• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Учебнй проект "Разработка урока безопасности для учеников 1-3 классов"

Опубликовано Талабуева Ирина Владимировна вкл 28.10.2025 - 10:59
Талабуева Ирина Владимировна
Автор: 
Кашина Лидия

Учебный проект включает в себя все компоненты  учебной исследовательской проектной работы и сценарий урока бюезопасности для 1-3 классов. Разработан под руководством учителя ОБЖ и руководителя по выполнению учебных проектов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Учебный проект "Урок безопасности в 1-3 классах"641.57 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЛИЦЕЙ № 10»

«Разработка урока безопасности для учеников 1-3 классов»

        

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

 

 

 

Выполнил:  

Кашина Лидия  Дмитриевна,

учащаяся 10 Б  класса

Руководители:

 Аникин Сергей Васильевич,

Талабуева Ирина

 Владимировна

КРАСНОЯРСК

2024

Содержание

Введение……………………………………….………………………………..3

Глава 1 Правила безопасности в школе………………………………………4

  1. Правила пожарной безопасности……….……………………..……….4
  1. Правила безопасности при сигнале «Чужой в здании» …………………4

Глава 2 Урок безопасности для 1 класса ……...……………….…………….5

2.1. Сценарий урока……………………………………………………………5

2.2. Проведение урока ……………………………………………………..…..6

 Заключение………………………………………………….……..…………..7

Список использованной литературы ………………………………………


Введение

Актуальность: Ежегодно в России в результате несчастных случаев при пожарах страдает большое количество несовершеннолетних.  По статистике отмечается, что число погибших несовершеннолетних выросло на 30%, с начала 2023 года было зафиксировано 36 случаев гибели детей в результате пожаров. Об этом сообщает МЧС России.  Но  на сегодняшний день есть ещё  одна проблема, терроризм в школах, данная проблема появилась в нашей стране достаточно давно, по статистике в  России в 2023 году зарегистрирован 6%  рост числа преступлений террористического характера. Были зафиксированы такие случаи как , стрельба в гимназии в Казани или же ( другой случай) захват заложников в школе №1 города Беслана.  Большинство этих жертв можно было бы избежать если бы дети знали элементарные правила поведения при пожаре и террористическом акте, а также правила безопасного обращения с огнем.

Цель работы: Создание урока безопасности для учеников 1-3 классов.

Задачи:

  1. Изучить и проанализировать информацию.
  2. Разработать сценарий урока
  3. Подготовить и провести урок для учащихся 1-3 классов.
  4. Провести рефлексивное анкетирование, чтобы понять, помог ли урок.

Теоретическую основу исследования составляют инструкции для школ

Практическая значимость работы заключается в разработке урока безопасности для 1 -3 классов


ГЛАВА 1. ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ

  1. Пожарная безопасность

Мы изучили документацию школы,  она представляет собой инструкцию о порядке действий по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации людей при пожаре из здания школы

        Действия учителя:

  1. По сигналу пожарной тревоги, голосом продублировать необходимость эвакуации и  немедленно прекратить занятия.
  2. Зафиксировать количество учащихся на уроке.
  3. Быстро, но без паники и суеты эвакуировать учащихся из здания согласно схемы эвакуации.
  4. Покидая помещение, отключить все электроприборы, выключить свет, плотно закрыть за собой все двери (не закрывая их на замок),  окна и форточки,  во избежание распространения огня  и дыма в смежные помещения и убедиться в отсутствии людей в помещении.
  5. Сопроводить учащихся на место сбора (Площадка перед крыльцом).

6.        Проверить наличие учащихся согласно классному журналу в месте сбора.

7.        Незамедлительно доложить директору (дежурному администратору) о результатах эвакуации.

        Действия заместителей директора (в отсутствии урока):

1.        Проверить  состояние  эвакуационных выходов на этаже.

2.        Быстро, но без паники и суеты эвакуировать людей с этажа согласно схеме эвакуации, не допускать давки,  встречных и пересекающихся потоков людей, пути следования людей могут корректироваться в зависимости от сложившейся обстановки.

3.        Проверить отсутствие людей в кабинетах и служебных помещениях.

4.        Покидая этаж выключить свет, плотно закрыть за собой все двери, окна и форточки во избежание распространения огня  и дыма.

5.        Доложить директору (дежурному администратору) о результатах эвакуации людей с этажа.

6.        Покинуть здание.

От учителей требуется четкое выполнение инструкций,  определенный порядок действий в соответствии с  протоколом,  от детей требуется спокойствие,  выполнение указаний учителя.  Инструкция направлена на то,  чтобы дети как можно быстрее  организованно были перемещены в безопасное место.  


  1. Основы безопасности при сигнале тревоги «Посторонний в здании»

При получении автоматического голосового сигнала об опасности необходимо: учащимся и учителям: во время урока:

  1. учащимся и учителю закрыться в классе и не покидать его до отмены сигнала;
  2. соблюдать тишину;
  3. учитель, находящийся в классе должен закрыть дверь на ключ изнутри, сгруппировать детей в безопасном месте (возле капитальной стены, удаленном от входной двери и оконных проемов); доложить по сотовому телефону завучам о количестве присутствующих и отсутствующих учащихся, находящихся в классе.

Завучи отзваниваются Руководителю по безопасности о количестве и месте расположения персонала и учащихся.

  1. Руководитель по безопасности докладывает об обстановке директору и связывается с ОВО, полицией или МЧС.

Во время перемены : учащимся и учителям необходимо быстро освободить коридоры, фойе здания зайдя в класс, где будут занятия по расписанию или в рядом находящиеся классы в момент подачи сигнала. Последующие действия как и во время урока.

Находящиеся на улице учащиеся, учителя, услышав голосовой сигнал об опасности, быстро уходят за внешнее ограждение школы. При большом количестве таких людей они должны сосредоточиться в удаленных от здания школы местах, доложить по сотовой связи администрации учреждения с целью организации их охраны силами вызванных силовых структур. (это необходимо для того, чтобы прибывшие сотрудники милиции знали где находятся учащиеся, могли организовать их охрану или эвакуацию и учитывали это при задержании правонарушителя).

Лицу, осуществляющему контроль доступа в лицей:

  1. При виде граждан, несущих угрозу, принять меры по удалению посторонних из стен здания. В случае отказа подчиниться, нажать тревожную кнопку вызова группы быстрого реагирования ОВО.
  2. При неадекватном поведении граждан включить автоматический голосовой сигнал оповещения об опасности.
  3. Сообщить об этом дежурному администратору.
  4. По мере возможности принять меры к задержанию данного гражданина.
  5. При агрессивном поведении держаться на расстоянии или укрыться от нападающего, дожидаясь приезда группы быстрого реагирования.
  6. Обеспечить выход находящихся у центрального входа родителей. Обратить внимание на отсутствие оставленных вещей.

Вывод: Согласно инструкции учитель должен обеспенчить макимальную безопасность детей, насколько позволяют условия. Детям необходимо соблюдать спокойствие,  тишину и выполнять распоряжения учителя.  


Глава 2 Урок безопасности для 1-3 классов

2.1 Сценарий урока

Мы выбрали самый эффективный,  по нашему мнению, способ донесения информации для учеников 1-3 классов, это игровой урок, на котором каждый из учащихся сможет оказаться в смоделированных опасных ситуациях, и понять как это происходит в жизни. Мы считаем что данный способ, поможет ребятам не только лучше освоить информацию, но и набраться опыта, ведь это намного интереснее чем скучная лекция.

Ход урока

Этап «Разбор ситуации»

С ребятами мы подробно разобрали две ситуации, такие как «Пожарная тревога» и  «Оповещение о террористах в школе»  Для чего это нужно? Во время настоящих тревог, может всё закончиться летальным исходом. Для чего это нужно? Частые тренировки и разбор ситуации поможет при настоящей тревоге детям не волноваться и точно знать что делать.

 «Пожарная тревога» : В школе может случиться возгорание, детям необходимо знать что волноваться не стоит, нужно разбиться по парам и змейкой следовать за учителем, что нельзя убегать от учителя и покидать строй. Нельзя оставаться в классе.

 «Оповещение о постороннем в здании» Тут всё  сложнее, детям обязательно нужно знать что нужно соблюдать тишину, ведь крики, смех могу привести террористов именно в ваш класс. Важно помнить что свой класс искать нельзя, нужно зайти в любой открытый класс или помещение где есть взрослые! Переживать тоже не стоит, нужно успокоиться. Учителю необходимо закрыть класс на замок и поставить тяжелые предметы к двери, тем самым перекрывая путь в класс.

Игра "Запрещается – разрешается"

 У каждого ребенка по два сигнальных цвета. Один - зеленого цвета, "разрешающая". А другой- красного цвета, "запрещающая". Ход игры. Педагог называет в произвольном порядке основные требования пожарной безопасности, дети показывают карандаши с соответствующими цветами.

Запрещается (красный цвет):

1.        Играть со спичками?

2.        Оставлять без присмотра включенные в сеть электронные нагревательные приборы?

3.        Бросать горящие спички в помещение?

4.        Можно ли смотреть в глаза, задавать личные вопросы и провоцировать недоброжелателей?

5.        Можно ли приближаться, трогать, вскрывать подозрительный предмет?

6.        Можно ли попытаться сбежать, завладеть оружием или нападать на террористов?

7.        Можно ли бежать на встречу сотрудникам? Кричать, жестикулировать?

8.        Можно ли бежать на встречу сотрудникам, и мешать их работе или нужно лечь на пол и не шевелиться?

9.        Можно ли выглядывать из класса во время звучания тревоги об опасности?

Разрешается (зеленый цвет):

1.        Кричать и звать на помощь взрослых;

2.        Закрыть нос и рот влажной повязкой (платком, шармом) для защиты от дыма

3.        Набросить на себя смоченный водой кусок плотной ткани, мокрое покрывало, плащ, пальто при нахождении в зоне пожара;

4.        Двигаться ползком или пригнувшись вдоль стены, если помещение сильно задымлено;

5.        Открыть в задымленных помещениях, где нет огня, окна и двери для проветривания.

6.        Не открывать двери в помещении, где произошло возгорание;

7.        Нужно ли сообщить окружающим, взрослым, учителю или полицейским о странном предмете?

8.        Нужно обязательно запомнить повадки, манеру речи, и как они друг друга называют?

9.         Во время сигнала о пожаре, можно ли убегать самостоятельно?

Этап «Практика»

Пожарная тревога: Ребята встают парами и ходят вокруг парт, не теряя строй и не разбегаясь.

Посторонний в здании: Ребята садятся вдоль стены, не подходя к окнам и сидят тихо, во избежание внимания на их класс.  

Заключение урока:

Ребята садятся на места и отвечают на вопросы ведущего

1.

2.

3.

4.

5.


2.2 Апробация урока

Для апробации был проведен урок в  1в классе на котором были обработаны все элементы, разобраны теоритические задачи и проведена практическая часть «Оповещение о постороннем в здании» и «пожарная тревога». Урок сопровождался демонстрацией презентации для эффективного усвоения материала.

Вывод: Дети активно работали на уроке,  им было интересно.  Урок прошел успешно,  предполагаем,  что   дети хорошо усвоили представленный материал и научились основам поведения в опасных ситуациях.


2.3 Анкетирование

Учащимся 1  классов было предложено анкетирование.  Учаащиеся были разделена на 2 контрольные группы

1 группа (1Б класс)  участвовали в анкетировании бех предварительного урока безопасности.  2 группа (1В класс)  -  сначала у них прошел урок безопасности ,  потом мы провели  анкетирование.  Учащимся были предложены следующие вопросы:  

1. Можно ли оставлять без присмотра включенные в сеть электронные нагревательные приборы, совать пальцы или иные посторонние предметы в розетку?

2. Можно ли смотреть в глаза, задавать личные вопросы и провоцировать недоброжелателе, попытаться сбежать, завладеть оружием или нападать на террористов?

3. Можно ли приближаться, трогать, вскрывать подозрительный предметы?

4. Надо ли закрывать нос и рот влажной повязкой (платком, шармом) для защиты от дыма, набрасывать на себя смоченный водой кусок плотной ткани, мокрое покрывало, плащ, пальто при нахождении в зоне пожара?

5. Нужно ли открыть в задымленных помещениях, где нет огня, окна и двери для проветривания?

По итогам анкетирования мы получили следующие результаты

№

вопроса

1 Б

1 В

Да

Нет

Да

Нет

1

0

23

2

3

4

5

Выводы : Сравнивая результаты анкетирования двух  классов мы пришли к выводу,  что урок безопасности помог детям лучше усвоить материал. Соответственно,  такие игровые уроки необходимо проводить в начальной школе,  чтобы дети на практике отработали правила безопасности.

Вывод: Мы провели анкетирование между двух классов, для того что бы понять, помог ли наш урок, вот результаты:

1 В  класс: 1. Да. 0. Нет. 23.  2. Да. 2. Нет. 21.  3. Да. 1. Нет. 22.  4. Да. 23. Нет. 0.  5. Да. 22. Нет. 1.

1 Б класс:  1. Да. 0. Нет. 28.  2. Да. 9. Нет. 19.  3. Да. 5. Нет. 23.   4. Да. 2. Нет. 26.  5. Да. 15. Нет. 13.


 Заключение:

В ходе работы над проектом была достигнута цель проектной работы.

Были поставлены и решены следующие задачи.

  1. Изучив теоретический материал, мы пришли к выводу, что детям будет сложно понять изложенные в инструкции правила безопасности,  и мы решили составить урок для лучшего усвоения информации.
  2. Нами был разработан урок безопасности для учащихся начальных классов с целью донесения до детей правил пожарной безопасности и правил поведения при постороннем в здании. Мы подготовили сценарий урока ,  презентацию  к уроку и дидактический материал. В нашей разработке  учтены особенности восприятия учащихся начальной школы. Разработанный урок поможет учащимся  лучше ориентироваться в экстренных  ситуациях, не паниковать и принять правильные решения.
  3. Мы отработали все элементы на пробном уроке в 1 В классе в результате дети научились действовать правильно при пожарной тревоге и при оповещении постороннего в здании.
  4. Мы провели анкетирование  между  двумя первыми классами, 1В и 1Б. Обработав результаты,  мы поняли что наш урок помог детям закрепить правила поведения при пожарной безопасности и при тревоге «Посторонний в здании.»
  5. Разработанное нами занятие можно использовать для проведения уроков безопасности в начальной школе.


Список использованной литературы

  1. Маршак, С.Я. Кошкин дом./ С.Я. Маршак. АСТ.-1922 г. /https://mishka-knizhka.ru/skazki-dlay-detey/russkie-skazochniki/skazki-marshaka/koshkin-dom/
  2. Толстой, Л.Н. Пожарные собаки./ Л.Н. Толстой. - Детиздат.-1875 г./https://nukadeti.ru/rasskazy/tolstoj-pozharnye-sobaki
  3. ОБЖ 11 класс: Учебник./ По общ. ред. В.В. Марков, В.Н Латчук, С.К. Миронов, С.Н. Вангородский. : Москва, Дрофа. - 2013./https://archive.org/details/obzh_11_klass_2013/mode/1up
  4. ОБЖ 10 класс: Учебник./ По общ. ред. В.В. Марков, В.Н Латчук, С.К. Миронов, С.Н. Вангородский. : Москва, Дрофа. - 2013. https://go.11klasov.net/208-osnovy-bezopasnosti-zhiznedeyatelnosti-10-klass-latchuk-vn-vangorodskiy-sn-i-dr.html

Поделиться:

Пока бьют часы

Сочинение

Андрей Усачев. Пятно (из книги "Умная собачка Соня")

Заповеди детства и юности

Весёлые польки для детей