в статье представлено теоретическое исследование, описание жизни калмыцких эмчи, и некоторые приемы и рецепты народной медицины калмыков. Многие их них могут быть использованы в области современной научной медицины и представляются полезными для профилактики здорового образа жизни.
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 23.71 КБ |
Министерство образования и науки Республики Калмыкия
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 23 имени П. М. Эрдниева»
Муниципальный этап
Всероссийский конкурс «Отечество: история, культура, природа, этнос»
Номинация «Экожурналистика»
Статья «Калмыцкая медицина. Калмыцкие эмч»
Подготовил:
Лиджиева Гиляна Саналовна
Учащаяся 8 «В» класса
МБОУ «СОШ № 23 имени П. М. Эрдниева»
Руководитель:
Кисилева Наталья Викторовна
учитель географии
МБОУ «СОШ № 23 имени П.М. Эрдниева»
89093994037
Элиста – 2025 г.
Введение
Калмыки, в прошлом ойраты, на протяжении столетий кочевали по просторам Центральной Азии, богатой лечебными травами, минералами и другими природными ресурсами, обеспечивающими благоприятные условия для жизни и здоровья человека.
Комплекс первых эмпирических знаний о здоровье человека, о народных
способах исцеления от разных недугов, который может успешно соседствовать с современной научной медициной, передавался из поколения в поколение в устной форме, что нашло художественное воплощение в калмыцком фольклоре, уникальном в своем разнообразии и содержательности.
В устной традиции калмыков отражены народные представления об окружающем мире, о жизни и смерти, о морально-этических нормах, о силе духа, об идеальном здоровье человека, о скрытых возможностях человеческого организма, также представлен достаточно широкий спектр названий болезней, народных способов лечения, средств заживления ран, сращивания переломов костей и т. д.
Этот богатейший материал, основанный на народных знаниях, долгих
наблюдениях, проверенный и сохраненный предшествующими поколениями,
требует специального и всестороннего изучения, что актуализирует исследуемую проблему.
Статья содержит теоретическое исследование, описание жизни калмыцких эмчи, и некоторые приемы и рецепты народной медицины калмыков. Многие их них могут быть использованы в области современной научной медицины и представляются полезными для профилактики здорового образа жизни.
Статья опубликована на сайте https://nsportal.ru/ap.
Калмыцкая медицина имеет глубокие исторические корни, восходящие к XVII веку и отрывочно записанные в многочисленных свитках, многотомных сочинений «Ганджур» и «Санджур». Она объединяет все региональные приемы распознания, лечения, предупреждения заболеваний, принятые в монгольской, тибетской, китайской медицине, и в тоже время она располагает собственными оригинальными, неповторимыми способами лечения организма человека.
Основоположник калмыцкой письменности Зая-Пандита был не только религиозно-философским деятелем, но и одним из калмыцких эмчи.
С веками калмыцкие эмчи постоянно накапливали и передавали опыт своим ученикам. Создавались семейные потомственные династии эмчи, ныне уже не существующие.
Одним из первых дипломированных врачей – энтузиастов, посвятивших всю свою жизнь делу оздоровления калмыцкого народа, был выпускник Казанского университета Семен Рафаилович Залкинд. За свою долголетнюю врачебную деятельность в Калмыкии он практически изучил и постоянно применял приемы в распознавании болезней, их лечения и предупреждения, используемые в калмыцкой народной медицине. Он подтвердил их высокую эффективность, безопасность, простоту, и общедоступность этих методов. Доктор Залкинд установил, что при наличии кажущегося нормального состояния здоровья в момент обследования можно предугадывать возникновение заболеваний. Он постоянно указывал в свои многочисленных статьях, что гораздо легче и выгоднее болезнь предупредить, чем ее лечить.
Поэтому он советовал при лечении фактического здоровья, когда не проявляются признаки грядущего заболевания, принимать ряд предупредительных мер:
1) прием отвара смеси равных частей плодов шиповника, мелконарубленного сладкого корня, цветов полевой ромашки в смеси равных объемов талой, дождевой, родниковой воды по одной пиале три раза в день - утром после сна, вечером перед сном, днем после обеда.
2) прием отвара фарша нежирного мяса (несоленой рыбы) степных грибов, мелкорубленых, сваренных вкрутую птичьих яиц в смеси равных объемов кобыльего, козьего, коровьего, овечьего, верблюжьего молока в качестве первого и второго блюд во время обеда.
3) баночные аппликации на позвоночник от подзатылочной до копчиковой ям и параллельно с обеих сторон один - два раза в неделю систематически.
4) еженедельное погружение обеих рук в очень горячую, а обоих ног в очень холодную воду, одновременно утром после сна и вечером перед сном.
5) полоскание полости рта утром и вечером отвара смеси равных весовых частей шелухи лука и чеснока (1:1:20).
Доктор Залкинд установил, что можно предугадывать возникновение заболеваний. Он советовал профилактические меры. Природными целителями доктор Залкинд называл солнце и родниковую воду, поэтому рекомендовал всем людям молодого и среднего возраста все теплое время года ежедневно купаться, особенно утром после сна и вечером перед сном, спать на берегу, опустив обе голени в воду, ходить по шею в воде, надувать воздушные пузыри не менее тридцати раз, находясь по шею в воде.
Методы профилактики в калмыцкой народной медицине.
Все виды профилактики в калмыцкой народной медицине способствуют повышению сопротивляемости организма к различным метеоусловиям, предупреждают простудные заболевания, уменьшают возбудимость нервной системы, улучшают сон и аппетит.
Марк Исакович Стеклов, врач-фтизиатр, кандидат медицинских наук, прожив в степи некоторое время, говорил:
- В вопросах распознавания болезни калмыцкие эмчи достигали возможности выявлять скрыто текущие заболевания, когда человек еще ничего не чувствует и кажется вполне здоровым. При этом они пользовались многими методами. Например, иглоукалыванием кожи, наружного края пупка, которые мысленно делили на часовые сектора и дуги, связанные с определенным органом или системой органов. Эмчи умели определять давность заболевания, характер его течения, возможность появления осложнений, выявляли методы лечения. Это требовало от них больших знаний и опыта. Среди эмчи были знаменитости, пользовавшиеся большой популярностью и заслуженным уважением.
Он полюбил эту землю. Объездив ее из края в край, записывал, как лечили калмыцкие эмчи (лекари), сам научился их приемам. И пришел к выводу: калмыцкая медицина, хоть и имеет явное родство с китайской, индийской и тибетской, все же самостоятельна и оригинальна. Она выросла из потребности народа иметь здоровых воинов (К примеру, эмчи участвовали в отборе кандидатов в конницу и умели предсказывать скрытые, не проявившиеся еще в симптомах, болезни).
Кроме того, ее достоинство в том, что для лечения использовались исключительно доступные средства: если травы - то те, которые росли под ногами.
Поразительно бережное отношение к природе проявлялось и здесь: собирали то, что не могло привести к гибели самого растения - плоды, листья.
Народные лекари применяли своеобразные тесты при отборе детей в школы при хурулах (ламаистских монастырях), они определяли, сможет ли выдержать ребенок серьезную умственную нагрузку и особый образ жизни.
Марк Исакович Стеклов окончательно систематизировал собранный материал, осмыслил его с точки зрения современной медицины и использует в своей практике.
Итогом изучения М.И. Стекловым методик лечения калмыцких эмчи стало появление монографии «Предсказывание калмыцкими эмчи болезненного состояния».
Некоторые приемы калмыцкой народной медицины.
Предсказывание болезненного состояния
№ 1. Если при надавливании указательным пальцем кожи в подгрудинной ямке, при разминании кожно-мышечной складки в правом подреберье будет непроизвольно сгибаться туловище, то вскоре появятся желтуха, потемнение мочи, посветление стула, зуд кожи, приступы болей в правом подреберье.
№ 2. Если при рублении ладонями в области поясницы возникает непроизвольный полуповорот туловища или разгибание его, то вскоре появятся болезни мочеиспускания, ночное недержание мочи, приступы болей в пояснице, отдающие во внутреннюю поверхность бедра.
№ 3. Если при разминании кожно-мышечной складки пояснично-крестцовой области появится непроизвольный поворот туловища, то вскоре возможен приступ болевого ограничения движения в пояснице, в тазобедренном суставе.
№ 4. Если при разминании кожно-мышечной складки на груди, спине, бедре возникают непроизвольное движение туловища, учащение сердцебиения, расширение зрачков, то вскоре появятся болевое ограничение движения на данном участке туловища, судороги в этой области.
№ 5. Если при пассивном разгибании суставов расширяются зрачки, непроизвольно двигаются конечности, туловище, то вскоре появятся болевое ограничение движения, припухлость в исследуемом суставе.
«Зеленая аптека».
Калмыцкий эмчи Эрдни Эрендженович Басангов предлагает при плохом аппетите следующие рецепты:
1. Дикие плоды яблони, груши, вишни, сливы, винограда, айвы берут в равных количествах и варят в 5 литрах талой или дождевой воды. Принимают 3 раза в день по пиале перед едой.
2. Взять в равных частях мелко рубленные листья подорожника, одуванчика, цветков ромашки, акации, тюльпана и приготовить отвар в двух литрах родниковой или талой воды. Процедить и пить по пиале 3 раза в день перед едой при плохом аппетите.
3. Фарш винограда в собственном соку.
Калмыцкие эмчи постоянно назначали отвар смеси равных частей общеизвестных степных растений: цветов одуванчика, ромашки, тюльпана, тысячелистника, верблюжьей колючки, листьев крапивы, лопуха, камыша, плодов верблюжьей колючки. На одну часть мелко измельченного лекарственного сырья брали 10 частей родниковой талой или трижды прокипяченной воды. Прием ежедневный – утром после сна и вечером перед сном по одной пиале в течение 30 дней. Это степное лекарство назначали при изжоге, отрыжке, при болевом вздутии живота, желтухе, кашле, болезненном мочеиспускании. Эмчи использовали этот отвар при полоскании полости рта и горла при болях, кровоточивости десен. Рекомендовалось вдыхание паров отвара при сухом мучительном кашле, осиплости голоса, насморке, першении в горле и носу.
Мёдотерапия.
Эмчи и пчеловод Дорджи Эрдниев лечебные препараты приготавливал на основе мёда. Он использовал отвар мёда в талой воде или молоке в соотношении 1:20. Он считал, что медово-молочный состав помогает при многих заболеваниях, особенно во время и после истощающих заболеваний, лихорадке, при одышке, болях в сердце, бессоннице, ранах, язвах, переломах.
Мёдом эмчи лечили раны, ожоги, язвы, свищи, зуд, сыпь. Мёд применяется в виде отвара в молоке (желательно кобыльем) в смеси с животным жиром, эта смесь накладывалась на пораженные участки в виде повязок, которые менялись по мере заживления.
Ода калмыцкому чаю.
Польза калмыцкого чая бесспорна. Для калмыков и для других кочевых народов вареный молочный чай всегда был и остается не только напитком, но и лекарством, и общеукрепляющим средством.
Этот чай нормализует обмен веществ, а также повышает сопротивляемость организма болезнетворным бактериям, то есть укрепляет иммунитет. Калмыцкий чай избавляет от простуды и от сильного кашля. Его используют для лечения заболеваний дыхательных путей.
Этот напиток благотворно влияет на пищеварение и на работу желудочно-кишечного тракта. Его принимают при отравлениях – и во время лечения, и для восстановления сил. Кроме того, его рекомендуют пить при заболеваниях желчного пузыря. Этот чай помогает справиться с усталостью, возвращает бодрость и отлично тонизирует. И при этом он избавляет от бессонницы и от чувства внутреннего беспокойства.
Заключение.
Формирование традиционной народной медицины любого народа – это адаптация людей к осваиваемой среде. Природные условия и ресурсы оказали влияние на выбор и ассортимент лекарственных средств. Проведенное исследование показало, что народная медицина калмыков имеет весьма разветвленные сферы специализации как фитотерапия, лекарственные средства животного и минерального происхождения, массаж, гимнастику, водолечение, иглоукалывание и т.д.
По нашему мнению, в лекарственных средствах у калмыков преобладают средства животного происхождения, что обусловлено ведением в недавнем прошлом кочевого хозяйства и образа жизни.
Таким образом, можно заключить, что калмыки обладали богатым опытом и обширными знаниями в области народной медицины. Сохранились устные и некоторые письменные заметки, содержащие народные знания
о традиционных способах лечения, о ритуально-лечебной практике калмыков, о целительных свойствах средств животного, растительного происхождения и т. д., которые представляют большой интерес с точки зрения современной научной медицины.
Нужно помнить, как и наши предки, что природа нас создала, а значит, поможет нам восстановить свои силы, тонус и здоровье.

Рыжие листья

Сочные помидорки

Усатый нянь

Рисуем новогодние санки

Как готовятся к полетам на Луну