• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Индивидуальный проект по психологии "Влияние типа темперамента на успеваемость обучающихся пятых классов"

Опубликовано Показаньева Мария Сергеевна вкл 26.06.2025 - 8:08
Показаньева Мария Сергеевна
Автор: 
Васильчук Ксения

Проблема индивидуального подхода в обучении разрабатывается в отечественной науке давно. Но и на данный момент  актуальность таких исследований велика. Учет индивидуальных особенностей учащихся необходим в отношении различных сторон его личности, в том числе в отношении  особенностей темперамента детей. [3]

Темперамент – это сочетание индивидуально-психологических особенностей личности, характеризующих динамическую и эмоционально-волновую стороны ее поведения и деятельности.

Если учащиеся отличаются друг от друга типами темперамента, а значит темпами работы, реакцией на раздражители, характером интеллектуальной деятельности и т. д., то значит, сам процесс обучения и усвоение учебного материала данными детьми так же будет отличаться. Поэтому можно предположить, что носители некоторых типов темперамента изначально являются предрасположенными к успешному обучению. Другие же наоборот. Соответственно, для наилучшего усвоения знаний и умений детьми, педагогам необходимо учитывать особенности темпераментов детей в процессе обучения. Зная особенности темперамента и их проявление в учебной деятельности, педагог сможет компенсировать отрицательные черты того или иного темперамента и помочь ребенку в полной мере освоить материал.

Цель проекта: изучить влияние  типа темперамента на эффективность учебной деятельности пятиклассников.

Обьект  исследования - темперамен

Предмет исследования  - характерологические особенности проявления  типа темперамента у пятиклассников СКК.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1.Раскрыть понятие темперамент и его типы.

2.На основе анализа методической литературы выявить особенности проявления каждого типа темперамента.

3.Провести тестирование в 5 классах с целью определения типов темперамента.

4.Проанализировать и сопоставить данные о типах темперамента с успешностью учебной деятельности.

5. Подготовить рекомендации для педагогов и родителей по учету типа темперамента в учебной деятельности.

Для решения поставленных задач нами были использованы теоретические и практические методы. Теоретическими методами исследования в работе являются анализ научной и психолого-педагогической, методической литературы по проблеме исследования. Практические методы –  психологическое тестирование. Инструментом исследования в нашей работе выступает «Личностный опросник Айзенка». Это один из самых распространённых психологических тестов, который помогает определить преобладающий темперамент человека: сангвиник, меланхолик, холерик или флегматик. 

Данная работа имеет практическую значимость, полученную информацию можно использовать для проведения  консультаций педагога-психолога с педагогическим коллективом.  А разработанные рекомендации помогут реализовать педагогу индивидуальный подход к детям разных темпераментов,  повысить мотивацию к обучению,  самооценку ученика, позволят раскрыть  способности ребенка в полной мере.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_vliyanie_tipa_temperamentadocx.docx513.55 КБ

Предварительный просмотр:

                     Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение  

Свердловской области кадетская школа-интернат  

«Свердловский кадетский корпус имени капитана 1 ранга М.В. Банных» 

 

Влияние типа темперамента на успеваемость

обучающихся пятых классов

Индивидуальный проект

Секция «Психология» 

 

Допущен (а) к защите:

«____»________________2025 г.

Подпись___________________

Председатель МО:

Подпись___________________

Исполнитель:

Васильчук Ксения Александровна,

10 класс

«__» ____________2025 г.

Подпись_______________

Научный руководитель:

Показаньева Мария Сергеевна,

педагог-психолог

«__» ____________2025 г.

Подпись_______________

                                   г.Сысерть 2025 год                                               

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ..............................................................................................................3 

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 

1.Темперамент и его проявления в деятельности школьника………………………5

1.1.Что такое темперамент. История изучения.........................................................5 

1.2.Влияние типа темперамента на процесс обучения………………………………6

1.3.Как организовать урок с учетом темпераментов учащихся…………………….9

2. Возрастные особенности пятиклассников...........................................................12

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 

Результаты…………………………………………………………………………….15

Анализ результатов ................................................................................................16 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ......................................................................................................17 

Список использованной литературы...................................................................... 18 

Приложение1.......................................................................................................... 20 

Приложение2.......................................................................................................... 24 

 

 

 

 

 

 

 

 


ВВЕДЕНИЕ 

        Проблема индивидуального подхода в обучении разрабатывается в отечественной науке давно. Но и на данный момент  актуальность таких исследований велика. Учет индивидуальных особенностей учащихся необходим в отношении различных сторон его личности, в том числе в отношении  особенностей темперамента детей. [3]

Темперамент – это сочетание индивидуально-психологических особенностей личности, характеризующих динамическую и эмоционально-волновую стороны ее поведения и деятельности.

Если учащиеся отличаются друг от друга типами темперамента, а значит темпами работы, реакцией на раздражители, характером интеллектуальной деятельности и т. д., то значит, сам процесс обучения и усвоение учебного материала данными детьми так же будет отличаться. Поэтому можно предположить, что носители некоторых типов темперамента изначально являются предрасположенными к успешному обучению. Другие же наоборот. Соответственно, для наилучшего усвоения знаний и умений детьми, педагогам необходимо учитывать особенности темпераментов детей в процессе обучения. Зная особенности темперамента и их проявление в учебной деятельности, педагог сможет компенсировать отрицательные черты того или иного темперамента и помочь ребенку в полной мере освоить материал.

Цель проекта: изучить влияние  типа темперамента на эффективность учебной деятельности пятиклассников.

Обьект  исследования - темперамен

Предмет исследования  - характерологические особенности проявления  типа темперамента у пятиклассников СКК.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1.Раскрыть понятие темперамент и его типы.

2.На основе анализа методической литературы выявить особенности проявления каждого типа темперамента.

3.Провести тестирование в 5 классах с целью определения типов темперамента.

4.Проанализировать и сопоставить данные о типах темперамента с успешностью учебной деятельности.

5. Подготовить рекомендации для педагогов и родителей по учету типа темперамента в учебной деятельности.

Для решения поставленных задач нами были использованы теоретические и практические методы. Теоретическими методами исследования в работе являются анализ научной и психолого-педагогической, методической литературы по проблеме исследования. Практические методы –  психологическое тестирование. Инструментом исследования в нашей работе выступает «Личностный опросник Айзенка». Это один из самых распространённых психологических тестов, который помогает определить преобладающий темперамент человека: сангвиник, меланхолик, холерик или флегматик.  

Данная работа имеет практическую значимость, полученную информацию можно использовать для проведения  консультаций педагога-психолога с педагогическим коллективом.  А разработанные рекомендации помогут реализовать педагогу индивидуальный подход к детям разных темпераментов,  повысить мотивацию к обучению,  самооценку ученика, позволят раскрыть  способности ребенка в полной мере.

  

 

 

 

 

 

 

Теоретическая часть

1.Темперамент и его проявления в деятельности школьника

1.1.Что такое темперамент. История изучения вопроса

Слово «темперамент» (от лат. temperans, «умеренный») в переводе с латинского обозначает «надлежащее соотношение частей», равное ему по значению греческое слово «красис» (др.-греч. κράσις, «слияние, смешивание») ввёл древнегреческий врач Гиппократ. [6] Под темпераментом он понимал и анатомо-физиологические, и индивидуальные психологические особенности человека. Гиппократ объяснял темперамент, как особенности поведения, преобладание в организме одного из «жизненных соков» (четырёх элементов):

Преобладание лимфы (др.-греч. φλέγμα, флегма, «мокрота») делает человека спокойным и медлительным (элемент «земля») — флегматиком.

Преобладание жёлтой жёлчи (др.-греч. χολή, холе, «жёлчь, яд») делает человека импульсивным, «горячим» (элемент «огонь») — холериком.

Преобладание крови (лат. sanguis , сангвис, сангуа, «кровь») делает человека подвижным и весёлым (элемент «воздух») — сангвиником.

Преобладание чёрной жёлчи (др.-греч. μέλαινα χολή, мелэна холе, «чёрная жёлчь») делает человека грустным и боязливым (элемент «вода») — меланхоликом.[6]

Академик И.П. Павлов изучил физиологические основы темперамента, обратив внимание на зависимость темперамента от типа нервной системы. Он показал, что два основных нервных процесса – возбуждение и торможение – отражают деятельность головного мозга. От рождения они у всех разные по силе, взаимной уравновешенности, подвижности. В зависимости от соотношения этих свойств нервной системы Павлов выделил четыре основных типа высшей нервной деятельности: «безудержный» (сильный, подвижный, неуравновешенный тип нервной системы – соответствует темпераменту холерика); «живой» (сильный, подвижный, уравновешенный тип нервной системы, соответствует темпераменту сангвиника); «спокойный» (сильный, уравновешенный, инертный тип нервной системы, соответствует темпераменту флегматика); «слабый» (слабый, неуравновешенный, малоактивный тип нервной системы, обусловливает темперамент меланхолика).

Темперамент – это внешнее проявление типа высшей нервной деятельности человека. Люди с резко выраженными чертами определённого темперамента не так  часто встречаются, чаще всего у людей бывает смешанный темперамент в различных сочетаниях. Но преобладание черт какого-либо типа темперамента даёт возможность отнести темперамент человека к тому или иному типу.[3]

1.2.Влияние типа темперамента на процесс обучения

        Учителю важно учитывать тип темперамента учеников при организации учебно-воспитательного процесса. Темперамент — врождённая характеристика личности, поэтому его нельзя изменить. Задача учителя — развить у детей положительные черты темперамента и приучить сдерживать его отрицательные проявления.[4]

        Правильный индивидуальный подход к детям разных темпераментов позволит повысить мотивацию к обучению, раскроет способности ребенка в полной мере, повысит самооценку ученика. Внимательное отношение к типу темперамента ребёнка поможет поддержать его слабые стороны и укрепить сильные, чтобы в итоге каждый ученик имел возможность учиться успешно и в удовольствие

        Флегматик медлителен, нетороплив, выдержан, не допускает импульсивных поступков в сложных жизненных ситуациях. На занятиях ведет себя спокойно, не отвлекается, за исключением тех случаев, когда после шумных игр на перемене ему трудно сразу переключиться на учебную деятельность. Он медленно сосредотачивается и перестраивается на решение новых задач, долго привыкает к новой обстановке, долго осваивает новые навыки и привычки. Такой ученик не способен «разбрасываться» — чаще всего свободное время у него полностью занято учебой, приготовлением уроков. Всякое непредвиденное обстоятельство надолго выбивает его из рабочей колеи. Много времени и сил уходит на такие мелочи, которые почти не замечают другие ученики. Из-за особенностей своей нервной системы флегматик с трудом сходится с новыми людьми и с трудом отвлекается на внешние впечатления, но в отношениях всегда ровен, спокоен, в меру общителен, имеет устойчивое настроение. Его нелегко вывести из себя и задеть эмоционально, он уклоняется от ссор. Однако неприятности, неудачи, обиды не забываются, а как бы застревают в сознании, отвлекают от решения насущных вопросов, мешают двигаться дальше. Нужно какое-то время, чтобы волнующее событие забылось, и его негативное действие прекратилось. При всем эмоциональном безразличии он, тем не менее, тяготеет к положительным эмоциям, поскольку его внутренний мир хорошо сбалансирован и устойчив.

 Сангвиник — ребенок веселого нрава, живой, любознательный, ищущий, подвижный, но без резкости и порывистости. Очень энергичный и работоспособный, он быстро концентрирует свое внимание и энергично принимается за новое дело, часто тянет руку на уроке. Но основательное и продолжительное изучение предмета утомляет его и нагоняет скуку. В учении сангвиник все рвется вперед и вперед, жадно бросается на всякую новинку и в первое время, действительно, схватывает и усваивает много. Но скоро охладевает, начинает скучать, утомляться и отвлекаться от предмета. Однако его легко дисциплинировать, так как он может хорошо сдерживать свои чувства и контролировать непроизвольные реакции. Сангвиник экстровертирован, и потому его больше впечатляют образы настоящего, чем прошлого и будущего. Ему свойственна доброта, готовность прийти на помощь, что проявляется в общении со сверстниками. Очень склонен к коллективизму, легко устанавливает контакты, общителен, доброжелателен, приветлив, быстро сходится с людьми, легко налаживает хорошие отношения. Быстро забывает обиды, сравнительно легко переживает неудачи и неприятности. Сангвиник чаще других испытывает положительные эмоции.

        Холерик — вспыльчивый, горячий, смелый до дерзости, упрямый и самолюбивый до болезненности. Он учится не по принуждению, не из посторонних расчетов, а в силу внутренней потребности: он хочет все знать — и не как-нибудь, а вполне. Такому ученику свойственно критическое отношение к учебнику, к объяснению учителя. Он с жадностью берется за дело, которому и отдается полностью, упорно добиваясь цели, не жалея труда, не отступая перед препятствиями. Его действия обычно похожи на преодоление и борьбу — они полны эмоциями азарта, ярости, а иногда гнева и агрессивности. Он часто отличается не только чувством собственного достоинства, но и чувством превосходства над другими. В общении с людьми резко проявляет свое «Я», часто берет на себя роль распорядителя, устанавливает свои порядки, разбирает ссоры и споры, но нередко допускает резкость, вспыльчивость, раздражительность, эмоциональную несдержанность, способствуя тем самым конфликтным ситуациям в коллективе.

        Меланхолик — это, чаще всего, спокойный, тихий, осторожный и послушный ребенок. Он не может долго участвовать в шумных подвижных играх, что связано с небольшим запасом силу него, с повышенной утомляемостью. Склонен к аккуратности, доходящей до педантизма. Ему нравится сам процесс наведения порядка. Повышенная ранимость и впечатлительность толкают его к глубоким переживаниям даже по незначительным причинам. Непривычная среда, внимание окружающих, тем более незнакомых людей, оказывают на него психическое давление. В таких ситуациях ученик может растеряться, не найти нужных слов, не ответить на вопросы, не выполнить простейших просьб. Меланхолику не хватает уверенности в себе, ему свойственны боязнь неудачи и страх глупо выглядеть, вследствие чего продвижение к успеху для него значительно усложняется. Такой ребенок легко уязвим, тяжело переносит обиды, огорчения, хотя внешне все эти переживания выражаются у него слабо. Склонен к замкнутости, избегает общения с малознакомыми, новыми людьми. Часто смущается, испытывает неловкость в новой обстановке. В общении отличается мягкостью, тактичностью, деликатностью, чуткостью и отзывчивостью: кто сам раним, тот обычно тонко чувствует и боль, которую причиняет другим. Эмоциональные состояния у него возникают медленно, но отличаются глубиной, большой силой и длительностью. 

1.3.Как организовать урок с учетом темпераментов учащихся

        Флегматика могут побудить к деятельности только значимые для него сигналы. Он или игнорирует множество происходящих вокруг него событий, или медлительно реагирует на них, поскольку для его нервной системы характерна инертность. Важно поэтому создать на уроке условия, переключающие внимание такого ученика на предстоящую деятельность. Мотивирующим моментом может выступать использование изучаемых фактов в будущем. Медлительность особенно мешает ему там, где требуется быстро запомнить, быстро понять, сообразить и быстро сделать. В подобных случаях флегматик часто проявляет беспомощность, но зато запоминает он обычно надолго — основательно и прочно. Используя наглядный метод — схемы, таблицы, графики — вы поможете такому ученику структурировать его ответ. Добросовестно выполняя задания учителя, он предпочитает, однако, репродуктивные методы. При этом самостоятельная работа для него легче, чем фронтальная. Флегматик склонен к порядку и любит то, что ему привычно. В делах проявляет основательность, продуманность, упорство. Начатое, как правило, доводит до конца, точно рассчитывает свои силы. Стремится как можно полнее уяснить суть задания и способы решения и лишь затем приступает к его выполнению. Наибольших успехов достигает там, где требуется усидчивость, равномерное напряжение сил, устойчивое внимание и большое терпение, где работа нетороплива и не связана с переключением с одного вида деятельности на другой. Поэтому целесообразно давать ему задания на длительны и период времени. Полезен метод проектов, при котором он может самостоятельно организовывать свою работу. Очень важно предоставлять ему достаточно времени на обдумывание и подготовку. Нельзя сразу после ознакомления с новым материалом выяснять, как этот ученик его усвоил. Флегматикам обязательно нужно проработать новый материал дома, поскольку долговременная память у них развита лучше, чем кратковременная, оперативная. Как вид контроля им больше всего подходит письменная самостоятельная работа по индивидуальным карточкам. При этом желательно, чтобы наряду с практической (например, вычислительной) частью в ней были и задания на актуализацию изученного теоретического материала. Допустим и устный опрос, но вопросы должны быть известны ученику заранее (например, написаны на доске).

        Сангвинику, наделенному безграничной любознательностью, важна сама возможность использовать изучаемые факты в жизни, в практической деятельности. Так, например, мотивом к изучению темы «Признаки подобия треугольников» будет служить ему измерение расстояний на местности изученными способами. Ученики-сангвиники легко отвлекаются, но их можно привлечь в этот момент к исправлению ошибок в ответах товарищей. Это активизирует их внимание. У холерика доминируют социальные мотивы и остро выражена потребность в самореализации. Поэтому у него на первом месте общественная значимость получаемых знаний, их престижность и полезность для коллектива.

        Холерики (как и сангвиники) обладают быстрой реакцией и достаточно быстро усваивают новое. Высокая скорость перебора вариантов решения у тех и других положительно сказывается и в работе на сообразительность. Холерики очень активны, когда учитель проблемно излагает материал или применяет эвристический метод. Им проще сохранять внимательность. Они, если и отвлекаются, то для того, чтобы разнообразить деятельность, ставшую невыносимо скучной. Их самостоятельную работу можно разнообразить путем включения заданий, различных по форме предъявления, по характеру или по уровню содержания.         Сангвиникам и холерикам подходит фронтальный опрос в достаточно быстром темпе. Опрос, при котором ученику практически не дается времени на обдумывание ответов. Их не смущают неожиданные вопросы, а правильность их ответов не зависит от того, какой темп задает учитель. Эти дети быстро меняют формулировки ответов, часто отступают от книжного текста, пытаются импровизировать. Опрос можно организовать по только что объясненной теме. Но им требуется довольно частое повторение материала.

        Меланхолику, поскольку он интраверт, необходима возможность познавать себя через изучаемый материал, осваивать новую деятельность, разбираться во взаимоотношениях людей, осознавать свое положение в мире. В силу особенностей своей нервной системы он медленно входит в работу, но работать любит обстоятельно, шаг за шагом. Для него благоприятны ситуации, требующие последовательной, планомерной, даже монотонной, однообразной работы. Для взаимодействия с ним подходит метод алгоритмических предписаний. Ученик пунктуально следует алгоритму, долго раздумывает над следующим действием, и почти всегда его решение будет действием по аналогии. Он любит составлять планы в письменной форме, используя их как средство для управления своей деятельностью. Отвечая или изучая материал, нуждается во внешних опорах: графиках, рисунках, таблицах (что еще раз доказывает полезность наглядного метода). Тщательно контролирует выполнение им учебных заданий, проверяет полученные результаты, хотя это и осложняет его положение, ведь он медлителен. Поэтому надо постоянно наблюдать за его работой, обязательно поощрять за старания, настойчивость — даже если результат далек от желаемого. Когда учитель задает неожиданный вопрос и требует ответить устно, этот ученик теряется и начинает волноваться. Ему требуется время для обдумывания ответа. Лучший вариант для него— письменный ответ, а не устный. Однако при выполнении письменных проверочных работ он трудно переключается с задания на задание, вот почему в задачах для него должен быть этап актуализации усвоенного ранее материала.

        Итак, если на уроке созданы условия, соответствующие типу темперамента ученика, то у сангвиника они направляют его подвижность, активность и умение сосредоточиться на учебную деятельность; холерику помогают преодолеть возбудимость, сконцентрировать внимание, осознать важность для него изучаемого вопроса; флегматику — переключить внимание на предстоящую деятельность и сосредоточиться на изучении темы; а у меланхолика порождают ситуацию успеха, отвлекают от негативных эмоций, тревожности, воспитывают уверенность в своих силах. [8]

 

 

 

2. Возрастные особенности пятиклассников

        Пятый класс для учащихся является довольно сложным периодом, так как они переходят к новым условиям обучения в среднем звене, требующим от них некоторой адаптации.

        В начальной школе дети привыкают исполнять требования в основном одного учителя, находиться в сфере его постоянного внимания и контроля. Поэтому в средней школе можно ожидать, что у части учащихся возникнут трудности при необходимости следовать требованиям разных учителей. Некоторые им будут казаться слишком строгими, а некоторые — мягкими, которых можно не слушаться. Ученикам может быть трудно самостоятельно без строгого контроля организовать свое рабочее место, провести перемену «без ущерба для своего здоровья», дойти до столовой и обратно. Необходимо обратить особое внимание на обучение пятиклассников пользованию своими новыми свободами. Иначе можно ожидать резкого возрастания количества драк на переменах и соответственно жалоб от родителей.

        В учебной деятельности можно ожидать, что у некоторых учащихся произойдет временное снижение успеваемости за счет того, что им придется привыкать к формам и методам обучения, принятым в средней школе.  Однако высокий познавательный интерес, присущий детям в этом возрасте, стремление хорошо учиться помогут им восстановить привычную успеваемость к концу второй четверти.

        Следует помнить, что с этого времени активизируются процессы взросления, начинает понемногу возрастать агрессивность. Учащиеся будут стремиться доказать окружающим и себе свою взрослость, иногда социально неприемлемыми способами. Это может проявляться в демонстративном употреблении ненормативной лексики (особенно в присутствии девочек или взрослых). Или в столь же демонстративном противостоянии требованиям взрослых (находясь при этом в очевидно детской позиции: «не хочу, не буду»). В классе может появиться негативный лидер. Имеется в виду, что кто-то из учащихся будет стремиться возглавить остальных в их борьбе против требований взрослых.

        Следует ожидать существенных изменений в межличностных отношениях внутри класса: перераспределения дружеских компаний, столкновений и конфликтов между мальчиками и девочками, но при этом возрастает интерес друг к другу. Это понятно, поскольку взаимоотношения становятся более осознанными, начинает влиять начавшееся подростковое сексуальное созревание. Могут появиться изгои, то есть учащиеся, на которых будут направляться агрессивные выпады со стороны почти всех учащихся. Интересно, что если при помощи взрослого ребенок выходит из позиции изгоя, класс достаточно быстро «выбирает» следующего. Можно заключить, что изгои необходимы для выхода агрессии классам с низким уровнем развития коллектива.

Начало процесса взросления учащихся обычно с неудовольствием воспринимается родителями, которые относят новые проявления в поведении своих детей к их недостаткам. Поэтому некоторые учащиеся к концу пятого класса начинают считать, что они стали «хуже, непослушнее», что может привести к снижению их самооценки. Полезно во второй половине учебного года особое внимание обратить на осознание учащимися начала своих изменений, подвести их к пониманию обязательности и позитивности изменений.

        В отношении родителей многие подростки занимают противоречивую позицию. С одной стороны, они активно отстаивают самостоятельность. С другой — требуют любви и внимания, тоскуют по детской позиции. У некоторых может появиться страх взросления, внешне не всегда проявляемый.

        В это время дети активно начинают осваивать внутренний мир. Но они сами еще плохо в нем ориентируются, не уверены в его устойчивости. Поэтому любые предъявления подростками своих взглядов, представлений, мнений необходимо принимать очень бережно, безоценочно, с уважением. [5]

 

 

Практическая часть

Цель нашего проекта  - изучить влияние  типа темперамента на эффективность учебной деятельности пятиклассников.

Объект  исследования - темперамент

Предмет исследования  - характерологические особенности проявления  типа темперамента у пятиклассников СКК.

В работе мы будем использовать  доступный нам метод измерения и оценки психологических характеристик индивида - тестирование.

        Психологическое тестирование — это стандартизированная методика, которая направлена на измерение индивидуальных свойств и качеств испытуемого (например, личностных, психофизиологических характеристик, способностей, знаний, состояний, навыков и др.) [9]

Инструментом исследования в нашей работе выступает. Личностный опросник Айзенка. Он позволяет определить показатели темперамента личности по классификации Павлова, который описал четыре классических типа по основным свойствам центральной нервной системы: Это один из самых распространённых психологических тестов, который помогает определить преобладающий темперамент человека: сангвиник, меланхолик, холерик или флегматик.  [1]

Мы взяли классическую версию теста, на 57 вопросов, на которые нужно дать односложный ответ «да» или «нет».  Но учитывая  возраст учащихся применили модификацию Артюховой И.В. , где в тесте 56 вопросов. (Приложение 1)

Результаты будут представлены классным руководителям с ФИО учащихся и рекомендациями. Мы в работе будем проводить общий анализ по классам, без личных данных.

Затем мы проведем сопоставление результатов теста с результатами учебной деятельности учащихся.

Результаты диагностики

 

 

Анализ результатов

По результатам анкетирования можно сделать следующие выводы: 

В 5А  у учащихся преобладает тип темперамента сангвиник. В 5Б и 5В экипаже половина из учащихся класса имеет этот тип темперамента. Особая подвижность, реактивность сангвиника может при нести выгоду, если работа требует от него смены общения, рода занятий, частого перехода от одного ритма жизни к другому. Нужно иметь в виду, что сангвиникам часто недостает терпения и настойчивости — они работают с увлечением только до тех пор, пока дело их интересует; потеряв интерес, легко могут бросить начатое дело и заняться чем-то другим. 

Большое число пятиклассников имеет холерический тип темперамента. Холерики предпочитают выполнять действия, которые можно произвольно прервать, а также стремятся к чередованию неоднородных действий. Они стремительны, выносливы и работоспособны, быстро переключаются, любят работу, связанную с перемещением, сменой впечатлений, стремятся лидировать в групповой деятельности. 

Есть ученики меланхолики. Они меньше устают и раздражаются, чем представите ли других типов темперамента, при выполнении однообразных действий. Однако при больших нагрузках они быстро устают и работоспособность их снижается. Им также противопоказаны стрессовые ситуации, требующие быстрого принятия решений и «холодной головы». Меланхолик, обладающий слабым типом нервной системы, при сильных стрессах может растеряться, потерять самоконтроль (в связи с запредельным торможением нервной системы) и оказаться не в состоянии принять необходимое решение. 

Меньше всего в классах флегматиков. Они отличаются медлительностью, эмоциональной устойчивостью Обычно флегматик ровен и  спокоен, редко выходит из себя. Отличается выдержкой, силой воли, глубиной мыслей Основные черты: ровный, настойчивый, чаще упорный труженик; чувства возникают медленно, устойчив, склонен к пребыванию вне коллектива.

По результатам окончания четверти проведем сопоставление темперамента и успеваемостью обучающихся, проанализируем полученный результат.

 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

Психологическое состояние школьника  очень зависит от отношения к нему учителя. Это требует от педагога знание особенностей ребенка и предъявления индивидуального подхода. Знание типа темперамента ученика помогает предвидеть  типичные реакции воспитанника и создать благоприятные педагогические условия для обучения и воспитания.

С точки зрения психологии именно с учетом типичных проявлений темперамента  должно осуществляться индивидуальное педагогическое воздействие в конкретной педагогической ситуации.

Темперамент сам по себе не определяет ни способностей, ни характера человека. Так, например, сангвиник отличается быстрой реакцией, а флегматик характеризуется медлительностью и трудно переключается с одного дела на другое, в то время как сангвиник делает это легко. Холерики способны к длительной активной работе, но им трудно тормозить себя, сдерживать. Меланхолики отличаются быстрой утомляемостью, хотя, в первую очередь, обладают рядом других положительных качеств. Уже эти характеристики показывают, что людям с разными типами темперамента нужен разный темп и разный режим работы.

Например, предметом особой заботы учителя на уроке чаще всего бывают дети- холерики и дети – меланхолики. Первых нужно систематически удерживать от бурных реакций, приучать к сдержанности, самообладанию, присваивать им привычку к более спокойной и равномерной работе. У вторых надо развивать уверенность в своих силах, поощрять их активность.

         Работа над проектом была интересной, но трудной. Было интересно узнать много нового о типах темпераментов, узнать, как они влияют на общение, настроение, учебу. В ходе работы над проектом была изучена история темперамента, его определение.  Рассмотрели  как разные типы темперамента школьников проявляются в учебной деятельности.

В ходе проведенного исследования  мы выявили типы темперамента пятиклассников и подготовили рекомендации родителям и педагогам по учебно-воспитательной  работе с обучающимися.

Список использованной литературы

  1. Артюхова И.С."Воспитательная работа с подростками", М., 2003 
  2. Белоусова Р.В."Основы психологии для старшеклассников"., М., 2007
  3. 3.Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию/ Ю.Б. Гиппенрейтер. - М.: Просвещение, 1996
  4. 4.Дубровина И. В. Руководство практического психолога, 1998.
  5. Загорная Е.В."Справочник школьного психолога "., М., 2001
  6. Матвеева М.С. , Подкорытова Л.С. "Познакомься — это ты". М., 2004
  7. 6. Немов, Р.С. Книга 1: Общие основы психологии/Р.С. Немов - М.: Владос, 1994.
  8. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф.Райс. - СПб: Питер, 2000.
  9. Психология. Словарь.   Под. ред. А.В.   Петровского,   М.Г. Ярошевского.- М.: «Политиздат», 1990

Приложение 1

"Тест Айзенка"

Инструкция: 

«Вам предлагается ряд вопросов об особенностях Вашего поведения. Если Вы отвечаете на вопрос утвердительно («согласен»), то поставьте в соответствующей клетке листа ответов знак «+», если отрицательно («не согласен»), то знак «-«. Отвечайте на вопросы быстро, не раздумывая, так как важна Ваша первая реакция. Отвечать нужно на каждый вопрос». 

 

Вопросы: 

1.Тебе нравится находиться в шумной и весёлой компании? 

2.Часто ли ты нуждаешься в помощи других ребят? 

3.Когда тебя о чем-нибудь спрашивают, ты, чаще всего, быстро находишь ответ? 

4.Бываешь ли ты очень сердитым, раздражительным? 

5.Часто ли у тебя меняется настроение? 

6.Бывает такое, что тебе иногда больше нравится быть одному, чем встречаться с другими ребятами? 

7.Тебе мешают уснуть разные мысли? 

8.Ты всегда выполняешь всё сразу, как тебе говорят? 

9.Любишь ли ты подшучивать над кем-нибудь? 

10.Было ли когда-нибудь так, что тебе становилось грустно без особой причины? 

11.Можешь ли ты сказать, что ты, в общем-то, очень весёлый человек? 

12.Ты когда-нибудь нарушал правила поведения в школе? 

13.Бывает ли так, что иногда тебя почти всё раздражает? 

14.Тебе нравилась бы такая работа, где всё надо делать очень быстро? 

15.Ты переживаешь из-за всяких страшных событий, которые чуть было не произошли, хотя всё кончилось хорошо? 

16.Было ли когда-нибудь, чтобы тебе доверили секрет, а ты по каким-то причинам не смог его сохранить? 

17.Ты сможешь без особого труда развеселить компанию скучающих ребят? 

18.Бывает так, что твоё сердце начинает сильно биться, даже если ты почти не волнуешься? 

19.Если ты хочешь познакомиться с другим мальчиком (девочкой), то ты почти всегда первый начинаешь разговаривать? 

20.Ты когда-нибудь говорил неправду? 

21.Легко ли ты расстраиваешься, когда тебя ругают за что-нибудь? 

22.Тебе постоянно нравится шутить и рассказывать весёлые истории друзьям? 

23.Ты иногда чувствуешь себя усталым без особой причины? 

24.Ты всегда выполняешь то, что тебе говорят старшие? 

25.Ты, как правило, всегда бываешь доволен? 

26.Можешь ли ты сказать, что ты чуть-чуть больше обидчивый, чем другие? 

27.Тебе всегда очень нравится играть с другими ребятами? 

28.Было ли когда-нибудь, чтобы тебя попросили дома помочь по хозяйству, а ты по какой-то причине не смог этого сделать? 

29.Бывает, что у тебя иногда без особой причины кружится голова? 

30.Бывает ли, что твои действия и поступки ставят других людей в неловкое положение? 

31.У тебя временами бывает такое чувство, что тебе всё надоело? 

32.Ты любишь иногда похвастаться? 

33.Бывает такое, что, находясь среди других ребят, ты чаще всего молчишь? 

34.Бывает, что ты так волнуешься, что не можешь усидеть на месте? 

35.Ты очень быстро принимаешь решение? 

36.Ты шумишь иногда в классе, если нет учителя? 

37.Тебе временами снятся страшные сны? 

38.Можешь ли ты веселиться, не сдерживая себя, в компании ребят? 

39.Тебя легко огорчить? 

40.Случалось ли тебе говорить о ком-нибудь плохо? 

41.Можешь ли ты иногда сказать про себя, что ты беззаботный человек? 

42.Если ты оказываешься в глупом положении, то ты потом долго расстраиваешься? 

43.Тебе очень нравятся весёлые игры? 

44.Ты всё ешь, что тебе подают? 

45.Когда тебя о чём-нибудь просят, тебе всегда бывает трудно отказать? 

46.Ты любишь часто ходить в гости? 

47.Был ли хотя бы раз в твоей жизни такой момент, когда тебе не хотелось жить? 

48.Было ли такое, что ты когда-нибудь грубо разговаривал с родителями? 

49.Как ты думаешь, тебя считают весёлым человеком? 

50.Ты часто отвлекаешься, когда делаешь уроки? 

51.Нередко бывает так, что тебе не хочется принимать участие в общем веселье? 

52.Тебе очень трудно бывает уснуть из-за разных мыслей? 

53.Ты почти всегда уверен, что справишься с делом, за которое взялся? 

54.Бывает, что ты нередко чувствуешь себя одиноким? 

55.Ты обычно стесняешься заговаривать первым с новыми людьми? 

56.Ты часто спохватываешься, когда уже поздно что-либо исправлять?  

 

 

Ключ к опроснику Айзенка 

1.Экстраверсия-интроверсия определяется по сумме: 

1)положительных ответов «+» на вопросы:  1, 3, 9, 11, 14, 17, 19, 22, 25, 27, 30, 35, 38, 41, 43, 46, 49, 53, 57 

2)отрицательных ответов «-» на вопросы: 6, 33, 51, 55, 59 

2.Эмоциональная стабильность определяется по сумме: 

 положительных ответов «+» на вопросы:  2, 5, 7, 10, 13, 15, 18, 21, 23, 26, 29, 31, 34, 37, 39, 42, 45, 47, 50, 52, 54, 56, 58, 60 

3.Шкала социальной желательности (шкала лжи) определяется по сумме: 

положительных ответов «+» на вопросы: 8, 24, 44 

отрицательных ответов «-» на вопросы: 4, 12, 16, 20, 28, 32, 36, 40, 48 

 

 Приложение 2 

Буклет  " Рекомендации

по работе с учениками разных типов темперамента

Приложение 3

Как рассадить детей в классе: правила для классного руководителя

Лучший способ избежать конфликтов с родителями по поводу рассаживания детей за партами — это соблюдать имеющиеся на этот счет правила и не реагировать на просьбы отдельных мам и пап. Рассаживая учеников за парты, учитель должен ориентироваться на:

· состояние здоровья ребенка;

· рост;

· темперамент;

· особенности характера;

· а также на отношения между детьми.

Совет №1

Прежде всего, нужно ознакомиться с медицинскими картами школьников. Если у ребенка есть проблемы со слухом или зрением, то врач в своем заключении должен указать рекомендуемую парту. Обычно это 1-2 парты в центральном ряду.

Совет №2

Большой рост ребенка очень часто считается показателем того, что его нужно посадить на последнюю парту. Это неправильный подход. Высокого ученика можно разместить за любой партой в боковых рядах. Главное, чтобы он сидел с противоположной стороны от центральных проходов.

Совет №3

Учет темперамента ребенка при рассаживании за парты поможет обеспечить спокойную обстановку на уроке. Так, например, если гиперактивного ученика посадить на переднюю парту, то он целый урок будет мельтешить перед всем классом и тем самым привлекать к себе внимание других детей, отрывая их от работы. В то же время ребенок с темпераментом флегматика может совсем «затеряться», сидя на последней парте.

Совет №4

Учитель должен знать особенности характера и индивидуальные особенности своих учеников. Застенчивого ребенка лучше посадить на боковые ряды, но, ни в коем случае, не на задние парты. А вот активного и инициативного ученика можно смело отправить и на последнюю парту. Многие учителя сажают за одну парту детей со спокойным и энергичным характером.

Совет №5

Чтобы избежать нарушений дисциплины на уроке, нужно стараться сажать вместе учеников, между которыми существует неприязнь и возникают конфликтные ситуации.

Совет №6

В течение года учителю необходимо несколько раз пересаживать детей за другие парты, менять составы пар. Наблюдая за поведением школьников в разных ситуациях на уроке, ему важно добиться оптимальной комбинации, при которой каждый ребенок будет способен плодотворно работать и чувствовать себя комфортно.

Обычно дети не придают особого значения тому, за какой партой они сидят — для них важно, кто будет их соседом.

А вот родители акцентируют на внимание на том, где именно сидит ребенок. Многие из них обращаются к учителю с просьбой посадить их ребенка на первую парту. Они считают, что от этого зависит его успеваемость.

Конечно же, угодить всем одновременно не получится. В качестве выхода из такой ситуации рекомендуется в начале каждой четверти менять порядок рассаживания учеников. Это не только позволит каждому ребенку посидеть на первых партах, но и служит хорошей профилактикой против нарушения зрения или осанки.

Кроме этого, дети могут меняться местами за партами при выполнении отдельных видов работ на уроке. Чаще всего это происходит при использовании интерактивных упражнений, работе в группах.

Привлеките родителей к рассадке детей

Совет №7

Еще один отличный способ избежать недоразумений с родителями по поводу того, что их ребенок сидит на «плохой» парте — предложить им самим составить схему расположения детей в классе. Лучше всего сделать это на родительском собрании.

          Для выполнения такого задания родителей нужно разделить на несколько групп и               каждой раздать карточки с необходимой информацией об учениках без указания их фамилий. Взрослые должны, ориентируясь только на объективные данные, распределить места за партами. В завершение следует обсудить все полученные схемы и решить возникшие несогласованности.

Когда общая схема будет готова, назвать имена детей и подписать, кто, где будет сидеть. После этого никаких повторных обсуждений или дополнительных просьб не должно быть.

«Первая парта» теряет свою актуальность

Совет №8

Под конец собрания нужно успокоить всех родителей, особенно тех, кто окажется недовольным. Следует объяснить, что в ходе современного урока значительно изменились формы и методы работы с классом, и теперь доска и учитель не являются основным источником знаний.

Дети много времени на уроке работают в парах и группах, занимаются практической и познавательной деятельностью. Процесс познания происходит на основе универсальных учебных действий и компетенций. Как следствие, при обучении упор делается на самостоятельную работу и самоконтроль.

Учитель больше времени уделяет «Камчатке», чем первым партам

Совет №9

Также можно привести данные психологов и опытных педагогов о том, что обычно учитель в ходе урока больше внимания уделяет тем, кто сидит в центре класса и на задних партах. Он не находится все время за столом или возле доски, а передвигается по классу, ходит между рядами и постоянно контролирует работу каждого ученика.

Мнение, что ученики, сидящие на задней парте, от этого будут плохо учиться, является предрассудком. Никакой взаимосвязи между этим нет. Важно добиться от родителей понимания в данном вопросе и никогда не идти у них на поводу.

Приложение 4

Характеристика типов темпераментов

Тип темперамента – сангвиник. Быстро приспосабливается к новым условиям, легко сходится с людьми, общителен. Чувства возникают быстро, но и быстро улетучиваются. Мимика богатая, подвижная, выразительная. При отсутствии  серьезных целей в жизни и творческой деятельности может появиться поверхностность и непостоянство.

Основные черты: склонность к лидерству, частой смене впечатлений, несклонность к беспокойству, жизнерадостность, непринужденность, отзывчивость, разговорчивость, контактность, общительность.

Эмоционально устойчивый. Чтобы настроение  поменялось, нужны веские причины, да и скорость его изменения невелика, т.е.- это человек эмоционально стабильный, резкая смена настроения нехарактерна.

Экстраверт – общительный,  открытый; стремиться быть с другими людьми, не любит одиночества. Привлекают различные перемены в жизни, преобразования; постоянно нужны новые впечатления, приключения.    

Тип темперамента – холерик. Отличается повышенной возбудимостью, большой эмоциональностью. У людей с общественными интересами холерический темперамент проявляется в инициативности, энергичности, принципиальности. Там, где нет богатства духовной жизни, он часто проявляется отрицательно: в раздражительности, аффективности.    

 Основные черты: резкая смена настроения, неуравновешенность, общая подвижность, безудержность в проявлении чувств: боевой, задорный, общительный.

Эмоционально неустойчивый: чувства и настроения меняются часто и быстро, иногда без видимой причины.

Экстраверт – общительный,  открытый; стремиться быть с другими людьми, не любит одиночества. Привлекают различные перемены в жизни, преобразования; постоянно нужны новые впечатления, приключения.

Тип темперамента – меланхолик. Можно охарактеризовать как, человека ранимого, склонного глубоко переживать даже незначительные события. Трудно долго на чем – либо сосредоточиться. Сильные эмоциональные воздействия  могут вызвать продолжительную тормозную реакцию. В благоприятных условиях жизни меланхолик  - человек глубокий, содержательный, творческий. В неблагоприятных – замкнутый, боязливый, тревожный.

 Основные черты: глубокий чувства, сдержанность, отношения в коллективе налаживается с трудом, хотя стремление к общению часто присутствует.

Эмоционально неустойчивый: чувства и настроения меняются часто и быстро, иногда без видимой причины.

Интроверт – внутренний мир (мысли, представления, понятия) редко доступен окружающим, стремится строго соблюдать установленные правила. Характер замкнутый, необщительный.

Тип темперамента – флегматик. Этот тип темперамента проявляется в медлительности, устойчивости, слабом внешнем выражении эмоциональных состояний. Новые формы поведения вырабатываются медленно, но являются стойкими. Обычно флегматик ровен и  спокоен, редко выходит из себя, не склонен к аффектам. В зависимости от условий в одних случаях у них могут возникнуть положительные черты: выдержка, сила воли, глубина мыслей и т.д.; в других – вялость и безучастность к окружающему, лень и безволие.

Основные черты: ровный, настойчивый, чаще упорный труженик; чувства возникают медленно, устойчив, склонен к пребыванию вне коллектива.

Эмоционально устойчивый. Чтобы настроение  поменялось, нужны веские причины, да и скорость его изменения невелика, т.е.- это человек эмоционально стабильный, резкая смена настроения нехарактерна.

Интроверт – внутренний мир (мысли, представления, понятия) редко доступен окружающим, стремится строго соблюдать установленные правила. Характер замкнутый, необщительный.


Поделиться:

Философские стихи Кристины Россетти

О путнике

Тупое - острое

Зимний дуб

Чем пахнут ремёсла? Джанни Родари