарных автомобилях серий ПМГ, а также ПМЗ, были разработаны закрытые кабины для боевого расчета, двухступенчатый насос ПН-25 (впоследствии замененный ПН-30 и ПН-40), модифицированные трансмиссии.

1950 год. Стали выпускаться новые пожарные автомобили на шасси ГАЗ-ПМГ-6, 12, 13, 19, 20, 21 и на шасси ЗИЛ-ПМЗ-3, 9м, 10, 15, 16, 17, 18 с закрытыми кабинами для личного состава и насосом ПН-25.

1957 год. Освоен выпуск пожарных кораблей для рек (тип 353) и морских (тип 352) с общей мощностью двух двигателей 600 л.с. и производительностью 1000 куб.м./час.

1958 год. Начало выпуска пенного огнетушителя ОП-5, заменившего ОП-3. Конструкция химического огнетушителя разработана ЦНИИПО совместно с Чумлякским заводом противопожарного оборудования (Курганская область).

1959 год. Создана серия новых более совершенных автомобилей: пожарных автоцистерн АЦ-40(130)63Б, АЦ-40(131)137, автомобиль порошкового тушения АП-3(130)148, автомобили пожарные аэродромные АА-60(7310)16001 и АА-40(131)139, ПНС-110(131)131. Мощность двигателей этих пожарных автомобилей достигла 110 кВт; скорость движения увеличилась до 80 - 90 км/ч, вместимость цистерн составила 2000 - 2300 л воды, а баков для пенообразователя - 150 л.

1965 год. ЦНИИПО разработал типы пожарных автомобилей основного назначения и специального назначения до 1970 года.

1980 год. Освоен выпуск автомобилей аэродромной службы АА60(7310)160.

1993 год. Предприятиями страны освоен выпуск нескольких десятков новых моделей пожарных автомобилей, разработано и освоено производство практически всех видов отечественных ПА, необходимых для ведения боевых действий по тушению пожаров. Заводами создана обширная номенклатура автоцистерн на шасси ГАЗ, ЗИЛ, КамАЗ и Урал. Разработана серия пожарных насосов нового поколения. По желанию заказчика заводы могут комплектовать АЦ на шасси любых грузовых автомобилей, устанавливать на них насосы различных модификаций. Кроме традиционного пожарно-технического вооружения на ряде автоцистерн устанавливаются лебедки, средства освещения, дымососы и т.д.

Глава 2 «Развитие пожарной техники в современной России»

Индустрия производства аварийно-спасательной техники в России начала развиваться в середине 90-х годов. Причиной послужило то обстоятельство, что к этому времени в стране завершилась коренная перестройка системы гражданской обороны (ГО) и было создано МЧС России.

Одной из приоритетных целей научно-технической деятельности Министерства на момент его образования, было создание мобильных аварийно-спасательных формирований нового типа, основу которых составляли бы спасатели-профессионалы, оснащенные современными многофункциональными авиационными, автомобильными и инженерными комплексами, различным аварийно- спасательным инструментом, средствами индивидуальной и коллективной защиты, специализированными приборами и оборудованием, средствами связи.

 Для практического достижения этой цели была разработана программа технического оснащения аварийно-спасательных формирований МЧС России.  В соответствии с основными положениями «Концепции оснащения войск ГО РФ и сил МЧС России техникой» и «Программы вооружения войск ГО РФ», наиболее важным направлением технического обеспечения этих структур является разработка и создание АСМ, отвечающих следующим критериям:

 • высокая универсальность или узкая специализация;

• высокая производительность при оказании помощи пострадавшим;

 • быстрота развертывания;

 • укомплектованность высокотехнологичным и надежным инструментом, оборудованием, снаряжением и средствами для оказания помощи пострадавшим;

 • возможность экстренной доставки пострадавших в лечебные учреждения;

• обеспечение безопасного проведения аварийно-спасательных работ;

 • высокая надежность шасси с запасом хода не менее 500 км;

 • высокая скорость, проходимость и маневренность в различных дорожных и природно-климатических условиях;

• возможность автономной работы;

 • комфортные условия обитаемости для экипажа;

• возможность перевозки различными видами транспорта.

Пожарная и аварийно-спасательная техника прошла в своем развитии долгий путь. На сегодняшний день в Главном управлении МЧС России ведется целенаправленная работа по совершенствованию технического оснащения и внедрению современных технологий пожаротушения, благодаря которым сокращается число погибших, время ликвидации пожаров и чрезвычайных ситуаций, уменьшаются размеры материального ущерба. Пожарные и аварийно-спасательные машины должны отличаться оптимальной компоновкой, оригинальными техническими решениями, расширенной комплектацией, включая оборудование для работы в условиях опасного воздействия агрессивных сред.

Глава 3 «Развитие пожарной техники, как экономический фактор процветания страны»

Сегодня с уверенностью можно утверждать, что в экономически развитых странах затраты на содержание пожарной охраны, инженерно-технические мероприятия и от прямого ущерба от пожаров составляют примерно около 1-го% годового валового внутреннего продукта. Если же учесть косвенный ущерб от пожаров, социальные и экологические потери, то общественные затраты увеличатся по меньшей мере в два раза. Поэтому становится очевидным, что противопожарная защита превратилась в самостоятельную и очень важную отрасль экономики.

Развитие пожарной техники как экономический фактор развития страны заключается в том, что надёжная пожарная безопасность производства способствует большему объёму выпуска продукции. Это происходит благодаря тому, что исключаются возможные при загораниях и пожарах остановки технологического процесса.

Также пожарная безопасность обеспечивает безопасность участникам производства, давая возможность им трудиться более производительно. Кроме того, она предотвращает экономические потери от пожаров, косвенно способствуя снижению себестоимости продукции и увеличению размеров прибыли от её реализации. 

Инвестиции в исследования и разработки инновационных технологий и решений в области пожарной безопасности приводят к совершенствованию методов предотвращения пожаров и борьбы с ними. Это может включать в себя усовершенствования систем обнаружения пожара, методов пожаротушения и усовершенствованных систем пожаротушения.

Экономические аспекты обеспечения пожарной безопасности находят свое основательное применение в подготовке грамотных специалистов в области пожарной безопасности.

Заключение

На современном этапе пожарная техника поражает воображение своим многообразием – автонасосы, автолестницы и подъемники, автоцистерны, автомобили газодымозащитной службы, насосно-рукавные автомобили, автомобили специального тушения различной конструкции и компоновки.

 С целью удешевления производства используется модульная система компоновки, то есть на одно шасси устанавливаются различные кузовы. Одной из основных машин пожарного расчета являются автонасосы и автоцистерны. Они имеют всё необходимое для автономного тушения пожара.

Развитие пожарной техники, пожарно-технического вооружения и оборудования прошло огромный путь от примитивных орудий в борьбе с огнем (лопата, ведро, лом и т.д.) до передвижных и стационарных средств пожаротушения, напичканных всевозможной электроникой. Множество открытий в области пожаротушения приходиться на 18-19 вв. Была изобретена первая лестница, первый автомобиль, первый огнетушитель.

В то время не было никакого объединения в НИИ, лаборатории, поэтому много одинаковых открытий происходило одновременно в разных частях света. Но уже долгое время люди общими усилиями, прикладывая максимум энергии, разрабатывают все новые и новые способы борьбы с огненной стихией.

Я считаю, что изучение истории развития пожарной техники является мотивационным фактором для освоения специальности «Пожарная безопасность», позволяет более широко смотреть на проблему пожаротушения в современном мире.

Список используемой литературы:

1. История развития пожарной техники [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.pozhmashina.ru/articles/articles-pozharnye-mashiny/istoriya-razvitiya-pozharnojtexniki.html.

 2. Пожарные машины [Электронный ресурс] / Справка01.РФ – Первый портал по пожарной безопасности в России. – Режим доступа: http://справка01.net/history.html

 3. История пожарной охраны. Курс лекций / Под. ред. Абрамова В.А. – М., 2001. 4. Современная техника и пожарно-техническое вооружение Главного управления МЧС России по г. Москве

 4.  Каталог «Системы безопасности» - 2009. – Режим доступа: http://www.secuteck.ru/articles2/spectransport/o-dinamik-rynka-sb-i-orientacii-na-otechestvennogoproizvoditelya-v-razgar-finansovogo-krizisa-vse-nachinayut-ekonomit/.

5. «Пожарная техника». Учебник/ /Автор: Безбородько М. Д.,2004 г., 550 стр., Издание: Академия ГПС МЧС России.


Поделиться:

Лавовая лампа

Весенняя сказка

Как Снегурочке раскатать тесто?

На берегу Байкала

Волшебные звуки ноктюрна