• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Проектно-исследовательская работа по теме «Шахматы – древняя игра в современном мире»

Опубликовано Будзинаускене Анна Анатольевна вкл 06.08.2025 - 12:27
Будзинаускене Анна Анатольевна
Автор: 
Павлюченко Матвей

Проектно-исследовательская работа "Шахматы- древняя игра в современном мире" посвящена истории шахмат и их мету в современно школьном образовании и жизни современного общества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pavlyuchenko_matvey_maou_sosh_no_56_3_klass.docx263.29 КБ

Предварительный просмотр:

ОТКРЫТАЯ УЧЕНИЧЕСКАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

«ПОИСК И ТВОРЧЕСТВО»

Секция социального проектирования

«Шахматы – древняя игра в современном мире»

Проектно-исследовательская работа

                                                                                     Автор: Павлюченко Матвей Алексееваич,

                                                                                      3 «Г» класс, МАОУ СОШ № 56

                                                                                      г. Калининграда

                                                                                      Научный руководитель:

                                                                                     Будзинаускене Анна Анатольевна,

                                                                                       учитель начальных классов,

      МАОУ СОШ № 56 г.Калининграда                                                                    

Калининград

2022

Открытая ученическая научно-практическая конференция

«Поиск и творчество»

Информация о работе участников конференции

Секция, для участия в которой направлена работа

Секция биологии

Название работы

Шахматы – древняя игра в современном мире

Ф.И.О. автора(ов) (полностью)

Павлюченко Матвей Алексеевич

Название ОУ

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Калининграда средняя общеобразовательная школа № 56

Класс обучения

3

Дата рождения

(число, месяц, год)

07.10.2012

Адрес регистрации

Россия, г. Калининград, ул.  У. Громовой 115-16

Адрес фактического проживания

(с индексом)

Россия, г. Калининград, ул. У. Громовой 115-16

Контактный телефон

89316052080

Научный руководитель:

Ф.И.О., учёная степень, звание, должность, основное место работы

Будзинаускене Анна Анатольевна, учитель начальных классов, МАОУ СОШ № 56

Какие собственные исследования представлены в работе (опишите кратко, не более 0,3 страницы шрифтом TimesNewRoman, размер – 12)

Изучил историю шахмат, выяснил место шахмат в современном мире, провел анкетирование среди одноклассников и тренеров по шахматам о пользе умения играть в шахматы и влиянии шахмат на умственное развитие детей, провел сравнительный анализ по уровню развития логического мышления среди детей, которые занимаются шахматами и теми, кто в шахматы не играет путем решения логических задач разного уровня, предложил несколько способов продвижения шахмат в регионе.

АННОТАЦИЯ к работе

Шахматы – древняя игра в современном мире

Автор: Павлюченко Матвей Алексеевич, ученик 3 «Г» класса, МАОУ СОШ № 56

г. Калининграда

Руководитель: Будзинаускене Анна Анатольевна, учитель начальных классов  

МАОУ СОШ № 56 г. Калининграда

    Актуальность данной темы обусловлена живым интересом учащегося начальной школы к игре в шахматы,   желанием выяснить, как шахматы влияют на умственное и логическое мышление современных детей и как можно популяризировать шахматы в нашем регионе.

Цель: популяризация шахмат среди школьников Калининградской области, поиск единомышленников.

Гипотеза:

Шахматы позволяют школьникам освоить полезные навыки и приобрести ценные качества, которые повышают их успеваемость и пригодятся им в будущем, и следует развивать шахматное движение в регионе.

     В теоретической части работы изучены следующие вопросы: история шахмат, чему учат шахматы и какие способности развивают.

    В практической части работы были проведены анкетирование среди одноклассников и тренеров по шахматам об актуальности шахмат для современных детей и необходимости их популяризации, проведен эксперимент по решению логических задач разного уровня среди детей, которые занимаются шахматами и среди тех, кто ими не занимается. Результаты оформлены в выводах. Также были предложены ряд мероприятиях по распространению и популяризации щахмат в Калининградской области.

ТЕЗИСЫ к работе

Шахматы – древняя игра в современном мире

Автор: Павлюченко Матвей Алексеевич, ученик 3 «Г» класса, МАОУ СОШ № 56

г. Калининграда

Руководитель: Будзинаускене Анна Анатольевна, учитель начальных классов  

МАОУ СОШ № 56 г. Калининграда

Шахматы – игра, объединяющая миллионы думающих людей всего мира. В ходе данного исследования попробуем понять есть ли необходимость продвигать шахматы в наше время, для чего это нужно и какие есть способы сделать шахматы трендом современного спорта.

Цель: популяризация шахмат среди школьников Калининградской области, поиск единомышленников.

Задачи:

1. Выявление полезных навыков, которые осваивают игроки в шахматы;

2. Определение доступности данного вида спорта;

3. Изучение актуальности игры и спроса на освоение образовательной программы «Шахматы» среди школьников.

4. Разработка способов продвижения шахматного движения

Гипотеза:

Шахматы позволяют школьникам освоить полезные навыки и приобрести ценные качества, которые повышают их успеваемость и пригодятся им в будущем, и следует развивать шахматное движение в регионе.

     В теоретической части работы изучены следующие вопросы: история шахмат, чему учат шахматы и какие способности развивают.

    В практической части работы были проведены анкетирование среди одноклассников и тренеров по шахматам об актуальности шахмат для современных детей и необходимости их популяризации, проведен эксперимент по решению логических задач разного уровня среди детей, которые занимаются шахматами и среди тех, кто ими не занимается. Результаты оформлены в выводах. Также были предложены ряд мероприятиях по распространению и популяризации щахмат в Калининградской области.

            В заключительной части сделан вывод о том, что в нашем регионе существует запрос, желание и возможности для продвижения и распространения шахматной идеи, как вида интеллектуального спорта, уникального и доступного инструмента формирования личности современного человека.

Содержание

 

  1. Введение

3

  1. Глава 1. Для чего нужны шахматы современному ребенку?

4

  1. Глава 2. Актуальность и доступность шахмат, как вида спорта, в наше время
  2. Глава 3. Способы продвижения шахмат в регионе

7

     

     11

  1. Заключение

14

  1. Список использованной литературы и интернет-источников
  2. Приложение                                      

                                                                       

15

17

Введение.

     Шахматы – игра, объединяющая миллионы думающих людей всего мира. В ходе данного исследования попробуем понять есть ли необходимость продвигать шахматы в наше время, для чего это нужно и какие есть способы сделать шахматы трендом современного спорта.

Цели исследования: популяризация шахмат среди школьников Калининградской области, поиск единомышленников.

Задачи исследования:

1. Выявление полезных навыков, которые осваивают игроки в шахматы;

2. Определение доступности данного вида спорта;

3. Изучение актуальности игры и спроса на освоение образовательной программы «Шахматы» среди школьников.

4. Разработка способов продвижения шахматного движения.

Гипотеза исследования:

Шахматы позволяют школьникам освоить полезные навыки и приобрести ценные качества, которые повышают их успеваемость и пригодятся им в будущем, и следует развивать шахматное движение в регионе.

Методы исследования:

1. Работа с информационными источниками (литература, открытые источники в интернете).

2. Личный опыт и наблюдение.

3. Анкетирование учащихся моего класса и обучающихся в Спортивной школе по шахматам.

4. Решение логических задач.

5. Интервью с тренерами по шахматам.

6. Обобщение полученной информации, выводы.

Объект исследования: спортивная игра «Шахматы»

Глава 1. Для чего нужны шахматы современному ребенку?

«Вся в квадратах – белых, черных - деревянная доска,

а ряды фигур точеных – деревянные войска.

Люди их передвигают, коротают вечера,

люди в шахматы играют – интересная игра!

Ты, дружок мой, без опаски, без смущения вступай,

словно в мир чудесной сказки, в черно белый этот край.

Что? Трехглавые драконы нас не ждут здесь? Не беда!

Тут зато лихие кони и пехота хоть куда!

Тут ферзи, слоны отважны, мчатся поперёк и вдоль,

и, совсем как в сказке, важный возвышается король.

Тут герои в каждом войске и выходит рать на рать

хитроумно и геройски воевать и побеждать!»

Немного истории.

Шахматы – древняя игра специальными фигурами на 64-клеточной доске для двух игроков. Название шахматы происходит от персидского «шах мат», что переводится, как «властитель умер». Цель игры – объявить мат королю соперника.           

Шахматы – логическая игра, сочетающая в себе элементы спортивного соперничества, научного и логического мышления и художественного творчества, вид спорта. Одна из древнейших игр на Земле, сохранившаяся до настоящего времени.

Истинный возраст игры покрыт завесой тайны. Первое упоминание о шахматной игре присутствует в персидской поэме, в которой изобретение шахмат приписывается Индии. Поскольку нет никаких других упоминаний в литературе об этой игре до 570-го г. н.э., большинство историков признают именно эту дату. 

Вероятно, старейшим известным предком шахмат является индийская игра чатуранга, заимствованная персами, которые видоизменили её и назвали шатрандж. В VII веке шатрандж распространился в пределах арабского халифата, а от арабов стал известен европейцам. По легенде с помощью этой игры правители древних государств устраивали поединки, в которых могли сразиться друг с другом без кровопролитий и потерь своих войск.  

Близкий к современному облик шахматы приобрели в конце XV века, когда ныне существующие ходы получили ферзь и слон, до того — фигуры с ограниченной подвижностью.

В середине XIX века возникает система международных соревнований, сначала — в виде матчей между сильнейшими шахматистами разных городов и стран, со второй половины столетия — также и в виде международных турниров. В 1886 году Вильгельм Стейниц стал первым чемпионом мира по шахматам.

С 2013 года званием чемпиона мира владеет норвежец Магнус Карлсен.

С 1966 года, по решению ЮНЕСКО, 20 июля во всем мира отмечается «Международный день шахмат» - лишь отдельные виды спорта удостоились подобной чести. Дата выбрана не случайно. Именно в этот день в 1924 году в Париже, во время проведения VIII Олимпийских игр, 16 стран основали ФИДЕ – Международную федерацию шахмат.

Чему учат шахматы?

Шахматы с полным правом можно назвать великой игрой. Сколько веков люди ведут в бой маленькие фигурки, а исчерпать все возможности древней игры, постичь все тайны шахматного королевства до сих пор никому не удалось. Безграничное богатство содержания и возможностей делает эту игру такой притягательной для людей всех возрастов и культурных уровней. Шахматы необычайно эмоциональны, дарят сильные переживания и яркие образы, помогают приобщиться к многовековой человеческой культуре. В шахматах никому не удается избежать ошибок или достичь совершенства, и вместе с тем каждый может попробовать свои силы в этом увлекательном интеллектуальном спорте.

А нужно ли это делать, не окажется ли время, отданное шахматам, потраченным впустую? Многовековой опыт человечества дает на этот вопрос однозначный ответ.

Итак, что могут дать занятия шахматами современному ребенку?

Игра в шахматы:

- дисциплинирует и развивает скорость мышления;

- воспитывает сосредоточенность;

- тренирует память;

- способствует интеллектуальному развитию.

Игра в шахматы помогает:

- логически мыслить;

- рассуждать;

- делать собственные выводы;

- принимать решения.

Игра в шахматы формирует:

- целеустремленность;

- самостоятельность;

- организованность;

- чувство ответственности за принятое решение.

Увлекшись этой игрой, ребенок способен стать усидчивей, выдержанней и самокритичней. К тому же шахматы – отличный повод для общения школьников, способствующий углублению взаимопонимания, укреплению дружеских отношений.

В современном мире стремительно возрастает потребность в интеллекте и логическом мышлении каждого индивидуума общества. Шахматная игра, наряду с другими видами умственной деятельности человека, плодотворно решает эту задачу.

Особенно важно, что с помощью шахмат развитие личности проходит в игровой форме, привлекая к игре детей и подростков.

Глава 2. Актуальность и доступность шахмат, как вида спорта, в наше время

Несмотря на древность шахмат, они удивительно вписались в современную жизнь. В наше время разработаны большое количество компьютерных шахматных программ, и мобильных приложений, которые непрерывно совершенствуются. У шахматистов есть возможность сражаться в виртуальном пространстве с программой или с соперником, находящимся в любой точке мира. Такие популярные платформы, как lichess.org, chess.com и др. собирают миллионы игроков со всего мира и дают возможность обучения, тренировок, онлайн-игры, участия в рейтинговых турнирах.

На сегодняшний день существует большой объем литературы по шахматам, в интернете можно найти обучающие видео, ведутся прямые трансляции шахматных турниров. В разных странах снимается кино о шахматных сражения, о легендарных поединках и пути становления великих шахматистов. В 2021 году в прокат вышел российский фильм «Чемпион мира», призванный популяризировать шахматный спорт в России.

Тем не менее, опираясь на личный опыт и наблюдения, я вижу, что в нашем регионе интерес к шахматам недостаточен. Конечно, у школьников есть большой выбор, каким спортом заниматься, большое количество кружков, секций и возможностей дополнительного образования. Почему дети часто делают выбор не в пользу шахмат? Можно ли привлечь их внимание и внимание их родителей к этому виду спорта, учитывая, что шахматы не требуют больших затрат, прекрасно сочетаются с более активными физическими занятиями, а также не предъявляют таких требований к состоянию здоровья, которые есть в других видах спортивных игр. Я решил проанализировать этот вопрос путем опроса (анкетирования) моих одноклассников, а также ребят, занимающихся со мной в спортшколе.

Этап 1. Анкетирование.

Своим одноклассникам (31 человек) я задал шесть вопросов:

1. Ты умеешь играть в шахматы?

2. Хотел(а) бы ты научиться или улучшить свои навыки в шахматах?

3. Знаешь ли ты, что в школе есть секция, где ребята играют в шахматы?

4. Знаешь ли ты, что в Калининграде проводятся турниры по шахматам, где ребята борются за звание лучшего и прокачивают свой мозг?

   

5. Ты знаешь, что есть приложения для смартфона и компьютера, в которых можно играть в шахматы с людьми из разных стран мира?

6. Закончи предложение.

    Шахматы – это…

Выводы:

№ вопроса

Количество

положительных ответов/

Мах 31 человек

Процент

от опрошенных

Вопрос 1

20

65%

Вопрос 2

10/16

32%/ 52%

Вопрос 3

29

93%

Вопрос 4

26

84%

Вопрос 5

26

84%

Вопрос 6

30

97%

 Из 31 опрошенного, 20 (65%) человек знают правила игры в шахматы, из них 16 (52%) человек хотели бы улучшить свои навыки. 10 человек (32%) хотели бы научиться. Есть готовая группа на дополнительное образование по программе «Шахматы»!

Давайте посмотрим, сколько из опрошенных знают о том, что в нашей школе есть факультатив по шахматам. 29 учеников (93%).

О том, что проходят городские турниры по шахматам, а также, что существуют приложения на смартфонах и компьютерах знает большая часть моих одноклассников (84%).

При этом профессионально занимаются шахматами в моем классе 3 человека (включая меня) (10%).

Учащимся спортшколы по шахматам (20 человек) я задал вопросы:

1. Как долго ты занимаешься шахматами?

2. Кто научил тебя играть в шахматы?  

3. Тебе нравится участвовать в турнирах по шахматам?

4. Чем ты еще занимаешься (кроме шахмат)?

5. Шахматы – это спорт или игра?

6. Закончи предложение.

    Шахматы помогают мне…

Выводы:

11 из 20 ребят занимается шахматами более двух лет. Остальные пришли недавно.

Половина из учеников научились играть в шахматы в семье, остальные пришли учиться в спортшколу.

Большинство ребят прекрасно сочетает занятия шахматами с другими видами спорта и кружками.

Интересно что дети, которые не занимаются шахматами, считают шахматы – просто игрой, а для ребят, которые учатся в спортшколе, шахматы – это прежде всего спорт. Вероятно, соревновательный дух, вкус борьбы, радость побед и горесть поражений остро ощущаются во время участия в шахматных турнирах (19 из 20 ребят ответили, что им нравится участвовать в турнирах).

На вопрос «Чем помогают тебе шахматы?» ребята отвечали, что шахматы помогают развивать ум, логику, мышление, память, быть лучшим в учёбе и просто встретиться с другом и поиграть!

Этап 2. Решение логических задач.

Цель: выяснить, помогают ли шахматы развивать логическое мышление.

Моим одноклассникам и ученикам спортшколы были предложены две логические задачи разного уровня сложности.

1. Осёл, козёл и косолапый Мишка, за исполнение хорошей музыки, получили призы: мёд, сено и капусту. Какой приз получил каждый музыкант, если осёл выбрал себе не сено и не капусту, а козёл тоже не взял себе капусту?

2. Квадрат стороной 5 см. Распилили на квадратики со стороной 1 см. Из полученных квадратов составили ленту. Какова длина ленты?

Результаты решения задач представлены в таблице:

№

задачи

% выполнения

2 г класс/32 чел

% выполнения

спортшкола/19 чел

Задача 1

69%

100 %

Задача 2

22%

53 %

Выводы:

Таким образом, можно сделать вывод, что те ребята, которые занимаются шахматами, гораздо лучше справились с задачами и первого и второго уровня сложности. Значит, шахматы помогают развивать логическое мышление.

Этап 3. Интервью с тренерами по шахматам.

В ходе проведенного исследования мне удалось взять интервью у тренеров Спортивной школы по шахматам: кандидата в мастера спорта, судьи Всероссийской категории Лосева Андрея Юрьевича, кандидата в мастера спорта, судьи 1 категории Лапиной Наталии Вадимовны.

Я задал тренерам три вопроса:

1. Что выгодно отличает шахматы от других видов спорта?

2. Как можно повысить популярность шахмат среди школьников?

3. Как Вы относитесь к включению шахмат в обязательную учебную программу в школе в рамках одного учебного года и почему?

На вопрос «Что отличает шахматы от других видов спорта?» Андрей Юрьевич ответил: «На начальном этапе это недорогой (бюджетный) и не травмоопасный вид спорта. У хорошего тренера происходит разносторонний подход. Формируется в 1 год: воображение, логика, правильная запись партии, математические навыки, изучение правил, интуиция и т.д.

Наталия Вадимовна заметила: «Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, но и эффективное средство их умственного развития. Игра в шахматы развивает логическое мышление, внимание и память, воспитывает усидчивость, целеустремленность, самостоятельность в принятии решений, способствует развитию воображения и творчества.

По результатам моего исследования можно сделать вывод о том, что несмотря на доступность и информированность детей о возможности заниматься шахматами профессионально, участвовать в шахматных турнирах и фестивалях, решение уделить свое время занятиям шахматами большинством не принимается.   Также мы увидели, что у детей есть внутреннее желание развиться в шахматном спорте, усовершенствовать навыки игры, но это не приводит к каким-либо целенаправленным действиям с их стороны (со стороны их родителей) и часто выбор делается в пользу других видов спорта.

Значит, есть острая необходимость в продвижении и популяризации шахмат, как современного интеллектуального вида спорта, и создание устойчивой во времени тенденции к развитию шахматной игры среди школьников нашего региона, а также их родителей.

В следующей главе рассмотрим способы достижения цели, поставленной настоящей исследовательской работой.

Глава 3. Способы продвижения шахмат в регионе

«Без перемен шахматы ждет незавидное будущее».

Гарри Каспаров, 13-й чемпион мира по шахматам

Шахматная стратегия – это умение правильно оценить позицию и найти верный план игры. Что ж, с позицией мы справились. Попробуем выработать план продвижения шахмат в нашем регионе с целью достичь большей заинтересованности ребят в этом виде спорта и привлечь их к шахматной игре.

В ходе интервью Лосев Андрей Юрьевич предложил повысить популярность шахмат среди школьников с помощью рекламы. Также он обратил внимание на материально–техническое оснащение кабинетов, в которых проводятся занятия по шахматам. Для эффективного обучения необходимы: проектор, информационные доски, компьютеры, электронные часы. Для спортсменов важно участвовать в турнирах с награждением медалями, грамотами и небольшими призами.  Лапина Наталия Вадимовна обратила внимание, что самое главное - заинтересовать детей, сделать так, чтобы после знакомства с правилами игры ребенку захотелось продолжить занятия на более высоком уровне. Проводить конкурсы решения задач, соревнования, предлагать шахматные творческие задания.

В процессе работы над моим проектом, я задался вопросом, а что может привлечь современных ребят в мой любимый МИР ШАХМАТ? И возможно ли сделать этот мир ярче и разнообразнее? Есть идеи!

Способы продвижения и распространения шахмат в регионе:

1. У меня был опыт участия в Калининградском фестивале «Острова». В нем задействованы основные музеи города, которые готовят увлекательную семейную игру-путешествие, где нужно ответить на вопросы и решить задачки по тематике музея, а ответы спрятаны на его территории. Очень интересно и захватывающе. А еще я посещал восхитительный музей шахмат в Санкт-Петербурге. Каких только шахмат не бывает! Разнообразие форм и красок удивляет. Калининграду определенно не хватает такого музея. Он прекрасно бы вписался в музейный фестиваль и позволил бы его посетителям глубже узнать богатую историю шахмат, а также убедиться, что шахматы – это не просто «черно-белая» игра.

2. Разнообразие шахматных форм, которые я увидел в музее, привело к мысли о том, что можно создавать и распространять различные любительские формы и цвета шахматных фигур и досок по мотивам актуальных компьютерных игр, кино и мультфильмов, которыми интересуются школьники. Там, где есть противостоящие силы – это повод и возможность попасть на шахматную доску. Новые формы, яркие краски, современные герои.

3. Ребята часто носят с собой фигурки или предметы, в которые они играют и которые им нравятся. Шахматную доску классического размера сложно взять с собой. Нужно сделать поле с фигурами небольших размеров, которые поместятся в рюкзак и не займут много места.

4. Часто школьникам откликаются маркетинговые программы наших торговых компаний. Когда они вместе с покупками распространяют коллекции игровых предметов. Так пусть очередной коллекцией станут 32 шахматные фигурки небольшого формата. И цель: собрать 32 фигуры – получить доску в подарок.

5. Сегодня наш мир сложно представить без социальных сетей и интернет-ресурсов. Присутствие в соцсетях и контакт с аудиторией помогает лучше понять её запросы и привлечь большее количество заинтересованных людей. Чем больше шахматный контент распространяется по соцсетям, тем выше приверженность к шахматному спорту.

6. Было бы полезным найти профессионально успешных людей в регионе, в жизни которых присутствуют шахматы, как увлечение или как профессиональное занятие. Знакомство детей с такими людьми стало бы дополнительной мотивацией, ведь вопрос карьеры у современного школьника стоит не на последнем месте.

7. Шахматы должны быть доступны в детских учреждениях города. Иногда достаточно поставить рядом шахматную доску, чтобы ребенок проявил интерес к новому предмету. Начиная с детских садов, больниц, летних лагерей и др. Рядом обязательно найдется взрослый, который сможет рассказать о правилах.

Много говорилось о включении шахмат в обязательную школьную программу. На вопрос: «Как Вы относитесь к включению шахмат в обязательную учебную программу в школе в рамках одного учебного года и почему?» Андрей Юрьевич Лосев ответил, что относится к этому положительно: «Начальная школа многое приобрела бы от этого соседства. Подготовка тренеров в школу также пошла бы более быстро. А конкуренция в школе среди учеников тоже ведь интересный процесс!». Наталия Вадимовна Лапина также очень хорошо отнеслась к этой идее: «Как правило, дети, умеющие играть в шахматы, намного лучше учатся в школе. Шахматы являются маленькой моделью жизни: все навыки, приобретенные в процессе занятий шахматами, помогут ребенку в будущем, кем бы он ни стал».

Президент ФИДЕ (1995-2018 гг) Кирсан Николаевич Илюмжинов отмечал: «Шахматы могут непосредственно влиять на интеллектуальное развитие личности в 21 веке, подготавливая подрастающее поколение к успешной жизнедеятельности в различных социально-бытовых и производственных сферах нашего общества».

8. В Калининграде есть площадки, где созданы квест-румы для детей школьного возраста. Очень популярная тема. Шахматный квест неплохо бы вписался в эту форму детского досуга.

9. Все турниры, фестивали и другие шахматные мероприятия необходимо активно рекламировать. Я участвовал в небольшом частном турнире, который проводился в пространстве, где представлены к продаже предметы интерьера, украшенные янтарем. Мы играли на роскошных янтарных досках янтарными фигурами. И всё вокруг переливалось разнообразными оттенками янтаря. Появилась мысль о регулярном проведении таких турниров на основе взаимовыгодного сотрудничества между магазинами янтарных изделий и шахматной школы. Уникальные турниры Янтарного края России должны заинтересовать шахматные школы других регионов России.

10. Важно обратить внимание на городскую среду. Начать совершенствование Мира шахмат с создания Города шахмат, в котором обязательно будут:

- стационарные шахматные столы во всех парках города;

- тематический шахматный парк;

- фасады домов, оформленные шахматной тематикой;

- семейное кафе «Прошахматы»;

- тематические вечеринки в Международный день шахмат, День спорта, День молодёжи и пр.

Можно выбрать любой региональный город и таким способом дать ему мощный толчок в развитии. Привлечь в этот город жителей области и туристов.

Заключение

В ходе проведенного исследования мне удалось выяснить, что в нашем регионе существует запрос, желание и возможности для продвижения и распространения шахматной идеи, как вида интеллектуального спорта, уникального и доступного инструмента формирования личности современного человека. Значит, моя гипотеза подтвердилась.

 Умение создавать планы и осуществлять их на шахматной доске – качество ценное не только в шахматах, но и в жизни. Гибкий и тренированный ум, способность объективно оценивать и принимать решения в изменившейся ситуации, привычка противостоять неожиданностям помогают успешно преодолеть трудности, встречающиеся в жизни, и выработать правильное отношение к окружающим.

Анализ состояния и способов развития шахмат в нашем регионе подтверждает неуклонное возрастание роли государственного участия в этом процессе. Что проявляется в создании необходимых условий для занятий шахматами, увеличении финансирования, принятии программ развития шахмат.  

Список использованной литературы

1. Н.Калиниченко «Шахматы для начинающих: правила, навыки, тактики»

2. З.Тарраш «Учебник шахматной стратегии»

3. И.Весела, И.Веселы «Шахматный букварь»

4. chess.com

5. chess39.ru

6. chess-boom.online.ru

7. chesscenter.by/history-chess

8. detivmuzee.ru

9. chess555.narod.ru

Приложения

Анкета 1

для одноклассников

1. Ты умеешь играть в шахматы?

2. Хотел(а) бы ты научиться или улучшить свои навыки в шахматах?

3. Знаешь ли ты, что в школе есть секция, где ребята играют в шахматы?

4. Знаешь ли ты, что в Калининграде проводятся турниры по шахматам, где ребята борются за звание лучшего и прокачивают свой мозг?

5. Ты знаешь, что есть приложения для смартфона и компьютера, в которых можно играть в шахматы с людьми из разных стран мира?

6. Закончи предложение.

    Шахматы – это…

Анкета 2

для учащихся спортшколы по шахматам

1. Как долго ты занимаешься шахматами?

2. Кто научил тебя играть в шахматы?  

3. Тебе нравится участвовать в турнирах по шахматам?

4. Чем ты еще занимаешься (кроме шахмат)?

5. Шахматы – это спорт или игра?

6. Закончи предложение.

    Шахматы помогают мне…

Вопросы для тренеров

1. Что выгодно отличает шахматы от других видов спорта?

2. Как можно повысить популярность шахмат среди школьников?

3. Как Вы относитесь к включению шахмат в обязательную учебную программу в школе в рамках одного учебного года и почему?

Логические задачи

1. Осёл, козёл и косолапый Мишка, за исполнение хорошей музыки, получили призы: мёд, сено и капусту. Какой приз получил каждый музыкант, если осёл выбрал себе не сено и не капусту, а козёл тоже не взял себе капусту?

2. Квадрат стороной 5 см. Распилили на квадратики со стороной 1 см. Из полученных квадратов составили ленту. Какова длина ленты?

ОТЧЁТ АНТИПЛАГИАТ

Павлюченко Матвей Алексеевич,  3 «Г» класс

МАОУ СОШ № 56 г. Калининграда

Исследовательская работа «Шахматы – древняя игра в современном мире»

Секция социального проектирования

антиплагиат Павлюченко Матвей 2 Г.png

Отзыв руководителя об исследовательской работе

ученика 3 «Г» класса

Муниципального автономного образовательного учреждения

средней общеобразовательной школы №56

Павлюченко Матвея Алексеевича на тему:

«Шахматы – древняя игра в современном мире»

     Работа Павлюченко Матвея представляет собой исследование по изучению шахмат, как игры, которая не только развивает необходимые в современной жизни способности и умения, но и объединяет думающих людей по всему миру. Актуальность данной темы обусловлена живым интересом учащегося к древней игре и желанием развивать ее в современном мире. Когда Матвей научился играть в шахматы, ему стало интересно, как они влияют на умственное развитие и какую пользу приносят  шахматы современным детям.

    Целью исследования Павлюченко Матвея была  популяризация шахмат среди школьников Калининградской области, поиск единомышленников.   

Содержание работы соответствует заявленной теме. Текст работы изложен на 14 листах печатного текста, что представляется достаточным для учащегося 3 класса начальной школы.

     Работа включает в себя введение, основную часть, состоящую из трёх глав,  заключение, список источников информации, приложения. Во введении указывается актуальность исследования, ставится цель и задачи, выдвигаются гипотезы.

      В работе представлены теоретические данные об истории шахмат и о том. Что развивают шахматы.      Проведены анкетирование среди детей и тренеров по шахматам, эксперимент по решению логических задач среди детей, которые занимаются шахматами и не занимаются ими. После всех исследований были сделаны выводы. Кроме того, Матвеем было предложено несколько способов продвижения и популяризации шахмат в Калининградской области.

     Работу Павлючнко  Матвей выполнял самостоятельно, используя материалы Интернета и литературы, рекомендованной ему для исследования. Самостоятельно, при поддержке родителей и учителя, провел эксперимент и анкетирование.

     При выполнении работы проявил самостоятельность, творчество, инициативу, способность решать соответствующие исследовательские проблемы. Чётко выполнял все рекомендации научного руководителя и вовремя устранял замечания в процессе доработки исследовательской работы.

          Рекомендации: проектно- исследовательская работа Павлюченко Матвея по теме: «Шахматы –древняя игра в современном мире» отвечает требованиям, предъявляемым к исследовательским работам, и рекомендуется к защите.

Научный руководитель: _______________ Будзинаускене Анна Анатольевна


Поделиться:

Соленая снежинка

Ворона

Сказка "Колосок"

10 зимних мастер-классов для детей по рисованию

Какая бывает зима