• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Влияние семьи на формирование нравственных ценностей ребенка на примере программных произведений начальной школы ( исследовательская работа)

Опубликовано Макеева Лариса Анатольевна вкл 06.09.2025 - 5:51
Макеева Лариса Анатольевна
Автор: 
Иванова Мария Александровна, ученица 6 В

Цель работы: исследование программных произведений начальной школы, влияющих на формирование нравственных ценностей в семье. В ходе работы познакомились с федеральной программой  по литературному чтению 1-4 классов и художественными произведениями, в которых прослеживается влияние семьи на формирование нравственных ценностей. В результате анкетирования выяснили, что большинство учителей начальных классов  хотели бы добавить в программу по литерному чтению произведения, формирующие нравственные ценности в семье. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ivanova_m_6_v.docx86.67 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ Г.МИНУСИНСКА

Муниципальное общеобразовательное  бюджетное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №6 «Русская школа»

Влияние семьи на формирование нравственных ценностей  ребенка

на примере программных произведений начальной школы

 ( исследовательская работа)

Иванова Мария Александровна

                                                      МОБУ «Русская школа»,

6 В класс, 02.08.2012

                                                    e-mail: mari.iv12@mail.ru                                                    контактный телефон: 89535915766

                                                     ___________ /личная подпись/                            

                                                   Макеева Лариса Анатольевна,

                                                    МОБУ «Русская школа»,

учитель русского языка и                          

                                                    литературы,

                                                    контактный телефон: 89131887134

                                                     e-mail: makeeva_larisa71@mail.ru

                                                    ___________ /личная подпись

Минусинск, 2025

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………   3

Основная часть…………………………………………………………………………   5

Глава 1. Роль семьи в формировании нравственных ценностей……………………   5

        1.1. Что такое семейные   ценности  и их значение……………………………   5

        1.2. Основные нравственные семейные   ценности ……………………………   6

         1.3. Формирование нравственных ценностей в семье………………………...   7

Глава 2. Литература начальной школы как инструмент формирования  нравственных ценностей в семье………………………………………………………………………   9

Практическая часть…………………………………………………………………….   11

Глава 3. Анализ программных художественный произведений начальной школы…………………………………………………………………………………...   11

Глава 4. Анкетирование учителей начальной школы и анализ полученных результатов……………………………………………………………………………..   12

Заключение……………………………………………………………………………..   15

Список литературы…………………………………………………………………….   17

Приложение…………………………………………………………………………….   18

Введение

Тема: Влияние семьи на формирование нравственных ценностей  ребенка на примере программных произведений начальной школы.

Семья – это самое ценное, что может быть у человека. Именно в семье закладываются простые правила и моральные устои.

Данная тема уже затрагивалась другими исследователями, но в последние годы внедрение западных культурных и образовательных стандартов, которые часто противоречат традиционным семейным ценностям, привело к уменьшению научно-педагогической литературы по проблемам духовно- нравственного воспитания. Поэтому мы решили изучить влияние семьи на формирование нравственных ценностей на примере программных произведений новой Федеральной программы  по «Литературному чтению» в начальной школе.

Актуальность заявленной темы обусловлена в первую очередь тем, что перемены, происходящие в России, затронули социально-экономическую и воспитательную духовно-нравственную сферу жизни общества. Формирование нравственных ценностей сегодня является одной из приоритетных задач.

Мощным инструментом для формирования ценностей является литература. Это источник материалов для воспитания полноценной личности. Художественные произведения могут стать неисчерпаемым источником информации и живым примером в формировании нравственных ценностей в семье.

Проблема: В наше время нарушены нравственные ориентиры, нас, как подрастающее поколение, можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. А наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными духовными качествами.

Изучение художественной литературы в школе помогает формированию нравственных убеждений.

Цель: исследование программных произведений начальной школы, влияющих на формирование нравственных ценностей в семье.

Задачи:

  1. Проанализировать в федеральной программе по литературному чтению 1-4 классов художественные произведения, в которых прослеживается влияние семьи на формирование нравственных ценностей;
  2. Изучить нравственные ценности, которые формируются в семье на основе материала художественных произведений;
  3. Провести анкетирование учащихся и выявить, какие нравственные ценности формируются в семье, на примере программных произведений начальной школы;
  4. Провести анкетирование учителей начальных классов;
  5. Обобщить сведения и сделать вывод о влиянии художественных произведений на формирование нравственных ценностей в семье.

Гипотеза: Предполагаем, что в начальной школе в рамках изучения курса «Литературного чтения» недостаточно уделяют внимания формированию семейных ценностей.

Объект: Программные произведения.

Предмет: Нравственные ценности  в программных произведениях, формируемые семьей.

Методы исследования: Метод классификации

                                         Метод обобщения

                                         Метод изучения и анализа литературы

                                         Метод математической обработки данных

                                         Метод опроса и анкетирования

Проблемный вопрос: Достаточно ли внимания уделяется формированию семейных нравственных ценностей на уроках «Литературного чтения»?

Основная часть

Глава 1. Роль семьи в формировании нравственных ценностей

На протяжении всего исторического процесса развития человеческого общества семья всегда имела особое значение, выполняя важнейшие социальные функции. Семья – это основа общества, которая является не только самым первым и главным институтом воспитания, но и могучим воспитательным средством. «Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний духовный мир и индивидуальные качества личности». [1]

1.1.Что такое семейные ценности  и их значение

Семья и семейные ценности – важнейшие элементы фундамента культуры личности, которые служат базисом формирования духовности и нравственности человека. Основой духовно-нравственного воспитания является духовная культура той среды, в которой живет ребенок. Духовная культура, которая царит в семье и все составляющие ближайшее социальное окружение ребенка, оказывается самым главным в формировании его внутреннего мира. [2]

Семейные ценности – это обычаи и традиции, которые передаются из поколения в поколение. Это то, что важно и ценно для всех членов семьи. Общие интересы, которые нельзя купить. Они формируют у маленького человека, понимание роли семьи, ее значимости и уникальности. Именно в окружении близких дети учатся правильно выражать свои чувства, доброту и щедрость, уважение и ответственности за свои поступки, любовь, доверие и честность. Родителям же стоит особое внимание обратить на свое поведение, поступки, манеру общения. Потому что именно они представляют для ребенка «живой» пример взаимоотношений внутри союза.[3]

Семейные ценности в целом являются основой духовности и нравственности.

1.2. Основные нравственные  семейные ценности

Примеров семейных нравственных ценностей можно привести много – это довольно обширная тема для социологических исследований. Но мы остановимся только на основных.

Любовь

Главная семейная ценность – это любовь. Она проявляется в нежности по отношению к любимым, желанием о них заботиться, защищать, быть постоянно рядом. Союзы, основанные на любви – счастливые и благополучные. Они представляют собой крепкий оплот, тихую гавань, в которую всегда можно вернуться, получить поддержку и утешение.

Доверие

Важно научиться доверять друг другу и приучить к этому своих детей. С каждой проблемой, неудачей, любыми переживаниями вы должны делиться со своими родными. Доверие сложно купить за какие-то деньги, его можно только заслужить, и часто на это уходят многие года.

Добро

Это желание помочь слабому, беззащитному, оказать ему поддержку, потребность быть полезным. Такие отношения делают семью более гармоничной.

Верность.

Еще один залог крепости любовных уз. Готовность быть с любимым человеком и в горе и в радости, несмотря ни на какие соблазны. Это качество формирует в человеке с раннего детства такие качества, как верность своему слову, делу, преданность в дружбе.

Взаимопонимание

Важно понимать друг друга с полуслова, уважать интересы и стремления своей второй половины и детей. Чувствуя поддержку, развивается не только духовно, но и поднимается ввысь в спорте, карьере, достигает больших успехов.

Уважение

Оно выражается в уважении к индивидуальности каждого члена фамилии, недопустимости «переламывания» одного супруга под интересы и потребности другого, невмешательства в дела молодых со стороны родителей.[4]

        Семейные ценности формируют у маленького человека понимание роли семьи, ее значимости и уникальности. Именно в окружении близких дети учатся правильно выражать свои чувства, доброту и щедрость, уважение и ответственности за свои поступки, любовь, доверие и честность. [5]

1.3. Формирование  нравственных   ценностей в семье

Все хорошее и плохое закладывается человеку с детства. Все нормы, правила поведения ребенок получает от родителей, бабушек и дедушек. На их примерах он учится, перенимает опыт, модель поведения и отношения к окружающим.

Поэтому воспитывать детей, прививать им правила нужно с самого раннего возраста. Одним из наиболее доступных способов, как это сделать естественно и непринужденно, являются традиции.

  • Совместные чаепития с тортом, сладостями, вкусной домашней выпечкой. В уютной обстановке можно приятно обсудить повседневные дела, интересные новости, сообщить о достижениях внуков. Эта традиция будет способствовать развитию таких ценностей, как уважение к старшим, любовь и доброта.
  • Совместный вечерний досуг – настольные игры, такие как домино, лото или мафия, партия в шахматы. Вполне вероятно, что эту традицию ребенок перенесет позже и в свою собственную ячейку.
  • Регулярные экскурсии в ближайшие города, по памятным местам, музеям, паркам, зоопаркам.
  • Здоровый образ жизни тоже может стать традицией. Каждые выходные, в зависимости от времени года, можно выезжать в парк покататься на велосипедах, роликах, коньках, санках. Детям это приносит огромное удовольствие и массу впечатлений. Такие воспоминания остаются на всю жизнь.
  • Совместные путешествия. Это не обязательно должна быть поездка на море. Многим нравится выезжать в лес, к реке, с палатками, котелками, спать в спальных мешках, ловить рыбу, готовить уху на костре, петь вечером песни под гитару. Для детей это необыкновенное приключение, а родителям такой отдых позволит отвлечься от повседневных будней, освежить свои чувства и просто насладиться природой.
  • Патриотическое воспитание – важная семейная ценность. Воспитание – это процесс передачи старшими поколениями общественно-исторического опыта новым поколениям с целью подготовки их к жизни и труду, необходимому для обеспечения дальнейшего развития общества. Ценность состоит в том, что живые страницы патриотизма воздействую не только на умственную, но и на эмоциональную сферу детей и развивает высокие нравственные и моральные ценности. [6]

Создание семьи и воспитание ценностей – тяжелая задача. Именно в семье закладываются такие качества, как верность своим идеалам, друзьям и родственникам, преданность своему отечеству, любовь и вера, доброта и щедрость, ответственность и взаимопомощь, уважительное отношение не только к старшим, но и ко всем окружающим. Простые правила и моральные устои, формируясь в пределах родного дома, переносятся затем и в общество. Они проявляются в поведении человека в садике, школе, институте, на работе и в общественном месте. Родовые ценности формируют культуру человека, делают общество более гуманным. [7]

Глава 2. Литература начальной школы как инструмент формирования  нравственных ценностей и воспитание личности

        Важной ступенью развития семейных ценностей и традиций – это школа. Процесс обучения неразрывно связан с процессом воспитания. Учебный материал имеет большие возможности для воспитания школьников, поскольку сформированные в процессе обучения знания и умения способствуют не только умственному развитию ребенка, но и формированию у него системы нравственных норм и ценностей, особенно если при изучении учебного материала представленное знание сочетается с яркой эмоциональной окраской и сопровождается глубокими переживаниями учащихся. На современном уроке также есть возможность организовать работу с опорой на жизненный опыт обучающихся, их реальные впечатления и представления. [8]

В воспитательном отношении все предметы, которые изучаются в школе, одинаково важны. Однако, материал, изучаемый на уроках литературного чтения в начальной школе, безусловно, способствует воспитанию ценностного отношения к семейным традициям у младших школьников.

«Литературное чтение» представляет собой учебный предмет, который призван ввести детей в мир художественной литературы, сформировать средствами художественного слова образные представления о человеке и окружающем его мире. На уроках литературного чтения у учащихся формируется отношение к изображенным жизненным явлениям, пробуждается интерес к книгам и чтению, закладываются основы читательской культуры личности и воспитываются общечеловеческие и нравственно-этические ценности.

Уроки литературного чтения имеют большой воспитательный потенциал для младших школьников. С одной стороны, это примеры рассказов и сказок с хорошими отношениями в семье, образ литературных героев как пример для подражания  ребенку, а с другой – возможность совершенствования педагогической культуры родителей. [9]

Семья и литература действуют совместно, формируя нравственные ценности ребенка. Программные произведения начальной школы являются мощным инструментом, который помогает детям осознать ключевые моральные ориентиры. Однако их влияние максимально эффективно только при активной роли семьи в воспитательном процессе: через пример, совместное чтение и обсуждение нравственных тем.

Практическая часть

Глава 3. Анализ  программных  произведений по предмету «Литературное чтение» в начальной школе

Перед началом исследования мы выдвинули гипотезу: что в начальной школе в рамках изучения курса «Литературного чтения» недостаточно уделяют внимания формированию семейных ценностей.

Работа началась с изучения федеральной программы начального общего образования[10].  В программу включены произведения, в которых авторы поднимают проблемы семейных отношений, семейных ценностей. На уроках литературного чтения учащиеся получают нравственное и духовное воспитание, оценивают поступки героев.

В процессе работы анализа мы составили таблицу «Программные произведения начальной школы, формирующие нравственные семейные ценности» см. (Приложение 1).

Информацию распределили в 5 колонок: в 1 поместили класс, в котором изучается произведение, во 2 колонке – автор произведения, в 3 – название произведения, в 4 колонке мы выбрали нравственные ценности, формируемые в семье, а в 5 колонке выписаны цитаты из текста.

По данным таблицы 1 можно подвести количественный итог: 1 класс изучает 6 произведений, 2 класс – 12 произведений, 3 класс – 4 произведения, 4 класс – 10 произведений, в которых представлены нравственные ценности. На основании этого можно сделать вывод, что художественных произведений, формирующих нравственные ценности в семье, в федеральной программе по литературному чтению в начальной школе недостаточно.

Глава 4. Анкетирование учителей начальной школы и анализ полученных результатов

На следующем этапе работы,         мы провели анкетирование учителей МОБУ СОШ №6 «Русская школа» см. (Приложение 2). В нем приняли участие 12 педагогов, имеющих опыт работы в должности  учителя начальных классов от 2 - 45 лет.

Целью анкетирования, проводимого нами после анализа федеральной программы, было выяснить, устраивает ли федеральная программа по литературному чтению учителей начальных классов и выявить, какие произведения они бы добавили на свои уроки.

На первый вопрос анкеты: «Устраивает ли вас федеральная программа по литературному чтению?» 45% опрошенных учителей с опытом работы от 2 до 16 лет ответили, что их устраивает федеральная программа. 55% учителей с опытом работы от 17 до 40 лет хотели бы что-то изменить в данной программе (рис.1).

Рисунок 1

На вопрос 2 с формулировкой: «Какие произведения, на ваш взгляд, формируют семейные ценности?» можно сделать вывод, что 70% произведений, выбранных учителями, входят в федеральную программу по литературному чтению. Оставшиеся 30% названных произведений в федеральную программу не входят (рис.2).

Рисунок 2

 

На третий вопрос «Произведения, каких авторов, формирующие нравственные ценности в семье, вы бы добавили на литературное чтение?» ответы респондентов представлены в таблице 1.

Таблица 1. Авторы произведений, формирующие нравственные ценности в семье

Авторы произведений

Данные анкетирования

В. П. Астафьев

25%

М. М. Пришвин

23%

Сказки народов мира

15%

Л. А. Кассиль

15%

К. Г. Паустовский

13%

Б. Н. Полевой

9%

Анализируя данные, мы пришли к выводу, что  учителя начальных классов хотели бы добавить в программу по литерному чтению произведения, формирующие нравственные ценности в семье. Они выбрали В. П. Астафьева, М. М. Пришвина, Сказки народов мира, Л. А. Кассиля, К. Г. Паустовского. Б. Н. Полевого.

Заключение

Семья занимает важное место в жизни каждого человека. В семье закладываются такие общечеловеческие ценности как чувство патриотизма, любви и уважения к близким, щедрости, ответственности за свои поступки. Семейные ценности формируют  человека и его характер. Они являются фундаментом.

Неслучайно авторы художественных произведений включают в повествование взаимоотношения в семье, поведение героев в разных жизненных ситуациях, умение преодолевать трудности и находить выход.

Изучив теоретический материал по теме, проанализировав федеральную программу начального общего образования по курсу «Литературного чтения» и результаты анкетирования учителей начальных классов,  мы пришли к следующим выводам:

- в федеральной программе по литературному чтению в начальной школе предусмотрено недостаточно художественных произведений для формирования нравственных семейных ценностей;

- учителя, имеющие большой опыт работы в школе, хотели бы дополнить данную программу художественными произведениями других авторов, что поможет проводить тщательный анализ эпизодов, описывающих  поступки, манеру поведения этих героев.  Работа над произведениями воспитывает высоконравственную и духовно-развитую личность и приобщение учащихся к семейным ценностям.

На основе полученных результатов наша гипотеза подтвердилась. Действительно, в начальной школе в рамках изучения курса «Литературное чтение» недостаточно  внимания уделяется формированию семейных  ценностей.

Семья и литература действуют совместно, формируя нравственные ценности. Программные произведения начальной школы являются мощным инструментом, который помогает осознать ключевые моральные ориентиры. Однако их влияние максимально эффективно только при активной роли семьи в воспитательном процессе: через пример, совместное чтение и обсуждение нравственных тем.

Список литературы

1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика / Ю.П. Азаров. – СПб.: Питер, 2011. –

400 с.

2. Болдырев, Н. И. Нравственное воспитание школьников: – Москва: Логос, 2017. – 245 с.

3. Шнейдер Л.Б. Семейная психология,-М.: Академический проект, Екатеринбург 2006. – 768 с.

4. Дружинин, В.Н. Психология семьи / В.Н. Дружинин. – СПб.: Питер, 2006. – 176 с.

5. Семейные ценности. [Электронный ресурс]:  Режим доступа: https://www.b17.ru/article/274243/

6. Что такое семейные ценности. [Электронный ресурс]:  Режим доступа:  https://дом-родословия.рф/blog/chto-takoe-semejnye-cennosti

7. Куликова, Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: учеб. пособие – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 232 с.

8. Лопаткина, А. К. Художественное произведение как источник нравственных знаний и модель поведения / А. К. Лопаткина // Начальная школа. — 2004. — № 11. — 145с.

9. Шарапова, О. В. Особенности нравственного воспитания на уроках чтения / О. В. Шарапова // Начальная школа. – 2008. – № 1 –162с.

10. Основная образовательная программа начального общего образования [Электронный ресурс]:  Режим доступа: https://sh6-minusinsk-r04.gosweb.gosuslugi.ru/svedeniya-ob-obrazovatelnoy-organizatsii/dokumenty/dokumenty-all_84.html

Приложение

Приложение 1 

 Таблица «Программные произведения начальной школы, формирующие нравственные семейные ценности»

Класс

Автор

Произведение

Нравственные

 ценности

Цитаты

1

А. Л. Барто

«Помощница»

Уважение к близким и родным

Готовность помогать близкому

«Обещала вымыть ложки…»

«Я вам завтра помогу!»

1

Л. Н. Толстой

«Косточка»

Честность

«Ваня побледнел и сказал: - Нет, я косточку бросил за окошко. И все засмеялись, а Ваня заплакал».

1

Е. А. Пермяк

«Торопливый ножик»

Терпение

Взаимопонимание

« - Да нет, - говорит отец, - ножик хороший. Он только торопливый. Его нужно терпению выучить».

1

С. Я. Маршак

«Хороший день»

Любовь к родным

Уважение

Доверие

Взаимопонимание

«Не ушел сегодня папа, Значит, будет он со мной…»

«Сяду к папе на кровать – Станем вместе обсуждать».

«Мы постель убрали сами. Вместе с мамой пили чай».

1

Е. А. Благинина

«Посидим в тишине»

Уважение к старшим

Забота о родных

«Да мало ль я чего хочу!»

«Но мама спит, и я молчу».

1

А. В. Митяев

«За что я люблю маму»

Любовь и привязанность к самому близкому и родному человеку – маме.

«Разве не любил бы он маму, если бы она была доктором?»

«Мама меня жалела, и мне сразу стало легче. Я люблю маму за это».

«Оказалось, что все детишки любят своих мам  за это».

2

Русская народная сказка

«Петушок и бобовое зернышко»

Взаимовыручка

Терпение

Помощь близким

«- Кузнец, кузнец, дай скорее хозяину хорошую косу. Хозяин даст коровушке травы, коровушка даст молока, хозяюшка даст мне маслица, я смажу петушку горлышко: подавился петушок бобовым зернышком».

«Смазала курочка петушку горлышко. Бобовое зернышко и проскочило».

2

Русская народная сказка

«Гуси - лебеди»

Ответственность Храбрость

Благодарность

Умение признавать свои ошибки

«- Доченька, - говорила мать, - мы пойдем на работу, береги братца! Не ходи со двора, будь умницей - мы купим тебе платочек».

«Она его кликала, слезами заливалась, причитывала, что худо будет от отца с матерью».

«- Девица, девица, дай мне кашки, я тебе добренькое скажу.

Девочка дала ей кашки, мышка ей сказала:

- Баба-яга пошла баню топить. Она тебя вымоет-выпарит, в печь посадит, зажарит и съест».

«- Речка, матушка, спрячь меня!

- Поешь моего простого киселька.

Девочка поела и спасибо сказала. Река укрыла ее под кисельным бережком».

2

Л.Н. Толстой

«Отец и сыновья»

Дружба

Уважение

«Если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться да все врозь - вас всякий легко погубит».

2

Л. Н. Толстой

«Филипок»

Моральный выбор: достижение цели

Самостоятельность

«Прибежал он к школе. На крыльце никого нет, а в школе слышно, гудят голоса ребят. На Филипка нашел страх: что, как учитель меня прогонит? И стал он думать, что ему делать. Назад идти - опять собака заест, в школу идти - учителя боится».

«Филипок рад бы что сказать, да в горле у него от страха пересохло. Он посмотрел на учителя и заплакал».

«- Это Филипок, Костюшкин брат, он давно просится в школу, да мать не пускает его, и он украдкой пришёл в школу».

2

Ю. И. Ермолаев

«Два пирожных»

Совесть

Порядочность

«- Помогите-ка мне, дочки, вымыть посуду».

«Мыть посуду им не хотелось. Но Оля решила так: «Сначала помогу, а потом весь вечер лепить буду».

«Постояла Оля около сестры, вздохнула и опять ушла. Минут через двадцать она убрала чистые тарелки и принялась за лепку».

2

В. А. Осеева

«Волшебное слово»

Вежливость

Уважение

Добро

Бескорыстие

«- Я хочу тебе помочь. Есть такое волшебное слово…»

«- Я скажу тебе это слово. Но помни: говорить его надо тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь».

«- Дай мне кусочек пирожка… пожалуйста».

«Волшебное слово так и засияло в каждой морщинке, в глазах, в улыбке. - Горяченького… горяченького захотел, голубчик мой! - приговаривала она,

выбирая самый лучший, румяный пирожок».

2

В. А. Осеева

«Почему»

Честность

Совесть

Сострадательность

Любовь к ближнему

«- Ты очень испугался? - повторила мама.

Я кивнул головой и крепко обнял ее за шею».

«Мама никогда не наказывала меня за что-нибудь нечаянное…»

«И потом, я не сознался сразу, я обманул ее, и теперь с каждым часом моя вина становилась все больше…»

«- Мама! Мама! Это я разбил чашку. Это я, я! Пусти Бума…»

«И я тоже думал, лежа в своей кровати: «Почему мама нисколько не бранила меня, почему она даже обрадовалась, что чашку разбил я, а не Бум?»

2

В. А. Осеева

«Хорошее»

Трудолюбие

Отзывчивость  Помощь другим людям.

«И захотелось мальчику самому что-нибудь хорошее сделать».

«Что, если б моя сестрёнка тонула, а я бы её спас!»

«Погладила мама Юру по голове:

- Погуляй с сестрёнкой, помоги няне посуду убрать, дай водички Трезору».

2

А. Н. Плещеев

«В бурю»

Любовь и забота матери к ребенку

Вера

«На малютку сына
Нежно мать глядела;
Колыбель качая,
Тихо песню пела:

«Ах! уймись ты, буря!
Не шумите, ели!
Мой малютка дремлет
Сладко в колыбели».

«Матери молитва       Сон твой охраняет».

2

Татарская народная сказка

«Три дочери»

Любовь и уважение к родителям

Доброта

Отзывчивость

«Дочь не сказала ни слова, даже не обтерла рук, побежала к своей матери».

«- Приноси же ты всегда людям радость, моё дорогое дитя, - сказала ей белочка, - и люди будут беречь и любить тебя, и детей твоих, и внуков, и правнуков».

2

В. Ю. Драгунский

«Тайное становится явным»

Честность

Уважение

Совесть

«Я услышал, как мама в коридоре сказала кому-то:
- Тайное всегда становится явным».

«Если кто поступает нечестно, все равно про него это узнают, и будет ему очень стыдно, и он понесет наказание, - сказала мама.

3

Русская народная сказка

«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

Забота и любовь близких

Добро

Сострадательность

«Не послушался Иванушка и напился из козьего копытца. Напился и стал козлёночком…»

«Стали они жить-поживать, и козлёночек с ними живет, ест-пьет с Алёнушкой из одной чашки».

«Повесил он голову, не пьет, не ест. Утром и вечером ходит по бережку около воды и зовёт:

- Алёнушка, сестрица моя!»

3

А. С. Пушкин

«Сказка о царе Салтане…»

Верность

Доброта

Любовь

«И царица над ребенком
Как орлица над орленком…»

«Грусть-тоска меня съедает,
Одолела молодца:
Видеть я б хотел отца».

«Над главою их покорной
Мать с иконой чудотворной
Слезы льет и говорит:
«Бог вас, дети, наградит».

«- Матушка моя родная!
Ты, княгиня молодая!
Посмотрите вы туда:
Едет батюшка сюда».

3

М. М. Зощенко

«Золотые слова»

Самообладание

Соблюдение правил приличия

Уважение

«Конечно, первые разы мы вели себя за столом тихо. Но потом осмелели. Леля стала вмешиваться в разговоры. Тараторила без конца. И я тоже иной раз вставлял свои замечания».

«- Я не понимаю, зачем вы сажаете детей со взрослыми. Они меня перебивают. И вот я теперь потерял нить моего рассказа. На чём я остановился?»

«- Вы не совсем правильно поступили, потому что обстановка снова изменилась. Выяснилось, что дети не виноваты. А если и виноваты, то в глупости. Ну, а за глупость наказывать не полагается».

«Но папины слова я, пожалуй, не сразу понял. Зато впоследствии я понял и оценил эти золотые слова. И этих слов, уважаемые дети, я всегда придерживался во всех случаях жизни. И в личных своих делах. И на войне. И даже, представьте себе, в моей работе».

3

А. П. Платонов

«Цветок на Земле»

Уважение к старшим

Любовь к природе

Забота о ближнем

«Афоня встал на лавку, выбрал все крошки из бороды у деда, а комарика прогнал оттуда — пусть он живёт отдельно».

«А цветок, ты видишь, жалконький такой, а он живой, и тело себе он сделал из мёртвого праха. Стало быть, он мёртвую сыпучую землю обращает в живое тело и пахнет от него самого чистым духом. Вот тебе и есть самое главное дело на белом свете, вот тебе и есть, откуда всё берётся. Цветок этот — самый святой труженик, он из смерти работает жизнь…»

«А этот вот жёлтый цвет на лекарство идёт, его и в аптеке берут. Ты бы нарвал их да снёс. Отец-то твой ведь на войне; вдруг поранят его или он от болезни ослабнет, вот его и полечат лекарством».

«Он собрал жёлтых цветов, сколько мог их удержать в охапке, и отнёс в аптеку на лекарства, чтобы отец его не болел на войне от ран. В аптеке Афоне дали за цветы железный гребешок. Он принёс его деду и подарил ему; пусть теперь дедушка чешет себе бороду тем гребешком».

4

А. С.

Пушкин

«Няне»

Любовь

Благодарность

«Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!»

4

Е. Л. Шварц

«Сказка о потерянном времени»

Ответственность

Взаимопомощь

Ценить время

«- Какой я одинокий, несчастный старик. Ни мамы, ни детей, ни внуков, ни друзей… И главное, ничему не успел научиться».

«Они-то спаслись, но ты помни: человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет».

4

С. Я. Маршак

«Двенадцать месяцев»

Добро

Трудолюбие

Вежливость

Уважение

«Дочку она любила, а падчерица ничем ей не могла угодить».

«Дочка по целым дням на перине валялась да пряники ела, а падчерице с утра до ночи и присесть некогда было: то воды натаскай, то хворосту из лесу привези, то бельё на речке выполощи, то грядки в огороде выполи».

«Пожалела девочка, что поблагодарить ей некого, и побежала домой».

«Подошла мачехина дочка к самому костру, не поклонилась, приветливого слова не сказала, а выбрала место, где пожарче, и стала греться».

4

Б. С. Житков

«Как я ловил человечков»

Ответственность

Честность

Терпение

«-Вот это уж не проси. Не то играть - трогать не смей. Никогда! Это для меня дорогая память».

«- Дай честное слово, что не прикоснёшься. А то лучше спрячу-ка от греха.  - Честное-расчестное, бабушка».

«Я не мог больше терпеть».

«Стала помогать мне, уложила, увернула одеялом и всё приговаривала: «Я сейчас вернусь, живым духом».

«Бабушка! — под одеялом шептал я. — Бабушка, миленькая, родненькая, чего я наделал-то!»

4

М. М. Зощенко

«Елка»

Доброта

Щедрость

Гостеприимство

Ответственность

«И вот дети стали подходить к нашей маме. И она каждому дарила игрушку. Потом снимала с ёлки яблоко, пастилку и конфету и тоже дарила ребёнку».

«- Лёлю я поставлю в угол носом, а тебе я хотела подарить заводной паровозик. Но теперь этот заводной паровозик и подарю тому мальчику, которому и хотела дать откусанное яблоко».

«- Такое воспитание губит моих детей. Я не хочу, чтобы они дрались, ссорились и выгоняли гостей. Им будет трудно жить на свете, и они умрут в одиночестве».

«- Моментально ложитесь спать. А завтра все игрушки я отдам гостям».

«И за все эти тридцать пять лет я, дети, ни разу больше не съел чужого яблока и ни разу не ударил того, кто слабее меня».

4

Л. Н. Толстой

«Детство»

Любовь

Уважение

«Maman говорит с кем-нибудь, и звуки голоса её так сладки, так приветливы».

«Чувствуешь, бывало, впросонках, что чья-то нежная рука трогает тебя; по одному прикосновению узнаёшь её и ещё во сне невольно схватишь эту руку и крепко, крепко прижмёшь к губам».

«Ничьи равнодушные взоры не стесняют её: она не боится излить на меня всю свою нежность и любовь. Я не шевелюсь, но ещё крепче целую её руку».

«- Ах, милая, милая мамаша, как я тебя люблю!»

«- Смотри, всегда люби меня, никогда не забывай. Если не будет твоей мамаши, ты не забудешь её? не забудешь, Николенька?»

4

А. П. Чехов

«Мальчики»

Ответственность

Любовь

Уважение

«Вся семья Королевых, с часу на час поджидавшая своего Володю, бросилась к окнам».

«Мать и тетка бросились обнимать и целовать его, Наталья повалилась к его ногам и начала стаскивать с него валенки, сестры подняли визг…»

«И чай потом тоже пили без мальчиков, а когда садились ужинать, мамаша очень беспокоилась, даже плакала».

«К вечеру он расплакался. Идя спать, он долго обнимал отца, мать и сестер».

«- Разве это так можно? - убеждал папаша».

4

В. П. Астафьев

«Капалуха»

Материнская любовь

Забота

Самоотвержен-ность

Уважение к природе

«…увидел, как по нему с распущенными крыльями бегает кругами глухарка».

«Я глянул, и сердце моё забилось от испуга — чуть было не наступил на гнездо».

«Капалуха металась в стороне. Крылья у неё всё ещё разброшены, и она мела ими землю. На гнезде она сидела с распущенными крыльями, прикрывала своих будущих детей, сохраняла для них тепло… Это от испуга, гнева и бесстрашия билось птичье сердце».

«-А пух-то она выщипала сама и яйца греет голым животом, чтобы каждую каплю своего тепла отдать зарождающимся птицам».

«-Это как наша мама. Она всё нам отдаёт. Всё-всё, каждую капельку…»

«Сердце капалухи билось сильными толчками, наполняя теплом и жизнью четыре крупных яйца, из которых через неделю-две, а может, и через несколько дней появятся головастые глухарята».

«…может быть, в песне этой будут слова, непонятные нам птичьи слова о матери, которая отдает детям всё, иной раз даже жизнь свою».

4

П. П. Бажов

«Серебряное копытце»

Милосердие

Трудолюбие

Доброта

«Семьи у Коковани не осталось, он и придумал взять в дети сиротку».

«Мало одной-то, так ещё кошку драную где-то подобрала. Отогнать не можем».

«Так и стали жить вместе дед Кокованя, сиротка Дарёна да кошка Мурёнка. Кокованя с утра на работу уходил, Дарёнка в избе прибирала, похлёбку да кашу варила, а кошка Мурёнка на охоту ходила — мышей ловила».

4

С. Т. Аксаков

«Аленький Цветочек»

Любовь

Доброта

Верность

Уважение

Отзывчивость

«…и любил он дочерей своих больше всего своего богатства… он был вдовец, и любить ему было некого; любил он старших дочерей, а меньшую дочь любил больше, потому что она была собой лучше всех и к нему ласковее».

«- Я хозяин дворца и сада, я принял тебя, как дорогого гостя и званого, накормил, напоил и спать уложил, а ты эдак-то заплатил за моё добро? Знай же свою участь горькую: умереть тебе за свою вину смертью безвременною!..»

«-Ты прости мне, неразумному и глупому, отпусти меня к моим дочерям родимым и подари мне цветочек аленький для гостинца моей меньшой, любимой дочери».

«-Не хочу я невольницы, пусть приедет твоя дочь сюда по любви к тебе, своей волею и хотением…»

«Для меня достал ты аленький цветочек, мне и надо выручить тебя».

«-Ты встань, пробудись, мой сердечный друг, я люблю тебя, как жениха желанного!..»

«-Ты одна полюбила меня, чудище противное и безобразное, за мои ласки и угождения, за мою душу добрую, за любовь мою к тебе несказанную».

Приложение 2 

Анкета для учителей начальной школы.

1. Довольны ли вы федеральной программой по литературному чтению?

                                довольны                           не довольны

2. Какие произведения из федеральной программы по литературному чтению, на ваш взгляд, формируют семейные ценности?

3. Произведения, каких авторов, формирующие нравственные ценности в семье, вы бы добавили на литературное чтение?


Поделиться:

Лесная сказка о том, как согреться холодной осенью

Позвольте, я вам помогу

Зимний дуб

Именинный пирог

Сказка на ночь про Снеговика