В проекте «Мы разные, но мы вместе» рассматривается построение открытых отношений между людьми различных культур, сохранение национальной, религиозной и культурной идентичности ведь с одной стороны это, не должно приобретать формы нетерпимости по отношению к носителям ценностей и религиозных представлений других национальных культур.
Цель проекта – изучить, как можно преодолевать предубеждения и строить дружеские отношения, несмотря на различия с окружающими.
Тип проекта: информационно-познавательный.
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 493.61 КБ |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5 имени А.В. Гусака»
Проект
«Мы разные, но мы вместе»
Автор проекта: Будилова Николь,
ученица 7 «Б» класса
Наставник проекта: учитель географии
Колосовская В.С.
г. Троицк
2025 г
Содержание
Введение | 3 |
1.Теоретическая часть | |
1.1 Понятие «культурное разнообразие» | 4 |
1.2 Роль толерантности в современном мире | 5 |
1.3 Факторы, влияющие на формирование толерантности | 5 |
1.4 Международные инициативы по поддержке толерантности | 5 |
2. Практическая часть | |
2.1. Социальный опрос среди учащихся | 7 |
2.2. Анализ результатов | 7 |
2.3. Разработка рекомендаций | 8 |
Заключение | 9 |
Список литературы | 10 |
Приложения | 11 |
Введение
Построение открытых отношений между людьми различных культур, сохранение национальной, религиозной и культурной идентичности с одной стороны, не должно приобретать формы нетерпимости по отношению к носителям ценностей и религиозных представлений других национальных культур. Такое положение может возникнуть исключительно из-за непонимания или незнания других народов. Знакомство с ценностями отдельных народов и основных конфессий позволит уйти от предрассудков и стереотипов в восприятии других культур, усилит межнациональный мир. Если мы будем знать, чем живут и чем руководствуются в различных сферах деятельности другие народы, осознаем наличие у нас общих нравственных начал, если будем интересоваться достижениями других национальных культур, то тем самым воспитываем и в самих себе, и в последующих поколениях принципы взаимодействия, понимания, толерантности.
Актуальность работы. Проблема культуры общения — одна из самых острых в школе, да и в обществе в целом. Прекрасно понимая, что мы все разные и что надо воспринимать другого человека таким, какой он есть, мы не всегда ведем себя корректно и адекватно. Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто. «Педагогика сотрудничества» и «толерантность» — те понятия, без которых невозможны какие-либо преобразования в современной школе.
Цель работы – изучить, как можно преодолевать предубеждения и строить дружеские отношения, несмотря на различия с окружающими.
Объект работы – учебный процесс в школе.
Предмет работы – развитие толерантности у обучающихся.
Исходя из цели работы были определены задачи проекта:
1. Теоретическая часть
1.1. Понятие «культурное разнообразие»
В мире существует множество отдельных сообществ, существенно отличающихся друг от друга. Многие из них сохранили эти отличия до настоящего времени. Существуют культурные различия между людьми, такие как язык, одежда и традиции. Даже сама по себе организация общества может отличаться существенным образом, например, отношением к морали, или отношением к окружающей среде.
Культурное разнообразие — наличие множества самых разнообразных культур в отличие от монокультуры. Понятие «культурное разнообразие» может также означать уважение к особенностям иных культур. Иногда термин «культурное разнообразие» применяется для обозначения факта существования человеческих обществ или культур в конкретных регионах или вообще в мире.
1.2. Роль толерантности в современном мире
Основоположником принципа толерантности считается известный древний философ Вольтер, который сказал: «Мне ненавистны ваши убеждения, но я готов отдать жизнь за ваше право высказывать их». Это высказывание отражает внутреннее содержание понятия толерантности. Позже этот термин использовался в медицине (применительно к иммунной системе), психологии (способность человека направлять в безопасное русло чувство неприятия, протеста по отношению к какому-либо другому человеку или явлению).
Рассмотрим несколько определений «толерантности» в учебной литературе:
- в Большой российской энциклопедии толерантность рассматривается как: «Толерантность (от лат. tolerantia – терпимость), неагрессивные отношения между людьми, которые придерживаются разных ценностных позиций». [2]
- Н.Л. Иванова определяет толерантность как – «свойство по значению прилагательного толерантный; терпимость к чужому образу жизни, поведению, чужим обычаям, чувствам, верованиям, мнениям, идеям и т. п.». [4]
Таким образом, толерантность – это уважение, принятие и понимание культурных различий. Она способствует укреплению мира и предотвращению конфликтов. Международные организации, такие как ООН и ЮНЕСКО, активно продвигают принципы толерантности.
В современном мире толерантность играет важную роль в создании гармоничного общества, поскольку способствует устранению дискриминации, борьбе с предвзятостью и расширению границ общения между представителями разных культур.
1.3. Факторы, влияющие на формирование толерантности
Анализ исследований показывает, что на процесс формирования толерантности подростков влияет ряд объективных и субъективных факторов: особенности окружающей действительности, индивидуально-психологические и возрастные характеристики личности, характер межличностных отношений.
Рассмотрим основные факторы формирования толерантности:
1.4. Международные инициативы по поддержке толерантности
Существует несколько инициатив, направленных на формирование толерантного общества:
Международный день мирного сосуществования. Его провозгласила Генеральная Ассамблея ООН в 2017 году, чтобы мобилизовать усилия международного сообщества на поощрение мира, терпимости, единения, взаимопонимания и солидарности.
Международный день, посвящённый терпимости. В 1996 году Генеральная Ассамблея ООН предложила государствам-членам ежегодно 16 ноября отмечать этот день, приурочивая к нему соответствующие мероприятия. [7]
Африканская инициатива по воспитанию в духе мира и развития на основе межрелигиозного и межкультурного диалога. Старт ей дали в мае 2015 года в Котону, Бенин.
Учреждение Международного института толерантности и Мусульманского совета старейшин в Объединённых Арабских Эмиратах в 2017 году и проведение в Абу-Даби Всемирного саммита по вопросам толерантности.
Деятельность Европейского совета по толерантности и примирению. Организация была учреждена в 2008 году в Париже. Её цель — мониторить ситуацию в сфере толерантности в Европе, вырабатывать предложения и рекомендации национальным правительствам и международным организациям по улучшению межрелигиозных и межэтнических отношений на континенте.
2. Практическая часть
2.1. Социальный опрос среди учащихся
На основе поставленных задач, был проведен опрос среди учащихся 7-9 классов нашей школы. Вопросы касались их отношения к представителям разных национальностей, религий и культур. Вопросы составлялись мной самостоятельно по вопросу толерантности среди школьников.
Анкета опроса:
2.2. Анализ результатов
По итогам опроса выяснилось, что большинство учеников считают, что все люди равны, независимо от их национальности и вероисповедания. Однако часть учеников отметили, что сталкивались с предвзятым отношением со стороны сверстников.
Было выявлено, что недостаток информации и стереотипы могут вызывать недопонимание среди подростков.
Как вы относитесь к представителям других национальностей? | Положительно | 60% |
Нейтрально | 30% | |
Негативно | 10% | |
Есть ли у вас друзья другой национальности? | Да | 90% |
Нет | 10% | |
Считаете ли вы, что все люди равны независимо от их происхождения? | Да | 80% |
Нет | 20% | |
Сталкивались ли вы с предвзятым отношением из-за своей национальности, культуры или языка? | Да | 20% |
Нет | 80% |
2.3. Разработка рекомендаций
На основе результатов проекта были разработаны рекомендации обучающимся:
Заключение
Проект позволил определить значимость толерантности и уважения друг к другу. Проведенный опрос показал, что большинство учеников стремятся к дружбе и принятию разнообразия. Однако требуется дополнительная работа по повышению уровня толерантности среди подростков.
Для этого рекомендуется:
Список литературы
Приложение
Приложение 1. Результаты опроса

Информационная брошюра с рекомендациями для школьников
Дружба и взаимопонимание играют важную роль в школьной жизни. Они помогают создать комфортную атмосферу, развивать доверие и поддержку среди одноклассников. Следуйте простым советам, чтобы укрепить дружеские отношения:
Будьте открыты к общению
Охотно общайтесь с одноклассниками, узнавайте их интересы, культуру и традиции. Это поможет лучше понять друг друга и найти общие темы для беседы.
Избегайте стереотипов
Каждый человек уникален. Не судите о ком-то по внешности или предвзятым убеждениям. Оценивайте людей по их поступкам и личным качествам.
Помогайте друг другу
Совместные проекты, работа в группах и взаимовыручка способствуют развитию доверия и дружбы. Поддерживайте одноклассников в учебе и повседневных делах.
Разрешайте конфликты мирным путем
Разногласия неизбежны, но их можно решать конструктивно. Учитесь слушать, выражать свои мысли уважительно и находить компромиссы.
Принимайте участие в школьных мероприятиях
Школьные праздники, конкурсы и совместные активности помогают сплотить коллектив, создать дружеские связи и весело проводить время.
Толерантность и уважение — ключ к дружбе и гармонии!
Проявляйте доброжелательность и уважение к окружающим. Взаимное понимание и поддержка помогут создать теплую и дружелюбную атмосферу в школе!

Любили тебя без особых причин...

Рисуем пшеничное поле гуашью

Зимний дуб

Л. Нечаев. Яма

Смекалка против Змея-Горыныча