• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Проект "Проблема дефицита веса у школьников"

Опубликовано Попова Елизавета Константиновна вкл 01.07.2025 - 6:17
Попова Елизавета Константиновна
Автор: 
Бабенко Федор

Проект по здоровьесбережению. Набор веса у подростка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_problema_defitsita_vesa_u_shkolnika.docx32.91 КБ

Предварительный просмотр:

Районная конференция исследовательских и проектных работ учащихся учреждений дополнительного образования

«Открываем горизонты»

19-29 февраля 2024 года

 

 

 

 

 

 

 

 

Номинация:___Здоровый__образ__жизни

«Проблема дефицита веса у школьника»

____Исследовательская_работа___________________

 

 

 

 

Автор-разработчик: Бабенко Федор, 6 класс, школа №24 пгт. Каз, общая физическая подготовка

 

Руководитель:

Попова Елизавета Константиновна, педагог дополнительного образования

 

 

 

 

 

 

 

 

Таштагольский муниципальный район

2024

Содержание

  1. Введение……………………………………………………….3 стр.
  2. Объект исследования…………………………………………..3 стр.
  3. Предмет исследования……………………………………...3стр.
  4. Цель…………………………………………………………..3стр
  5. Задачи…………………………………………………...........4 стр.
  6. Теоретическая значимость исследования…………………5 стр.
  7. Практическая значимость исследования…………………...7 стр.
  8. Заключение……………………………………………………9 стр.
  9. Список литературы…….........................................................10 стр.
  10.  Приложение 1 …........................................................................11 стр.
  11.  Приложение 2 …........................................................................12 стр.

Введение

Организация питания важна во все возрастные периоды детства.

Особенности роста и развития в подростковом возрасте требуют отдельного

обсуждения значения питания в этот период жизни. В школьном возрасте

более вероятны самые разнообразные нарушения питания и физического

развития - от недостаточности массы, задержки роста, до риска развития ожирения, особенно после окончания периода скачков роста.

Актуальность

В настоящее время все чаще в средствах массовой информации, в

популярной литературе, в интернете вы можете слышать много призывов к

правильному питанию, особенно подрастающего поколения, чаще всего говорят о лишнем весе и борьбе с ним, но все-таки есть проблема прямо противоположная этой, это- дефицит веса у школьников.

Развитие дефицита поступающих питательных веществ в организм ребенка в школьном возрасте негативно сказывается на завершении генетической программы роста и развития ребенка, приводит к

снижению массы тела, нарушает окончательное формирование типа телосложения, половое развитие и функцию внутренних органов, изменению биохимических и иммунологических показателей, т. е. создает предпосылки для раннего формирования хронических заболеваний.

В данном исследовании я представляю, свою проделанную работу на эту тему, мне она близка так как я являюсь очевидным примером школьника с дефицитом веса, мне захотелось узнать на своем опыте как я смогу повлиять на данную проблему.  

И так, проблема моего исследования звучит так: Можно ли школьнику с дефицитом веса, набрать вес в течение одного месяца, руководствуясь диетотерапией т.е. диетой при которой важное значение имеют режим питания, рациональное меню с легкоусвояемыми блюдами, увеличение частоты приема пищи, повышение суточной калорийности рациона на 10–20 %.

Объект исследования- антропометрические данные.

Предмет исследования – антропометрические данные ученика 6б класса средней общеобразовательной школы №24.

Цель исследования: При помощи диетотерапии набрать вес в течение одного месяца.

Задачи: 

  1. Изучить проблему дефицита веса у школьников.
  2. Изучить питание школьников и его взаимосвязь с физическим развитием.
  3. Определить индекс массы тела.
  4. Разработать рекомендации для профилактики и коррекции дефицита массы тела у школьников.

Гипотеза- Диетотерапия может повлиять на набор веса школьника при дефиците массы тела.

Методы: Наблюдение, тестирование, измерение, сравнение, фотографирование.

Разработанность проблемы: Специалисты проанализировали количество детей, страдающих от проблем с весом. По данным сотрудников РАМН современные дети стали слабее по сравнению со сверстниками из предыдущих поколений. Вице-президент РАМН Александр Баранов во время форума «За качественную и доступную медицину!» признал, что порядка 10% маленьких россиян имеют ожирение. Примерно столько же страдает от дефицита веса.

Как говорил древнегреческий целитель, врач и философ Гиппократ:

«Наша пища должна быть нашим лекарством, а наше лекарство должно быть нашей пищей».

Теоретическая значимость исследования

Изучив информацию из многих источников интернета, учебных пособий по питанию, просмотрев данные ВОЗ, можно выделить несколько основных причин дефицита массы тела у подростка:

  • Недостаточное питание. Оно возникает, просто потому что подростки забывают поесть или не успевают сделать этого в школе;
  • Возникшие аллергические реакции на самые различные продукты;
  • Дети подверженные сильным психоэмоциональным стрессам из-за чего не имеют аппетита;
  • Психического заболевания, как нервная анорексия (эта болезнь является следствием серьезных психологических травм, а также пропаганды нездоровой худобы в журналах и по телевизору);
  • Материальные трудности в семье, когда родители не могут обеспечить полноценное питание;
  • Период полового созревания;
  • Наследственная предрасположенность;
  • Гормональный дисбаланс;
  • Заболевания желудочно-кишечного тракта;
  • Гельминты в кишечнике тоже могут быть причиной сниженной массы тела, так как они потребляют немало питательных веществ и витаминов;
  • Образ жизни;
  • Недостаточное или несбалансированное питание с малым количеством жиров и углеводов;
  • Недостаток сна;
  • Курение;
  • Чрезмерная физическая активность;

Последствия длительного дефицита веса у детей и подростков также могут быть разнообразными:

  • Задержка психомоторного развития;
  • Снижение успеваемости в школе;
  • Депрессия;
  • Низкий рост;
  • Задержка полового развития;
  • Приобретение хронических заболеваний;

Современные ученые выделяют несколько типов недостатка веса:

 Так, дефицит массы тела 1 степени, рассчитанный в процентах, предполагает отклонение от нормы на 10-15%, второй — на 15-30%, третьей — более чем на 30%.

Чаще всего в основе лечения дефицита веса лежит правильное питание, которое предполагает: увеличение калорийности потребляемых продуктов: введение в рацион большего количества жирного мяса, мясных бульонов, кисломолочных продуктов, хлебобулочных изделий и продуктов с большим количеством углеводов;

Соблюдение баланса, увеличение калорийности пищи не исключает из рациона овощи и фрукты как основной источник витаминов.

В некоторых случаях, вызванных психологическими факторами, изменение рациона питания может проходить под наблюдением психолога, который помогает пациентам справиться с фобиями, связанными с едой.

Помимо диеты восполнение недостатка веса предполагает физическую активность, которая имеет целью вернуть утраченную мышечную массу, а также достаточный сон и отдых.

Сокращение стрессовых ситуаций, отказ от вредных привычек.

Соблюдая, выше изложенные факты, я могу наиболее качественно проработать свою практическую часть для моего исследования.

Практическая значимость исследования

Мой проект длился один месяц.  В самом начале практической работы для того чтобы узнать свою норму массы тела я рассчитал индекс массы тела по следующей формуле:

I=m/h^2,

где:

  • m — масса тела в килограммах,
  • h — рост в метрах,

и измеряется в кг/м².

Из этого следует масса моего тела на начальном этапе проекта была равна 26 кг.

Рост равен 146 см.

Пользуясь этой формулой, я вычислил свой коэффициент массы тела: I= 26 :(1,46*1,46) =12,2 кг/м^3

В соответствии с рекомендациями ВОЗ и ее разработанной с интерпретацией показателей Индекса Массы Тела: (см. табл. ниже).

Индекс массы тела

Соответствие между массой человека и его ростом

16 и менее

Выраженный дефицит массы тела

16—18,5

Недостаточная (дефицит) масса тела

18,5—25

Норма

25—30

Избыточная масса тела (предожирение)

30—35

Ожирение 1 степени

35—40

Ожирение 2 степени

40 и более

Ожирение 3 степени

Я обнаружил, что мой коэффициент значительно ниже нормы.

Также я сделал основные антропометрические замеры:

Вес-26 кг.

ОТ (обхват талии)- 58 см

ОР (обхват руки в зоне бицепса)-19 см.

Для того чтобы начать набирать вес, я решил разработать для себя меню, которое превышало бы калорийность на 10-20% всех тех продуктов, которые я применял в пищу до начала проекта.

Примерное меню одного моего дня, с учетом увеличения калорийности выглядело вот так:

Завтрак

Каша на молоке со сливочном маслом, вареньем или сухофруктами + бутерброд с маслом, с сыром или колбасой + апельсин, банан или яблоко, чай с сахаром, какао с молоком или сливками.

Обед

Наваристый мясной суп (щи, борщ, гороховый) +на второе макароны с сыром, котлеты или рыба+ салат из свежих овощей со сметаной или майонезом + чай с сахаром, сок, компот +булочка или шоколадка на десерт.

Ужин

рис или пюре с мясом (гуляш, бефстроганов, жареная курица) +сок, молоко или чай +булочка или шоколад.

Второй завтрак

йогурт сладкий, обязательно бутерброд с сыром, маслом или ветчиной, колбасой, сладкий фруктовый сок, компот или молоко. Второй завтрак недолжен быть слишком плотный.

Полдник

легкий, стакан молока с печеньем или фруктовый салат, или овощной салат с добавлением авокадо или сыра.

Вечерний перекус

кефир с печеньем, сок с бутербродом или булочкой.

Также на всем пути проекта я следовал рекомендациям моего руководителя, педагога спортивной направленности: учитывал режим дня, режим спорта, применял советы по питанию, соблюдал питьевой режим и по истечению одного месяца я снова сделал антропометрические замеры:

Вес- 30 кг.

ОТ- 60 см.

ОР- 20 см.

С учетом этих замеров я снова произвел расчет ИМТ:

 30 кг:(1.46см*1,46см) = 14.0 кг/м^3.

С учетом произведенных расчетов можно сделать вывод: за месяц я набрал 4 кг, обхват талии вырос на 2 см, обхват руки увеличился на 1 см. Следует сказать, что моя гипотеза полностью себя оправдала, я набрал вес. Думаю, что мой проект может заинтересовать любого родителя, ребенка и вообще человека с подобной проблемой, а я работая над проектом помогу не только себе, но и другим.

Заключение

 К сожалению, мой коэффициент веса на данном этапе мал, но я стою на верном пути, обладая мощной мотивацией, желанием сделать свой организм здоровым я начал этот проект, хоть мне и не так много лет, я полностью осознаю значимость этого проекта, теперь имея положительный результат из своего опыта я буду стараться дойти до нормы и самое главное стать здоровым, чтобы в будущем я мог жить комфортной для меня жизнью.

Список литературы

Зарипова Р. Т. Состояние здоровья школьников подростков со сниженной массой тела. Казань: Научный центр здоровья детей российской академии медицинских наук, 2007. 109с.

Черненков Ю.В. Дефицит массы тела у детей. Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского, 2015. 78с.

Федеральный исследовательский центр питания биотехнологии и безопасности пищи школьника. Пособие для родителей. Здоровое питание. Москва: Федеральный исследовательский центр питания биотехнологии и безопасности, 2021. 15с.

https://genomed.ru/journal/zdorovyij-ves/nedostatok-vesa

https://meduniver.com/Medical/profilaktika/armia_i_deficit_massi_tela.html

https://ru.wikipedia.org/wiki/Индекс_массы_тела

https://www.who.int/ru

Приложение 1

Базовые советы

•        основу рациона должны составлять сложные углеводы — картофель, цельнозерновой хлеб, рис, макароны, гречка, овсянка и т.п.

•        потреблять не менее 5 порций фруктов и овощей каждый день.

•        регулярно употребляйте молоко и молочные продукты (творог, йогурт, кефир).

•        каждый день потребляйте белковую еду — нежирное мясо, курицу и рыбу (при этом хотя бы раз в неделю рыба должна быть жирной — например, лосось или скумбрия).

•        употребляйте растительные масла (оливковое, рапсовое, подсолнечное) — включая содержащие их орехи и арахисовое масло.

•        пейте от 6 до 8 стаканов жидкости каждый день.

-Важно отметить: питание должно быть сбалансированным и разнообразным. Не нужно поедать только булочки, каши и сладости, даже если ваша цель — набор веса. Если вы быстро чувствуете насыщение, можно есть небольшими порциями, но часто.

-Будет хорошо, если в ваш рацион добавятся орехи: они довольно калорийны, но при этом (в отличие от тех же сладостей) содержат много питательных веществ. Также отлично, если в вашем меню будут жирные сорта рыбы, сыр, яйца, цельнозерновые продукты. Для перекусов подойдут смузи, состоящие из молока либо кефира, фруктов и ягод, бутерброды с арахисовым маслом, протеиновые печенья.

-Есть данные о том, что питье перед едой может притуплять аппетит, поэтому рекомендуется пить воду вместе с едой или после неё.

-И, конечно, не стоит избегать физической активности — напротив, важно сделать ее частью своего образа жизни: это стимулирует аппетит, а также увеличивает вес за счёт роста мышечной массы.

Занимаясь спортом,  лучше отдавать предпочтение бегу, плаванию, лыжи, коньки, гимнастика, спортивные виды спорта.

Рекомендуются регулярные тренировки с выполнением 3-4 подходов ключевых упражнений с весом тела — отжиманий от пола и на брусьях, подтягиваний на перекладине и приседаний без дополнительного веса.

Приложение 2

Примерный режим дня школьника

•        Подъем 7.00.

•        Утренняя зарядка, водные процедуры, уборка постели, туалет 7.00-7.30.

•        Утренний завтрак 7.30-7.50.

•        Дорога в школу или утренняя прогулка до начала занятий в школе 7.50-8.20

•        Занятия в школе 8.30-12.30.

•        Горячий завтрак в школе около 11 ч.

•        Дорога из школы или прогулка после занятий в школе12.30-13.00.

•        Обед 13.00-13.30.

•        Послеобеденный отдых или сон 13.30-14.30

•        Прогулка или игры на воздухе и спортивные занятия 14.30-16.00.

•        Полдник 16.00-16.15.

•        Приготовление домашних заданий 16.15-17.30.

•        Прогулки на свежем воздухе 17.30-19.00.

•        Ужин и свободные занятия 19.00-20.00.

•        Приготовление ко сну 21.00-21.30.

•        Сон 22.00-7.00.


Поделиться:

Владимир Высоцкий. "Песня о друге" из кинофильма "Вертикаль"

Позвольте, я вам помогу

Паук

Н. Гумилёв. Жираф

Развешиваем детские рисунки дома