• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Мы разные, но мы вместе

Опубликовано Колосовская Виктория Сергеевна вкл 20.10.2025 - 9:26
Колосовская Виктория Сергеевна
Автор: 
Будилова Николь

В проекте «Мы разные, но мы вместе» рассматривается построение открытых отношений между людьми различных культур, сохранение национальной, религиозной и культурной идентичности ведь с одной стороны это, не должно приобретать формы нетерпимости по отношению к носителям ценностей и религиозных представлений других национальных культур.

Цель проекта – изучить, как можно преодолевать предубеждения и строить дружеские отношения, несмотря на различия с окружающими.

Тип проекта: информационно-познавательный.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_budilova.docx493.61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №5 имени А.В. Гусака»

Проект

 «Мы разные, но мы вместе»

Автор проекта: Будилова Николь,

ученица 7 «Б» класса

Наставник проекта: учитель географии

Колосовская В.С.

г. Троицк

2025 г

Содержание

Введение

3

1.Теоретическая часть

1.1 Понятие «культурное разнообразие»

4

1.2 Роль толерантности в современном мире

5

1.3 Факторы, влияющие на формирование толерантности

5

1.4 Международные инициативы по поддержке толерантности

5

2. Практическая часть

2.1. Социальный опрос среди учащихся

7

2.2. Анализ результатов

7

2.3. Разработка рекомендаций

8

Заключение

9

Список литературы

10

Приложения

11


Введение

Построение открытых отношений между людьми различных культур, сохранение национальной, религиозной и культурной идентичности с одной стороны, не должно приобретать формы нетерпимости по отношению к носителям ценностей и религиозных представлений других национальных культур. Такое положение может возникнуть исключительно из-за непонимания или незнания других народов. Знакомство с ценностями отдельных народов и основных конфессий позволит уйти от предрассудков и стереотипов в восприятии других культур, усилит межнациональный мир. Если мы будем знать, чем живут и чем руководствуются в различных сферах деятельности другие народы, осознаем наличие у нас общих нравственных начал, если будем интересоваться достижениями других национальных культур, то тем самым воспитываем и в самих себе, и в последующих поколениях принципы взаимодействия, понимания, толерантности.

Актуальность работы. Проблема культуры общения — одна из самых острых в школе, да и в обществе в целом. Прекрасно понимая, что мы все разные и что надо воспринимать другого человека таким, какой он есть, мы не всегда ведем себя корректно и адекватно. Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто. «Педагогика сотрудничества» и «толерантность» — те понятия, без которых невозможны какие-либо преобразования в современной школе.

Цель работы – изучить, как можно преодолевать предубеждения и строить дружеские отношения, несмотря на различия с окружающими.

Объект работы – учебный процесс в школе.

Предмет работы – развитие толерантности  у обучающихся.

Исходя из цели работы были определены задачи проекта:

  1. Изучить теоретические аспекты толерантности;
  2. Провести опрос среди учащихся школы;
  3. Проанализировать результаты опроса;
  4. Разработать рекомендации по укреплению дружбы и взаимопонимания среди школьников;
  5. Подготовить информационную брошюру с рекомендациями для учеников.

1. Теоретическая часть

1.1. Понятие «культурное разнообразие»

В мире существует множество отдельных сообществ, существенно отличающихся друг от друга. Многие из них сохранили эти отличия до настоящего времени. Существуют культурные различия между людьми, такие как язык, одежда и традиции. Даже сама по себе организация общества может отличаться существенным образом, например, отношением к морали, или отношением к окружающей среде.

Культурное разнообразие — наличие множества самых разнообразных культур в отличие от монокультуры. Понятие «культурное разнообразие» может также означать уважение к особенностям иных культур. Иногда термин «культурное разнообразие» применяется для обозначения факта существования человеческих обществ или культур в конкретных регионах или вообще в мире.

1.2. Роль толерантности в современном мире

Основоположником принципа толерантности считается известный древний философ Вольтер, который сказал: «Мне ненавистны ваши убеждения, но я готов отдать жизнь за ваше право высказывать их». Это высказывание отражает внутреннее содержание понятия толерантности. Позже этот термин использовался в медицине (применительно к иммунной системе), психологии (способность человека направлять в безопасное русло чувство неприятия, протеста по отношению к какому-либо другому человеку или явлению).

Рассмотрим несколько определений «толерантности» в учебной литературе:

- в Большой российской энциклопедии толерантность рассматривается как: «Толерантность (от лат. tolerantia – терпимость), неагрессивные отношения между людьми, которые придерживаются разных ценностных позиций». [2]

- Н.Л. Иванова определяет толерантность как – «свойство по значению прилагательного толерантный; терпимость к чужому образу жизни, поведению, чужим обычаям, чувствам, верованиям, мнениям, идеям и т. п.». [4]

Таким образом, толерантность – это уважение, принятие и понимание культурных различий. Она способствует укреплению мира и предотвращению конфликтов. Международные организации, такие как ООН и ЮНЕСКО, активно продвигают принципы толерантности.

В современном мире толерантность играет важную роль в создании гармоничного общества, поскольку способствует устранению дискриминации, борьбе с предвзятостью и расширению границ общения между представителями разных культур.

1.3. Факторы, влияющие на формирование толерантности

Анализ исследований показывает, что на процесс формирования толерантности подростков влияет ряд объективных и субъективных факторов: особенности окружающей действительности, индивидуально-психологические и возрастные характеристики личности, характер межличностных отношений.

Рассмотрим основные факторы формирования толерантности:

  1. Семейное воспитание – родители играют ключевую роль в привитии уважения к различиям.
  2. Образовательная среда – школы и университеты способствуют формированию толерантных взглядов через учебные программы и внеклассные мероприятия.
  3. Медиапространство – книги, фильмы, социальные сети оказывают сильное влияние на формирование общественного мнения и стереотипов.
  4. Личный опыт – взаимодействие с представителями других культур способствует развитию уважения и понимания.

1.4. Международные инициативы по поддержке толерантности

Существует несколько инициатив, направленных на формирование толерантного общества:

Международный день мирного сосуществования. Его провозгласила Генеральная Ассамблея ООН в 2017 году, чтобы мобилизовать усилия международного сообщества на поощрение мира, терпимости, единения, взаимопонимания и солидарности.

Международный день, посвящённый терпимости. В 1996 году Генеральная Ассамблея ООН предложила государствам-членам ежегодно 16 ноября отмечать этот день, приурочивая к нему соответствующие мероприятия. [7]

Африканская инициатива по воспитанию в духе мира и развития на основе межрелигиозного и межкультурного диалога. Старт ей дали в мае 2015 года в Котону, Бенин.

Учреждение Международного института толерантности и Мусульманского совета старейшин в Объединённых Арабских Эмиратах в 2017 году и проведение в Абу-Даби Всемирного саммита по вопросам толерантности.

Деятельность Европейского совета по толерантности и примирению. Организация была учреждена в 2008 году в Париже. Её цель — мониторить ситуацию в сфере толерантности в Европе, вырабатывать предложения и рекомендации национальным правительствам и международным организациям по улучшению межрелигиозных и межэтнических отношений на континенте.

2. Практическая часть

2.1. Социальный опрос среди учащихся

На основе поставленных задач, был проведен опрос среди учащихся 7-9 классов нашей школы. Вопросы касались их отношения к представителям разных национальностей, религий и культур. Вопросы составлялись мной самостоятельно по вопросу толерантности среди школьников.

Анкета опроса:

  1. Как вы относитесь к представителям других национальностей?
  2. Есть ли у вас друзья другой национальности?
  3. Считаете ли вы, что все люди равны независимо от их происхождения?
  4. Сталкивались ли вы с предвзятым отношением из-за своей национальности, культуры или языка?
  5. Какие шаги, по вашему мнению, помогут улучшить взаимопонимание среди школьников?

2.2. Анализ результатов

По итогам опроса выяснилось, что большинство учеников считают, что все люди равны, независимо от их национальности и вероисповедания. Однако часть учеников отметили, что сталкивались с предвзятым отношением со стороны сверстников.

Было выявлено, что недостаток информации и стереотипы могут вызывать недопонимание среди подростков.

Как вы относитесь к представителям других национальностей?

Положительно

60%

Нейтрально

30%

Негативно

10%

Есть ли у вас друзья другой национальности?

Да

90%

Нет

10%

Считаете ли вы, что все люди равны независимо от их происхождения?

Да

80%

Нет

20%

Сталкивались ли вы с предвзятым отношением из-за своей национальности, культуры или языка?

Да

20%

Нет

80%

2.3. Разработка рекомендаций

На основе результатов проекта  были разработаны рекомендации  обучающимся:

  1. Организовывать дни дружбы и международные фестивали;
  2. Проводить интерактивные игры и круглые столы на тему уважения и толерантности;
  3. Включать в школьную программу уроки по межкультурному общению;
  4. Разрабатывать совместные проекты между учениками разных классов для укрепления связей.
  5. Ознакомить обучающихся с разработанной брошюрой.  

Заключение

   Проект позволил определить значимость толерантности и уважения друг к другу. Проведенный опрос показал, что большинство учеников стремятся к дружбе и принятию разнообразия. Однако требуется дополнительная работа по повышению уровня толерантности среди подростков.

Для этого рекомендуется:

  1. Проводить открытые уроки о важности разнообразия;
  2. Организовывать школьные мероприятия, направленные на межкультурное общение;
  3. Поощрять учеников за инициативы, направленные на укрепление дружбы;
  4. Распространять информационные материалы среди школьников.

Список литературы

  1. Беннет, М. Основы межкультурной коммуникации [Текст] / Беннет М // Юрайт. — 2022. — № 8. — С. 5.
  2. Большая российская энциклопедия / [Электронный ресурс]  / ссылка https://bigenc.ru/c/tolerantnost-cd2127
  3. Гаджиев, К. С. Межкультурная коммуникация и толерантность /                      К. С. Гаджиев [Текст] //  — Москва: Просвещение, 2019. — С. 123.
  4. Иванова, Н.Л. «Идентичность и толерантность: соотношение этнических и профессиональных стереотипов» [Текст] / Н.Л. Иванова / – 2004 г.
  5. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 ( в ред. От 13.12.2008 г.) [Электронный ресурс] / https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ 
  6. Лебедев, С. А. Толерантность в современном мире [Текст] /                               С. А. Лебедев  / Санкт-Петербург: Питер, 2022.
  7. Международный день толерантности / [Электронный ресурс] / https://mauniver.ru/press/deps/43858-mezhdunarodnyy-den-tolerantnosti 
  8. Хантингтон, С. "Столкновение цивилизаций и преобразование мирового порядка" [Текст] / – Москва: АСТ, – 2021.
  9. ЮНЕСКО. "Декларация принципов толерантности". – Париж, – 1995.

Приложение

Приложение 1. Результаты опроса

Информационная брошюра с рекомендациями для школьников

Дружба и взаимопонимание играют важную роль в школьной жизни. Они помогают создать комфортную атмосферу, развивать доверие и поддержку среди одноклассников. Следуйте простым советам, чтобы укрепить дружеские отношения:

Будьте открыты к общению

Охотно общайтесь с одноклассниками, узнавайте их интересы, культуру и традиции. Это поможет лучше понять друг друга и найти общие темы для беседы.

Избегайте стереотипов

Каждый человек уникален. Не судите о ком-то по внешности или предвзятым убеждениям. Оценивайте людей по их поступкам и личным качествам.

Помогайте друг другу

Совместные проекты, работа в группах и взаимовыручка способствуют развитию доверия и дружбы. Поддерживайте одноклассников в учебе и повседневных делах.

Разрешайте конфликты мирным путем

Разногласия неизбежны, но их можно решать конструктивно. Учитесь слушать, выражать свои мысли уважительно и находить компромиссы.

Принимайте участие в школьных мероприятиях

Школьные праздники, конкурсы и совместные активности помогают сплотить коллектив, создать дружеские связи и весело проводить время.

Толерантность и уважение — ключ к дружбе и гармонии!

Проявляйте доброжелательность и уважение к окружающим. Взаимное понимание и поддержка помогут создать теплую и дружелюбную атмосферу в школе!


Поделиться:

Любили тебя без особых причин...

Рисуем пшеничное поле гуашью

Зимний дуб

Л. Нечаев. Яма

Смекалка против Змея-Горыныча