• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Главные вкладки

  • Просмотр(активная вкладка)
  • Редактировать

Проектная работа по предмету "Музыка". "Гитара. История возникновения и развития инструмента"

Опубликовано Носкова Елена Евгеньевна вкл 03.11.2025 - 18:17
Носкова Елена Евгеньевна
Автор: 
СавельевК.

В работе представлены исследования истории возникновения и развития всеми любимого инструмента гитара.Ученик попытался объяснить тот факт, что инструмент , который имеет столь долгую историю, остается популярным и актуальным до наших дней.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл проектная работа по музыке , 9 класс57.26 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение
"Школа №161"
г. Нижнего Новгорода



Информационный проект
"
Гитара. История развития инструмента"




Выполнил:
Савельев  Константин

9г класс
Научный руководитель:
Носкова Е.Е..
Учитель музыки





Нижний Новгород 2024

Содержание

Введение ………………………………………………………………….3

1.История развития гитары....................................................................4

           1.1Откуда пришла гитара. Предшественники      …………….....4

           1.2 Долгий путь развития…………………………………………5

           1.3 Гитара в России. Семиструнная гитара...................................6

            1.4 Акустическая гитара и электрогитара.....................................7

            1.5 Строение гитары........................................................................8

            1.6 Известные гитаристы...............................................................10

2. Классификация гитар.........................................................................12 

Заключение ………………………………………………......................14

Список литературы……………………………………………………15





Введение

Что значит музыка в жизни каждого человека? На данный момент в мире существует огромное количество музыкальных инструментов.

Я , к сожалению, не умею играть на гитаре. Но гитара мне очень нравится, этот инструмент имеет прекрасный звук и доступен для исполнения многих музыкальных произведений. Но я надеюсь когда-ниудь научится играть на гитаре.

Актуальность. Гитара - один из самых популярных струнных щипковых музыкальных инструментов. Спектр применения её достаточно широк: от самодеятельного до профессионального исполнения в различных стилях и направлениях. Она хороша как в составе оркестра, музыкальной группы, так и в качестве аккомпанирующего или сольного инструмента. Таким образом, тема моей работы безусловно является актуальной.

Меня всегда интересовала история гитары. В своей работе я постарался  найти ответы на некоторые интересующие меня вопросы. Например, почему гитара является одним из самых популярных музыкальных инструментов на протяжении долгого  времени и до наших дней?

          Цель проекта- выяснить причину популярности и долголетия инструмента гитара. Для достижения цели мне необходимо решить следующие задачи:

1) изучить  историю возникновения  и развития гитары

2) исследовать историю развития инструмента в России

3) познакомиться с известными исполнителями

4) понять уровень популярности гитары в наше время

5) подготовить буклет "Разновидности гитар"

 Продуктом моей проектной работы является буклет, с помощью которого можно познакомиться с инструментом гитара и разновидностями гитар и пробудить интерес   других людей к этому замечательному инструменту.

           Мою проектную работу можно использовать на уроках музыки, дополнительных занятиях и просто для того, чтобы подробнее познакомится с гитарой.

1. История развития гитары

            Гитара - струнный щипковый музыкальный инструмент с корпусом-резонатором в виде восьмёрки и с длинным грифом (впервые появилась в Испании в 13 веке)[1]. Слово «гитара» происходит от слияния двух слов: санскритского слова «сангита», что означает «музыка» и древнеперсидского «тар», означающего «струна». 

          Гитара – наиболее популярный музыкальный инструмент в мире. Сегодня без неё не обходится ни один концерт живой музыки. Она хороша как в составе оркестра, бэнда или музыкальной группы, так и в одиночных упражнениях, где музыкант может получить удовольствие даже от игры наедине с самим собой. К такой славе инструмент шёл не одно столетие.

        В самом широком смысле любая гитара – это хордофон, звук получается в результате колебаний струны, натянутой между двумя точками. Такие изделия известны с древнейших времён. Они уже были в древнеегипетской цивилизации и даже раньше – в земледельческих средиземноморских культурах медного и бронзового века. Гитару историки музыкальных инструментов относят к семейству лютни, так как она имеет не только корпус, но и гриф, на котором струны зажимаются пальцами.

         Первые прототипы гитар появились ещё в древние времена. Они изготавливались из различных материалов, таких как дерево, кожа и даже панцири черепах. Струны делались из жил животных или растительных волокон. Такие инструменты использовались в ритуальных целях и для развлечения.

        С течением времени конструкция гитар совершенствовалась. Гитара прошла огромный путь от древней кифары до современной электрогитары.

1.1 Откуда пришла гитара. Предшественники             

           На древнеегипетских пирамидах и ассирийских архитектурных памятниках встречаются иероглифы, изображающие инструмент наблу, по форме отдаленно напоминающие гитару. Интересно, что таким же иероглифом у древних египтян обозначались понятия "добро", "хорошо", "красиво". 
           В Месопотамии и Египте некоторые разновидности кифар (в том числе египетская набла и арабский эль-ауд) получили дальнейшее конструктивное развитие и распространились по всему средиземноморскому побережью уже в III - II тысячелетиях до новой эры. До сих пор в странах Малой Азии встречается музыкальный инструмент "кинира", родственный гитаре.

           В Древней Греции самыми популярными музыкальными инструментами были китара (китарра), лира, арфа, пандора. В первых веках новой эры в средиземноморских странах Европы была распространена латинская гитара, родственная греческой. Была известна и ближайшая родственница гитары - лютня.

1.2 Долгий путь развития

           В период позднего Средневековья и начала Нового времени центром развития музыки была Испания. Во времена Кордовского халифата здесь получила распространение мавританская гитара, а после реконкисты испанцы модернизировали её, придав форму, близкую к современной. 

             В XV веке получила распространение изобретённая в Испании гитара с 5 сдвоенными струнами (первая струна могла быть и одиночной). Такие гитары получили название испанских. 

        К концу XVIII века складывается современный облик гитары: она обзаводится шестью одинарными струнами, удобным корпусом с вырезами для лучшего удержания, а также круглым отверстием в верхней деке. 

          В XIX веке музыкант и гитарный мастер Антонио Торрес изобрёл гитару современной конструкции и пропорций. Сегодня она называется классической, применяется как в академической музыке, так и при исполнении песен музыкантами-любителями в развлекательных целях. 

        Антонио де Торрес Хурадо (1817–1892) — испанский гитарный мастер. В мире гитаристов имя Торреса значит то же, что имя Страдивари для скрипачей. Именно Антонио де Торрес Хурадо создал классическую испанскую гитару в том виде, в котором она получила известность и дошла до наших дней. Самые ранние упоминания инструментов Торреса относятся к 1854 году, а уже тогда мастеру было под сорок. Неизвестно, как долго Торрес оставался у Пернаса, но затем в его жизни произошли крутые перемены – он переехал в Севилью, где ему посчастливилось познакомиться с известным гитаристом Хуаном Аркасом, который и заразил его своим энтузиазмом.

           Интерес публики к гитаре угасал - к тому времени фортепиано вытеснило гитару из концертных залов. Тем не менее, в Севилье, где работал Торрес, было особенно популярно фламенко. Общение с гитаристами фламенко несомненно повлияло на работу мастера.

В 1858 году Торрес выставляет свой инструмент на выставке в Севилье, где завоевывает бронзовую медаль за необычное оформление гитары из клёна «Птичий глаз». Вскоре, гитарные мастера переняли его новый стандарт дизайна.

            В первую очередь Торрес сосредоточил усилия на улучшении звучания инструмента. Глубина корпуса определяет объем воздушного пространства внутри гитары, которое непосредственно отвечает за голос инструмента. Поэтому Торрес  делает корпус гитары больше, чем у большинства его предшественников. Разработанная им форма и глубина корпуса не только приятна и изящна на вид, но и прекрасно соответствует физическим размерам большинства гитаристов. Стало удобным играть сидя, опирая гитару о приподнятое левое колено. Такая посадка дала гитаристам стабильность и упростила игру на высоких позициях на грифе. Более громкие и насыщенные звуком гитары Торреса позволили расширить возможности для динамичной и экспрессивной музыки. Пропорции размера верхней части, талии и нижней части (форма восьмерки) по-прежнему наследуются почти в каждой современной классической гитаре.

           Большим вкладом Торреса в искусство изготовления гитар было введение струны длиной 650 мм, что впоследствии стало эталоном. Это соответственно, повлияло на размеры и пропорции корпуса, а так же - на длину грифа. Он улучшает и внутреннее устройство гитары. Торрес стал использовать ребра, получивших название пружин, не только для подкрепления верхней деки, но и для усиления звучания инструмента. Торрес всегда ставил семь ребер веером – одно посредине и по три – с каждой стороны.  Испанский гитарный мастер Антонио Торрес придаёт гитаре современные форму и размер. Гитары конструкции Торреса сегодня называют классическими.

1.3 Гитара в России. Семиструнная гитара.

        Интересна и очень самобытна история гитары в России. В своем развитии она прошла примерно те же этапы, что и в странах Западной Европы.  Русский историк Н. Карамзин писал, что еще в VI веке славяне любили играть на кифаре и гуслях, не расставаясь с ними даже в суровых военных походах. Играли в России и на четырехструнной гитаре. 
В 1769 году академик Штелин писал о появлении в царствование императрицы Елизаветы итальянской пятиструнной гитары, для которой издавались специальные музыкальные журналы.

           В конце XVIII века в России появляется шестиструнная гитара. Вскоре она становится популярной во всех слоях общества. Печатаются первые Школы игры на этом инструменте и различные нотные издания. Старейшей Школой, изданной в России, является "Усовершенствованная гитарная школа для шести струн, или Руководство играть самоучкою на гитаре" Игнатия фон Гельда. Вышла она в начале XIX века на русском и немецком языках[2].
           В тот же период в Петербурге издаются "Этюды" и "Четыре сонаты" для фортепиано и шестиструнной гитары известного виртуоза, композитора и педагога П. Гальяни, "Новый журнал для шестиструнной гитары"

А. Березовского, "Концерт для шестиструнной гитары в сопровождении оркестра" композитора Ашанина (1815). 
         В 1821 - 1823 годах в Москве и Нижнем Новгороде были открыты "Музыкальные академии", в которых юноши и девушки обучались игре на гитаре. Появляются выдающиеся русские гитаристы-виртуозы - М. Соколовский, Н. Макаров, В. Лебедев.

             Русская же семиструнная гитара появилась в России в конце XVIII века. Точная судьба её становления неизвестна. По версии некоторых исследователей (М. А. Стаховича и С. Н. Тихонравовых) изобретателем русской гитары является Андрей Осипович Сихра (1773—1850) — основоположник гитарного искусства в России, который написал для неё около тысячи музыкальных сочинений. Первый опыт создания и игры на русской гитаре был произведён им в Вильне (Вильнюсе) в 1793 году, с её последующим усовершенствованием в Москве, куда он переселился в 1795 году.

          Несмотря на большое количество учеников и последователей, главной фигурой школы Сихры стал Семён Николаевич Аксёнов (1784—1853), считавшийся в Москве лучшим гитаристом-виртуозом[3]. Именно ему Сихра посвятил «Экзерсисы для семиструнной гитары», изданные в 1818 году. В 1814 году Аксёнов издает «Новый журнал для семиструнной гитары»

Акустическая гитара и электрогитара

           Акустическая гитара - акустическая гитара с шестью железными струнами, с разными формами дэки и их названиями. Итак,  родоначальником акустической гитары с железными струнами считается Кристиан Фредерик Мартин (Christian Frederick Martin), основатель гитарной фирмы Martin&Co, которая и по сей день является эталоном качества акустических гитар. В возрасте 15-ти лет, Кристиана  отправляют на учёбу в Вену к одному из лучших гитарных мастеров тех времён. Повышая свои навыки, день за днем, Кристиан очень быстро изучает искусство и быстрыми темпами познаёт все хитрости учителя, а возвратившись домой открывает свою мастерскую по производству и продаже гитар.

            В 1833 всё семейство Мартинов перебирается в США, а также перевозит с собой всё свои производство под названием C. F. Martin&Co. Во время производства гитар, Мартин столкнулся с данной проблемой определённого предела по громкости, и этот предел, Мартин желал непременно расширить. Эту проблему решить ему удалось, а решение было простое, на гитару начали ставить стальные струны, в отличие от использовавшихся на "классике" - жильных. Натяжение железных струн намного сильнее нейлона (и жильных струн также), вследствие чего, пришлось очень хорошо поработать с корпусом будущей гитары и его габариты пришлось увеличить, так как выдержать он должен был существенно большие нагрузки, чем корпус классической испанской гитары.

Для этого Мартин делает своё именитое изобретение - усиленное крепление каркаса корпуса в виде буквы X. Именно это нововведение принесло Мартину успех, популярность и имя.

           В XX веке в связи с появлением технологии электронного усиления и обработки звука появился новый тип гитары — электрическая гитара. В 1936 году Жоржем Бошамом и Адольфом Рикенбекером, основателями компании «Рикенбекер», запатентована первая электрогитара, с магнитными звукоснимателями и металлическим корпусом. В начале 1950х американские инженер и предприниматель Лео Фендер и инженер и музыкант Лес Пол независимо друг от друга изобретают электрическую гитару со сплошным деревянным корпусом, конструкция которой сохранилась без изменений до настоящего времени. Наиболее влиятельным исполнителем на электрогитаре считается (по версии журнала Роллинг Стоун) живший в середине XX века американский гитарист Джими Хендрикс.

            Электрогитары изготавливают из дерева. Самые распространенные: ольха, ясень, махагони (красное дерево), клён. В качестве накладок на гриф применяют палисандр, чёрное дерево и клён.Типичными, наиболее популярными и одними из старейших моделей электрогитар являются Telecaster (выпущена в 1952 году) и Stratocaster (1954) компании Fender, а также Les Paul (1952) компании Gibson. Эти гитары считаются эталонными и имеют множество копий и подражаний, которые производятся другими компаниями. Многие современные крупные компании по производству музыкальных инструментов в начале своей деятельности выпускали лишь копии популярных моделей Fender и Gibson. Впрочем, впоследствии такие фирмы как Rickenbacker, Ibanez, Jackson и другие выпустили собственные модельные ряды инструментов, которые стали очень популярными в мире.

1.5 Строение гитары

             Обозначение основных частей

  • Подставка
  • Верхняя дека
  • Гриф
  • Колки
  • Голосник

           Конечно у других частей тоже есть названия, но я сократил список до самых основных и важных, чтобы не перегружать голову начинающего гитариста. А теперь пробежимся по каждому.

  • Подставка - служит для закрепления струн с одной стороны, а также для создания уровня.
  • Верхняя дека - сильнее всего влияет на звук. Чем больше ее площадь - тем больше и громкость гитары.
  • Гриф - часть гитары, на котором расположены лады, с помощью которых мы и будем регулировать воспроизводимый звук.
  • Колки - позволяют настраивать гитару, по средствам регулировки натяжения струн.
  • Голосник - поглощает, после чего отдает уже усиленный звук.
  • Лады. Куда же без них, вообще ладами называют те самые металлические перегородки на грифе, но для более легкого понимания новичкам, считайте ладами промежутки между этими перегородками. Зажимая определенные комбинации струн на определенных ладах мы и получаем тот самый прекрасный звук и мелодию.

            Гитара относится к струнно-щипковым инструментам. Источником звука в ней являются струны. Основным предметом звукоизвлечения на гитаре являются пальцы, а точнее их кончики («подушечки»), ногти или медиатор. Звукообразование на струнных инструментах, таких как гитара, становится возможным благодаря возбуждению колебаний струны. После этого колебание переносится на окружающую среду воздуха. Длительность звучания равна времени колебания струны, а громкость звука зависит от интенсивности данного колебания и постепенно уменьшается, сходя на нет вместе с колебанием.

         Некоторые способы звукоизвлечения на гитаре:

  • Тирандо.  Щипок струны пальцем правой руки без опоры на соседнюю струну. Основной приём при исполнении арпеджио, аккордов и многоголосия. 
  • Апояндо.  Щипок струны пальцем правой руки с последующей опорой пальца на следующей струне. Позволяет добиться яркого и сильного звучания. 
  • Ногтевой способ. Звук извлекается при помощи ногтей на пальцах правой руки. Кончики подушечек пальцев (ближе к ногтю) касаются струн, и почти одновременно струна скользит под ноготь, который и заставляет струну звучать. 
  • Пикинг. Техника игры на гитаре, при которой ноты звучат благодаря срыву струн медиатором или пальцами. 
  • Слэп.  Исполнитель дёргает за струны таким образом, что они, ударяясь о порожки гитары, издают характерный щёлкающий звук. 
  • Тэппинг.  Техника, при которой мелодия играется за счёт нажатия пальцами обеих рук непосредственно на лады, без пикинга. 

1.6 Известные гитаристы

Классическая гитара

            Джон Уильямс - «оскароносец». Этот британец впервые взял в руки гитару, когда ему было всего лишь четыре года. Его обучением занимался отец, основатель лондонской школы гитаристов, а игру заметил сам великий Андрес Сеговия, пригласивший одаренного музыканта в свою летнюю школу. Записал больше 100 дисков. В 1973 году получил премию Грэмми, а в 1978 году написал саундтрек к оскароносному фильму «Охотник на оленей». 

            Мануэль Баруэко -  горячий кубинец. Родом из Кубы, но состоялся как артист в США. Первой большой сценой для Мануэля Баруэко стал Карнеги-Холл в 1974 г, и с тех пор он держит планку. Один из лидеров классической гитары последние несколько десятилетий. 

          Артем Дервоед. Еще несколько лет назад Артем Дервоед был подающим надежды выпускником Гнесинки, беря одну за другой премии на международных конкурсах. Сегодня он в Гнесинке уже преподает, а сам ворвался в топ лучших классических гитаристов мира. В Москве основательно приземляется, пожалуй, только раз в год в марте  – чтобы провести и самому выступить на фестивале «Виртуозах гитары». И ценят не только за особую славянскую страстность исполнения, но и за премьерные переложения для гитары классических симфоний ─ например, скрипичного концерта Бетховена.

Электрическая гитара

Брайан Мэй- британский рок-музыкант, гитарист группы Queen, автор многих хитов группы.

На гитаре начал играть в возрасте семи лет, а в 15 репетировал с любительскими группами. В 1964 году Мэй организовал студенческую группу «1984», вместе с которой в 1967 году он аккомпанировал Джими Хендриксу. В 1971 году Мэй переименовал группу Smile в Queen и выступал в ней в качестве ведущего гитариста, вокалиста и время от времени автора песен. Создал классический звук группы Queen с помощью гармонических комбинаций и мелодизма После распада Queen в 1991 году Брайан Мэй занялся сольной карьерой. Ему удалось записать семь довольно удачных сольных альбомов.

      Марк Нопфлер- британский рок-музыкант, певец, гитарист, автор песен, один из основателей и лидер группы Dire Straits. С 1977 по 1995 год был фронтменом, соло-гитаристом и вокалистом группы Dire Straits, а также автором песен. После распада группы в 1995 году Нопфлер начал сольную карьеру. За свою сольную карьеру он выпустил 10 альбомов.

       Джон Харрисон.  Британский рок-музыкант, певец,композитор, писатель, продюсер, ситарист и гитарист,получивший наибольшую известность как соло-гитарист The Beatles. Харрисон занимает 21-е место в списке 100 величайших гитаристов всех времён по версии журнала Rolling Stone (в версии 2003 года) и 11-е место в версии списка 2011 года. Харрисон был не только певцом, автором песен, гитаристом и ситаристом, но также музыкальным продюсером и новатором.Был ключом к гениальности звучания The Beatles. Его тонкий подход к написанию гитарных партий делал песни ливерпульской четвёрки полноценными и моментально запоминающимися. 

2. Классификация гитар

Классификация гитар может проводиться по разным параметрам: 

По конструкции корпуса: 

  • Классическая гитара.  Акустическая шестиструнная гитара конструкции Антонио Торреса (XIX век). 
  • Фолк-гитара. Акустическая шестиструнная гитара, приспособленная к использованию металлических струн. 
  • Арктоп. Акустическая или полуакустическая гитара с выпуклой передней декой и f-образными резонаторными отверстиями (эфами), расположенными по краям деки. 
  • Тенор-гитара. Четырёхструнная гитара с укороченной мензурой, диапазоном и строем банджо. 
  • Баритон-гитара. Гитара с более длинной мензурой, чем обычная, что позволяет настраивать её на более низкое звучание. 
  • По наличию ладов: 
  • Обычная гитара. Имеет лады и ладовые порожки, приспособлена для игры в равномерно темперированном строе. 
  • Безладовая гитара. Не имеет ладовых порожков. При этом становится возможным извлечение звуков произвольной высоты из диапазона гитары, а также плавная смена высоты извлекаемого звука. 
  • Слайдовая гитара. Предназначена для игры слайдом, в такой гитаре высота звука плавно изменяется с помощью специального приспособления — слайда, которым водят по струнам. 
  • По стране (месту) происхождения: 
  • Испанская гитара. Акустическая шестиструнная гитара, появившаяся в Испании в XIII–XV веках. 
  • Русская семиструнная гитара. Появилась в России в XVIII–XIX веках. 
  • Гавайская гитара. Слайдовая гитара, функционирующая в «лежачем» положении, то есть корпус гитары лежит плашмя на коленях гитариста или на специальной подставке, гитарист при этом сидит на стуле или стоит рядом с гитарой как за столом. 
  • Бразильская гитара. Акустическая шестиструнная гитара с расширенным строем и увеличенной мензурой. 

По роли в исполняемом произведении: 

  • Соло-гитара. Предназначена для исполнения мелодических солирующих партий, характеризуется более резким и разборчивым звуком отдельных нот. 
  • Ритм-гитара. Предназначена для исполнения ритмических партий (как правило, аккордами), характеризуется более плотным и равномерным тембром звука, особенно в области низких частот. 
  • Бас-гитара. Гитара низкого диапазона, как правило, используется для исполнения басовых партий. 

По числу струн: 

  • Четырёхструнная гитара. Имеет четыре струны. Подавляющее большинство четырёхструнных гитар — это бас-гитары либо теноровые гитары. 
  • Шестиструнная гитара. Имеет шесть одиночных струн. Наиболее стандартная и распространённая разновидность. 
  • Семиструнная гитара. Имеет семь одиночных струн, например, русская семиструнная гитара. Наиболее применима в русской и советской музыке начиная с XVIII–XIX веков до настоящего времени. 
  • Двенадцатиструнная гитара. Имеет двенадцать струн, образующих шесть пар, настраиваемых, как правило, классическим строем в октаву либо в унисон. На ней играют в основном профессиональные рок-музыканты, фолк-музыканты и барды. 

Заключение

          Таким образом, гитара является струнным щипковым музыкальным инструментом с корпусом-резонатором в виде восьмёрки и с длинным грифом. Гитара прошла огромный путь развития и до сих пор ее можно назвать одним из самых популярных инструментов.Такие предшественники гитары как китара (китарра), лира, арфа, пандора существовали еще в Древнем Египте и Древней Греции.

                Испанский гитарный мастер Антонио Торрес привнес большой вклад в развитие гитары, он придаёт гитаре современные форму и размер. Гитары конструкции Торреса сегодня называют классическими. В России гитара появилась в конце 18 века. Вскоре она становится популярной во всех слоях общества. В конце XVIII века в нашей стране появилась семиструнная гитара. А изобретателем русской гитары считают у (1773—1850) — основоположника гитарного искусства в России.

            Но на этом история гитары не закончилась. В Америке в 19 веке пояпляется акустическая гитара. Родоначальником акустической гитары с железными струнами считается Кристиан Фредерик Мартин (Christian Frederick Martin), основатель гитарной фирмы Martin&Co, которая и по сей день является эталоном качества акустических гитар.

          Гитара становится главным инструментом в рок-музыке. Гитара звучала слишком тихо.  И в начале 1950х американские инженер и предприниматель Лео Фендер и инженер и музыкант Лес Пол независимо друг от друга изобретают электрическую гитару со сплошным деревянным корпусом, конструкция которой сохранилась без изменений до настоящего времени.

          Так в чем же секрет популярности гитары? Она универсальна и доступна, она присутствует во многих жанрах и стилях, от рок-н-ролла до классической музыки. Гитара может играть ритмическую партию, аккомпанировать вокал или исполнять сложные соло.

 

 

Список литературы

1.Вольман, Б.Л. Гитара /Б.А. Вольман.- Москва: Музыка, 1980. - 59 с

2.Классическая шестиструнная гитара/ Сост. Вещицкий П., Ларичев Е., Ларичева Г.- Москва:"Композитор", 2000. -216 с.

Интернет ресурсы:

1. Гитара. - URL:https://znanierussia.ru/ articles/Гитара ( дата обращения: 05.11.2024)

2. История гитары и её происхождение. URL:https://nnsokolov.ru/articles/istoriya-gitary( дата обращения: 10.10.2024)

3. Виды гитар. - URL:https://shkolamuzyki.ru/ statii/title/ vidy-guitar ( дата обращения: 29.09.2024)

4. Русская семиструнная гитара. - URL:https://ru.ruwiki.ru/wiki/Русская_семиструнная_гитара


[1] 1. Гитара. - URL:https://znanierussia.ru/ articles/Гитара

[2] Русская семиструнная гитара. - URL:https://ru.ruwiki.ru/wiki/Русская_семиструнная_гитара

[3] Русская семиструнная гитара. - URL:https://ru.ruwiki.ru/wiki/Русская_семиструнная_гитара


  • Мне нравится 
Поделиться:

Городецкая роспись

Сочини стихи, Машина

Волшебная фортепианная музыка

Горка

Л. Нечаев. Яма