Исследовательская работа по изучению и сохранению исторического наследия села и народа.
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 26.59 КБ |
МБОУ «ОХОР-ШИБИРСКАЯ ООШ»
«МОЕ СЕЛО: ИСТОРИИ И СУДЬБЫ»
Выполнил: Агунов Василий,
ученик 5 класса
Руководитель: Замбулаева Е.В,
учитель биологии и химии
Охор-Шибирь, 2023г
ВЕДЕНИЕ
Село мое расположено в 2 км от федеральной трассы Култук-Монды, у подножья Хамар-Дабан. Хамар-Дабан еще называют «Царь -горой», в которой, по одной из легенд, хранится, меч Гэсэра. Рядом с ней находится родовое место хонгодоров.
Охор-Шибирь, это край, овеянный легендами и преданиями. Величественные горы окружают мое село с трех сторон. Здесь множество памятников природы, богатая флора и фауна, чудодейственные минеральные источники, сохранившиеся из глубин веков, сакральные места. Сегодня перед нами встает вопрос, как сохранить эту красоту и передать будущему поколению. Ее могут сохранить только те, кто здесь проживает, это люди, которые являются главным богатством края и преданные ему. Среди них хочется выделить тружеников, писателей, поэтов, улигершинов моей малой родины Охор-Шибирь.
Мое маленькое древнее село - частичка России, и ее история- это история многих тысяч похожих сел в России.
Большие изменения происходят в нашей стране в экономике, политике, но неизменны вечные ценности – любовь к своей Родине, ко всему, что нас окружает; приобщение к национальной культуре, прошлому и настоящему своего края.
Край родной… Как много эти два слова говорят сердцу каждого из нас. Родной край всегда ассоциируется с домом, с семьей, с друзьями.
Географические координаты улуса Охор-Шибирь:
51° 60’ северной широты
102° 05’ восточной долготы
Село расположено в предгорьях Хамар-Дабана, в 3 км от федеральной трассы Култук-Монды.
Площади:
села – 7000 кв.м.
пашни – 3600 кв.м.
пастбища – 1200 кв.м.
м. Нурай – 45000 кв.м.
Прошлое моего улуса
В 1930 году в Нурае была создана артель «Промартель». В 1932 году в с.Охор-Шибирь приходит первый трактор. Его привел Дылгеров Б.Ш. Первыми трактористами были Хусаев С.З, Шобонов В.Б, Молохоев Л.С.
В 1922 году открыта начальная школа, а 1938 году была открыта «Путь-Ленинская семилетняя школа», директором работал Можаев Ф.М.
На фронтах Отечественной войны сражалось более 200 охор-шибирцев. Колхозники «Путь Ленина »внесли 62000 тысячи рублей, поставили 6 000 центнеров хлеба.
Историю края продолжают династия Тахановых а также обладатели орденов Трудового Красного Знамени: Таханов Даба Хоборкович, Таханов С.З, Ошорова Т.Д.
Орденом Ленина награжден таркторист Гыргенов Л-Н Д, мой дед. За большие заслуги награждены Орденами Трудовой Славы 3 степеней: Даргуев В.С-Д, Имескенов Д.Л.
Обладателем Золотой и серебряной медали является: Сыренов Д.Ж.-табунщик, и Отбоев С.Г, -табунщик.
ПРИРОДА МОЕГО КРАЯ
Ландшафты природного комплекса отличаются большим разнообразием. В его пределах наблюдается смешение двух флористических областей: растения степных ландшафтов и горных альпийских лугов
Многообразен животный и растительный мир. На территории находятся ареалы произрастания редких и исчезающих видов, реликтовых и растений-эндемиков. В их числе 2 вида лилий: тигровая и пенсильванская, вененерин башмачок. К животным обитающим на охраняемой территории относятся копытные — косуля, сибирская кабарга, благородный олень (марал), лось. Встречаются пушные — барсук, солонгой, горностай, соболь, колонок, белка и др. Из хищных преобладает волк, медведь, росомаха, рысь. Редкие виды птиц —сокол-балобан, большой подорлик, остромордую лягушка, ушастая сова и др. В горных реках водятся хариус, форель, карась.
Уникальны объекты историко-культурного наследия природного комплекса «Истоки предков»
Среди объектов, сохранившихся с далеких эпох это курганные комплексы и каменные стелы в ущелье Хонгор - Уулы, сказания, легенды и сакральные знания народа, и традиционное природопользование коренного населения.
Река Харагун.
Река Харагун относится к малым рекам. Горная речка Харагун берет свое начало в хребтах Гурбан –Дабан, название происходит от слова «хара»- черный. «Хара» к воде имеет такое значение: чистая, прозрачная вода. Река Харагун славится хариусом, карасем, пескарем, налимом. Можно увидеть : иглохвостого стрижа, рыжую овсянку, орлана-белохвоста. В пойме реки – заросли из ив, и различных ягодных кустарников (черемуха, рябина и прочие). Пихтовое редколесье, темнохвойная (кедрово-пихтовая) тайга.
Местность Нурай
В м. Нурай наблюдается смешение двух флористических областей: растения степных ландшафтов и горных альпийских лугов. Общая площадь 45.000 кв.м. До 1970 года существовало с. Нурай. Нурай, это местность где проживали первые жители Тункинской долины – сойоты. Сойоты- малочисленная нация. По преданию в начале 1870 года сюда пришли 3 брата-сойета. Один остался, попросил разрешения остаться у потомков рода шошоолог, живущих в центре нынешнего с. Охор-Шибирь. Отсюда вышли сойоты, одной из представительниц рода, является мать Баира Дугарова. Поэт Баир Дугаров в воспоминаниях о детстве написал такие строки:
«Глубокая лесная колыбель
Мне человека дорого очень
Улус Нурай, туманом гладя ель
Не мать мою ли вспомнил этой ночью
Цветы, капель, деревья, ледостав
Саянских гор прекрасная частица
Взяла ты, мама нежность рек и трав
Чтобы дать ей в сыне тайно воплотится»
Сойоты – это малочисленная нация, не сохранившая до наших времен свой язык и письменность. Ныне потомки сойот, проживают в Тункинском и Окинском районах. Растительный и животный мир очень разнообразен. Здесь произрастает тридцать шесть видов разнотравья, которые не изучены до конца. Можно встретить редкие исчезающие виды растений: пион Марьин корень, лилия кудреватая, лилия тигровая, которые занесены в Красную книгу Бурятии.
В результате исследовательской работы в м.Нурай обнаружил 6 видов краснокнижных растений из них:
к статусу 1 – категории я включил 2 вида венериного башмачка: пятнистый и крупноцветковый.
К статусу 2 – категории 2 вида лилии: кудреватая и пенсильванская.
К статусу 3 – категории 2 вид: купальница азиатская и прострел Турчанинова (категории статуса видов заимствованы из красной книги международного союза охраны природы
Субарган «Юндэн»
Наличие культовых мест со всеми религиозными запретами все же позволяет сохранять природу в её первозданном виде, во всём многообразии растительного и животного мира. В последнее время в связи с расширением возможностей сохранения природного и культурного наследия наблюдается подъём в области экологического и религиозного туризма. Местные жители весной проводят обряд Обоо тахилга, просят у хозяев хорошей погоды, богатого и обильного урожая. В 2011 году силами сельчан и земляков построен субарган «Юндэн», которому поклоняются жители и гости долины. Многие не знают, как проводить обряды на святых местах. Самые простые традиции: как только пришел на святое место, в первую очередь нужно развести костер, затем поджечь вереск, после этого под хлебом с маслом крутить этот вереск 8 раз по часовой стрелке.
Когда проводишь этот обряд, на святых местах следует соблюдать некоторые правила:
1.Нельзя ломать ветки деревьев, мусорить, сквернословить, шуметь, срывать с деревьев священные ленты, надо самому повесить.
2.Человек, побывавший на похоронах, не должен подходить к святому месту молиться,
Священные места обычно являются не только культурно-историческими и экологическими ценностями, но и обладают лечебными свойствами.
Так, например, водные источники Тункинской долины обладают силой исцеления от разных болезней. К ним ведут каменные тропы, сравнимые с духовным путем человека: вступая на такую тропу, люди верят, что очищаются.
Бариса
Здесь местные жители и отдыхающие поклоняются хозяину Хонгор-Улы Житан таабай. Ему преподносят белую пищу и сладости. Они при этом просят хозяина о благополучном отдыхе и здоровья. Осенью 2012 года воздвигнута стела на котором высечены слова песни «Хонгор Ула», написанная в дань благодарности поклонения Хонгор-Уле. Автором песни является, наш земляк Энгельсина Михайловна Гармаева.
Учитывая природные, духовно-экологические и историко-культурные особенности природного комплекса хочу выделить зоны с различным режимом охраны и пользования.
"1" — Зона заповедного режима, площадью 510 га. где разрешена рекреационная деятельность. В пределах заповедной зоны запрещена любая хозяйственная деятельность (источник Хонгор-Уула и окрестности)
"2" — Зона с ограниченным режимом пользования (буферная), площадью 45 га, обеспечивающая условия сохранения природных комплексов, объектов и памятников историко-культурного наследия народа, в пределах которых допускается строго регулируемое посещение и ограниченное ведение хозяйствования (выпас скота).
Охота в зонах "А" и "Б" запрещена (м.Нурай и побережье реки Харагун).
Жители Тунки верят, что святые силы спасут, защитят. Поклоняясь им, на культовых местах нельзя сорить, ругаться, шуметь, кричать, сквернословить, ссориться. Иначе хозяева местности могут разозлиться и лишить своих бесценных даров: источники высохнут, везение и удача покинут людей. Неписаные правила поведения в природе, передаваемые из поколения в поколение, способствовали сохранению её великих даров и продолжают помогать духовному и нравственному очищению людей, поддерживают экологическое равновесие.
Традиционно Тункинская долина у местного населения и гостей почитается Священной. Проживающее на территории местное население, сохраняет свои традиционные знания, мировосприятие, духовные и материальные ценности. Большое число животных и растений долины имеют статус родовых тотемов и как следствие, это накладывает определённое ограничение по их использованию. Наличие на территории местностей, отдельных форм рельефа, природных и природно-культурных объектов имеющих сакральное значение, предполагает сохранение основ и элементов неразрушающего природопользования.
В состав природного комплекса «Истоки предков» входят природные (курганные комплексы, каменные стелы в ущелье Хонгор-Уулы), историко-культурные (исчезнувшее село в местности Нурай), сакральные комплексы и объекты (Субарган «Юндэн, место поклонения хозяину Хонгор -Уулы Житан таабай»). Общая площадь особо охраняемой природной территории будет составлять 60551 га. Природный комплекс расположен на высотах от 890 м. до 2900 м.
ЗНАМЕНИТЫЕ ЛЮДИ МОЕГО КРАЯ
Мумаева Хамадай Дылыковна (1911-1972)
В 1932 году закончила курсы трактористов при Тункинской МТС. В 30-е гг. Мумаева Х.Д. в составе 18 девушек-буряток совершила пеше-лыжный переход Улан-Удэ-Москва. В годы Великой Отечественной войны работала комбайнером и трактористом
Гомбоев Сырен Доржиевич (1909-1976)
Родился в 1909 году в улусе Охор-Шибирь, в семье крестьянина. Участник Великой Отечественной войны. За ударный труд в восстановлении народного хозяйства в 1951 году награжден орденом «Знак Почета»
Гыргенов Лопсон-Нима Дамбиевич
В 1957 году был участником ВДНХ СССР за высокие показатели и ударный труд. В 1971 году награжден орденом Ленина за самоотверженный труд и выполнение пятилетнего плана досрочно. В 2000 году Гыргенову Л-Н.Д. присвоено звание «Почетный гражданин Тункинского района».
Ирдынев Дандын Лопсонович
Родился в селе Охор-Шибирь. Закончил курсы трактористов при Тункинской МТС, работал в колхозе «Путь Ленина», а затем в совхозе «Саянский». В 1964 году награжден Серебряной медалью ВДНХ СССР за ударный труд. В 1973 году за достигнутые успехи в развитии народного хозяйства и за самоотверженный труд награжден орденом Октябрьской революции.
Таханов Александр Добшонович
Родился в селе Охор-Шибирь в семье Таханова Добшона – активного участника создания сельхозкоммуны (колхоз «Путь Ленина»). Участник Великой Отечественной войны. Награжден орденами и медалями. С 1959 года находился на партийной государственной работе. За трудовую деятельность награжден: орденом Трудового Красного Знамени, Дружбы народов, Октябрьской революции.
Сыренов Сырен Сахияевич
Родился в 1922 году в селе Охор-Шибирь. После окончания Канского авиаучилища в 1942 году был отправлен на Сталинградский фронт, где прошел боевое крещение на бомбардировщике. Воевал на территории Румынии, Австрии, Венгрии и Чехословакии. Награжден многими медалями и орденами, такими как орден Красной Звезды и др. После войны работал на Харьковском авиазаводе инженером-конструктором. Закончил военно-воздушную академию им. Ю.А.Гагарина. Похоронен в г. Харькове.
Таханов Бандя Хоборкович
Родился в 1923 году в с. Охор-Шибирь. После окончания Канского авиаучилища летает штурманом 629 истреби-тельного авиаполка 102 авиадивизии. Воевал на Сталинградском фронте. После ранения был комиссован в 1943 году. Работал директором Путь-Ленинской школы, на партийной и государственной службе. Награжден орденами Знак Почета, Красной Звезды и медалями.
Таханов Даба Хоборкович
Родился в 1917 году в семье крестьянина. Участник Великой Отечественной войны. Награжден многими орденами и медалями СССР за самоотверженный и ударный труд по восстановлению народного хозяйства. Был избран депутатом Верховного Совета СССР V созыва.
Хранитель наследия предков М.А. Алсыев
Издревле Тунка славилась мастерами слова и самобытной фольклорной традицией. Народная мудрость и поэзия искрятся в сказках и улигерах,моего земляка МайсанаАлсыева,
МайсанАрдановичАлсыев родился в 1879 году (в год зайца по восточному календарю) в улусе Охор-Шибирь, ныне Тункинского района Республики Бурятия. Его отец, АрданАлсыевич, бурят хонгодорского рода, был крестьянином-середняком. Записал тункинский вариант эпоса «Гэсэр».
Майсан Алсыев с малых лет увлекался исполнением протяжных эпических напевов и задорных ехорных песен. В «Анатологии бурят-монголской литературы», в разделе, где опубликованы произведения М.Алсыева, говорится, что сотрудниками Бурятского ГИЯЛИ в 1940 году записаны 30 улигеров и большое количество сказок а Алсыева.. это говорит о том, он был знатоком и исполнителем крупного масштаба.
В те годы в исполненииииМ.Алсыева записаны улигеры,сказки, легенды и предания С.П.Балдановым. МС.И. Азадовским, и другими. Его память бережно хранила более тысячи стихов эпоса «Гэсэр». Именно у него старейший историк Бурятии Б.Д.Цибиков. Записал тункинский вариант эпоса «Гэсэр».
М.Алсыев от природы острым умом и памятью, хорошо запоминал повествования. С 12 лет, с трепетом слушая, волнующий героический эпос «Гэсэр» от местных сказителей Д.Найдакова, Б.Хатырхеева и Х Хутаева, постиг своеобразную манеру исполнения улигеров. Обладая прекрасным музыкальным слухом, легко и быстро научился играть на старинных бурятских инструментах хуре и лимбе. Он любил петь, и его проникновенный голос трогал сердца всех слушателей. МайсанАлсыев сочинял стихи, песни, сказки и улигеры, отличающиеся незаурядностью, яркостью и богатством языка и изучив старо монгольскую письменность, старался записывать свои творения
Обладая, как и все сказители, цепкой памятью, он помнил слово в слово большие улигеры – десятки тысяч стихотворных строк. Его память бережно хранила тысячу стихов эпоса «Гэсэр». Именно у него, живого носителя эпоса, в 1940 году старейший историк Бурятии Б.Д. Цибиков записал Тункинский вариант «Гэсэра»
Майсан Алсыев искренне любил свою малую родину и часто исполнял легенды и предания о происхождении и заселении тункинской долины. Именно таким влюбленным в своей неописуемо красивый край, край овеянный думкой сказаний, он предстает со страниц повести земляка, писателя Б.Ябжанова «Саянский сказ».
МайсанАлсыев был человеком добрым и мудрым, влюбленным в жизнь и в родную Тунку.. строки о ней полны неиссякаемой нежности и восхищения «Куда ни кинешь взгляд – везде у нас клад..»Таким он был запечатлен на страницах повести «Саянский сказ»
В ноябре 1994 года в селе Охор-ШибирьТункинского района – в нашем селе, на родине выдающегося бурятского улигершина-сказителя МайсанаАлсыева – состоялся большой литературно- фольклорный вечер, посвященный 115 летию со дня его рождения.
Здесь же в школе организован был районный конкурс улигершинов. Своих учеников, умеющих сказывать или распевать бурятские улигеры, привезли сюда учителя родного языка и литературы почти и всех школ района. Победительницей конкурса признана ученица Охор-Шибирской средней школы Марина Ошорова. В 2015 году, посвященном Году литературы. В нашей школе прошло торжественное событие, посвященное 135 летию Майсана Ардановича Алсыева, с открытием мемориальной доски.
В рамках праздничных мероприятий прошел фестиваль фольклорных ансамблей и коллективов. А также был проведен конкурс улигершинов. Победителем конкурса признан ученик 6 класса Жамсо Гыргенов.
Наследники М.А. Алсыева
На поэтическом горизонте Охор-Шибири появляются имена талантливых, молодых поэтов и писателей Лопсона Гыргенова, ЖаргалаЖербаева.
Баир Сономович Дугаров писатель, историк, литературовед. Мать Б.С. Дугарова уроженка у.Нурай.
Кандидат исторических наук, доктор филологических наук, заслуженный работник Республики Бурятия и России, лауреат государственной премии Республики Бурятия в области литературы и искусства.
Батор Дашеевич Романов.
Член Союза писателей РФ; заслуженный работник культуры РБ; участник Всесоюзного совещания драматургов в г. Красноярск; участник Всесоюзного семинара молодых писателей в г. Пицунда.
Жербаев Жаргал
Родился в 1960 году в селе Охор-Шибирь. Поэт, певец, переводчик Заслуженный работник культуры Агинского Бурятского автономного округа. Художественный руководитель народного театра Могойтуйского культурно-досугового центра.
Сагалуев Батор
Мастер спорта России по боксу. Финалист Первенства России среди молодежи 2013 года;
Победитель международного турнира класса "А" памяти Героя СССР Константина Короткова в г.Хабаровск - 2013г.,
Финалист международного турнира класса "А" в г. Стамбул (Турция), в г. Баку (Азербайджан);
Чемпион 1 Европейских Игр 2015г, г. Баку (Азербайджан)
ВЫВОДЫ
Во время проведения работы я своей душой прикоснулся к истории моего народа и выявил для себя что, земля наша, на редкость, щедра талантами и богата традициями. Но самое главное богатство нашего села - это, конечно же, люди-труженики, хлеборобы, которые тихо и каждодневно выполняли тяжелую, но так необходимую нашей стране работу.
В ходе исследовательской работы, знакомясь с творчеством М.Алсыева, поэтов Лопсона Гыргенова, Жаргала Жербаева и прозаика Батора Романова эмоционально и образно воспевающих красоту своего края, продолжающих и сохраняющих традиции народа но и призывающих дорожить всем живущим на этом свете, гордиться своей малой родиной, ее историей, я ощутил чувство слитности с этими людьми. Я понял что, историю родного села нам обязательно надо знать и помнить, для того чтобы не исчезло бесследно прошлое, чтобы наше подрастающее поколение знало свою культуру, традиции, обычаи, свой родной язык.
По окончании работы я сделал для себя вывод: Самое большое богатство нашего села - это люди, люди, делающие ИСТОРИЮ своего края.
Я думаю, нам надо научиться гордиться тем, что рядом, близко, что получено в дар. Опыт многих поколений свидетельствует о важности связи человека с его малой Родиной. «Где родился, там и пригодился»,- гласит пословица.
И мысль о вечности природы и народа, безграничного таланта так же неизбежна, как и щедрая природа, питающая поэтическое и спортивное вдохновение талантов Охор-Шибири, эта мысль должна быть сохранена!!!
Нам, молодому поколению, необходимо стремиться сохранить и передать память о талантливых, творческих людях - певцах родного края будущим поколениям.

Свинья под дубом

Медведь и солнце

Где спят снеговики?

Как нарисовать портрет?

Домик зимней ночью