Все люди хоть раз в жизни видели радугу. Секрет её появления тоже давно открыт учеными. Актуальность заключается в том, что и в наше время это природное явление завораживает каждого, кто видит радугу, а зная секреты её появления можно не только рассмотреть радугу в любое время, но даже, как настоящим фокусникам «сделать» самим.
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 585.59 КБ | |
| 1.28 МБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 40 Дзержинского района Волгограда»
Районный этап городского фестиваля-конкурса исследовательских работ и проектов «Я открываю мир» |
Радуга. Удивительное рядом
Номинация «Науки»
Работу выполнил ученик 2-г класса
МОУ СШ № 40
Хлебунов Никита Александрович
Руководитель: учителя начальных классов
Лябчук Наталья Николаевна
2021г.
Оглавление
Введение | 3 |
История изучения радуги | 4 |
Как увидеть радугу | 5 |
Как сделать радугу самому | 6 |
Заключение | 7 |
Литература | 8 |
Приложения | 9-10 |
Введение
Тема. «Радуга. Удивительное рядом»
Актуальность. Все люди хоть раз в жизни видели радугу. Секрет её появления тоже давно открыт учеными. Актуальность заключается в том, что и в наше время это природное явление завораживает каждого, кто видит радугу, а зная секреты её появления можно не только рассмотреть радугу в любое время, но даже, как настоящим фокусникам «сделать» самим.
Цель. Изучить условия образования радуги.
Задачи. 1. Познакомиться с историей изучения радуги. 2. Выяснить условия появления радуги. 3. Провести опыт по созданию радуги в домашних условиях.
Гипотеза. Предположим, что если знать условия появления радуги, можно научиться видеть радугу в природе всегда и получить радугу в домашних условиях.
Объект исследования. Природное явление – радуга.
Предмет исследования. Особенности проявления радуги.
Теоретическая значимость исследования. Зная теорию происхождения радуги, можно научиться видеть радугу в природе в любое время.
Практическая значимость. Полученные знания помогут получить радугу в искусственных (домашних) условиях.
«Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» и «Как однажды Жак-звонарь головой сломал фонарь» - это фразы, которые помогают запомнить цвета радуги. Каждый человек видел радугу, и всегда это природное явление вызывало в душе каждого радость и ликование.
С этим красивым явлением связано много мифов и легенд. Так древние греки и скандинавы верили, что радуга – это дорога, которая соединяет мир людей с миром высших сил, индийцы называли радугу «Лук повелителя небесного царства», армяне – «Пояс бога знаний», австралийские аборигены – «Радужный змей», который является покровителем шаманов, воды и дождя. Славяне считали появление «семицвета» вестником беды, а если пройти под нею, то женщина превратится в мужчину, а мужчина – в женщину. А вот ирландские и африканские народы считали, что радуга указывает, где зарыт клад. Греки называли радугу «Небесная тропа», а древние евреи – «Божий лук». В Библии «семицвет» появился как символ прощения, когда после всемирного потопа, который погубил много живых организмов, сместилась земная ось, появились времена года, на небе облаков стало меньше, появилась возможность видеть радугу.
Как возникает радуга, было известно ещё в XIII-XIV веках. Её исследовали персидские астрономы аш-Ширази и аль-Фариси, немецкий учёный Д. Фрайбургский. В 1611 году хорватский учёный М.А.деДоминис написал книгу, в которой разъяснялось, что появление радуги – это физическое явление. Когда луч света проходит сквозь дождевую каплю, он преломляется при входе в каплю, отражается от её внутренней поверхности и опять преломляется при выходе из капли[1].
Французский физик Рене Декарт провел большой эксперимент, где смог наблюдать десять тысяч лучей в капле и уточнил углы появления первичной радуги – 41,5° и 51-53° для вторичной.
В XVIII веке Исаак Ньютон – английский физик, выделил несколько цветов у радуги и объяснил причину их возникновения. Причина заключается в том, что белый свет разлагается на несколько лучей разного цвета. В своей работе «Оптика» Исаак Ньютон указал, что преломлять свет могут разные материалы. А радуга в небе – это совместная работа солнца, огромного количества дождевых капель и нашими глазами.
Обычно мы видим на небе первичную радугу, иногда вокруг неё показывается вторичная (менее яркая). В природе очень редко видна радуга третьего порядка. А вот с помощью специального оборудования можно увидеть до семи небесных радуг. В условиях лаборатории можно получить до 200 радуг.
Радуги бывают ещё и необычными: лунная, огненная, туманная, отражённая. Бывают двойные, перевёрнутые и круглые формы, но для них обязательна холодная погода.
Теперь, понимая, как возникает радуга, попробуем совершить небольшое оптическое волшебство и собственноручно создать радугу.
Нам потребуется следующее оборудование: стеклянная ёмкость, вода, зеркало, фонарик, лист белой бумаги, картонный круг с небольшим отверстием, скотч.
Соберём конструкцию[3]: возьмём ёмкость, нальём туда воды. Установим внутри ёмкости небольшое зеркало. Закрепим на стекле фонарика картонный круг с небольшим отверстием. Будем направлять свет фонарика на зеркало так, чтобы на листе белой бумаги появилась радуга.
По результатам проведенного опыта можно сделать следующие выводы:
получить радугу в домашних условиях возможно при имитации природных условий:
радугу можно увидеть при наличии солнца – мы использовали фонарик;
разложение солнечного света на разноцветные лучи происходит в дождевой капле – мы использовали ёмкость с водой;
чтобы увидеть радугу, надо направить свет фонарика на ту часть зеркала, которая находится под водой;
радуга образуется на фоне дождевых облаков на стороне неба, противоположной Солнцу. Нужно повернуться и посмотреть на тучу, из которой идёт дождь – мы видим радугу на белом листе бумаги.
Заключение
Все люди хоть раз в жизни видели радугу. Секрет её появления тоже давно открыт учеными. Актуальность заключается в том, что и в наше время это природное явление завораживает каждого, кто видит радугу, а зная секреты её появления можно не только рассмотреть радугу в любое время, но даже, как настоящим фокусникам «сделать» самим.
В ходе реализации первой задачи мы узнали, что с этим красивым явлением связано много мифов и легенд. Как возникает радуга, было известно ещё в XIII-XIV веках. Её исследовали персидские астрономы аш-Ширази и аль-Фариси, немецкий учёный Д. Фрайбургский. В 1611 году хорватский учёный М.А.деДоминис написал книгу, в которой разъяснялось, что появление радуги – это физическое явление. Французский физик Рене Декарт провел большой эксперимент, где смог наблюдать десять тысяч лучей в капле и уточнил углы появления первичной радуги – 41,5° и 51-53° для вторичной. В XVIII веке Исаак Ньютон – английский физик, выделил несколько цветов у радуги и объяснил причину их возникновения.
Обычно мы видим на небе первичную радугу, иногда вокруг неё показывается вторичная (менее яркая). В природе очень редко видна радуга третьего порядка. А вот с помощью специального оборудования можно увидеть до семи небесных радуг. В условиях лаборатории можно получить до 200 радуг. Радуги бывают ещё и необычными: лунная, огненная, туманная, отражённая. Бывают двойные, перевёрнутые и круглые формы, но для них обязательна холодная погода.
Чтобы решить вторую задачу мы перечислили условия, необходимые для появления радуги: её можно увидеть, когда выглядывает солнце на фоне дождевых облаков на стороне неба, противоположной солнцу. Значит, нужно повернуться спиной к солнцу, найти тень своей головы и посмотреть под углом 42 градуса в любом направлении от воображаемой линии. Двойную радугу нужно искать на 10° выше первой. Она появляется на небе под углом, всегда большим, чем 50°.
Решая третью задачу, нами проведен опыт по созданию радуги в домашних условиях. Были сделаны выводы: получить радугу в домашних условиях возможно при имитации природных условий: солнце - фонарик; разложение солнечного света в дождевой капле – ёмкость с водой; направить свет фонарика на ту часть зеркала, которая находится под водой – получили радугу на белом листе бумаги.
Таким образом, гипотеза, что если знать условия появления радуги, можно научиться видеть радугу в природе всегда и получить её в домашних условиях подтвердилась.
Литература
Интернет-ресурсы:
https://nauka.club/okruzhayushchiy-mir/raduga.html
Приложение 1
Схема преломления солнечного света

Приложение 2
Как увидеть радугу

Приложение 3
Схема для опыта дома

Приложение 4
Подготовка необходимого оборудования | |
|
|
Сборка конструкции для проведения опыта | Радугу получили! |
|
|
[1] Приложение 1. Схема преломления солнечного света
[2] Приложение 2. Как увидеть радугу
[3] Приложение 3. Схема для опыта дома
Слайд 1
Радуга. Удивительное рядом Работу выполнил ученик 2-г класса МОУ СШ № 40 Хлебунов Никита Александрович Руководитель: учителя начальных классов Лябчук Наталья Николаевна Радуга. Удивительное рядом Работу выполнил ученик 2-г класса МОУ СШ № 40 Хлебунов Никита Александрович Руководитель: учителя начальных классов Лябчук Наталья НиколаевнаСлайд 2
Актуальность. Все люди хоть раз в жизни видели радугу. Секрет её появления тоже давно открыт учеными. Актуальность заключается в том, что и в наше время это природное явление завораживает каждого, кто видит радугу, а зная секреты её появления можно не только рассмотреть радугу в любое время, но даже, как настоящим фокусникам «сделать» самим. Цель. Изучить условия образования радуги. Задачи . Познакомиться с историей изучения радуги. 2 . Выяснить условия появления радуги. 3 . Провести опыт по созданию радуги в домашних условиях. Гипотеза. Предположим, что если знать условия появления радуги , можно научиться видеть радугу в природе в сегда и получить радугу в домашних условиях. Объект исследования. Природное явление – радуга. Предмет исследования. Особенности проявления радуги. Теоретическая значимость исследования. Зная теорию происхождения радуги, можно научиться видеть радугу в природе в любое время. Практическая значимость. Полученные знания помогут получить радугу в искусственных (домашних) условиях.
Слайд 3
« Каждый охотник желает знать , где сидит фазан » и « Как однажды Жак - звонарь головой сломал фонарь » - это фразы, которые помогают запомнить цвета радуги. С этим красивым явлением связано много мифов и легенд. Г реки и скандинавы верили, что радуга – это дорога, которая соединяет мир людей с миром высших сил, индийцы называли радугу « Лук повелителя небесного царства», армяне – «Пояс бога знаний », австралийские аборигены – «Радужный змей», Славяне считали появление « семицвета » вестником беды. А вот ирландские и африканские народы считали , что радуга указывает, где зарыт клад. Греки называли радугу «Небесная тропа», а древние евреи – «Божий лук».
Слайд 4
История изучения радуги XIII-XIV века Радугу исследовали персидские астрономы аш-Ширази и аль-Фариси В 1611 году хорватский учёный М.А.деДоминис написал книгу, в которой разъяснялось, что появление радуги – это физическое явление. Французский физик Рене Декарт провел большой эксперимент, где смог наблюдать десять тысяч лучей в капле В XVIII веке Исаак Ньютон – английский физик, выделил несколько цветов у радуги и объяснил причину их возникновения.
Слайд 5
Виды радуги Двойная Лунная Огненная Туманная Перевёрнутая Круглая
Слайд 6
Как увидеть радугу
Слайд 7
Как сделать радугу самому
Слайд 8
Домашний эксперимент Подготовка необходимого оборудования
Слайд 9
Домашний эксперимент Сборка конструкции Эксперимент удался!

Марши для детей в классической музыке

Горка

Учимся ткать миленький коврик

Отчего синичка развеселилась

Весенние чудеса