С незапамятных времен во всех уголках света люди поют и играют на музыкальных инструментах, танцуют и создают новую музыку. Для многих людей музыка – радость и увлечение, помогающее провести время в компании друзей или насладиться её звучанием в одиночестве. К тому же музыка может поведать другим людям о твоих мыслях и чувствах ничуть не хуже, чем литература и живопись. В своей работе, я решила рассказать о том, как я учусь играть на музыкальном инструменте – фортепиано.
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 96.99 КБ |
"Цель музыки - трогать сердца" (Иоганн Себастьян Бах).
С незапамятных времен во всех уголках света люди поют и играют на музыкальных инструментах, танцуют и создают новую музыку. Для многих людей музыка – радость и увлечение, помогающее провести время в компании друзей или насладиться её звучанием в одиночестве. К тому же музыка может поведать другим людям о твоих мыслях и чувствах ничуть не хуже, чем литература и живопись.
Я с детства мечтала научиться играть на фортепиано, но по состоянию моего здоровья эта мечта всё время откладывалась. И вот, совсем недавно, я услышала мелодию, которая называется «Танец старинный». Она мне очень понравилась, и мне захотелось сыграть её самой. Совершенно неожиданно для себя я поняла, что хотела бы сама исполнять некоторые произведения. Для этого необходимо научиться играть на музыкальном инструменте. Я понимала, что у меня будут трудности при обучении игры на любом музыкальном инструменте, но благодаря поддержке моих родителей и учителя музыки Ю.Н.Семочкиной, я стала осваивать первые азы игры на фортепиано. Передо мной открылся удивительный мир волшебных клавиш.
В своей работе, я решила рассказать о том, как я учусь играть на музыкальном инструменте – фортепиано.
Объект исследования: фортепиано
Предмет исследования: музыкальные возможности личности с ОВЗ
Цель работы: освоение первых азов игры на фортепиано
Задачи:
- узнать историю появления фортепиано;
- познакомиться с нотной грамотой в музыке;
- провести анкетирование среди одноклассников с целью ответа на вопрос: «Считают ли они фортепиано популярным музыкальным инструментом и почему?».
Методы исследования: сбор информации по теме, беседа, анкетирование, опрос, анализ и синтез.
Практическая значимость работы: материал по данной теме может быть интересен и полезен ученикам музыкальных школ, использован на уроках музыки и внеклассных занятиях в общеобразовательной школе.
1. Особый инструмент
1.1. История возникновения и развития фортепиано
Фортепиано – один из самых распространенных музыкальных инструментов, имеет две разновидности – пианино и рояль. Это сложный клавишно-струнный механизм, состоящий из акустического аппарата, клавишного механизма и опорных конструкций. Он обладает широким диапазоном звуков от «тихо» до «громко». В пианино струны расположены вертикально, в рояле – горизонтально.
История возникновения фортепиано уходит корнями в далекий XVI век. Изобретателем этого великолепного инструмента считается Бартоломео Кристофори – итальянский мастер, который придумывал молоточковые механизмы для клавесина. Инструмент имел очень простую конструкцию, на тот момент у фортепиано еще не было ни педалей, ни демпферов. Оно состояло из клавиш, молоточка и возвращателя. Предшественниками фортепиано были клавикорд и клавесин.
Конструкция фортепиано менялась еще несколько раз. Различные мастера Италии, Германии, Англии совершенствовали концепцию инструмента еще на протяжении целого столетия. Основной вклад в создание новых характеристик фортепиано, благодаря которым мы можем наслаждаться современным его звучанием, внесли мастера Зильбеpманн, Шрётер, Цумпе, Штайн.
Появление фортепиано вызвало настоящий переворот в мире музыки. Наконец-то появился новый инструмент для звучания в концертных залах, по широте диапазона позволяющий вести главные роли в музыкальных творениях. Популярность фортепиано возросла очень быстро. В эпохах классицизма и последующего романтизма стали появляться композиторы, писавшие произведения специально для этого инструмента, впоследствии ставшие шедеврами классической музыки. Но фортепиано не было только аккомпанементом для концертных выступлений, очень многие дворянские подданные предпочитали иметь дома этот великолепно звучащий инструмент.
В России фортепианное дело также было поставлено на высоком уровне. Известно несколько сотен имен мастеров мирового уровня, занимавшихся разработкой и поставкой инструмента. Изначально фортепиано в России появился, конечно же, в Петербурге.
Уже к концу XX столетия стали появляться новые разновидности музыкальных инструментов, в основе которых лежит фортепиано. Это электронные пианино и синтезаторы.
1.2. Нотная грамота
Тем, кто решил познать в музыке хоть что-либо серьезное, не избежать знакомства с различными нотными записями. Что входит в понятие нотной грамоты? Это все то, что относится, так или иначе, к записи и чтению нот; это такой своеобразный язык, который понятен всем музыкантам. Весь ряд музыкальных звуков выстроен в единую систему – звукоряд, то есть такой ряд, в котором все звуки следуют друг за другом по порядку, от самых низких до самых высоких звуков, или наоборот. Звукоряд разделяется на октавы, каждая из которых содержит набор одинаковых по названию нот – до, ре, ми, фа, соль, ля, си.


Для записи и чтения нот используют нотный стан – это строка для записи нот в виде линеек. Любые ноты звукоряда записываются на нотном стане: на линейках, под линейками, между линейками или над ними.
1.3. Что даёт обучение игры на фортепиано
Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей необходимо каждому ребёнку, чем раньше, тем лучше. Музыкальное развитие оказывает ничем незаменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребёнок делается чутким к красоте в искусстве и в жизни, идёт его духовное становление. Игра на музыкальных инструментах развивает волю, внимание и память: музыкальное произведение исполнитель должен знать наизусть от первой до последней ноты.
В последнее время довольно часто звучит мысль о том, что музыкальное образование должно стать обязательным, потому что оно положительно влияет на всестороннее развитие человека. Я тоже считаю, что музыкальное развитие очень важно для каждого человека.
2. Практическая часть
Оценить свои возможности игры на фортепиано можно лишь практическим путем. Я ждала первое занятие с большим волнением, так как именно первое занятие было определяющим - буду я дальше заниматься или нет. Моя учительница музыки предложила познакомиться с нотной грамотой и начинать обучение с более простых мелодий. Учить ноты было нелегко. Важно было знать, где пишется нота на нотном стане, а затем сыграть её на фортепиано. В освоении нотной грамоты мне помогала мама, которая спрашивала меня каждый день, как таблицу умножения. Например, где пишется нота ре? На какой линеечке пишется нота соль? И вот, я уже играю гамму до - мажор. Поначалу моя игра походила больше на «заикание», но, чем больше раз я повторяла её, тем мелодичнее она звучала.
Первая мелодия, которую я сыграла на фортепиано, называется «В траве сидел кузнечик». Когда я училась играть эту мелодию, казалось бы, простая песенка, известная многим людям, я столкнулась с трудностью, мне было сложно запомнить каким пальцем руки, какую ноту нажимать. Далее необходимо было добиться звучания мелодии, чтобы она не прерывалась, а тянулась бы на протяжении всего произведения единой линией. Благодаря учителю музыки у меня всё получилось. Исполнив эту мелодию, меня переполняли смешанные чувства: радость, восторг, страх, волнение и приятная усталость. Постепенно я освоила мелодию «Мишка с куклой». У меня получилось сыграть! А может и правда, клавиши волшебные?!
После моего знакомства с фортепиано, мне захотелось узнать мнение моих одноклассников и педагогов, работающих в нашем классе, о значимости музыкальных инструментов в их жизни. Я предложила им ответить на вопросы анкеты, чтобы выявить их предпочтения в области музыки и музыкальных инструментов.
Моим одноклассникам и педагогам была предложена следующая анкета:
1. Какую музыку вы любите слушать: современную, классическую, народную (предлагалось выбрать один или несколько ответов)?
2. Звучание каких музыкальных инструментов вам нравится больше всего?
3. Играете ли вы на музыкальных инструментах?
Было опрошено 10 учащихся моего класса и 8 педагогов.
На вопрос, какую музыку вы любите слушать:
современную музыку – ответили 60 % детей, 87 % педагогов;
классическую музыку - 30 % детей, 87 % педагогов;
народную музыку – 30 % детей, 37 % педагогов.
Результаты наглядно представлены на диаграмме 1 «Показатель предпочтения музыки».
Диаграмма 1.

На второй вопрос анкеты, звучание каких музыкальных инструментов вам нравится, ответы были разные. Особенной популярностью у всех пользуется гитара и фортепиано. Результаты наглядно представлены на диаграмме 2 «Показатель предпочтения музыкальных инструментов».
Диаграмма 2.

И на последний вопрос анкеты: «Играете ли на музыкальных инструментах?» были получены следующие результаты: все учащиеся отметили, что играли на музыкальных инструментах в детском саду, в шумовом оркестре (бубен, деревянные ложки, металлофон, т.д.), две ученицы и один педагог умеют играть на музыкальном инструменте (фортепиано, гитара).
Исходя, из результатов анкет выяснилось, что все ребята и педагоги 100 % любят слушать музыку, у каждого есть любимый инструмент и многие ребята захотели научиться играть на фортепиано и гитаре.
Вывод
Таким образом, выполняя задание проекта, его теоретическую и практическую части, я смогла ближе познакомиться с музыкальным инструментом - фортепиано. На личном опыте я убедилась, что научиться играть может любой человек – определяющими являются желание и упорство, а не наличие таланта. Но в тоже время, я убедилась и в том, что обучение игре на фортепиано – это большой труд ни одного месяца и даже года.
Заключение
Подводя итог своей работы, я считаю, что, поставленные цель и задачи в целом выполнены: я узнала историю появления и развития фортепиано, его музыкальные возможности, познакомилась с нотной грамотой, а главное, поняла, что моя мечта стала реальной.
В своей работе я рассказала о том, как я начинала учиться играть на музыкальном инструменте – фортепиано, с какими трудностями столкнулась.
Считаю, что цели и задачи данной работы были выполнены, материал работы может быть использован учителями и учащимися на уроках музыки, искусства, при проведении внеклассных мероприятий.
Эта работа позволила мне приобрести опыт в проведении анкетирования, опроса, работе с литературой, общению с одноклассниками и педагогами, и самое главное, сделать первые шаги в игре на фортепиано.
В дальнейшем планирую продолжить обучение игры на фортепиано, впереди столько интересного в мире музыки, которую можно не только услышать, но и исполнить самостоятельно.
В завершении хочу отметить, что я уверена – музыка будет жить и приносить радость людям еще много лет, десятилетий и даже столетий!
Список литературы и интернет источников

ГЛАВА ТРЕТЬЯ, в которой Пух и Пятачок отправились на охоту и чуть-чуть не поймали Буку

Что общего у травы и собаки?

Что такое музыка?

Стеклянный Человечек

О чем поет Шотландская волынка?