• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ ПЕДАГОГОВ

Опубликовано Гречишников Артем Андреевич вкл 27.10.2025 - 10:22
Гречишников Артем Андреевич
Автор: 
Устарбекова Гульнара Крымсолтановна

Эмоциональное выгорание – состояние интеллектуального, физиологического истощения и тревожности, образующееся на фоне стресса.

На Европейской пресс-конференции Международной корпорации здравоохранения в 2005 году было сообщено, что от профессиональных стрессов переживает около трети профессионалов социономических специальностей, но больше всего – педагоги. Так, в государствах Евросоюза около 60% сотрудников системы образования каждый год обращаются к психиатрам и врачам с переживаниями, связанными с профессиональным выгоранием. Отсюда следует, что проблема профессионального выгорания педагогов считается актуальной в наше время и составление списка полезных рекомендаций по диагностике изучаемого парадокса представляется обоснованным

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mbou_sosh_no2_p_g_t_urengoy_ustarbekova_gulnara_1.docx100.23 КБ

Предварительный просмотр:

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ ПЕДАГОГОВ

Автор:

Устарбекова Гульнара Крымсолтановна

Россия, ЯНАО, п. Уренгой

МБОУ «СОШ № 2», 10 класс

Научный руководитель, учитель:

Гречишников Артем Андреевич

Педагог-психолог

МБОУ «СОШ № 2» п. Уренгой

п.г.т. Уренгой

Оглавление

  1. Аннотация………..…………………………………………………………4
  2. Введение ……………………………………………………………………4
  3. Актуальность…………………………………………………………..…...5
  4. Цель ……………………………………………………….………………..5
  5. Этапы……………………………………………………………………......5
  6. Объект………………………………………………………………………5
  7. Предмет…………………………………………………………………….5
  8. Гипотеза…………………………………………………………………….5
  9. Методы……………………………………………………………………...5
  10. Глава 1. Теоретическая …………………………………………………....6
  11. Глава 2. Практическая……………………………………………………..7
  12. Заключение………………………………………………………................9
  13. Список литературы……………………………………………………….10
  14. Приложения……………………………………………………………….11

Эмоциональное выгорание педагогов

Устарбекова Гульнара Крымсолтановна

Россия, ЯНАО, п.г.т. Уренгой

МБОУ «СОШ № 2»

10 класс

Аннотация

Эмоциональное выгорание – состояние интеллектуального, физиологического истощения и тревожности, образующееся на фоне стресса.

На Европейской пресс-конференции Международной корпорации здравоохранения в 2005 году было сообщено, что от профессиональных стрессов переживает около трети профессионалов социономических специальностей, но больше всего – педагоги. Так, в государствах Евросоюза около 60% сотрудников системы образования каждый год обращаются к психиатрам и врачам с переживаниями, связанными с профессиональным выгоранием. Отсюда следует, что проблема профессионального выгорания педагогов считается актуальной в наше время и составление списка полезных рекомендаций по диагностике изучаемого парадокса представляется обоснованным

ВВЕДЕНИЕ

В последнее время в РФ так же, как и в иных развитых государствах, беседуют о проф. выгорании работающих людей. Изучения профессионального выгорания возникли в 1970-х годах, потому что руководству американской психологической и общественной помощи стали жаловаться на неэффективную работу сотрудников, на их раздражительность и вспыльчивость. Исследование этого явления повергло специалистов по психологии, а также врачей к изобретению особенной фигуры «стресса общения», какую американский психотерапевт Герберт Фрейденбергер назвал «burnout» (выгорание).

Эмоциональное выгорание – состояние интеллектуального, физиологического истощения и тревожности, образующееся на фоне стресса.

На Европейской пресс-конференции Международной корпорации здравоохранения в 2005 году было сообщено, что от профессиональных стрессов переживает около трети профессионалов социономических специальностей, но больше всего – педагоги. Так, в государствах Евросоюза около 60% сотрудников системы образования каждый год обращаются к психиатрам и врачам с переживаниями, связанными с профессиональным выгоранием. Отсюда следует, что проблема профессионального выгорания педагогов считается актуальной в наше время и составление списка полезных рекомендаций по диагностике изучаемого парадокса представляется обоснованным.

Группы людей, склонные к проф. выгоранию:

• профессионалы, чьи психологические особенности не очень соответствуют с потребностью каждый день контактировать с обществом; очень быстро остывают стеснительные, свойственные к закрытости и сосредоточению на внутреннем покое – меланхолики.

• работники, которые по специальности вынуждены долгое время общаться с разными людьми.

• люди, переживающие частые межличностные и внутриличностные конфликты, связанные с профессиональной деятельностью.

• женщины, которые метаются между работой и семьей или трудятся в обстоятельствах жесткой конкуренции с противоположным полом и вынуждены все время доказывать свою компетентность.

• профессионалы, трудящиеся в условиях острой непостоянности.

•специалисты, которые долго помогают жертвам ЧС и людям, с трудной жизненной ситуацией.

АКТУАЛЬНОСТЬ: Модернизируя систему диагностики «эмоционального выгорания» педагогов МБОУ СОШ №2 увеличив степень их эмоциональной культуры и когнитивности, создаются условия для психоэмоционального и психологического благополучия педагогов и, следовательно, сохраняется здоровое психологическое состояние учеников.

ЦЕЛЬ: Диагностика, предупреждение появления и коррекция синдрома профессионального выгорания у педагогов.

ЭТАПЫ РАБОТЫ:

  • подобрать необходимую информация
  • провести тестирование среди педагогов школы
  • оценить результаты теста, сформировать диаграмму
  • подвести итоги проделанной работы

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: Педагоги МБОУ СОШ № 2

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: Эмоциональное выгорание педагогов

ГИПОТЕЗА: Если мы изучим эмоциональное выгорание педагогов, то мы сможем рекомендовать способы для решения данной проблемы.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: анализ, диагностика.

Глава 1. Теоретическая.

Прогрессивная психология определяет синдром «эмоционального выгорания» так. Это трудный психофизиологический парадокс, когда у человека есть эмоциональное, умственное и физиологическое истощение, которое появилось при постоянно действующих психических нагрузках. При этом отметим, что эмоциональное выгорание есть системное личностное качество.

Отечественный психолог А.В. Буданов считает, что профессиональная деструкция работника полиции возникает с момента утраты настоящего представления о нравственном смысле своей профессии. Самое главное здесь, на наш взгляд, в данном случае исчезает мотивация к деятельности. А она, как известно, побуждает к деятельности и регулирует ее. В конце концов, мотивация придает смысл все профессиональной деятельности. Отсутствие смысла работы может распространяться на все профессиональное сообщество сотрудников полиции в целом. Со временем проявляются девиации в поведении работников, что наносит урон всему правовому порядку современного российского общества.

Модель профессионального выгорания отечественного исследователя В. В. Бойко основана на представлениях о протекании основных фаз стресса с указанием симптоматики, характерной для каждой фазы. Основными фазами в рамках данной модели выступают напряжение, резистенция и истощение.

Симптомы каждой фазы отдельно Бойко выделяет четкие и конкретные: переживание психотравмирующих обстоятельств, расширение сферы экономии эмоций, тревога и депрессия, психосоматические и психовегетативные нарушения, эмоциональный дефицит, неадекватное избирательное эмоциональное реагирование, эмоциональная отстраненность, личностная отстраненность, эмоционально-нравственная дезориентация, редукция профессиональных обязанностей, неудовлетворенность собой.

Обобщая все выше изложенное, можно сказать, что профессиональное выгорание действительно опасно для личности. Это процесс многосторонний, требующий системного подхода

Глава 2. Практическая.

Результаты диагностики учителей их профессионального выгорания

Обратимся к результатам психодиагностики. В нашем исследовании приняли участие 13 мужчин и 55 женщин (педагоги).

Наглядно гендерный состав выборки и педагогический стаж работников МБОУ СОШ № 2 представим на круговой диаграмме (приложение 1).

Результаты диагностики профессионального выгорания по методике В.В. Бойко так же представим в виде таблицы (приложение 2).

Общая сумма по всем трем фазам составляет 112 баллов. Если мы берем диапазон от 0 до 360 баллов, то наше значение (31%) свидетельствует о складывающимся симптоме профессионального выгорания.

Отобразим полученные результаты по каждой фазе на диаграмме (приложение 3).

Итак, осуществим качественный анализ полученных данных по методике В.В. Бойко. Текущий уровень профессионального выгорания отражает фаза резистенции, так как именно здесь самый большой показатель (47 баллов) по сравнению с 2-мя другими. Это означает, что сотрудники школы используют механизмы психологической защиты, стремятся оградить себя от неприятных впечатлений, связанных с профессиональной деятельностью. Полученные показатели по шкалам «неадекватное эмоциональное избирательное «реагирование» и «редукция профессиональных обязанностей» свидетельствуют о том, что у респондентов симптомы складываются. То есть их общение с коллегами и учениками еще не совсем зависит от желаний, настроений. Респонденты уже максимально упрощают свое отношение к выполняемой работе. Могут переложить свои обязанности на другого, с тем, чтобы не затрачивать собственные силы и эмоции. При этом респондентам свойственно оправдывать свое поведение. Складывающиеся симптомы на данной фазе - «расширение сферы экономии эмоций» и «эмоционально-нравственная дезориентация». Это означает такую степень профессионального выгорания, когда респондентам уже не хочется общаться вне своей профессиональной деятельности ни с близкими, ни с родными, ни с друзьями и знакомыми. Человек может выказывать близким раздражение, злобу, - наступило пресыщение контактами с людьми. Формирование данных фаз ведёт к неадекватному ограничению диапазона и интенсивности включения эмоций в профессиональное общение, которое интерпретируется партнерами как неуважение к их личности, то есть переходит в плоскость нравственных оценок.

Складывающийся симптом у респондентов очевиден по шкале: «переживание психотравмирующих обстоятельств». Это уже фаза истощения. Проявляется усиливающимся осознанием психотравмирующих факторов профессиональной деятельности, которые трудно или вовсе неустранимы. Если человек не ригиден, то раздражение ими постепенно растет, накапливается отчаяние и негодование. Неразрешимость ситуации приводит к развитию прочих явлений «выгорания».

Только складывается симптом на фазе напряжения по шкале «психосоматические и психовегетативные нарушения». На этот факт стоит обратить самое серьезное внимание. Симптом проявляется на уровне физического и психического самочувствия Обычно он образуется по условно-рефлекторной связи негативного свойства. Многое из того, что касается субъектов профессиональной деятельности, провоцирует отклонения в соматических или психических состояниях. Порой даже мысль о таких субъектах или контакт с ними вызывает плохое настроение, дурные ассоциации, бессонницу, чувство страха, неприятные ощущения в области сердца, сосудистые реакции, обострения хронических заболеваний. Переход реакций с уровня эмоций на уровень психосоматики свидетельствует о том, что эмоциональная защита – «выгорание» – самостоятельно уже не справляется с нагрузками, и энергия эмоций перераспределяется между другими подсистемами индивида. Таким способом организм спасает себя от разрушительной мощи эмоциональной энергии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Резюмируя теоретические и эмпирические исследования в данной проектной работе, отметим основные, на наш взгляд, положения и полученные результаты. Задачи, поставленные в исследовании для достижения основной ее цели, решались нами поэтапно.

Изучены теоретические аспекты проблемы профессионального выгорания педагогов. Анализ литературы позволил сделать вывод о том, что это сложный психофизиологический феномен, который характеризуется как эмоциональное, умственное и физическое истощение, возникающее в условиях длительной эмоциональной перегрузки. Иначе говоря, эмоциональное выгорание есть системное личностное качество. Профессиональное выгорание педагогов определяется не только как психолого-педагогическая проблема, но и как социальная

Проведено эмпирическое исследование профессионального выгорания педагогов. Эмпирическое исследование проводилось в МБОУ СОШ №2 ЯНАО поселка городского типа Уренгой. Выборку составили 68 педагогов школы. По гендерному составу −13 мужчин и 55 женщин.

На основании полученных эмпирическим путем результатов исследования, количественного и качественного их анализа, мы выяснили, что большинство педагогов, подверженных симптомам выгорания, имеют педагогический стаж от 20 и больше лет. Нами разработаны рекомендации по профилактике профессионального выгорания педагогов, что будет способствовать преодолению проблемы данного явления. Перспективой в изучении проблемы профессионального выгорания будет апробация внедрения рекомендаций для обоснования их эффективности. Это целая серия исследований – по каждой рекомендации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Бабанов, С. А. Синдром выгорания: диагностика и профилактика/ С. А. Бабанов, Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова. — 2-е изд. — СПб.: Питер, 2008.

2.Бойко, В. В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении/ В.В. Бойко.— 2-е изд. — СПб.: Питер, 2005.

3.Водопьянова Н., Старченкова Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. — 2-е изд., доп. — СПб: Питер, 2008.

4. Водопьянова, Н. Е. Синдром психического выгорания в коммуникативных профессиях/Н. Е. Водопьянова//Психология здоровья.— СПб.: СПб ГУ. —2011. — С. 443–463

5. Клочко, В.Е. Саморегуляция мышления и ее формирование. Учебное пособие / В. Е. Клочко. — Караганда: КарГУ, 1987. — 79 с.

6.Куликов, Л. В. Виды трудового стресса: сб. ст. «Психология психических состояний»/ Л. В. Куликов, О. А. Михайлова. — Казань, Набережные Челны, 2011.

7. Методика диагностики уровня "Эмоционального выгорания" (В.В.Бойко) // Психологические тесты / под ред. А.А.Карелина. — Москва, 2001. — Т.2. — С.65-69.

8. Осухова, Н.Г. Профессиональное выгорание, или Как сохранить здоровье и не «сгореть». — Москва: Педагогический университет «Первое сентября», 2011. —56 с.

Приложение 1.

Гендерный состав выборки

Классификация педагогов по стажу работы

Приложения 2.

Таблица – Результаты диагностики профессионального выгорания педагогов.

№

Фазы

Шкалы

Средний балл

Статус симптома

1

НАПРЯЖЕНИЕ

«Переживание психотравмирующих обстоятельств»

12

складывающийся

«Неудовлетворенность собой»

7

не сложившийся

«Загнанность в клетку»

4

не сложившийся

«Тревога и депрессия»

8

не сложившийся

ИТОГО ПО ФАЗЕ «НАПРЯЖЕНИЕ»

31

фаза не сформировалась

2

РЕЗИСТЕНЦИЯ

«Неадекватное эмоциональное избирательное реагирование»

15

складывающийся

«Эмоционально-нравственная дезориентация»

10

складывающийся

«Расширение сферы экономии эмоций»

9

не сложившийся симптом

«Редукция профессиональных обязанностей»

13

складывающийся

ИТОГО ПО ФАЗЕ «РЕЗИСТЕНЦИЯ»

47

фаза в стадии формирования

3

ИСТОЩЕНИЕ

«Эмоциональный дефицит»

8

не сложившийся

«Эмоциональная отстраненность»

8

не сложившийся

«Личностная отстраненность»

8

не сложившийся

«Психосоматические и психовегетативные нарушения»

10

складывающийся

ИТОГО ПО ФАЗЕ «ИСТОЩЕНИЕ»

34

фаза не сформировалась

Приложение 3.

Рисунок 4 – Статус каждого симптома на фазе напряжения

Рисунок 5 – Статус каждого симптома на фазе резистенции

Рисунок 6 – Статус каждого симптома на фазе истощения

Приложение 4.

Опросник «Эмоциональное выгорание» В.В. Бойко

Инструкция:

Проверьте себя. Вы являетесь профессионалом в сфере взаимодействии с людьми, Вам будет интересно увидеть, в какой степени у Вас сформировалась психологическая защита в форме эмоционального выгорания. Читайте суждения и отвечайте "да" или "нет". Примите во внимание, что, если в формулировках опросника идет речь о партнерах, то имеются в виду субъекты вашей профессиональной деятельности - пациенты, клиенты, потребители, заказчики, учащиеся и другие люди, с которыми вы ежедневно работаете.

  1. Организационные недостатки на работе постоянно заставляют нервничать, переживать, напрягаться.
  2. Сегодня я доволен своей профессией не меньше, чем в начале карьеры.
  3. Я ошибся в выборе профессии или профиля деятельности (занимаю не свое место).
  4. Меня беспокоит то, что я стал хуже работать (менее продуктивно, качественно, медленнее).
  5. Теплота взаимодействия с партнерами очень зависит от моего настроения - хорошего или плохого.
  6. От меня как профессионала мало зависит благополучие партнеров.
  7. Когда я прихожу с работы домой, то некоторое время (часа 2-3) мне хочется побыть наедине, чтобы со мной никто не общался.
  8. Когда я чувствую усталость или напряжение, то стараюсь поскорее решить проблемы партнера (свернуть взаимодействие).
  9. Мне кажется, что эмоционально я не могу дать партнерам того, что требует профессиональный долг.
  10. Моя работа притупляет эмоции.
  11. Я откровенно устал от человеческих проблем, с которыми приходится иметь дело на работе.
  12. Бывает, я плохо засыпаю (сплю) из-за переживаний, связанных с работой.
  13. Взаимодействие с партнерами требует от меня большого напряжения.
  14. Работа с людьми приносит все меньше удовлетворения.
  15. Я бы сменил место работы, если бы представилась возможность
  16. Меня часто расстраивает то, что я не могу должным образом оказать партнеру профессиональную поддержку, услугу, помощь.
  17. Мне всегда удается предотвратить влияние плохого настроения на деловые контакты.
  18. Меня очень огорчает, если что-то не ладится в отношениях с деловым партнером.
  19. Я настолько устаю на работе, что дома стараюсь общаться как можно меньше.
  20. Из-за нехватки времени, усталости или напряжения часто уделяю внимание партнеру меньше, чем положено.
  21. Иногда самые обычные ситуации общения на работе вызывают раздражение.
  22. Я спокойно воспринимаю обоснованные претензии партнеров.
  23. Общение с партнерами побудило меня сторониться людей
  24. При воспоминании о некоторых коллегах по работе или партнерах у меня портится настроение.
  25. Конфликты или разногласия с коллегами отнимают много сил и эмоций
  26. Мне все труднее устанавливать или поддерживать контакты с деловыми партнерами.
  27. Обстановка на работе мне кажется очень трудной, сложной.
  28. У меня часто возникают тревожные ожидания, связанные с работой: что-то должно случиться, как бы не допустить ошибки, смогу ли сделать все, как надо, не сократят ли и т. п.
  29. Если партнер мне не приятен, я стараюсь ограничить время общения с ним или меньше уделять ему внимания.
  30. В общении на работе я придерживаюсь принципа: "не делай людям добра, не получишь зла".
  31. Я охотно рассказываю домашним о своей работе.
  32. Бывают дни, когда мое эмоциональное состояние плохо сказывается на результатах работы (меньше делаю, снижается качество, случаются конфликты).
  33. Порой я чувствую, что надо проявить к партнеру эмоциональную отзывчивость, но не могу.
  34. Я очень переживаю за свою работу.
  35. Партнерам по работе отдаешь внимания и заботы больше, чем получаешь от них признательности.
  36. При мысли о работе мне обычно становится не по себе, начинает колоть в области сердца, повышается давление, появляется головная боль.
  37. У меня хорошие (вполне удовлетворительные) отношения с непосредственным руководителем.
  38. Я часто радуюсь, видя, что моя работа приносит пользу людям.
  39. Последнее время (или как всегда) меня преследуют неудачи в работе
  40. Некоторые стороны (факты) моей работы вызывают глубокое разочарование, повергают в уныние.
  41. Бывают дни, когда контакты с партнерами складываются хуже, чем обычно.
  42. Я разделяю деловых партнеров (субъектов деятельности) на "хороших" и "плохих"
  43. Усталость от работы приводит к тому, что я стараюсь сократить общение с друзьями и знакомыми.
  44. Я обычно проявляю интерес к личности партнера помимо того, что касается дела.
  45. Обычно я прихожу на работу отдохнувшим, со свежими силами, в хорошем настроении
  46. Я иногда ловлю себя на том, что работаю с партнерами автоматически, без души.
  47. По работе встречаются настолько неприятные люди, что невольно желаешь им чего-нибудь плохого.
  48. После общения с неприятными партнерами у меня бывает ухудшение физического или психического самочувствия.
  49. На работе я испытываю постоянные физические или психологические перегрузки.
  50. Успехи в работе вдохновляют меня
  51. Ситуация на работе, в которой я оказался, кажется безысходной (почти безысходной)
  52. Я потерял покой из-за работы.
  53. На протяжении последнего года была жалоба (были жалобы) в мой адрес со стороны партнера(ов)
  54. Мне удается беречь нервы благодаря тому, что многое из происходящего с партнерами я не принимаю близко к сердцу.
  55. Я часто с работы приношу домой отрицательные эмоции.
  56. Я часто работаю через силу.
  57. Прежде я был более отзывчивым и внимательным к партнерам, чем теперь.
  58. В работе с людьми руководствуюсь принципом: «не трать нервы, береги здоровье».
  59. Иногда иду на работу с тяжелым чувством- как все надоело, никого бы не видеть и не слышать.
  60. После напряженного рабочего дня я чувствую недомогание
  61. Контингент партнеров, с которым я работаю, очень трудный.
  62. Иногда мне кажется, что результаты моей работы не стоят тех усилий, которые я затрачиваю.
  63. Если бы мне повезло с работой, я был бы более счастлив
  64. Я в отчаянии из-за того, что на работе у меня серьезные проблемы.
  65. Иногда я поступаю со своими партнерами так, как не хотел бы, чтобы поступали со мной.
  66. Я осуждаю партнеров, которые рассчитывают на особое снисхождение, внимание
  67. Чаще всего после рабочего дня у меня нет сил заниматься домашними делами.
  68. Обычно я тороплю время: скорей бы рабочий день кончился.
  69. . Состояния, просьбы, потребности партнеров обычно меня искренне волнуют.
  70. Работая с людьми, я обычно как бы ставлю экран, защищающий от чужих страданий и отрицательных эмоций.
  71. Работа с людьми (партнерами) очень разочаровала меня.
  72. Чтобы восстановить силы, я часто принимаю лекарства.
  73. Как правило, мой рабочий день проходит спокойно и легко.
  74. Мои требования к выполняемой работе выше, чем то, чего я достигаю в силу обстоятельств.
  75. Моя карьера сложилась удачно.
  76. Я очень нервничаю из-за всего, что связано с работой.
  77. Некоторых из своих постоянных партнеров я не хотел бы видеть и слышать.
  78. Я одобряю коллег, которые полностью посвящают себя людям (партнерам), забывая о собственных интересах.
  79. Моя усталость на работе обычно мало сказывается (никак не сказывается) в общении с домашними и друзьями.
  80. Если предоставляется случай, я уделяю партнеру меньше внимания, но так, чтобы он этого не заметил.
  81. Меня часто подводят нервы в общении с людьми на работе.
  82. Ко всему (почти ко всему), что происходит на работе я утратил интерес, живое чувство.
  83. Работа с людьми плохо повлияла на меня как профессионала - обозлила, сделала нервным, притупила эмоции.
  84. Работа с людьми явно подрывает мое здоровье.

Обработка данных по методике В.В. Бойко на исследование

эмоционального выгорания

В соответствии с «ключом» осуществляются следующие подсчеты:

1. Определяется сумма баллов раздельно для каждого из 12 симптомов «выгорания», с учетом коэффициента указанного в скобках. Так, например, по первому симптому положительный ответ на вопрос №13 оценивается в 3 балла, а отрицательный ответ на вопрос №73 оценивается в 5 баллов и т.д. количество баллов суммируется и определяется количественный показатель выраженности симптома.

2. Подсчитывается сумма показателей симптомов для каждой из 3-х фаз формирования «выгорания».

3. Находится итоговый показатель синдрома «эмоционального выгорания» - сумма показателей всех 12-ти симптомов.

Ключи:

Фаза напряжения.

Переживание психотравмирующих обстоятельств: +1(2), +13(3), +25(2), -37(3), +49(10), +61(5), -73(5)

Неудовлетворенность собой: -2(3),+14(2),+26(2),-38(10),-50(5),+62(5), +74(3)

«Загнанность в клетку»: +3(10), +15(5), +27(2), +39(2), +51(5), +63(1), -75(5)

Тревога и депрессия: +4(2), +16(3), +28(5), +40(5), +52(10), +64(2), +76(3)

Фаза резистенции

Неадекватное эмоциональное избирательное реагирование: +5(5), -17(3), +29(10), +41(2), +53(2), +65(3), +77(5)

Эмоционально-нравственная дезориентация: +6(10), -18(3), +30(3), +42(5), +54(2), +66(2), -78(5)

Расширение сферы экономии эмоций: +7(2), +19(10), -31(20), +43(5), +55(3), +67(3), -79(5)

Редукция профессиональных обязанностей: +8(5), +20(5), +32(2), -44(2), +56(3), +68(3), +80(10)

Фаза истощения

Эмоциональный дефицит: +9(3), +21(2),+33(5), -45(5), +57(3), -69(10), +81(2)

Эмоциональная отстраненность: +10(2), +22(3), -34(2), +46(3), +58(5), +70(5), +82(10)

Личностная отстраненность (деперсонализация): +11(5), +23(3), +35(3), +47(5), +59(5), +72(2), +83(10)

Психосоматические и психовегетативные нарушения: +12(3), +24(2), +36(5),+48(3), +60(2), +72(10), +84(5)

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ

Предложенная методика дает подробную картину синдрома «эмоционального выгорания». Прежде всего, надо обратить внимание на отдельно взятые симптомы. Показатель выраженности каждого симптома колеблется в пределах от 0 до 30 баллов:

9 и менее баллов - не сложившийся симптом,

10-15 баллов - складывающийся симптом,

16 -20 баллов - сложившийся симптом.

20 и более баллов - симптомы с такими показателями относятся к доминирующим в фазе или во всем синдроме эмоционального выгорания.

Дальнейший шаг в интерпретации результатов опроса - осмысление показателей фаз развития стресса - «напряжение», «резистенция» и «истощение». В каждой из них оценка возможна в пределах от 0 до 120 баллов. Однако, сопоставление баллов, полученных для фаз, не правомерно, ибо не свидетельствует об их относительной роли или вкладе в синдром. Дело в том, что измеряемые в них явления существенно разные: реакция на внешние и внутренние факторы, приемы психологической защиты, состояние нервной системы.

По количественным показателям правомерно судить только о том, насколько каждая фаза сформировалась, какая фаза сформировалась в большей или меньшей степени:

36 и менее баллов - фаза не сформировалась;

37-60 баллов - фаза в стадии формирования;

61 и более баллов - сформировавшаяся фаза.


Поделиться:

За чашкой чая

Паук

Ручей и камень

Голубая лягушка

Лепесток и цветок