Данная работа посвящена изучению истории депортации карачаевского народа в 1943 году, её последствиям и процессу восстановления справедливости в послевоенный период. Основное внимание уделено личным воспоминаниям и свидетельствам очевидцев, в частности рассказу Урусова Казий-Магомеда, который пережил депортацию вместе с семьёй.
Работа исследует влияние тяжёлых исторических испытаний на судьбы людей, отражает культурное и духовное наследие карачаевцев, их стойкость, честь и трудолюбие. Особое место занимает анализ возвращения депортированных народов на родину и роль политических решений в восстановлении их прав.
Рассмотрены литературные источники, архивные материалы и устные воспоминания, что позволяет не только реконструировать события прошлого, но и подчеркнуть важность сохранения исторической памяти для будущих поколений.
Ключевые слова: карачаевский народ, депортация, геноцид, возвращение на родину, историческая память.
Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики
Исследовательская работа «История моей семьи в годы депортации» («Кёчгюнчюлюкде мени юйюрюм»)
Автор работы: ученица 11 класса
Семенова Мадина Умаровна, 16 лет,
МБОУ «СОШ а. Верхний Учкулан»,
369233 КЧР, Карачаевский район,
А. Верхний Учкулан, ул. КапланаТебуева , 8,
Научный руководитель:
Семенова Сафия Кази-Магометовна,
учитель родного языка и литературы,
МБОУ «СОШ а. Верхний Учкулан»
-2020-
Вступительное слово………………………………………2
Смысл исследовательской работы……………………....2
История депортации карачаевского народа…………….3
Рассказ Урусова Кази-Магомеда………………………….3
Восстановление справедливости………………………….6
Заключительное слово……………………………………..6
Литература………………………………………………….7
Вступительное слово
Значение исследовательской работы сегодня.
Когда в Великой Отечественной в разгаре шла ожесточённая война, внутри многонационального Советского Союза многие народы были разобщены, целые народы депортированы, не пощадив ни одного человека, и насильно переселены с родных земель в Сибирь, Среднюю Азию и Казахстан — это является одной из тёмных страниц истории нашего великого государства.
Со временем всё забывается. Но, несмотря на то что переселённые народы испытали невыразимые страдания, их мужество, проявленное в сражениях за Родину, их стойкость перед трудностями, когда их бросали в песчаные степи, их умение не пасть духом даже в самых тяжёлых условиях и быть примером для других — всё это нельзя забывать. Сегодняшнее молодое поколение и грядущие поколения должны знать историю нашего народа.
С каждым днём уменьшается число людей, переживших те безграничные трудности. Судьба каждого из них могла бы стать большой книгой. В нынешней спокойной, благополучной жизни мы не должны забывать наших предков и обязаны бороться за то, чтобы подобные бедствия больше никогда не повторились.
Смысл исследовательской работы:
Сегодня каждый народ дорожит своей родиной, своей историей, литературой и культурой. Поэтому я посвящаю своё исследование моей Родине — Карачаю.
Цель исследования:
Показать, что народ Карачая, даже в самых тяжёлых испытаниях, не утрачивал человеческое достоинство, мораль, честь; что он не позволил страданиям сломить себя, и даже когда кровь выступала из глаз от горя по погибшим, он продолжал честно трудиться и жить достойно.
Задачи исследования:
• Пробудить у молодёжи уважение к Родине и истории своего народа.
• Призвать нынешнее поколение быть готовыми, если потребуется, защищать свою родную землю, не щадя жизни.
• Показать, что там, где нет морали, чести и трудолюбия — не может быть благополучия.
Ход исследования:
Анализ
Синтез
Структура исследования:
История депортации карачаевского народа
Депортация карачаевского народа началась 2 ноября 1943 года.
Пока между СССР и фашистской Германией продолжалась ожесточённая война, Сталин приказал привести на Северный Кавказ сто тысяч специально отобранных войск НКВД для депортации карачаевского народа.
В октябре солдаты прибыли и разместились в карачаевских селениях. Они наблюдали за всем и за каждым, допрашивали, собирали сведения. Представляясь «советскими солдатами», они входили в доверие к семьям, в которых молодые мужчины ушли на фронт: ели их хлеб-соль, расспрашивали, поддерживали беседы, а порой и жили какое-то время в тех же домах.
Но утром 2 ноября, примерно в 4 часа, они внезапно громко постучали в двери, разбудили людей, стали кричать, угрожать, требуя немедленно покинуть свои дома. Людей выгоняли силой.
В течение трёх дней, оставив горные сёла полностью без населения, всех собрали на железнодорожных станциях Черкесска и Джёгетей-Аягъы.
Людей грузили в товарные вагоны.
Всего было вывезено 69 267 человек, из них 15 980 семей.
Среди депортированных было 12 500 мужчин (в основном пожилые и инвалиды войны, получившие ранения), 19 444 женщины, 36 670 детей.
Когда начинали говорить о депортации, у моего деда, старика Урусова Кази –Магомета Аубекировича, начинали течь слёзы, и он рассказывал так:
В октябре 1943 года в карачаевские селения вошли красноармейцы.
«Вы предательский народ, вам нельзя жить на этой земле», — говорили они грубым голосом, пугая беспомощных стариков, детей, женщин, едва державшихся на ногах.
Они приказывали: «Через три часа будьте готовы!» — и грозно держали перед лицами людей оружие.
То, что мы увидели своими глазами: если на ком-то была золотая или серебряная пуговица, пояс, украшение, если у хозяев имелись украшенные серебром и золотом конские принадлежности — то солдаты, наставив автоматы, отнимали всё до последней вещи, грубо вырывая из рук. Они забирали всё, что человек мог иметь.
На следующее утро весь наш скот бродил по селу, коровы и телята мычали от голода, собаки выли, куры на насестах кричали, — всё хозяйство осталось без присмотра.
Братья, сёстры, родители метались, не зная, кого и где искать. Нас грузили на «студебеккеры» и отвозили на железнодорожные станции Джёгетей-Аягъы и Черкесска.
В те тяжёлые дни я вместе со старшей сестрой Даутой были в колхозе — работали в Кобан-Ары джаны.
Я пас скот,сестра работала на пахоте.
Наш старший брат — тот самый, что прославил Карачай своим именем в конце 30-х годов, член Союза писателей СССР (с 1939 г.), Махамет (в семье мы называли его Джашду), — погиб как герой, сражаясь против немцев на фронте.
Мой родной брат Нюрмагомет был прислан из Учкулана в Кобан-Ары джаны — он был среди тех, кого переселили из Красного Октября. Наши сестры — четыре девочки, больная мать, отец Аубекир, уважаемый человек в Учкулане, — всех их депортировали в Азию.
Поездом, в ледяных, окованных металлом товарных вагонах, их довезли до Ивановского района Фрунзенской области. Оттуда людей свозили в село Октябрьское, кто на чём мог: на лошадях, на бычьих повозках.
Им выделили помещение — одну часть старой свинофермы колхоза. И это ещё было хорошо, потому что многим негде было жить — люди выкапывали земляные норы и ночевали там, а вся работа была под открытым небом. И всё это — в лютые морозы среднеазиатских зим, в декабре и январе.
Мы же с сестрой Даутой попали в Джамбулскую область Казахстана.
С нами были многие юноши и девушки из сёл Кол-Джагъасы и Покун- сырты многие из них были ранены на войне, ослаблены, но продолжали работать: на сенокосе, на уборке, молодые девушки — на полевых работах.
Искали, расспрашивали — и через шесть месяцев мы нашли наших. Но из Джамбула в Киргизию нас не отпускали: комендант долго не выдавал разрешение. Из-за того, что люди не могли найти своих близких, из-за холода, голода, непривычной воды, болезней — очень многие умирали.
Нам же повезло.
Сестра Даута была спокойной, рассудительной, я же был расторопным. Днём мы тяжело работали в колхозе, а по ночам она сидела до рассвета и пряла шерсть, получая за это немного, но всё же какую-то плату. Она трудился, перерабатывала шерсть, валяла варежки, чулки, потом мы меняли это на еду, распределяли наш крошечный паёк — и так, понемногу, мы выжили и собрали нашу семью.
Если хочешь, приходи и к нам — во время переселения первым умер мой отец!
Из-за тяжёлой работы моя сестра Асият, работая на токе в колхозе, надорвалась: у неё разошлась диафрагма (от автора — «джон эт»), и она тоже слегла больная.
Когда мой брат Нюрмухаммат и отец заболели и лежали, не вставая, тех из наших, кто был немного сильнее, отправили пасти скот в колхоз «Кенеш», недалеко от границы Казахстана, в холодные степи, в район Анархай.
Недолго прошло после нашего отъезда — скот пригнали на пастбище — и Нюрмухаммат пришёл домой: весь истощённый, лицо и руки красные, потрескавшиеся, обветренные до крови.
Отец очень умолял отдать Асият и Нюрмухаммата в больницу, плакал, просил, но что можно было сделать? Не смогли мы вырваться никуда, держали нас на месте, как будто прикованные!
Когда за работу Нюрмухаммата колхоз дал небольшой кусок муки и немного мяса, мы в память о нём, в честь отца и сестры сделали маулют, собрав многих стариков, и раздали соседям с маленькими детьми халву и лепёшки.
Но трудности этим не закончились.
Сестра Даута, измученная нашими бедами, стала болеть сердцем, постоянно жаловался — тогда я не понимал, а теперь знаю, что это была болезнь «инфаркт». Она умера.
Год не прошёл, как умерла и наша мать — Алимат.
Так получилось, что мне и моему младшему на два года брату Нюрмухаммату пришлось заботиться о нашем отце и семи маленьких детях. Что мы могли делать? Мы боролись — изо всех сил.
Днём работали в колхозе, что бы ни давали — всё делали; ночью заботились о детях, делали домашние дела.
Государственный паёк — 300 граммов муки — никак не хватал, поэтому мы пришивали брату Нюрмухаммату к подмышкам фуфайки маленькие кармашки, а я ходил в караул на поля и ночью приносил немного муки.
Иначе нам было бы не выжить. Колхоз почти не давал нам еды за работу — зарабатывали одни «трудодни»: в год 900–1000 трудодней, но и за них не давали всего, что причиталось. Появилась какая-то «Государственная подписка» («Кърал заём»), и многие наши хлебные доли забирали — даже то, что нам полагалось за труд.
А нам нужно было кормить семерых детей!
К счастью, Нёрмухаммата взяли на работу на звероферму, и он каждый вечер приносил домой по литровой банке молока. Так мы каким-то образом смогли выжить, не дать детям умереть от голода и холода.
Мы растили их, отправляли в школу.
Четыре наших брата — Назир, Мухтар, Сапар и Азрет-Алий — окончили школу, получили аттестаты. Кроме Назира, все поступили в институты и получили высшее образование.
Все они стали достойными людьми и нашли хорошую работу, когда мы вернулись из Средней Азии на Родину.
От автора
Сын Аубекира Урусова, Казий-Магомет, родился в августе 1922 года в селе Верхний Учкулан. Его мать, Канитат, дочь Мусоса Бостанова, умерла, когда Казий-Магомету было 4 года.
Старший брат Казий-Магомета — известный карачаевский поэт-патриот — погиб в 1942 году в Сталинградской битве.
Пять братьев и три сестры сумели вернуться живыми из Средней Азии и снова жили вместе на родине.
Казий-Магомет создал семью с Байдымат, дочерью Магомета Шаманова. Вместе они вырастили четверых детей — трёх сыновей и одну дочь — и сделали их достойными людьми. Всем дали возможность получить высшее образование.
Сегодня у него 13 внуков — кто-то учится в школе, кто-то — в вузах и средних специальных учебных заведениях.
Мой дед, Урусов Казий-Магомет, умер в 2016 году в Верхнем Учкулане.
Пусть Аллах дарует ему рай!
Родословная Урусова Казий-Магомета составлена Семеновой Мадиной (2010 г.).
Оказание справедливости депортированным народам, возвращение их на историческую родину также не стало лёгким делом.
Когда к власти пришёл Н. С. Хрущёв, ситуация немного изменилась. Потомки народов, испытавших на себе жестокость депортации, продолжали писать обращения, ехали в Москву, добивались приёма у руководства ЦК КПСС, при необходимости — у членов Президиума Верховного Совета. Неоднократно — по два-три раза — они обращались непосредственно к Хрущёву, передавая ему свои просьбы и доклады.
В 1956 году, на XX съезде КПСС, Хрущёв осудил «культ личности» Сталина, разоблачил ложные обвинения и несправедливости, на основании которых многие народы были выселены со своих земель. Он поддержал идею восстановления их прав.
25 ноября 1956 года Центральный комитет КПСС принял важное постановление:
о восстановлении национальной автономии калмыцкого, карачаевского, балкарского, чеченского и ингушского народов и о предоставлении людям, прожившим 14 лет в ссылке, права свободно вернуться на свою историческую родину.
Пусть это исследование и невелико по объёму, но я проделала серьёзную работу — настолько, насколько смогла, — прикасаясь к трудной и горькой странице истории моего дорогого карачаевского народа, истории, которая своей правдой заставляет дрожать сердце и оставляет неизлечимую боль в душе.
Для меня нет на белом свете земли чище, роднее и прекраснее, чем моя родина — Карачай, земля моих предков, отца и матери. Я счастлива и горжусь тем, что принадлежу к народу, который, какие бы трудности ни выпали на его долю, никогда не оставляет друг друга, сохраняет честь своего рода, уважает как мужчин, так и женщин, ценит старших, помогает младшим, поддерживает каждого, кто нуждается.
Наш народ, воспитанный в трудностях, умеющий хранить единство, знающий цену хлебу и труду, не плакал, не сидел, сложа руки, над своими бедами, а поднимался и боролся за жизнь. В честь этого я написала маленькое стихотворение:
Четырнадцать лет, словно птицы, разлетелись,
Разметавшись над чужбиной, вдалеке от родных земель.
Пусть Аллах Великий защитит —
Чтобы народ мой больше не познал беды,
Не гнул спину под тяжестью слёз.
Суровые дни, что Карачай пережил,
Я перенесу в строки стихов —
Чтоб помянуть тех, кто пал в тех муках,
И сказать: пусть рай будет их обителью.
В суровый ноябрьский день,
Горы тоже испытали сиротство…
И от их ледяной тишины
Становились глубже потоки,
Стекающие в ущелья.
Не уронив честь и достоинство,
Возвратившись на родную землю,
Даже если придётся жить на камне, —
Карачай останется Карачаем,
Пока держится на честном труде.
Будем же жить так,
Чтобы больше не повторились страдания
Наших отцов и предков.
Будем вкушать свой честно добытый хлеб
В мире и покое, на родной земле.
Геноцид, пережитый моим народом, оставил неизгладимый след в жизни каждого, кто это пережил. Эта трагедия настолько глубока, что невозможно передать её словами. Каждый человек, кто прошёл через это, ощущал боль по-своему.
Карачаевцы, балкарцы, ингуши, кумыки, чеченцы и многие другие народы были выселены вместе с другими народами, переживали эти страдания, но при этом не теряли духа. Каждый народ в своей истории испытывает трудности и радости.
Мой народ, который был уничтожен и разорён, пережил тяжёлые годы двадцатого века. Политика Сталина привела к депортациям, лишению свободы, голоду, болезням и смерти многих людей, а также к клеймению их как «предателей». Этот опыт оставил в нашей истории неизгладимый след.
Сегодня, в мире, где всё меняется под влиянием современных технологий и интернета, люди запутываются в потоке информации, задаются вопросами «Кто я? Для чего я?» и часто не могут осознать истинные ценности жизни. Если молодёжь не почувствует этих уроков истории, она не сможет понять смысл жизни, не сможет вырасти полноценными людьми.
Поэтому важно воспитывать, объединять и напоминать о нашей истории, чтобы помнить прошлое и делать правильные выводы для будущего.
В работе я подробно раскрываю жизнь и подвиг моего деда, Урусова Магомета Аубекировича (в народе известного как внимательный (эсли).

В чём смысл жизни. // Д.С.Лихачев. Письма о добром и прекрасном. Письмо пятое

Карандаши в пакете

Одеяльце

На горке

10 осенних мастер-классов для детей