Проектно-исследовательская работа посвящена проблеме влияния
цветового оформления классных кабинетов на психологическое состояние обучающихся.
Здоровье – незыблемая ценность современности. Эмоциональная стабильность ребёнка, его работоспособность на уроках, высокий уровень внимания, положительная мотивация – всё это залог успешности в обучении. Работая над темой «Влияние цветового оформления учебного кабинета на
психологическое состояние школьников» нами изучена природа цвета, его
особенные характеристики и влияние на организм.
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 223.5 КБ |
Учебно-исследовательская конференция школьников Шарыповского района «Первые шаги в науку» | |
Название секции | Секция «Чаша достоверности» |
Направление | Психология человека |
Полное название темы работы | Влияние цветового оформления учебного кабинета на психологическое состояние школьников. |
Возрастная номинация | 10 лет |
Тип работы | Проектно-исследовательская |
Фамилия, имя, отчество авторов, дата рождения | Кольцова Валерия Анатольевна 14.07.2008 Криничных Полина Евгеньевна 03.04.2008 |
Место учёбы | Оракская общеобразовательная школа филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Парнинской средней общеобразовательной школы №5 |
Класс | 4 |
Руководитель | Максимкина Наталья Петровна, педагог-психолог |
E- mail Контактный телефон | +79029210740 |
АННОТАЦИЯ
Проектно-исследовательская работа посвящена проблеме влияния
цветового оформления классных кабинетов на психологическое состояние обучающихся.
Здоровье – незыблемая ценность современности. Эмоциональная стабильность ребёнка, его работоспособность на уроках, высокий уровень внимания, положительная мотивация – всё это залог успешности в обучении. Работая над темой «Влияние цветового оформления учебного кабинета на
психологическое состояние школьников» нами изучена природа цвета, его
особенные характеристики и влияние на организм. Проанализировано использование цветовых решений дизайна школьных помещений. Авторы работы так же изучили теоретические источники, разработали и проанализировали анкету, исследовали «Влияние цвета на работоспособность учащихся».
Наше исследование значимо в практическом смысле, так как, полученные результаты подтверждают гипотезу о влиянии цвета и могут использоваться администрацией, педагогами, родителями и учащимися школы для организации успешной учебной деятельности и грамотного дизайна интерьера.
Цвета действуют на душу, они вызывают чувства,
пробуждают эмоции и мысли, которые нас
успокаивают или волнуют, они печалят или радуют.
И.В.Гёте
ВВЕДЕНИЕ
Какой цвет у вас любимый? Влияет ли цвет на вашу жизнь? Почему люди по-разному воспринимают цвета?
Каждый день мы привыкли видеть небо голубым, лес зелёным, а солнце – жёлтым. Кто-то обожает бродить по лесу и это его успокаивает, расслабляет. Другой человек не представляет жизни без моря, а третий забирается высоко в горы и только там, отдыхает и любуется бесконечной белизной горных вершин.
Новый учебный год для нас, четвероклассников, начался в обновлённом кабинете. Ремонт состоялся летом, но мы, и представить себе не могли, как цветовое оформление изменит интерьер. Уже вошло в привычку видеть оттенки сине-голубого цвета повсюду: в коридорах и классах, в столовой и спортзале. Несколько дней на переменах в нашем кабинете было много гостей, все хотели посмотреть и спрашивали: «А почему у вас стены разного цвета?» Действительно, почему для покраски стен выбрали определённые цвета? Со временем, мы почувствовали, что хочется больше времени находиться в классе, даже во время перемен. Обычно, наша учительница не даёт нам готовых ответов, а предлагает подумать, поискать решения самостоятельно. Она только сказала, что «надеется, мы станем учиться лучше». Мы приняли решение изучить, почему взрослые покрасили стены в классе разными цветами, а именно жёлтым и зелёным. Как изменения в интерьере, в частности цветовые, могут влиять на психологическое состояние школьника?
Актуальность проблемы: здоровье – главная ценность человечества. Здоровые, развитые дети – надёжное будущее и главная забота государства. Организация правильной, благотворно влияющей среды на физическое и психологическое состояние учащихся – залог их успешного обучения и развития на благо России.
Новизна исследования: в настоящее время, к сожалению, ещё ни одна теория о физиологическом процессе восприятия цвета не может обстоятельно разъяснить вопросы, связанные с влиянием на школьника.
Объект исследования: цветовая гамма.
Предмет исследования: влияние цвета на работоспособность учащихся.
Цель работы: исследование влияния цветового оформления учебного кабинета на психологическое состояние школьников.
Гипотеза исследования: использование определённых цветов воздействует на психологическое состояние школьника.
Для достижения цели определили следующие задачи:
-найти и изучить по теме природы цвета и его влияния на организм теоретические источники;
-разработать и провести анкету для учащихся о влиянии цвета;
-исследовать влияние цвета на работоспособность учащихся и проанализировать полученные данные;
- создать макет учебного кабинета для младших школьников;
- разработать рекомендации по использованию цвета в оформлении учебных кабинетов для оптимального развития, обучения и сохранения здоровья школьников.
Методы исследования: анализ литературы по проблеме исследования, наблюдение, фото-фиксация, обработка данных анкетирования: количественный и качественный анализ полученных результатов, корректурный тест (таблица Я. А. Анфимова).
Исследование имеет практическую ценность и заключается в получении полезных данных, которые могут быть использованы администрацией Оракской ООШ филиала МБОУ Парнинской СОШ №5, как рекомендации по цветовому оформлению учебных кабинетов, коридоров, спортивного зала и столовой.
ПРИРОДА ЦВЕТА, ХАРАКТЕРИСТИКА И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА
Необыкновенными и загадочными, но очень яркими природными явлениями мы считаем радугу или полыхающее в небе полярное сияние. Наблюдая необычайное буйство красок, бурно реагируем, испытывая радость, удивление, восхищение. Для тех людей, кто знаком со свойствами света, такие явления легко объяснимы, но для младшего школьника – чудо.
Что такое цвет? В чём его особенности? Оказывается, ещё в 17 веке случилось открытие Исаака Ньютона. Он доказал опытным путём, что цвет – это свет. Через небольшое отверстие в темное помещение проникал луч света. Используя стеклянную призму, Ньютон обнаружил, что луч, проходя через неё, образует радужную полоску – спектр. Он выделил семь основных ярких цветов: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый [7]. Отметим, что данная теория считается учёными основополагающей для исследований.
Немецкий поэт Иоганн Вольфганг Гёте придумал свою теорию. Раздумывая о том, как рождается цвет, он вдруг заметил такие, которые невозможно получить путём смешивания - синий, желтый и красный Гёте назвал чистыми. Смешанные - это оранжевый, зеленый и фиолетовый. На уроках изобразительного искусства мы часто экспериментируем, смешивая основные цвета и получая удивительные оттенки. Гёте в своей работе писал, что «цвет — продукт света, вызывающий эмоции», ему удалось соотнести цвет с определённым психологическим состоянием человека. Выражения нашей речи: «покраснел от стыда, почернел от горя, позеленел от злости» не имеют буквального значения, а только связывают эмоции человека и способ их выражения [3].
Таким образом, физик И. Ньютон и поэт В.Гёте открыли нам понятие цвета. Это позволяет понимать природные явления, любоваться множеством прекрасных оттенков, даже создавать их самостоятельно, и наблюдать влияние цвета на наше самочувствие, настроение, внимание, работоспособность.
Г. Цойгнер, психолог из Германии, изучая в «Учении о цвете» его влияние на человека, выделяет три вида воздействия: физическое, оптическое и эмоциональное [8].
У каждого человека пять основных органов чувств, но обязательно есть один доминирующий. В настоящее время наблюдается повышенный уровень визуального восприятия мира. 80 % информации воспринимается через глаза. Чувство цвета для нас является едва ли не самым главным. Ведь мы, современные люди, слишком сильно сосредоточены на экранах смартфонов, планшетов, телевизоров.
Наше внимание, прежде всего, привлекает именно цвет. Например, яркая упаковка товара быстрее заинтересует покупателя, особенно ребёнка. Цвет одежды человека играет ведущую роль в целостности образа и обладает живительной силой, исцеляет. «Цвет жизненно важен для медиков и психологов, художников и дизайнеров, политиков, педагогов, учёных и бизнесменов», - пишут в книге «Язык цвета» известные эксперты-психологи, специалисты по цветовым решениям М. Купер, А. Мэтьюз [5].
Какие цвета наиболее благоприятные для человеческого глаза? Ответ на этот вопрос очевиден, он нас, буквально, окружает. Конечно, это зеленый, голубой, желтый - цвета окружающей нас природы. Многие люди называют любимый цвет, но не знают его значения. Подбирают цвет для интерьера комнаты, ещё не понимая, что своим выбором выражают конкретные черты своего характера.
Все цвета составляют два противоположных спектра: теплые цвета и холодные.
Теплые цвета – активные (красный, оранжевый, желтый), они улучшают настроение, возбуждают и усиливают мышечную работоспособность. Холодные цвета – пассивные (голубой, синий, фиолетовый), они, напротив, тормозят деятельность, успокаивают и даже способны угнетать детскую психику. Синий цвет врачи используют для лечения шизофрении, а голубой снижает кровяное давление. Красный использовали еще в средние века для врачевания кори, оспы, скарлатины. Бабушка всегда завязывает именно красную шерстяную ниточку на запястье, если болит рука.
Воздействие цвета на психологическое состояние зависит и от особенностей освещения. При солнечном свете наш глаз лучше различает цвета. Издалека вызывают четкое изображение на сетчатке глаза активные цвета (вот почему «зебру» между Ораками и Ужуром покрасили в жёлтый цвет и она ночью «бросается» в глаза), а пассивные цвета на таком же расстоянии нечёткие, размазанные.
Физиологи считают, что от настроений субъекта не зависит физиологическое влияние цвета на организм.
В своей книге Миронова Л.Н. даёт каждому цвету следующие характеристики: красный - возбуждающий, согревающий, активный, энергичный, проникающий, тепловой, активизирует все функции организма; используется для лечения ветряной оспы, скарлатины, кори и ряда кожных заболеваний; на короткое время увеличивает мускульное напряжение, повышает кровяное давление, ускоряет ритм дыхания.
Жёлтый - тонизирующий, бодрящий, согревающий, увеличивающий мышечную активность, стимулирующий деятельность ЦНС, оказывает лечебное воздействие при заболеваниях пищеварительного тракта, печени, почек, ревматизме и др.
Зеленый - уменьшает кровяное давление и расширяет капилляры, успокаивает, снимает напряжение, облегчает невралгии и мигрени, используется при лечении астмы, ларингита и др.
Синий - замедляет сердечную активность, успокаивающее действие может перейти в тормозящее, депрессию[6]. Синие лучи применяют при лечении воспалительных заболеваний глаз, ветрянке, скарлатине (по данным Г. Фрилинга и К. Ауэра – 1973г.) [8].
Хорошим диагностическим методом считают психологи исследование цветовых предпочтений, так как он позволяет эффективно корректировать психические состояния человека. Такое влияние поступает через зрительное восприятие непосредственно в мозг, проникает прямо к органам.
Воздействие цвета затрагивает не только эмоции и характер человека, но и познавательные процессы, работоспособность, что представляет в нашей работе наибольший интерес.
ВЛИЯНИЕ ЦВЕТА НА РАБОТОСПОСОБНОСТЬ ШКОЛЬНИКА.
Работоспособность – это умение человека мобилизовать свою энергию на высококачественное выполнение той или иной работы, и зависит от состояния здоровья, возраста, пола, правильного питания и полноценного отдыха. Для работоспособности школьника так же имеет значение воздействие на организм температуры воздуха, качественное освещение помещения, настроение.
Нас интересует умственная работоспособность - объем умственной работы, связанной с процессом обработки информации, который должен быть выполнен на уроке без снижения уровня функционирования организма [10].
Умственная работоспособность школьника зависит от восприятия информации, состояния памяти, мышления, выраженности эмоций.
На уроках все эти факторы действуют в совокупности. Учителя, зная динамику работоспособности детского организма, правильно организовывают учебную деятельность. Взрослея, ребёнок становится более работоспособным, успешнее сопротивляется утомлению. Специальные психологические исследования умственной работоспособности показали, что 13-летний подросток сделает работу в два раза большую, чем ребёнок 7 лет. Мышечная работоспособность повышается с возрастом, выносливость и сила возрастают, ребёнок меньше утомляется при равномерной нагрузке - это следствие развития сердечнососудистой и дыхательной систем, обеспечивающих активное поступление кислорода в организм [1].
Работоспособность в течение учебных занятий то спадает, то поднимается. Объясняется это целым рядом причин. Важную роль играют чередование уроков по степени сложности, использование активных методов преподавания, современных технических средств обучения, а так же окружающее учащихся пространство, в том числе и дизайн учебного кабинета. Мы поставили задачу выяснить, как цвет может влиять на работоспособность, основными показателями которой являются: скорость выполнения задания; концентрация и устойчивость внимания[13].
АНАЛИЗ ДИЗАЙНА ШКОЛЬНЫХ ПОМЕЩЕНИЙ
Учащиеся проводят в школе практически половину своей жизни: уроки, факультативы, секции, кружки. Всё, что они видят вокруг, непременно отражается на их физическом и, конечно, психическом состоянии. Для создания благоприятных условий для учебы и сохранения здоровья учащихся необходима организация правильной визуальной среды.
Во время ремонта в классе мы узнали, в какие цвета окрашивали стены в нашей школе много лет назад, за шкафом сохранились старые панели. Тогда использовались слишком тёмные, в основном коричневые и тёмно-зелёные оттенки. Возможно, они казались наиболее практичными, на таких стенах были мало заметны пыль, рисунки или следы от детских рук. Рассмотрев кусочки старой краски, мы обнаружили, что полы красили из года в год в тёмно-коричневый цвет, а стены до половины в тёмно-зелёный, потом в тёмно-синий, а последние годы в голубой. Предполагаем, что раньше ремонтировали школу теми материалами, что имелись и особенно не задумывались о выборе оттенков цвета.
Что же несут такие цвета в эмоциональном и психологическом плане? Коричневый вызывает ощущение физического дискомфорта, утомление, а зелёный успокаивает, приятен для глаз.[2] Тёмно-зелёный цвет панелей выглядел на стенах очень некрасиво, словно, грязный и вряд ли мог кому-нибудь понравиться.
Авторы книги «Человек-цвет-пространство» Фрилинг Г., Ауэр К. подробно рассматривают и предлагают использовать для дизайна учебных кабинетов следующие оттенки: желтый цвет вызывает радость, концентрирует внимание, активизирует мыслительную деятельность; оранжевый вызывает чувство благополучия, уверенности в своих силах; голубой позволяет создавать располагающие к отдыху и вдохновляющие на творчество пространства, идеально сочетается с жёлтым цветом; зеленый успокаивает, снимая раздражительность, концентрирует внимание и обостряет зрение [8].
Согласно СанПиН 2.4.2.2821-10 стены классных кабинетов рекомендуется окрашивать в оттенки жёлтого цвета (бежевый, кремовый, светло-охристый. [12]
Изучив различные источники, мы выяснили, что в нашем учебном кабинете покрасили стены в определённые цвета не случайным образом, а с учётом влияния цвета на организм младшего школьника и в соответствие Санитарно-эпидемиологическим требованиям к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях.
Таблица 1. Дизайн учебного кабинета юго-восточной стороны (4 класс)
| Передняя стена выделена жёлтым цветом для активизации мыслительной деятельности. Гармоничное сочетание голубого небесного цвета боковых стен класса с белым потолком удачно дополняет интерьер. Окна выходят на южную сторону, но огромные тополя перед окнами класса закрывают собой солнечный свет, о его избытке говорить не приходится. |
| Противоположная стена окрашена зелёным холодного оттенка. Там располагается зона релаксации, светло-зелёная стена и тёмная зелень растений создаёт приятную цветовую гамму. Здоровье глаз укрепляет и зрительный тренажёр Базарного. Шкаф, стол и парты натурального древесного цвета и не контрастируют с главной стеной, на которой располагается важная информация для внимания учащихся. Пол окрашен в жёлто-коричневый цвет. |
| На стене располагается доска зелёного цвета, на ней жёлтым цветом обычно записывается важная информация для запоминания, например словарные слова, математические формулы. |
| Ярким пятном смотрятся жёлто-оранжевые жалюзи. Так как оранжевый самый тонизирующий и веселый цвет, то вполне допустимо его использование в малых количествах. |
Таким образом, из выше сказанного можно сделать вывод: цветовое оформление нашего учебного кабинета соответствует теоретическим основам влияния цвета и способно благотворно влиять на психологическое состояние младших школьников.
Проанализируем дизайн других помещений нашей школы с точки зрения использования цвета в интерьере. Начнём с кабинетов, располагающихся с юго-восточной стороны: два кабинета начальных классов, а так же кабинет географии и английского языка. Во всех без исключения в большом количестве присутствует белый и синий цвета. Если учесть выход окон на солнечную сторону, то использование холодных оттенков весьма оправдано.
Таблица 2. Дизайн кабинетов юго-восточной стороны
| Синий цвет (1 класс) рассеивает внимание и снижает работоспособность, вызывает грустное настроение. Темно-синий считается более тревожным и депрессивным цветом. Он может вызывать беспокойство. Голубой - успокаивающий цвет, снижает мышечное напряжение, понижает кровяное давление, замедляет ритм дыхания. На окнах используются белый тюль, цвет штор различный – персиковый, коричневый. Фиолетовый (кабинет английского языка) соединяет эффект красного и синего, оказывает угнетающее воздействие на нервную систему. Тонкая ткань практически не защищает от яркого света в солнечную погоду. Парты имеют покрытие светлых тонов с сохранением текстуры древесины, пол окрашен в коричневый цвет, в кабинете начальных классов (2-3 кл.) линолеум зелёного цвета. |
Кабинеты, выходящие окнами на север, испытывают недостаток солнечного света, поэтому следует избегать сочетания белого с синим.
Таблица 3. Дизайн кабинетов северной стороны
| В кабинетах русского языка и химии в большом количестве присутствует белый цвет: белые стены, маркерные доски, белый тюль. Панели серого и голубого цвета соответственно. Недостаток солнечного света в сочетании с холодными оттенками делают классные комнаты безжизненными. |
| В кабинете технологии стены окрашены в яркий жёлто-зелёный цвет, передняя стена занята встроенным шкафом от пола до потолка коричневого цвета, доска тоже коричневая. «Коричневая доска усыпляет», - писал Н. Герасименко в журнале «Домашний доктор». [2]. |
Таблица 4. Дизайн школьных помещений
| В коридоре стены до половины высоты окрашены голубой краской. Данный оттенок способствуют релаксации, и даёт отдых глазам, а ещё располагает к дружеским взаимоотношениям. На стенах висят различные баннеры, стенды, которые в свою очередь дополняют дизайн, глазу есть за что «зацепиться». |
| Любимое место ребят в школе – это спортзал. Хочется отметить, что в нашей школе в 2016 году построили новый спортивный зал, к сожалению, нам не удалось выяснить, чем руководствовались строители при выборе цветового оформления зала. Стены до самого потолка, пол - всё голубое. Спортивный зал следует выдерживать в иных красках, возможно, добавить ярких, тонизирующих оттенков, например, жёлтого и оранжевого, будет удачным сочетание голубого и светло-зеленого цвета. |
| В школьной столовой всё тот же голубой цвет, хотя в основе колорита должны преобладать светло-желтые и бежевые оттенки. Известно, что теплые тона улучшают аппетит и отлично стимулируют работу желудка. Например, оранжевый цвет вызывает чувство благополучия, уверенности в своих силах, способствует пищеварению и рекомендуется для оформления школьной столовой. Для оформления возможно использование красного в небольшом количестве. |
Таким образом, дизайн помещений в нашей школе вызывает много вопросов с точки зрения благотворного влияния цвета на психологическое состояние школьников, и мы считаем необходимым изменить цветовое оформление кабинетов с учётом их расположения относительно сторон света, возраста обучающихся, советов психологов, физиологов и требований СанПиН 2.4.2.2821-10.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследование проводилось на базе Оракской ООШ филиала МБОУ Парнинской СОШ №5 с участием учащихся 2-9 классов в возрасте от 8 до 10 лет – 17 человек, от 11 до 13 лет – 11 человек, от 13 до 15 лет – 14 человек, всего 43. Мы произвели фотосъёмку, описание кабинетов и зафиксировали цветовое оформление помещений школы. Провели анкетирование школьников с целью выяснения знаний о влиянии цвета на человека, личных цветовых предпочтений, а так же, какие школьные помещения наиболее благоприятно влияют на эмоциональное состояние (Приложение 1).
Письменные ответы ребят распределились следующим образом:
Вопрос Цвет | 1. Какой цвет у Вас любимый? | 2. Какой цвет Вам совершенно не нравится? | 3. В какой цвет Вы бы покрасили стены в своем классе? | 4. В какой цвет Вы бы покрасили коридоры в школе? |
Красный | 12 | 2 | ||
Оранжевый | 4 | 1 | 8 | |
Жёлтый | 6 | 2 | 10 | |
Зелёный | 6 | 2 | 17 | 12 |
Голубой | 2 | 4 | 5 | 15 |
Синий | 6 | 4 | 1 | |
Фиолетовый | 3 | |||
Коричневый | 5 | |||
Серый | 1 | 3 | ||
Чёрный | 4 | 5 | ||
Розовый | 2 | 6 | 2 | |
Бордовый | 1 | |||
Золотой | 1 | |||
Белый | 3 |
Вопрос Ответ | 5. Нравится ли Вам цветовое оформление учебных классов в школе? | 6. Знаете ли Вы, какие цвета разрешается использовать для окраски стен учебных классов? | 7. Влияет ли цветовое оформление учебных классов на Ваше психологическое и физическое состояние? | 8. Какой кабинет в школе Вы считаете самым уютным? |
Да | 13 | 7 | 21 | |
Нет | 30 | 36 | 22 | |
Библиотека | ||||
1 класс | 2 | |||
2-3 класс | 3 | |||
4 класс | 14 | |||
Кабинет истории | 3 | |||
Кабинет английского языка | 6 | |||
Кабинет директора | ||||
Кабинет химии и биологии | ||||
Кабинет технологии | 4 | |||
Кабинет русского языка | 6 | |||
Музей | 3 | |||
Учительская | 1 | |||
Столовая | ||||
Спортивный зал (новый) | 1 |
Анализируя данные проведенного анкетирования, мы определили, что красный цвет «как любимый» занял лидирующую позицию (28%), чаще других выбирали обследуемые жёлтый, зелёный и синий (по 14 %). Красный и желтый – активные цвета, пользуются у детей младшего школьного возраста значительно большей симпатией, чем другие. Среди «нелюбимых» - розовый (14%), чёрный (12%), коричневый (12%).
Для окраски стен учебных кабинетов учащиеся, видимо, интуитивно выбрали зелёный (40%), жёлтый (23%) и оранжевый (19%). В голубой (35%) и зелёный (28%) они хотели бы окрасить коридор.
Подавляющему большинству опрошенных (70%) не нравится цветовое оформление классов.
Какие цвета разрешается использовать для окраски стен учебных кабинетов, не знают 84 % учащихся, семеро знают, из них шестеро назвали белый, голубой, зелёный, только один ученик указал бледно-жёлтый, светло-зелёный.
При ответе на вопрос «Влияет ли цветовое оформление учебных классов на Ваше психологическое и физическое состояние?» мнения ребят разделились поровну. Наблюдения показали, что отвечая на этот вопрос, многие рассуждали логически «если спрашивают об этом, значит влияет».
Самым уютным в школе ребята (33%) считают кабинет начальных классов, где обучаются четвероклассники и проводятся занятия педагога-психолога. Мы предполагаем, что выбор в его пользу сделан не случайно. В окраске стен преобладают светлые тона (оттенки зеленого, светло- желтого, голубого), которые положительно влияют на эмоциональное состояние школьников. Жалюзи на окнах, ухоженные комнатные цветы, зона релаксации, несомненно, добавляют уюта. Возможно, выбор ребят обусловлен и предметом, и занятиями, так как чувствуют они здесь себя комфортно, спокойно и уверенно.
Исследование умственной работоспособности учащихся 4 класса мы провели с помощью корректурного теста (таблиц Анфимова) (Приложение 2), которые помогают изучить особенности внимания[13]. Мы определяли качественные показатели работоспособности – количество ошибок, которые допустили учащиеся, просматривая знаки в течение 4 минут, ежедневно со вторника до пятницы в одно и то же время, в 13.50.Таблицы напечатали на бумаге разного цвета: белого, жёлтого, красного и светло-зеленого, чтобы проследить влияние цвета на внимание учащихся. Испытуемым предложили задание: быстро и точно вычеркнуть заданную букву. Чтобы исключить привыкание, на разных цветах бумаги просили вычеркнуть разные буквы. Количество ошибок, допущенных испытуемыми, оказалось различным. Мы подсчитали среднее значение для каждого цвета бумаги, и результаты отразили в таблице 2 (Приложение 4), сравнив их с ориентировочными критериями, приведенными в таблице 1 (Приложение 3).
По результатам данного исследования можно сделать вывод: цвет фона бумаги влияет на внимание учащихся 4 класса.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучив литературу, мы узнали, что понятие цвета открыл физик И. Ньютон и его теория считается учёными основополагающей для исследований природы цвета и его влияния на организм человека. Иоганн Вольфганг Гёте соотнёс цвет с определённым психологическим состоянием человека, «цвет — продукт света, вызывающий эмоции».
Все цвета составляют два противоположных спектра: теплые и холодные, имеют различное воздействие на эмоции и характер человека, познавательные процессы, работоспособность. Зеленый, голубой, желтый - цвета окружающей нас природы, наиболее благоприятны для зрительного восприятия.
В результате мы разработали и провели анкету для учащихся о влиянии цвета, исследовали влияние фона бумаги на работоспособность учащихся, проанализировали полученные данные и таким образом, подтвердили свою гипотезу: использование определённых цветов воздействует на психологическое состояние школьника.
Рекомендации по использованию цвета в оформлении учебных кабинетов оформили в виде буклета для педагогов, родителей и учащихся. Работа по изучению и использованию цвета в интерьере школьных помещений нас очень увлекла и в настоящее время продолжается создание макета учебного кабинета для младших школьников с учётом расположения относительно сторон света, возраста обучающихся и советов психологов.
Список литературы
Приложение 1
Анкета
1. Какой цвет у Вас любимый?____________________________________
2. Какой цвет Вам совершенно не нравится?_________________________
3. В какой цвет Вы бы покрасили стены в своем классе?_______________
4. В какой цвет Вы бы покрасили коридоры в школе?_________________
5. Нравится ли Вам цветовое оформление учебных классов в школе?_____
6. Знаете ли Вы, какие цвета разрешается использовать для окраски стен учебных классов?_________________________________________________
7. Влияет ли цветовое оформление учебных классов на Ваше психологическое и физическое состояние?___________________________________________
8. Какой кабинет в школе Вы считаете самым уютным?_________________
Приложение 2
1. В таблице Анфимова, начиная с первой верхней строки, последовательно просматривая буквы в направлении слева направо, вычеркивайте все встречающиеся буквы Е в течение 4 минут. Работайте в максимально быстром темпе.
2. По окончании работы с таблицей Анфимова подсчитайте
а) общее количество просмотренных знаков (S);
б) количество вычеркнутых букв (М);
в) общее количество букв, которое необходимо было вычеркнуть в просмотренном тексте (N);
г) количество допущенных ошибок (n).
3. Вычислите коэффициент точности выполнения задания (А):
А = M / N.
4. Вычислите коэффициент умственной продуктивности (Р):
Р = А × S.
Корректурный тест (таблица Анфимова)
Ф.И.О.______________________________________________Дата_______
День недели__________________________Время______________Буква Е
С Х А В С Х Е В И Х И А И С Н Х В Х В К А С И Н И С В Х В Х Е И А Н С И Е В А К
В Н Х И В С И А В С А В С Н А Е К Е А Х В К Е С В С Н А И С А И С А И С И А В К
Н Х И С Х В Х Е К В Х И В Х Е И С И Е И Н А И Е И К Х К И К Х Е К В К И С В Х И
Х А К Х Н С К А И С В Е К В Х Н А И С Н Х Е К Х И С Н А К С К В Х К В Н А В С Н
С Н А И К А Е К К И С Х А И В Х Е К В И С Н А И К Е К А Е К С Н А И Х Е И К А С
Н А Е С В Н И Х К А Е С Н А Х Н К А Е С Н А К А Е В Е В К А И С Н А С Н А И В К
А Н А К А Е К С Н С Х Е В Х Е Н А И С Х К Е К И К Н А Е С Н К А К А Е Х К А Е К
А С Е Н А Е Х К А Е Н А И К Е А И С Н К А Е К Е В Е В Н К В Н А И Е И Х Е К Н А
К А Х Е Е К В Н А Х Е К Н А Е К В И К А К Е К Н А И Е И К С Н А В А Е Е А Х Н К
А Е Н К В Х Е Е С В Х К А К В С В К Е В К А А Е С А В И Е Х Е К Н А Е Е Н Е В Х
К А Е Н А И С Н А Е С Н К В К А Е Е Х С К К В И А С Н Н А Е С Н К А В С Х А В С
Н А И К А Е Е С К А Е С Е Х Е К В А И С Н А Е А В К А Е И А И С Х Е Х Е К В И К
В Е Н А И Е Н А И К А Е И Х Н А И Х К Х Е Х Е В И С Н В К А Е Х Е С Н А И Н К А
Е В И В Н А Е И Х Е В К А Е В А Е Н А И Х Е И С Н А Е Х Е К А Е В Е К А К К А С
С Н А К А Е С Х Е Н А И Е И С Н А Е А И С Н К В Е Х Е К Х Е К К А Е С К А Е А К
А Е С Х Е В С К Х Е И Х Н А И С Н К В Е В Е С Н А И К А Е Х Е К Н А И С Н И С Н
Е И С Н В И Е Х К В Х Е И В Н А К А Е Х Е И С В Х А Е К А Е Х С И С Н А И Х Е В
К А Е С Н А К А Е Е Н А И С Х К И В Х Н И Х Е С Н А И В Е В Н А К А Е В С С Н А
И К В Е Х К В К А Е В К А Н Х К А С Н А К С Х Е Х Е Х Е А Е С Н А К А Е К А Е Н
А Е Х К А Е К Е И Х Е В Х А К А Е С Н А И К А Е С Х Е В И Е К А Е С В Е Н С Н А
И С А К В С Н Х К Е С Х А Е С Н А Е Н К А С Х К А Х В Х Е Е К А Е И Е Н А Е С Х
Е К Н А И В К В К Х Е К И С Н А И Х К А Х Е Н А Е Е Н И К В К А Е С Н А Е Е Х В
К В И Е К А И Е Х Е К В С Н Е И С С В Н Е В И С Н А Е А Х Е Х К А Н А Х С К А В
Приложение 3
Таблица 1. Критерии оценки умственного труда
Оценка | Количество труда – просмотрено знаков | Качество труда – допущено ошибок |
Отлично | более 1000 | 0-2 |
Хорошо | 900-1000 | 3-5 |
Удовлетворительно | 700-900 | 6-10 |
Неудовлетворительно | менее 700 | 11 и более |
Приложение 4
Цвет бумаги | День недели | Время | Количество труда | Допущено ошибок (среднее) |
Белый | вторник | 13.50 | удовлетворительно | 6,8 |
Жёлтый | среда | 13.50 | хорошо | 4 |
Красный | четверг | 13.50 | хорошо | 8 |
Зелёный | пятница | 13.50 | отлично | 5 |

Пичугин мост

Девочка-Снегурочка

Никто меня не любит

Астрономический календарь. Май, 2019

Петушок из русских сказок