Проект «Сделано в Челябинской области» знакомит с историей промыслов Челябинской области. В проекте рассматривается история возникновения, и описываются виды народных, художественных промыслов в Челябинской области, по итогу проекта будет составлен альбом-приложение, состоящий из наиболее важных иллюстраций различных видов художественных ремесел.
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 911.7 КБ | |
| 757.5 КБ |
Сделано в Челябинской области
Кузнечное дело
Литьё из чугуна
Златоустовская гравюра на стали
Уральская резьба по камню
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5 имени А.В. Гусака»
Проект
«Сделано в Челябинской области»
Автор проекта: Сабитов Артем,
ученик 7 А класса
Руководитель проекта:
Колосовская В.С., учитель географии
г. Троицк, 2025 г.
Содержание
Стр.
Введение 3
Заключение 10
Список литературы 11
Приложения
Введение
Приобщение современного человека к традиционному искусству своего народа значимо для его эстетического и этического воспитания, именно на этой основе вырастает уважение к своей Земле, Родине, происходит возрождение национального самосознания. Это определяется спецификой традиционного прикладного искусства как векового культурного опыта народа, основанного на преемственности поколений, передававших своё восприятие мира, воплощённое в художественных образах народного искусства.
Народные промыслы на Урале имеют многовековую историю. Они начали развиваться более трех веков назад, когда в нашем крае стали строиться первые заводские поселения, и население его существенно выросло за счет переселенцев из Центральной России.
Цель проекта: изучить литературу по истории создания изделий в Челябинской области.
Предмет: изделия.
Объект: культура и быт уральцев.
Задачи:
- провести анализ литературы по теме проекта;
- узнать какие промыслы существуют в Челябинской области;
- составить альбом – приложение, состоящий из наиболее важных иллюстраций различных видов художественных ремесел.
Методы исследования — изучение информационных источников.
1. Теоретическая часть
1.1 История возникновения промыслов
Своими корнями народное искусство и художественные промыслы уходят в глубокую древность, когда человек жил в условиях первобытнообщинного и родового строя. Средства существования он добывал примитивными способами. Всякая деятельность в первобытном обществе могла быть только коллективной. Разделение труда осуществлялось только на труд мужской (война, охота) и труд женский (приготовление пищи, изготовление одежды, ведение домашнего хозяйства); в то время даже керамическое производство было домашним женским делом.
Зачатки искусства тогда тоже носили коллективный характер. Изготовляя орудия труда, охоты и войны, посуду, одежду и другие необходимые в быту предметы, человек стремился придать им красивую форму, украсить их орнаментом, то есть делал тем самым обычные вещи произведениями искусства. Самым первым производством, выделившимся в самостоятельное ремесло в городе и деревне, было обработка металла [1].
Древняя Русь знала почти все виды современной художественной металлообработки, но главными была ковка, литье, чеканка. Наиболее высокого уровня развития в это время достигло- ювелирное искусство.
Вторым по времени зарождения ремеслом, после обработки металла, явилось гончарство. В 9–10 вв. Киевская Русь уже знает гончарный круг, появление которого означало переход керамического производства из рук женщин, занятых домашним трудом, в руки мужчины-ремесленника. Гончарные мастерские изготовляли посуду, домашнюю утварь, игрушки, предметы церковного обихода, изразцы — декоративные керамические плитки, которые использовались в архитектуре как отделочный материал.
В Древней Руси было развито также и искусство ремесленников-камнерезов: резчиков икон и литейных форм, гранильщиков бус. Работало множество косторезных мастерских, массовой продукцией которых были гребни самых разнообразных форм, а также предметы культового назначения: кресты, иконы и так далее.
Основными видами женского художественного творчества в Древней Руси были узорное ткачество в частности, «бранное», вышивка по холсту, золотое шитье, «шелковое прялочное дело».
Крупными центрами художественного женского рукоделия были монастыри. Среди древнейших русских художественных промыслов следует назвать промысел художественной резьбы по кости и дереву, возникший в Троице–Сергиевом монастыре в 16–17 вв. Здесь же стал развиваться и игрушечный промысел [2].
Используя краеведческую литературу и ресурсы сети интернет, мы определили самые распространенные промыслы на Урале:
1. Дерево: резьба по дереву, фрезерование, обработка на токарном станке, фрезе, берестоплетение, резьба по бересте, тиснение по бересте, изготовление туесов, сувенирное производство (обереги, украшения, аксессуары, игрушки и картинки), плетение из лозы.
2. Металл: ковка, гравировка, чеканка, чернение, литье, филигрань (напайная, ажурная, объемная), фрезерование.
3. Глина: лепка, гончарное искусство.
4. Камень: скульптура, резьба, гипс (отлив рельефов и объемных фигур).
5. Кость: резьба;
6. Нить: вязание, ткачество, кружево, вышивание.
7. Кожа: изготовление одежды и обуви, тиснение, резьба.
1.2 Промыслы в районах Челябинской области
В Чебаркульском районе издревле селились кузнецы, шорники и резчики по дереву. Брединский район знали как территорию, где живут умельцы валять валенки, вязать пуховые шали и выжигать глиняные крынки. Гончарным называли и Увельский район, где вплоть до 50—60-х годов прошлого века трудились целые семьи «глиняных» мастеров. Кроме этого, в Увельских сёлах объединялись в артели мастера по лозоплетению. Они выделывали из прута мебель и посуду [3]. Во время Великой Отечественной войны отправляли на фронт даже лапти. Во многих деревнях Южного Урала процветало ручное ткачество и кружевоплетение. По традиции женщина должна быть мастерицей и обустраивать семейный очаг рукотворными вещами. В этих вещах — особая, сильная энергетика. С предметами, изготовленными вручную, связаны многие народные обряды и поверья. Молодой жене рукотворные вещи помогали перенести в мужний дом часть энергетики, мыслей, привычек родной семьи, быстрее обжиться. Тканая одежда помогала, по славянской традиции, и при болезни. Недаром в деревнях больному ребёнку мать шила рубашку из лоскутов одежды здоровых малышей. Сегодня редкая южно-уральская мастерица объяснит смысл узора на национальной рубахе и расскажет о том, что нить красных бус на шее русской женщины вовсе не для красоты, а для того, чтобы отвлечь дурной глаз от лица.
Например, в Красноармейском районе сегодня валяют валенки, в Чесменском — возрождают кузнечные мастерские, в Троицком и Увельском районах — ткут и плетут корзины из лозы, в Аргаяшском и Сосновском — шьют лоскутные одеяла, в Нагайбакском и Брединском — режут по дереву и вяжут. И это не дань моде, а поддержка для семейного бюджета [6].
На основе изученной литературы, выделим основные виды промысел:
1. Кузнечное дело — самое древнее и самое распространенное на Урале ремесло, связанное с обработкой человеком самородного металла. Кузнецы — наиболее обширная группа ремесленников в уральских селах, деревнях, посадах и слободах. Изделия кузнецов были необходимы и добытчикам полезных ископаемых, и горным рабочим, и крестьянам-земледельцам. (Приложение 1).
Другой причиной широкого распространения этого ремесла на Урале стало большое количество местного сырья — железа, меди и других металлов. Местом работы кузнеца была кузница — небольшое срубное или земляное, а иногда и кирпичное строение на краю села. Домашние кузницы устраивались на огородах. Основными инструментами кузнеца, с помощью которых он придавал форму пластично-податливому металлу, были молотки и молоты. Самым главным в кузнице был горн — кирпичная печь с воздуховодом. В горне на углях раскалялись стальные заготовки. [4]
2. Литьё из чугуна. Основой жизни на Урале был Завод – и народные промыслы расцветали при уральских заводах- на Каменском, Кушвинском, Верх-Исетском, Каслинском, Чермозском, Нижнетагильском, Билимбаевском и многих других. (Приложение 2)
Если вспомнить, какие чугунные изделия находятся в нашем ближайшем повседневном окружении, то первой в этом немногочисленном списке окажется обыкновенная ванна — предмет бытовой и к искусству прямого отношения не имеющий. Казалось бы, и сам чугун — материал довольно прозаичный. Между тем, мало кто на Урале ни разу не встречался с обыкновением украшать домашние и служебные интерьеры с помощью чугунных изделий. Вспомните – бесчисленные литые чугунные охотничьи собаки, фигурки Дон-Кихота и бюсты композитора Чайковского и по сей день стоят на письменных столах, книжных полках, на комодах и фортепиано в уральских домах и конторах [6].
Сначала из чугуна лили пушки, потом научились делать красивые ажурные решётки для домов, мостов, каминов (чугунный камин весил 36 пудов). Их отправляли в Москву на продажу, а в 1830 – 40-х годах вошли в моду чугунные ажурные браслеты невероятной красоты. В конце ХIХ века Каслинский чугунный завод делал вазы, пепельницы, чернильницы, статуэтки. А в 1900 году на Всемирной выставке в Париже ажурный чугунный павильон из неизвестного в Европе города Касли получил высшую награду, вызвав всеобщий восторг.
3. Златоустовская гравюра на стали. И ещё одну вещь делали на Урале так, как нигде в мире: узорчатые клинки (приложение 4). Начало гравировальному промыслу в Златоусте было положено немецкими мастерами братьями Шафами. Приехав в начале 19 века на Урал, в декабре 1817 года набрали первых учеников. Шафы добросовестно передали молодым художникам все свои секреты, в том числе золочение через огонь [1].
С первого взгляда даже трудно понять, что изображено на крошечных рисунках. Тонкие, едва заметные линии, прочерченные иглой, теряются в золоте и синении. Основным инструментом Шафов была игла. Перед нанесением рисунка они покрывали киноварью всю поверхность клинка. После просушки рисунок процарапывался иглой и вытравливался. А вот Иван Бушуев, один из первых учеников Шафов, начал изменять технику гравировки. Он вместо иглы берет в руки кисть и наносит киноварью рисунок. После вытравки рисунок становится рельефным, так как вся остальная плоскость клинка была протравлена. Такую технику исполнения уже трудно назвать гравюрой. Бушуев привнес в нее нечто такое, что не поддается определению. И появились на златоустовских саблях многофигурные картины, сцены сражений – древних и современных. Например, на сабле «Бородинское сражение» красовались развёрнутая панорама баталии и фрагмент конного сражения, а на украшениях были перекрещенные сабли, копья, ножи, лавровые венки, барабаны, кивера. На охотничьих ножах изображали сцены охоты на медведя и кабана. Такого не делали нигде в мире. Время сохранило для нас имена многих оружейников, самым прославленным из которых был Иван Николаевич Бушуев по прозвищу Иванко-Крылатко – за то, что любил рисовать на клинках крылатых коней. Так и озаглавлен бажовский сказ о нём. Златоустовский мастер Иван Николаевич Бушуев изготовил – доспехи, для Александра II. Однако Александр ни разу их не надевал. Дело в том, что мастера работали над доспехами 4 года, за это время наследник престола вырос, и вооружения ему оказались малы. Эта работа уникальна тем, что нигде в мире рыцарские доспехи, предназначенные для боя, не украшались. Доспехи украшены гравюрами, воронением и золотом и серебром: на нагруднике изображение Медузы Горгоны, а на шлеме мастера разместили изображение Сфинкса.
4. Уральская резьба по камню — один из традиционных русских народных промыслов, зародившийся на Урале в XVII веке и процветает до сих пор. Резьбой по камню занимаются по всему Уралу, основные центры камнерезного искусства — города Челябинск, Магнитогорск, Верхний Уфалей, а также камнерезными изделиями славится село Мурзинка. Помимо этого, в силу популярности изделий, почти в каждом городе Урала существует хотя бы одна поделочная мастерская, где работают мастера-камнерезы [5].
К XIX веку сложился определённый стиль Уральской резьбы по камню, появляется постоянный канон по изготовлению элементов в композициях. Например листья и корешки делались из змеевика, златоустовской яшмы, офита, реже — из малахита. Каждой ягоде соответствовал свой камень: чёрной смородине — тёмный агат, белой смородине — горный хрусталь, княженике — малиновый шерл (турмалин), малине — селенит и орлец (родонит), клубнике и землянике — сургучная яшма, крыжовнику — сердолик, морошке — янтарь или обожжённый красный коралл, винограду — аметист и иногда дымчатый кварц; малина, крыжовник и виноград делались из цельного камня, клубнику и землянику — тоже, но с тщательной разгранкой каждого зёрнышка; княженика — из мелких, соединённых мастикой шариков, белая смородина — из склеенных между собой двух полусфер с вырезанными внутри желобками. В конце XIX—XX вв. и XXI веке одним из самых популярных сюжетов становятся Уральские народные сказы П. П. Бажова. По его сюжетам изготавливаются изделия из малахита с использованием металлов (чаще всего позолоченной бронзы) и россыпи различных полудрагоценных камней-самоцветов. Самые популярные из них — Хозяйка Медной горы, Данила-мастер за работой, а также так называемые каменные горы, которые чаще делались с башенкой на вершине, имитируя Лисью гору в Нижнем Тагиле, или гору Благодать в Кушве, или скалу с ротондой в селе Курьи и прочие известные горы и скалы Среднего Урала. Особой популярностью пользуются малахитовые шкатулки как из произведения «Хозяйка медной горы». В 1970-х годах также начали изготавливать близкие народному искусству изделия бытового назначения, которые приобретают черты мини-скульптуры. К примеру пепельницы в виде пеньков с растущими около них грибами и папоротником. (Приложение 5)
Заключение
В заключение хотелось бы подвести некоторые итоги данного творческого проекта. Изучив литературу, я познакомился с промыслами Урала: кузнечное дело, литьё из чугуна, Златоустовская гравюра и Уральская резьба по камню.
В проекте были рассмотрены: история возникновения промыслов в Челябинской области, описаны виды народных художественных промыслов Южного Урала, составлен альбом-приложение, состоящий из наиболее важных иллюстраций различных видов художественных ремесел.
Каждый знает, что для повседневных нужд мы сегодня охотнее употребляем фарфоровые тарелки, а не расписные подносы, стеклянные бокалы, а не чугунные кубки. И, тем не менее, деревянная посуда с росписью, резные разделочные доски, фарфоровые изделия мастеров, шкатулки расписанные, могут украсить нашу квартиру, кабинет, праздничный стол или общественный интерьер. Сегодня гораздо чаще товары художественных промыслов мы приобретаем ради красоты, которую несут в себе эти изделия творческого ручного труда. Они не позволяют душе и сердцу человека превратиться в камень.
Список литературы
Приложение 1
Кузнечное дело

Приложение 2
Литьё из чугуна

Приложение 3
Златоустовская гравюра на стали

Приложение 4
Уральская резьба по камню


Щелкунчик

Простые новогодние шары из бумаги

Бородино. М.Ю. Лермонтов

Как нарисовать портрет?

Рисуем космос