• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

" История семьи в истории страны : мой прадед -основатель школы»

Опубликовано Будкова Инна Васильевна вкл 07.11.2025 - 17:15
Будкова  Инна Васильевна
Автор: 
Будков Виталий Сергеевич

В нашей жизни мы все, независимо от профессии и стиля жизни, стремимся к своей вершине. У каждого она своя, кто-то оказывается на вершине счастья, кто-то на вершине самопожертвования… Каждый выбирает по себе,и нет в этом случайности. Профессия учителя в этом смысле не случайность, ибо очень сложно удержаться на ее волнах вот уже больше века.

Учитель-это человек, живущий за счет и во имя детских голосов. И кем бы ни стал в будущем ученик: юристом или врачом, экономистом или шахтером, он проходит ступени школьного образования, и в его детской душе остаются определенные воспоминания.Тема исследования является особенно актуальной в жизни современной России в преддверии 80-летия победы в Великой Отечественной войне.  А так же  2025 год является юбилейным- Плаксину Леониду Николаевичу, первому директору школы№2, исполнится 115лет со дня рождения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл "МОЙ ПРАДЕД-ОСНОВАТЕЛЬ ШКОЛЫ"31.17 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение               средняя общеобразовательная школа № 2  имени Леонида               Николаевича Плаксина поселка Мостовского                                                    муниципального образования Мостовский район

Проектная работа

Тема: « Мой прадед -основатель школы»

                                                                       

                                                                         Проект выполнен учеником

                                                                         9«А»-го класса Будковым  Виталием Сергеевичем

                                                                         Руководитель проекта:

                                                                         Учитель истории

                                                                         МБОУ СОШ №2 пос. Мостовского

                                                                         Будкова  Инна Васильевна

                                     

                                          пос. Мостовской 2025

Содержание

I. Введение        3

П.      Имя твое -Учитель…………………………………………………….4

1.Основатель школы………………………………………………5-8

2.История – их судьба……………………………………………9-10

III.        Заключен………………………………………………………………11

IV.        Список литературы……………………………………………………12

Приложение

Введение

Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь.
В. О.Ключевский

Не на каждой карте можно найти наш посёлок, но у него богатая история. Раньше это было село с саманными домиками. Сейчас это посёлок городского типа. Из рассказов старожил поселка узнаем, как он преображался. Наш поселок лежит в голубой чаше гор, это щедро одарённый природой уголок Кубани. Здесь есть и непроходимые леса, населённые редкими видами зверей, и обширные изумрудно-зелёные луга, и заснеженные вершины гор, и бурные горные реки с  хрустально  чистой водой,и каскады водопадов, и зеркально гладкие  озера. И в таком населенном пункте жил и работал человек, о котором пойдет повествование.

Актуальность темы:

Тема исследования является особенно актуальной в жизни современной России в преддверии 80-летия победы в Великой Отечественной войне.  А так же  2025 год является юбилейным- Плаксину Леониду. Николаевичу, первому директору школы№2, исполнится 115лет со дня рождения.

 В Краснодарском крае,вот уже несколько лет, работат федеральный проект Общероссийского народного фронта и Российского движения школьников "Парта Героя". Его цель — рассказать детям правдивую историю Великой Отечественной войны, воспитать уважительное отношение к героическому прошлому и настоящему нашей страны. На "Парте Героя" размещается общая информация о заслуженном человеке, его фотография, биография и героический путь.

Цель проекта:

  Цель проекта – создание условий для уважительного отношения к истории Отечества, героическому прошлому и настоящему нашей страны, заслуженному человеку, герою нашего времени.  

Задачи проекта: 

Изучить биографические данные первого директора  школы, так как такая парта в нашей школе  стоит  в кабинете №12.На парте размещена информация о первом директоре школы Плаксине Леониде Николаевиче.

Настоящим примером учительского мастерства стал учитель истории и обществознания Плаксин Леонид Николаевич, а ее последователями и преемниками Кретова Александра Леонидовна (Заслуженный учитель РФ), Будкова Инна Васильевна и Боровикова Наталья Васильева.

                                                   

1.Основатель школы

Основателем педагогической династии был Плаксин Леонид Николаевич, который родился в Вятской (Кировской) области Лальского района в селе Верхне- Лалье в апреле 1910 года в крестьянской семье, в которой вместе с ним рослоеще пять сестер.

Его детство совпало со сложными, кардинальными переменами в жизни России- Октябрьской   революцией   1917   года,   гражданской   войной,   интервенцией,   и потому Леонид Николаевич не мог получить образования.

В момент борьбы за власть проблемы воспитания и обучения детей отошли на второй план. В деревне была закрыта единственная церковно-приходская школа, так как она не соответствовала новым устоям советской власти.

И тогда его дядя, Плаксин Михаил Мифодиевич, взялся у себя дома обучать деревенских ребятишек, среди которых был и его племянник.

Именно в этой обстановке маленький Леня получил первые уроки доброты и самоотверженной любви к Родине. Но и такая форма обучения была недолгой, и его образование остановилось на уровне начальной школы.

В период НЭПа трудно было найти какую-либо работу, и пятнадцатилетним подростком он переехал в город Архангельск, где за гроши разгружал иностранные суда, приходящие в порт. У него появилась мысль о получении дальнейшего образования.

Советская власть стала заботиться о том, чтобы подрастающее поколение могло учиться дальше. Были открыты рабочие факультеты, и на один из них, а именно педагогический, поступил Леонид Николаевич.

Проучившись два года, он был вынужден вернуться в родную деревню, так как в это время началась коллективизация. Он стал активным участником колхозного строительства, и был награжден почетной грамотой «Молодому ударнику колхозного строительства» (грамота была напечатана на газетной бумаге), которую он бережно хранил до конца своих дней. Интересен тот факт, что никто из жителей деревни не был раскулачен, а все вступили в колхоз и сделали его передовым.

                                                5

В 1930 Леонид Николаевич переезжает в город Киров, где заканчивает Учительский институт, а после он возвращается в свою родную деревню в качестве учителя истории и директора школы.

Одно из важных воспоминаний его жизни - первый день Великой Отечественной Войны. В школе проходил выпускной вечер, а в 12 часов дня по деревенскому радио прозвучали слова Молотова «...враг будет разбит, Победа будет за нами...». Ив этот же день все юные выпускники, вчерашние школьники, ушли добровольцами на фронт. Вместе с ними и Леонид Николаевич отнес заявление. Но сразу его не отправили, так как необходимо было подготовить школу к новому учебному году, сдать дела, найти себе замену...И сразу Волховский фронт, и первая попытка прорвать блокаду Ленинграда зимой 1942 года. Вместе с курсантами Ленинградских высших военных училищ он шел в штыковую атаку на немецкие окопы. В одном из боев Леонид Николаевич был ранен. Зимой, истекая кровью, он уже прощался с жизнью, но неожиданно пришла помощь. Это была юная, 17-летняя девочка, которая ночью, одна, с санями-волокушами, в которые были запряжены сибирские лайки, искала живых среди сотен мертвых.

Среди чудом уцелевших был и Леонид Николаевич. Он всю жизнь сожалел о то, что не узнал имени своей спасительницы. После длительного лечения в госпитале, его комиссовали и при этом же госпитале оставили пропагандистом. Так он и дошел до Берлина, вслед за наступающими войсками, их госпиталь тут же принимал раненых; легко раненных лечили на месте, остальных отправляли в тыл.

 Фронтовые дороги! Сколько было пройдено! Медсамбаты, эвакогоспитали, раненые, тяжело раненые… и всем нужна помощь. В своих воспоминаниях Л.Н писал: « Мы оба (вместе с супругой) с первых дней войны и до полной победы участвовали в войне. Прошли тяжелый путь от Ленинграда через Прибалтийские республики, Польшу, Восточную Германию до Штеттена на Одере...».

                                                               6

В связи с тем, что у него частично были отморожены легкие, на север он уже вернуться не мог, и поэтому в 1945 году переехал в поселок Мостовской Краснодарского Края. С 1945 по 1954 годы он был директором СОШ № 1 п. Мостовского, а 1 сентября 1954 года под его началом была открыта новая школа -семилетняя.Эта школа находилась в неприспособленных для обучения старых зданиях, находившихся в трех разных местах. Учителям приходилось на переменах перебегать из одного здания в другое. Отопление было печным, отсутствовал спортивный зал, но было неистребимое желание получать знания и трудиться.

По специальности Леонид Николаевич учитель истории, и он очень любил свой предмет. Каждый урок был открытием для детей, учитель увлеченно рассказывал о каждом историческом событии, при этом постоянно подчеркивал какая у нас Родина, и как ее надо любить. Ученики заворожено слушали о событиях Великой Отечественной Войны, непосредственным участником которых был их учитель. Он рассказывал о битвах, героях войны и скромно умалчивал о своем участии в войне, не выпячивал себя и не говорил о своих подвигах Леонид Николаевич много рассказывал о фронтовых дорогах.

Всех ребят удивил один случай. Во время войны он вручал орден Красного Знамени одному молодому бойцу из села Беноково Василию Гасанову. Почти через 30 лет в поселке Мостовском встретил его тот боец и бросился со словами: «Товарищ комиссар! Вы меня не узнаете? А помните, вы мне орден вручали!» Это была судьбоносная встреча.

 На заброшенном пустыре за поселком под его руководством был разработан и освоен опытнический участок, который стал центром по трудовому обучению.

На пришкольном участке выращивалась клубника, смородина, яблоки, груши, виноград, и школа была награждена медалью ВДНХ за большую опытническую работу в 1964 г. такими же медалями были дважды награждены директор школы Леонид Николаевич, учитель биологии Рожкова Светлана Григорьевна  и ряд учеников.

В 1960 гг. в п. Мостовском не было современной средней школы. И с большим рвением Леонид Николаевич приступил к строительству нового учебного учреждения.

                                                   7

Учащиеся того периода писали об этом знаменательном событии:

« Наша школа одна из лучших в районе. Наш школьный сад лучший в крае. Многому мы обязаны нашему дорогому Леониду Николаевичу за то, что занимаемся сейчас в светлых просторных классах. Сколько раз он ездил в Краснодар, где и просил и требовал, чтобы начинали строительство школы.... А когда приступили к строительству, он стал неофициальным начальником стройки. Леонид Николаевич был посвящен во все дела строителей. Если видел, что рабочим трудно справиться с каким-то делом, а оно под силу школьникам, он звал нас на помощь. Так мы складывали кирпичи, а когда закончили строительство убирали классы. Сколько бессонных ночей провел Л.Н. за время строительства!»

В 1965 году открыта СОШ № 82, а с образование Мостовского района она была переименована СОШ № 2.

Самым первым приходил в школу директор, он обходил классы, кабинеты, проверял, все ли готово к учебному процессу. Вместе с дежурным учителем он встречал каждого учителя и ученика, обращая внимание, в каком настроении учителя приходят на работу, а школьники на учебу. Если замечал, что у кого-то плохое настроение или что-то случилось, старался помочь чем мог. Коридоры и классы благоухали цветами, которые были выращены учениками. Кабинет биологии славился на весь край, а на пришкольном участке заложен был маленький дендрарий, в котором росли необычные южные растения. По периметру в 600 метров пришкольный участок был обнесен живой изгородью, которая с ранней весны до поздней осени зеленела и защищала пришкольный участок. Урожай с участка реализовывали члены родительского комитета.

У школы был свой счет в Сбербанке, на который и поступали деньги. Заработанные средства шли на спортивный инвентарь, покупку новых растений, экскурсионные поездки для учащихся.

Ежегодно осенью проводился в школе день урожая, и на столы ставили собранные фрукты, выращенные своими руками

Учащиеся не только видели, но и лакомились плодами своего труда. Плаксин Л.Н.имеет звание «Заслуженный учитель РСФСР»

                                                             8

2. История - их судьба

Продолжение себя и своего великого дела Леонид Николаевич нашел в своей дочери. Александра Леонидовна Плаксина (после замужества Кретова) выросла в семье учителя, глубоко преданного своему делу. Отец жил школьными проблемами, делился с женой и дочерью всеми радостями и болями, которые были его неизбежным уделом. Для своей дочери он на всю жизнь остался самым первым наставником, величайшим авторитетом. Даже после того, как он стал директором, несмотря на свою занятость, отец находил время для душевных разговоров с дочерью.

Кретова Александра Леонидовна от отца взяла умение анализировать и интерпретировать факты, феноменальную память, аналитическое и логическое мышление, любовь к истории как к науке и как к школьному предмету, уважение к личности взрослеющего человека, стремление понять душу каждого своего ученика. Будкова Инна Васильевна закончила с серебряной медалью МОУ СОШ № 2 в п. Мостовском, основателем которой был ее дед Плаксин Леонид Николаевич.

В 1990 г. Инна Васильевна поступила в АГУ на исторический факультет, а сразу после окончания в 1995 году пошла работать в МОУ СОШ№2 п. Мостовского. 24 года она работает в этой школы. Стиль и творческий почерк учителя угадываются сразу, умение открывать таланты тоже. Учащиеся Инны Васильевны- призеры конкурсов и олимпиад различных уровней: муниципального и регионального.

Сестра Инны Васильевны также пошла по стопам потомственных педагогов. Наталья Васильевна Боровикова (до замужества Кретова) училась в МОУ СОШ № 2 п. Мостовского и закончила ее с серебряной медалью в 1993 году. С интересом училась в АГУ на историческом факультете, оставшись в городе Майкопе более 18 лет преподаёт в гимназии№5. Ее ученики всегда отзываются об учителе с большой теплотой и трепетностью. Наталья Васильевна умеет превратить рядовой урок в праздник. На ее занятиях нет места заурядности и серости - загадочный мир истории и обществознания притягивает и завораживает и учителя и учеников.

                                               9

Бровикова Наталья Васильевна постоянный участник разнообразных творческих очных и заочных конкурсов.

Педагогическая деятельность требует особого призвания. Воспитанием и обучением могут заниматься лишь люди со склонностью и любовью к этому делу. Учитель должен любить и передавать свои знания другим, увлекаться самими процессом обучения и воспитания человека. Успех педагогической деятельности во многом зависит от коммуникативных способностей учителя, от его умения наладить правильные отношения с детьми.

 Умение преподать урок так, чтобы школьники были в твой предмет« влюблены по собственному желанию» -верх мастерства. Им учительская династия может гордиться. Об этом свидетельствует исторический факт - общий стаж работы ее славных представителей составляет более 120 лет.

                                                     10

   Заключение

 В нашей жизни мы все, независимо от профессии и стиля жизни, стремимся к своей вершине. У каждого она своя, кто-то оказывается на вершине счастья, кто-то на вершине самопожертвования… Каждый выбирает по себе,и нет в этом случайности. Профессия учителя в этом смысле не случайность, ибо очень сложно удержаться на ее волнах вот уже больше века.

Учитель-это человек, живущий за счет и во имя детских голосов. И кем бы ни стал в будущем ученик: юристом или врачом, экономистом или шахтером, он проходит ступени школьного образования, и в его детской душе остаются определенные воспоминания.

Увы, сегодня профессия учителя одна из самых дефицитных в современном обществе и тем отраднее, что многие ученики Плаксина Л.Н., познав азы преподавательской деятельности остались работать в школе им основанной.

Харченко Галина Васильевна, учитель истории, проработала в МБОУСОШ№2 пятьдесят лет, с 1955по 2005год в должности завуча. Галина Васильевна имеет множество наград, награждена орденом «Трудового Красного знамени»,Заслуженный учитель РФ, звание присвоено в 1989году.

Ершова Александра Анатольевна, учитель начальных классов, преподавала в школе с 1984года по 1999год,ей присвоено звание Заслуженный учитель РФ в 2002году.

Вдохновившись идеями Леонида Николаевича, по его стопам пошел еще один его ученик, Юдин Владимир Николаевич- доктор филологических наук, профессор Тверского университета, занимающийся преподавательской деятельностью в настоящее время(следующим шагом исследовательской работы ребят, будут воспоминания о своем учителе истории Юдиным В.Н.,который переезжает жить в наш поселок и займется написанием мемуаров).

И это только несколько судеб..

Свою педагогическою карьеру Леонид Николаевич прошел под девизом: «Свой добрый век мы прожили как люди, и для людей!»

                                                 11

Источники личного происхождения, архивы семьи:

1.Воспоминания Плаксина Л. Н.,1910г.р.

2.Воспоминания Кретовой А. Л.,1947 г.р.

 Список используемой литературы:

1.Выгодский Л.С.  Мышление и речь, М.,1999г.

2.КрутскаяЕ.А.      Роль имиджа педагога, М.,2000г.

3.Кузьмина Н.В.  Профессионализм личности педагога и мастера производственного обучения ,М.: Высшая школа,1990г.

                                       12


Поделиться:

Астрономический календарь. Апрель, 2019

Два петушка

Рисуем к 23 февраля!

Весенняя сказка

Горячо - холодно