Проект по здоровьесбережению. Набор веса у подростка.
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 32.91 КБ |
Районная конференция исследовательских и проектных работ учащихся учреждений дополнительного образования
«Открываем горизонты»
19-29 февраля 2024 года
Номинация:___Здоровый__образ__жизни
«Проблема дефицита веса у школьника»
____Исследовательская_работа___________________
Автор-разработчик: Бабенко Федор, 6 класс, школа №24 пгт. Каз, общая физическая подготовка
Руководитель:
Попова Елизавета Константиновна, педагог дополнительного образования
Таштагольский муниципальный район
2024
Содержание
Введение
Организация питания важна во все возрастные периоды детства.
Особенности роста и развития в подростковом возрасте требуют отдельного
обсуждения значения питания в этот период жизни. В школьном возрасте
более вероятны самые разнообразные нарушения питания и физического
развития - от недостаточности массы, задержки роста, до риска развития ожирения, особенно после окончания периода скачков роста.
Актуальность
В настоящее время все чаще в средствах массовой информации, в
популярной литературе, в интернете вы можете слышать много призывов к
правильному питанию, особенно подрастающего поколения, чаще всего говорят о лишнем весе и борьбе с ним, но все-таки есть проблема прямо противоположная этой, это- дефицит веса у школьников.
Развитие дефицита поступающих питательных веществ в организм ребенка в школьном возрасте негативно сказывается на завершении генетической программы роста и развития ребенка, приводит к
снижению массы тела, нарушает окончательное формирование типа телосложения, половое развитие и функцию внутренних органов, изменению биохимических и иммунологических показателей, т. е. создает предпосылки для раннего формирования хронических заболеваний.
В данном исследовании я представляю, свою проделанную работу на эту тему, мне она близка так как я являюсь очевидным примером школьника с дефицитом веса, мне захотелось узнать на своем опыте как я смогу повлиять на данную проблему.
И так, проблема моего исследования звучит так: Можно ли школьнику с дефицитом веса, набрать вес в течение одного месяца, руководствуясь диетотерапией т.е. диетой при которой важное значение имеют режим питания, рациональное меню с легкоусвояемыми блюдами, увеличение частоты приема пищи, повышение суточной калорийности рациона на 10–20 %.
Объект исследования- антропометрические данные.
Предмет исследования – антропометрические данные ученика 6б класса средней общеобразовательной школы №24.
Цель исследования: При помощи диетотерапии набрать вес в течение одного месяца.
Задачи:
Гипотеза- Диетотерапия может повлиять на набор веса школьника при дефиците массы тела.
Методы: Наблюдение, тестирование, измерение, сравнение, фотографирование.
Разработанность проблемы: Специалисты проанализировали количество детей, страдающих от проблем с весом. По данным сотрудников РАМН современные дети стали слабее по сравнению со сверстниками из предыдущих поколений. Вице-президент РАМН Александр Баранов во время форума «За качественную и доступную медицину!» признал, что порядка 10% маленьких россиян имеют ожирение. Примерно столько же страдает от дефицита веса.
Как говорил древнегреческий целитель, врач и философ Гиппократ:
«Наша пища должна быть нашим лекарством, а наше лекарство должно быть нашей пищей».
Теоретическая значимость исследования
Изучив информацию из многих источников интернета, учебных пособий по питанию, просмотрев данные ВОЗ, можно выделить несколько основных причин дефицита массы тела у подростка:
Последствия длительного дефицита веса у детей и подростков также могут быть разнообразными:
Современные ученые выделяют несколько типов недостатка веса:
Так, дефицит массы тела 1 степени, рассчитанный в процентах, предполагает отклонение от нормы на 10-15%, второй — на 15-30%, третьей — более чем на 30%.
Чаще всего в основе лечения дефицита веса лежит правильное питание, которое предполагает: увеличение калорийности потребляемых продуктов: введение в рацион большего количества жирного мяса, мясных бульонов, кисломолочных продуктов, хлебобулочных изделий и продуктов с большим количеством углеводов;
Соблюдение баланса, увеличение калорийности пищи не исключает из рациона овощи и фрукты как основной источник витаминов.
В некоторых случаях, вызванных психологическими факторами, изменение рациона питания может проходить под наблюдением психолога, который помогает пациентам справиться с фобиями, связанными с едой.
Помимо диеты восполнение недостатка веса предполагает физическую активность, которая имеет целью вернуть утраченную мышечную массу, а также достаточный сон и отдых.
Сокращение стрессовых ситуаций, отказ от вредных привычек.
Соблюдая, выше изложенные факты, я могу наиболее качественно проработать свою практическую часть для моего исследования.
Практическая значимость исследования
Мой проект длился один месяц. В самом начале практической работы для того чтобы узнать свою норму массы тела я рассчитал индекс массы тела по следующей формуле:
I=m/h^2,
где:
и измеряется в кг/м².
Из этого следует масса моего тела на начальном этапе проекта была равна 26 кг.
Рост равен 146 см.
Пользуясь этой формулой, я вычислил свой коэффициент массы тела: I= 26 :(1,46*1,46) =12,2 кг/м^3
В соответствии с рекомендациями ВОЗ и ее разработанной с интерпретацией показателей Индекса Массы Тела: (см. табл. ниже).
Индекс массы тела | Соответствие между массой человека и его ростом |
16 и менее | Выраженный дефицит массы тела |
16—18,5 | Недостаточная (дефицит) масса тела |
18,5—25 | Норма |
25—30 | Избыточная масса тела (предожирение) |
30—35 | Ожирение 1 степени |
35—40 | Ожирение 2 степени |
40 и более | Ожирение 3 степени |
Я обнаружил, что мой коэффициент значительно ниже нормы.
Также я сделал основные антропометрические замеры:
Вес-26 кг.
ОТ (обхват талии)- 58 см
ОР (обхват руки в зоне бицепса)-19 см.
Для того чтобы начать набирать вес, я решил разработать для себя меню, которое превышало бы калорийность на 10-20% всех тех продуктов, которые я применял в пищу до начала проекта.
Примерное меню одного моего дня, с учетом увеличения калорийности выглядело вот так:
Завтрак | Каша на молоке со сливочном маслом, вареньем или сухофруктами + бутерброд с маслом, с сыром или колбасой + апельсин, банан или яблоко, чай с сахаром, какао с молоком или сливками. |
Обед | Наваристый мясной суп (щи, борщ, гороховый) +на второе макароны с сыром, котлеты или рыба+ салат из свежих овощей со сметаной или майонезом + чай с сахаром, сок, компот +булочка или шоколадка на десерт. |
Ужин | рис или пюре с мясом (гуляш, бефстроганов, жареная курица) +сок, молоко или чай +булочка или шоколад. |
Второй завтрак | йогурт сладкий, обязательно бутерброд с сыром, маслом или ветчиной, колбасой, сладкий фруктовый сок, компот или молоко. Второй завтрак недолжен быть слишком плотный. |
Полдник | легкий, стакан молока с печеньем или фруктовый салат, или овощной салат с добавлением авокадо или сыра. |
Вечерний перекус | кефир с печеньем, сок с бутербродом или булочкой. |
Также на всем пути проекта я следовал рекомендациям моего руководителя, педагога спортивной направленности: учитывал режим дня, режим спорта, применял советы по питанию, соблюдал питьевой режим и по истечению одного месяца я снова сделал антропометрические замеры:
Вес- 30 кг.
ОТ- 60 см.
ОР- 20 см.
С учетом этих замеров я снова произвел расчет ИМТ:
30 кг:(1.46см*1,46см) = 14.0 кг/м^3.
С учетом произведенных расчетов можно сделать вывод: за месяц я набрал 4 кг, обхват талии вырос на 2 см, обхват руки увеличился на 1 см. Следует сказать, что моя гипотеза полностью себя оправдала, я набрал вес. Думаю, что мой проект может заинтересовать любого родителя, ребенка и вообще человека с подобной проблемой, а я работая над проектом помогу не только себе, но и другим.
Заключение
К сожалению, мой коэффициент веса на данном этапе мал, но я стою на верном пути, обладая мощной мотивацией, желанием сделать свой организм здоровым я начал этот проект, хоть мне и не так много лет, я полностью осознаю значимость этого проекта, теперь имея положительный результат из своего опыта я буду стараться дойти до нормы и самое главное стать здоровым, чтобы в будущем я мог жить комфортной для меня жизнью.
Список литературы
Зарипова Р. Т. Состояние здоровья школьников подростков со сниженной массой тела. Казань: Научный центр здоровья детей российской академии медицинских наук, 2007. 109с.
Черненков Ю.В. Дефицит массы тела у детей. Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского, 2015. 78с.
Федеральный исследовательский центр питания биотехнологии и безопасности пищи школьника. Пособие для родителей. Здоровое питание. Москва: Федеральный исследовательский центр питания биотехнологии и безопасности, 2021. 15с.
https://genomed.ru/journal/zdorovyij-ves/nedostatok-vesa
https://meduniver.com/Medical/profilaktika/armia_i_deficit_massi_tela.html
https://ru.wikipedia.org/wiki/Индекс_массы_тела
https://www.who.int/ru
Приложение 1
Базовые советы
• основу рациона должны составлять сложные углеводы — картофель, цельнозерновой хлеб, рис, макароны, гречка, овсянка и т.п.
• потреблять не менее 5 порций фруктов и овощей каждый день.
• регулярно употребляйте молоко и молочные продукты (творог, йогурт, кефир).
• каждый день потребляйте белковую еду — нежирное мясо, курицу и рыбу (при этом хотя бы раз в неделю рыба должна быть жирной — например, лосось или скумбрия).
• употребляйте растительные масла (оливковое, рапсовое, подсолнечное) — включая содержащие их орехи и арахисовое масло.
• пейте от 6 до 8 стаканов жидкости каждый день.
-Важно отметить: питание должно быть сбалансированным и разнообразным. Не нужно поедать только булочки, каши и сладости, даже если ваша цель — набор веса. Если вы быстро чувствуете насыщение, можно есть небольшими порциями, но часто.
-Будет хорошо, если в ваш рацион добавятся орехи: они довольно калорийны, но при этом (в отличие от тех же сладостей) содержат много питательных веществ. Также отлично, если в вашем меню будут жирные сорта рыбы, сыр, яйца, цельнозерновые продукты. Для перекусов подойдут смузи, состоящие из молока либо кефира, фруктов и ягод, бутерброды с арахисовым маслом, протеиновые печенья.
-Есть данные о том, что питье перед едой может притуплять аппетит, поэтому рекомендуется пить воду вместе с едой или после неё.
-И, конечно, не стоит избегать физической активности — напротив, важно сделать ее частью своего образа жизни: это стимулирует аппетит, а также увеличивает вес за счёт роста мышечной массы.
Занимаясь спортом, лучше отдавать предпочтение бегу, плаванию, лыжи, коньки, гимнастика, спортивные виды спорта.
Рекомендуются регулярные тренировки с выполнением 3-4 подходов ключевых упражнений с весом тела — отжиманий от пола и на брусьях, подтягиваний на перекладине и приседаний без дополнительного веса.
Приложение 2
Примерный режим дня школьника
• Подъем 7.00.
• Утренняя зарядка, водные процедуры, уборка постели, туалет 7.00-7.30.
• Утренний завтрак 7.30-7.50.
• Дорога в школу или утренняя прогулка до начала занятий в школе 7.50-8.20
• Занятия в школе 8.30-12.30.
• Горячий завтрак в школе около 11 ч.
• Дорога из школы или прогулка после занятий в школе12.30-13.00.
• Обед 13.00-13.30.
• Послеобеденный отдых или сон 13.30-14.30
• Прогулка или игры на воздухе и спортивные занятия 14.30-16.00.
• Полдник 16.00-16.15.
• Приготовление домашних заданий 16.15-17.30.
• Прогулки на свежем воздухе 17.30-19.00.
• Ужин и свободные занятия 19.00-20.00.
• Приготовление ко сну 21.00-21.30.
• Сон 22.00-7.00.

Владимир Высоцкий. "Песня о друге" из кинофильма "Вертикаль"

Позвольте, я вам помогу

Паук

Н. Гумилёв. Жираф

Развешиваем детские рисунки дома