• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Экология села Сосново-Озерское

Опубликовано Цырендоржиева Наталия Николаевна вкл 19.09.2025 - 4:43
Цырендоржиева Наталия Николаевна
Автор: 
Жаргалов Эрдэм

как улучшить экологическую ситуацию родного села

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_erdem_zhargalov.docx23.68 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Бурятия

МО «Еравнинский район»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Сосново-Озерская средняя общеобразовательная школа №2»

XXVI республиканская научная конференция школьников

«Шаг в будущее»

Секция: экология

 

Экология села Сосново-Озерское

Автор: Жаргалов Эрдэм, ученик 10 класса,

Научный руководитель: Цырендоржиева Наталия Николаевна,

учитель биологии МБОУ «Сосново-Озерская СОШ №2»

2023г.

                                                           Введение                        

«Все мы – пассажиры одного корабля по имени Земля» - это образное выражение французского писателя Антуана де Сент Экзюпери особенно актуальна именно сейчас. Научно – технический прогресс определяет все особенности жизни человека, изменяя ее ритм, экологические параметры окружающей среды, влияет на здоровье человека.

Актуальность. Село Сосново – Озерское с населением 7 тысяч человек, расположено на побережье озера Сосновое, которое является объектом хозяйственной деятельности, ресурсы которого беспощадно используются для бытовых и промышленных нужд местного населения.

Мы, жители села Сосново-Озерское Еравнинского района республики Бурятия, проживаем на территории буферной зоны Байкала. Еравнинский район расположен в межгорной лесостепной котловине на южной окраине Витимского плоскогорья, в бассейнах рек Селенги и Витима. Наша местность славится своими уникальными озерами, красивейшей природой с его несметными богатствами, и не зря Еравну называют краем голубых озер.

Но мало, кто думает о рациональном и разумном использовании этих богатств, о заботе и защите нашей окружающей среды.

Главным бичом для нашей природы является экологическое невежество, равнодушие жителей, их недальновидность. Все мы понимаем, что озеро имеет огромное значение для жизнедеятельности человека, а именно: оно является основным  источником питьевой воды для населения, это место обитания ценных промысловых рыб и прекрасное место для отдыха в теплое время года.  Но печальный факт после пикников на берегах озера остаются кучи мусора, остатки пищи, в которых роются бездомные собаки.  Ежегодно отмечаются порезы людей от битого стекла и консервных банок.

В зимнее время производится водопой скота непосредственно на льду озера.  Весной при таянии озера накопившийся за зиму навоз оседает на дне озера, что вызывает бурное развитие и рост водных растений (что мы и наблюдаем сейчас).

Другой острой проблемой является бытовой мусор, которым захламлена вся территория и окрестности села.  Озеленение, забота  о привлекательности внешнего вида домов – тоже являются проблематичными. Определенная работа по очистке территории села, берегов озера, конечно, проводится, но она имеет эпизодический, авральный характер.  Но в корне она ничего не изменяет.

Итак, возникает проблема: «Как изменить ситуацию?  Как жить дальше среди этого экологического невежества и бескультурья?». В философской притче португальского писателя Паоло Коэльо старый алхимик говорит своему ученику: «Есть только один способ постижения – действовать!». Выход один - всем селом, всем миром решать эту проблему.  И одним из первых шагов пути ее решения определены в нашем проекте «Экология села».

Проект направлен на решение экологических проблем села Сосново - Озерское, на повышение качества окружающей среды в прилегающих районах, а также на стимулирование социальной активности граждан в решении такого рода проблем.

Данный проект будет реализован Сосново – Озерской общеобразовательной средней школой №2, совместно с другими организациями входящих в эколого-образовательную среду местного сообщества, путем реализации программы мероприятий, запланированных на год.

Цель проекта: формирование экологической культуры, гражданской ответственности за состояние окружающей среды, воспитание любви к малой Родине путем просвещения и практической деятельности  по охране окружающей среды.

Задачи:

  • Экологическое просвещение и привлечение общественности села к проблемам экологии;
  • Выяснение наиболее актуальных экологических проблем села, через опрос населения;
  • Развитие  социального партнерства школы, семьи, гражданских институтов, местной власти в расширении и укреплении эколого-образовательной среды местного сообщества;
  • Участие в природоохранной деятельности района, операция «Стеклышко»;
  • Воспитание и развитие творческих способностей учащихся, воспитание патриотизма, экологического сознания, трудолюбия;
  • Воспитание гражданской активности школьников;
  • Формирование умений и навыков коллективной деятельности, основанной на принципах взаимопомощи в условиях сотрудничества детей и взрослых.

Гипотеза: обеспечение условий активного участия общественности в решении проблем загрязнения с. Сосново – Озерское, а также формирование экологической культуры населения путем практической деятельности по охране природы.

Сроки реализации: с августа 2024 по сентябрь 2025г. Дальнейшая судьба проекта будет зависеть от достигнутых результатов, от общественного мнения по проводимым мероприятиям, от материальной обеспеченности проекта.

 I. Подготовительный этап (август-сентябрь 2024г.)

     Анализ ситуации – выявление  актуальных проблем села проблем. Выбор приоритетов в работе по улучшению экологической ситуации в населенном пункте и прилегающих территориях. При выборе приоритетов важно помнить, что лишь грамотное составление программы реализации, поэтапное решение проблемы с учетом всех рисков, может привести к желаемому результату.

1. Создание проекта, программы реализации;

2. Опрос жителей села;

3. Организационные мероприятия (транспорт, ГСМ, торжественное открытие мероприятия и др.).

II. Основной этап (сентябрь-август 2025г.)

Планомерная и систематическая работа по выбранным направлениям, включающая:

  • Информационно-аналитические;
  • Планово – прогностические;
  • Организационно-исполнительские;
  • Контрольно-диагностические мероприятия.

Мероприятия основного этапа:

Конкурс боевых листков «Обращение к жителям села»

Экологический митинг и  десант в центре села, операция «Стеклышко» на побережье оз. Сосновое

Экологический десант дружиной «Зеленый патруль» на священное место с. Сосново – Озерское - Дархитуй

Районный конкурс среди населения и школ района на лучшие проекты по улучшению экологической ситуации в населенных пунктах и на прилегающих территориях

По итогам конкурса на базе нашей школы провести научно – практическую конференцию, результатом которой станут публикации лучших проектов в местной  газете «Ярууна»

Производить очистку озера от навоза совместно с сельской администрацией, учащимися школы, ПУ-31, МОП ЖКХ

Экологический десант по очистке прибрежной полосы и установить мусорные контейнеры в местности «Черемошник», места активного отдыха населения.

Обустроить наиболее посещаемые места: установить скамейки, туалеты.

Создать палаточный лагерь на берегу озера в местности «Черемошник», с целью разработки экологического маршрута вдоль озера Сосновое. Полученные данные использовать на уроках экологии и биологии.

Фестиваль добровольных дружин, «Зеленых патрулей»,

программа:

  • Защита творческих проектов;
  • Семинары, тренинги;
  • Праздничный концерт;
  • Создание комитета дружин «Зеленых патрулей» района.

  1. Подведение итогов (август – сентябрь, в течение года)

  • Мониторинг состояния окружающей среды;
  • Анкетирование жителей села по результатам проводимых мероприятий;
  • Анализ проведенных мероприятий;
  • Проведение митингов, экологических акций, конференций.

Прогнозируемый результат: 

1. Создание опыта организации экологических мероприятий (акций, десантов), поэтапное формирование экологической грамотности и мышления учащихся, привлечение общественности села к проблемам загрязнения районного центра.

2. Выполняя практическую природоохранную и экопросветительскую работу, ребята получат наглядное представление о том, на сколько актуальна проблема загрязнения села.

3. Каждый ребенок получит возможность почувствовать свою личную ответственность за то, что происходит вокруг, увидеть, как его личный вклад влияет на оздоровление ситуации;

4. Население села станет более экологически культурным, будет бережнее относиться к тому, что имеет.

Заключение

Последовательно добиваясь коренного изменения в сознании людей, выполняя конкретные практические работы по охране окружающей среды, частично решим проблему сохранения родного края, воспитания бережного к ней отношения, к его ресурсам и ценностям, решим проблему приобщения к культурному взаимодействию людей с окружающей природой.

Механизм саморазвития проекта будет зависеть от результатов и общественного мнения реализуемого проекта, если все поставленные задачи будут достигнуты, то мы планируем на будущее:

  1. Экологические десанты по уборке территории села и побережья озера станут традиционной;
  2. Дальнейшая работа районного комитета «Зеленых дружин»;
  3. Открытие экологических курсов на базе школы, с целью распространения навыков экологической культуры, а также создание волонтерской группы;
  4. Создание охраняемых, природных зон на территории района;
  5. Дальнейшее благоустройство зон отдыха, общественных пляжей;
  6.  Создание экологических троп на территории района, побережья озер;
  7. Паспортизация экологических ценностей Еравны.
  8. Создание при школе туристического клуба.


Поделиться:

Спасибо тебе, дедушка!

Домик зимней ночью

Камилл Фламмарион: "Астрономия - наука о живой Вселенной"

Горячо - холодно

Притча о гвоздях