Творческая работа
«Рецепт» злодея. Как создаются антагонисты в литературе
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 50.14 КБ | |
| 50.14 КБ |
МУ «Комитет по образованию г. Улан – Удэ»
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 42 г. Улан- Удэ»
Творческая работа
«Рецепт» злодея. Как создаются антагонисты в литературе
Выполнила:
Ученица 10 «А»
Давыдова В.Б.
Руководитель:
Учитель русского языка и литературы
Мурзина О.Ю.
Улан-Удэ
2025
Содержание
Введение ……..……………………………………………………………. 3
Глава 1. Теоретическая часть ……………………………………….…… 4
Глава 2. Практическая часть …………...………………………….……... 6
2.1 Традиционный злодей ………………………………..………….……. 6
2.2 Более скрытый злодей ……………………………………….………... 8
2.3 Жестокий авторитет ………………………………………….……… 10
2.4 Близкий ненавистник ………………………………………….…..… 12
2.5 Исторический злодей …………………………………….………….. 14
2.6 Абстрактный злодей ……………………………………….………… 16
2.7 Злодей-общество …………………………………………….………. 17
2.8 Неоднозначный герой …………………………………….…………. 19
Глава 3. Творческая часть …………………………………………....….. 21
3.1 Продукт. Рассказ. …………………………………………….….…… 21
Заключение ………………………………………………………….…… 24
Список литературы …………………………………………….…….….. 25
Введение
Актуальность: Литература повсеместно меняется. Писатели ищут новые и новые способы раскрыть волнующую тему, поднять интересующий вопрос, и самое главное - расположить к себе внимание читателей. Традиционно события в художественной литературе начинаются с конфликта. А конфликт всегда подразумевает собой наличие злодея в истории. От прописанности злодея во многом зависит успех произведения. И опытные, и начинающие писатели по сей день задаются вопросом: "Как создать хорошего, интересного злодея?". Сбор, анализ, группировка и представление информации об этом на примерах персонажей классический литературы поможет начинающим писателям сделать первые шаги в создании истории, а опытным продвигать способы создания персонажей-злодеев.
Цель: Выяснить, как безупречно создать злодея в художественной литературе.
Задачи:
Методы: сбор информации, научный анализ, систематизация знаний.
Продукт: литературное произведение, где создан и раскрыт злодей.
Практическая значимость: обобщённая система создания злодея поможет писателям лучше прописывать своих персонажей, а читателям лучше понимать их.
Объект: Образ злодея в литературных произведениях.
Предмет: Способы создания злодеев в литературных произведениях.
Глава 1. Теоретическая часть
Антагонист является одним из главных действующих лиц в любом произведении. Как главный герой, он имеет свою обязательную основу, без которой не сможет существовать. В неё входят три основных понятия:
Для грамотного пояснения каждого пункта, обратимся сначала к определению злодея.
Злодей(Антагонист) – Персонаж, противодействующий главному герою(протагонисту) на пути к достижению его целей.
Важно отметить, что антагонист лишь противопоставляется и мешает протагонисту достичь своих целей. Не всегда он представляет из себя чистое зло и не обязательно вредит кому-либо.
Перейдём теперь к основным понятиям.
Мотив от причины отличает следующее: причины объективны и независимы от разума, а мотивация, напротив, субъективна и зависит от разума.
На данный момент выделяют следующие виды злодеев:
Обратимся к литературе и рассмотрим каждый на примерах.
Глава 2. Практическая часть
2.1 Традиционный злодей
Традиционный злодей является самым простым из всех типов, и встречается, как правило, в сказках и в устном народном творчестве. Такие произведения достаточно просты по своей структуре и композиции и предназначаются в основном для детей. Мораль в них лежит на поверхности и часто озвучивается непосредственно в произведении. Злодеи таких историй однобоки, обладают исключительно негативными качествами, такими как коварство, хитрость лживость и т.д. Их цель: испортить жизнь протагониста или убить его, без ярко выраженных на то причин и мотивов. Однако в конце злодей всегда проигрывает герою, и добро торжествует над злом.
Примером традиционного злодея может стать герой славянского фольклора - Змей Горыныч, - трёхглавый змей, похищающий женщин и извергающий огонь. Змей Горыныч является воплощением чистого зла. В разных историях он похищает девушек, захватывает и грозится разрушить города, разорить царство. Однако каждый сюжет обязательно заканчивается победой богатыря и смертью злодея.
Создаются традиционные злодеи, как правило, на основе персонажей мифов, легенд и сказаний. У них нет мотивации и причин, они «просто злые». Писателю достаточно определить способности антагониста (чаще всего сверхъестественные) и как именно он кому-либо вредит. В характере такой злодей вовсе не нуждается. Большинство, а иногда и все из этих задач закрываются мгновенно, если взять за основу уже имеющегося фольклорного персонажа.
Итак, традиционные злодеи – начало, основа литературы. От них уже развились все другие типы антагонистов.
2.2 Более скрытый злодей
В отличие от традиционных злодеев, антагонисты данного типа не выступают против протагониста открыто, и их деяния уже имеют причины и мотивы, пусть и плоские и поверхностные, основанные чаще всего на жажде наживы или личной неприязни к главному герою. Такие злодеи дают герою непосильное задание, надеясь, что в ходе него тот пострадает или погибнет. Однако чаще всего герой всё же находит способ выполнить задание(нередко обращаясь к сверхъестественным силам), и злодей либо остаётся ни с чем, либо наказан.
Такого злодея мы можем найти в «Сказке о Попе и его работнике Балде» А.С.Пушкина. Поп искал работника, который был бы ему и плотником, и конюхом, и поваром, и чтобы не нужно было много ему платить. Балда предложил тому свои услуги за необычную плату: 3 щелчка попу по лбу в год. Жадный поп на эти условия тут же согласился. Когда же пришло время платы, тот, по совету жены своей, попадьи, задал Балде забрать у чертей оброк, что они задолжали ему за три года, в надежде, что работник с задачей не справится. Балда, вопреки ожиданиям попа, перехитрил бесов, и вернулся с оброком. За свою жадность поп поплатился тремя щелчками, от которых в итоге лишился ума.
Скрытый злодей прописывается по основе традиционного злодея, но приобретает немного большую глубину. Антагонист всё так же лишён положительных черт и в конце проигрывает протагонисту. Таких персонажей достаточно наделить несколькими ведущими характеристиками, без дальнейшего развития героя, мотивом и причинами. Скрытый злодей уже более приближён к человеку и редко обладает сверхъестественными способностями, хотя может их касаться.
2.3 Жестокий авторитет
Тип злодея, характерный для Русской и Английской литературы 19-го века. Изображается такой антагонист, как правило, в образе высокопоставленного государственного служащего, который, в силу своей надменности, не имеет жалости к главному герою и сильно мешает ему. Обычно протагонистом выступает «маленький человек» или герой из класса значительно ниже антагониста.
В основе характера таких антагонистов лежат честолюбие, самовлюбленность, надменность, равнодушие и жестокость. Данных злодеев волнуют исключительно они сами и их собственные проблемы, так что все свои полномочия и всю власть они направляют далеко не на решение государственных вопросов, а на благоустройство своей жизни. Столкновение антагониста и протагониста происходит обычно по следующей схеме: герой сталкивается с проблемой, решить которую должен помочь государственный служащий, в чём последний совершенно не заинтересован, и возникает конфликт между власть имеющим и власть не имеющим, который заканчивается чаще всего трагично.
Жестокого авторитета мы встречаем в повести Н.В.Гоголя «Шинель», в образе Значительного Лица. Как утверждает рассказчик, герой «значительным стал лишь недавно, а потому озабочен, как бы придать себе больше значительности». Вместо помощи оказавшемуся в беде протагонисту – Акакию Акакиевичу – он отчитывает его за «фамильярность», желая потешить своё самолюбие и придать себе «значительности». Акакий же после этой встречи лишается чувств и погибает, чего Значительное Лицо даже не заметило и не придало значения.
Жестокий авторитет является классическим образом, чьи черты, как правило, повторяются в разных произведениях. Жестокий авторитет не обладает положительными чертами, только негативными: эгоистичность, равнодушие, тщеславие, гордость и т.п. Раскрытия такого злодея не происходит – он лишь двигает сюжет, помогая осветить проблему. Поэтому писателю с самого начала важно выяснить, в какой части истории появится жестокий авторитет и к какой части толкнёт её.
2.4 Близкий ненавистник
Данный тип злодея имеет ненависть к конкретному человеку или группе людей. Неприязнь может быть основана его духовным отрешением, завистью, забвением на фоне или просто слепой ненавистью.
Он приобретает уже больше черт характера и глубину. Его действия имеют мотивы, причины и цели. На чашу весов, помимо отрицательных черт антагониста, становятся и его положительные черты, хотя первые зачастую перевешивают.
Примером такого злодея может стать Сальери из пьесы А.С.Пушкина «Моцарт и Сальери». Сальери убеждён, что музыка – наука, в которой нет места для юношеской легкомысленности и праздности. От этого он и стремится «освободить» искусство, убив Моцарта. Хотя главным мотиватором данного поступка была всё же зависть Сальери таланту молодого композитора. В отличие от прошлых рассмотренных злодеев, абсолютным злом данный антагонист, однако, не является. У Сальери есть и положительные качества, такие как трудолюбие и глубокая любовь к музыку. Также, в конце пьесы он сомневается в своей правоте и гениальности, что может стать задатком для дальнейшего раскаяния в своём поступке.
Для создания достоверного образа близкого ненавистника важно прописать глубокий характер героя. Для собственного понимания персонажа и его сущности нужно определить, какая у него была история, как он связан с главным героем, какие у него ценности, какие цели и мечты, чего он достиг, а чего ещё желает достичь. Далеко не всё из перечисленного обязательно прописывать в самом произведении, но, чтобы создать живого героя, в которого веришь, который понесёт в себе основной смысл истории, нужно всегда держать в голове приведённые факты. Чем лучше писатель знает своего персонажа, тем реалистичнее он будет. Воссоздав главного героя и злодея, определив, какие между ними отношения, переходим непосредственно к близкому ненавистнику. Мы поняли, что героев связало и почему они вместе. Теперь же нужно открыть читателю источник ненависти антагониста к протагонисту. Почему он хочет помешать ему? К этому можно перейти через конфликт: внешний, который произойдёт между антагонистом и протагонистом, или внутренний, который происходит в голове антагониста. Детали конфликта определяет уже сам писатель, в зависимости от того, какую мысль он хочет донести или какие темы поднять.
Итак, близкий ненавистник – злодей, для создания которого нужно прописать характер и историю, «оживить» его, и для раскрытия которого сузить круг обзора до рассмотрения природы личных отношений между людьми.
2.5 Исторический злодей
Антагонисты этого типа имеют прототип – историческую личность. Они могут значительно отличаться от реальных людей, но имеют их основу. Развитие такого злодея основывается на реальной истории.
Одним из ярчайших примеров такого злодея можно назвать Емельяна Пугачёва из романа А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Его прототип – одноимённый предводитель крестьянского восстания 1773-1775 годов.
Несмотря на мрачный образ и все совершённые Пугачёвым деяния, чистым злом его назвать нельзя. Емельяном движет гнев народа, чью боль, как выходец из их числа, он понимал как никто другой. Он сплотил вокруг себя недовольных властью и её несправедливостью крестьян, призвал их к борьбе за свободу. Благодаря своей харизме и силе духа, Пугачёв смог убедить простых людей, что он – истинный государь, который принесёт с собой благополучие, - подарил отчаявшимся надежду. Он не бросает своё дело и идёт ради него до конца, даже если выбранный путь ведёт его к верной гибели. Однако, это не отменяет всех его злодеяний. На пути к власти Пугачёв проявлял жестокость и беспощадность: всех, кто не желал присягать ему, он казнил, вне зависимости от того, были они врагами или ни в чём не повинными мирными людьми. Емельяну также свойственно самолюбие и страсть к пышному убранству: он носит богатые одежды и окружает себя предметами роскоши.
Стоит отметить, что главному герою – Петру Гринёву, - Пугачёв совершенно не противостоит. Напротив, он даже дважды помогает ему, выводя из метели к дому и спасая его возлюбленную, Машу Миронову. Это ещё раз доказывает, что Пугачёв способен на благородные поступки. Герои не противостоят друг-другу, но противопоставляются.
Создание такого злодея требует глубокого изучения исторического фона, на котором разворачиваются события произведения. Автор должен понять и почувствовать своего злодея, грамотно предположить, как бы он повёл себя в той или иной ситуации, опираясь на исторические факты. И главное – проанализировать внутренний мир персонажа. В зависимости от взятого прототипа у писателя есть разное количество информации, и он должен приспособиться к работе с ней.
2.6 Абстрактный злодей. Злодей-явление
Данный тип злодея значительно отличается от всех вышеперечисленных. Все названные ранее антагонисты в той или иной форме представляли из себя живое существо, то есть, имели некое физическое воплощение. У них были цели, мотивации, причины, по которым они противостоят антагонисту, был собственный характер(как плоский, так и глубоко прописанный). Абстрактный же злодей лишён всего этого, но так же остаётся полноправным самостоятельным образом в литературном произведении. Такой антагонист представляет из себя явление, иногда имеющее некое воплощение.
Например, в балладе В. А. Жуковского «Лесной Царь» злодеем является болезнь, проявляющаяся в виде загадочного Лесного Царя, что видится младенцу в лихорадочном предсмертном бреду. Он зовёт малыша к себе, обещая богатства, радость и счастье на своей стороне. В конце же вовсе открыто заявляет «неволей иль волей» забрать ребёнка себе, что ему и удаётся – больной младенец умирает.
Абстрактный злодей существует исключительно в взаимодействии с главным героем. Для такого антагониста не нужно прописывать характер и историю. У абстрактного злодея не происходит прямого взаимодействия с протагонистом – то есть, антагонист оказывает влияние, но главный герой, как правило, не в силах ничего ему противопоставить.
2.7 Злодей – общество
Следующий тип антагониста близок к абстрактному злодею, но имеет отличия. В отличие от абстрактного злодея, зачастую не имеющего физического образа и по сути своей не являющегося живым существом, злодей-общество проявляется через живых людей, контактирующих с протагонистом. Это своего рода совокупность антагонистов, которых объединяют общая цель, причина и за редкими исключениями мотив. Каждый отдельный персонаж из этой группы не имеет особой глубины характера: мы, как правило, не сталкиваемся с историей или глубоким рассмотрением сущности отдельного человека из общества, но можем видеть поведение всей группы.
Пример такого антагониста мы можем найти в произведении А. П. Платонова «Юшка».
Злодеем в рассказе становятся жители небольшого города неподалёку от Москвы. Как утверждает рассказчик, все в городе обижали главного героя – Юшку. Дети дразнили его и кидали камни, палки и землю, желая разозлить тихого героя и развеселиться. Взрослые же выплескивали на нём своё горе и гнев. Добрый и кроткий Юшка противопоставляется жестоким и озлобленным горожанам.
Злодей-общество, за неимением глубокого характера и раскрытия, создаётся исключительно через отношение к главному герою. В создании данного антагониста важно сразу определить границы взаимодействий: что произойдёт и какая должна быть на то реакция героя. Для злодея-общества решающую роль будет играть то, насколько глубоко прописан протагонист. Чем лучше мы знаем и раскрываем главного героя, тем лучше сыграет злодей, для которого достаточно будет определить общие черты и цель.
2.8 Неоднозначный герой.
С развитием литературы нашло себе место явление, когда главный герой и является главным злодеем в своей истории. В таких случаях противостояние между протагонистом и антагонистом не такое открытое и явное, как в других случаях, и, как правило представляет из себя внутренний конфликт героя. Не стоит путать неоднозначного героя с обычным протагонистом со внутренними противоречиями. Чтобы различить их, нужно обратиться к структуре истории. Неоднозначный герой проявляет себя уже в завязке – как правило, его поступок и предвещает эту самую завязку. Иначе говоря, источником проблем и почвой для конфликтов обычного протагониста является другой персонаж, антагонист, тогда как неоднозначный герой и есть злодей, приносящий вред самому себе.
Наиболее наглядно это можно увидеть в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и Наказание». Протагонист, Родион Раскольников, является также и антагонистом, причём достаточно противоречивым. Он совершает убийство, но с благой целью. Он не раскаивается, но испытывает вину. Его теория жестока, но сам он человек способный на сострадание и заботу о других. Совершив преступление, столкнувшись с наказанием, Раскольников в конце концов приходит к моральному росту и «искуплению».
Неоднозначный герой открывает новый этап развития литературы. Создание такого персонажа является сложной задачей, требующей большого писательского мастерства и углубления в психологию героя. Начинающим писателям не рекомендуется брать для своих произведений данный тип злодея, ввиду сложности создания.
Несмотря на всё вышеперечисленное, неоднозначный герой является довольно гибким персонажем, который, если с ним правильно работать, впишется в произведение любого жанра и любой тематики. У него нет чётких инструкций к созданию, кроме базовых ориентиров: сложный характер, сочетающий в себе как положительные, так и отрицательные черты, предыстория и глубокий внутренний мир. Неоднозначный герой также венчает рождение нового понятия – серая мораль, которая начала активно развиваться в современной литературе.
Глава 3. Творческая часть.
3.1 Продукт. Рассказ.
Рассказ «Розовая долина».
Войны прокляты матерями
Гораций
Плетётся тельце, тянется. Медленно, еле-еле, шажок за шажочком шевелится нешустро. Бормочут губы бледные молитвы, у мамы подслушанные. Ах, лишь бы добраться, а там уж как-нибудь сложится!..
Никто не провожал – дома спали все. Мама на боку на лавке устало лежит, бабушка покоилась на холодной печи. Девочка встала сама, и сама же пошла.
Смотрят глазки пустые вокруг. Холодно на улице… Холодно во всём городе. Смотрят люди в землю, падают, встают, а кто-то и не встаёт больше. Даже смотреть не хочется – тоже голову опустила. Разбиралась в дороге по обломкам под ногами. Вот лежит один знакомый – голова смешного человечка со стены пионерского дома… Встречает девочку. Поднимает она тяжёлую голову. Видно знакомое здание кирпичное. На кладбище города дышит жизнью школа и наполняет жизнью детей, что встают и бегут в её открытые двери. И радость на сердце её сразу: не примкнула школа к разваленным соседям! Держится ещё, родная!
Девочка ковыляет в её двери как в объятия…
***
Сколько силы собиралось в этот маленький детский кулачок, чтобы удержать голову, чтобы не уснуть. Сколько упорства собиралось в ресницы, упорно сдерживающие свинец век. Всё детское существо дрожало от натуги...
Учительница стояла ровно, хотя и опиралась на пустую первую парту. Нельзя ей падать. Если учитель упадёт, как же детям не упасть? Улыбалась им. Нельзя падать духом. Если учитель потеряет надежду, как же дети её сохранят?
Учила она не мозг усталый. Учила она сердце. Рассказывала детям о волшебной розовой долине. Чудные рассказы и клонили в сон, и воспламеняли жажду бодрствовать. Мечта и уводила от реальности, и побуждала спасать её.
В розовой долине круглый год цвели розы, и каждая не похожа на другую. И красные были, и белые, и жёлтые, и даже зелёные, и всех цветов, какие только могли существовать. Солнце в долине этой было нежным, ласковым, а дождь лёгким и тёплым. Не знают жители розовой долины печали. Всё-то у них круглый год розы да розы, что в снег, что в осень. И цветут они, и благоухают, и так дивно пахнут, что любая беда не так люта становится. Оттого люди в долине все добрые. Не знает это чудное место ни войны, ни голода, ни смерти.
Пустые детские глаза поднялись на учителя. В их гробовом мраке засверкали фонарики звездочек. Бледные губы приоткрылись в тихом вопросе:
— А мы можем туда попасть?
Учитель улыбнётся слабо. Окинет взглядом сад детей. Заглянет в воссиявшие надеждой глаза. Кивнёт медленно головой и объявит, собрав все силы в горле:
—Обязательно. Знаете, дети, мы сами своим трудом создаем розовую долину. Наш дом - наша розовая долина. Главное верьте... Верьте, и всё получится.
Героически отданные последние силы учителя словно напитали корни детские. Воспрянули они, выпрямились. Озарилась светом веры тьма их глаз. «Не дадим затоптать нашу долину! Не дадим солдатскому сапогу ломать наши цветы, не дадим пороховому дыму мутнить наше ясное небо! Не дадим!» Становились громче мысли эти с тромбонами и барабанами "Ленинградской". Распрямлялась спина, огибалась дугой грудь. Не сдадимся!
Великие мысли звенели в слабом теле ребёнка. И крутит она головой, и видятся ей розы благоухающие, родные подорожники, небо ясное, солнышко яркое. И улыбка мамы...
Раскрылись очи детские. Точно розовая долина расцвела перед глазами её! Цветы вокруг, все так светит, так дышать свежо, и тело такое лёгкое! Точно! Вот она - долина розовая! И видит - мама впереди. Бежит она к ней. Ног не чувствует, а бежит! Распахнуты руки её для объятий горячих. Летит девочка, себя не помня, прямо в объятия материнские. Падает в них, и пелена сладкого сна тут же накрывает её. И глубок, и спокоен сон в долине розовой...
-
Тип злодея: Абстрактный злодей.
Мотив: отсутствует
Цель: отсутствует
Причина: отсутствует
Заключение
Так каков же рецепт создания идеального злодея? В первую очередь, нужно определить роль антагониста в произведении. Первостепенная задача писателя – донести до читателя какую-то мысль, идею, поднять вопрос или осветить проблему. Пока автор не определит, что он хочет сказать, ни хорошей истории, ни тем более интересного злодея у него не будет. Определив это, писатель должен выделить мотивы, причины и цель своего антагониста. Они могут быть закрученными и глубокими, а могут вовсе отсутствовать. Можно комбинировать типы злодеев, что часто можно встретить в современных литературных произведениях. Чем смелее автор в своих решениях и экспериментах, тем ярче станет его путь, и тем плодотворнее будет его труд. А в этом ему поможет данная работа.
Список литературы
Всё о злодеях в художественной литературе // сельская библиотека – URL: https://dzen.ru/a/Yk85ckDdOycH7kOb
Пушкин, А.С. Избранные произведения. В 2 т. Т 2. – Москва : Изд-во Художественная литература, 1968 – 471 с.
Пушкин, А.С. Маленькие трагедии – М.: Сов.Россия, 1980 – 64 с.
Достоевский, Ф.М. Преступление и наказание: Роман в шести частях с эпилогом. – М.: Худож. Лит., 1983 – 527 с.
Гоголь, Н.В. Шинель // электронная библиотека – library.ru. – URL: https://ilibrary.ru/text/980/p.1/index.html
Пушкин, А.С. Капитанская дочка // электронная библиотека – library.ru. – URL: https://ilibrary.ru/text/107/p.1/index.html
Жуковский, В.А. Лесной царь // электронная библиотека – library.ru. – URL: https://ilibrary.ru/text/1086/p.1/index.html
Платонов, А.П. Юшка // электронная библиотека – library.ru. – URL: https://ilibrary.ru/text/1192/p.1/index.html
МУ «Комитет по образованию г. Улан – Удэ»
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 42 г. Улан- Удэ»
Творческая работа
«Рецепт» злодея. Как создаются антагонисты в литературе
Выполнила:
Ученица 10 «А»
Давыдова В.Б.
Руководитель:
Учитель русского языка и литературы
Мурзина О.Ю.
Улан-Удэ
2025
Содержание
Введение ……..……………………………………………………………. 3
Глава 1. Теоретическая часть ……………………………………….…… 4
Глава 2. Практическая часть …………...………………………….……... 6
2.1 Традиционный злодей ………………………………..………….……. 6
2.2 Более скрытый злодей ……………………………………….………... 8
2.3 Жестокий авторитет ………………………………………….……… 10
2.4 Близкий ненавистник ………………………………………….…..… 12
2.5 Исторический злодей …………………………………….………….. 14
2.6 Абстрактный злодей ……………………………………….………… 16
2.7 Злодей-общество …………………………………………….………. 17
2.8 Неоднозначный герой …………………………………….…………. 19
Глава 3. Творческая часть …………………………………………....….. 21
3.1 Продукт. Рассказ. …………………………………………….….…… 21
Заключение ………………………………………………………….…… 24
Список литературы …………………………………………….…….….. 25
Введение
Актуальность: Литература повсеместно меняется. Писатели ищут новые и новые способы раскрыть волнующую тему, поднять интересующий вопрос, и самое главное - расположить к себе внимание читателей. Традиционно события в художественной литературе начинаются с конфликта. А конфликт всегда подразумевает собой наличие злодея в истории. От прописанности злодея во многом зависит успех произведения. И опытные, и начинающие писатели по сей день задаются вопросом: "Как создать хорошего, интересного злодея?". Сбор, анализ, группировка и представление информации об этом на примерах персонажей классический литературы поможет начинающим писателям сделать первые шаги в создании истории, а опытным продвигать способы создания персонажей-злодеев.
Цель: Выяснить, как безупречно создать злодея в художественной литературе.
Задачи:
Методы: сбор информации, научный анализ, систематизация знаний.
Продукт: литературное произведение, где создан и раскрыт злодей.
Практическая значимость: обобщённая система создания злодея поможет писателям лучше прописывать своих персонажей, а читателям лучше понимать их.
Объект: Образ злодея в литературных произведениях.
Предмет: Способы создания злодеев в литературных произведениях.
Глава 1. Теоретическая часть
Антагонист является одним из главных действующих лиц в любом произведении. Как главный герой, он имеет свою обязательную основу, без которой не сможет существовать. В неё входят три основных понятия:
Для грамотного пояснения каждого пункта, обратимся сначала к определению злодея.
Злодей(Антагонист) – Персонаж, противодействующий главному герою(протагонисту) на пути к достижению его целей.
Важно отметить, что антагонист лишь противопоставляется и мешает протагонисту достичь своих целей. Не всегда он представляет из себя чистое зло и не обязательно вредит кому-либо.
Перейдём теперь к основным понятиям.
Мотив от причины отличает следующее: причины объективны и независимы от разума, а мотивация, напротив, субъективна и зависит от разума.
На данный момент выделяют следующие виды злодеев:
Обратимся к литературе и рассмотрим каждый на примерах.
Глава 2. Практическая часть
2.1 Традиционный злодей
Традиционный злодей является самым простым из всех типов, и встречается, как правило, в сказках и в устном народном творчестве. Такие произведения достаточно просты по своей структуре и композиции и предназначаются в основном для детей. Мораль в них лежит на поверхности и часто озвучивается непосредственно в произведении. Злодеи таких историй однобоки, обладают исключительно негативными качествами, такими как коварство, хитрость лживость и т.д. Их цель: испортить жизнь протагониста или убить его, без ярко выраженных на то причин и мотивов. Однако в конце злодей всегда проигрывает герою, и добро торжествует над злом.
Примером традиционного злодея может стать герой славянского фольклора - Змей Горыныч, - трёхглавый змей, похищающий женщин и извергающий огонь. Змей Горыныч является воплощением чистого зла. В разных историях он похищает девушек, захватывает и грозится разрушить города, разорить царство. Однако каждый сюжет обязательно заканчивается победой богатыря и смертью злодея.
Создаются традиционные злодеи, как правило, на основе персонажей мифов, легенд и сказаний. У них нет мотивации и причин, они «просто злые». Писателю достаточно определить способности антагониста (чаще всего сверхъестественные) и как именно он кому-либо вредит. В характере такой злодей вовсе не нуждается. Большинство, а иногда и все из этих задач закрываются мгновенно, если взять за основу уже имеющегося фольклорного персонажа.
Итак, традиционные злодеи – начало, основа литературы. От них уже развились все другие типы антагонистов.
2.2 Более скрытый злодей
В отличие от традиционных злодеев, антагонисты данного типа не выступают против протагониста открыто, и их деяния уже имеют причины и мотивы, пусть и плоские и поверхностные, основанные чаще всего на жажде наживы или личной неприязни к главному герою. Такие злодеи дают герою непосильное задание, надеясь, что в ходе него тот пострадает или погибнет. Однако чаще всего герой всё же находит способ выполнить задание(нередко обращаясь к сверхъестественным силам), и злодей либо остаётся ни с чем, либо наказан.
Такого злодея мы можем найти в «Сказке о Попе и его работнике Балде» А.С.Пушкина. Поп искал работника, который был бы ему и плотником, и конюхом, и поваром, и чтобы не нужно было много ему платить. Балда предложил тому свои услуги за необычную плату: 3 щелчка попу по лбу в год. Жадный поп на эти условия тут же согласился. Когда же пришло время платы, тот, по совету жены своей, попадьи, задал Балде забрать у чертей оброк, что они задолжали ему за три года, в надежде, что работник с задачей не справится. Балда, вопреки ожиданиям попа, перехитрил бесов, и вернулся с оброком. За свою жадность поп поплатился тремя щелчками, от которых в итоге лишился ума.
Скрытый злодей прописывается по основе традиционного злодея, но приобретает немного большую глубину. Антагонист всё так же лишён положительных черт и в конце проигрывает протагонисту. Таких персонажей достаточно наделить несколькими ведущими характеристиками, без дальнейшего развития героя, мотивом и причинами. Скрытый злодей уже более приближён к человеку и редко обладает сверхъестественными способностями, хотя может их касаться.
2.3 Жестокий авторитет
Тип злодея, характерный для Русской и Английской литературы 19-го века. Изображается такой антагонист, как правило, в образе высокопоставленного государственного служащего, который, в силу своей надменности, не имеет жалости к главному герою и сильно мешает ему. Обычно протагонистом выступает «маленький человек» или герой из класса значительно ниже антагониста.
В основе характера таких антагонистов лежат честолюбие, самовлюбленность, надменность, равнодушие и жестокость. Данных злодеев волнуют исключительно они сами и их собственные проблемы, так что все свои полномочия и всю власть они направляют далеко не на решение государственных вопросов, а на благоустройство своей жизни. Столкновение антагониста и протагониста происходит обычно по следующей схеме: герой сталкивается с проблемой, решить которую должен помочь государственный служащий, в чём последний совершенно не заинтересован, и возникает конфликт между власть имеющим и власть не имеющим, который заканчивается чаще всего трагично.
Жестокого авторитета мы встречаем в повести Н.В.Гоголя «Шинель», в образе Значительного Лица. Как утверждает рассказчик, герой «значительным стал лишь недавно, а потому озабочен, как бы придать себе больше значительности». Вместо помощи оказавшемуся в беде протагонисту – Акакию Акакиевичу – он отчитывает его за «фамильярность», желая потешить своё самолюбие и придать себе «значительности». Акакий же после этой встречи лишается чувств и погибает, чего Значительное Лицо даже не заметило и не придало значения.
Жестокий авторитет является классическим образом, чьи черты, как правило, повторяются в разных произведениях. Жестокий авторитет не обладает положительными чертами, только негативными: эгоистичность, равнодушие, тщеславие, гордость и т.п. Раскрытия такого злодея не происходит – он лишь двигает сюжет, помогая осветить проблему. Поэтому писателю с самого начала важно выяснить, в какой части истории появится жестокий авторитет и к какой части толкнёт её.
2.4 Близкий ненавистник
Данный тип злодея имеет ненависть к конкретному человеку или группе людей. Неприязнь может быть основана его духовным отрешением, завистью, забвением на фоне или просто слепой ненавистью.
Он приобретает уже больше черт характера и глубину. Его действия имеют мотивы, причины и цели. На чашу весов, помимо отрицательных черт антагониста, становятся и его положительные черты, хотя первые зачастую перевешивают.
Примером такого злодея может стать Сальери из пьесы А.С.Пушкина «Моцарт и Сальери». Сальери убеждён, что музыка – наука, в которой нет места для юношеской легкомысленности и праздности. От этого он и стремится «освободить» искусство, убив Моцарта. Хотя главным мотиватором данного поступка была всё же зависть Сальери таланту молодого композитора. В отличие от прошлых рассмотренных злодеев, абсолютным злом данный антагонист, однако, не является. У Сальери есть и положительные качества, такие как трудолюбие и глубокая любовь к музыку. Также, в конце пьесы он сомневается в своей правоте и гениальности, что может стать задатком для дальнейшего раскаяния в своём поступке.
Для создания достоверного образа близкого ненавистника важно прописать глубокий характер героя. Для собственного понимания персонажа и его сущности нужно определить, какая у него была история, как он связан с главным героем, какие у него ценности, какие цели и мечты, чего он достиг, а чего ещё желает достичь. Далеко не всё из перечисленного обязательно прописывать в самом произведении, но, чтобы создать живого героя, в которого веришь, который понесёт в себе основной смысл истории, нужно всегда держать в голове приведённые факты. Чем лучше писатель знает своего персонажа, тем реалистичнее он будет. Воссоздав главного героя и злодея, определив, какие между ними отношения, переходим непосредственно к близкому ненавистнику. Мы поняли, что героев связало и почему они вместе. Теперь же нужно открыть читателю источник ненависти антагониста к протагонисту. Почему он хочет помешать ему? К этому можно перейти через конфликт: внешний, который произойдёт между антагонистом и протагонистом, или внутренний, который происходит в голове антагониста. Детали конфликта определяет уже сам писатель, в зависимости от того, какую мысль он хочет донести или какие темы поднять.
Итак, близкий ненавистник – злодей, для создания которого нужно прописать характер и историю, «оживить» его, и для раскрытия которого сузить круг обзора до рассмотрения природы личных отношений между людьми.
2.5 Исторический злодей
Антагонисты этого типа имеют прототип – историческую личность. Они могут значительно отличаться от реальных людей, но имеют их основу. Развитие такого злодея основывается на реальной истории.
Одним из ярчайших примеров такого злодея можно назвать Емельяна Пугачёва из романа А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Его прототип – одноимённый предводитель крестьянского восстания 1773-1775 годов.
Несмотря на мрачный образ и все совершённые Пугачёвым деяния, чистым злом его назвать нельзя. Емельяном движет гнев народа, чью боль, как выходец из их числа, он понимал как никто другой. Он сплотил вокруг себя недовольных властью и её несправедливостью крестьян, призвал их к борьбе за свободу. Благодаря своей харизме и силе духа, Пугачёв смог убедить простых людей, что он – истинный государь, который принесёт с собой благополучие, - подарил отчаявшимся надежду. Он не бросает своё дело и идёт ради него до конца, даже если выбранный путь ведёт его к верной гибели. Однако, это не отменяет всех его злодеяний. На пути к власти Пугачёв проявлял жестокость и беспощадность: всех, кто не желал присягать ему, он казнил, вне зависимости от того, были они врагами или ни в чём не повинными мирными людьми. Емельяну также свойственно самолюбие и страсть к пышному убранству: он носит богатые одежды и окружает себя предметами роскоши.
Стоит отметить, что главному герою – Петру Гринёву, - Пугачёв совершенно не противостоит. Напротив, он даже дважды помогает ему, выводя из метели к дому и спасая его возлюбленную, Машу Миронову. Это ещё раз доказывает, что Пугачёв способен на благородные поступки. Герои не противостоят друг-другу, но противопоставляются.
Создание такого злодея требует глубокого изучения исторического фона, на котором разворачиваются события произведения. Автор должен понять и почувствовать своего злодея, грамотно предположить, как бы он повёл себя в той или иной ситуации, опираясь на исторические факты. И главное – проанализировать внутренний мир персонажа. В зависимости от взятого прототипа у писателя есть разное количество информации, и он должен приспособиться к работе с ней.
2.6 Абстрактный злодей. Злодей-явление
Данный тип злодея значительно отличается от всех вышеперечисленных. Все названные ранее антагонисты в той или иной форме представляли из себя живое существо, то есть, имели некое физическое воплощение. У них были цели, мотивации, причины, по которым они противостоят антагонисту, был собственный характер(как плоский, так и глубоко прописанный). Абстрактный же злодей лишён всего этого, но так же остаётся полноправным самостоятельным образом в литературном произведении. Такой антагонист представляет из себя явление, иногда имеющее некое воплощение.
Например, в балладе В. А. Жуковского «Лесной Царь» злодеем является болезнь, проявляющаяся в виде загадочного Лесного Царя, что видится младенцу в лихорадочном предсмертном бреду. Он зовёт малыша к себе, обещая богатства, радость и счастье на своей стороне. В конце же вовсе открыто заявляет «неволей иль волей» забрать ребёнка себе, что ему и удаётся – больной младенец умирает.
Абстрактный злодей существует исключительно в взаимодействии с главным героем. Для такого антагониста не нужно прописывать характер и историю. У абстрактного злодея не происходит прямого взаимодействия с протагонистом – то есть, антагонист оказывает влияние, но главный герой, как правило, не в силах ничего ему противопоставить.
2.7 Злодей – общество
Следующий тип антагониста близок к абстрактному злодею, но имеет отличия. В отличие от абстрактного злодея, зачастую не имеющего физического образа и по сути своей не являющегося живым существом, злодей-общество проявляется через живых людей, контактирующих с протагонистом. Это своего рода совокупность антагонистов, которых объединяют общая цель, причина и за редкими исключениями мотив. Каждый отдельный персонаж из этой группы не имеет особой глубины характера: мы, как правило, не сталкиваемся с историей или глубоким рассмотрением сущности отдельного человека из общества, но можем видеть поведение всей группы.
Пример такого антагониста мы можем найти в произведении А. П. Платонова «Юшка».
Злодеем в рассказе становятся жители небольшого города неподалёку от Москвы. Как утверждает рассказчик, все в городе обижали главного героя – Юшку. Дети дразнили его и кидали камни, палки и землю, желая разозлить тихого героя и развеселиться. Взрослые же выплескивали на нём своё горе и гнев. Добрый и кроткий Юшка противопоставляется жестоким и озлобленным горожанам.
Злодей-общество, за неимением глубокого характера и раскрытия, создаётся исключительно через отношение к главному герою. В создании данного антагониста важно сразу определить границы взаимодействий: что произойдёт и какая должна быть на то реакция героя. Для злодея-общества решающую роль будет играть то, насколько глубоко прописан протагонист. Чем лучше мы знаем и раскрываем главного героя, тем лучше сыграет злодей, для которого достаточно будет определить общие черты и цель.
2.8 Неоднозначный герой.
С развитием литературы нашло себе место явление, когда главный герой и является главным злодеем в своей истории. В таких случаях противостояние между протагонистом и антагонистом не такое открытое и явное, как в других случаях, и, как правило представляет из себя внутренний конфликт героя. Не стоит путать неоднозначного героя с обычным протагонистом со внутренними противоречиями. Чтобы различить их, нужно обратиться к структуре истории. Неоднозначный герой проявляет себя уже в завязке – как правило, его поступок и предвещает эту самую завязку. Иначе говоря, источником проблем и почвой для конфликтов обычного протагониста является другой персонаж, антагонист, тогда как неоднозначный герой и есть злодей, приносящий вред самому себе.
Наиболее наглядно это можно увидеть в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и Наказание». Протагонист, Родион Раскольников, является также и антагонистом, причём достаточно противоречивым. Он совершает убийство, но с благой целью. Он не раскаивается, но испытывает вину. Его теория жестока, но сам он человек способный на сострадание и заботу о других. Совершив преступление, столкнувшись с наказанием, Раскольников в конце концов приходит к моральному росту и «искуплению».
Неоднозначный герой открывает новый этап развития литературы. Создание такого персонажа является сложной задачей, требующей большого писательского мастерства и углубления в психологию героя. Начинающим писателям не рекомендуется брать для своих произведений данный тип злодея, ввиду сложности создания.
Несмотря на всё вышеперечисленное, неоднозначный герой является довольно гибким персонажем, который, если с ним правильно работать, впишется в произведение любого жанра и любой тематики. У него нет чётких инструкций к созданию, кроме базовых ориентиров: сложный характер, сочетающий в себе как положительные, так и отрицательные черты, предыстория и глубокий внутренний мир. Неоднозначный герой также венчает рождение нового понятия – серая мораль, которая начала активно развиваться в современной литературе.
Глава 3. Творческая часть.
3.1 Продукт. Рассказ.
Рассказ «Розовая долина».
Войны прокляты матерями
Гораций
Плетётся тельце, тянется. Медленно, еле-еле, шажок за шажочком шевелится нешустро. Бормочут губы бледные молитвы, у мамы подслушанные. Ах, лишь бы добраться, а там уж как-нибудь сложится!..
Никто не провожал – дома спали все. Мама на боку на лавке устало лежит, бабушка покоилась на холодной печи. Девочка встала сама, и сама же пошла.
Смотрят глазки пустые вокруг. Холодно на улице… Холодно во всём городе. Смотрят люди в землю, падают, встают, а кто-то и не встаёт больше. Даже смотреть не хочется – тоже голову опустила. Разбиралась в дороге по обломкам под ногами. Вот лежит один знакомый – голова смешного человечка со стены пионерского дома… Встречает девочку. Поднимает она тяжёлую голову. Видно знакомое здание кирпичное. На кладбище города дышит жизнью школа и наполняет жизнью детей, что встают и бегут в её открытые двери. И радость на сердце её сразу: не примкнула школа к разваленным соседям! Держится ещё, родная!
Девочка ковыляет в её двери как в объятия…
***
Сколько силы собиралось в этот маленький детский кулачок, чтобы удержать голову, чтобы не уснуть. Сколько упорства собиралось в ресницы, упорно сдерживающие свинец век. Всё детское существо дрожало от натуги...
Учительница стояла ровно, хотя и опиралась на пустую первую парту. Нельзя ей падать. Если учитель упадёт, как же детям не упасть? Улыбалась им. Нельзя падать духом. Если учитель потеряет надежду, как же дети её сохранят?
Учила она не мозг усталый. Учила она сердце. Рассказывала детям о волшебной розовой долине. Чудные рассказы и клонили в сон, и воспламеняли жажду бодрствовать. Мечта и уводила от реальности, и побуждала спасать её.
В розовой долине круглый год цвели розы, и каждая не похожа на другую. И красные были, и белые, и жёлтые, и даже зелёные, и всех цветов, какие только могли существовать. Солнце в долине этой было нежным, ласковым, а дождь лёгким и тёплым. Не знают жители розовой долины печали. Всё-то у них круглый год розы да розы, что в снег, что в осень. И цветут они, и благоухают, и так дивно пахнут, что любая беда не так люта становится. Оттого люди в долине все добрые. Не знает это чудное место ни войны, ни голода, ни смерти.
Пустые детские глаза поднялись на учителя. В их гробовом мраке засверкали фонарики звездочек. Бледные губы приоткрылись в тихом вопросе:
— А мы можем туда попасть?
Учитель улыбнётся слабо. Окинет взглядом сад детей. Заглянет в воссиявшие надеждой глаза. Кивнёт медленно головой и объявит, собрав все силы в горле:
—Обязательно. Знаете, дети, мы сами своим трудом создаем розовую долину. Наш дом - наша розовая долина. Главное верьте... Верьте, и всё получится.
Героически отданные последние силы учителя словно напитали корни детские. Воспрянули они, выпрямились. Озарилась светом веры тьма их глаз. «Не дадим затоптать нашу долину! Не дадим солдатскому сапогу ломать наши цветы, не дадим пороховому дыму мутнить наше ясное небо! Не дадим!» Становились громче мысли эти с тромбонами и барабанами "Ленинградской". Распрямлялась спина, огибалась дугой грудь. Не сдадимся!
Великие мысли звенели в слабом теле ребёнка. И крутит она головой, и видятся ей розы благоухающие, родные подорожники, небо ясное, солнышко яркое. И улыбка мамы...
Раскрылись очи детские. Точно розовая долина расцвела перед глазами её! Цветы вокруг, все так светит, так дышать свежо, и тело такое лёгкое! Точно! Вот она - долина розовая! И видит - мама впереди. Бежит она к ней. Ног не чувствует, а бежит! Распахнуты руки её для объятий горячих. Летит девочка, себя не помня, прямо в объятия материнские. Падает в них, и пелена сладкого сна тут же накрывает её. И глубок, и спокоен сон в долине розовой...
-
Тип злодея: Абстрактный злодей.
Мотив: отсутствует
Цель: отсутствует
Причина: отсутствует
Заключение
Так каков же рецепт создания идеального злодея? В первую очередь, нужно определить роль антагониста в произведении. Первостепенная задача писателя – донести до читателя какую-то мысль, идею, поднять вопрос или осветить проблему. Пока автор не определит, что он хочет сказать, ни хорошей истории, ни тем более интересного злодея у него не будет. Определив это, писатель должен выделить мотивы, причины и цель своего антагониста. Они могут быть закрученными и глубокими, а могут вовсе отсутствовать. Можно комбинировать типы злодеев, что часто можно встретить в современных литературных произведениях. Чем смелее автор в своих решениях и экспериментах, тем ярче станет его путь, и тем плодотворнее будет его труд. А в этом ему поможет данная работа.
Список литературы
Всё о злодеях в художественной литературе // сельская библиотека – URL: https://dzen.ru/a/Yk85ckDdOycH7kOb
Пушкин, А.С. Избранные произведения. В 2 т. Т 2. – Москва : Изд-во Художественная литература, 1968 – 471 с.
Пушкин, А.С. Маленькие трагедии – М.: Сов.Россия, 1980 – 64 с.
Достоевский, Ф.М. Преступление и наказание: Роман в шести частях с эпилогом. – М.: Худож. Лит., 1983 – 527 с.
Гоголь, Н.В. Шинель // электронная библиотека – library.ru. – URL: https://ilibrary.ru/text/980/p.1/index.html
Пушкин, А.С. Капитанская дочка // электронная библиотека – library.ru. – URL: https://ilibrary.ru/text/107/p.1/index.html
Жуковский, В.А. Лесной царь // электронная библиотека – library.ru. – URL: https://ilibrary.ru/text/1086/p.1/index.html
Платонов, А.П. Юшка // электронная библиотека – library.ru. – URL: https://ilibrary.ru/text/1192/p.1/index.html

Волшебная фортепианная музыка

Как Снегурочке раскатать тесто?

Позвольте, я вам помогу

10 зимних мастер-классов для детей по рисованию

Свадьба в Малиновке